манефон история египта на русском языке

Жрец Манефон и настоящая история Египта.

манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языке

В III веке до нашей эры верховным жрецом египетского Гелиполя был мудрец и ученый Манефон, написавший уникальную «Историю Египта». В ней перечислялись различные династии египетских царей, составленные по подлинным документам. И в ней рисуется совсем не та история Египта, к которой мы привыкли! Оказывается, династии египетских правителей насчитывают многие тысячи лет.

«Первый человек [или Бог] в Египте – это Гефест, который также известен египтянам как первооткрыватель огня. Наследником его сына Гелиоса [Солнце] был Сосис, затем по очереди Кронос, Осирис, Тифон, брат Осириса, и, наконец, Хор, сын Осириса и Исиды. Они были первыми властителями Египта. После этого царская власть переходила от одного к другому, не прерываясь, вплоть до Бидиса на протяжении 13 900 лет. Потом в течение 1255 лет правили боги и полубоги, и снова на 1817 лет другой царский род получил власть в стране. Затем еще тридцать мемфисских царей правили на протяжении 1790 лет, а после них еще 10 царей – в течение 350 лет. Потом наступило время правления «духов мертвых», которое длилось 5813 лет».

Согласитесь, что эти числа никак не соответствуют тому, что мы знаем об Египте.

Папирус из Луксора

манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языке

Существование древнейших правителей Египта подтверждает и Туринский папирус.

Перечисленные в нем династии царей значительно шире тех, о которых известно науке. Любопытно, что начинается он с династии богов: Пта, Амона, Анубиса, Ибиса, Аписа, Мневиса и других.

Самое любопытное, что лишь в 2009 году было объявлено, что в запасниках туринского музея найдено нескольких неизвестных ранее фрагментов папируса. Напрашивается вопрос – почему же такой раритет был настолько лет потерян, и что же написано в этих найденных кусочках. Не исключено, что там идет речь о каких-то еще более древних династиях.

Там же, в Италии, хранится Палермский камень, вывезенный из Египта при неизвестных обстоятельствах. Долгое время он лежал в Палермском музее, не вызывая никакого интереса. И лишь в конце XIX века эта древняя черная базальтовая плита заинтересовала исследователей, и камень начали подробно изучать. Выяснилось, что на нем перечислены имена загадочных древних правителей Египта. Причем позже оказалось, что этот камень – один из себе подобных, так что где-то имеются аналогичные стелы, с высеченными именами правителей Египта, живших много-много тысячелетий назад.

Дендерский храм

манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языке

Однако самое любопытное свидетельство того, что цивилизация Древнего Египта намного древнее, чем можно себе представить, хранится в Дендерском храме. Точнее, хранилось, потому что предприимчивые европейцы, грабившие Египет в прошлые века, вывезли это свидетельство из страны целиком и полностью.

Речь идет о знаменитом потолке в Дендерском храме, который так поразил французов, что они целиком отправили его в Париж. Сейчас он хранится в Лувре, а в храме воссоздана его точная копия. На этом потолке изображен Зодиакальный круг удивительной красоты.

Украденный кусок

манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языке

А недавно в СМИ была напечатана сенсационная новость, которая подтверждает то, что египетская цивилизация намного древнее, чем можно представить. В Египте произошел почти курьезный случай, доказавший, что пирамиды действительно построены раньше, чем принято считать.

Официальная история утверждает, что строительство пирамиды Хеопса было закончено около 2540 года до нашей эры. И вот два немецких студента залезли внутрь этой пирамиды, откололи кусок, тайком вывезли из страны и в Германии проверили его возраст. Оказалось, что этому куску больше 20 тысяч лет! И еще неизвестно, на сколько именно тысяч лет больше – не исключено, что на очень много.

Но так как способ добычи информации студентами оказался, мягко говоря, противозаконным, исследования обычного хода не получили – как можно для доказательств древности пирамид опираться на украденный и вывезенный контрабандой кусок?

Так что в официальной историографии Египта ничего не изменилось – и все тайны прошлого ученые обходят стороной…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Жрец Манефон – первый антисемит в истории

Значимость древнеегипетского историка Манефона велика. Его легендарный труд «История Египта» является монументальным, а заложенная там хронология прошлого этого государства используется и поныне. Кроме того, Манефон служил жрецом верховного божества Ра в древнейшем городе Египта Гелиополе. Но вес этой личности может кардинально измениться, если мы рассмотрим более «темные» аспекты творчества Манефона.

манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языке

Великий историк и жрец Манефон, сделавший многое для сближения культур Древних Греции и Египта, возможно, является автором ряда нелицеприятных высказываний относительно евреев и их роли в тогдашнем мире. Впрочем, ряд исследований позволяет предположить, что авторство Манефона весьма спорно.

Если же предположить, что автор-составитель «Истории Египта» и авторитетный жрец древнеегипетского божества Ра Манефон – антисемит, то первым делом нужно посмотреть, из чего же это вытекает.

И вот тут мы наталкиваемся на первую сложность. Дело в том, что рассматриваемый период времени относится к временам «до нашей эры» – а значит, до наших дней не дошли не только сами труды Манефона, но даже его годы жизни остаются для нас загадкой. Востоковед и основатель советской школы историков Древнего Востока Василий Струве утверждал, что он жил на рубеже 323-246 годов до Рождества Христова. Отдельные документы, свидетельствующие о той эпохе, указывают на то, что Манефон мог работать также в период с 246-го по 222 год до нашей эры.

Таким образом, мы имеем дело не столько с работами непосредственно Манефона, сколько с тем перечнем работ, авторство которых приписывается именно ему. Приписывается кем? Цитированием «Истории Египта» в свое время занимались множество ученых Античности – Иосиф Флавий, Евсевий Кесарийский, Аммиан Марцеллин и другие. Соответственно, непонятно, из чьих же уст мы услышали утверждение того, что Манефон негативно отзывался о евреях. И если пересказ «Истории Египта» современными исследователями не подвергается никакому сомнению, то почему антисемитские речи, приписываемые Манефону, являются объектом множества спорое? Ответ на этот вопрос можно получить, если понять, что именно «утверждал» жрец-историк.

«Страна, называемая Иудея»

Важно понимать, что само слово «евреи» ни у Манефона, ни у его пересказчиков не упоминается. Используется лишь обозначение народов гиксосов, которые выставлялись в весьма неприглядном свете – «самое презренное племя Египта», которое только тем и занималось, что уничтожало египетские святилища да унижало местное население. В конце концов, фараоны не выдержали и отправили гиксосов в ссылку в Сирию. Пройдя через пустыни и оказавшись в мощной и грозной Ассирии, они решили обезопасить себя и в «стране, которая называется теперь Иудея», основали город Иерусалим. Таким образом, мы имеем дело либо с предками евреев, либо с египетским синонимом, обозначающим этот народ.

Но это все лишь первая группа фрагментов сочинений Манефона, собранная древнееврейским историком Иосифом Флавием. Учитывая его происхождение, кажется естественным, что в эту группу в целом не попало ничего такого, что могло бы оскорбить евреев. За исключением, пожалуй, описания их поведения в Египте. Но куда большую популярность сыскала вторая группа «цитат» Манефона, которую, по мнению Флавия, жрец якобы выделил самостоятельно, чтобы побольнее задеть еврейский народ. Если представить, что это действительно так, то своей цели историк добился.

Итак, во второй группе речь идет о стремлении египетского царя Аменофиса уподобить себя богам. Для этого, по мнению его советников, страну следовало очистить от «прокаженных и нечистых». 8 тысяч человек, соответствующих таким характеристикам, отправили в ссылку на нильские каменоломни, отдав им город Аварис – старую столицу гиксосов, ранее изгнанных в Сирию (то есть, получается, что в данной версии гиксосы и евреи являются разными народами). Предводителем опальных заключенных стал некий жрец Осарсиф (по другим сведениям – Моше), который тут же стал работать над самоидентификацией обитателей Авариса. С его подачи те перестали почитать египетских божеств, стали употреблять в пищу запретное для египтян мясо священных животных, а также весьма агрессивно воспринимать «не своих». В конце этого повествования его автором Манефоном, либо еще кем-то, делается выпад, в котором Осарсиф-Моше называется не кем иным как… Моисеем!

Чтобы немного отвлечься от споров об авторстве Манефона, можно вспомнить о весьма большой истории конфликта между египтянами и евреями. Различные стычки на религиозной почве прослеживаются в древних источниках еще с V века до нашей эры. Так, у Гекатея Милетского можно встретить повествование об изгнании евреев из Египта из-за обрушившихся на государство несчастий, причину которых увидели именно в этом народе. Возможно, речь идет о проказе, из-за которых фараоны и выпустили постановление о ссылке всех больных в сирийские пустыни.

А чтобы лучше понять контекст времени, в котором ориентировочно жил и творил Манефон, следует сказать, что к тому времени евреи стали занимать весьма выгодное для себя положение в торгово-товарной сфере многих империй того периода. Позднее Страбон в своей 17-томной «Географии» напишет: «Они проникли во все страны мира, и трудно указать такое место в мире, куда бы это племя не пробралось и не стало бы господствующим». И в этом не будет ничего осуждающего – автор, пожалуй, даже восхищается столь заметными достижениями народа, умеющего жить в диаспорах и вовремя проявлять талант и навыки там, где это нужно.

Возможно, именно в этом качестве еврейского народа видел угрозу Манефон – и те, кто стоял за ним. Ведь сложно представить, чтобы верховный жрец бога Ра и член Александрийского Мусеона (Академии) был самостоятелен в своем творчестве, касающемся оценок других народов. Египетское руководство явно не зря относилось к «прокаженным и сумасшедшим» весьма агрессивно. Они боялись, что, осознав свою силу, евреи от доминирования в экономической сфере постепенно перейдут и к политическому влиянию.

Подводя итог всему, хочется сказать, что мы, к сожалению, вряд ли узнаем, заложил ли великий египетский историк Манефон основы современного антисемитизма или нет. Вся информация о его творчестве дошла до нас лишь в виде цитат других ученых как того времени, как и более позднего. А значит, что у любого гипотетически мог быть интерес как-то приукрасить или же «изменить показания».

Однако в одном и Манефон, и цитирующие его мудрецы-философы ошиблись однозначно – когда говорили о евреях как о едином народе. На самом деле, в тот период было сложно найти более расколотое противоречиями общество, чем еврейское. Любой круг вопросов, начиная от взаимоотношений иудеев и представителей внешней диаспоры и заканчивая дискуссиями о допустимости или недопустимости возведения второго храма в Александрии как альтернативы Иерусалимскому храму, тут же рождал несколько враждующих между собой группировок. И эти споры свидетельствуют только о том, что опасность «еврейского единства» Манефоном была несколько преувеличена.

Современные историки не исключают также существование «Псевдо-Манефона» – древних книг других авторов, подписанных именем Манефона. А также политически мотивированных модификаций исходного текста при переписывании. Даже Иосиф Флавий знал о существовании таких фальшивок, но не имел возможности отличить их от подлинника. Но в любом случае, высказывания Манефона или того, кто прикрылся его именем, оказали большое негативное влияние на образ еврейского народа в древних египетских, греческих и других источниках.

Источник

Манефон. История древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация существовала почти четыре тысячи лет, пока в IV в. до н.э эти земли не покорил Александр Македонский. Египтян приобщили к античной культуре, а в I в. до н.э страна стала частью Римской империи. Сокровища погребённые в пустыне, были забыты. Но около 200 лет назад европейцы стали пристально изучать историю царства фараонов.

Ранние письменные памятники

Египтяне прославлял своих богов и царей, воспевая их деяния и подвиги в преданиях. При этом многие факты игнорировались, другие, наоборот, приукрашивались. Первую подробную историю Египта написал греческий автор Геродот, которого называют «отцом истории». Он посетил Египет в V в. до н.э осмотрел древние храмы и города, ознакомился с письменной традицией и устными преданиями страны.

Позднее, в эпоху Птолемеев, египетский жрец Манефон изложил историю своего государства с древнейших времён, разделив её на три периода по 10 династий (групп правителей) в каждом. Эта система легла в основу современной периодизации истории Древнего Египта.

Жизнь и деятельность Манефона

Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В. В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305—283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285—246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246—222 до н. э.).
Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени:
«Священная книга»,
«Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή),
«О празднествах» (Περί ἑορτών),
«О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας),
«О производстве кифи»,
«Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου),
«Книга Сотис»
астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).
Вероятно, Манефон был жрецом бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).

История Египта

Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — «Историю Египта» («Египтику», «Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсевия Кесарийского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
манефон история египта на русском языке. Смотреть фото манефон история египта на русском языке. Смотреть картинку манефон история египта на русском языке. Картинка про манефон история египта на русском языке. Фото манефон история египта на русском языкеСреди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Историю Египта Манефон начинает с Гефеста — первого бога и человека. Его потомками были Гелиос, Крон и братья Озирис и Тифон. Им наследовал Гор. Потом правили полубоги, духи и смертные. Всех фараонов, начиная с Менеса, Манефон разделил на 30 династий. Этим делением египтологи пользуются и в настоящее время.
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросах о деятельности Озарсифа и о длительности правления гиксосов), однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.

Источник

Алексей Виноградов
Манефон. Хронология Древнего Египта

© Алексей Виноградов, 2020

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

1. Страна и имя

Египет (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; арабск. Masr, Мицраим) простирается от первого порога Нила до Средиземного моря.. Сами египтяне называли свою страну «Черной» Кемет (Qemt) и «Землей Любимой» (Та-Мери), Бак, Бакет. По «Kebra Nagast» Нил именовался Тэккэзи (Takkazi), Египет – Меср (Mesr), Месрин и Гебес (Gebes).

Во времена Древнего царства Египет разделяли на две части – Верхний (Па-та-рес, Та-Рес, Та-Кема) и Нижний (Па-та-мег, Та-Мех). Отдельно рассматривалась Дельта.

Средний или Южный Египте именовали Шемау – Та-Шем («земля юга»). Самой южной собственно египетской территорией считался ном Та-Сети. На стеле в Абидосе порядок перечисления областей, строго выдержанный с юга на север, был следующим: Хенетхеннефер, Куш, Та-Сети, Абу (Элефантина), Небит (Ком-Омбо), Хену (Силсила).

Территория Нижней Нубии называлась во времена Древнего царства в большинстве случаев Те-бен, Та-Педет. Египтяне делили Нубию, на две области: южную – Куш и северную – Вават.

Долина Нила – протяженная расселина в каменистом плато, через которое Нил несет свои воды к Средиземному морю. Его воды размыли плато, образовав отвесные скалы, поднимающиеся на 180 м. над равниной. Огромный коридор длиной в 800 км. и шириной от 9 до 19 км. местами сужается до ширины потока, окружая его с обеих сторон крутыми, отвесными скалами. Два сухих, опаленных солнцем края безбрежной пустыни, где ветер гонит рыжие и желтые пески по раскаленным скалам, а между этими краями – потоки воды, несущие свои воды через необъятный ковер зеленых пастбищ и золотых полей. Высота колеблется от 91 м. у первого порога, а в высшей точке Дельты составляет 12 м. над уровнем моря.

К северу от Мемфиса, рельеф резко меняется. Ливийские и Аравийские скалы прорезаны в форме буквы V древним морским заливом. Эти скалы расходятся все больше и больше, пока не достигают моря. Долина расширяется в Дельту, как гигантский веер, длина которого составляет 97 км.

Когда Нил вступает на территорию Египта, ширина русла составляет 500 м., ниже по течению оно доходит до 800 м. Этот поток воды держит путь руслами между пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря. Для египтян питавшая их река была «Itr-aa» (Великая вода), или Iuma (Океан). Происхождение названия Нил – Νειλοζ, неизвестно, египтяне называли ее Хапи. У Гомера Αιγνπτοζ означает реку и только потом страну, поскольку Египет – это «дар реки».

Река создала почву Египта из ила. Средняя глубина отложений составляет 9 м., а в некоторых частях Дельты 30 м. Эта почва богата калием, очень плодородна и легка в обработке. Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса. Нил не только приносит черную землю, он увлажняет ее. Воды достаточно для питания канала Бахр-Юсуф, соединяющего территорию Фив с Файюмом. Пять оазисов Ливийской пустыни, расположенных в ряд, на расстоянии от 100 до 200 км. от Долины, питаются речной водой, просачивающейся сквозь рыхлую почву вдоль берега реки.

«Я преисполнен печали, – говорил царь Джоссер из 3 династии, – потому что в мое царствование Нил не разливался в течение семи лет. Зерно на исходе, поля обезвожены, все, что пригодно для пищи, погибает. Просит ли человек помощи у своих соседей? Все сторонятся его и не идут к нему. Ребенок плачет, юноша теряет силу, сердце старика слабеет. Ноги людей лишаются силы, они бессильно лежат на земле, закрывшись руками».

Разливом река поддерживает глубину плодородной почвы и дает влагу, столь нужную засушливой стране. Но разлив Нила, затопляя долину, разрушает все на своем пути, а, отступая, уносит ил. Древним египтянам пришлось научиться защищать себя от этой опасности. Деревни строили на насыпных курганах, поля защищали насыпями, которые одновременно служили дорогами. На вершине Дельты, на земле, которая прежде была затоплена, но отвоевана у реки благодаря строительству гигантской плотины, основан город Белая Стена, впоследствии Мемфис.

Лев Африканский писал в 1517 г.: «Описание Африки. Бени Суэйф – это маленький город, построенный на африканском берегу Нила примерно в 120 милях от Каира… По правде говоря, Нил постоянно размывает эту землю, а во время паводков уносит ее и уменьшает обрабатываемую площадь. Когда я был там, то, в частности, он унес больше половины пальмовых рощ».

По информации Палермского камня известно о губительном разливе Нила в год празднования 30-летия правления хеб-седа Дена. Следствием этого чрезвычайно высокого половодья стало «потопление простолюдинов всяких запада, севера и востока». В царствование Осоркона III «вся долина была подобна морю, храмы были затоплены, люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке», в правление Шабаки Дельта была многократно затоплена, в 776 г.д.н.э. «земля была похожа на море».

В связи с Фландрской трансгрессией Средиземного моря (вторая половина 4 т.д.н.э.), сток Нила был мощнее. Археологический материал свидетельствует в пользу нерегулярной заселенности берегов Нила в додинастическом Верхнем Египте. Одной из причин этого могли быть неблагоприятные для жизни людей природные условия в нильской пойме, прежде всего очень сильные разливы, которые снижали доступность пойменных земель и могли явиться естественной предпосылкой их не сплошного, а избирательного освоения доисторическим населением. Кризис конца I – начала II династии хронологически коррелирует с завершением значительного понижения пойменной террасы и, стока Нила, которое должно было преобразить вмещающий ландшафт.

Страбон. «География.1.3.4. Может быть, и храм Аммона, прежде находившийся на берегу моря, теперь лежит в центре страны вследствие того, что произошел отлив морских вод… Египет в древности был покрыт морем вплоть до болот в Пелусийской области, горы Касия и Сирбонийского озера… Сирбонийское озеро осталось; затем и оно прорвалось к морю и превратилось в болото. Таким образом, берега так называемого озера Мериды имеют больше сходства с морскими берегами, чем с берегами реки.

17. …По этому поводу он упоминает сообщение Демокла, который рассказывает о нескольких больших землетрясениях; одни из них происходили в древности в Лидии и Ионии в царствование Тантала и поглотили не только селения, но и разрушили гору Сипил; из болот там возникли озера, а Трою затопило волнами. Фарос в Египте некогда был морским островом, теперь же он каким-то образом превратился в полуостров, как Тир и Клазомены. Во время моего пребывания в Александрии египетской море около Пелусия и горы Касия поднялось и затопило страну, превратив эту гору в остров, так что дорога, идущая мимо Касия в Финикию, стала проходимой для судов».

В Египте в пределах большей части страны климат жаркий, с редкими случайными осадками и ничтожной облачностью, даже обычные дожди выпадают иногда с промежутками в пять лет. Средние температуры самого холодного месяца (январь) 11—15°С, самого тёплого (июль) 25—34°С. Годовая сумма средних суточных температур составляет 7000—9000°, что обеспечивает, при наличии влаги, выращивание в течение года нескольких урожаев, включая самые теплолюбивые. Однако на большей части территории земледелие невозможно без искусственного орошения. Только в отдельных районах, примыкающих к Средиземному морю, количество осадков возрастает до 200—400 мм в год и приходится главным образом на зимние месяцы. Для весны характерен сильный, сухой и жаркий южный или юго-западный ветер хамсин, дующий из Сахары около 50 дней.

Астрономическая хронология представляет собой каркас научной концепции египетской истории и, следовательно, истории всего древнего мира. Внутри этого каркаса размещены по столетиям династии Манефона. Исторических фараонов пытались угадать в схеме Манефона. Рамзес I, из девятнадцатой династии, о котором Манефон не упоминает, был принят за Менофра, названного Теоном. Эра Менофра, заявленная Теоном, была определена как сотический период из трудов Цензорина. Дата 139 г. была принята как дата окончания этого периода, и 1321 г.д.н. э. был установлен как год правления Рамзеса I. Время царей восемнадцатой и девятнадцатой династий определялось с помощью весьма приблизительных расчетов лунных празднеств.

В Дельте часты зимние дожди и влажность в три раза большая, чем в Верхнем Египте. Жара смягчается туманами. Здесь мягкий климат, благоприятный для человека и растений.

«Анонимный географический трактат 4 в.н.э.

С левой стороны к Сирии примыкают некоторые части Египта и Александрия, а также вся Фиваида, области, на которых необходимо остановиться. Египет целиком омывается рекой, носящей имя Нила, которая своим разливом поит всю землю и в изобилии взращивает всяческие плоды, кроме оливок, и пшеницу, и ячмень, и стручковые, и виноград, а в равной мере и мужей благородных и ревностно почитающих богов.

Вот неполные сведения о Египте и Александрии: у нас недостало бы возможности описать все. Климат Египет имеет весьма умеренный».

Плиний сообщает о том, что Египет представляет собой сплошное поле пшеницы, которая давала урожай сам-100. По мнению Плиния, главной житницей Египта была Фиваида. То же пишет и Лев Африканский: «Описание Африки. Асуан – это большой и древний город, построенный египтянами на берегу Нила примерно в 80 милях к востоку от Иены. Он окружен превосходными землями для злаков». В 20 веке территория вокруг Асуана выжжена солнцем.

2. Сотис

Исследователь древней истории в особенности второго тысячелетия до нашей эры, привык соотносить хронологию всего Древнего Востока с египетской временной шкалой. «Система относительной хронологии может быть установлена путем раскопок в любой стране, которая в течение долгого времени была заселена, но она повисает в воздухе, пока не будет прямо или опосредованно, через какой-то промежуточный регион, связана с египетской».

Цари и династии, законодательная и строительная деятельность, войны и мирные договоры империй и царств располагаются по столетиям в соответствии с правилами египетской хронологии. Когда на свет извлекается документ, в котором есть сведения об отношениях какого-то царя с фараоном определенной династии, то время правления этого царя устанавливается в зависимости от известной датировки правления фараона. Династическая последовательность ассирийских и вавилонских царей с датами их правлений изучалась с помощью, так называемых царских листов, но она постоянно сверялась с египетскими датами, когда предполагалась возможность синхронизации.

В начале 20 в. историки считали, что можно установить отправные точки для крупных периодов египетской цивилизации при помощи дат природных явлений и посредством синхронизации событий, происходивших в жизни других народов Востока. Среди них выделялись миграция народов, положившая конец империи Саргона и Нарам-Сина в Шинаре около 2500 г.д.н.э. и осевших в Дельте в конце 6 династии, около 2400 г.д.н. э. Вторжение касситов, разрушивших империю Хаммураби около 2800 г.д.н.э., совпало с прибытием в Дельту азиатов при Гераклеопольской династии. Затем правление Хаммураби было перенесено историками на 1800—1700 г.д.н.э.

Как уверены ученые, египтянам была неизвестна устойчивая система отсчета времени по эпохам. События датировались согласно годам правления ныне царствующего монарха. Иногда, однако, царь и его сын правили вместе; в этом случае хронология династии не могла быть выстроена путем простого прибавления лет царствования монархов, поскольку не всегда было ясно, сколько именно лет составлял период соправления. Во многих случаях невозможно установить по дате на монументальных надписях последовательность царей. Также невозможно с достаточной точностью определить и последовательность самих династии. Лишь в немногих случаях существуют исторические свидетельства, которые указывают на порядок двух династии, правивших друг за другом.

Было признано, что монументальные памятники не дают материал, сам по себе достаточный для создания некоей хронологической системы. Немногие документы, подобно Туринскому папирусу, разорванному на клочки и камню Палермо, начиная генеалогию царей с древнейших времен, не доводят ее до эпохи Нового Царства.

При этом ученые уверены, что развитие военной политики Египта в эпоху Среднего царства требовало соответствующей организации военного дела и в первую очередь учета населения. В определенные годы глава каждой семьи должен был давать сведения о личном составе своей семьи и о принадлежащих ему людях. Его имя, снабженное последовательным номером, а также имена всех его родственников и рабов заносились в особые статистические списки. Эти статистические списки возобновлялись приблизительно каждые пятнадцать лет.

Историки, однако, считают, что у них есть астрономические основания для уточнения главных цифровых данных. Основой для астрономических расчетов хронологии египетской истории служит так называемый сотический календарь. Первоначально сотическая хронология была предложена в качестве рабочей гипотезы. В 1894 году Н. Локьер («The Dawn of Astronomy») сделал вывод, что при зарождении египетской цивилизации египтяне умели сочетать звездные аспекты (появление Сириуса) с солнечными (летнее солнцестояние) и ежегодным разливом Нила. Теоретически этот день должен был совпадать с началом ежегодного разлива Нила и появлением на рассвете яркой звезды Сотис, известной у астрономов как Сириус, или «альфа Большого Пса». На деле Сириус совершал полный оборот на небе за 365,25 дня. Через четыре года после гелиакического восхода эта разница составляет уже целые сутки, спустя восемь лет – двое суток и т. д. Через 1461 календарный год гелиакический восход снова совпадал с первым днем календарного года. С этого дня начинался новый сотический период. Локьер вычислил, что начало календаря приходится на 3200 г.д.н. э. На протяжении почти двух столетий археологические находки датировались, классифицировались и интерпретировались в соответствии с этой, ставшей стандартной хронологией.

Египетский год в течение довольно продолжительного периода истории состоял из 360 дней; в какой-то момент, при проведении реформы календаря, к нему было добавлено еще пять дней. В 238 г.д.н.э. была проведена еще одна реформа – введение каждые четыре года високосного года. Эта реформа не состоялась из-за противодействия населения. Октавиан Август сделал календарь с високосными годами официальным в пределах Рима, в 29 г.д.н.э. он был введен в Александрии.

Началом солнечного года у египтян считался 1-й день летнего месяца Тота. День в который Сотис восходит на рассвете, незадолго до восхода солнца считался первым днем года. На широте Мемфиса этот гелиакический восход Сотиса приходился на 15 июня.

Египетский календарь был создан южнее. Страбон. География.17.2.19. «46. После Аполлонополя идут Фивы (теперь они называются Диосполем) … Тамошние жрецы, как говорят, были преимущественно астрономами и философами. Их изобретением является счет дней не по луне, а по солнцу, так как они каждый год прибавляют по 5 дней к 12 тридцатидневным месяцам».

Сведения о сотическом календаре имеются в «Книге о дне рождения» римского писателя Цензорина. Согласно этой книге, первый год сотического периода особо почитался египтянами: считался великим, «божественным» годом. Цензорин, освещая дискуссию по поводу сотического периода, писал о календарном летоисчислении, основанном на цифре 2484 года, которая отделяет один катаклизм от другого. Он сообщал, что в современном ему Египте летоисчисление ведут, отправляясь от первого года правления Набонассара или от Александра Великого.

В 238 г. Цензорин писал: «Но год всегда начинается в первый день месяца, который египтяне называют Тотом, – день, который в этом году соответствует седьмому дню до июльских календ, в то время как сто лет назад, во второе консульство императора Антонина Пия и при римском консуле Бруте Прэзенте, этот день приходился на тринадцатый день перед августовскими календами, – на время, в которое в Египте имеет обыкновение восходить созвездие Пса. Вследствие этого можно узнать, что в настоящее время исполняется столетняя годовщина годичного оборота того большого года, который, как сказано выше, называется солнечным и псовым и божественным годом…

Египтяне, формируя свой большой год, не берут в расчет луну; греки называют его (этот большой год) космическим, а латиняне – каникулярный, потому что он начинается с восхождением созвездия Пса в первый день месяца, называемого египтянами Тотом… И продолжительность их четырех лет короче, чем продолжительность четырех природных лет примерно на один день; это соответствие заново восстанавливается каждые тысячу четыреста шестьдесят один год».

Цензорин также утверждает, что в последний раз гелиактический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 году н.э.

На рукописи Теона Александрийский, автора четвертого века обнаружили аннотацию, в которой говорится, что «со времен Менофра и до эпохи Августа, или до начала эпохи Диолектиана, прошло 1605 лет». Последним годом эпохи Августа был 283—284 г. Уменьшив эту дату на 1605 лет, пришли к 1321 г.д.н.э., к тому самому году, когда согласно Цензорину начался сотический период.

Подобным же образом, основываясь на приводимых в древнеегипетских текстах датах, египтологи определили хронологию правлений в Древнем Египте многих фараонов.

Цензорин писал о возвращении annus canicularis (поскольку Сириус называли также Canis maior). Из его слов ученые нашего времени без всяких к тому оснований пришли к заключению, что египетский annus vagus должен был начинаться в тот день, когда появление Сириуса перед восходом Солнца приходилось на 1-й день месяца Тота. Начиная с Фрерэ (1758 г.), у исследователей возникли сомнения, какой из годов, 1322 г.д.н.э. или же 2782 г.д.н.э. считать начальным для египетского календаря.

Дж. Г. Брэстед считал, что Сотис-календарь был создан в 4241 году до н. э. Указанную дату введения в Египте светского календаря называл в своей «Египетской хронологии» Э. Мейер. Он высказывал мысль о том, что введение в 4241 году до н.э. календаря, в котором начало нового года, совпадало с появлением при восходе солнца в восточной части горизонта звезды Сириус, возможно, только на широте юга Дельты – местности, где были построены города Мемфис и Гелиополь. Э. Мейер, установивший свою хронологическую систему на основе астрономических исчислений периода Сотиса, выражает свою мысль в следующих словах: «Само собой разумеется, что египетский календарь мог быть введен только в тот год, в котором гражданский новый год совпадал с днем восхода Сириуса».

Это имело место перед 12 династией, в 2781—78 г.д.н.э., а также на 1460 лет ранее, в 4241—38 г.д.н. э. Дата 2781 г.д.н.э. не подходит, поскольку интервал между 12 династией и 1 династией должен занимать, по меньшей мере, 1300 лет, чтобы вместить в себя Тинитскую, Мемфисскую и Гераклеопольскую династии. Остается более ранняя дата – 4241 г.д.н.э., следовательно, изобретение или принятие календаря произошло за тысячи лет до 1 династии. Этот интервал необходим, чтобы дать время протоисторическим царям, пришедшим на смену вождям племен.

Еще в 1939 г. Н.А.Шолпо (Вестник древней истории. №1. 1939 г.) указывал: «Но эта мысль основана на неправильной предпосылке. Мемфис, на широте которого только и мог возникнуть календарь, связанный с явлениями Сотиса, разлива Нила и летнего солнцестояния, был в Древнем царстве и политическим, и религиозным, и культурным центром. На широте Мемфиса разлив Нила происходит во время летнего солнцестояния. Вместе с тем происходит утренний (гелиакический) восход Сириуса. Самая яркая звезда северного полушария, Сириус, перед этим в течение двух с половиной месяцев совершенно не видна в Египте, но в день нового года она впервые показывалась на горизонте перед самым восходом солнца и сейчас, же угасала в лучах утренней зари. Следующие затем три года она восходит несколько позже, и восход ее будет невидим; на пятый год снова можно наблюдать утренний восход Сириуса, но уже не в первый день гражданского года, а на второй. Конечно, на это явление древние египтяне должны были обратить внимание, но только тогда, когда стали производиться регулярные наблюдения…

Теория Мейера, утверждающая, что Сотис-календарь был введен в Египте в 4241 г.д.н.э., за 1000 лет до объединения обеих стран, стала господствующей. Целый ряд историков стремящихся отыскать факты, которые доказывали бы сравнительно высокую культуру Дельты, так как только на широте Мемфиса мог быть создан календарь, стал повторять эту фразу вслед за ее автором, совершенно не задумываясь над тем, что дата введения календаря в 4241 г. до н.э. обязывает их к очень ответственным выводам. Между тем, в 5 тысячелетии до н. э. Дельта представляла собою территорию, мало пригодную не только для земледелия и для развития культуры, но и для мало-мальски сносной жизни, в традиции, переданной Геродотом (II.4), Египет ниже Меридова озера представлял болото».

Геродоту объяснили, что строительству Мемфиса предшествовали весьма трудоемкие осушительные работы, и лишь по их завершении было вырыто озеро, куда провели воду из Нила. Первостепенной хозяйственной задачей было не орошение земель, а их масштабное дренирование.

«Имеются сведения, что египтяне знали период Сотиса уже в Среднем царстве. Из того, что в Новом и Среднем царстве египтяне знали период Сотиса, необязательно делать вывод, что он был известен и в Древнем царстве, а тем более в додинастический период. Для Древнего царства у нет данных, утверждать, что период Сотиса был известен.

Очевидно, календарь с годом, равным числу дней между двумя разливами Нила (ежегодные периодические разлития Нила служили как нельзя более удобной вехой для счисления дней), мог возникнуть на заре египетской культуры. Деление этого года на 365 дней было чисто условным.

Со времени начала 4 династии встречаем два термина для обозначения нового года, это wp-rnp. t и tp-rnp. t. По мнению Эд. Мейера, первый соответствовал дню восхода Сириуса, а второй соответствовал 1 Тота, т. е. первому дню гражданского года. Но также tp-rnp. t. соответствовал дню восхода планеты Венеры. Эд. Мейер указывает, что эти праздники не происходили в один и тот же день, а перемещались один относительно другого на 1/4 суток в год; ко времени Птолемея Эвергета это расхождение достигало трех месяцев. Но для 4 династии, эти названия для дней нового года встречаются в простом перечислении праздников без всякого поясняющего контекста. Значение термина tp-rnp. t как начала нового года вполне определенно. Что касается термина wp-rnp. t может означать не только день нового года «рождение солнца», но и день начала царствования царя.

Интересно, что с появлением двух терминов для нового года, с началом 4 династии, появляется и датировка по годам царствования, которая до этого времени отсутствует.

Следует заметить, что «рождение солнца» нельзя связывать с началом года, потому, что под термином «рождение солнца» надо понимать день зимнего солнцестояния, которое никак не отражалось на жизни египтянина. К тому же солнце не играло большой роли в изобретении календаря и в измерении года; это видно из того, что в древнейших надписях год никогда не детерминируется солнцем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *