м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

Конспект дистанционного урока по теме М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок родной литературы(русской).

Запишите число и тему нашего урока:

М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

«О себе, об идеологии и еще кое о чем».

-Его узнавали в трамваях, осаждали в гостиницах, незнакомые люди звонили ему по телефону, не давали проходу на улицах.

— Этот человек был контролёром поездов, в 1914 году — командиром взвода, прапорщиком, кавалером четырёх орденов, начальником почты и телеграфа, пограничником, агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству и куроводству, милиционером, сапожником, конторщиком, помощником бухгалтера.

А еще он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.

— Прочитайте или прослушайте рассказ «История болезни».

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

— Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

Соотнесите эти понятия и запишите в тетради.

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это…

Запишите кластер в тетради.

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе\

Выполните задания, сделайте четкое фото тетради и пришлите на почту: AAzmuhanova@s37.ru

К следующему уроку прочитайте « Некрасивая девочка» Н.Заболоцкого.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Средства создания комического в рассказе М.Зощенко «История болезни». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Тип урока: урок-исследование (урок творчества).

Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер, мультимедийный центр для показа видеофрагментов.

На доске: эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.

Цель урока: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.

I. Организационный

Класс предварительно разбивается на 3 группы, в каждой группе выбирается координатор; каждому ученику выдается рабочая карта (Приложение 1), которую он заполняет по ходу урока.

Учитель: Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к Вам. (Слайд 1).

Я, … Анна Александровна, … учитель русского языка и литературы … лицея № 6 … города Волгограда, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников.

Учитель: Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь была яркой и выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова для справок: наипрекраснейший, продвинутый, шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный, элитный, длиннюсенький-предлиннюсенький. (Слайд 2).

(Каждой группе выдается лист с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).

– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая группа представляет свой вариант приветствия). (Слайд 3)

Я, наипрекраснейшая Анна Александровна, продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известного лицея № 6 длиннюсенького-предлиннюсенького города Волгограда пришла в ваш элитный класс, чтобы провести шикарный урок литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть хитренькие лица учеников.

II. Актуализация знаний

Учитель:Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического. (Слайды 4-5)
Давайте вспомним, что такое комическое. Обратимся к вашим рабочим картам (см. Приложение 1, задание № 1).

Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

Посмотрите на определения в вашей рабочей карте и соотнесите эти понятия с ними.

(Выполняется задание 2).

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это… (Слайд 6)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…

– А что же мы попытаемся выяснить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко. (Учащиеся формулируют тему урока) (Слайд 7).

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко «История болезни»» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель? (Учащиеся формулируют цель урока).
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни». (Слайд 8)
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Работа в группах. Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение правил работы в группах (Приложение 1).
Каждый из членов группы получает текст рассказа (Приложение 2) и свой вопрос, на который он должен ответить. В процессе работы каждый выписывает на цветные стикеры необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленную таблицу (Приложение 3).

Вопросы для каждого из членов группы (распределяются по желанию):

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на желтые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например: хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы на зеленые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. Используйте для этого стикеры зеленого цвета.
Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Используйте стикеры розового цвета.
Например: и тут сестричка подскочила. Как говорится,
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Используйте стикеры оранжевого цвета.
Например: закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

6.*Найдите в вашем отрывке анафору (одинаковое начало фраз), эпифору (одинаковое окончание фраз), инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите данные средства на голубые стикеры.
Например: Я,— говорит, Я говорю
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ

Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.

– Подтверждение правильности сделанных выводов (просмотр видеозаписи, где сам Зощенко говорит о своем языке). (Слайд 9)
«Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.

– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем схему-ромашку, которая должна получится неполной

– У нас в схеме остались незаполненные ячейки. Попробуйте их заполнить, после просмотра следующего фрагмента (Фрагмент видеочтения рассказа). (Слайд 10) Ссылка:http://youtu.be/cCOatI0tFyY.

Итак, получаем следующую схему:

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе: юмор, иронию или сатиру? (Слайд 11).

– В своей рабочей карте заштрихуйте тот итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который считаете нужным.

– А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите внимание на вывески и объявления, которые мы нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ! (Слайды 12-16).

Источник

Средства создания комического в рассказе М. Зощенко «История болезни»

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

Средства создания комического

в рассказе М. Зощенко «История болезни»

1. Обучающие:  помочь учащимся осмыслить идейно – художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического;

 подвести учащихся к основной идее автора: через категорию комического видеть реальный мир, наполненный разными пороками, требующими исправлений; увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе;  учить школьников анализу литературного произведения;  выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с театральным искусством; 2. Развивающие:  развивать навыки аналитического чтения произведения;  развивать умение выделять средства комического в художественном произведении;  развивать творческие способности учащихся и устную речь;  развивать навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся;  расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами и понятиями.

3. Воспитывающие:  воспитывать чувство прекрасного у учеников через чтение и анализ художественного текста;  воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

ОБОРУДОВАНИЕ. Зощенко. Иллюстрации к эпизодам рассказа. Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации. ИКТ как инструмент развития УУД.

ТИП УРОКА. Урок – исследование (урок творчества). МЕТОДЫ:  аналитическое чтение;  объяснительно – иллюстративный;  беседа по вопросам;  частично – поисковый.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:  работа с текстом произведения

 поиск языковых и стилистических особенностей рассказа;  исследовательская работа. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  устные ответы учащихся на вопросы;  характеристика языка рассказа по плану;  индивидуальные и групповые задания. ХОД УРОКА.

Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к вам.

Я, ……Анна Александровна, … учительница русского языка и литературы …. лицея № 6 …..города Волгограда пришла в ваш ….. класс, чтобы провести …. урок литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть …. лица учеников.

— Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (нет прилагательных).

— А для чего нужны прилагательные? (чтобы речь была яркой и выразительной).

— Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение (учащиеся прикрепляют прилагательные из предложенных на листочках).

Я, наипрекраснейшая Анна Александровна, продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известного лицея № 6 длиннюсенького-предлиннюсенького города Волгограда пришла в ваш элитный класс, чтобы провести шикарный урок литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть хитренькие лица учеников.

— Давайте прочитаем, что получилось. (Читают).

— Почему вы смеялись? Что вызвало смех?

Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т. к. во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.

Именно такое НЕССОТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического.

Давайте вспомним, что такое комическое. Обратимся к вашим рабочим картам.

Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

Посмотрите на определения в вашей рабочей карте и соотнесите эти понятия с ними.

Добрый смех, незлобная насмешка – это…

Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….

Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…

Язвительная насмешка, едкая издевка – это…

— Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)

Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как МИХАИЛ МИХАИЛОВИЧ ЗОЩЕНКО. Обратимся к его творчеству и выясним:

А что же мы попытаемся выяснить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М. Зощенко.

Итак, тема нашего урока: СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В РАССКАЗЕ М. М.ЗОЩЕНКО «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ».

Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель?

— Какими средствами автор пытается передать ситуацию смешного, комического в рассказе.

Итак, рассказ носит интересное название «История болезни».

-Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?

— А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?

— Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

— Работа в группах. Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение правил работы в группах.

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.

Например, плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»

Выпишите данные слова и фразы на желтые стикеры.

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.

Например, хворать, дома и солома едома.

Выпишите данные слова и фразы на зеленые стикеры.

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. Используйте для этого стикеры зеленого цвета.

Например, предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Используйте стикеры розового цвета.

Например, и тут сестричка подскочила. Как говорится,

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Используйте стикеры оранжевого цвета.

Например, закачался на ногах

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

6.*Найдите в вашем отрывке анафору (одинаковое начало фраз), эпифору (одинаковое окончание фраз), инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите данные средства на голубые стикеры.

Например, Я,— говорит, Я говорю

Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

— Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ.

— Подтверждение правильности сделанных выводов (просмотр видеозаписи, где сам Зощенко говорит о своем языке 1 минута).

«Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.

— Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию. Составляем схему-ромашку, которая должна получится неполной.

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Смотреть картинку м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Картинка про м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе. Фото м зощенко история болезни средства создания комического в рассказе

— У нас в схеме остались незаполненные ячейки. Попробуйте их заполнить, после просмотра следующего фрагмента (Фрагмент чтения рассказа, 2 минуты)

Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:

-Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?

— О какой болезни идет речь?

Скорбный лист (устар.) — история болезни.

«ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ»

Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. …Как говорится, дома и солома едома.

… Мне попалась какая-то особенная больница, где мне не всё понравилось.

Всё-таки только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х».

Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочёл это воззвание.

— Что вы,— говорю,— товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете?

Фельдшер, или, как там его,— лекпом, удивился, что я ему так сказал, и говорит:

— Глядите: больной, и еле он ходит, и чуть у него пар изо рту не идёт от жара, а тоже,— говорит,— наводит на всё самокритику. Если,— говорит,— вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трёх до четырёх выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать.

…— Вот погоди, медицинская трубка, я поправлюсь, так ты мне ответишь за своё нахальство.

…И тут сестричка подскочила.

— Пойдёмте,— говорит,— больной, на обмывочный пункт.

Но от этих слов меня тоже передернуло.

— Лучше бы,— говорю,— называли не обмывочный пункт, а ванна. Это,— говорю,— красивей и возвышает больного. И я,— говорю,— не лошадь, чтоб меня обмывать.

— …Наверно,— говорит,— вы не выздоровеете, что во всё нос суёте.

Тут она привела меня в ванну…

— Куда же вы меня, собаки, привели — в дамскую ванну?

— Да это тут одна больная старуха сидит. Вы на неё не обращайте внимания. У неё высокая температура, и она ни на что не реагирует. …А тем временем мы старуху из ванны вынем и набуровим вам свежей воды.

…Вдруг снова приходит лекпом.

Тут купающаяся старуха подаёт голос:

— Вынимайте,— говорит,— меня из воды, или,— говорит,— я сама сейчас выйду и всех тут вас распатроню.

…После купанья они дали мне огромное, не по моему росту, бельё. …У них это — нормальное явление. У них маленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие — в маленьких.

…А положили меня в небольшую палату, где лежало около тридцати разного сорта больных.

— Может быть, я попал в больницу для душевнобольных, так вы так и скажите.

…Только очнулся я, наверно, так думаю, дня через три.

Сестричка говорит мне:

— Ну,— говорит,— у вас прямо двужильный организм. Вы,— говорит,— сквозь все испытания прошли. И даже мы вас случайно положили около открытого окна, и то вы неожиданно стали поправляться. И теперь,— говорит,— если вы не заразитесь от своих соседних больных, то,— говорит,— вас можно будет чистосердечно поздравить с выздоровлением.

Однако организм мой не поддался больше болезням, и только я единственно перед самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем.

— Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. …Вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок.

…В общем, вскоре организм взял своё, и я снова стал поправляться. Но когда дело дошло до выписки, то я и тут, как говорится, настрадался и снова захворал … просто потому, что они меня не выписывали. То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришёл и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жён больных…

-…у вас только восемь дней перебор, и то вы поднимаете тарарам. А у нас тут некоторые выздоровевшие по три недели не выписываются, и то они терпят.

Но вскоре … я вернулся домой.

— Знаешь, Петя, неделю назад … из больницы пришло извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа».

Оказывается, …у них произошла ошибка в бухгалтерии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *