мальчика покрасили золотой краской история

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел золотой мальчик с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу.

Прошли века. История золотого мальчика, связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Быть может, мальчик погиб потому, что его кожа, покрытая золотой краской, не могла дышать? Ведь известно, что у лягушки дыхание, т. е. обмен газов между кровью и наружным воздухом, может происходить через кожу. Лягушка остается живой, если у нее перевязать дыхательную трубку, или трахею. И тем самым прекратить доступ воздуха в легкие. Но она гибнет, если ее кожу покрыть мазью, не пропускающей воздух.

Быть может, и человек дышит кожей? На этот Вопрос наука дала отрицательный ответ. Точно установлено, что через кожу может проникать лишь незначительное количество кислорода и углекислого газа.

Было сделано другое предположение: мальчик умер потому, что покрытая краской кожа перестала выделять пот с находящимися в нем различными ненужными и даже вредными для организма веществами. В середине прошлого века один немецкий ученый решил проверить, может ли человек жить, если его кожа сплошь покрыта каким-нибудь веществом, не пропускающим ни влаги, ни воздуха. Он тщательно покрыл лаком всю кожу двух людей. Один «лакированный» человек пробыл в таком состоянии 24 часа, а другой — 8 дней. Оба они перенесли опыт легко, без каких-либо неприятных последствий. Это объясняется тем, что у человека выделение вредных веществ обеспечивается почками, через кожу они выделяются в очень небольшом количестве.

Значит, миланский мальчик погиб не от накопления в организме вредных веществ.

Тогда не потому ли он умер, что покрывшая его тело золотая краска препятствовала выделению и испарению пота, а тем самым и нормальной отдаче тепла через кожу? Но опыт показал, что если температура воздуха не очень высока, то человек с покрытой лаком кожей чувствует себя хорошо.

Если бы мальчик находился в жарко натопленной комнате или выполнял тяжелую физическую работу, а его позолоченная кожа не выделяла пота, тогда бы организм перегрелся. Но этого не было. Значит, и не прекращение работы потовых желез было причиной гибели ребенка.

Опыт показал, что люди, кожа которых покрыта лаком, очень плохо переносят холод. Лак раздражает кожу, а это резко и надолго расширяет кожные сосуды. В результате температура кожи повышается, происходит усиленная отдача тепла и наступает постепенное охлаждение тела.

Что же могло произойти в организме е золотого мальчика? Его кожа, покрытая краской, перестала выделять пот. Однако, само по себе прекращение выделения пота не грозило никакими опасностями, так как в помещении, где находился ребенок, не было жарко. Гораздо опаснее оказалось длительное и резкое расширение сосудов, которое наступило под влиянием раздражающего действия золотой краски. Мальчик провел ночь в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает и делается особенно восприимчивым к таким болезням, как грипп, бронхит и воспаление легких.

Источник

«Золотой» мальчик

Четыре с половиной века тому назад, в последние дни декабря 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких никогда еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника, замечательной иллюминацией руководил знаменитый художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира и всеобщего благополучия, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Съехались гости. В самый разгар праздничного веселья в огромном освещенном факелами зале появилась фигура рыцаря. Из чрева рыцаря, попирая его ногами, вышел мальчик с крыльями и большой лавровой веткой в руке. Золотая краска сплошь покрывала его голое тело. Испуганными глазенками смотрел он на окружающих, произнося заученные слова приветствия герцогу Моро.

мальчика покрасили золотой краской история. Смотреть фото мальчика покрасили золотой краской история. Смотреть картинку мальчика покрасили золотой краской история. Картинка про мальчика покрасили золотой краской история. Фото мальчика покрасили золотой краской история

Появился «золотой» мальчик с крыльями и лавровой веткой в руке.

Праздник не удалось довести до конца, так как внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись. Погасли огни. О мальчике забыли, и он остался один в огромном холодном полутемном зале.

Лишь на следующий день Леонардо да Винчи нашел мальчика в темном углу зала. Он трясся от холода и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. На четвертый день мальчик умер.

Прошли века. История «золотого» мальчика, связанная с именем великого художника, не была забыта. Но причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Быть может, позолоченный мальчик погиб потому, что его покрытая золотой краской кожа не могла дышать?

Опыты на лягушках показали, что дыхание, т. е. обмен газов между кровью и наружным воздухом, может происходить через кожу. Лягушка остается живой, если у нее перевязать дыхательную трубку или трахею и тем самым прекратить доступ воздуха в легкие. Но она гибнет, если ее кожу покрыть мазью, не пропускающей воздух.

Быть может, и человек дышит кожей? На этот вопрос наука дала отрицательный ответ. Точно установлено, что через кожу может проникать лишь самое незначительное количество кислорода и углекислого газа. Это количество настолько мало, что никакого практического значения не имеет. Можно смело сказать, что человеческая кожа не дышит.

Было сделано другое предположение: мальчик умер потому, что кожа перестала выделять ядовитые вещества.

В коже человека имеется несколько миллионов потовых желез. Они непрерывно выделяют пот. Исследования показали, что в состав пота входит небольшое количество различных ненужных и даже вредных для организма веществ. В каждом органе, в каждой клетке тела происходит частичное разрушение живого вещества, и чтобы не отравлять организм, образующиеся продукты распада должны выводиться наружу.

В середине прошлого века один ученый решил проверить, может ли человек жить, если вся его кожа сплошь покрыта каким-нибудь веществом, не пропускающим ни влаги, ни воздуха. Он тщательно покрыл лаком всю кожу двух людей. Один «лакированный» человек пробыл в таком виде 24 часа, а другой —8 дней. Оба они перенесли опыт легко, без каких-либо неприятных последствий. Это объясняется тем, что органами выделения у человека являются не кожа, а почки. Если некоторые вещества и выделяются через кожу, то в столь небольшом количестве, что это не имеет практического значения. Лишь при некоторых заболеваниях почек кожа, как бы заменяя их недостаточную деятельность, начинает усиленно выделять ненужные и вредные для организма вещества. Но обычно это плохо помогает организму, и человек погибает от отравления вредными продуктами обмена.

Следовательно, миланский мальчик погиб не от того, что через его покрытую краской кожу перестали выделяться ядовитые вещества.

Тогда не потому ли умер мальчик, что покрывавшая его тело золотая краска препятствовала выделению и испарению пота, а тем самым и нормальной отдаче тепла через кожу? Но опыт показал, что если не слишком тепло, то люди, покрытые лаком, чувствуют себя хорошо.

Если бы мальчик находился в жарко натопленной комнате или выполнял тяжелую физическую работу, а его покрытая краской кожа не выделяла бы пот, тогда бы организм перегрелся. Но этого не было.

Значит, и не прекращение работы потовых желез было причиной гибели ребенка.

Опыт показал, что люди, покрытые лаком, очень плохо переносят холод. Лак раздражает кожу, а это резко и надолго расширяет кожные сосуды. В результате температура кожи повышается, происходит усиленная отдача тепла, и наступает постепенное охлаждение тела.

Теперь нетрудно разобраться в том, что могло произойти в теле мальчика, изображавшего «золотой век». Его кожа, покрытая краской, перестала выделять пот. Однако само по себе прекращение выделения пота не грозило никакими опасностями, так как в помещении, где находился ребенок, не было жарко.

Гораздо опаснее оказалось длительное и резкое расширение сосудов, которое наступило под влиянием раздражающего действия золотой краски. Проведя ночь в холодном зале, мальчик потерял немало тепла. Температура его тела от этого понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает, и тогда особенно легко заболеть гриппом, бронхитом, воспалением легких и другими болезнями.

Это-то и случилось с позолоченным мальчиком. Он тяжело заболел. Его мучил жар. Он бредил и сильно кашлял. По-видимому, мальчик умер от воспаления легких.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Мальчика покрасили золотой краской история

Используя содержание текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

История о золотом мальчике

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой золотой век Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Комната с благоприятной температурой воздуха.

2) Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось.

3) Ребёнок погиб от переохлаждения, т. к. он действительно находился в холодном помещении

Источник

Правдива ли история о «золотом мальчике» и вине Леонардо да Винчи в его гибели?

мальчика покрасили золотой краской история. Смотреть фото мальчика покрасили золотой краской история. Смотреть картинку мальчика покрасили золотой краской история. Картинка про мальчика покрасили золотой краской история. Фото мальчика покрасили золотой краской история

Согласно распространённому мнению, художник и изобретатель якобы устраивал праздник, в котором принял участие мальчик, полностью покрытый золотой краской. Из-за этого у него нарушилась терморегуляция и ребёнок умер. Мы проверили достоверность этой истории.

Даже беглого сравнения двух советских источников достаточно для того, чтобы возникли сомнения в правдивости истории. Количество отличий в текстах, которые появились в одной и той же стране и приблизительно в одно и то же время, кажется нереалистично большим. Ещё бо́льшие вопросы возникают после изучения биографии авторов этих изложений. Так, статья «Детской энциклопедии» помещена в томе «Человек», который в целом посвящён анатомии и психологии, а история про «золотого мальчика» служит своеобразной подводкой к рассказу о терморегуляции. Автором интересующей нас статьи был Александр Кабанов — физиолог и автор популярного учебника по анатомии, но не искусствовед и не историк. Не удалось найти подтверждение, что такое образование было и у Алексея Дорохова, автора второй версии рассказа о «золотом мальчике».

При этом известны и более ранние тексты с похожим сюжетом. Так, в 1900 году Дмитрий Мережковский издал исторический роман «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи». Представленная писателем версия во многом совпадает с изложением в «Детской энциклопедии»: действие происходит на празднике миланского герцога, а инициатором выступает Леонардо. При этом Мережковский уточняет имя мальчика — Липпи, но не уточняет, что происходившее было частью новогоднего праздника (который в Италии того времени вообще не отмечали). Хотя писатель, окончивший историко-филологический факультет Петербургского университета, наверняка обладал куда большей экспертизой в этой теме, нежели физиолог Кабанов, не стоит забывать, что его текст — всё-таки художественное произведение.

Впрочем, и версия Дорохова находит более раннее «подтверждение». В 1924 году был опубликован рассказ «Золотой мальчик», в котором речь идёт уже о начале XVI века, Рафаэле, Медичи и Флоренции. Автор текста — Маргарита Ямщикова, писавшая под псевдонимом Ал. Алтаев. В этом «рассказе из истории Италии» мальчика также зовут Паоло, а повествование носит художественный, а не академический характер. Ямщикова не приводит никаких ссылок на источники, а найти подтверждение, что у писательницы было историческое или искусствоведческое образование, равно как и опыт работы с историческими документами, не удалось.

В англоязычных источниках история о Леонардо и «золотом мальчике» также обнаруживается в текстах, которые нельзя счесть историческими или искусствоведческими. Например, у американского поэта Джорджа Сильвестра Вирека есть написанное в 1912 году стихотворение «Баллада о золотом мальчике», основанное на этом сюжете. В примечании поэт называет эту историю про Леонардо «анекдотом», который, по его собственному признанию, он обнаружил в неназванной «книге по гигиене». В 1935 году автор заметки в нью-йоркской газете The Brooklyn Daily Eagle использовал более категоричную характеристику «миф» (кстати, в его изложении мальчик выжил благодаря помощи Леонардо). Аналогичный текст одновременно вышел в нескольких других региональных американских газетах.

Как видно из этого отрывка, Вазари не упоминает в связи с историей о «золотом мальчике» ни Рафаэля, ни Леонардо. Возможно, последний стал действующим лицом в некоторых изложениях этой истории из-за того, что основоположник современного искусствоведения отмечает: над первым из описанных им триумфов работал Пьеро да Винчи. Искусствовед называет его отцом Леонардо, хотя это отрицает автор комментариев к оригинальному тексту. О семье да Винчи вообще известно довольно мало, но самому художнику в 1513 году было уже за 60, поэтому активное участие его отца в празднестве крайне маловероятно. Более того, согласно некоторым источникам, да Винчи-старший умер ещё в 1504 году.

Учитывая, что Вазари был пионером искусствоведения, неточности в его работе по понятным причинам находят работавшие позже коллеги. При этом эпизод с «золотым мальчиком» подобной критики избежал, и более современные исследователи также не упоминают в связи с этой историей ни Леонардо, ни Рафаэля. Например, швейцарский историк Якоб Буркхардт в своём труде об Италии в эпоху Возрождения, хоть и приводит рассказ Вазари, сообщает о другом «золотом мальчике». За 40 лет до событий во Флоренции родственник папы Сикста IV и будущий кардинал Рафаэль Риарио устроил пышный приём в Риме. В одном из залов, как утверждает Буркхардт, «живой ребёнок, позолоченный с головы до ног», исполнял роль своеобразного фонтана — он набирал воду в рот и, кружась, выпускал её струёй. Рассказ швейцарского историка подтверждают и архивные письма, исследованные в 1996 году американкой Мег Лихт. Ни у этих историков и искусствоведов, ни в других авторитетных источниках мы не смогли найти упоминаний Леонардо или Рафаэля в связи с этим сюжетом (последний и вовсе тогда ещё не родился).

Таким образом, известны два эпизода с участием «золотых мальчиков» в разных торжествах в Италии в эпоху Возрождения. Первый из них, подтверждённый воспоминаниями современников, произошёл в 1473 году в Риме, ребёнок внутри помещения изображал статую-фонтан, а о его смерти (равно как и участии в организации приёма Леонардо) не сообщалось. Второй имел место в 1513 году во Флоренции — во время торжественной процессии по городу «золотой мальчик», символизировавший золотой век, вылез из статуи рыцаря в доспехах, а впоследствии умер. В изложении Вазари автором этой задумки был не Леонардо и не Рафаэль, а Якобо Пантормо. Найти опровержение этой атрибуции в более современных исследованиях нам не удалось.

Для наглядности можно обобщить описанные выше версии в таблице:

Кабанов и др.Дорохов и др.Вазари и др.Буркхардт и др.
ГородМиланФлоренцияФлоренцияРим
Год1496151515131473
МестоЗамокОткрытое пространствоОткрытое пространствоЗал дворца
ПоводНовый годТоржество в честь папы римскогоТоржество в честь папы римскогоПриём
ЗаказчикЛодовико СфорцаЛоренцо МедичиЛоренцо МедичиРафаэль Риарио
ИсполнительЛеонардоРафаэльЯкобо ПантормоТочно не известно
Роль мальчикаИзображает «золотой век», появляясь из статуи рыцаря в доспехах, которая символизировала железный векИзображает «золотой век», появляясь из статуи рыцаря в доспехах, которая символизировала железный векИзображает «золотой век», появляясь из статуи рыцаря в доспехах, которая символизировала железный век«Играет» роль фонтана
ПоследствияМальчик провёл несколько часов в холодном зале, потом его нашёл Леонардо, но ему не удалось спасти ребёнка и тот умерНа следующий день после процессии мальчик умер дома от воспаления лёгкихМальчик «очень скоро умер», других подробностей не сообщаетсяТочно не известно, но о смерти не сообщается

Как видно из этой таблицы, представленные в советской детской литературе (а до этого в некоторых художественных текстах вроде романа Мережковского) версии серьёзно отличаются от приведённых Вазари и Буркхардтом и не подтверждаются современными специалистами. Хотя на Западе уже в первой половине XX века историю о Леонардо и «золотом мальчике» характеризовали в лучшем случае как «анекдот», а в худшем — как «миф», советские авторы писали на её основе популярные тексты, не будучи при этом профессиональными историками или искусствоведами. И если в изложении Алтаева и Дорохова сюжет беллетризовали относительно безобидно (приписали идею Рафаэлю, слегка изменили датировку, придумали для мальчика и его родни имена и т. п.), то писатель Мережковский, а вслед за ним позднее и физиолог Кабанов изменили историю практически до неузнаваемости.

Источник

«Золотой» мальчик

Миланский герцог Лодовико Моро готовился в своем дворце к встрече нового, 1497 года. Многочисленные слуги сбились с ног. Честолюбивый властелин хотел поразить гостей роскошью празднеств, удивить чем-то необыкновенным.

Наконец все было готово. В парадном зале замка стояли длинные столы, покрытые расшитыми золотом скатертями и уставленные удивительными яствами и заморскими напитками.

Гости жадно ели и пили. Впереди их ожидал сюрприз. Его придумал придворный живописец герцога Леонардо да Винчи. Пятнадцать лет назад Леонардо покинул родную Флоренцию и поступил на службу к Лодовико Моро. Художник и скульптор, он одновременно исполнял при дворе обязанности архитектора и военного инженера.

Часы пробили полночь.

Все поднялись с бокалами в руках, чтобы приветствовать наступающий Новый год. И тогда по знаку герцога под торжественные звуки труб широко распахнулись двери зала, и на пороге появилась огромная белая колесница. Казалось, она катится сама по себе, так мастерски были спрятаны слуги, приводившие ее в движение.

На колеснице в тяжелом стальном рыцарском облачении возлежал рыцарь. Он изображал прошедший год, исполненный кровопролитных битв.

И в этот момент послышались тревожные голоса: «Герцогине плохо! Герцогиня упала в обморок!»

Началась суета. Забегали слуги. Немедленно послали за придворным медиком. Праздник был испорчен. Гости начали разъезжаться. Обитатели замка разошлись по своим покоям.
Смутная тревога заставила Леонардо спустя несколько часов вернуться в зал.

Там стояла тьма. Свечи и камин давно погасли. На колеснице лежал без сознания, забытый всеми, золотой мальчик.

Леонардо отнес его к себе, уложил в теплую постель, напоил горячим молоком. Но все было напрасно: малыш вскоре умер. Золото закупорило поры кожи, тело его не могло свободно дышать.

Эта история стала широко известна. Народ увидел в смерти мальчика символ страдания и горя, которые приносит Золото.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *