лунный календарь его история
История лунного календаря
Лунный календарь – это самая древняя система летоисчисления, которая использовалась повсеместно. Она была невероятно популярна благодаря тому, что изменение фаз спутника Земли можно было наблюдать практически с любой точки планеты. Кроме того, Луна заметно влияет на рост растений, на приливы и отливы, даже на физическое состояние и самочувствие, что древние люди, активно занимавшиеся охотой и рыболовством, а также, разумеется, земледелием не могли не заметить. В результате чего лунный календарь был невероятно распространён. Существуют свидетельства, что впервые он появился у сибирских якутов около полумиллиона лет тому назад, обитавших в то время в районе Малайзии.
Предметы, которые относятся к древнейшим лунным календарям, были найдены специалистами в пещерах Германии и Франции. Они относятся к периоду, датируемому 24-30 тысячами лет до нашей эры. На каменных и костяных плитках угадываются изображения Луны, причём – в разных фазах. Более осторожные исследователи считают, что соответствующий способ летоисчисления был изобретён в Месопотамии, древними шумерами где-то в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Впрочем, большинство историков полагают, что лунный календарь не был создан кем-то конкретно или даже одним народом. Идея делить время на отдельные промежутки в связи со спутником земли пришла в голову многим в разных уголках планеты.
Так, в Китае такой метод вошёл в практику вместе с династией Хань, которая господствовала со второй века до нашей эры по второй век нашей эры. Шли века, правители здесь свергали друг друга, но лунный календарь оставался нетронутым. Ситуация начала меняться в этом плане только в прошлом веке.
Довольно большой вклад в развитие обсуждаемого календаря внесла Индия. Именно здесь достаточно подробно описали фазы и разные положения Луны на небосводе, попытались дать им исторически первые объяснения. Наблюдения за спутником Земли вели мудрецы, это считалось уважаемым и важным занятием. В Древней Индии многие религиозные праздники в итоге оказались привязаны к положению Луны, эта традиция соблюдается до сих пор.
Постепенно человечество стало отказываться от такого метода расчёта времени и перешло на солнечный календарь, который оказался намного точнее. Но массовое распространение последний получил только 500 лет как. И до сих пор сегодня во многих азиатских странах население активно пользуется лунным календарём, в связи с чем в странах СНГ он получил второе название: восточный.
Лунный календарь
эра
високосов
Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.
Содержание
Теория календаря
Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток. Таким образом, календарный месяц может состоять или из 29, или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В соответствии с этим, продолжительность лунного года получается равной 12 × 29,53059 = 354,36708. Значит, в календарном году может быть или 354 дня — простой год, или 355 дней — продолженный (високосный) год; а для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года необходима система вставки високосов. Для её определения можно разложить дробную часть продолжительности лунного года в цепную дробь:
.
Обрывая эту дробь на разных стадиях деления, можно получить следующие правила для введения продолженных годов разной точности:
,
где знаменатель указывает число лет в календарном цикле, а числитель — число продолженных лет в этом цикле. Таким образом, средняя продолжительность календарного года в сутках в этих календарных системах получается:
.
Цикл 3/8 получил название «турецкого» и используется в турецком лунном календаре; другой цикл 11/30, используемый в мусульманском календаре и часто именуется «арабским».
Лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222-354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.
Смена фаз Луны является одним из самых легконаблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако, в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением, неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.
Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2—3 дня. Причем это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарем из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введённый по какой-либо системе, будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя, с той или иной точностью, будет в среднем этому движению соответствовать.
Лунные календари
Интересные факты
Древнейший в истории человечества лунный календарь обнаружен при раскопках Ачинской палеолитической стоянки близ города Ачинска. [источник?]
История лунного календаря
Есть свидетельства, что он появился на свет у сибирских якутов и жителей острова Никобар неподалеку от побережья Малайзии примерно 500 000 лет назад.
В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения. Китайский иероглиф «время» (ши), который встречается уже в древнейших текстах, графически выражает идею произрастания под Солнцем находящихся в земле семян.
Движению Луны по небесному своду придавали большое значение и в Индии. Именно в этой стране и были приведены основные описания характеристик лунных дней, фаз и положений Луны.
Смена фаз Луны было самым легко наблюдаемым небесным явление. Поэтому многие народности на ранней стадии развития пользовались наблюдением за её движением, за её влиянием на рост растений, на приливы и отливы и за изменениями в человеке.
Одним словом, невозможно утверждать, что создание календаря принадлежит какому либо одному народу. Дело в том, что многие народы и даже эпохи вложили свои знания в то, что сегодня мы называем лунным календарем.
И по сей день, во многих странах лунный календарь активно используется, многие современные праздники отсчитываются именно по лунному календарю и поэтому имеют разную дату в каждом году.
Лишь совсем недавно лунный календарь был почти полностью вытеснен из бытового употребления и общепринятый социальный календарь стал базироваться исключительно на солнечных циклах.
Современный григорианский календарь, являющейся полностью солнечным и используемый большинством государств в качестве основного, был введен всего лишь 500 лет назад. И даже он содержит рудиментарные следы древних лунных календарей в виде, например, 7 дней недели и даже самой терминологии «месяц».
Это физическое влияние Луны приводит к регулярным отливам и приливам жидких сред, как в морях и океанах, так и в физических системах человека, который как известно, в основном состоит именно из жидкостей.
Также, это физическое влияние лунных циклов оказывает большое влияние на растительное царство, вызывая постоянную смену направления перемещения растительных соков.
Известно большое влияние лунных циклов и на психику человека, что связано с более тонкими процессами.
В последнее время интерес к древним знаниям, в том числе к лунному календарю, возрастает. Для современной Европы эти знания адаптировали Поппе, Паунггер и другие еще в прошлом 20-м веке. В современную Россию эти знания принесли и адаптировали Павел Глоба, Геннадий Малахов, Тамара Зюрняева и многие другие.
На настоящее время все описания и характеристики лунных дней достаточно согласованны между собой и проверены не один раз современным человеком. Луна, несмотря на свою малость, также продолжает оказывать сильнейшее влияние, на наши природные ритмы в организме, на наше подсознание и психику, на рост растений и многие природные явления.
1) Павел Глоба «Лунная астрология»;
2) Павел Глоба «Авестийский лунный календарь»;
3) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Лунные правила на все случаи жизни»;
4) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Все в нужный момент»;
5) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «С луной день за днем»;
6) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Лунный календарь здоровья»;
7) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Разрешено все»;
8) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Собственными силами»;
9) Иоганна Паунггер, Томас Поппе «Лунные ритмы»;
10) Тамара Зюрняева «30 лунных дней»;
11) Тамара Зюрняева «Лунный посевной календарь»;
12) Тамара Зюрняева «Лунный календарь»;
13) Геннадий Петрович Малахов «Лунный календарь здоровья»;
14) Анастасия Семенова, Ольга Шувалова «Лунный календарь для садоводов и огородников»;
15) Анастасия Семенова, Ольга Шувалова «Лунный календарь в повседневной жизни»;
Лунный календарь: история и факты
Луна таинственно улыбается нам с ночного неба или прячется, повинуясь своему особому распорядку. Она может быть полной, убывающей и растущей. От Луны зависят приливы и отливы в морях и океанах, поведение и характер человека, рост всего живого. А лунный календарь способен не только рассказать о том, какие сегодня лунные сутки, но и дать особые рекомендации.
История лунного календаря
Лунный календарь является самым древнейшим. В одних источниках создание лунного календаря приписывается древним шумерам (IV-III тысячелетии до н.э) — жителям древней Месопотамии, расположенной на широкой равнине, по которой несут свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат.
Есть свидетельства, что он появился на свет у сибирских якутов и жителей острова Никобар неподалеку от побережья Малайзии примерно 500 000 лет назад.
В древнем Китае лунный календарь, как традиционный порядок счисления применяется с 2 тыс. лет до нашей эры. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.), которая тогда утвердившись, использовалась вплоть до 20 в.
В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения. Китайский иероглиф «время» (ши), который встречается уже в древнейших текстах, графически выражает идею произрастания под Солнцем находящихся в земле семян.
Движению Луны по небесному своду придавали большое значение и в Индии. Именно в этой стране и были приведены основные описания характеристик лунных дней, фаз и положений Луны.
Смена фаз Луны было самым легко наблюдаемым небесным явление. Поэтому многие народности на ранней стадии развития пользовались наблюдением за её движением, за её влиянием на рост растений, на приливы и отливы и за изменениями в человеке.
Одним словом, невозможно утверждать, что создание календаря принадлежит какому либо одному народу. Дело в том, что многие народы и даже эпохи вложили свои знания в то, что сегодня мы называем лунным календарем.
И по сей день, во многих странах лунный календарь активно используется, многие современные праздники отсчитываются именно по лунному календарю и поэтому имеют разную дату в каждом году.
Отличие лунного календаря от солнечного
Лунный календарь – родитель временного исчисления. Именно фазы Луны стали поводом для того, чтобы разделить год на месяцы – от одного новолуния до другого. Позже астрономы сделали уточняющие поправки и отделили солнечный календарь, по которому сейчас живет весь мир, от календаря лунного.
В лунном календаре, в отличие от солнечного, не 30 или 31 день, а 29,5 или 30.
Солнечные сутки составляют ровно 24 часа, а у лунных нет четкой продолжительности – они могут длиться от нескольких мгновений – это, как правило, либо 30-е, либо 1-е лунные сутки — до 2 дней.
По солнечному календарю мы считаем началом нового дня полночь (точнее, одну секунду первого), а по лунному следующие сутки начинаются с восходом Луны. И это может произойти в любой час дня и ночи.
Солнце находится в одном и том же знаке зодиака около месяца (все четко и зафиксировано в гороскопах), а Луна путешествует по зодиаку, задерживаясь в одном знаке не более чем на три дня. И это тоже находит отражение в лунном календаре. Однако если нам не составляет труда выяснить, в каком знаке было Солнце на момент нашего рождения, то для того, чтобы узнать, в каком знаке была Луна, надо произвести сложные подсчеты. Или обратиться к специальной компьютерной программе.
Солнце не имеет своих персональных фаз, оно постоянно, поэтому мы никогда не говорим, например, растущее Солнце. А Луна за свой лунный месяц проходит четыре фазы: новолуние, 1-ю четверть (растущая Луна), полнолуние, 4-ю четверть (убывающая Луна). И каждой фазе соответствуют свои собственные процессы и события, происходящие на самой Земле и с ее жителями.
Солнечный год равен 365 или 366 суткам, а лунный составляет 354 или 355 суток. Таким образом, каждый год лунный календарь как бы отстает от солнечного, в среднем, на 10 дней. И не исключено, что именно такое «опоздание» вынудило ученых древности отказаться от лунного летоисчисления. А иначе блуждали бы наши привычные месяцы по всему году.
Лунный календарь
В основе лунного календаря – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны, синодический месяц. Постепенно было установлено, что в лунном месяце 29,5 суток, а чтобы в течение года каждого месяца время точнее совпадало с новолунием, нечетные (пустые) месяцы должны содержать 29, а четные (полные) – 30 суток. Таким образом, лунный год содержит 354 суток, он на 11,25 суток короче солнечного года. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (это одно из требований лунного календаря), в определенные годы в последний месяц добавляют дополнительные сутки. Годы в 355 суток являются високосными.
Лунный год мог возникнуть при двух условиях. Первое, это способ ведения хозяйства: либо охота, либо скотоводство. И второе условие: климат должен быть достаточно ровный со слабыми границами сезонов. Поэтому нет ничего удивительного, что этот календарь был принят мусульманами. Их не смущает, что в лунном календаре, которого они придерживаются, один и тот же месяц может приходиться то на зиму, то на весну, то на осень, то на лето, что иногда в один год по европейскому исчислению им приходится дважды встречать Новый год.
Промежуток от новолуния до новолуния (или от полнолуния до полнолуния – разные народы считали по-разному) оказался прочно связанным с Луной. Во многих языках одним словом названа и Луна, и промежуток времени. (В русском языке это слово «месяц».) На самом деле в индоевропейских языках называли Луну «измерителем» (санскритский mas, латинское mensis, готское menoths).
Причина привязанности скотоводов именно к Луне в том, что ее ход соответствует физиологическим циклам у животных. Все женщины знают это.
Луна дает еще один эталон для времени. Это смена ее фаз, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца. Продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д.
Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. Еще в древности было обнаружено, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова планэтэс, которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Число семь – количество планет стало священным для многих народов древности.
Справедливости ради следует отметить, что были и другие единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д.) дней. Например, на раннем этапе Византийской империи вели счет «восьмидневками» так называемой торговой недели, в которой семь дней были рабочими, восьмой – базарным.
Разделив сутки на 24 часа, астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым Юпитер, третьим Марс, четвертым Солнце, пятым Венера, шестым Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня Луна, четвертого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.
Эти названия дней недели именами богов перекочевали в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так:
Разная форма Луны дает возможность разделить месяц на более мелкие отрезки времени.
У вавилонян мы находим семидневную неделю, но связанную не с фазами Луны, а с семью планетами, и это более позднее явление, чем деление времени по фазам Луны. Вавилонские жрецы в своем календаре следовали астрологическим правилам, указывавшим благоприятные и плохие дни, для расчета которых существовали очень сложные таблицы. Разобраться в них могли только посвященные – жрецы. А простой народ твердо знал одно: последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово шаббат – покой по-вавилонски стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.
Вавилонское слово шаббат сродни еврейскому шаббот, тоже несущему предписание покоя в субботу. Со временем астрологические соображения были заменены религиозными, очень суровыми. У христиан выходной – воскресенье, а у мусульман пятница. Не исключено, что эта разница осталась в память о религиозных распрях между сообществами, разошедшимися в вере, но одинаково чтящими общую религиозную традицию – Ветхий Завет.
А как появился солнечный календарь?
Для земледельца, в отличие от скотовода, важны не фазы Луны, а времена года, определяемые движением Земли по околосолнечной орбите. Если бы земледелец пользовался лунным календарем, то быстро бы обнаружил, что момент весеннего равноденствия, праздник весны и пробуждения природы, которого он с таким нетерпением ждет, чтобы начинать сев, в одном году придется на первое число первого месяца лунного календаря, в следующем – уже на двенадцатое, еще через год – на двадцать третье.
Необходимость же согласования лунного и солнечного года возникла, когда разные народы были объединены в одну империю. Среди вошедших в нее народов были племена и скотоводов и земледельцев, они пользовались разными календарными системами. Но центральная-то власть должна знать, когда собирать налоги, и подданные тоже должны это знать.
Считается, что Стоунхендж – это своего рода лунно-солнечный календарь. Каждый его камень, каждая лунка, а также ряд линий, проведенных от наблюдателя, соответствуют определенной конфигурации Земля-Луна-Солнце.
Согласование календарных систем оказалось трудной проблемой.
«Прыгающий» лунный календарь начали «привязывать» к солнечному. Можно предположить, что сначала ввели в каждый четвертый лунный год тринадцатый месяц: все-таки легче учитывать сдвиг дней в таком уже не «бегущем», а «качающемся» численнике. А потом стали указать для каждого дня лунного года, какие в это время восходят и заходят созвездия. Календарь стал превращаться в лунно-солнечный. Религиозные обряды исполняли по Луне, а полевые работы начинали по Солнцу.
Лунно-солнечный календарь – самый сложный из всех. В его основе лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 часа). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев по 29–30 дней и 7 лет – по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й.
Вычисление такого чудесного календаря приписывают астроному Метону; он открыл, что через каждые 235 лунных месяцев, то есть через 19 лет, новый лунный год опять совпадает с весенним равноденствием. Византийцы встретили это изобретение с восторгом. Ведь календарь превращался, таким образом, в вечный! Достаточно было составить таблицу дней всех лунных месяцев, связать с ними положение Солнца и Луны – и все заботы, связанные с вычислениями сроков полевых работ, сами собой отпадают. Девятнадцатилетний цикл был назван Метоновым. Каменные столбы с его календарем стояли на площадях множества византийских городов.
Но с этим хитроумным Метоном, который жил якобы в V веке до н. э., вот какая проблема. Придуманный им метонов цикл равен 6940 дням, в которые весьма точно укладываются 19 юлианских лет по 365,25 дня и 235 синодических лунных месяцев по 29,53059 дней. Но ведь сами же историки говорят, что принятый тогда солнечный год вовсе не был равен 365,25 дня. Иначе зачем бы понадобилось ждать еще 400 лет, пока Созиген не ввел так называемый юлианский год. Более того, метонов цикл был явно вычислен с помощью алгоритма Евклида, а этот великий астроном жил, по традиционной хронологии, более чем на сто лет позднее Метона!
…Сегодня такой календарь используется в Израиле, а в христианской церкви – при вычислении Пасхи и связанных с ней подвижных религиозных праздников.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.