магуба гусейновна сыртланова биография

Магуба Сыртланова: самая опасная советская летчица для немецких солдат

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

Биография Магубы Сыртлановой – яркий пример того, как женщина благодаря лишь своей настойчивости добилась исполнения заветной мечты. Но Сыртланова не только стала выдающейся летчицей, а сумела уцелеть в жестоких боях на фронтах Великой Отечественной войны.

Неудачи на пути

Магуба Гусейновна Сыртланова родилась в 1912 году в башкирском городе Белебей в крестьянской семье. Родители-татары дали дочери говорящее имя: Магуба переводится как достойная уважения. Через несколько лет уважение, а точнее трепет, Сыртланова и вправду будет внушать гитлеровцам. Окончив семилетнюю школу, Магуба перебралась в Узбекистан. В Коканде, если верить автору книги «Герой татарского народа», Ибрагиму Исмагилову, она устроилась телеграфисткой на центральный телеграф, а потом работала мотальщицей на шелкомотальной фабрике.

Однако Магуба всегда мечтала о небе, поэтому и поступила на курсы техников-изыскателей, которые позволили ей определиться на работу в Среднеазиатское управление воздушных линий. На новом месте Сыртланова добилась того, чтобы ее отправили в летное училище, находившееся в городе Балашове Саратовской области. Но все надежды Магубы рухнули в одночасье. Вскоре в адрес учебного заведения поступил приказ об обязательном отчислении всех учащихся женского пола.

Исполнение мечты

Тем не менее Магуба не сдалась. Как писал в своей книге «Девушка из легенды», Яков Дамский, она твердо решила, что будет летать несмотря ни на что. Именно поэтому в начале 1930-х годов девушка переехала в город Тбилиси, где была возможность обучаться в местном аэроклубе. Параллельно с обучением в клубе Сыртланова работала. Примечательно, что будущей летчице удалось устроиться мотористом в авиаремонтные мастерские при Тбилисском Управлении Гражданской авиации. Здесь она трудилась до 1935 года.

Девушка отлично себя зарекомендовала в аэроклубе: обучение давалось ей легко, поэтому, как утверждают М. Немирова и Ю. Авалиани, авторы издания «Сквозь годы на крыльях», позднее Сыртланова начала работать инструктором в планерной школе, а потом вернулась в клуб, где также занималась подготовкой кадров. В самом начале Великой Отечественной войны, а именно в июле 1941 года Магуба Сыртланова была назначена командиром звена 26-й авиашколы первоначального обучения Закавказского фронта. Сыртланова обучала летчиков до сентября 1942 года, пока не добилась отправки на фронт.

«Техника пилотирования отличная»

Только благодаря знакомству с высокопоставленным военачальником Магубе Сыртлановой удалось добиться зачисления в 46-й гвардейский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков. Если верить Ольге Голубевой-Терес, автору книги «Ночные рейды советских летчиц», в первый же день прибытия на фронт Сыртланова попросилась на задание. Командиры велели ей дождаться штурмана, но Магуба заявила, что может обойтись и без штурмана, чем вызвала смех сослуживцев. К слову, впоследствии Сыртланова очень сдружилась со штурманом Асей Пинчук.

Награды и жизнь после победы

За ночь Магуба Сыртланова делала по 5-7 вылетов. А за всю войну летчица, сражавшаяся на Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии, совершила 780 боевых вылетов. Как указано в сборнике «Герои Советского Союза – наши земляки» (Татарское книжное издательство, 1985 год), Сыртланова была награждена двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. А вот звания Героя Советского Союза она была удостоена уже после победы, в мае 1946 года.

По словам И. В. Тюленева и И. Г. Пухаева, авторов книги «Герои битвы за Кавказ», по окончании Великой Отечественной войны Магуба Сыртланова вернулась в ставший для нее родным город Тбилиси. Некоторое время она работала в отряде специальных применений Грузинского Управления гражданского воздушного флота. Затем Магуба Гусейновна переехала на историческую родину, в Казань, где трудилась на заводе «Электроприбор» контролером. В Казани отважная летчица и умерла в возрасте 59 лет после продолжительной и тяжелой болезни.

Источник

Магуба Сыртланова: история героя и человека

Опубликовано: 07.05.2020 16:35

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

– Дата и место рождения соответствуют действительности, но настоящая фамилия мамы – Рахманкулова. Её отец Хусаин и дед были купцами, – впервые раскрывает нам тайну происхождения Магубы Хусаиновны дочь лётчицы-героя Светлана Максимовна. – В конце двадцатых, спасаясь от преследований, семья решила затеряться на просторах Средней Азии. Там мама и стала Магубой Гусейновной Сыртлановой. Слегка переделала отчество и взяла фамилию родственников. Но по линии наших Сыртлановых корни не дворянские, а действительно крестьянские.

Как бы то ни было, характер у Магубы, чьё детство пришлось на суровые годы Гражданской войны, оказался боевым. Ещё в школе она решила стать авиатором. Однажды на окраине Белебея сел на вынужденную самолёт, и мечта появилась, словно любовь с первого взгляда. В то время, когда и автомобиль был в диковинку, девчонка помогала лётчику подносить бидоны с бензином и с упоением рассматривала удивительную крылатую машину.

Из наградного листа: «В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы»

После переезда в Ташкент, покуда авиация по объективным причинам была недостижима, девушка смогла поступить на медицинский факультет Среднеазиатского университета. И можно только предполагать, каким ударом было для неё отчисление ввиду обнаружившегося непролетарского происхождения.

Девять из десяти обычных людей навсегда отчаялись бы, разочаровались в жизни, но только не Магуба, которая именно тогда и решила стать Сыртлановой. Добывая свой хлеб, она работала телеграфисткой, трудилась на фабрике и по-прежнему думала о небе. Приблизиться к мечте удалось с поступлением на курсы техников-изыскателей, занимавшихся поиском посадочных площадок для туркестанских авиамаршрутов.

– Такая работа подходила скорее для суровых мужчин, чем для хрупкой девушки, – говорит внучка лётчицы Алина Радиевна. – Когда я увлеклась верховой ездой, мама сказала, что это не иначе как бабушкины гены. Ведь в ходе изыскательских работ ей приходилось дни напролёт проводить в седле под палящим солнцем. Кроме того, в Туркестане в это время было ещё очень неспокойно. Однажды она ночевала в каком-то кишлаке и едва успела уехать, как туда ворвались басмачи, перерезав всех, кто хоть как-то был связан с советской властью…

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

Сыртланова Магуба Хусаиновна (1912–1971) – гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46­-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка 325-­й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4­й воздушной армии 2­го Белорусского фронта (ранее 588-­й ночной легкобомбардировочный авиационный полк). Участвовала в обороне Северного Кавказа, прорыве «Голубой линии» на Таманском полуострове, освобождении Новороссийска и Севастополя, в боях на территории Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии, в Берлинской наступательной операции. Награждена двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и отвагу удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1932 году служащая Среднеазиатского управления Гражданского воздушного флота добилась ведомственного направления в открывшуюся в Балашове лётную школу, где стала одним из лучших курсантов. Однако Магубу словно преследовал злой рок – всех девушек отчислили, освободив места для будущих военных лётчиков-мужчин. Но даже эта катастрофа не заставила опустить руки. В 1935 году Сыртланова уехала в Грузию, где, работая в авиаремонтных мастерских, параллельно обучалась в аэроклубе и планерной школе. Помимо всего прочего, Магуба получила бесценный опыт полётов в горной местности с её мощными разнонаправленными и не всегда предсказуемыми воздушными потоками.

Однажды она удивила мастерством пилотажа председателя Осоавиахима Грузии Хацрынова. По возвращении на аэродром он сказал ей нечто среднее между комплиментом и цветистым кавказским тостом: «Слушай, Сыртланова, в горном ауле джигитов много, но лучше всех пляшет лезгинку один. Сегодня самолёт в твоих руках плясал лезгинку в воздухе».

Оба вышеупомянутых самолёта во время войны делали в Казани, и год назад в материале «От По до Пе» мы рассказали об истории и особенностях этих знаковых машин. Не углубляясь в детали, отметим, что У-2 изготавливали на бывшем заводе обозных деталей (и будущем вертолётном), куда был эвакуирован Ленинградский авиазавод №387. Теперь вместо лихих пулемётных тачанок здесь выпускали транспорт для небесной кавалерии. В отличие от гражданских версий У-2 ЛНБ (лёгкий ночной бомбардировщик) оборудовался бомбодержателями, сбрасывателем и турельным пулемётом ШКАС. На некоторых устанавливались направляющие для пуска реактивных снарядов. Очень важным новшеством, разработанным в Казани в соответствии со спецификой применения самолёта, стал пламегаситель: теперь огненный выхлоп мотора не демаскировал машину и не слепил экипаж, который в темноте мог среагировать даже на искру из вражеского блиндажа. И буквально в печную трубу отправить смертоносный «гостинец».

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

В аэроклубе. Слева в первом ряду – Магуба Сыртланова.

В ходе модернизации боевую нагрузку лёгкого бомбардировщика довели сначала до 350, а на отдельных модификациях и до 500 килограммов, что для такой небольшой машины выглядит фантастикой. Самолёт снаряжали фугасными бомбами от 50 до 250 килограммов, а также ампулами с зажигательной смесью. Работая с аэродромов подскока рядом с линией фронта, лётчики за ночь выполняли от шести «рейсов» летом и до двенадцати долгими зимними ночами. Рекорд поставил экипаж, выполнивший однажды 18 боевых вылетов.

После десяти часов, проведённых в кабине самолёта, даже крепких мужчин приходилось выносить из неё на руках, что уж говорить о хрупких девушках. Но они никогда не жаловались. И урон немцам наносили такой, что в награду за каждый сбитый По-2 Геринг решил вручать Железный крест и две тысячи марок. Однако разбогатеть у пилотов люфтваффе не получилось. Лёгкая дневная «мишень» ночью превращалась в чёрную кошку в тёмной комнате. И даже обнаружив самолёт, немецкий охотник имел шанс лишь при атаке с ходу. Попытка пристроиться в хвост к идущему на малой высоте тихоходу оборачивалась для скоростного истребителя сваливанием и встречей с землёй.

В ряды ВВС РККА Тбилисский горвоенкомат призвал Магубу Сыртланову в июле 1941 года. Однако в боевую часть её отправили лишь в декабре 1942-го после отчаянного шага. Инструктор военно-авиационной школы, младший лейтенант добилась встречи с командующим 4-й воздушной армией Константином Вершининым и смогла убедить генерала в том, что её место – на фронте.

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

Напутствие перед вылетом.

Сюда брали только лучших из лучших. Но даже их не отправляли в бой без прохождения специального курса подготовки и сдачи зачётов. Возраст личного состава женского авиаполка был от 17 до 22 лет. Исключение составляли только командир и прибывшая Магуба Сыртланова, которая в тридцать лет и при всём её лётном опыте должна была перенимать ратное мастерство у совсем ещё юных лётчиц. Впрочем, у некоторых из них было уже по двести боевых вылетов.

Комполка не раз повторяла: «Победителем бывает тот, кто при выполнении боевого задания способен преодолеть любые трудности, проявляя умение, мастерство, храбрость, выдержку». С волевыми качествами и уровнем пилотажа проблем не было изначально. Ночные полёты, приёмы ухода от прожекторов и зениток Магуба Сыртланова освоила за две недели под руководством замечательной лётчицы Евгении Рудневой (1920–1944, Герой Советского Союза). И уже после первых боевых заданий получила признание фронтовых подруг.

Именно такая работа стоит за скупыми строчками донесений о выполнении задания Мугубой Сыртлановой. Вот один из типичных фрагментов: «В ночь на 26 марта 1945 г. уничтожила скопление войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильную ПВО противника, экипаж умело отыскивал цель и точно производил бомбометание. За ночь было произведено 8 боевых самолётовылетов, был подавлен огонь артбатареи».

С врагом полк воевал яростно – то, что творили гитлеровцы, было за гранью человеческого понимания и требовало отмщения.

Вот уже 75 лет минуло с момента окончания Великой Отечественной. Но когда вглядываешься в лица поколения победителей, война вдруг становится близкой, осязаемой. На пожелтевших фотографиях – не былинные богатыри, которым всё под силу, а обычные люди. Невольно сравниваешь их с нами, ныне живущими, и задумываешься: смогли бы мы вынести то, что легло на их плечи?

Конечно, и у «ночных ведьм» не обходилось без потерь. Самой чёрной стала ночь на 1 августа 1943 года, когда на участок, где действовал полк, немцы неожиданно перебросили группу ночных истребителей «Мессершмитт-110». В одночасье совместно с вражескими зенитчиками были сбиты сразу четыре наших самолёта.

За всё время существования полка безвозвратные потери составили 23 человека и 28 самолётов. В плен ни одна из лётчиц не попала, предпочитая погибнуть, но не сдаться. Такая судьба едва не выпала и Магубе Сыртлановой.

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

С мужем и дочерьми. Казань, конец 50-х.

Во время Крымской наступательной операции весной 1944 года полк с Азовского побережья утюжил позиции немцев под Севастополем. До цели можно было относительно безопасно, но медленно добираться над морем или же быстро по диагонали пересечь территорию, занятую врагом. Второй путь считался предпочтительным, хотя лётчиц подстерегали мощная немецкая ПВО и невысокие, но достаточно коварные горы. Впрочем, для Сыртлановой с её пилотажным опытом они были наименее значительной проблемой.

«Штурман Татьяна Сумарокова дала мне курс. С потерей высоты, еле-еле, на оборотах 1300, чудом вышли на Азовское море, – вспоминала позднее Магуба Хусаиновна. – Получили сигнал с земли и по этой красной ракете буквально упали на пятачок у самой воды. И тут же заглох мотор. Мы вылезли из самолёта и обнялись со штурманом, радуясь, что остались живы и находимся у своих».

После демобилизации Магуба Хусаиновна командовала звеном лёгких самолётов в Грузинском управлении ГВФ. В Тбилиси встретила будущего мужа Максима Бабкина. Весельчак и балагур, он, оказалось, тоже был связан с авиацией, будучи инженером эвакуированного из Таганрога авиазавода №31. Кроме того, очень гордился тем, что прошёл курс лётной подготовки под руководством знаменитой Валентины Гризодубовой. Интересно, что родился кубанский казак, как любил представляться Максим Фёдорович, в станице Казанской.

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография

Магуба Сыртланова беседует со школьниками.

– Для мамы это, наверное, была самая тяжёлая утрата за всю жизнь, – говорит Светлана Максимовна. – Даже находиться в Тбилиси, где у них был замечательный дом с садом, она больше не смогла и решила уехать в Казань, где жила двоюродная сестра с детьми. У неё и обитали первое время, пока не получили свою жилплощадь. В Казани мама обрела наконец своё женское счастье с появлением меня и моей сестры Натальи. Воспитывать нас они с отцом старались в строгости, мама даже казалась более суровой, но мы всегда чувствовали родительскую любовь.

До 1962 года, пока позволяло здоровье, Герой Советского Союза работала контролёром ОТК на заводе «Электроприбор». Много сил и времени отдавала общественной работе, встречалась с молодёжью, которая узнавала о войне из первых рук.

– Не забывала и о боевых подругах, – рассказывает Светлана Максимовна. – Каждый год 2 мая, в день последнего боевого вылета в победном 1945-м, однополчанки старались приехать в Москву и традиционно встретиться возле Большого театра. А фронтовой штурман мамы Татьяна Сумарокова даже гостила у нас дома. Годы, опалённые войной, они считали главными в своей жизни.

Сегодня именем Магубы Сыртлановой названы школы и улицы в Казани и Белебее. Здесь, а также в Краснодарском крае и Крыму установлены памятники прославленной лётчице. Открыли их, к слову, совсем недавно – к 105-летию Магубы Хусаиновны. Значит, и по сей день жива в России память о её подвиге.

Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №66 (28835)

Источник

Магуба Сыртланова: за что однополчанки дразнили ее фрау Мартой?

О том, как «непролетарское происхождение» помешало ей стать врачом, почему за сбитый «Рус-фанер» полагался Железный крест, а слово «ведьма» иногда можно было расценивать как комплимент, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывает Михаил Черепанов, председатель республиканской ассоциации «Клуб воинской славы».

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография«В республике за всю ее историю жила и работала лишь одна женщина — Герой Советского Союза. Имя этой легенды, летчицы Таманского женского полка бомбардировщиков — Магуба Сыртланова»

«ЧУТЬ ЛИ НЕ ПЕРВАЯ В СПИСКЕ СМЕРТНИКОВ»

— За годы Великой Отечественной войны Татария потеряла на фронтах сражений более тысячи женщин. Но единственная женщина — Герой страны — в этой бойне уцелела…

— Да, в республике за всю ее историю жила и работала лишь одна женщина — Герой Советского Союза. Имя этой легенды — летчицы Таманского женского полка бомбардировщиков У-2 (ПО-2) Магубы Гусейновны (Хусаиновны) Сыртлановой — носит одна из казанских улиц. Когда узнал о предложении поставить ей в нашем городе памятник, то порадовался, можно сказать, вдвойне: он находится в весьма символичном месте — на пересечении улицы ее имени и проспекта Победы.

— Магуба Гусейновна до этого времени, увы, не дожила, но прошла всю войну даже без ранений…

Из личной летной книжки гвардии лейтенанта Сыртлановой:

«Итого на 1 января 1945 года:

Из наградного листа Сыртлановой:

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография«Безукоризненно выполняла задания, делая даже лучше многих мужчин. Отличное знание машины и прекрасная техника пилотирования позволили ей стать инструктором» Фото: © РИА Новости, РИА «Новости»

«НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ МАМЫ — РАХМАНКУЛОВА»

— В соседнем Башкортостане ее тоже считают своей…

— Конечно, ведь она там родилась. И тоже является единственной женщиной — Героем Советского Союза. Про нее довольно много написано, снято достаточно много кино- и видеосюжетов, но и сейчас продолжают открываться все новые факты и подробности ее биографии.

Она родилась 15 июля 1912 года в Белебее Уфимской губернии. До последнего времени однозначно считалось, что происходила из семьи татарских крестьян-землепашцев. Но буквально недавно в «Республике Татарстан» появилась любопытная публикация, в которой дочь легендарной летчицы впервые раскрывает тайну настоящего происхождения Магубы Хусаиновны: «Постфактум появилось даже мнение, что она продолжила ратные традиции дворянского рода Сыртлановых, вошедших в привилегированное сословие за верную службу Отечеству… Но настоящая фамилия мамы — Рахманкулова. Ее отец Хусаин и дед были купцами. В конце 20-х годов, спасаясь от преследований, семья решила затеряться на просторах Средней Азии. Там мама и стала Магубой Гусейновной Сыртлановой. Слегка переделала отчество и взяла фамилию родственников. Но по линии наших Сыртлановых корни не дворянские, а действительно крестьянские».

— То есть смена мирной биографии на воинскую была уготована ей судьбой не семьи, а страны?

— Да, но не сразу. По окончании средней школы Магуба поступила на медицинский факультет Среднеазиатского университета. Вскоре отчислили… за непролетарское происхождение! Но не в ее характере опускать руки. Какое-то время она работала в Ташкенте телеграфисткой, потом — на местной фабрике.

Желание стать летчицей у девушки возникло сразу, когда она впервые увидела самолет, поэтому по возможности побыстрее перебралась к мечте поближе: на воздушные линии техником-изыскателем, занимаясь поиском площадок для посадки самолетов. Потом, в 1935 году, поступила в летную школу и начала летать. Но вскоре вышел приказ: из летной школы женщин отчислить — приближалась война. Тогда Магуба перевелась в Тбилисский аэроклуб, где и продемонстрировала, и доказала всем, на что способна. Безукоризненно выполняла задания, делая даже лучше многих мужчин. Отличное знание машины и прекрасная техника пилотирования позволили ей стать инструктором.

«ВОТ ЭТО ЛЕТЧИЦА!»

— Как Сыртланова встретила войну?

— По окончании аэроклуба и планерной школу в Тбилиси была призвана в РККА Тбилисским горвоенкоматом в июле 1941 года. На фронте Сыртланова — с декабря 1942-го. Сначала 29-летняя Магуба летала в отряде санитарной авиации командиром звена. Пришлось приложить немало сил, чтобы попасть на передовую. Некоторые источники утверждают, что инструктор военно-авиационной школы, младший лейтенант Сыртланова добилась встречи с командующим 4-й воздушной армией Константином Вершининым и смогла убедить генерала в том, что ее место на фронте.

Некоторые подробности этой истории можно прочитать на сайте «Роль женщин в Великой Отечественной войне» в очерке о Сыртлановой «Вот это летчица!»:

— Вы же, Магуба Гусейновна, хрупкое создание, физически-то не очень сильная. Я знаю, вы хорошо пилотируете на ПО-2, но для фронта это еще мало что значит. Там нужны летчики-ночники, знающие тактику. Вот схватят вас прожекторы в свои лучи — что будете делать?

Магуба понимала, что командир эскадрильи отнюдь не преувеличивает опасность. Наоборот, на фронте бывает и пострашнее, чем представляется ему. Об этом она недавно узнала из «Красной звезды» — из очерка Константина Симонова, рассказавшего, как воюют экипажи ночных бомбардировщиков. И тем не менее уже никто теперь не уговорит ее сойти с избранного пути. И она добилась своего.

…Поезд увозил ее на север. Магуба стояла у окна, любуясь снеговыми вершинами Кавказских гор. Здесь ей были знакомы многие ущелья, вершины. Тут она часами летала с курсантами во время длительных маршрутов. А парить над горами или равниной далеко не одно и то же. В горах пилот всегда начеку. Легкомоторный самолет как щепка среди горных воздушных потоков; ветер может вознести его и безжалостно бросить на скалы. И горе тому пилоту, который хоть на секунду растеряется. Горы мстят очень жестоко. Тут Магуба вспомнила слова, которые часто повторяли старые летчики: «Школа гор — великая школа!»

Да, полеты в горах, конечно, многому ее научили, можно сказать, даже закалили; однако фронт — это не только горы, но и огонь, гибель подруг и, кто знает, может, твоя собственная смерть…

Снежной чашей вдали блеснул Эльбрус. Вскоре Магуба сошла с поезда и через некоторое время была уже на фронтовом аэродроме».

— Сыртланова попала в 46-й гвардейский Таманский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, которым командовала Евдокия Бершанская, — продолжает рассказ Черепанов.

По данным военных историков, с немцами воевало всего до 70 полков, вооруженных ПО-2, но, вопреки расхожему мнению, большинство было сугубо мужским, несколько — смешанным. И лишь ночной легкобомбардировочный авиационный полк, которым командовала Бершанская, от начала до конца оставался чисто женским.

В эту часть брали только лучших из лучших. Но даже их не отправляли в бой без прохождения специального курса подготовки и сдачи зачетов. Возраст личного состава женского авиаполка был от 17 до 22 лет. Исключение составляли только командир и прибывшая Сыртланова, которая в 30 лет и при всем ее летном опыте должна была перенимать ратное мастерство у совсем еще юных летчиц. Когда она пришла в этот полк, у многих из них на счету уже было более 200 боевых вылетов. Но первые же ее боевые задания вызвали восхищение даже у обстрелянных однополчан. Здесь снова можно обратиться за подробностями к очерку «Вот это летчица!»:

«В первые дни Магуба засела за книги, инструкции, наставления, затем стала летать «на себя». В то время как летчицы полка уходили к линии фронта, она поднималась с инструктором в ночное небо и над аэродромом училась скользить от прожекторов, маневрировать скоростью и по высоте на случай зенитного обстрела. Предстояло летать только ночью. А при ночной темени, как известно, земля очень непохожа на ту, какой ее видишь днем. «Значит, — думала Сыртланова, — нужно досконально изучить местность, ориентироваться по ее малейшим оттенкам». Она внимательно слушала летчиц, когда они докладывали командиру о своих действиях над линией фронта…

Было это холодной декабрьской ночью 1942 года на полевой площадке у станицы Асиновской. Отсюда летчицы женского авиаполка ночных бомбардировщиков наносили удары по фашистским войскам, устремившимся к Кавказу.

Едва успев покинуть кабину ПО-2, штурман Женя Руднева подошла к заместителю командира эскадрильи Марине Чечневой и восхищенно сказала:

— Вот это летчица! Я совсем не думала, что новенькая так здорово пилотирует.

А Магуба уже рапортовала:

— Товарищ старший лейтенант, пилот Сыртланова боевое задание выполнила. В районе цели два очага пожара.

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография«Легендарных летчиц единственного в мире женского полка бомбардировщиков фашисты боялись и ненавидели. За сбитый «Рус-фанер» вручали Железный крест» Фото: © РИА Новости, РИА «Новости»

ГЕНЕРАЛ РОКОССОВСКИЙ: «МУЖИКОВ К СЕБЕ В ПОЛК НЕ БЕРИТЕ, У ВАС ПОРЯДКА БОЛЬШЕ»

— «Ночные ведьмы» — известное прозвище, которым немцы наградили полк Сыртлановой. Было за что?

— Легендарных летчиц единственного в мире женского полка бомбардировщиков фашисты боялись и ненавидели. За сбитый «Рус-фанер» вручали Железный крест. Я уже рассказывал коллегам, что когда в нашем музее — мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле бывают туристы из Германии, то они просят показать в первую очередь «Рус-фанер» (на 90 процентов ночные бомбардировщики, но которых воевала Сыртланова и ее подруги, состояли из фанеры). Я всегда в этих случаях задавал встречный вопрос: «А почему, скажем, не „Катюшу“, ведь Казань — родина реактивных снарядов?» Переводчики с удивлением отвечали: «Реактивные минометы были и в вермахте, а вот „этажерок“ времен Первой мировой войны, способных бомбить ночью бесшумно и с такой точностью и эффективностью, в германской армии не было».

На стенде музея, посвященному легендарным летчицам, на витрине макет производимого в Казани самолета ПО-2, летный шлем Сыртлановой, страницы из ее личной летной книжки, дневника, фотографии самой героини и ее подруг.

Наносимый ночными бомбежками ущерб заставил противника в корне изменить свое отношение к советским «этажеркам», и «Рус-фанер» стала главной целью не только для ПВО вермахта, но и для ночных истребителей. А «ведьмами» фашисты назвали летчиц за мужество и фанатизм. Они, даже будучи сбитыми, в плен не попадали. По свидетельству немецких источников, расстреляв на земле последнюю обойму из пистолета, летчицы ПО-2 бросались в пламя горящего самолета. Или, открутив колпачок с положенной в сумку от противогаза зажигательной бомбы (она была не более килограмма), бросали ее при приближении немецких солдат себе под ноги, превращая себя в живой костер.

Что касается самой Сыртлановой, то она летала смело и спокойно, методично и хладнокровно, не теряя выдержку в самой трудной обстановке. Может быть, от этого бомбовые удары ее становились все более точными, а эффективность полетов — исключительно высокой.

САМЫЙ ПАМЯТНЫЙ ВЫЛЕТ МАГУБЫ СЫРТЛАНОВОЙ

«Даешь Севастополь!» — этот призыв весной 1944 года был на устах пехотинцев и танкистов, летчиков и моряков, — читаем документальный очерк «Вот это летчица!». — Полк Сыртлановой базировался на Таманском полуострове. На бомбах, которые они возили на фашистские позиции, оружейницы часто теперь выводили мелом: «За Севастополь!» В освобождение города-героя Магуба тоже внесла свою долю, делая по 5–6 боевых вылетов в ночь. В одну из апрельских ночей она вела тяжело нагруженную машину. Предстояло бомбить аэродром, забитый фашистскими самолетами.

— Подходим к цели! — штурман ее экипажа уже хорошо видела многочисленные «юнкерсы» на стоянках. Магуба сбросила обороты двигателя, и с шелестящим шумом самолет стал планировать к цели. Вдруг огненные пики прожекторов разрезали ночную мглу то в одном, то в другом конце города. Над Южной бухтой, над Северной стороной стало светло, как днем. Еще один миг — и фашисты схватили в огненные клещи самолет, медленно плывший в ночном небе.

— Ты знаешь, мотор поврежден. Куда пойдем?

— У немцев на вынужденную садиться не будем! — решительно заявила Татьяна. — Если умирать, так в море!

Магуба потянула в открытое море. Мотор то и дело давал перебои.

Где-то внизу плескались волны Черного моря. Казалось, еще мгновение — и маленький самолет поглотит черная пучина. Однако мотор тянул, с перебоями, но все же тянул. Магуба сделала пологий разворот на север…

Когда мотор чихнул последний раз и винт остановился, под самолетом была еще вода. Потом легкий толчок — и машина ткнулась колесами в морскую гальку. Хвост ПО-2 был в воде, а колеса на берегу, родном берегу!

Они вылезли из кабины, бросились навстречу друг другу и обнялись. Это был самый памятный вылет Сыртлановой из 780 совершенных за войну».

магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть фото магуба гусейновна сыртланова биография. Смотреть картинку магуба гусейновна сыртланова биография. Картинка про магуба гусейновна сыртланова биография. Фото магуба гусейновна сыртланова биография«За мужество и мастерство при выполнении боевых заданий Магуба Хусаиновна награждена двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), Отечественной войны II степени (1944) и Красной Звезды (1944). А 15 мая 1946 года указом президиума Верховного совета СССР ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» Фото: MarSaf, wikimedia.org, (CC0)

ТАТАРСКАЯ «ФРАУ МАРТА»

— Воинский путь нашей землячки впечатляет!

За мужество и мастерство при выполнении боевых заданий Магуба Хусаиновна награждена двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), Отечественной войны II степени (1944) и Красной Звезды (1944). А 15 мая 1946 года указом президиума Верховного совета СССР ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

До июня 1947-го героиня работала командиром звена сельскохозяйственной авиации грузинского управления ГВФ. Переехав в Казань, летчица трудилась контролером ОТК на оборонном заводе и жила на улице Искры. Была частым гостем в школах, особенно в соседней гимназии № 126, музею которой подарила свою шинель. О Сыртлановой, ее подвигах и подругах написаны книги, сняты фильмы. Ее именем названы школы и улицы в Казани и Белебее.

Умерла легендарная летчица-татарка 1 октября 1971 года в возрасте 59 лет и была похоронена в Казани на Татарском кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *