литовское государство и русь краткое содержание
О Руси и Литве вкратце
Русь и Литва, кратко говоря, имели непростые отношения. Усиление великого княжества Литовского пришлось на 13 век, когда княжества Киевской Руси, вконец ослабленные бесконечными войнами друг с другом, стали содрогаться под ударами Золотой Орды. В этот период некоторые южные и западные русские княжества оказались под властью Литвы. Возможно, именно в этот период славянские племена, прежде объединенные в рамках одного государства, распались на три основные группы. Жители северных и восточных княжеств со временем выделились в русский народ, а население остальных княжеств со временем выделилось в украинский и белорусский народы. Поэтому не удивительно, что у всех трех народов имеются общие корни, обычаи, а их языки схожи между собой.
Захват Литвой западных княжеств Руси начался во второй половине 13 века, во времена литовского князя Миндовга. Его сыновья продолжали расширять пределы этого государства, они захватили Полоцкое, Витебское, Минское и Друцкое княжества. Также под их власть попало Полесье, Берестейщина, Волынь и Чернигов, а также часть территорий вокруг Смоленска. В 1362 году в состав Литовского княжества был включен Киев. Со временем захваченные на Руси земли составили 9/10 от всей литовской территории, в это время Великое княжество Литовское раскинулось между Балтийским и Черным морями.
Поэтому не удивительно, что культура, свойственная населению Руси, постепенно начала вытеснять культуру самого литовского народа. Князья Литвы стали брать в жены знатных женщин из русского народа, и со временем древнерусский язык, приобретший уникальное строение и звучание, стал господствующим на территории государства.
Долгое время политика литовских князей по отношению к захваченным землям была достаточно мягкой – местная культура никоим образом не подавлялась, а на местах продолжали править представители династии Рюриковичей. Государственной религией в Литве было язычество, однако и православное христианство не подавлялось. Однако в 1386 году князь Ягайло принял католическую веру, и заключил тесный союз с Польшей.
Когда большая часть русских земель оказалась объединенной под властью Москвы, на востоке сформировалось могущественное государство, с которым Литва в 16 веке несколько раз воевала. Последний конфликт, в который вступили Русь и Литва, кратко именуется Ливонской войной. Хотя для Москвы этот конфликт закончился поражением, и серьезным экономическим кризисом, сама Литва, как самостоятельное государство, перестала существовать, объединившись с Польшей в Речь Посполитую.
Литовское государство и Русь
Урок 27. История России 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Литовское государство и Русь»
Люди, прилетающие в Вильнюс на самолёте могут из иллюминаторов увидеть огромную надпись «Жальгирис 600». Она образована специально высаженными деревьями и сделана в 2010 году в память о Грюнвальдской битве. В Литве её называют битвой при Жальгирисе.
В ходе урока вы узнаете об образовании Великого княжества Литовского, его политическом устройстве, начале образования русской, белорусской и украинской народностей, союзе Польше и Литвы.
С Русью на северо-западе соседствовали литовские племена, между которыми шла постоянная борьба. К началу 13 века многие из них были захвачены крестоносцами под предлогом распространения христианской веры. Свободными оставались только племена, жившие на берегах Немана и его притоков. Чтобы дать отпор захватчикам они объединились в Литовское княжество. Во главе созданного литовцами государства встал Миндовг, приглашённый княжить в Новогрудок. Он подчинил себе соседние русские земли, на территории которых находились такие города как Гродно, Пинск, Брест. Население этих земель добровольно переходило под власть Миндовга, так как опасалось монголов.
Таким образом русские и литовские земли объединились с целью противостояния врагам, наступавшим с запада и востока. Войско Миндовга не раз отражало нападения тевтонцев и ордынских отрядов.
В 1263 году против Миндовга был составлен заговор, в ходе которого князь и двое его сыновей были убиты. После смерти Миндовга в государстве начались междоусобицы.
Своего расцвета Великое княжество Литовское достигло в период правления Гедимина. Власть князя распространялась на Полоцкую, Витебскую, Минскую, Гродненскую и Брестскую земли.
Гедимина интересовал Киев, ослабленный после нападения Батыя. В 1324 году литовский князь выступил в поход на Киев. Ему удалось разбить вышедшие на встречу киевский, черниговский и переяславский отряды, и захватить Киев.
Рассмотрим устройство Великого княжества Литовского. Гедимин не стремился установить жёсткий контроль над присоединёнными землями. Сохранялись обычаи, уклад жизни и порядок управления. Главным принципом правления Гедимина был «Не разрушать старины, не вводить новизны».
Были заменены правители княжеств, включённых в состав Великого княжества Литовского. Теперь ими правили родственники князя – Гедиминовичи.
Местные князья собирали дань и передавали её великому князю литовскому. Сумма этой дани была меньше, чем та, которую платили Орде. Жители Великого княжества Литовского относились к ней, как к плате за сохранение спокойствия. Мирная обстановка способствовала развитию торговли, ремёсел и земледелия.
Гедимин оставался язычником. Но при этом не ущемлял права Русской православной церкви и установил контакты с европейскими католиками.
Гедимин основал новую столицу Великого княжества Литовского – город Вильно. Согласно легенде князь охотился в устье реки Вильни. Во время ночёвки здесь он увидел сон, в котором стоя на высокой горе выл железный волк. Гедимин попросил жреца растолковать ему видение. Тогда жрец объяснил, что волк символизирует замок и город, которые должны быть здесь заложены. А вой волка – знак мировой славы города.
Важную роль в жизни Вильно играл русский квартал, в котором проживали православные ремесленники и торговцы. В новой столице строились католические монастыри, сюда приезжали европейцы. Вильно превратился в многонациональный город, в котором соседствовали различные традиции и культуры. Но в течение долгого времени именно культура восточных славян определяла облик города.
На великокняжеском престоле Гедимина сменил его сын Ольгерд, который продолжил собирание русских земель. В Великому княжеству Литовскому были присоединены Брянская, Черниговская, Северская и Подольская земли. Это вызвало недовольство Золотой Орды. В 1362 году на реке Синие Воды произошла битва между литовским и ордынским войсками. После победы в этом сражении Ольгерд присоединил к своим владениям Южную Русь. Великое княжество Литовское превратилось в крупнейшее государство в Европе.
Присоединение юго-западных и западных русских земель к Литве имело положительное значение. Эти территории не подвергались разорительным набегам Золотой Орды. Совместными усилиями литовцам и русским удавалось оказывать сопротивление западным и восточным врагам.
Культура русских земель оказала влияние на культуру Великого княжества Литовского. Государственным языком был русский. Важное место занимала Русская православная церковь.
Во второй половине 13 – начале 14 века части Древнерусского государства были разделены границами других государств.
Северо-Восточная Русь находилась в зависимости от Золотой Орды. Но несмотря на это, здесь сохранились древнерусская культура и язык, сгладились местные языковые, культурные и бытовые особенности. Происходило формирование русской народности.
Юго-Западная и Западная Русь была разделена между Литвой, Польшей и Венгрией. Объединённые православной верой жители этих земель не растворились среди народов тех государств, в составе которых они оказались. Однако из-за отсутствия контактов с Северо-Восточной Русью сохранились местные диалекты, быт и культура. Складывались речевые особенности, с характерным для жителей западной Руси аканьем и твёрдостью.
Таким образом из единой древнерусской народности выделились великорусская, белорусская и украинская.
Во второй половине 14 века Тевтонский орден снова усилил натиск на соседние земли. Чтобы объединить силы в борьбе с крестоносцами Польша и Литва согласились на союз. В 1385 году между ними была подписана Кревская уния. Уния – это объединение двух монархических государств под властью одного правителя.
Сын Ольгерда Ягайло принял католичество и женился на польской королеве Ядвиге. С этого момента он провозглашался королём Польши. А католическая религия распространилась на всю территорию Великого княжества Литовского.
Католики и поляки, жившие в Литве, получили различные привилегии, что вызвало негодование со стороны православного населения княжества. Тогда борьбу за независимость Великого княжества Литовского начал Витовт, двоюродный брат Ягайлы. В 1392 году государство добилось фактической независимости, а Витовт стал великим князем литовским при условии признания верховной власти Ягайлы.
Витовт продолжал расширять свои владения за счёт русских земель. В 1404 году им был захвачен Смоленск.
Сохранялась угроза со стороны тевтонцев. В 1410 году Ягайло и Витовт объединили силы и нанесли поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. В этом сражении мужество и стойкость проявили три смоленских полка.
Вскоре Витовт и Ягайло подписали новое соглашение. Витовт объявил государственной религией Великого княжества Литовского католичество. В обмен на это была признана независимости Литвы. Сюда стали приезжать католические священники, сохранялись привилегии католиков перед православными. Население Великого княжества, которое исповедовало православие подвергалось национальному и религиозному гнёту.
Давайте подведём итоги.
В середине 13 века литовцами было создано государство Великое княжество Литовское, в состав которого позже вошли западные и юго-западные русские земли.
Своего расцвета Великое княжество Литовское достигло в период правления Гедимина.
В 13–14 веках формировались великорусская, белорусская и украинская народности.
После объявления католичества государственной религией Великого княжества Литовского православное население государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.
История России
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Образование Литовского государства
Монгольское иго не коснулось западных земель Руси. Пока Батый свирепствовал на северо-востоке, на западе происходили важные и судьбоносные для мира события. Укрытые болотами и лесами от взора монгольских завоевателей, жители западных земель вели неустанную и во многом неравную борьбу с завоевателями, пришедшими из Европы. Главным врагом их стали рыцари-крестоносцы.
Рыцари досаждали не только населению Руси, но и ближайшим соседям – разрозненным племенам, проживающим по берегам реки Неман. В первой четверти 13 века только им удалось сохранить независимость от крестоносцев. Племена объединились в единое государство, что помогало успешно отражать атаки крестоносцев и наносить ответные удары.
Жители Древней Руси знали новых соседей, как литовцев, а государство ими созданное, как «Литва». Свидетельством образования Литовского государства стал договор 1219 г., заключенный Галицко-Волынским князем и князьями литвы, дяволты и жемайтов. В этом историческом документе среди прочих венценосных особ упоминается князь Миндовг. Спустя два десятилетия он стал основателем Литовского государства.
Литва не была другом или верным союзником русских княжеств, известны случаи нападения литовских воинов на пограничные владения галицких и волынских князей. Такие нападения участились при Миндовге. По его приказу были захвачены гродненская и пинская земля, присоединены некоторые небольшие русские княжества. Опасаясь нашествия татар, многие западнорусские города присоединялись к Литве на добровольной основе. Совместно было намного легче обороняться от врагов. Постепенно Литва перестает восприниматься, как угроза. Фактически происходит слияние ее с пограничными русскими землями и образование Русско-Литовского государства. Миндовг был сильным и умным правителем, под его защитой жители этой части Руси чувствовали себя почти безопасно.
Ко времени отказа Войшелка от русских земель, они, по-видимому, перестали интересовать Миндовга так, как прежде. Он был занят поиском новых способов борьбы с крестоносцами. Одним из них стал союз с Римом и католической церковью. Князья литовского государства обязались отречься от православия и принять католичество. Но надежды на помощь церкви не оправдались, набеги крестоносцев продолжились. В 1262 г. литовское государство и Русь объединились для оказания отпора нашествию рыцарей Тевтонского ордена. Одновременно объединенные силы отбросили от границ литовского государства ордынские отряды, нанеся татарам серьезный урон.
Но результатами одержанных побед Миндовг пользовался недолго. В 1263 году против него был организован заговор. Он и два младших его сына были убиты. Жители западной Руси поддержали Войшелка, по всей видимости, вернувшегося из паломничества для установления мира и спокойствия в родных ему землю. Войшелк занял литовский престол, вновь утвердив в стране власть православного князя. Русские земли остались под управлением галицко-волынских князей.
Правление Войшелк в Литве было непродолжительным. Против него организовали очередной заговор, в результате которого сын Миндовга погиб. После его смерти (1267 г.) в Литовском княжестве началась борьба за власть. Этому способствовало отсутствие закона о престолонаследии. Гедимин мог назначить наследника, но заставить остальных претендентов уважать его выбор, он не мог. Усобицы были столь продолжительными, что едва не привели к завершению истории существования литовского государства. Возрождение литовского государства произошло лишь спустя полвека при Гедимине.
Расцвет Литвы при Гедимине (1316-1341)
Что именно происходило в Литовских землях после смерти Войшелка историкам достоверно не известно. Предполагается, что престол занимали представители новой династии, сменявшие друг друга и не оставлявшие следа в истории вплоть до воцарения князя Гедимина. Он был сыном некоего Будивида. Вместе со своим братом Витенем Гедимин сумел не только объединить разрозненную страну, но и изгнать из ее пределов крестоносцев. После получения княжеской власти в 1316 г. Великий князь Гедимин окончательно подчиняет себе западнорусские земли, претендует на южную Русь, ослабленную монгольским владычеством. Захватив Полоцк и прилегающие земли, Гедимин отдает их своему брату. Литовскому князю Гедимину подчиняются Минское и Брестское княжества. После этого он задумал покорить Киев. В конце 30-х гг. 14 века замысел его был претворен в жизнь. Киев сдался и в правление князя Гедимина оставался частью Литовского княжества.
В правление Гедимина границы Литвы расширились в восточном и южном направлениях. Государство им созданное, стало столь могучим и обширным, что отныне именуется не просто Литвой, а Великим княжеством Литовским.
В 1317 гг. Гедимин Литовский значительно поколебал власть православной митрополии, расположенной в Москве. По его указанию создается православная митрополия Литвы. Центром ее становится город Новгородок. В княжестве Гедимина православная и католическая церкви пользовались одинаковым влиянием. Для укрепления мощи созданной им династии, Гедимин заключил ряд успешных династических браков. Его дочери стали женами польского короля, Галицкого и Тверского князей. Одну из дочерей выдали замуж за московского князя Симеона Гордого. Этот союз был крайне выгодным, поскольку позволял не беспокоиться об угрозе со стороны достаточно сильного княжества.
В годы правления Гедимина происходит расцвет Литвы, набеги крестоносцев становятся все менее яростными и многочисленными. Для борьбы с ними князю неоднократно удается использовать даже татарские орды.
Государственное устройство
Внутреннее устройство Литовского княжества была таким же, как и во времена первых князей на Руси. Возглавлял государство князь. При нем постоянно находилась княжеская дружина и приближенные дворяне. Подвластными князю землями управляли наместники.
Изначально князь контролировал покоренные им русские земли только внешне. Большая часть их сохранила древние традиции, обычаи, язык и веру. Единственное, что изменилось – это княжеская династия. На место русских князей пришли наследники Гедимина – его братья, сыновья и другие родственники (Гедиминовичи [2] ). Основной их целью стал сбор дани в пользу Великого Литовского княжества. Размер дани был небольшим и возмущения не вызывал. Жители этой части Руси видели в Литовском государе защитника, потому не возражали против наложения на них дани. Благодаря существующей защите эта часть русских земель не потеряла связи с соседями, имеющиеся торговые связи не были нарушены.
Столицей Литвы стал город Вильна. Огромное значение для развития торговли и ремесла имел русский квартал, где проживали русские ремесленники и торговцы. Гедимин был язычником, но понимал, как важен для укрепления княжества и государственного устройства Литвы союз с церковью, поэтому он не препятствовал строительству ни католических, ни православных церквей и монастырей. Это привлекло в столицу Литвы множество переселенцев из Западной Европы, но выходцев из русских княжеств было больше. В Европе Гедимина прозвали королем Литвы и Руси.
Внешняя политика при Гедимине была ориентирована на Запад. Как и Миндовг, он надеялся, что союз с Папой Римским позволит защитить Литву от крестоносцев. За отзыв крестоносцев от рубежей княжества, Гедимин обещал Папе крестить по католическому обычаю всю свою семью и сделать католицизм официальной государственной религией.
В 1324 г. в столицу прибыли папские послы, но союз заключен не был. Противниками его стала языческая знать и представители местной православной церкви. Гедимин не мог потерять влияние на русские княжества, которые немедля подняли бы восстание, пожелай он обратить население в католическую религию. Но сохранить целостность государства Гедимину, несмотря на объединительную политику литовских князей, не удалось. После его смерти государство распалось на 8 отдельных частей, и было разделено между родственниками Гедимина Большая часть литовских земель была поделена между братьями Ольгердом и Кейстутом. Ольгерд присоединил Брянское, Северское, Черниговское и Подольское княжества к той части Литвы, которая была ему покорна. В правление Ольгерда к Литве была присоединена Волынь. За нее Литве пришлось сражаться с Польшей. Северо-Западной частью Литвы управлял еще один сын Гедимина – Кейстут. Он вел успешную борьбу с крестоносцами и периодически соперничал с братом за власть.
В 1377 г. Ольгерд умер, в стране начались усобицы. К власти пришли сын и племянник Ольгерда – Ягайло и Витовт (сын Кейстута). Оба они были непримиримыми противниками, но опасность полного разорения княжества из-за усобиц, сплотила князей. Ягайло получил верховную власть в княжестве, Витовту достались уделы с городами Гродно и Троки. К этому времени обороноспособность Литвы значительно ухудшилась. Тевтонский орден усиливал свое влияние, набеги рыцарей стали более ожесточенными. Ягайло был вынужден уступить рыцарям Жмудскую землю и дать клятву о крещении Литовских земель в течение ближайших четырех лет.
Значение присоединения русских княжеств к Литве
Изначально присоединение русских земель к Великому княжеству Литовскому имело исключительно положительное значение. Русские земли Великого княжества Литовского были защищены от набегов монголо-татар. Совместно удавалось успешно противостоять угрозам с востока и запада, бороться с татарами и крестоносцами. Раздробленные русские княжества не были способны своевременно оказывать военную помощь друг другу, потому поддержка Литвы была более чем необходимой. Даже небольшая дань, которую собирали литовские князья с подвластных им земель, не имела значения и еще крепче связывала две соседствующие территории между собой.
Хорошо развитая культура Руси, ее опыт в государственном строительстве, оказали хорошее влияние на развитие Княжества Литовского и Русского. Государственным языком стал русский. На русском учились, писали книги, заключали торговые сделки.
Постепенно увеличивается авторитет православной церкви. Население Литвы в большинстве своем поклонялось языческим богам, но многие принимали христианство по православному обычаю. Это еще больше укрепило связь между русскими и литовскими землями. Сближение произошло и на культурном уровне. Русские ремесленники владели многими незнакомыми или позабытыми искусствами. Товары ими произведенные, пользовались неизменным спросом, что способствовало развитию торговли между Литвой и северо-западной частью Руси.
Таким образом, в 13-14 вв. на западных границах Руси сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское и Русское. Оно включило в себя земли, некогда принадлежащие обитавшим здесь языческим племенам, а также территории русских княжеств. Население Литвы состояло из русских и литовцев, исповедовало католическую, православную или языческую религии, было тесно связано в культурном, социальном и политическом отношении. Литва становится центром притяжения для русских земель, лишенных поддержки со стороны Владимирского или Киевского княжеств.
Словарь
1. Афон – гора в восточной части Греции. Место считается святым с древних времени.
Великое княжество Литовское и русские земли
Судьба восточных славян в Литве и Польше
«1-й [гуляющий]: А это, братец ты мой, что такое?
2-й: А это литовское разорение. Битва — видишь? Как наши с Литвой бились.
1-й: Что ж это такое — Литва?
2-й: Так она Литва и есть.
1-й: А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
2-й: Не умею тебе сказать. С неба так с неба».
Эта цитата из драмы Островского «Гроза», написанной в 1859 году, как нельзя лучше характеризует образ западных соседей России, который сложился в сознании ее жителей. Литва — это и балтский народ, и территория его проживания, и, в широком смысле, созданное им государство и его жители. Несмотря на многовековое соседство Великого княжества Литовского с русскими землями, а затем и с Россией, мы не найдем его развернутого образа ни в массовом сознании, ни в школьных учебниках, ни в научных трудах. Причем такая ситуация характерна не только для Российской империи и Советского Союза, когда умолчание о великом княжестве или создание его негативного образа было обусловлено политическими обстоятельствами, но и для наших дней, когда прежние ограничения сняты, объем научных знаний постоянно увеличивается благодаря развитию национальных историографий и совершенствованию исследовательской техники, а проблемы коммуникации успешно преодолеваются. Для российской науки и общественного сознания характерны определенные образы. Негативный — то есть Литва как захватчик русских земель, который стремится «испортить» их обращением в католицизм, и вместе с тем слабое и нежизнеспособное государство, раздираемое внутренними противоречиями и обреченное на союз с Польшей вплоть до полного растворения в ней. Или образ позитивный — «другая Русь», выбравшая «демократический» путь, в отличие от России. Но в любом случае Великое княжество Литовское появляется на страницах учебников, публицистики, даже научной литературы спорадически, от случая к случаю, словно бог из машины древнереческих трагедий. Что же это было за государство?
В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Во многом так оно и есть. Ведь, с одной стороны, это были земли достаточно близкие культурно, населенные восточными славянами, — пусть исторические судьбы восточных славян будущей России, Великороссии и населения Великого княжества Литовского и королевства Польского, потомки которого впоследствии стали украинцами и белорусами, уже тогда достаточно существенно расходились. С другой стороны, это принципиально иная модель социальных взаимоотношений, иная политическая культура. И это создавало определенную ситуацию выбора. Это очень хорошо видно по событиям эпохи московско-литовских войн, в особенности XVI века, когда перебежчики из Московского государства, из России направлялись именно на земли Великого княжества Литовского или Короны Польской, которая находилась в унии с ним.
Теперь нам надо все-таки разобраться, откуда же взялось Великое княжество Литовское как могущественный сосед, соперник России и вместе с тем — источник разнообразных влияний.
Контакты Руси с Литвой происходили еще в XI веке, когда Ярослав Мудрый совершал походы в Прибалтику. Кстати говоря, тогда же был основан город Юрьев, названный в честь святого покровителя этого князя, — позднейший Дерпт, ныне Тарту в Эстонии. Тогда дело ограничилось нерегулярным взиманием дани. К этому времени, возможно, уже существовали предпосылки складывания Литовского государства. А реализовать их помогло соседство с богатой, но ослабленной, разделившейся на множество княжеств Русью.
Если сначала литовцы участвовали в междоусобицах русских князей, то позже, во второй половине XII — начале XIII века, они перешли к собственным грабительским походам на Русь; их можно сравнить со знаменитыми походами викингов или походами руси на Византию. Часто литовцев так и называют — викингами суши.
Это способствовало накоплению богатств, имущественному расслоению, за которым следовало и социальное, и постепенному складыванию власти одного князя, который впоследствии в русских источниках будет назван великим князем.
Еще в 1219 году договор с волынскими князьями заключала группа из 21 литовского князя. А уже через два десятилетия один из них, Миндовг, стал править единолично. В 1238 году автор «Слова о погибели Русской земли» с ностальгией вспоминал те времена, когда «Литва из болота на свет не выникываху». И кстати говоря, здесь он достаточно точно охарактеризовал область расселения литовцев: это действительно болотистые земли.
О размахе литовских походов ярко свидетельствует пассаж сочинения францисканца Иоанна де Плано Карпини, или Джованни дель Пьяно Карпини, который в 40-е годы XIII века ездил к монгольскому хану Гуюку в Каракорум. Вот что он пишет о проезде по землям Южной Руси: «…мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать; и так как большая часть людей Руссии была перебита татарами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление…» Примерно тогда же, в первой половине или середине XIII века, под властью Литвы Миндовга оказываются русские земли с такими городами, как Новгородок (современный Новогрудок), Слоним и Волковыск.
Балтские народы и в частности литовцы оставались последними язычниками Европы. И уже в правление Миндовга, в первой половине XIII века, эта проблема стала очевидной. Миндовг сделал западный выбор: чтобы вести борьбу со своими родственниками за единовластие в Литве и вместе с тем противостоять Руси, он в 1251 году крестился по католическому обряду. Спустя два года короновался — таким образом, стал первым и так и остался единственным королем Литвы. Но в начале 1260-х годов, судя по всему, вернулся в язычество по политическим мотивам и выгнал или перебил христиан. Таким образом, Литва осталась языческой. Язычество оставило достаточно глубокий след в Литве, так что следующая попытка христианизации, уже более удачная, была предпринята только в конце XIV века. В 1263 году первый литовский король был убит заговорщиками.
Приобретения продолжили сыновья Гедимина, прежде всего на Руси действовали Ольгерд и его брат Кейстут. И эти приобретения были сосредоточены главным образом в чернигово-северских и смоленских землях.
Как русские земли попадали под власть литовских князей? Это актуальный вопрос, поскольку часто приходится сталкиваться с диаметрально противоположными точками зрения, но не очень понятно, как это происходило. Одни настаивают на завоевательном характере присоединения, другие — на добровольном и бескровном.
И то и другое представляется серьезным упрощением. Начать стоит с того, что источники, дошедшие до наших дней, просто не донесли до нас подробностей вхождения многих русских земель в состав Литовского государства; можно лишь констатировать, что та или иная часть Руси в тот или иной момент подчинялась власти литовского князя. Военные походы литовцев не прекращались и выступали средством если не прямого завоевания, то во всяком случае давления на русские земли. Например, согласно поздним источникам, Витебск был получен Ольгердом благодаря его женитьбе на дочери последнего местного князя около 1320 года. Но в предшествующие десятилетия через этот регион неоднократно проходили литовские войска.
Сохранился очень интересный документ — жалоба рижан, рижских властей, витебскому князю конца XIII века. В ней упоминается целый военный лагерь литовцев под Витебском, из которого они ходили в стольный город княжества, чтобы продать плененных невольниц. О каком же добровольном присоединении может идти речь, если мы видим целый военный лагерь вооруженных людей, отряды которых орудуют на территории княжества?
Были, конечно, и прямые завоевания. Пожалуй, самый яркий пример, подробно описанный в источниках, — это Смоленск, который был завоеван, более чем на столетие присоединен к Великому княжеству Литовскому в результате нескольких походов конца XIV — начала XV века.
Здесь мы можем вернуться к тому вопросу, который уже затрагивался в начале лекции: в чем состояла альтернатива Великого княжества Литовского по отношению к Московской Руси как центра объединения русских земель? Это очень хорошо видно на примере социального строя тех русских земель, которые вошли в состав Великого княжества.
Сохранили свое влияние и свою собственность местные бояре и горожане (даже в завоеванном Смоленске) и православная церковь. Известно, что в Полоцке и Смоленске созывались вечевые собрания. Во многих крупных центрах сохранялись княжеские столы. Даже если на княжение садился Гедиминович, то в большинстве случаев такие князья принимали православие и становились во многом своими, близкими для местного общества.
С некоторыми присоединенными землями литовские князья заключали договоры, которые потом легли в основу областных привилеев (древнейшими из них стали как раз полоцкий и витебский). Но, с другой стороны, уже на достаточно раннем этапе истории Великого княжества Литовского проявляется западное влияние. Поскольку оно было такой большой, пограничной, контактной зоной между русскими землями с одной стороны — и латинской католической Европой, это не могло не сказываться. А если мы еще вспомним о том, что на протяжении XIV столетия литовские князья постоянно находились перед выбором и неоднократно задумывались, вели переговоры о крещении — по западному обряду или по восточному обряду, то становится ясно, что эти влияния, это своеобразие должно было дать о себе знать еще в XIV веке.
В XIV веке Великое княжество Литовское находилось в непростом внешнеполитическом положении, потому что его история далеко не сводилась к экспансии на русские земли и к взаимоотношениям с соседними русскими землями и с Ордой. Огромной проблемой для Великого княжества Литовского в первое десятилетие его существования стала война с Тевтонским, или Немецким, орденом, который обосновался в Пруссии и Ливонии, то есть на берегах Балтийского моря, и был призван нести христианство западного обряда язычникам и «неверным», в том числе «схизматикам», то есть раскольникам, отступникам, — так называли православных.
Более столетия войска ордена практически каждый год совершали по одному или несколько разорительных походов на Литву с целью подорвать ее силы. И конечно, на руку им играло то, что значительную часть Великого княжества Литовского составляли русские земли. Рыцари-крестоносцы всегда могли заявлять о потворстве литовских князей этим самым схизматикам. Тем более что некоторые князья Гедиминовичи сами принимали православие.
Это была проблема. Нужно было определяться, выбирать вектор внешнеполитического развития. И этот выбор — может быть, тогда об этом не задумывались — определял судьбу Великого княжества Литовского на долгие годы, десятилетия и столетия вперед.
Литве суждено было креститься — но по какому обряду? Западному или восточному? Этот вопрос стоял, можно сказать еще со времен Миндовга, а в XIV веке неоднократно предпринимались попытки переговоров. Мы больше всего знаем о переговорах литовских князей с западными политическими силами — с императорами, папами, польскими, мазовецкими правителями о крещении в католицизм. Но был и один момент, когда казалось, что вполне реальна перспектива православного крещения Литвы. Это конец XIV века, когда после смерти Ольгерда в Литве шла междоусобная борьба и великий князь Ягайло попытался заключить союз с Дмитрием Донским. Сохранилось упоминание о проекте брака Ягайло и дочери Дмитрия Донского. Но от него достаточно скоро отказались. Потому что, с одной стороны, великий князь литовский оказывался бы на вторых ролях, а с другой, он получил гораздо более выгодное предложение — руки польской принцессы Ядвиги, что делало его польским королем.
Тут надо сказать, что этот момент, конец XIV века, важен еще в одном отношении: очень часто можно услышать, что Великое княжество Литовское было альтернативой Москве в деле объединения или собирания русских земель, что русские земли вполне могли объединиться вокруг Вильны. Но возникает вопрос: а когда это могло произойти? И несостоявшийся брак Ягайло и дочери Дмитрия Донского представляется наиболее удачным моментом, когда такое объединение могло произойти.
Период конца XIV и первой трети — первой половины XV века стал важным, переломным моментом в истории Великого княжества Литовского. Это сказалось и на его отношениях с соседями, и на внутренней жизни.
К концу XIV века великим князем литовским стал Витовт, двоюродный брат Ягайло, который крестился, стал польским королем Владиславом II и сохранил за собой титул верховного князя Литвы. Но реальная власть в Великом княжестве Литовском все же принадлежала Витовту. При нем происходят многие важные перемены — как во внешнеполитических отношениях Великого княжества Литовского, так и в его внутренней жизни.
Витовту удалось присоединить Смоленск, более чем на век он отошел под власть Великого княжества Литовского. Ему, благодаря польской помощи, удалось одержать победу над Тевтонским орденом (знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года). Благодаря этому в конечном счете удалось закрепить спорные с орденом земли — Жемайтию, Жемойть — за Великим княжеством Литовским. Это и очередные попытки экспансии на восток: Витовт воюет с Василием I Московским, хотя Василий I был его зятем, был женат на его дочери Софье; впоследствии он совершает походы на Псков, на Новгород в 20-е годы XV века. Но не менее важны социальные перемены, которые произошли в Великом княжестве Литовском. А они вели в направлении все большей вестернизации этого государства и его общества.
Пожалуй, важнейшее нововведение Витовта состояло в том, что он стал раздавать землю за службу своим подданым. Это нововведение впоследствии сыграло злую шутку с Великим княжеством Литовским, потому что его жители уже не были заинтересованы в далеких, затратных военных походах — они были заинтересованы в хозяйственном развитии своих владений.
В середине и второй половине XV века Великим княжеством Литовским и Польским королевством правил один и тот же человек, Казимир Ягеллон, или Казимир IV, польский король. Он вынужден был проводить время между двумя государствами, поэтому мог уделять не так много времени литовским делам. Он больше занимался западной политикой, войнами в Пруссии, в Чехии — и как раз это время стало тем переломным моментом, который впоследствии позволил московским великим князьям повести очень активное наступление на земли Великого княжества Литовского. А великие князья литовские оказались к этому не готовы в конце XV и первой половине XVI века.
Литовские князья стали наделять привилегиями не только литовских бояр, но и верхушку православной части общества. И постепенно все боярство стало именоваться на польско-чешский манер панами, а впоследствии вся знать получила название шляхты. Это, конечно, было большое новшество в социальном плане. Это не просто смена названия, это еще и иное самосознание, чем у служилых людей, скажем, Северо-Восточной Руси. Ведь шляхта участвовала в управлении государством, пусть и на первых порах номинально. А впоследствии и реально участвовала в выборах правителя, что принципиально отличало Великое княжество Литовское от Московской Руси. И это была та причина во многом, по которой из России бежали в Великое княжество Литовское такие люди, как князь Андрей Михайлович Курбский. И, конечно, не только он, но и многие другие. Все-таки московских эмигрантов в Великом княжестве Литовском было достаточно много на протяжении всего XVI века.
Нельзя не отметить и такой момент, как трансформация древнерусского языка, который также испытывал все больше западных влияний на территории Великого княжества Литовского и соседнего королевства Польского. Он обогащался словами, конструкциями из польского, чешского, немецкого, литовского, латинского, даже венгерского языка, и так постепенно формировался язык, который ученые называют : «западнорусским», «старобелорусским», «староукраинским», «руским» (с одной «с»), «рутенским». Называть его можно в разных научных традициях, это допустимо, но факт состоит в том, что со временем он стал основой белорусского и украинского языков. А процесс их размежевания и формирования белорусского и украинского народов усилился в особенности после Люблинской унии 1569 года, когда южные воеводства Великого княжества Литовского — то есть территория современной Украины, входившая до этого в его состав, — перешли к польской короне.
Конечно, на исторические судьбы Западной Руси не может не влиять факт ее пребывания под властью правителей-иноверцев — сначала язычников, а затем католиков. Поначалу на русских землях Великого княжества Литовского сохраняла свое влияние православная церковь. Но уже в XIV веке литовские князья, — собственно, как и галицко-волынские Рюриковичи, а впоследствии польский король Казимир Великий, — пытались создать отдельную митрополию под властью константинопольского патриарха, которая никак не была бы связана с Московским великим княжеством.
После заключения польско-литовской унии в конце XIV века католицизм оказался в привилегированном положении: католическое духовенство и миряне наделялись исключительными правами, а правители-католики предпринимали попытки обратить «схизматиков» в католицизм при помощи проповеди, перекрестить их насильственно или заключить церковную унию с Римом. Но эти попытки не увенчивались особым успехом на протяжении долгого времени. Самая масштабная такая попытка была связана с заключением Флорентийской унии. Она была заключена, можно сказать, на высшем уровне между Константинополем, который был заинтересован в западной помощи против османского натиска, и Римом в 1439 году. При этом православные признали верховенство папы римского и догматику католической церкви, но сохранили традиционную обрядность. В Москве эта уния была отвергнута, а митрополит Исидор вынужден был покинуть владения московских князей (но ему удалось сохранить церковную власть над православной частью Великого княжества Литовского и Польского королевства).
Надо заметить, что при этом православные великого княжества мало интересовались духовными традициями западного христианства и его догматическими отличиями от «греческой веры». Даже спустя несколько лет после заключения Флорентийской унии православный киевский князь Александр (Олелько) Владимирович, человек незаурядного влияния и незаурядных связей, интересовался у константинопольского патриарха: на каких условиях заключена уния? Тут стоит напомнить о том, что Киев оставался под властью литовских князей еще в первой трети XV века. При всех разрушениях во время монгольского нашествия, при всех татарских набегах начала этого столетия великий князь Литовский Витовт писал, что Киев является главой русских земель. Во многом это объяснялось тем, что в Киеве, номинально во всяком случае, находилась митрополичья кафедра.
Но постепенно судьбы православия литовского и православия остальной части Руси расходятся. Потому что, несмотря на некоторое время пребывания Литовской Руси под властью московского митрополита Ионы, уже в середине XV века она возвращается под власть константинопольских патриархов. Это означало раскол митрополии. В дальнейшем в жизни православной части общества, православной церкви в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской наблюдаются явления, которые привели к достаточно бурным событиям конца XVI и XVII века. Можно сказать, православная церковь этих земель переживала настоящий кризис, поскольку епископами часто становились светские лица, вовсе не заботившиеся об интересах церкви, порой погрязшие в грехах. В этом большую роль сыграли светские правители, которые таким образом вознаграждали верных им лиц — жалуя им епископские кафедры. В ответ миряне объединялись в братства, такие как Виленское или Львовское, и напрямую обращались в Константинополь. Это, конечно, вызывало у епископов опасения, что они потеряют свое влияние.
В 1596 году между православной иерархией польско-литовского государства, Речи Посполитой, и Римской курией была заключена Брестская уния. Она означала отход части местных православных в прямое подчинение Римско-католической церкви — притом что сохранялись основные обрядовые отличия от католицизма и лишь частично сглаживались догматические разногласия. На некоторое время православная иерархия в Великом княжестве Литовском, в Короне Польской вовсе прекратила свое существование. Все православные епископы оказались униатами. И лишь в 1620 году отдельная иерархия была восстановлена. А спустя несколько лет ее признала государственная власть.
В середине — второй половине XVII века Киевская православная митрополия отстаивала самобытный образ местного православия, но в результате фактического нахождения Киева под властью Москвы перешла в подчинение Московского патриархата. К этому времени в Короне и Литве вновь было ограничено участие некатоликов (называемых диссидентами) в политической жизни, возможность получения высших должностей православными свелась к нулю, а православие находилось в весьма своеобразном положении, поскольку, с одной стороны, оно все чаще отождествлялось с Россией и ее религиозно-политической культурой, но вместе с тем в самой России даже к православным выходцам из Речи Посполитой, как их называли — «белорусцам», духовенство относилось с явным недоверием. Предписывалось тщательно выяснять, как они приняли крещение, и крестить их повторно через троекратное погружение в купель, если до этого они крестились в православие через обливание (то есть так, как католики). Вот такой, казалось бы, внешний признак, но какое внимание ему придавалось при контактах единоверцев по разные стороны московско-литовской границы.
Приведенный пример с требованием перекрещивания даже уже крещеных православных из Речи Посполитой очень хорошо показывает, как складывались отношения между Московским государством, или Русским государством, и Великим княжеством Литовским, а впоследствии польско-литовским государством, о котором можно говорить с 1569 года, и на государственном уровне, и на уровне социальных и культурных контактов.
Восточные земли Речи Посполитой служили контактной зоной, и на ниве школьного образования, распространения книг и информации именно польско-литовское пограничье, которое часто называют польским словом «кресы» (kresy), что значит «окраины», послужило перевалочным пунктом между Московской Русью и Европой. Образцы высшей школы, и прежде всего богословской учености, вырабатывались совместно православными Москвы и Речи Посполитой. Кириллическое книгопечатание зародилось в Кракове: именно там в 1491 году в типографии немецкого печатника Швайпольта Фиоля вышел «Октоих», или «Осмогласник». Конечно, ни в коем случае нельзя забывать и о деятельности Франциска Скорины, который 500 лет назад начал печатать богослужебные книги.
По словам английского путешественника Джайлса Флетчера, в Москве в конце XVI века помнили, что первая типография была занесена в Россию из Польши. Даже если это преувеличение, московские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, издавшие первую датированную московскую книгу «Апостол» в 1564 году, вскоре оказались в эмиграции именно в Великом княжестве Литовском и Короне Польской, где они продолжили свою деятельность. Тут уместно вспомнить, конечно, об Острожской Библии.
Образцом для первых богословских школ русинов и московитов послужили иезуитские коллегии. В 1560-е годы орден иезуитов развернул свою деятельность сначала в Короне, а затем и в Литве. Иезуиты одну за другой открыли несколько школ для обучения «схизматиков», надеясь постепенно обратить в католицизм русское население. Тут следует добавить, что образовательная деятельность иезуитов, конечно, была связана и с католической реформой, когда католическая церковь пыталась через посредство образования восстановить позиции, утраченные в результате Реформации.
И вот иезуиты одну за другой открыли несколько школ для обучения схизматиков, то есть православных, надеясь постепенно обратить их в католицизм. Но их деятельность совпала по времени с расцветом богословского творчества самих православных, которые с воодушевлением восприняли образовательную концепцию католиков и сумели создать свои школы. Среди них — Острожская славяно-греко-латинская академия и Могилянская академия, по образцу которых в конце XVII века в Москве возникла Славяно-греко-латинская академия.
Острожская типография в 1580–1581 годах выпустила первую полную печатную Библию, Острожскую Библию, которая вплоть до времен императрицы Елизаветы Петровны и позднее Библейского общества была принята за основу и в России. Ориентированные на латинские и греческие образцы «Грамматики» Лаврентия Зизания, а позднее Мелетия Смотрицкого служили прообразом и источником «Грамматики», напечатанной в Москве в 1648 году, по которой учился еще Михайло Ломоносов.
Интеллектуальный обмен приносил в Москву все новые идеи. Еще в первой половине XVI века в Москве получила известность «Космография» Себастьяна Мюнстера. В царском архиве Ивана Грозного хранилась «Хроника всего света» Марцина Бельского, в которой подробно рассказывалось об открытии Америки. В середине XVII века в Россию был доставлен «Большой атлас, или Космография» Яна Блау. Где, помимо географических знаний, излагались основы гелиоцентрического учения Николая Коперника.
Своей светской печати в Москве практически не было ни в XVI, ни в XVII веке — почти все изданные московскими типографиями книги носили церковно-учительный характер, а книги, заимствованные из русских земель польско-литовского государства, вызывали подозрения и неоднократно уничтожались по цензурным соображениям.
Конечно, на культурную жизнь оказывала влияние политическая жизнь Великого княжества Литовского и Короны Польской, которые объединились в Речь Посполитую, и их взаимоотношения с Московским государством. А отношения эти оставались далеко не простыми, и, несмотря на определенные попытки сближения, все-таки можно сказать, что государства не просто соперничали, но большую часть времени откровенно враждовали.
На тот момент литовско-московские отношения обострились уже при Иване III в конце XV века. Иван III достаточно хорошо представлял себе положение в Великом княжестве Литовском, его слабые стороны, и уже в 1478 году (год окончательного присоединения Новгорода к Московскому государству) Иван III заявляет во всеуслышание о своих претензиях на Полоцк, Витебск и Смоленск, то есть города Литовской Руси.
В дальнейшем он воспользовался тем, что восточные земли Великого княжества Литовского были относительно слабо интегрированы в его состав, здесь власть великих князей Литовских была наиболее слаба, опиралась на соглашения с местными князьями. Начинается целая серия московско-литовских войн, которые шли в конце XV и первой половине XVI века.
В этих условиях Великое княжество Литовское вынуждено было все более и более искать помощи со стороны Польши. До поры до времени их объединяла лишь личность монарха — один и тот же человек занимал престол и литовский, и польский. Но постепенно на повестку дня выходил вопрос не просто о личной или династической унии, но о реальной унии, которая подразумевает также объединение государственных институтов. После долгих тяжелых переговоров Польское королевство и Великое княжество Литовское заключили такую реальную унию, в Люблине, — Люблинскую унию 1569 года Так возникла Речь Посполитая. Это слово происходит от польского варианта слова «республика», то есть «общее дело», res publica.
За это Великое княжество заплатило высокую цену, поскольку в состав Короны Польской отошли Подляшское, Киевское и Волынское воеводства — огромные территории. Были ликвидированы и некоторые органы власти. Но вместе с тем следует отметить, что великое княжество далеко не утратило свою государственность и, конечно, не могло в одночасье утратить особенности социального строя.
Вскоре династия Ягеллонов, потомков Владислава Ягайло, пресеклась. Последний ее представитель — польский король и великий князь литовский Сигизмунд Август — умер в 1572 году. Встал вопрос о том, кто же будет новым правителем. В Речи Посполитой последовала череда бескоролевий (то есть таких периодов, когда рассматривались те или иные кандидатуры на престол), при этом часть литовской шляхты поддерживала кандидатуры Ивана Грозного и его сына Федора, рассчитывая, что это нормализует отношения с Россией. Надо сказать, что такие проекты выдвигались и раньше. Например, еще в начале XVI века Василий III, тот самый, который присоединил Смоленск, только-только взойдя на престол, предлагал свою кандидатуру после смерти очередного польско-литовского правителя Александра Ягеллона. Но ни тогда, ни во второй половине XVI века эти проекты не были осуществлены. Исторические пути России и Великого княжества Литовского — теперь уже Речи Посполитой — расходились все больше. Конечно, в политической сфере это особенно сказывалось. В конечном итоге победила кандидатура трансильванского князя Стефана Батория, или Иштвана Батори, которому удалось переломить ход войны с Россией, Ливонской войны, в свою пользу — так, что она чуть не окончилась катастрофой для русского царя, поскольку ему удалось отвоевать у Ивана Грозного Полоцк и организовать поход на Псков.
После этого на некоторое время устанавливаются относительно мирные взаимоотношения, поскольку литовская знать видела приоритет в борьбе со Швецией за Ливонию, и эти отношения обостряются лишь в начале XVII века, во время Смуты. Особенно после авантюры первого Дмитрия Самозванца, которую поддержали магнаты Польского королевства — Адам и Константин Вишневецкие и Ежи, или Юрий, Мнишек.
В 1610 году коронный гетман Станислав Жолкевский даже заключил договор с боярами, согласно которому московским царем провозглашался Владислав Ваза (будущий Владислав IV), сын правившего тогда Сигизмунда Вазы. Что интересно, некоторое время даже чеканились монеты с именем «русского царя Владислава Жигимонтовича». Но этот проект фактически так и не был реализован, Сигизмунд Ваза решил, что Смоленск важнее, что этим следует ограничиться. И в итоге заложником этой ситуации стал польско-литовский гарнизон, обосновавшийся в Московском Кремле. Он оказался осажден, в очень тяжелом положении: попросту не хватало еды. Сохранились очень яркие и страшные свидетельства об этом. В конечном итоге в ноябре 1612 года этот гарнизон сдал Кремль Второму ополчению; а вскоре царем стал Михаил Федорович Романов. И спустя еще некоторое время Владислав IV отказался от претензий на московский престол.
Можно сказать, маятник качнулся в обратную сторону в середине XVII века, когда запорожские казаки признали власть русского царя Алексея Михайловича. Началась война России с Речью Посполитой, и очень значительная часть Великого княжества Литовского, включая его столицу Вильну, на несколько лет оказалась под властью русского царя. Войны с Россией и Швецией середины XVII века и сопутствовавшая им эпидемия чумы принесли Великому княжеству Литовскому разорение и огромные людские потери, которые уже к концу следующего столетия во многом облегчили установление российского господства в Речи Посполитой.
На протяжении нескольких веков, которые прошли с начала возвышения Великого княжества Литовского, с одной стороны, и Московского княжества, а впоследствии Русского государства, с другой стороны, они оставались достаточно близкими соседями, поддерживали разные контакты — и на уровне государств, династий, и на уровне общества. Но при всем при этом западное влияние в Великом княжестве Литовском: крещение Литвы по латинскому обряду, уния с Польшей, рецепция западных социальных порядков, — все это все более и более отдаляло две части Руси друг от друга. Конечно, этому способствовало и формирование белорусского и украинского народов на землях, подчиненных власти великих князей литовских и королей польских.
То есть взаимное недоверие и взаимный интерес, миграции населения в обе стороны и культурные заимствования при заметных расхождениях социального, политического, экономического строя, надежды на помощь последнего православного правителя и верность собственным господарям-иноверцам — все эти черты необходимо иметь в виду, когда мы говорим о другой Руси.