малая пироговская 20 история здания

Москвич

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Дом недели: здание Московских высших женских курсов на Малой Пироговской

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Неоклассическое здание на Девичьем поле с величественными колоннами и репрезентативной ротондой сыграло существенную роль в истории женского образования.

Все началось в 1872 году с курсов профессора Владимира Ивановича Герье. До этого момента женщины любого сословия в России не имели права получать высшее образование.

«Утверждаю, в виде опыта, на четыре года» — с такой резолюцией ход делу дал министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Женские курсы, существовавшие за счет самих студенток, открылись 1 ноября 1872 года в парадном зале здания Первой мужской гимназии на Волхонке, а затем вынуждены были неоднократно менять адреса.

Преподаватели в учебном заведении были блестящие — ведущие профессора Московского университета историк Владимир Осипович Ключевский, лингвист Федор Иванович Буслаев, филолог Николай Саввич Тихонравов и другие. Свою лекционную практику на женских курсах начинал юный Владимир Сергеевич Соловьев, а его отец, историк, академик Сергей Михайлович Соловьев, возглавлял здесь педагогический совет.

Однако из-за возрастающей студенческой революционной активности в 1886 году учебное заведение прекратило свое существование, занятия возобновились в 1900 году. Тогда возродились только два факультета, историко-филологический и математический. Но собственного помещения курсы по-прежнему не имели.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Новый директор института профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин добился-таки от Московской городской думы выделения земельного участка, причем бесплатно. Чаплыгин обладал энергией и талантами организатора. Он заложил так счастливо обретенный пустырь на городской окраине в Земельном банке, а вырученную сумму пустил на оплату проекта, закладку фундамента и даже возведение здания до второго этажа.

Как раз тут на сцену вышел еще один, уже третий в нашей истории Соловьев, Сергей Устинович, или Иустинович (1859–1912), с двумя предыдущими родственных связей, впрочем, не имевший.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Академик архитектуры, ему принадлежит авторство Аудиторного корпуса Московских высших женских курсов на Малой Пироговской улице, 1, строение 1. Соловьев, сведения о чьей жизни весьма немногочисленны, родился в семье московского мещанина, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Своим учителем он считал Константина Михайловича Быковского, корифея московской архитектурной школы конца XIX века, который, без сомнения, зародил в ученике тяготение к формам средиземноморской классики. В 1884 году выпускник Соловьев совершил пенсионерскую поездку в Европу, побывал в Англии, Германии, Франции и Бельгии и, разумеется, надолго застрял в Италии, где занимался зарисовками и обмерами памятников архитектуры.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

По возвращении Сергей Устинович женился на купеческой дочери Марии Петровне Суховой. В 1897 году во время эпидемии дифтерии и скарлатины Соловьевы потеряли сразу четырех детей. Педиатр, профессор Нил Федорович Филатов, смог спасти только одну их дочь, Наталию.

Начавший профессиональную деятельность Соловьев быстро становится востребованным зодчим. Среди наиболее значительных его произведений — комплекс зданий Строгановского училища на Рождественке (ныне МАРХИ), здания благотворительных учреждений им. Медведниковых и Рахмановой, больница и богадельня на Большой Калужской улице (Ленинский проспект), Коммерческий институт в Стремянном переулке (Плехановский университет), Кустарный музей Московского земства в Леонтьевском переулке, собственный дом архитектора в Малом Ржевском переулке.

Здание Московских высших женских курсов Сергей Устинович Соловьев проектировал уже почти перед кончиной.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Строительство началось в 1911 году, завершено в 1912-м, работы же по отделке продолжались еще год. Ими уже руководил ученик Соловьева, архитектор Илья Александрович Голосов, будущий лидер советского конструктивизма.

В ротонде, увенчанной куполом, отмечающей собой перекресток Малой Пироговской улицы и Хользунова переулка, расположился зал с двусветной галереей, где заседал совет курсов.

Объем с учебными аудиториями получил для слушательниц отдельный вход. Соловьев задумал открытый двор, но вместо него появился световой атриум с металлостеклянным перекрытием инженера Владимира Шухова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Интерьеры и фасад здания Высших женских курсов были богато убраны классическим лепным орнаментальным декором, замковыми камнями, циклами рельефов и барельефов, аллегориями добродетели, триумфами наук и образования. Автором произведений пластики выступил представитель Венской академии художеств, художник-скульптур Фридрих Кенигседер. Эти элементы здания, объекта культурного наследия федерального значения, теперь занимаемого Московским педагогическим государственным университетом, недавно были включены в предмет охраны. В утвержденный перечень вошли планировка интерьеров Сергея Соловьева, аудитории в форме трапеции с амфитеатром, овальный вестибюль, балясины-кувшины, обрамляющие галереи и парадную лестницу. Метлахская плитка пола и паркет также вошли в предмет охраны памятника.

Источник

Своя Москва Романа Клейна. К 160-летию со дня рождения архитектора

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн родился 31 марта 1858 года в многодетной еврейской семье московского коммерсанта (купца 1 гильдии) Ивана Клейна. Будущий зодчий был пятым из семи детей. Дом Клейнов на Малой Дмитровке являлся одним из культурных центров столицы. Мать архитектора Эмилия Ивановна, образованный и музыкально одаренный человек, часто приглашала в дом художников и студентов консерватории, писателей, архитекторов. Так Роман Клейн познакомился с архитектором Вивьеном, который возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, показывал чертежи.

Свой первый след в московской архитектуре молодой специалист оставил в здании Исторического музея, над которым работал в качестве помощника архитекторов Попова и Шервуда.

В рамках проекта Клейн выполнял массу черновой работы, многократно копировал чужие чертежи, быстро приобретая необходимые знания и навыки, учился умелому использованию архитектурных приемов древнего зодчества в новых сооружениях.

Опять же оформление Красной площади стали первой крупной творческой заявкой зодчего.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

В начале 90-х годов 19 века по проекту архитектора были построены Средние торговые ряды, стилизованные под древнерусское зодчество.

Как отмечают историки архитектуры: «. Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий. Клейн проявил себя умелым практиком, удачно расположив большое здание на крутом спуске к реке. Сохранив симметрию основных частей постройки, он ввел с одной стороны дополнительный цокольный этаж и повернул под углом к главному фасаду южную часть сооружения, как бы замкнув перспективу площади».

Этим проектом Клейн ярко продемонстрировал свою способность работать с большими и сложными объемами. Из московского путеводителя: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом и на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Также работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города. Зодчий построил не только Средние торговые ряды на Красной площади, но банковские здания на Варварке 7 и Ильинке 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе 6 и на Шаболовке 26. Там же, на Шаболовке 33 — дворянская богадельня имени Ю.С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице 20 — Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена).

Возвращаясь к первым самостоятельным творческим шагам архитектора, не менее важными в судьбе Клейна стали самые первые, но меньшие по объему здания. Так, работа над проектом дома В.А. Морозовой на Воздвиженке 14, построенные в конце 80-х, ввела его в круг старообрядческого купечества — Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых и обеспечила разнообразными заказами на многие годы.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Из рекламного буклета 2017 года: «Компания «КРАЙС Девелопмент» объявляет о старте продаж площадей в лофт-проекте Kleinhouse («Клейнхаус») – историческом здании, расположенном в Басманном районе Москвы всего в паре километров от Садового кольца. Индустриальное здание в стиле модерн было построено в 1914 году архитектором Романом Ивановичем Клейном для чаеразвесочной фабрики «Товарищество чайной торговли В. Высоцкий и К°».

В 1890-е годы архитектором Клейном были построены Трехгорный пивоваренный завод по мотивам средневековья, особняки, учебные заведения, доходный дом Перлова на Мясницкой улице и комплекс больничных зданий на Девичьем поле, в том числе институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых, гинекологический институт для врачей. Рядом появилось университетское студенческое общежитие, классическая гимназия, ремесленное училище, несколько фабрик, доходные дома, особняк профессора В.Ф. Снегирева (Плющиха) и ряд других.

По заказу благотворительного фонда П.Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте 15, в переулке Хользунова 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С.С. Эйбушица.

В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей) и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Заказов было много и архитектор сумел в эти годы обустроить и собственный дом, который, как тогда было принято являлся и рабочей мастерской зодчего. Это здание находится в Олсуфьевском переулке.

Работа по многочисленным заказам Московского университета ввела его в круг ведущих деятелей этого научно-учебного центра страны. Профессор Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой прим. ред.) назвал Клейна «художником, родным Московскому университету». В итоге профессор пригласил Клейна принять участие в конкурсе на проект здания Музея изящных искусств, который был объявлен Академией художеств в августе 1896 года.

На конкурс было представлено 15 работ.

Он был выигран архитектором П.С. Бойцовым. Однако правление МГУ пригласило Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — авторская работа Клейна и его команды, в которую входили В.Г. Шухов, И.И. Рерберг, Г.Б. Бархин, А.Д. Чичагов, И.И. Нивинский, А.Я. Головин, П.А. Заруцкий и др.

Клейну пришлось решать сложные художественные задачи, в частности, оформление 22 залов в разных исторических стилях, разрабатывать проекты двориков, крытых стеклом, – греческого и итальянского, которых не было в первоначальном проекте.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

В ходе работы Клейн неоднократно ездил за границу для изучения европейских художественных музеев и памятников, привлекал к экспертизе проекта авторитетов в области археологии и музееведения, заказывал в Афинах модели деталей Эрехтейона, по которым создавал колоннаду главного фасада.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Музей изящных искусств был завершен в 1912 году.

Итог работы Клейн резюмировал в своем «Руководстве к архитектуре», своим характерным и сложным слогом: «В архитектурной композиции порядок проявляется в расположении здания. При этом исходят от внутреннего ядра, от сердца распланировки, доводят до развития внутренний организм и скелет здания, одевают последний, вырисовывают в перегибах, в главных частях и обряжают внешний вид посредством расчленения и украшений. Такой прием ведет к цельности организма, к единству в архитектуре… мы имеем перед собой не конгломерат отдельных, случайно нагроможденных кусков, а неделимое целое».

Академия художеств в наградном листе, в связи с награждением автора золотой медалью, выразилась чуть проще: «Последнее сооружение своими необычно обширными размерами, сложностью и разнообразием архитектурных задач, строгостью присвоенного Московским университетом классического (греко-римского) стиля и монументальностью строительных материалов займет одно из первых мест в Москве, составя се украшение на долгое время».

Отметим, что финансирование стройки было столь напряженным, что Клейн годами не получал жалованья и жил доходами от других своих построек. Профессор Цветаев и вовсе вкладывал свои личные средства.

Впрочем, Клейн своеобразно относился к финансово проблемным заказам, на свои средства завершая отделку отдельных деталей благородными материалами, чтобы сохранить общий эстетический уровень постройки.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Среди особо общественно значимых построек архитектора необходимо также выделить Бородинский мост, созданный совместно с инженером Осколковым и архитектором Бархиным. Въезды на него архитекторы украсили строгими пропилеями из серого гранита, а с противоположной стороны парными обелисками, сходам придали вид бастионов, а береговые проезды дополнили колоннами.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Тогда же Клейн спроектировал и памятники-обелиски на самом Бородинском поле.

Из отчета о проекте: «Это здание первое в России, стены которого построены из железа и камня, причем толщина заполнения кирпичных стен, начиная с фундаментов, соответствует только климатическим условиям, именно: 1 аршин.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Постройки из железа и камня особенно распространены в Америке, где такая конструкция вызывается высотой зданий в несколько десятков этажей; при проектировании же здания Товарищества «Мюр и Мерилиз» она была применена для того, чтобы иметь возможность сделать стены тоньше и вследствие этого расширить площадь помещения… получить достаточное освещение помещений дневным светом». Еще одно новшество – устройство зеркальных витрин на уровне первого и второго этажей главного фасада.

Во время революции и после Клейн остался в России и был востребован новыми властями. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Роман Клейн оставил не только зримый след в архитектурной истории Москвы, но и духовный, проявив себя заботливым педагогом и воспитателем архитекторов будущего. Его помощниками в разное время были инженер И. Рерберг, архитекторы П. Заруцкий, Г. Шувалов, П. Евланов. Под руководством Клейна стажировался будущий академик Л. Веснин, в течение нескольких лет работал будущий академик Г. Бархин. Последний в своих воспоминаниях с большой теплотой писал об этом периоде своей жизни, отдавая должное корректности, тактичности и вкусу своего наставника, называя его «крупнейшим строителем дореволюционной Москвы».

Архитектор много работал и преподавал до последнего дня своей жизни (3 мая 1924 года).

Архитектор Г. Людвиг, учившийся в то время у Клейна, вспоминал: «Не было случая, чтобы Роман Иванович отказал в консультации, в приеме студенту. Будучи больным в течение ряда лет, он отдавал нам весь свой досуг и праздники и даже ночи… Во время исполнения мною дипломной работы он назначал мне приемные часы по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов ночи. Ночные же часы были назначены и другим дипломникам – и это после упорной, напряженной дневной работы. Быть искренним в искусстве и честным в жизни – вот чему учил нас Роман Иванович».

Из автобиографии зодчего: «. При исполнении архитектурных задач я всегда преследовал тесное согласование принципов чистого, строгого искусства с утилитарными современными потребностями и с конструктивностью сооружения, и этот принцип я считаю необходимым проводить в жизнь и в качестве педагога.

. За мое долголетнее руководство строительным бюро и при занятиях по архитектурному проектированию со студентами IV и V курсов Рижского политехнического института в течение 1917–1918 учебного года у меня выработался совершенно определенный взгляд на метод преподавания искусства вообще и, в частности, архитектуры.

… Для плодотворного преподавания необходимо возможно тесное общение руководителя с учащимися, именно совместная работа их в мастерской, причем руководитель не только даст указания, но и сам фактически параллельно с учащимися разрабатывает эскизы и части проектов. Такая постановка дела не только облегчает студентам следить за правильным ходом разработки задачи, но служит также мощным импульсом для работы их воображения, для развития их творческой способности и техники работы».

. Вкус к архитектуре ожил более, чем когда-либо. Мы имеем публику, которая принимает участие в развитии архитектуры, сословие архитекторов, обладающее обширным и истинным знанием и умением, изобилие вспомогательных средств далеко шагнувшей техники; в нашем распоряжении больше богатств, чем когда бы то ни было раньше, и неужели нам не удастся создать свое искусство для нашей эпохи и выбраться из царства эклектики и моды?

Архитектор похоронен на Введенском кладбище Москвы.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Для любителей московской старины и истории её архитектуры приводим список сохранившихся работ Романа Клейна.

Источник

Малая пироговская 20 история здания

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

На Большой Пироговской под номером 35 и 35а значатся два разностилевых дома, объединенные общей стеной. Особняк до революции принадлежал купцам Решетниковым. К медицине здание непосредственного отношения не имеет. Но здесь с 1927 по 1934 года в цокольном этаже снимал квартиру писатель и врач Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской. В своих воспоминаниях Белозерская писала, что через вход с торца дома можно было попасть в прихожую, затем в столовую, откуда ступеньки вверх вели в «царство Михаила Афанасьевича — кабинет». Здесь Булгаков работал над пьесами «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Театральным романом» и романом «Мастер и Маргарита». Сегодня цоколь занимают коммунальные службы района Хамовники. Музей писателя на Большой Пироговской так и не был создан.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Кирпичное здание глубоко-красного благородного цвета мало напоминает больничное учреждение. Клиника детских болезней была построена в 1896 году на пожертвования купца Михаила Хлудова, брата Варвары Морозовой. Завещание в пользу детской больницы предприниматель переписал после смерти сына-подростка. Главным врачом больницы, согласно завещанию, был назначен Евгений Павлинов. А после него учреждение возглавлял знаменитый доктор Нил Филатов — «друг детей», посвятивший жизнь детской медицине. Сегодня это клиника детских болезней при медицинском университете им. Сеченова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Гинекологический институт стал первым учреждением Университетского клинического городка на Девичьем поле. Построен институт в 90-ых годах XIX века на средства известного московского благотворителя Павла Шелапутина. Возглавил клинику профессор Владимир Снегирев, талантливый доктор, которому меценат Шелапутин всячески помогал и оплачивал его обучение. После войны Институт акушерства и гинекологии, тогда уже носивший имя Снегирева, переехал, а здесь разместился Институт по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе, принадлежащий Российской Академии медицинских наук.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Здание в стиле модерн, сочетающие черты псевдорусской архитектуры, в первой половине XX века занимало Городское начальное училище. Дом был построен архитектором Анатолием Остроградским в 1911 году. С 1963 года здесь расположился медико-биологический факультет Медицинского университета имени Н. И. Пирогова. Пироговский мед носит название Второго московского медицинского института, звание Первого вуза – за институтом им. Сеченова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Клиника открылась в 1895 году. В отличие от большинства учреждений медицинского городка она была построена на частные деньги известного всей Москве купца Гаврилы Солодовникова. Меценат и благотворитель на сей раз жертвовал огромную сумму не бескорыстно. Чудак и миллионер Солодовников постоянно подвергался насмешкам в прессе, и для подачи исков в суд ему просто необходим был статус дворянства. Городская управа в обмен на дворянское звание предложила купцу построить венерическую больницу. Ситуация опять была комичной, ведь объекту присваивалось имя дарителя. Солодовников долго отказывался, но все-таки согласился, умоляя не давать учреждению его имени. Так в России появилось одно из первых медицинских учреждений, лечивших кожные и венерические болезни. Сегодня оно сохраняет свой статус и относятся к университету им. Сеченова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Госпитальная клиника Московского университета была открыта в 1892 году и состояла из двух отделений: терапевтического и хирургического, располагавшихся в разных крылья здания. Проектировал постройку, как и весь клинический городок, архитектор Быковский. Дом стилизован под классическую усадьбу XVIII века. Здесь обучались студенты, работала научная лаборатория, а также проходили лечение пациенты. В марте 1887 года с первыми признаками туберкулеза сюда попал Антон Чехов. Тогда клиника носила имя профессора Остроумова, и была одной из самых престижных в Москве. Найдена даже история болезни Чехова, которую заполнил в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов. Сегодня здание занимает Административный корпус клинического центра им. И. М. Сеченова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Клиника урологии им. Р. М. Фронштейна, находящаяся сегодня в этом здании, была основана еще в середине ХIХ века, но располагалась по другому адресу. А здесь была Факультетская клиника Московского университета, построенная по аналогии с соседней Госпитальной. В больнице также было два отделения: терапевтическое и хирургическое. В корпусе проходили обучение студенты младших курсов.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

В конце XIX в здании размещалась Общеклиническая Амбулатория. Сегодня в особняке находится Музей истории медицины университета им. Сеченова. Здесь представлена богатая коллекция медицинских инструментов разных эпох, от фарфоровых и деревянных до металлических. В музее есть вещи, принадлежавшие известным врачам прошлого, Сеченову, Пирогову и даже Чехову. Посетители здесь принимаются по предварительной записи.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

«Институт патологической анатомии, топографической анатомии, судебной медицины и оперативной хирургии» — такое длинное название носила клиника, открывшаяся в этом здании в 1891 году. Главный фасад строения обращен непосредственно в Абрикосовский переулок. Его украшают торжественный портик с четырьмя полуколоннами. Строение размещено напротив разбитой по первоначальному плану аллеи медицинского центра. Таким образом, здание будто замыкает собой задуманную перспективу всего медкомплекса. Сегодня в Абрикосовском переулке также находится патологоанатомический корпус, но уже приписанный к университету им. Сеченова.

малая пироговская 20 история здания. Смотреть фото малая пироговская 20 история здания. Смотреть картинку малая пироговская 20 история здания. Картинка про малая пироговская 20 история здания. Фото малая пироговская 20 история здания

Сегодня учреждение по уходу за больными онкологией называются хосписом, а в начале XX века это была «лечебница-приют для больных раком». Открылась лечебница в 1903 году по инициативе профессора медицина Льва Левшина на пожертвования Варвары Морозовой. Богадельное учреждение решили разместить в стороне от Клинического городка Девичьего поля на нынешней Малой Пироговской улице. Строили здание приюта архитекторы Иван Рерберг и Роман Клейн на безвозмездной основе. В то время о лечении рака мало что было известно, и больным лишь облегчали уход. Сегодня здание занимает Институт паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского.

По вопросам размещения рекламы в проекте Открывая Москву (буклет и/или сайт) обращайтесь по:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *