литейный 42 дворец зинаиды юсуповой история
selenaes
selenaes
«Факт, для того чтобы быть правдивым, должен копировать вымысел.»(с)
(А. Г. Рокштуль. Вымышленный Портрет хана Юсуфа. )
Зинаида Ивановна Юсупова, урожд. Нарышкина, впоследствии графиня де Шово и маркиза де Серр, родилась 207 лет назад 2 ноября 1809г. (1810г.?) в Москве.
19 января 1825г. состоялась свадьба юной Зинаиды и вдового князя Бориса Николаевича Юсупова (1794–1849).Князь Борис Николаевич был предводителем петербургского дворянства, с 1848г. имел придворную должность гофмейстера. Он отличался благородством души, меценатством и искренней заботой о бедных.
.
в предисловии к мемуарам Феликс Юсупов напишет:
«МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ
Это история старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании.
В революцию наши архивы пропали, сохранились лишь дедовские записи от 1886 года. Это единственный документ, которым пользовался я, рассказывая о семейных истоках.
О своей собственной жизни говорю искренне, повествую о грустных и радостных днях, ни о чем не умалчивая.
О политике я предпочел бы не говорить, но жил я во времена беспокойные и, хоть и рассказывал уже о драматических событиях, в которых оказался замешан («Конец Распутина»), не могу и здесь обойти молчаньем собственную роль в них.
Первая часть мемуаров рисует беззаботную жизнь, какой жили мы до войны 14-го и революции 17-го гг., вторая говорит о наших мытарствах в изгнании.
Пропасть разделяет оба периода. Глубочайшая вера понадобилась нам, чтобы не усомниться в справедливости Господа. Именно эта вера и помогла нам вынести испытания и не утратить надежды.»
Из мемуаров Феликса Юсупова о прабабушке Зинаиде Ивановне Юсуповой.
«В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно.
Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье. Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата. «
Робертсон К. Портрет кн. З.И. Юсуповой, на входе
Фамильный герб Юсуповых
Остановлюсь на синем зале,вернее на копиях картин, которые здесь висят. Князь Николай Борисович Юсупов был одним из крупнейших меценатов и коллекционеров, руководил также Эрмитажем. Длясвоей усадьбы Архангельское приобрел ряд картин художника Тьеполо,вчастности два монументальных полотна о Клеопатре. По сюжету на картине «Пиры Клеопатры» изображен момент, когда Клеопатра, чтобы выиграть пари, заключенное с Антонием, чей пир будет роскошнее, готовится растворить в чаше с уксусом необычайной красоты жемчужину. Жемчужина Пелегрина была в коллекции Юсуповых.
В то время была в моде имитация, эта лепнина скорее сделана из папье маше. Сделана под дерево, это не значит что раньше не было дерева, такая была мода на имитацию этих элементов. На сегодняшний день в этих залах находятся аудитории университета.
Особняк княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово)
Особняк княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово) Необарокко
Пам. арх. (федеральн.)
Дворец строился по заказу княгини З. И. Юсуповой, урожденной Нарышкиной, вдовы гофмейстера кн. Б. Н. Юсупова. Вначале за составление проекта взялся Г. Э. Боссе, но представленные им эскизы и сметы княгиня не одобрила и заказала эту работу молодому, но уже известному Л. Л. Бонштедту
Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко.
Здание богато декорировано скульптурой и лепными украшениями. Над его средним фронтоном размещались гербы Нарышкиных и Юсуповых.
Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.
Портрет княгини Зинаиды
Ивановны Юсуповой.
Семья князей
Юсуповых графов
Сумароковых-Эльстонов.
1900
Особняк графини З. И. Юсуповой.
рис. В.С.Садовникова. 1866 г.
Парадный двор.
акв.В.С.Садовникова. 1840-е гг.
Вид на северный
и южный дворы
от зимнего сада
Внутренний двор.
На дальнем плане
дворовый фасад
главного корпуса
Польский дом
Просвещения,
пр.Володарского
1929 г
«Театры Ленинграда»
1964 г. С. 30
1909. ЦГИА СПб
* см. ниже
Чертеж фасада дома
Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона
по Литейному пр., д. 42.
1914. ЦГИА СПб
Фото с Яндекс-панорам
* Разрешение Санкт-Петербургской городской управы на открытие концертного зала на театральный сезон 1909-1910 гг. по Литейному пр., д. 42,
выданное Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. 1909. ЦГИА СПб
** Вход на выставку «Лев Толстой», открытую в ознаменование 80-летия писателя – вестибюль Театрального клуба (Литейный пр., 42).
Автор съемки К.К. Булла. [ 1909 ]. ЦГАКФФД СПб
В 1855 г. Священный Синод по просьбе княгини, страдавшей болезнью ног, дал разрешение на пожизненное устройство при дворце домовой церкви. На третьем этаже южного служебного флигеля, в пределах возведенных капитальных стен, плотник Лапшин изготовил деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на пристенные столбы.
Церковь освящена в 1861 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме находилась модель часовни Иверской Божией Матери, а также ящик с гипсовыми маской и слепком с руки императора Николая I.
В 1859-1860 гг. В. С. Садовников по заказу графини З. И. Юсуповой выполнил серию из тридцати акварельных видов интерьеров особняка.
В этом храме состоялось венчание княгини З. И. Юсуповой с французским подданным, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.
( добавил: Наталия по материалам: Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Дворец Юсуповых на Литейном
Образцом богатого аристократического особняка следует считать хорошо сохранившийся дворец княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте (дом 42). Он был построен в 1852—1858 годах немецким архитектором Л. Л. Бонштедтом, работавшим некоторое время в России. Очевидно, этим объясняется вольное использование в решении фасадов здания приемов архитектуры немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века. Стремясь к оригинальности, Бонштедт полностью облицевал фасад естественным камнем — бременским песчаником, привезенным из Германии. Из этого же камня изготовлены колонны и пилястры, кариатиды, украшающие главный вход, а также фигурные аттики над карнизом здания, декорированные скульптурой.
Пышность отделки отличает и интерьеры дворца, в оформлении которых широко использованы искусственный мрамор, лепка, позолота, роспись. Многие живописные плафоны и медальоны исполнил известный художник Н. А. Майков. Среди помещений дворца особенно нарядно выглядели Библиотека, украшенная панно работы Г. Робера, Портретный и Концертный залы.
Дворец княгини Юсуповой вызывал лестные отклики современников. Журнал «Архитектурный вестник» отмечал: «В Санкт-Петербурге, с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом. Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершают полноту величественной композиции. ».
Фасады дворца Юсуповой и его некоторые интерьеры дошли до нашего времени в неплохой сохранности.
А. П. Крюковских. «Дворцы Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург Лениздат 1997
Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России.
Кристина Робертсон. Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой (Нарышкиной)
Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой графини Нарышкиной. Первоначальный проект здания разработал архитектор Гаральд Боссе, затем завершал работу над проектом и руководил строительством Людвиг Бонштедт. Современный адрес: Литейный проспект, д. 42. Сюда она переехала после смерти мужа из дворца на Мойке, который остался её сыну.
Строительство дворца началось в 1852 году и закончилось в 1858.
Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко. Здание полностью облицовано камнем — песчаником: местным, гатчинским, и бременским, из Германии. Эти работы выполнила мастерская Трискорни.
Над его средним фронтоном размещались гербы Нарышкиных и Юсуповых. Кариатиды у парадного входа, выделенного порталом, сделаны из того же камня. Фасад украшают колонны и пилястры.
Эту дорогую отделку могла себе позволить только такая богатая заказчица. Здание декорировано колоннами и скульптурой.
Парадная лестница
Парадная лестница (сегодня)
Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.
В 1855 г. Священный Синод по просьбе княгини, страдавшей болезнью ног, дал разрешение на пожизненное устройство при дворце домовой церкви. На третьем этаже южного служебного флигеля, в пределах возведенных капитальных стен, плотник Лапшин изготовил деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на пристенные столбы.
Интерьер домовой церкви в особняке княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово)
Церковь освящена в 1861 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме находилась модель часовни Иверской Божией Матери, а также ящик с гипсовыми маской и слепком с руки императора Николая I.
В этом храме состоялось венчание княгини З. И. Юсуповой с французским подданным, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.
Дворец графини Юсуповой-Шово, Литейный пр., 42
В 1859-1860 гг. В. С. Садовников по заказу графини З. И. Юсуповой выполнил серию из тридцати акварельных видов интерьеров особняка.
Парадный двор особняка графини Зинаиды Ивановны де Шово-Нарышкиной (Юсуповой)
Библиотека в особняке З. И. де Шово-Нарышкиной
Малахитовая гостиная особняка графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Парадная лестница в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Спальня в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Бальный зал в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Особняк Зинаиды Ивановны Юсуповой сразу же привлёк внимание петербуржцев.
Christina Robertson (1796–1854). Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893), урожд. Нарышкина (1840-е, Tretyakov Gallery, Moscow)
В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич Юсупов. В 1861 году Зинаида Ивановна снова вышла замуж, им стал французский дворянин Луи Карл Оноре граф де Шово. Вскоре она уехала на родину мужа, где скончалась, оставив дворец в наследство своему правнуку Феликсу Феликсовичу-младшему.
Franz Xaver Winterhalter (1805–1873). Юсупова Зинаида Ивановна, урожд. Нарышкина
Последний дореволюционный владелец особняка — правнук Зинаиды Ивановны Феликс Юсупов (младший).
В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей.
Во время Первой мировой войны здесь работал госпиталь.
Лазарет в особняке Юсуповых
В 1950 году здание было передано в распоряжение общества «Знание».
С 1994 года в этом же здании находится Институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП).
И поныне этот юсуповский дворец продолжает оставаться центральным лекторием с прекрасным концертным залом.
Литейный пр., 42
Вестибюль
Вестибюль
Парадная лестница (вид из вестибюля)
Парадная лестница
Фрагмент парадной лестницы
Парадная лестница
Люстра парадной лестницы
Парадный кабинет
Камин в парадном кабинете
Двери в парадном кабинете
Фрагмент двери в парадном кабинете
Винтовая лестница
Танцевальный зал
Фрагмент отделки танцевального зала
Двери танцевального зала
Официантская
Золотая гостиная
Золотая гостиная
Плафон золотой гостиной
Фрагмент отделки камина в золотой гостиной
Коридор
Театральный зал
Театральный зал
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
achernega
Прогулки по Петербургу
заметки краеведа
Любознательным петербуржцам известен дворец Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте (дом №42). Любой прохожий может рассмотреть богато украшенный скульптурой фасад, заглянуть в вестибюль и заметить за турникетами столь же богато декорированную парадную лестницу. С недавних пор «Прогулки по Петербургу» стали водить туда экскурсии, благодаря чему получилось сделать фотографии интерьеров этого особняка.
Конечно, мест для подъезда карет со стороны Литейного проспекта здесь нет. Поэтому подъезжали сюда с противоположной стороны участка и попадали в парадный двор:
В первую очередь мы попадаем в вестибюль:
Далее проходим по парадной лестнице и видим насыщенные декором стены. Создал это великолепие скульптор Трискорни:
В принципе, лестница с XIX века изменилась не так уж и сильно:
В интернете можно встретить фотографии парадного кабинета, выделяющегося ярко синей окраской стен. Этот цвет конечно же не оригинальный:
А вот на двери стоит посмотреть повнимательнее:
Приятно, что их не закрасили масляной краской.
По другую сторону от парадной лестницы парадную анфиладу второго этажа открывает бывший танцевальный зал:
Сейчас это обыкновенный конференц-зал, о былой роскоши которого напоминает лишь лепнина. Поверх стен варварски развешены самодельные светильники и звуковое оборудование.
Зато двери с внешней стороны сохранили позолоту:
Вот как это помещение выглядело раньше:
Далее анфиладу продолжает малахитовая гостиная, которая сейчас является кабинетом директора арендующей здание организации. Если ничего не путаю, то имеется ввиду общество «Знание». Экскурсионные группы туда не пускают, так что малахитовую гостиную могу показать только в первоначальном варианте:
Между кабинетом и парадной лестницей приютилась бывшая официансткая, а ныне кабинет секретаря:
А далее анфилада продолжается золотой гостиной, стены которой сохранили штоф. Яркой деталью здесь является камин:
Очень красив плафон:
А вот на первом этаже есть проход в театральный зал, на месте которого первоначально был зимний сад. Вероятно, самый большой по площади зимний сад в Петербурге. Так хотела Зинаида Ивановна Юсупова. Это стало одной из причин, почему здание проектировал не Г. Э. Боссе, а Л. Л. Бонштедт. Первый по каким-то причинам не потокал капризам заказчицы и предлагал более скромное решение зимнего сада, тогда как второй полностью учёл пожелания Зинаиды Ивановны.