маргерит дюрас биография фото

Маргерит Дюрас

Биография

Имя Маргерит Дюрас стало знаковым во французской культуре XX столетия. Писательница создала множество романов и пьес, которые затем экранизировались и ставились на театральной сцене. Источником вдохновения для автора становилась собственная биография — начиная с детских лет и до глубокой старости.

Детство и юность

Дюрас родилась 4 апреля 1914 года в южном Вьетнаме, территория которого на тот момент относилась к Индокитаю, бывшему французской колонией. Отец, направленный в Азию по призыву правительства Франции, в скором времени заболел и умер.

Мать осталась одна с тремя детьми и постоянно переезжала с семьей, чтобы найти средства к существованию. Окончив школу, Маргерит в 17 лет перебралась во Францию, где начала изучать право. В молодости устроилась работать секретарем в Министерство по делам колоний.

Личная жизнь

Личная жизнь писательницы наполнена как счастливыми, так и драматическими событиями. В 1936 году девушка познакомилась с поэтом, сторонником движения Сопротивления Робертом Антельме. В 1938 году парня мобилизовали в армию. По его возвращении пара сочеталась браком в сентябре 1939-го.

Супруги перебрались в район Сен-Жермен-де-Пре, и вскоре Маргерит уже носила под сердцем сына. Однако беременность закончилась трагично — ребенок появился на свет мертворожденным. Чтобы отвлечься от депрессии, женщина занялась общественной работой, возглавила комитет читателей. На собраниях Дюрас встретилась с актером Дионисом Масколо, который стал любовником француженки.

Вместе с супругом и возлюбленным писательница продолжала поддерживать идеи Сопротивления. Во время Второй мировой войны Антельме попал в Дахау, а в 1945 году, после постепенного прекращения немецкой оккупации, Масколо отправился на поиски поэта, найдя того в критическом состоянии.

«Yann Andréa : l’éternité commence. » par Laurence Liban (1999).

Маргерит приложила большие усилия, чтобы вернуть мужа к жизни. Несмотря на то, что творец поправился, в 1947-м пара все же решила развестись. Почти сразу после окончания бракоразводного процесса Дюрас вышла замуж за Диониса и родила ему наследника, названного Жаном. Отношения с актером продолжились до 1956-го, а через год в биографии женщины появился новый роман с журналистом Жераром Жарло, с которым она рассталась в 1961-м.

Последним увлечением писательницы стал Ян Леме, позже по ее совету взявший псевдоним Ян Андреа. В середине 70-х молодой студент открыл для себя мир романов Маргерит и начал писать автору романтические письма. Дюрас согласилась поддерживать отношения с парнем только в 1980-м.

Молодой человек стал не только компаньоном, но и личным секретарем знаменитости. Леме, будучи гомосексуалистом, поддерживал любовь к стареющей женщине до самой ее смерти в 1996 году.

Творчество

Первые произведения писательницы появились во время Второй мировой. В 1950 году был издан роман «Плотина против Тихого океана», который номинировали на Гонкуровскую премию. В 2008-м произведение, включающее автобиографические мотивы, экранизировал режиссер Ритхи Пань. В главных ролях снялись Изабель Юппер и Гаспар Ульель.

В 1952 году в свет вышла книга «Моряк из Гибралтара», которую адаптировал для экрана в 1967-м Тони Ричардсон. С помощью Жанны Моро, Ванессы Редгрейв, Орсона Уэлса и других актеров зрители открыли для себя романтическую историю о даме, путешествующей по миру в поисках возлюбленного.

В 1959 году писательница попробовала себя в новой роли, написав сценарий для фильма «Хиросима, любовь моя» Алена Рене. Режиссер сначала видел на месте Дюрас популярную в то время Франсуазу Саган, однако после ее отказа обратился к Маргерит.

В результате картина не только вошла в золотой фонд мирового кинематографа как образец французской новой волны, но и номинировалась на премию «Оскар» за лучший киносценарий. Женщина не ограничивала творчество рамками романного жанра — писала и психологические драмы («Восхищение Лол Стайн»), и детективы («Английская мята»).

Une photo rare: Marguerite Duras et son amant chinois Huynh Thuy Le en 1930 #MargueriteDuras #HuynhThuyLe Merci Laurence Frédérique Lemaître

Знаковой в библиографии писательницы стала автобиографическая повесть «Любовник», вышедшая в 1984 году и отмеченная Гонкуровской премией. Произведение было экранизировано в 1992-м режиссером Жан-Жаком Анно. В главных ролях эротической мелодрамы сыграли Джейн Марч и Тони Люн Ка Фай.

Действие переносит зрителей в Индокитай и рассказывает об отношениях Китайца и Молодой Девушки (так героев зовут в фильме). Кстати, история сохранила фото семьи Дюрас в Азии в окружении местных жителей, а также загадочного возлюбленного Маргерит.

А роман самой писательницы с Яном Андреа представлен в ленте 2001 года «Такая любовь». В последние годы жизни женщина страдала алкоголизмом, проходила лечение в нескольких клиниках и порой не могла держать ручку. Возлюбленный помогал Дюрас — записывал под диктовку ее новые творения, в частности роман «Смертельная болезнь».

Смерть

Маргерит не стало 3 марта 1996 года. Она скончалась в больнице в возрасте 82 лет. Похороны француженки прошли через несколько дней в соборе Сен-Жермен-де-Пре. Могила писательницы разместилась на кладбище Монпарнас. Причина смерти — возрастные осложнения, вызванные алкоголизмом.

Источник

«Женщина — это пролетариат»

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

За свою жизнь Маргерит Дюрас побывала в коме, Камбодже, коммунистической партии и движении Сопротивления. Она сняла 19 фильмов, написала множество пьес, романов и эссе, получила Гонкуровскую премию и соблазняла пособника фашистов по заданию будущего президента Франции. Страдала от алкоголизма, галлюцинаций, несчастной любви, была номинирована на «Оскар» и стояла особняком даже на фоне великого поколения Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар. Маргерит Дюрас видела, как Тихий океан выходит из берегов и затопляет всё вокруг, как немецкие войска захватывают Европу и как экраны вытесняют книги, но всегда верила, что всё начнётся заново.

В десятом номере журнала «Носорог» опубликован перевод романа Маргерит Дюрас «Эмили Л.», купить его можно прямо на сайте журнала. Вместе с автором перевода и специалистом по творчеству писательницы Алексеем Воиновым самиздат рассказывает, как девушка, воспитанная на колониальной плантации в Юго-Восточной Азии, стала знаковой фигурой в искусстве второй половины ХХ века.

«Июльский прилив, наступая на равнину, затопил посевы. [Мать], сочтя, что. случайно пострадала от какого-то исключительного по своей силе прилива. на следующий год начала всё сначала, — море опять всё затопило. На сей раз ей пришлось посмотреть правде в глаза: купленный участок был непригоден для обработки. На него ежегодно обрушивалось море. До какой отметки доберётся в тот или иной год вода, предсказать было невозможно, но почва всё равно оказывалась отравленной. За вычетом примыкавших к дороге пяти гектаров, где она построила бунгало, её десятилетние накопления были смыты волнами Тихого океана».

Так Маргерит вспоминала своё детство в романе «Плотина против Тихого океана». Она родилась в апреле 1914 года во французской колонии в южном Вьетнаме. После смерти отца её мать, Мари Доннадье, перевезла дочь и двоих сыновей в Камбоджу, где купила участок земли с бунгало. По воспоминаниям самой Маргерит, оказавшись на грани разорения, семья попала на самую нижнюю ступень колониального общества. При этом в другом интервью она заметила: «Мать настолько была занята отчаянием, что мы, её дети, оказались предоставлены сами себе. Я никогда не видела детей свободнее, чем мы».

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

Страх перед большой водой остался с Маргерит на всю жизнь, но подолгу находиться вдали от моря или океана она тоже не могла. Даже в преклонном возрасте она нередко отправлялась на берег уже другого океана — Атлантического. Выбирала отель на морском берегу, но жила в номере, обращённом окнами во двор, предпочитая слушать прибой, но не видеть его.

Маргерит было уже семьдесят, когда вышел её роман «Любовник», в котором она вновь возвращалась к теме своего взросления во французском Индокитае. По сюжету француженка-подросток живёт в нищете с матерью и двумя братьями «в краю, где нет времён года, где всегда лето — жаркое, тягучее, однообразное… в теплом краю, где нет весны».

Однажды героиня случайно знакомится с богатым китайцем, который старше её более чем на десять лет, и становится его любовницей. Благодаря этой связи она уезжает из Сайгона во Францию. Так же поступила Маргерит, когда ей было восемнадцать.

Мари Донадье решила, что её дочь должна отправиться в Париж учиться праву. Маргерит уехала из Индокитая в 1933 году. По её воспоминаниям, когда корабль отчалилил, мать не плакала: к этому моменту они с дочерью стали практически чужими. Боясь, что дочь останется без средств к существованию, она убеждала её связать жизнь с преподаванием математики. Маргерит же хотела одного: стать писателем.

Окончательно она разорвала связь с матерью после смерти младшего брата — к нему Дюрас была привязана больше всех. «[В 1942 году он] сгорел в три дня от пневмонии, сердце не выдержало. Вот тогда я и рассталась с матерью… Для меня она умерла вместе с младшим братом. И старший брат тоже, — пишет Маргерит в «Любовнике». — Я не люблю их больше. Не знаю даже, любила ли когда-нибудь… Память не сохранила ни запаха кожи, ни цвета глаз. Я не помню голоса матери… Её смеха я не помню, и криков тоже… Поэтому мне так легко сегодня писать о ней».

В Париже Маргерит сняла квартиру в 15-м округе на левом берегу Сены и поступила на факультет права в Парижский университет, где познакомилась со своим будущем мужем Робером Антельмом.

Третьего сентября 1939 года Франция вступила во Вторую мировую войну, и Робер отправился на фронт, но почти сразу его догнала телеграмма от Маргерит: «Я хочу выйти за тебя». Он быстро получил увольнительную на 24 часа и приехал в Париж. Маргерит стала мадам Антельм 23 сентября, а вечером того же дня Робер вернулся на войну.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

Блицкриг завершился уже летом следующего года. Франция потерпела сокрушительное поражение, но Робер выжил на фронте и вернулся в Париж. После его приезда они поселились на улице Сен-Бенуа, в районе недалеко от Сорбонны. Их квартира находилась между двумя неформальными центрами парижских интеллектуалов: Кафе де Флор и Дё маго — любимыми местами работы Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар.

С последней Дюрас нередко сравнивали: обе независимые, образованные женщины левых взглядов из французской интеллектуальной элиты. Однако подругами или близкими приятельницами они так и не стали. «В отличие от де Бовуар, Дюрас никогда не вписывалась в рамки какого-либо движения, будь то феминизм, экзистенциализм или коммунизм: она отовсюду выходила», — комментирует этот период её жизни Алексей Воинов.

Момент возвращения Робера становится поворотным в биографии Маргерит Дюрас ещё и потому, что в это время она решает уволиться со службы в министерстве, чтобы посвятить себя работе над первым романом «Бесстыжие» — о сложных отношениях брата и сестры в обыкновенной французской семье, живущей в пригороде Парижа.

После оккупации Франции нацистами вокруг троицы сложился специфический круг молодых парижских интеллектуалов, встречавшихся в квартире Антельмов на улице Сен-Бенуа. Изначально эти встречи не имели отношения к движению Сопротивления, тем более что Маргерит обладала серьёзным влиянием в Клубе книгоиздателей. Эта организация, находившаяся в фактическом подчинении немецкого отдела пропаганды, контролировала значительную часть публичной жизни во Франции периода оккупации. Дюрас распределяла дефицитную бумагу по заявкам издателей.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

Однако долго оставаться в стороне оказалось сложно, и вскоре Робер, Дионис и Маргерит также присоединились к Сопротивлению. У них дома собирались франко-испанский писатель Хорхе Семпрун Маура, драматург и поэт Жан Жене и другие друзья Маргерит и Робера, в основном левых взглядов. Так квартира Антельмов на Сен-Бенуа окончательно превратилась в нечто среднее между базой подпольщиков и интеллектуальной коммуной, где круглосуточно велись дискуссии о природе фашизма и сильных сторонах марксистской идеологии.

Маргерит не только не остаётся в стороне от жизни подполья, но и активно работает над первой книгой. Роман «Бесстыжие» она опубликует под псевдонимом «Дюрас», не переставая всё это время заботиться о доме и готовить еду на всю компанию. Вопреки очевидно независимому характеру и открытой симпатии к идеологиям левого толка, Маргерит всю жизнь была убеждена, что домашнее хозяйство — женская обязанность. Однажды она заявила: «Дом принадлежит женщине. Женщина — это пролетариат».

В июне 1944 года группа участников Сопротивления, в которую входили Дюрас и Антельм, была обнаружена. Робера арестовало гестапо, после чего он отправился в Бухенвальд, а затем — в Дахау. Об этом Маргерит узнает сильно позже, вестей о судьбе мужа не приходило, однако ей удалось выяснить, что в аресте Робера принимал участие француз Шарль Дельваль, сотрудничавший с нацистами.

Маргерит решает отомстить за мужа и вызывается соблазнить Дельваля, чтобы затем, получив от него как можно больше компрометирующей информации, уничтожить его. По мнению будущего президента Франции и участника Сопротивления Франсуа Миттерана, друга Маргерит и Робера, план расплаты с коллаборационистом напоминал опасную игру, хоть Миттеран и одобрил его лично.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

Одновременно с этим ситуация в Париже обостряется. Под натиском наступления союзников Адольф Гитлер приказал удерживать столицу Франции до последнего, а если не удастся — уничтожить город. В августе отдельные части вермахта стали покидать Париж, и Сопротивление вышло из подполья. На улицах начались перестрелки и вооружённые столкновения с нацистами и их пособниками. Месть вновь пришлось отложить: Маргерит была больше занята раздачей продовольствия из захваченных немецких грузовиков и участием в допросах пленных.

Только после этого пришёл черёд Дельваля. Его поймали, допросили с личным участием Миттерана и передали судебной полиции. На слушаниях он признался, что принимал участие в аресте Робера Антельма. Десятого декабря Маргерит выступила в суде с показаниями и подробно рассказала о своих отношениях с Дельвалем, арестах, в которых он участвовал, и людях, отправленных в немецкие лагеря по его вине. Он был расстрелян в начале 1945 года.

Книга продаётся в книжных магазинах по всей стране, но её можно заказать и через интернет на сайте журнала nosorog.media.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

До конца войны Маргерит так и не знала, увидит ли мужа вновь. «Ни секунды я не вижу необходимости сохранять мужество. Возможно, для меня это было бы как раз трусостью — сохранять мужество. Сюзи сохраняет мужество ради своего малыша. А мой ребёнок, наш с Робером ребёнок, умер при родах — он тоже жертва войны… Так что я одна. Зачем же в таком случае беречь силы? Мне не за что бороться. А о той борьбе, которую я веду, никто не может знать. Я сражаюсь с видениями. Бывают минуты, когда они сильнее меня, тогда я кричу или выхожу из дому и брожу по Парижу», — пишет Маргерит в дневнике, который потом, через много лет, переработает в автобиографический роман под названием «Боль».

Ночью 24 апреля её разбудил ночной звонок: Робер выжил. Его спас Миттеран, который отправился в Германию и случайно обнаружил друга в Дахау умирающим в последней стадии истощения. У Маргерит случился нервный срыв, ожидание мужа стало для неё навязчивой идеей, она не может ни о чём другом думать и практически перестаёт есть.

В конце концов Робер приехал в Париж. Маргерит вспоминала об этой встрече в дневнике: «Война выходила из меня воплями… Я не помню, как и когда оказалась перед ним, перед Робером… Он улыбается… По этой улыбке я вдруг узнаю его, но будто издалека, как если бы видела в конце туннеля. Улыбка у него смущённая. Он извиняется, что дошёл до такого жалкого состояния, стал тенью человека. А потом улыбка исчезает. И он опять становится незнакомцем. Но я уже знаю, что этот незнакомец — Робер, что он не изменился».

После возвращения Робер с Маргерит основал издательство Éditions de la Cité Universelle и издал автобиографический роман о своей жизни в концлагере: в 1947 году увидел свет «Род человеческий». Между тем Маргерит на долгие годы забудет о своём дневнике. В 80-е Дюрас случайно обнаружит его в шкафу в сельском доме и опубликует под названием «Боль».

Маргерит и Робер остаются близкими друзьями, но сохранить супружеские отношения после всего пережитого не могут. Они разводятся в 1947 году, и Маргерит выходит замуж за бывшего соратника по Сопротивлению Диониса Масколо. Вскоре она рожает от него сына, Жана. «Для меня роды тесно связаны с чувством вины… [Недаром] первое проявление новой жизни — это крик боли. Крик кого-то, кто не хочет выходить», — говорила Маргерит.

После рождения сына Маргерит и Дионис продолжают жить с Робером в квартире на улице Сен-Бенуа. Робер вступает в Коммунистическую партию, и Маргерит следует его примеру. С товарищами по партии отношения у неё складываются непросто. Маргерит ведёт себя независимо и критикует решения партии, за что её в конце концов оттуда исключают в марте 1950 года. «Во мне есть желание отомстить за несправедливость. Вот почему я интересуюсь политикой. Я никогда не изменюсь: я всё ещё коммунистка. [Хотя] я знаю, с коммунизмом покончено. Он никогда не наступит, это невозможно», — скажет Маргерит позже в одном из интервью.

В послевоенные годы она много пишет — и в 1949 году приносит в издательство Gallimard тот самый роман «Плотина против Тихого океана» о французской вдове, живущей в Индокитае с двумя детьми. Их дом постоянно находится под угрозой затопления океаном, и француженка решает построить плотины, чтобы защититься от стихии.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

«Мать засеяла большой участок вокруг бунгало. Те же люди, которые строили плотины, пришли потом пересаживать рис на огромную площадь, обнесённую плотинами.

Прошло два месяца. Мать часто ходила посмотреть, как растёт рис. Он всегда прекрасно рос до большого июльского прилива. Потом, в июле, море, как обычно, поднялось и стало наступать на равнину. Плотины не выдержали. Крошечные крабы, обитающие на рисовых полях, изгрызли их. Они рухнули за одну ночь, — писала Маргерит. — Кто, в самом деле, мог бы сохранить хладнокровие и смотреть, не впадая в отчаяние и ярость, как эти плотины, трепетно возводимые сотнями крестьян, пробуждённых наконец от тысячелетнего оцепенения внезапной и шальной надеждой, рушатся как карточный домик, прямо на глазах, за одну ночь, под стихийным и неумолимым натиском океана?»

Роман номинируют на Гонкуровскую премию. Однако его обходит Поль Колин со своим романом «Дикие игры». Маргерит убеждена, что не получила премию из-за своих коммунистических взглядов.

Между тем жизнь с Дионисом становится для Маргерит всё более и более невыносимой: она подозревает его в связях с другими женщинами и в конце концов изменяет ему сама. Их брак распадается в 1956 году.

По мнению Алексея Воинова, Маргерит для погружения в работу было необходимо состояние перманентной влюблённости. Без этого она как будто не может существовать. Поэтому довольно быстро после расставания с Масколо у Маргерит случается новое увлечение: она влюбляется в журналиста Жерара Жарло, 34-летнего спортсмена, интеллектуала левых взглядов и друга Бориса Виана и Луи Арагона. Жарло подталкивает Маргерит к идее начать писать для кино.

В итоге она принимает предложение режиссёра Алана Рене написать сценарий к фильму «Хиросима, любовь моя». Это история любви между французский актрисой и японским архитектором на фоне восстановленной из пепла Хиросимы. Она — возлюбленная немецкого оккупанта, убитого в конце войны. Он потерял всю семью во время бомбёжки Хиросимы. Фильм проходит отбор Каннского фестиваля и становится своего рода пощёчиной общественному вкусу: тема Хиросимы воспринимается очень остро.

Это начало новой Дюрас. Она снимет 19 фильмов как режиссёр, получит премию Жана Кокто за экранизацию собственного произведения «Десять дней среди деревьев», будет экспериментировать с формой — например, переснимет собственную картину «Аврелия Штайнер» — и продолжит писать сценарии. Её сын начнёт принимать участие в съёмках как ассистент. Маргерит не может жить без проектов и, помимо романов и фильмов, начнёт писать пьесы для театра.

Двадцать второго февраля 1966 года от сердечного приступа умирает Жерар Жарло. Маргерит тяжело переживает потерю и с каждым годом чувствует приближение старости. Тогда же в её жизни появляется алкоголь.

«По словам Дюрас, она пила, чтобы уснуть. Говорила, что мешают спать образы, тексты. Дюрас многократно находилась на грани безумия. В повести, где она рассказывает о природе письма, есть история о том, как однажды Дюрас много часов подряд разглядывала умирающую муху. В тот же день к Дюрас приехала журналистка, и писательница рассказала о своих наблюдениях за насекомым. „Ты понимаешь, что сходишь с ума?“ — спросила журналистка. И Дюрас прямо ответила: „Да!“ — рассказывает Алексей Воинов.

В 1980 году стареющая Маргерит живёт в гостинице в курортном городе Трувиле. Ей ежедневно пишет студент Ян Андреа — её поклонник. Маргерит отвечает сухо и редко, но однажды, когда он решается ей позвонить, вдруг говорит ему: «Послушайте, Ян, приезжайте ко мне, выпьем по стаканчику». Андреа послушно приезжает. С этого момента они практически не расстаются.

«Мы никогда не думали о возрасте — просто между нами внезапно вспыхнуло сильное чувство, которому мы оба не могли противиться, да и не хотели… Я чувствовал себя прекрасно. Я всегда воспринимал её как свою ровесницу или даже как человека моложе меня. В конце концов, человеку ведь столько лет, на сколько он сам себя чувствует. А она всегда оставалась молодой в душе. Конечно, были периоды, когда она неважно себя чувствовала, впадала в депрессию, и тогда все прожитые ею годы давили на неё. Но в целом я никогда не считал её старой», — вспоминает Андреа.

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

Он настаивает на том, чтобы Маргерит прошла курс лечения от алкоголизма. В 1982 году она всё-таки ложится в больницу. После выписки ей становится хуже: Маргерит мучается от галлюцинаций и практически теряет связь с реальностью. Она не узнаёт Андреа и время от времени пытается выгнать его из квартиры, думая, что перед ней незнакомец. Андреа не уходит. Он заботится о Маргерит, и благодаря ему она приходит в себя.

Андреа регулярно заводит отношения с юношами, и это сводит Дюрас с ума. Во время приступов ревности она выкидывает его вещи на улицу и приказывает уйти из своей жизни. А потом снова звонит ему и приглашает обратно.

«Андреа однажды в сердцах сказал Дюрас: „Если я покончу с собой, вы сразу же напишите обо мне книжечку!“ А Дюрас ответила: „Нет, не говорите так! Я напишу о вас книгу“, — говорит Алексей Воинов. — Она относилась к нему своеобразно. В романе „Голубые глаза, чёрные волосы“ Дюрас называет Андреа „двойной ноль“ — double zéro. Никакой другой мужчина не стал бы это терпеть, а Андреа терпел. К тому же, не подпуская к себе, он позволял ей длить состояние влюблённости. Он боготворил её как писательницу. Несмотря на оскорбления в адрес Андреа, Дюрас в романе „Эмили Л.“ вдруг говорит, обращаясь на самом деле к своему возлюбленному: „Вы ничего не пишете, потому что вы — настоящий писатель“».

С годами здоровье Маргерит стремительно ухудшается: подъём по лестнице становится для неё пыткой, она мучается от отёков и эмфиземы. В 1988 году Дюрас переносит трахеостомию — и после операции впадает в четырёхмесячную кому. Врачи считают, что Маргерит не спасти, но в июне следующего года Дюрас неожиданно приходит в сознание.

Более того: Дюрас практически сразу возвращается к работе. Она подписывает контракт с режиссёром Жан-Жаком Анно на экранизацию «Любовника». Параллельно Маргерит переписывает роман: первоначальная версия ей разонравилась. В итоге в 1991 году выходит «Любовник из Северного Китая».

маргерит дюрас биография фото. Смотреть фото маргерит дюрас биография фото. Смотреть картинку маргерит дюрас биография фото. Картинка про маргерит дюрас биография фото. Фото маргерит дюрас биография фото

До последнего дня Дюрас живёт в своей старой квартире на улице Сен-Бенуа в компании Яна Андреа — и призраков прошлого. «Я теперь ничто, я превратилась в абсолютно отталкивающее существо. У меня нет ни рта, ни лица, Ян, моя последняя, „ночная“ любовь», — говорит она, по воспоминаниям Андреа.

«Она не хотела умирать без меня, не хотела, чтобы я остался жить. Она хотела, чтобы я тоже умер. Она как-то сказала мне незадолго до смерти: „Ян, но что вы будете делать один? Зачем вам жить?“ — говорит он в одном из интервью. — Фактически она умерла не в марте [1996 года], а чуть раньше, в феврале, — когда перестала писать… Её жизнь заключалась в её литературе — без творчества она не жила. Однажды я в шутку спросил её: „А что вообще останется после вас, когда вы умрёте?“ И она ответила: „Мои юные читатели“».

В последние годы она много размышляет о будущем. В одном из интервью Дюрас задают вопрос: каким она представляет себе XXI век? «Мне кажется, человек буквально утонет в информации, — отвечает она. — В непрекращающемся потоке информации. Это будет очень похоже на кошмар. Больше никто не будет читать. Все будут смотреть телевизор. Экраны будут повсюду: на кухне, в туалете, в кабинетах, на улицах. Никто не будет путешествовать. У них не будет интереса это делать. Если совершить кругосветное путешествие можно за восемь или за пятнадцать дней, кому это нужно? Путешествовать — это не просто смотреть: это смотреть и проживать одновременно. А такие вещи быстро не делаются».

Подумав, она добавляет с улыбкой: «Но [в XXI веке] всё-таки останутся моря, океаны и чтение. Однажды люди заново откроют для себя книги. И всё начнется заново».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *