люди которые одеваются в персонажей
10 самых популярных кинообразов на Хэллоуин
Джокер, Малефисента, Небула и Человек-Паук: в кого чаще всего перевоплощаются на костюмированных вечеринках?
Выбирая себе костюм на костюмированный бал, мы ищем персонажей, с которыми – подсознательно или нет – больше всего себя идентифицируем. Американский сайт для фанатов кино FandanGoNOW опросил своих читателей и составил список самых популярных образов на Хэллоуин. Рассказываем про самые яркие — и разбираемся, почему они так цепляют.
Maleficent («Малефисента: Владычица тьмы», актриса Анджелина Джоли)
Знаковый образ создал Рик Бейкер — семикратный обладатель «Оскара» за грим и визуальные эффекты. Но Анджелина Джоли тоже внесла свою лепту: она настояла на острых скулах и ушках, а также горбинке на носу. Скулы кажутся большими, хотя размер накладок — 0,5Х1 см. Зато какой производят эффект! Клеили их, к слову, на состав из кокосового и арганового масел.
В ролике ниже можно посмотреть, как происходил процесс превращения актрисы в Малефисенту. И, возможно, повторить.
А вот как это вышло повторить у простых смертных:
Окойе («Черная пантера», актриса Данаи Гурира)
За грим в фильме отвечал Джоел Харлоу, а за костюмы — Рут Е. Картер. Оба — обладатели «Оскара», причем Картер свой получила за этот фильм. В интервью британскому Vogue Рут рассказала, что вдохновением для костюмов послужила одежда нескольких африканских племен, а в работе ей помогали больше ста байеров из Южной Африки, Нигерии и Южной Кореи. Они находили уникальные детали, которые стали частью — или вдохновением — для будущих костюмов.
Небула («Мстители: финал», актриса Карен Гиллиан)
Ради перевоплощения к Небулу Карен Гилиан пришлось сбрить свои шикарные рыжие волосы. Грим ежедневно занимал от двух до четырех часов. Над ним трудились 50 гримеров и специалистов по визуальным эффектам. Кроме всего прочего, в глаза актрисы вставляли линзы диаметром 22 мм, через которые было мало что видно. Но неудобства не помешали Гилиан создать очень драматичный образ, который многим захотелось повторить.
Вот как все происходило:
Также в десятке популярных женских образов:
Джокер («Джокер», актер Хоакин Феникс)
Созданием образа Джокера занималась Ники Ледерманн («Секс в большом городе-2», «Иллюзия обмана», «Дьявол носит Prada»). По ее словам, идея была сделать грим как можно грубее и примитивней, чтобы максимально точно передать настроение фильма. Ники признается, что в итоге получилось совместное творчество — ее, режиссера Тодда Филлипса и Хоакина Феникса. Если захочется повторить, вот довольно подробный туториал:
Пеннивайз «Оно-2», актер Билл Скарсгаард)
Один из самых страшных образов создали Том Вудрафф Мл. («Оскар» за «Смерть ей к лицу») и Алек Гиллис. Поначалу на грим уходило больше четырех часов, но со временем, вспоминает Билл Скарсгаард, процесс удалось сократить до полутора. Кроме собственно, грима, нужно было надевать накладки — имитацию лысины и пряди рыжих волос. В итоге получилось эффектно и по-настоящему пугающе.
Вот фрагменты процесса:
Большей популярностью образ пользуется у девушек:
Танос («Мстители: финал», актер Джош Бролин)
Этот персонаж был создан не гримерами, а специалистами по визуальным эффектам. То есть вместо силиконовой маски на лице актера были десятки точек для воспроизведения мимики. С помощью этих точек изображение переносилось на экран компьютера, позволяя Джошу Бролину видеть себя в образе Таноса. Красивые латы существовали тоже в виртуальном пространстве, а вместо золотого шлема на голове приходилось носить шлем с двумя камерами. Тем не менее, перевоплотиться в Таноса в этот Хэллоуин — причем безо всяких компьютеров! — мечтает рекордное количество людей. Интересно посмотреть, что у них получится.
А вот и процесс создания образа Таноса — невероятно захватывающий:
Также в десятке популярных мужских образов:
Кошки/Cats
«Кошки» еще не вышли (премьера 20 декабря), а желающих повторить грим и костюмы из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера уже предостаточно. И это при том, что рассмотреть подробности можно только в парочке трейлеров, да к тому же еще и встреченных интернет-публикой крайне негативно.
Да, выглядит они, скажем честно, несколько странно. И все-таки что-то в них явно есть!
Аббатство Даунтон/Downton Abbey
Уроков макияжа и причесок «как в аббатстве Даунтон» на YouTube просто море. Не всем же хочется примерять на себя образ Джокера — кто-то предпочитает выглядеть английским графом. В сериале — одежда, укладки и макияж, к которым особенно подходит определение «аристократические». Создательница костюмов Анна Роббинс уже получила в этом году награду Hollywood Film Award как лучший дизайнер. Есть подозрение, что не последнюю, ведь по сериалу вполне можно изучать историю моды:
Также в десятке групповых образов:
Вы отмечаете Хэллоуин? А костюмированные вечеринки любите? Кем бы нарядились?
Кстати, напоминаем, что 31 октября и 1 ноября (то есть сегодня и завтра!) с 14:00 всем гостям салона Beauty Insider & KA2 визажисты NYX Professional Makeup сделают бесплатный креативный макияж или дадут совет, как создать его своими силами.
И вот вам еще несколько идей для вдохновения:
Философия косплея: зачем переодеваться в героев компьютерных игр и аниме?
От хоббитов до Алисы Селезневой
Что такое косплей? В переводе с английского costume play – костюмированная игра. Его можно сравнить и с театром, и с маскарадом. Косплееры облачаются в костюмы персонажей любимых аниме, фильмов, сериалов, видеоигр. Они любят своих героев, разыгрывают сцены с их участием, перевоплощая виртуальные экранные истории в «здесь и сейчас».
Главная цель косплеера – вдохнуть жизнь в любимого героя, говорить и действовать так, как будто персонаж спрыгнул с экрана и теперь ходит меж людей. Что для этого нужно: не просто «снять» его черты, скопировать стиль поведения, наряды, но и включиться во внутренний мир своего героя. Так что косплей – это настоящая философия.
Колумбами-первооткрывателями косплея принято считать поклонников бессмертной саги Толкиена «Властелин колец», которая открывала бескрайний простор для воображения и переодеваний в фантазийные средневековые одежды. Но, конечно, мощный толчок к развитию косплея дало увлечение японскими аниме и мангой.
– Заниматься косплеем я начала еще на первом курсе, – рассказывает волгоградский программист Екатерина Ионова. – Началось с того, что я случайно наткнулась в соцсети на клуб «Сатори», он собирался (и до сих пор собирается) в ВолГУ, где я и училась. Тогда они набирали людей на косплей по One Piece (манга Эйитиро Оды в жанре сенэн и ее аниме-экранизация, первый выпуск манги вышел 19 июля 1997 года в журнале Weekly Shonen Jump. – Прим. ред.), и я согласилась попробовать.
До этого Екатерина, и многие такие же, как она, видела косплей только в Интернете – и совершенно не представляла, что сама когда-нибудь станет таким заниматься. Но стоило попробовать и… как-то втянулась.
Все своими руками
Первый костюм был с дешевым китайским париком, обрезанной юбкой из «секонда», облачками на «паутинке» и шляпой из картона. С тех пор прошло много времени и фестивалей.
– Сейчас я четыре раза в неделю хожу отдыхать и пить чай в наш клуб «Аматерасу», организую фестиваль «Японский ШкАФ», костюмированные балы, участвую в небольших ролевых и днд-играх наших друзей из Волжского и многое другое. Косплей все еще остался со мной! Не сказать, что я особо хорошая швея-крафтер, но у меня есть «коллеги» по клубу с прямыми руками, которые всегда могут мне помочь. Например, сделать вот такую маску из нашего ориджинала Сороки и Попугая на фестиваль О. М. Г. 2015 года.
В личном архиве Екатерины есть фотографии ее ориджинала Попугая. Он чудесный! Уникальный костюм создан из вполне доступных подручных материалов. Маска – папье-маше, ПВХ, пенка, нагрудник – листовой ПВХ, перья – ткань, пропитанная ПВА для жесткости.
– Никогда бы не подумала, что буду знать, где находятся строительные рынки и магазины в моем районе, как пользоваться клеевым пистолетом, строительным феном и прочей недевочковой техникой, где найти дешевую обивку для салонов автомобилей, из которой прекрасно получаются «кожаные» части костюма, сколько стоит лист ПВХ два на три метра и чем его резать, какая краска в баллончиках лучше и насколько увеличивается строительная пена при высыхании. К счастью, многие советы уже есть в интернете, главное не лениться их искать.
– Последнее время мы делаем больше ориджиналы или хуманизации. Это позволяет некоторую вольность в трактовке персонажей. Можно добавлять любые элементы, которые больше нравятся, подбирать более интересную ткань или узор. Или брать сложный образ вроде огромного человекоподобного робота и делать кимоно в его стиле. Например, как было на фестивале «Белые лисы идут» в мае этого года.
Косплей как народная дипломатия
Очень интересно Екатерина рассказывает об особенностях традиционной японской одежды. Сразу понятно, что эта тема ею глубоко изучена.
Человек непосвященный ни за что не поймет, что такое все эти юкаты, фурисоде, косоде с хакама, хаори Шинсенгуми (это имя собственное, так назывался военно-полицейский отряд времен бакумацу, у них была характерная форма – голубая накидка-хаори с белыми треугольниками по краю. – Прим. ред.), костюм Мико (служительницы храмов, одежда – белый верх и красный низ. – Прим. ред.) и прочее. Или вот, например, костюм оммедзи – «придворного мага» средневековой Японии и мифического ворона Тенгу. Самое потрясающее, что все это было сделано самостоятельно, включая роспись хакам (широкие штаны, завязываемые на поясе, – часть одежды во многих боевых искусствах. – Прим. ред.), деревянную обувь гэта.
Есть и не только традиционно японские образы – например, воин-наемник из Берсерка или Навсикая из одноименной полнометражки Миядзаки.
– Хочу еще упомянуть ежемесячные лекции от клуба «Сатори» в моем родном вузе, где можно посмотреть презентации на разные интересные темы о Японии, попить чай и поиграть в настольные игры. Новое общество дружбы городов-побратимов «Волгоград – Хиросима» устраивает видеоконференции с аналогичным японским обществом в Хиросиме: следующая намечена на апрель-май. Стороны рассказывают друг другу о своих городах, подготавливают творческие номера, задают друг другу вопросы.
Есть косплей по неяпонским фандомам – очень симпатичная Алиса Селезнева из «Тайны третьей планеты» или хуманизация далека из «Доктора Кто».
– Одни из самых любимых – Всадники Апокалипсиса. Это универсальные костюмы, мы ходили в них на Дне города, детям очень нравились! На самом деле я очень рада, что когда-то начала заниматься косплеем. Благодаря этому я познакомилась с множеством интересных людей, научилась создавать нужные вещи из подручных материалов, придумывать нестандартные решения, не бояться трудностей, организовывать людей и себя, выступать на сцене и всякому другому, что может мне пригодиться и за пределами косплея. Ну и, конечно, все это всегда делается ради возможности приятно провести время с друзьями и повеселиться на фестивалях.
Фото из архива Екатерины Ионовой.
Ориджинал (Original) – термин косплея. Автор создает оригинальный сюжет со своими собственными персонажами, т. е. в ориджинале больше свободы и никто не придерется, что образ не похож. Тем ориждиналы интересны и захватывающи.
Хуманизация – изображение живых существ, неодушевленных объектов и абстрактных понятий в виде людей.
Паперкрафт (papercraft) – это не что иное, как бумажное моделирование, создание геометрических тел, рукотворных и нерукотворных предметов, живых (или воображаемых, сказочных) существ из бумаги или картона.
Все про косплей: история, психология, суть (+фото)
Comic-Con 2017
“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”
Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.
Говорят, что у косплея японские корни
Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.
Nipponbashi Street Festa 2014
Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.
Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.
К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.
Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.
“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.
Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.
Comiket 2015
Косплей и LARP — в чем разница?
Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.
Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.
Nipponbashi Street Festa 2013
Nipponbashi Street Festa 2010
Nipponbashi Street Festa 2014
Nipponbashi Street Festa 2017
“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение
Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:
“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.
Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”
Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.
Yukicon 2018
Суть и смысл
Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.
Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:
“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:
“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”
Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.
Какой бывает косплей
Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.
1. Стандартный косплей
Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.
2. Косплей с антуражем
WEGAME 3.0 (2017)
Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.
Фото: Kira Winter
4. Крафтовый косплей
Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.
Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками
5. Оригинальный косплей
Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.
Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.
“Хочешь публикаций — раздевайся”
В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.
Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:
“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.
Komiket 2017
Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:
“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori
“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова
В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.
О создании костюмов
Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:
Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”
Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”
Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».
Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”
Что может дать косплей?
WEGAME 3.0 (2017)
Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.
Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.