лучшие пропагандисты в истории
Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас
«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»
Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:
— «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;
— для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;
— причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;
— а чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;
— другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;
— для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;
— превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;
— бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.
Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!
«Один народ, один рейх, один фюрер»
Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».
Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.
Уроки большевиков
В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).
Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.
«Он стал первой жертвой своей пропаганды»
Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.
13 друзей Путина. Сколько зарабатывают самые известные пропагандисты российского ТВ
Сергей Ежов
Обычно The Insider изучает российских пропагандистов в разделе «Антифейк». Однако в этот раз в связи с многочисленными просьбами наших читателей мы решили выяснить, сколько средств налогоплательщиков уходит на зарплаты главных звезд российской пропаганды (российские телеканалы лишь формально являются коммерческими, в действительности они получают гигантские субсидии из бюджета). Затраты бюджета в 2021 году на поддержку СМИ увеличатся сразу на 40% по сравнению с теми, что планировались прошлой осенью: почти 103 млрд рублей поделят между собой Первый канал, RT, НТВ, «ТВ Центр», ВГТРК и другие близкие к государству медиа.
Чтобы доходы пропагандистов не выглядели слишком абстрактно, мы выразили их в понятных единицах, а именно — в размере средней российской пенсии (14 тысяч рублей).
Сведения о доходах пропагандистов мы получили от источника, имеющего доступ к базам ФНС. Корреспондент The Insider проверил их достоверность на себе и знакомых и убедился, что содержащаяся в базах информация об официальных заработках соответствует действительности
13. Андрей Норкин — 4,3 млн (25 пенсионеров)
Самым бедным из пропагандистов оказался ведущий программы «Место встречи» на НТВ Андрей Норкин. Его годовой доход составляет 4,3 млн рублей (здесь и далее — из сведений ФНС 2019 г. с информацией за прошлый период, но нет оснований полагать, что за один год суммы доходов пропагандистов могли существенно измениться). Тем не менее зарплата Норкина существенно превосходит доходы пенсионеров, которые и составляют основную часть аудитории госпропагандистов. Средняя пенсия в России – 14 163 рублей в месяц (или почти 170 тысяч в год). Таким образом, Норкин получает примерно как 25 пенсионеров. Напомним, НТВ входит в холдинг «Газпром Медиа», который контролируется государственным «Газпромбанком». Впрочем, Норкин получает деньги не только от НТВ, но и от издательского дома «Комсомольская правда».
12. Дмитрий Киселев — 4,6 млн (27 пенсионеров).
Норкину можно посочувствовать: он выходит в эфир каждый будний день, а зарабатывает меньше, чем Дмитрий Киселев, ведущий всего лишь еженедельную программу «Вести недели». Годовой доход за появление Киселева раз в неделю с рассказами про радиоактивный пепел — 4,6 млн рублей.
Вилла Дмитрия Киселева в аннексированном Крыму
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Анатомия Дмитрия Киселева. Что рассказала о телеведущем его взломанная почта
11. Аскер-Заде — 6,5 млн (38 пенсионеров)
Официально даже больше Киселева на телеканале «Россия» получает ведущая программы «Действующие лица» Наиля Аскер-Заде — 6 млн 508 тысяч 202 рубля (38 пенсионеров). При этом дружеские беседы Аскер-Заде с топ-чиновниками и бизнесменами выходят на экраны нечасто, всего несколько раз в год. Зато она стала обладательницей премии ТЭФИ в номинации «Лучший интервьюер».
10. Андрей Добров — 7 млн (41 пенсионер)
Доход Андрея Доброва — 6 млн 973 тысячи в год. На РЕН-ТВ выходит его авторская передача «Добров в эфире», в одном из последних выпусков которой, к примеру, рассказывается о главе отдела расследований ФБК Марии Певчих как об агенте британской разведки.
РЕН-ТВ входит в «Национальную медиа группу» близкого к Путину банкира Юрия Ковальчука. Совет директоров холдинга возглавляет Алина Кабаева. Телеканал, помимо фейковых новостей Андрея Доброва, специализируется также на репортажах про инопланетян, плоскую землю и другие познавательные темы.
9. Роман Бабаян — 12,2 млн (72 пенсионера)
Доходы ведущего программы «Своя правда» на НТВ и депутата Мосгордумы Романа Бабаяна открыты: 12,2 млн рублей. Ему может позавидовать глава МИД Сергей Лавров со своими скромными восьмью миллионами.
7-8. Ольга Скабеева (12,8 млн) и Евгений Попов (12,9 млн) — 150 пенсионеров на двоих
Ольга Скабеева с «России 1», по данным The Insider, получает 12,8 млн рублей. Это даже выше официального заработка министра обороны Сергея Шойгу, он довольствуется 12,6 млн.
Муж Скабеевой и ее напарник по ток-шоу «60 минут» Евгений Попов имеет годовой доход в размере 12,9 млн. Доход, как и у жены, складывается из двух источников: выплат от телеканала «Россия», а также его головного холдинга ВГТРК, полностью принадлежащего государству.
Попов и Скабеева — среди лидеров рубрики «Антифейк» по объему распространяемой дезинформации.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Фейк РИА «Новости» и «60 минут»: прокуратура Германии не считает дело Навального «особым случаем»
Спад протестов, доллары для протестующих и сакральная жертва: главные фейки российских СМИ о Белоруссии
6. Петр Толстой — 17,5 млн (104 пенсионера)
Примерно на уровне Скабеевой и Поповой зарабатывает Петр Толстой (17,5 млн), правда, значительная часть из этих средств — думская зарплата. Трудно представить себе, что сказал бы Лев Николаевич, узнай он, чем занимается его потомок. Трудно, но все-таки возможно, если внимательно ознакомиться с его публицистикой. Вот, например, что Толстой писал в своей знаменитой статье «Патриотизм и правительство»:
«Патриотизм и последствия его — войны дают огромный доход газетчикам и выгоды большинству торгующих. Всякий писатель, учитель, профессор тем более обеспечивает свое положение, чем более будет проповедывать патриотизм. Всякий император, король тем более приобретает славы, чем более он предан патриотизму. В руках правящих классов войско, деньги, школа, религия, пресса. В школах они разжигают в детях патриотизм историями, описывая свой народ лучшим из всех народов и всегда правым; во взрослых разжигают это же чувство зрелищами, торжествами, памятниками, патриотической лживой прессой; главное же, разжигают патриотизм тем, что, совершая всякого рода несправедливости и жестокости против других народов, возбуждают в них вражду к своему народу, и потом этой то враждой пользуются для возбуждения вражды и в своем
Опомнитесь, люди, и, ради всего блага и телесного, и духовного и такого же блага ваших братьев и сестер, остановитесь, одумайтесь, подумайте о том, что вы делаете! и поймите, что враги ваши не буры, не англичане, не французы, не немцы, не чехи, не финляндцы, не русские, а враги ваши, одни враги — вы сами, поддерживающие своим патриотизмом угнетающие вас и делающие ваши несчастия правительства».
Апологеты христианства оказались лучшими пропагандистами
Христианство существовало с середины первого века нашей эры, но главной религией Римской империи сделалось лишь по прошествии более 250 лет. Таковым оно стало в результате драматических пропагандистских войн. Центральным пунктом стал суд над Иисусом и роль, отведенная в нем Пилату.
Американский историк раннего христианства Дэвид Ллойд Дусенбери (David Lloyd Dusenbury) из Еврейского университета в Иерусалиме выпустил книгу «Невиновность Понтия Пилата» (The Innocence of Pontius Pilate), где впервые показан масштабный характер пропагандистских сражений, которые бушевали в последние десятилетия доживавшего свое язычества.
Оправдание Понтия Пилата
Христиане и их противники в конце третьего и начале четвертого веков активно обсуждали роль римского префекта Иудеи Понтия Пилата, отдавшего приказ распять Иисуса. Язычники пытались оправдать Пилата, утверждая, что Иисус был жестоким и опасным мятежником. Большинство христиан, составлявших тогда примерно десять процентов населения империи, взваливало всю вину на иудеев.
«До этого исследования мы никогда не осознавали, насколько велика фигура Пилата в огромной пропагандистской войне, предшествовавшей победе христианства над язычеством», — убежден Дусенбери.
Политтехнологи язычества
В его исследовании представлены основные «политтехнологи» обеих враждующих сторон.
Римский император Гай Галерий Валерий Максимин Даза (Galerius Valerius Maximinus Daza) — правил в 310-313 годы нашей эры. В своем произведении «Воспоминания о Пилате» он стремился к оправданию решения Понтия Пилата распять Иисуса. Как он утверждал, его книга была основана на подлинном (ныне давно утерянном) отчете Пилата о суде над Иисусом, который хранился в императорской библиотеке.
Сын сестры римского императора Галерия Даза был усыновлен дядей и сделал быструю карьеру. Став цезарем, Максимин продолжил начатые при Диоклетиане преследования христиан.
Другим пропагандистом оказался римский наместник в Пальмире (приблизительно в 297 г.), викарий восточных провинций (до 303 г.), наместник в Вифинии (303 — 305 гг.) и префект в Египте (310 — 311 гг.), аристократ и философ Соссиан Иерокл (Sossianus Hierocles), побудивший императора Диоклетиана начать преследование христиан.
В первые годы гонений им были написаны, а в 303 году обнародованы в Никомедии две антихристианских книги «Правдолюбец» (Philalethes logos), в них Иерокл обвинял:
Из других источников историкам известно, что Иудея первого и начала второго века воспринималась многими образованными римлянами как рассадник вдохновленных мессианством мятежей.
Однако Иерокл будто бы не знает слова из Нагорной проповеди Христа, в которых вполне ясно прозвучала мысль о нежелательности любого насилия: «Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими».
Иерокл передергивает, утверждая, что философ-неопифагореец «Аполлоний Тианский совершил столь же значительные чудеса и даже более великие, чем Христос». Описание путешествий Аполлония — литературная выдумка.
Христианские пропагандисты
Среди раннехристианских пропагандистов также выделяются двое маститых авторов.
Родившийся в языческой семье ритор Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius) благодаря своему яркому стилю снискал уважение европейских гуманистов, которые считали его «христианским Цицероном». Став ревнителем христианской веры еще до гонений в правление Домициана, он в книге «О смерти гонителей» (De mortibus persecutorum), знаменующей собой рождение историографии на христианском Западе, в мрачных подробностях описывает, как Бог наказывает инициаторов антихристианских кампаний.
В своем главном труде «Божественные установления» (Divinae institutiones) Лактанций объяснял причину заблуждений античных философов, критиковал языческую религию, уверяя, что на самом деле распяли Иисуса евреи. Большую часть книги занимает спор с притязаниями языческих писателей, которые в то время помогали гонителям христиан.
Кроме того, им дана новая трактовка слова «religio», которое Лактанций возводил к «religare» — к связи между человеком и Богом. Лактанций сформулировал один из важнейших принципов христианской философии: мудрость — это не только правильное знание, но и правильная жизнь.
Христианский теолог и историк Евсевий Кесарийский (Eusébios tés Kaisareías), свидетель гонений Доклетиана, написал произведение «О мучениках Палестины» (De Martyribus Palestinae), чтобы дискредитировать языческих императоров. Книга разоблачала жестокости язычников и восхваляла христианских героев.
Для Евсевия история не череда «подвигов военачальников и доблестей воинов». Бог не единственный вершитель судеб человечества, как в иудаизме. История, как Евсевий пишет в своем главном произведении «Церковная история», рассказывает о «тех, кто вел мирную войну за мир своей души и мужественно сражался за истину, за веру».
Понтий Пилат передал Иисуса правителю Галилеи Ироду Антипе, но тот вернул его в руки римского префекта. Ответ на вопрос, почему Понтий Пилат вменил в вину Иисусу то, что тот называл себя «Царем иудейским» (пусть в духовном, а не в политическом смысле), по мнению автора нового исследования, кроется в решении императора Августа ввести на неопределенный срок мораторий на употребление этого титула. Налицо было нарушение императорского вердикта, которое должно было караться смертью.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
6 примеров пропаганды, в которую мы всё ещё верим
1. Сахарная промышленность перекладывала вину за болезни сердца и диабет на жиры
В 60-х годах прошлого века несколько производителей сахара и полуфабрикатов из него объединились в торговую группу, называемую «Сахарной ассоциацией». Они начали пропагандировать пользу сахара для здоровья и, что важнее, перекладывали вину за сердечно-сосудистые заболевания и диабет на жиры. Дошло до того, что этот картель заплатил учёным из Гарварда за проведение исследований влияния сахара и жиров на болезни сердца. После этого ассоциация отобрала самые безобидные (с точки зрения сахарной промышленности) выводы о том, что сахар практически не влияет на здоровье, и начала публиковать эти сведения везде, где только можно, пропагандируя потребление сахара и заставляя людей поверить, что их главный враг — жиры.
В итоге многие до сих пор считают, что выпить чай с тремя ложками сахара намного полезнее, чем съесть бутерброд с толстым слоем сливочного масла. Эта дезинформация привела к росту сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения.
2. Британцы создали миф, что морковь улучшает зрение
Морковь полезна для здоровья, и отрицать это глупо. Но она не улучшает зрение. Откуда пошёл этот миф? Он тянется ещё со времён Второй мировой войны, и ему мы обязаны британцам. Во время войны британцы изобрели радары, которые помогали им заранее обнаруживать немецкие бомбардировщики и сбивать их на подлёте, минимизируя ущерб для собственной инфраструктуры. В целях дезинформации британцы говорили, что всё дело в моркови, которая улучшает зрение пилотов и зенитчиков, позволяя им лучше видеть в темноте, что и помогает сбивать бомбардировщики.
Британское министерство продовольствия запустило рекламную кампанию, где говорилось о пользе моркови для здоровья; учёные по заказу правительства так же пропагандировали её употребление для улучшения зрения. Нет доказательств тому, что в эту пропаганду поверили немцы, но этот миф успешно пошёл в массы. В нашей стране до сих пор многие люди уверены, что ежедневное поедание моркови поможет им видеть чёткую картинку.
3. Белоснежные зубы продвигали ради продажи отбеливающих средств
Смотря современные фильмы, ты вряд ли увидишь там хотя бы одного актёра с жёлтыми зубами, а если и заметишь, то подумаешь, что это что-то нездоровое. Но в реальности природный оттенок зубов не белый, а с желтизной из-за цвета дентина. Эмаль, покрывающая дентин, полупрозрачная, поэтому, сколько бы ты ни начищал зубы, они будут оставаться такими же жёлтыми, так как ты натираешь внешний слой, а не внутренний.
Чтобы заработать побольше денег, несколько известных корпораций, занимающихся производством средств гигиены, начали продвигать в массы информацию, что единственно правильный цвет зубов — белый, а всё остальное — кариес, грязь и тому подобные вещи, которые нужно убирать отбеливающей пастой или процедурой отбеливания. Все, кто против, просто деревенщины. А подкреплялось всё это так называемыми голливудскими улыбками.
Пропаганда сработала отлично, и многие люди побежали к стоматологам с целью отбелить зубы, а также активно скупали пасту с отбеливающим эффектом. Последняя практически не имеет эффекта, так как она воздействует только на эмаль, а вот отбеливание было достаточно опасной процедурой, когда для него использовали перекись водорода. Это вещество проходило через эмаль и разрушало структуру дентина. Зубы действительно становились белыми, но это ослабляло их и вызывало необратимые повреждения эмали.
Многие люди считают, что только белые зубы могут считаться здоровыми, однако это лишь маркетинговый ход с целью заработать на ненужной процедуре.
4. Производители бутилированной воды пугали людей смертельно опасной водой из-под крана
В том, что ты боишься пить воду из-под крана и предпочитаешь фильтрованную, а лучше бутилированную, виноваты крупные корпорации. В начале 90-х годов Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и другие известные компании начали пропагандировать опасность водопроводной воды и рекомендовали покупать только бутилированную, так как она, в отличие от жидкости из-под крана, не содержит вредных веществ и очищена с использованием угля, нанотехнологий, магии или чего угодно еще.
Результатом этого стала боязнь людей пить воду из-под крана не только на Западе, на который была нацелена эта пропагандистская кампания, но и в России. Да, водопроводная вода опасна, но только где-нибудь в Индии, а в России она проходит несколько степеней очистки и не содержит опасных веществ. Конечно, лучше дополнительно фильтровать воду, так как, проходя через трубы, она может забрать с собой микрочастицы металла или пластика, но по своим параметрам вода из-под крана практически не отличается от бутилированной. Фактически корпорации используют ту же водопроводную воду, просто проводят дополнительную очистку, которая по большей части избыточна.
5. Производители бриллиантов пропагандировали покупку более крупных камней как символ истинной любви
До XX века символом бракосочетания было золотое, серебряное или даже деревянное кольцо, в зависимости от достатка человека. Но примерно с 50-х годов всё изменилось, и теперь в западной культуре обязательным считается помолвочное кольцо с бриллиантом.
Поблагодарить за это стоит британцев, которые открыли крупные алмазные рудники в Южной Африке в конце XIX века. Огромная, по сравнению с прошлыми шахтами, выработка алмазов способствовала снижению стоимости этих камней и спроса на них. Тогда, чтобы увеличить спрос, группа британских бизнесменов создала компанию De Beers, которая контролировала всю торговлю алмазами и бриллиантами из Южной Африки. Они не только создали искусственный дефицит, повысив тем самым спрос, но и стали пропагандировать культ бриллиантов. Самая активная кампания шла в США, где уже существовала практика дарения колец с бриллиантами, но не было упора на размер камня, из-за чего не получалось сбывать достаточное количество товара.
Тогда была запущена масштабная акция с целью подчеркнуть взаимосвязь между размером бриллианта и чувствами мужчины к женщине. Проще говоря, если ты дарил кольцо с камнем размером с песчинку, ты автоматически записывался в жлобы, а вот камень в несколько карат говорил о безмерной любви. Эта пропаганда сработала. Даже в наше время существует своеобразное соревнование в размерах камня и, главное, в его натуральности, чему очень рады владельцы алмазных рудников.
6. Кофе назвали вредным ради замены на аналог
В начале XX века компания CW Post представила альтернативу кофе, известную как Postum, — напиток без кофеина из обжаренной пшеницы и отрубей с добавлением мелассы и мальтодекстрина. Но компания CW Post заработала большие деньги вовсе не из-за уникальных вкусовых качеств, а благодаря успешной пропаганде. Производитель напитка пошёл по самому простому пути и начал поливать кофе грязью по всем возможным каналам связи. В газетах публиковались заметки о вреде кофе, заказывались псевдоисследования на тему вреда, где рассказывалось о вызываемом им расстройстве желудка, о нервных срывах, а также об ухудшении работы почек и сердца.
CW Post заостряла особое внимание на вреде кофе детям, так как этот напиток якобы замедлял их рост. Новости об этом быстро распространились по всему миру, из-за чего даже сегодня многие люди боятся давать детям кофе. Реальные исследования показали, что повышенное потребление напитков с кофеином приводит к небольшому уменьшению усвоения кальция, необходимого для роста костей. Эти же исследования показали, что для компенсации 200 граммов кофе достаточно выпить одну столовую ложку молока. Чтобы ты понимал, 200 граммов — это большая банка кофе, из которой получается примерно 100 кружек напитка.