Любила русь колокольный звон докажите что это текст

Любила Русь колокольный звон (Гиа по русскому)

Любила Русь колокольный звон. В четырнадцатом веке колокола начали делать в Москве и Новгороде.

Церковные колокола звучали на десятки верст. Они создавали ощущение игры оркестра, словно играл грандиозный музыкальный инструмент. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь народа. Он оповещал о вторжениях, созывал бойцов, служил сигналом бедствия, придавал праздничность и величие различным гуляниям.

Радостным звоном встречала Москва своих воинов с Куликова поля. Под звон колоколов проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, под него же шли на вече новгородцы для решения судьбы Родины. Изготовляли колокола в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили крупные колокола, колокольники – мелкие звоны.

Работа эта считалась очень уважаемой. Каждое создание большого колокола заносилось летописцем в хронику, причем вместе с именем мастера.

С колоколами связаны различные поверья. Согласно одному из них, когда отливался крупный колокол, нужно было пустить безумный слух. А чем дальше он разойдется, тем сильнее будет гул колокола.

Очень плохой приметой был самовольный звон колокола, а тот, кто его услышит должен был готовиться к страшной беде.

О колоколах и их звоне складывалось в народе много притч, пословиц и поговорок. Например, сельские жители ориентировались по звону колокола, как по часам. Была даже такая поговорка, которая гласила, что первый звон значит пробуждение, второй – земной поклон, третий – покидание дома.

Между Москвой и Ярославлем раскинулся Ростов Великий, которому уже больше тысячи лет. Этот город навевает ощущение былины, существования богатырей.

Ростовский архитектурный ансамбль сложился при митрополите Ионе Сысоевиче. Этот выходец из крестьян имел огромную волю, много пережил и остался честным человеком. Он любил читать и разбирался в художественном искусстве. Он то и затеял грандиозное строительство в Ростове.

Когда необходимо было создать новый звон, который был бы по-особенному торжественным, мастер Фрол Терентьев создал гигантский колокол, который был подобен настоящему музыкальному инструменту. Он отличался особенной живым и веселым звучанием.

Каждый заметный ростовский колокол имеет имя, например, Большой Сысой, Лебедь, Голодарь… Мелкие же остались без названия. Все колокола отличаются между собой переливами назначением звона.

Народная музыка манила в Ростов весь русский народ. В прошлом веке знающийся в акустике священнослужитель Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских колоколов.

«Там где кончаются слова, начинается музыка». (Генрих Гейне)

Для меня музыка – поток звуков, которые идут прямо к сердцу, наполняя его жизненной силой и вдохновением. Думаю, что звон колоколов по праву можно считать музыкой. Звучание колокола – такое торжественное и возвышенное, проникая в уши, разливается по всему телу.

Когда я первый раз услышала колокольный звон, мне было не по себе, все внутри меня содрогнулось. Наверное, на долю секунды я даже ощутила некий испуг. Тогда мне было непонятным такое звучание. Но спустя время я смогла прочувствовать его и научилась наслаждаться им, оставляя все свои мысли и тревоги.

Действительно, сложно добиться такой торжественности и таинственности, которая свойственна звону колокола. Он встречается во многих художественных произведениях. Но мне, еще с ранних лет, запомнилось стихотворение С. Есенина «Колокол дремавший», посвященное колокольному звону.

От колокольного звона проснулось все: и человек, и земля, и луга и поля. Леса наполнились его пробуждающим звучанием, которое проникает в каждое тихое местечко и замирает где-то за дорогой. Таким его описал Сергей Александрович.

Еще Людвиг Бетховен говорил: «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Я согласна с ним, ведь именно колокольный звон дает начало этой жизни: пробуждаются цветы, птицы, возносящиеся ввысь и человек, посвятивший свою жизнь труду, чтобы не осквернить божественный звон.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Проблема роли колокольного звона в жизни русского народа (по Е. Осетрову “Любила Русь колокольный звон…”)

Е. Осетров поднимает проблему роли колокольного звона в жизни русского народа.

Писатель начинает текст со слов «Любила Русь колокольный звон», предполагая, что невольно возникнет вопрос: «Почему?». И читатель получает исчерпывающий ответ. Е. Осетров повествует о многочисленных возможностях, назначениях колокольного перезвона. Он служил «грандиозным музыкальным инструментом», «часами, возвещавшими о начале дня», он «оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность» … Про колокола и колокольный звон – неотъемлемые части жизни русского народа – слагали множество различных «притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток».

Однако колокольный звон не только служил во благо русского народа: с ним также были связаны дурные поверья. Так, например, было плохой приметой, «если колокол ночью позвонит сам по себе». Человек, который услышит ночной колокольный звон, «должен ждать для себя величайшего несчастья».

Автор заостряет внимание и на том, что отливка колоколов и бил считалась почетным делом. Мастеров литейного дела, сотворивших большой колокол, летописцы заносили в свою хронику. Без сомнения, это говорит о том, каким важным событием на Руси являлось «рождение» нового колокола.

Позиция писателя ясна: роль колокольного звона в жизни русского народа весьма значительна.

Нельзя не согласиться с позицией Е. Осетрова. Действительно, колокольный перезвон, который, начиная с первой половины четырнадцатого века сопутствовал жизни народа в самых разных ее проявлениях, был ничем не заменим в быту деревенских жителей, бояр и даже царей.

В заключение хочу отметить, что по сей день колокола являются одним из важных, значительных составляющих отечественной культуры. Сегодня, когда мы слышим колокольный перезвон (особенно по великим праздникам), на душе возникает ощущение спокойствия, благополучия, защищенности, абсолютного счастья.

Источник

Тема урока: «Комплексный анализ текста» (подготовка к ЕГЭ)

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

1. Систематичностьи последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научностиь(опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

1. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске).

2. Листы с заданиями к тексту из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”.

3. На рабочем столе учащихся: “Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”, тетради, ручки и карандаши.

ХОД УРОКА

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:

(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац). Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение “серебряный звон”.

(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.

(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

Как вы озаглавили текст? “Колокольный звон”, “Колокола России”, “История российских колоколов”.

Какова тема данного текста? (Колокольный звон. История колоколов в России).

Назовите главную мысль данного текста. (Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

Словарный диктант: Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

6. вечеА). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”? В словаре Ожегова:

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече – На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

5. Диктант. 2-ой абзац текста. (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Вопросы и задания к диктанту:

1. Напишите номер сложного предложения. (3).

2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Определительное)

3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?

4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).

5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

Восстановите последовательность пунктов плана текста.

А). арх..епископ, почт…ный, ж..знь, возв..щавший;

Б). пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;

В). п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать.

Г). с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица,

Б). поверья были связаны;

В). сложное бессоюзное;

А). летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;

Б). праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный.

В). в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный.

Г). пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.

А). существительное; Б). наречие; В).краткое прилагательное; Г). краткое причастие.

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?

А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

7. Вопрос всему классу. Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

8. Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю. (Проверка домашнего задания). (Вариант ответа взят из методических материалов (Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- с.196). Данный текст принадлежит к публицистическому стилю. Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам. В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика; 2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4. риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.

Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.

ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

Подведение итогов работы в классе. На сегодняшнем занятии мы работали с текстом из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку (изложение), выполнили задания к тексту, предложенные авторами-составителями сборника. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.

Источник

Помогите пожалуйста с текстом. 🙂

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «. архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон ».
С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.
О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.
О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое назначение. (446 слов) (Е. Осетров)

Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

Источник

Изложения

О колокольном звоне из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «. архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон ».
С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.
О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.
О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое назначение. (446 слов) (Е. Осетров)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете смысл слов «набатный» и «вечевой»?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *