марко поло о руси

9. Почему Марко Поло, говоря о Руси, рассказывает о пряностях, шелках и прочих восточных товарах

9. Почему Марко Поло, говоря о Руси, рассказывает о пряностях, шелках и прочих восточных товарах

Ладно, — скажет читатель. Но если «Индия» в описаниях Марко Поло это Русь, то откуда же на Руси взялись пряности, шелк, обезьяны и т. д.? Обезьяны на Руси не водятся, восточные пряности не растут. А Марко Поло о них говорит.

Верно, — ответим мы. Не водятся и не растут. Но были. И успешно ПРОДАВАЛИСЬ, например, на знаменитой Ярославской, то есть Велико-Новгородской ярмарке в устье реки Мологи. Пряности и прочая экзотика поступала сюда с востока — из той же Индии в современном смысле этого слова, Персии и т. п. Западноевропейские купцы за восточными товарами дальше Ярославской ярмарки не ездили.

Их просто дальше и не пускали. Мы уже объясняли в предыдущих книгах данной серии, как в XIV–XVI веках был устроен торговый обмен Востока и Запада. Повторим вкратце суть дела.

Вся торговля Востока и Запада в XIV–XV веках осуществлялась исключительно НА РУСИ, в нескольких строго определенных местах. Такой порядок, естественно, мог поддерживаться только военной силой Руси-Орды. И он неукоснительно поддерживался. Причем, основной поток денег и товаров шел через Моложскую ярмарку недалеко от Ярославля. Владея огромными пространствами Евразии и Северной Африки, Великая Русская Средневековая Империя нашла очень разумный и действенный способ «мягкого» сбора дани со всей Империи. Мысль была проста и гениальна — пользуясь географическим положением Руси, брать налог с торгового оборота между Востоком и Западом У СЕБЯ ДОМА. Дело было устроено так.

Восток в те времена, в основном, производил товары и сырье (как и сегодня, кстати). Запад имел серебро. Им необходимо было обмениваться. Потоки товаров и денег (серебра), идущие с Востока и Запада навстречу друг другу, встречались на Руси. Причем основные товарно-денежные потоки шли через Ярославский торг, находящийся в непосредственной близости от столицы Империи. Пошлина поступала сразу же в казну великого князя. Существовал и более южный торг в Азове на Дону. Еще южнее располагался египетский каирский торг, расположенный возле древнего «троянского» канала, заменявшего в те времена нынешний Суэцкий канал. В Каир через Красное море поступали товары из юго-восточной Азии. Каирский торг находился под управлением русско-ордынских ставленников в Египте — мамелюков. На всех торгах располагались таможни, и взималась пошлина. Чтобы западные купцы не могли самостоятельно провезти свое серебро на Восток и купить на него товары, не уплатив пошлины русскому правительству, их предусмотрительно на Восток со своим серебром НЕ ПУСКАЛИ. Провоз западно-европейского серебра, не перечеканенного в русские копейки, на Восток был строго запрещен. И потому все расчеты на ярмарках приходилось вести в русских копейках. Другого выхода не было. А за перечеканку западных талеров в русскую копейку бралась пошлина 10–15 процентов. Вот и все. Механизм был прост и безотказен. Работал как часы. Западно-европейское серебро широким потоком текло в казну русского царя-хана.

А потому западно-европейские купцы встречались с восточными товарами — пряностями, обезьянами, шелками и т. п. — в основном, НА РУСИ, недалеко от города Ярославля.

Такой порядок торговли действовал, пока Великая Империя была в силе. А была она в силе достаточно долго, около трехсот лет. И потому Западная Европе всячески старалась найти обходной путь на Восток. Чтобы купить подешевле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Кто такой Марко Поло

1. Кто такой Марко Поло Мы воспользуемся фундаментальным научным изданием книги Марко Поло [73], снабженным подробными комментариями.Марко Поло (якобы 1254 – 1324 гг.) считается известнейшим путешественником XIII века н.э., родом из итальянской Венеции. Совершил многолетнее

9. Почему Марко Поло, говоря об Индии-Руси, рассказывает о пряностях, шелках и вообще о восточных товарах

9. Почему Марко Поло, говоря об Индии-Руси, рассказывает о пряностях, шелках и вообще о восточных товарах Хорошо, – скажут нам. Если Индия Марко Поло – это Русь, то откуда же на Руси пряности, шелк, обезьяны и т.д. Обезьяны на Руси водятся, а пряности не растут.Верно, –

15. После Марко Поло

15. После Марко Поло Любопытно сравнить книгу Марко Поло с описаниями европейских путешественников, побывавших в Индии, якобы, в XIV веке, а на самом деле, как мы теперь понимаем – в XV веке [19]. Их было немного, но они уже описывают Юго-Восточную Азию с теми правильными

Говорит Марко Поло

Говорит Марко Поло О том, что собой представляли эти города, самым убедительным образом могут свидетельствовать записки гостей из другого мира — Марко Поло и Одорика Порденоне, францисканского монаха, который посетил Китай в 20-х годах XIV века.Оба они были уроженцами

Путешествие Марко Поло

Путешествие Марко Поло Николо Поло и его брат Маттео Поло были двумя венецианскими торговцами, которые длительное время пробыли в Константинополе. В 1260 г. они покинули этот город, чтобы совершить торговую поездку в Южную Россию в монгольское ханство Кипчакии. В Сарае на

Тайна Марко Поло

Тайна Марко Поло В 1295 году в двери одного из венецианских купеческих домов постучали трое людей, одетых по восточным обычаям. Их лица обветрились и обросли бородой. Далеко не сразу их признали родственники и знакомые, ведь они странствовали по свету почти 26 лет. Впрочем,

9. Почему Марко Поло, говоря об Индии-Руси, рассказывает о пряностях, шелках и вообще о восточных товарах

9. Почему Марко Поло, говоря об Индии-Руси, рассказывает о пряностях, шелках и вообще о восточных товарах Хорошо, — скажут нам. Если Индия Марко Поло — это Русь, то откуда же на Руси пряности, шелк, обезьяны и т. д. Обезьяны на Руси не водятся, а пряности не растут.Верно, —

15. После Марко Поло

15. После Марко Поло Любопытно сравнить книгу Марко Поло с описаниями европейских путешественников, побывавших в современной Индии якобы в XIV веке, а на самом деле, как мы теперь понимаем — в XVI–XVII веках или даже в XVIII веке [677]. Их было немного, но они уже описывают

ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО ПОЛО

ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО ПОЛО Марко Поло на пути в Китай. Фрагмент каталонской карты XIV векаПутешествие из Европы в Китай в Средние века можно, наверное, сравнить с путешествием в космос в веке XX. Так же, как наши соотечественники по именам знали всех когда-то немногочисленных

КИТАЙ МАРКО ПОЛО

КИТАЙ МАРКО ПОЛО Самым известным из этих искателей приключений был венецианец Марко Поло, приехавший в Китай в 1275 г. и служивший гражданским администратором в провинциальных городах в течение восемнадцати лет. Его мемуары, опубликованные в Европе длительное время

Марко Поло

Марко Поло Как и многие имперские и торговые державы, Венеция выдвинула несколько отважных предпринимателей и исследователей. Самый знаменитый из них — Марко Поло, родившийся в купеческой семье в 1254 году. В 1260-м его отец и дядя предприняли десятилетнюю деловую авантюру,

Источник

марко поло о руси. Смотреть фото марко поло о руси. Смотреть картинку марко поло о руси. Картинка про марко поло о руси. Фото марко поло о русиgordeevandrew

Дневник коммуниста

Их мало. России Марко Поло отвел всего-лишь одну небольшую главку своей «Книги о разнообразии мира», поэтому не затруднит её всю привести здесь.

Глава CCXVIII

Здесь описывается Росия и ее жители

Росия – большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада[«Царь Запада» – хан Золотой Орды.]; а он татарин и называется Тактактай[Тактактай, ниже Токтай – золотоордынский хан Тохта (Токта), или Тохтогу (1290—1312)], ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, [370] и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра.

О другом чем нечего тут говорить, а потому пойдем из Росии и расскажем вам о Великом море, что кругом этих областей, и о тамошних жителях, начнем прежде всего с Константинополя.

Но расскажу вам прежде всего об области, что к северу и северо-западу. В этой стране, скажу вам, есть область Лак[Возможно, речь идет о Валахии.] ; граничит она с Росией; тут есть царь, а жители – христиане и сарацины. Много тут хороших мехов; купцы вывозят их в разные стороны. Жители занимаются торговлею и ремеслами. О другом чем тут нечего говорить, а потому пойдем отсюда и расскажем о другом.

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света. От Росии, скажу вам, до Норвегии [Oroech; на полях рукописи: Norvege] путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить.
Оставим это и расскажем о большом море. Много тут было, по правде, купцов и других людей, а еще больше людей не знают этой страны; для них и следует ее описать, что мы и сделаем; сперва начнем сначала, с константинопольских проливов.

Источник

мар. 27, 2012

Rossia ee una grandissima provincia verso tramontana e sono Cristiani, e tengono maniera di Greci, ed havi molti Re, e hanno loro linguaggio, e non rendono trebuto se non ad uno Re di Tartari, e quella e poco. La contrada si ha fortissimi passi ad entrarvi. Costoro non sono mercantanti, ma si hanno assai delle pelle, che abiamo detto di sopra. La gente e molto bella, maschi, e femmine, e sono bianchi e biondi, e sono semprici genti. In questa contrada si ha molte argentiere, e cavane molto argento.

Россия – большая страна на Севере, живут тут христиане греческого исповедания, тут много царей и свой собственный язык; дани они никому не платят, только немного одному из царей татар. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности. Народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. Много у них серебряных руд, добывают они много серебра.

Comments:

Таким образом, 10-го шаваля отправился я в путь с султанскою супругою, по имени Байлун, дочерью Императора Константинопольского. Султан провожал ее до первой станции, и воротился оттуда домой. Пять тысяч сопровождали Султаншу, в том числе было пятьсот всадников, не считая рабынь и прислужников. Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра.

Путешествие шейха Ибн-Батуты в Золотую Орду, в половине XIV века

Возможно, причина в том, что дань Орде платилась именно серебром.

Источник

Русь и русские в европейских источниках XIII века

Эта статья, автором которой я являюсь, была опубликована на сайте «Материк» Института стран СНГ. Я счел возможным предложить ее также вниманию гайдпарковцев.

Не суть столь важно, откуда взята эта цитата, важнее при этом, что т.н. «Киевская летопись» (на которую, как на истину в последней инстанции, ссылаются авторы подобных «исторических» опусов) фактически составлена из разрозненных частей и цитат других источников, с добавлением комментариев националистов-компиляторов лишь в конце первой четверти XVII столетия, когда не без поддержки извне стал разжигаться украинский национализм.

В связи с этим возникает потребность вновь обратиться к известным, но мало цитируемым европейским источникам XIII в.

Не касаясь здесь вопросов происхождения русского народа, хотел бы обратить Ваше внимание на границы Руси, которые были зафиксированы европейскими путешественниками середины XIII в. – итальянцами Джованни дель Плано Карпини и Марко Поло, а также фламанцем Гильомом Рубруком. Особо следует подчеркнуть, что Плано Карпини и Рубрук были католическими священниками ордена францисканцев и никакой особой любви или привязанности к Руси не имели. Оба – каждый в свое время – были посланы к монгольским ханам европейскими владыками для установления отношений с Ордой и склонению монгольских владык к принятию христианства католического толка. Оба в своих путешествиях из Западной Европы в Монголию проезжали по территории Руси. Оба часто упоминали русских и Русь по самым разным поводам, так что обвинить их в предвзятости вряд ли представляется возможным.

Сведения Плано Карпини.

Джованни дель Плано Карпини, архиепископ Антиварийский, странствовал из Европы в Монголию и обратно в 1245-1247 гг. В гл.3, при описании обычаев «монгалов, именуемых нами татарами» (именно так, а не МОНГОЛОВ), он рассказывает о трагической гибели Михаила Черниговского – «одного из великих князей русских» и сопровождавшего его боярина Федора. Далее Плано Карпини дублирует свое известие, сообщая о другом черниговском князе: «Случилось также в недавнюю бытность нашу в их (монголов) земле, что Андрей, князь Черниговский (Cherneglove), который находится в Руссии, был обвинен перед Бату…». Из этих замечаний следует, что Черниговское княжество было неотъемлемой частью Руси, но не как не «Украины».

Из следующего пассажа можно определить как столицу, так и примерные западные границы Руси: покорив Хорезм, монголо-татары «вступили затем в землю турков (торков)…, победив ее, они пошли против Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на поле; ибо этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию. Из Руссии же и из Комании вышеназванные вожди (монголов) подвинулись вперед и сразились с венграми и поляками; из этих татар многие были убиты в Польше и Венгрии» (гл.5, III, V).

«Земля турков», она же Комания – это южнорусские степи, где расселялись тюркские племена торков и команов-половцев (кипчаков). В данном отрывке, помимо прямого указания на тогдашнюю столицу Руси – Киев – интересен тот момент, что здесь же определяются и западные границы страны: это рубежи Венгрии и Польши. Никаких «промежуточных» стран между Русью и Польшей с Венгрией не было.

Это подтверждается и другими данными Плано Карпини, приведенными в последней главе его сочинения: «…Мы прибыли к королю богемскому. Когда мы спросили у него совета,… какая дорога лучше для нашего путешествия (в Монголию), он ответил, что, как ему казалось, лучше было бы поехать через Польшу и Руссию… (Монахи отправились в Краков). В это время… туда прибыл господин Василько (Галицкий), князь РуссииОтсюда (из Кракова в Польше) он повез нас в свою землю (Галицию)». В Галиции РУССКИЙ князь Василько вынужден был остаться, а «после этого вышеназванный князь послал с нами до Киева одного служителя. Тем не менее все же мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии, и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать; и так как большая часть людей Руссии была перебита… или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление, а со стороны самих русских мы были в безопасности благодаря вышеназванному служителю. Отсюда… мы прибыли в Киев, который служит столицею Руссии».

Хотя приведенные цитаты, как представляется, не нуждаются в комментариях, все же отмечу главное: Польша граничила с Русью. Галицкие князья были РУССКИМИ князьями, сама Галиция («Галичина») была РУССКОЙ землей. Земли между Галицией и Киевом НЕ БЫЛИ литовскими, а были заселены РУССКИМИ людьми. Никаких Белоруссии и Украины, а уж тем более Литвы между Польшей и Русью не было.

Но может быть, католический архиепископ подразумевал под «Руссией» только земли, входящие сейчас в состав Украины? Такое предположение опровергается его же словами: «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль… Мать (монгольского) императора… поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца».

Близко к этому сочинение Плано Карпини заканчивается. Из приведенных кратких цитат ясно, что францисканец своими глазами и ушами слышал от русских людей о единстве понятия «Русь» во время своего путешествия. Вместе с князьями Василько Галицким и великим князем Александром Ярославичем (Невским), правившим тогда в Суздале, русские люди ощущали себя единым народом, пусть и находившемся под властью разных РУССКИХ князей.

Однако, как бы предвидя жестокие историко-идеологические баталии, развернувшиеся в наши дни, дотошный католический священник в конце своего сочинения составил специальный раздел, который так и озаглавил: «О свидетелях, которые нашли нас в земле татар». Вот что он пишет напоследок: «И чтобы не возникло у кого-нибудь сомнения, что мы были в земле татар, мы записываем имена тех, кто нас там нашел. Король Даниил Русский со всеми воинами и людьми… нашел нас вблизи ставки Картана, женатого на сестре Бату; у у Коренцы мы нашли киевского сотника Монгрота и его сотоварищей… У Бату мы нашли сына князя Ярослава… из земли Суздальской… Мы нашли князя Ярослава, там умершего…, а также некто из Руссии по имени Святополк (Santopolicus) и его товарищи…, и при выезде из Комании мы нашли князя Романа… и его товарищей. С нами из Комании выехал также посол князя черниговского и долго ехал с нами по Руссии. И все это русские князья». В доказательство своих слов архиепископ приводит личные имена нескольких десятков свидетелей. И это лишь их небольшая часть!

Не сосчитать «товарищей» упомянутых князей, но есть и такие категории людей, готовых подтвердить правдивость Плано Карпини, как «все граждане Киева» и «все русские люди, через землю которых мы проезжали», а также «бреславские купцы», «а равно и многие купцы как из Польши, так и из Австрии» и «купцы из Константинополя, приехавшие в Руссию», в том числе и итальянцы. Так что сомневаться в словах архиепископа вряд ли приходится.

Сведения Вильгельма (Гильома) де Рубрука.

Не менее интересны и сведения о Руси Гильома де Рубрука – миссионера и тайного агента французского короля Людовика IX, который совершил свое путешествие в Монголию и обратно в 1253-1256 гг. В отличие от Плано Карпини, который въехал на Русь через Польшу, Гильом де Рубрук начал свое путешествие по стране из Крыма.

Рубрук дает нам примерные границы тогдашней Руси: «От Танаида (Дона) до Этилии (Волги)… существует 10 больших дневных переходов. К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида (Дона)» (гл.14). Далее монах продолжает: «За Руссией, к северу, находится Пруссия, которую недавно покорили всю братья Тевтонского ордена, и, разумеется, они легко покорили бы Руссию, если бы принялись за это» (гл.15).

Оставим это хвастливое замечание на совести брата Гильома, который наверняка знал об итогах битвы на Чудском озере, и продолжим тему. Из Крыма Рубрук с товарищами на повозках отправился в сторону Дона-Танаида: «Итак, мы направлялись к востоку, не видя ничего, кроме неба и земли, а иногда с правой руки море, именуемое морем Танаидским (Азовским)…, так что не за много дней достигли большой реки Танаида (Дона)… В том месте, где мы пристали, Бату и Сартах (монгольские ханы) приказали устроить на восточном берегу поселок (casale) русских, которые перевозят на лодках послов и купцов». Автор приводит интересные данные о жизни, одежде, пище, нравах русских людей, но здесь для нас важно то, что при описании Дона автор замечает: «Эта река служит восточной границей Руссии и начинается от болот Меотиды, которые простираются к северу до океана» (гл.15). Разумеется, Дон не «начинается», а кончается в «болотах Меотиды» (т.е. впадает в Азовское море) и истоки его не в северном (Ледовитом?) океане, но Гильом де Рубрук, следуя античной традиции, спутал исток и устье, а о землях, где начинается Дон, вообще не имел представления. И понятно – почему: «Упомянутая река имеет также на западном берегу большой лес.. Выше этого места татары не поднимаются в северном направлении». Из этих отрывочных фраз можно сделать однозначный вывод: в середине XIII в. юго-восточная граница Руси проходила по Дону от его устья до (приблизительно) района г.Воронежа, где кончалась степная полоса и начинались густые леса. А русские люди уже тогда жили по этой естественной географической границе начиная от устья Дона и вверх по его течению на север.

Однако далее Рубрук рассказывает и о поселениях русских людей на Волге: «В том месте, где мы остановились, на берегу Этилии (Волги), есть новый поселок, который татары устроили вперемежку из русских и сарацин (мусульман), перевозящих послов, как направляющихся ко двору Буту (Батыя), так и возвращающихся оттуда…» (гл.21). Ученые, тщательно проанализировавшие маршрут Рубрука, пришли в выводу, что это место, где предки современных татар и русских «перевозили послов» через Волгу, находилось в районе современного Саратова, по области которого и сейчас проходит государственная граница Российской Федерации.

Сведения Марко Поло (1271-1295 гг.).

Заключить этот краткий обзор европейских источников можно сведениями известного путешественника – венецианца Марко Поло. Его сочинение в основном посвящено описанию Китая, Монголии, Индии и стран Юго-Восточной Азии, однако он упоминает и о Русском государстве.

«Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл… Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов…От Росии, скажу вам, до Норвегии (Norvege) путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить».

Указав северо-западные пределы Руси, Марко Поло обозначает и ее юго-западные рубежи: «В этой стране (Причерноморье), скажу вам, есть область Лак (Валахия – современная Румыния), граничит она с Росией; тут есть царь…» (гл.CCXVIII).

Итог.

Итак, на основании приведенных свидетельств европейских путешественников, мы можем подвести итог: единая страна под названием Великая Росия (или Руссия) в 13-ом веке простиралась от Черного и Азовского морей на юге до Ледовитого океана на севере. На северо-западе Россия граничила с Пруссией и Норвегией, на западе – с Польшей, Венгрией и Чехией (Богемией), на юго-западе – с Валахией (Румынией). Восточные границы страны проходили в ту пору по рекам Волге и Дону. Никакой «Малороссии» или «Украины», а равно как и «Московии», европейские путешественники не знают и не упоминают. Для них Россия – единая страна с единым народом, пусть и управляемая разными князьями.

Попытки некоторых современных псевдоисториков обосновать мнимое разделение русских людей на собственно «русских» (суздальцев) и «украинцев» в приведенных цитатах подтверждения не находят. Наоборот, все три автора говорят о единстве русского народа, его этнической целостности, общих культурных и исторических традициях.

Тщетные старания националистов доказать существование некоего этнического антагонизма между «русскими» и «украинцами» начиная аж с XII в. – не более, чем жалкая попытка фальсифицировать нашу общую славную историю.

Источник

10. Куликовская битва на страницах знаменитой книги Марко Поло

10. Куликовская битва на страницах знаменитой книги Марко Поло

Книга Марко Поло «О разнообразии мира» [510], [1263] описывает «Монгольскую» Империю в эпоху ее шестого хана — Хубилая (Кубилая) [510], с. 111. Марко Поло был его современник Я ком. Скалигеровская история датирует эти события самым концом XIII века. Однако, согласно нашей реконструкции, вследствие 100-летнего сдвига, речь тут идет на самом деле о конце XIV века. При этом ШЕСТЫМ великим ханом-царем Великой = «Монгольской» Империи, основанной Чингиз-ханом = Георгием Даниловичем, был известный князь Дмитрий Донской. В самом деле: первый хан — это Георгий Данилович (Чингиз-хан), второй хан — Иван Калита=Калиф (Батый), третий хан — Симеон Гордый, четвертый хан — Иван Красный, пятый хан — Дмитрий Суздальский и ШЕСТОЙ ХАН — Дмитрий Донской.

Следует ожидать, что Марко Поло опишет и Куликовскую битву как наиболее знаменитое событие эпохи Дмитрия Донского и как крупнейшее сражение Средневековья. Это ожидание действительно оправдывается, причем в яркой форме. Марко Поло ДОЛГО И ПОДРОБНО рассказывает об этой битве, уделяя ей много места — четыре главы, а именно главы 77–80 [510], с. 110–117.

Марко Поло называет Мамая НАЯНОМ или НАЯМОМ, в разных переводах [510,1263]. При этом хан Хубилай у Марко Поло — это Дмитрий Донской, а хан Наям — это хан Мамай русских летописей. Напомним, что буквы М и Н часто путались, особенно в западноевропейских текстах, где они изображались практически одним и тем же символом — тильдой над предыдущей гласной. А литовского князя Ягайло — союзника Наяма = Мамая — Марко Поло называет царем Кайду. Как и в рассказе русских летописей, Марко Поло отмечает, что хан Кайду (Ягайло) не успел вовремя подойти к полю битвы. Цитируя Марко Поло, мы будем в скобках добавлять имена Донского, Мамая и Ягайло.

По Марко Поло, война началась с того, что ДЯДЯ великого хана Хубилая [Донского] — Наям [Мамай] «решил не подчиняться великому хану, а буде возможно, так и государство у него отнять. Отрядил Наян [Мамай] посланцев в Кайду [Ягайло]; то был также великий, сильный царь, великому хану приходился племянником… наказывал ему Наян [Мамай], чтобы шел он на великого хана [Донского] с одной стороны, а Наян [Мамай] пойдет с другой отнимать земли и государство; Кайду [Ягайло] сказал, что согласен, к назначенному сроку приготовится и пойдет со своим народом на великого хана [Донского]… ОН МОГ СТО ТЫСЯЧ КОННЫХ ВЫСТАВИТЬ В ПОЛЕ… Стали два князя Наян [Мамай] и Кайду [Ягайло] готовиться к походу на великого хана [Донского], набирали многое множество пеших и конных.

А великий хан [Донской] узнал об этом и не изумился нисколько, а стал… готовить свою рать и говорил, что если не казнит этих двух ПРЕДАТЕЛЕЙ И ИЗМЕННИКОВ, так не захочет венца носить и страною править. Приготовился великий хан [Донской] дней в десять — двенадцать, да так тайно, никто, кроме его совета, и не знал об этом. НАБРАЛ ОН ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ КОННЫХ ДА СТО ТЫСЯЧ ПЕШИХ. Собрались тут только близкие войска, оттого и было их так мало; было у него многое множество и других, да воевали они далеко, ПОКОРЯЛИ СТРАНЫ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СВЕТА, и не мог он созвать их вовремя в нужное место… Пошел великий хан со своей ратью в поход и дней через двадцать пришел на равнину, где был Наян [Мамай] со своим войском; ЧЕТЫРЕСТА ТЫСЯЧ КОННЫХ было у него. Ранним утром подошел великий хан [Донской], а враг ничего не знал; захватил великий хан [Донской] все дороги, ловили там всех прохожих, оттого-то враг и не ждал его прихода. Пришли они, а Наян [Мамай], скажу вам, лежит с женою в шатре, да наслаждается, очень он ее любил» [510], с. 111–113.

На рис. 100 мы приводим старинную миниатюру из книги Марко Поло, изображающую начало битвы между Наямом и великим ханом. На увеличенном фрагменте, рис. 101, мы видим хана Наяма = Мамая и его жену, окруженных войсками. На другом фрагменте, рис. 102, показан великий хан = Дмитрий Донской, нападающий на Наяма = Мамая. Между прочим, все лица, в том числе хана Наяма [Мамая] и его жены, — ЧИСТО ЕВРОПЕЙСКИЕ, рис. 101.

марко поло о руси. Смотреть фото марко поло о руси. Смотреть картинку марко поло о руси. Картинка про марко поло о руси. Фото марко поло о руси

Рис. 100. Начало сражения между ханом Хубилаем (Кубилаем) и ханом Наяном или Наямом. Старинная миниатюра из книги. Марко Поло. Взято из [1263], folio 34, с. 82.

марко поло о руси. Смотреть фото марко поло о руси. Смотреть картинку марко поло о руси. Картинка про марко поло о руси. Фото марко поло о руси

Рис. 101. Увеличенный фрагмент миниатюры из книги Марко Поло. Хан Наян или Ноям с женой, под охраной войск, незадолго до начала битвы. На их головах — золотые царские трехлепестковые короны. Взято из [1263], folio 34, с. 82.

марко поло о руси. Смотреть фото марко поло о руси. Смотреть картинку марко поло о руси. Картинка про марко поло о руси. Фото марко поло о руси

Рис. 102. Увеличенный фрагмент миниатюры из книги Марко Поло. Хан Хубилай (Кубилай), нападающий на хана Наяна (Наяма). Взято из [1263], folio 34, с. 82.

Отметим, что старая миниатюра, рис. 102, подчеркивает МОЛОДОСТЬ великого хана. Как и должно быть, поскольку Дмитрий Донской был молод во время Куликовской битвы. Как на миниатюре, так и в тексте Марко Поло особо подчеркивается ЛИЧНОЕ присутствие великого хана [Донского] в битве. Кстати, на миниатюре он изображен на коне с красной сбруей и в царской золотой трех лепестковой короне. «В ЭТОТ РАЗ ВЕЛИКИЙ ХАН [Донской]… ХОДИЛ САМ НА ВОЙНУ, В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ ПОСЫЛАЕТ ОН НА ВОЙНУ СВОИХ СЫНОВЕЙ И КНЯЗЕЙ, А В ЭТОТ РАЗ САМ ЗАХОТЕЛ ИДТИ НА ВОЙНУ» [510], с. 117. В русских летописях также подчеркивается ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ Дмитрия Донского в Куликовской битве.

Вернемся к рассказу Марко Поло.

«Занялась заря, и великий хан [Донской] показался на холме, у той равнины, а Наян [Мамай] в своем шатре спокоен и уверен, что некому напасть на него… Великий хан [Донской] стал на возвышение, в теремце на четырех слонах; высоко поднялось его знамя… Увидел Наян [Мамай] со своими воинами, что вокруг стана рать великого хана [Донского], и перепугались все; бегут к оружию; скоро-наскоро вооружаются и толком, по порядку расставляют отряды. Снарядились обе стороны, и оставалось только схватиться; заслышались тут многие инструменты, МНОГИЕ ТРУБЫ и громкое пение. У татар вот такой обычай: когда их приведут и расставят биться, пока не прозвучит накар начальника, они не начинают брани… Изготовились обе стороны, и забил большой накар великого хана [Донского]; как забил он, тут уже не мешкают, друг на друга бегут с луками, мечами, палицами, копьями, а пешие с самострелами и другими вооружениями… НАЧАЛСЯ ЖЕСТОЧАЙШИЙ И СВИРЕПЫЙ БОЙ. Стрелами, как дождем, воздух переполнился. Мертвые всадники и кони падали на землю. За криком великим и бранью и грома было не расслышать.

НАЯН [Мамай], ЗНАЙТЕ, БЫЛ КРЕЩЕНЫЙ ХРИСТИАНИН, И В ТУ ЖЕ БИТВУ ХРИСТОВ КРЕСТ БЫЛ НА ЕГО ЗНАМЕНИ… ТАКОЙ ЖЕСТОКОЙ И СТРАШНОЙ БИТВЫ И НЕ БЫВАЛО; в наши дни столько народу, особенно конных, и не видано в стане и в битве. СКОЛЬКО НАРОДУ ПОГИБЛО С ТОЙ И ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ТАК ЭТО ПРОСТО ДИВО! С утра до полдня длилась схватка, А ПОД КОНЕЦ ВЕЛИКИЙ ХАН [Донской] ОДОЛЕЛ.

Узнал великий хан [Донской], что Наян [Мамай] взят в плен, И ПРИКАЗАЛ ЕГО УМЕРТВИТЬ… После этой победы великий хан [Донской] вернулся в свой главный город Канбалук… А другой царь, Кайду [Ягайло], как услышал, что Наян [Мамай] разбит и казнен, НЕ ПОШЕЛ ВОЕВАТЬ, ПОБОЯЛСЯ, ЧТОБЫ И С НИМ НЕ СЛУЧИЛОСЬ ТОГО ЖЕ» [510], с. 113–117.

Это описание Марко Поло в точности соответствует основным моментам Куликовской битвы, согласно русским летописям. Действительно, русские хроники пишут, что хан Мамай перед Куликовской битвой договорился с Ягайло и оба выступили в поход против Дмитрия Донского. Но не успели соединиться, потому что Дмитрий Донской опередил Ягайло на один день и неожиданно вышел навстречу Мамаю.

Куликовская битва действительно продолжалась с раннего утра до середины дня. Марко Поло здесь совершенно точен: «с утра до полдня длилась схватка», см. выше. Согласно русским летописям, битва длилась с третьего до девятого часа, считая от рассвета [635], с. 120–125. То есть примерно с девятого часа утра до третьего часа дня по астрономическому времени.

Согласно русским летописям, князь Ягайло, узнав о разгроме хана Мамая, тут же повернул и убежал [635], с. 126–127. Точно так же Марко Поло сообщает, что Кайду, узнав о разгроме Наяма, испугался и не пошел на битву [510], с. 117. Отметим, что имена я-ГАЙ-ло и КАЙ-ду содержат общий корень ГАЙ КАЙ.

Отметим, что Марко Поло сообщает интересную и важную подробность, о которой «древне»-русские летописи, отредактированные Романовыми, уже умалчивают. А именно, что хан Наям [Мамай] был ХРИСТИАНИНОМ [510], с. 115. А на его боевом знамени был КРЕСТ [510], с. 116. Как мы уже говорили, само имя МАМАЙ или МАМИЙ является христианским и входит в Святцы.

В заключение приведем любопытный «портрет» хана Хубилая, то есть Дмитрия Донского, изготовленный якобы в Китае, рис. 103. Сделанный китайскими художниками. Конечно, уже через много лет после описываемых событий. Здесь уже Дмитрий Донской представлен истинным монголом, в современном понимании этого слова. Естественно, историки именно этот «портрет» рассматривают как наиболее достоверный.

марко поло о руси. Смотреть фото марко поло о руси. Смотреть картинку марко поло о руси. Картинка про марко поло о руси. Фото марко поло о руси

Рис. 103. Изображение хана Хубилая с китайской гравюры. Так китайский художник изобразил Дмитрия Донского. Вероятно думая, что это был местный монгол, родившийся у границ современного Китая. Взято из [510], с.120.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 2. Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло

Глава 2. Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло Введение Читатель, возможно, устало скажет: опять – Древняя Русь. Ответим: не только Русь, – действительно описанная Марко Поло под именами Татария, Индия и Китай, – но и некоторые другие страны Европы и

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло.

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло. В 1999 году во Франции вышло факсимильное издание книги Марко Поло «Le Livre des Mervilles» [1263]. В русском переводе книга называется так: «Книга о Разнообразии Мира» [510]. Во французском издании содержится около девяноста старинных роскошных

14. 3. Казаки на страницах книги Марка Поло как дружина Великого Хана

14. 3. Казаки на страницах книги Марка Поло как дружина Великого Хана Поло сообщает, что «для поддержания порядка в своем государстве, Великий Хан имел стражу из 12 тысяч всадников, которые назывались Казаками (Keshican)» [73], т. 1, с.379. Итак, Казаки названы здесь прямым текстом.

31. Куликовская битва на страницах Ветхого Завета

31. Куликовская битва на страницах Ветхого Завета Куликовская битва несколько раз отразилась в Библии. Наш метод династических отождествлений сразу указывает датировку правлений Самуила, Саула и Давида. Эти библейские события следует искать в XIV веке. Причем

10. Куликовская битва на страницах известной книги Марко Поло

10. Куликовская битва на страницах известной книги Марко Поло Книга Марко Поло «О разнообразии мира» [510], [1263] описывает «Монгольскую» Империю в эпоху ее шестого хана Хубилая (Кубилая) [510], с. 111. Марко Поло — его современник. Скалигеровская история датирует эти события

31. Куликовская битва на страницах Ветхого Завета

31. Куликовская битва на страницах Ветхого Завета Куликовская битва несколько раз отразилась в Библии. Наш метод династических отождествлений сразу указывает датировку правлений Самуила, Саула и Давида. Эти библейские события следует искать в XIV веке. Причем

1. Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло?

1. Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло? ВведениеЧитатель, возможно, устало скажет: опять Древняя Русь… Ответим: не только Русь, действительно описанная Марко Поло под названиями Татария, Индия, Китай, но и некоторые другие страны Европы и Азии. Не

Глава 1 Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло?

Глава 1 Что на самом деле описано в знаменитой книге Марко Поло? Читатель, возможно, устало скажет: опять Древняя Русь… Ответим: не только Русь, действительно описанная Марко Поло под названиями Татария, Индия, Китай, но и некоторые другие страны Европы и Азии.Не описаны,

12. Рисунки из книги Марко Поло

12. Рисунки из книги Марко Поло 12.1. Что нарисовано на миниатюрах из книги Марко Поло К сожалению, читатели книги [1264] не имеют возможности увидеть подавляющее большинство миниатюр из старых рукописей книги Марко Поло. Фундаментальное издание [1264], претендующее НА ПОЛНОТУ,

12.1. Что нарисовано на миниатюрах из книги Марко Поло

12.1. Что нарисовано на миниатюрах из книги Марко Поло К сожалению, читатели книги [1264] не имеют возможности увидеть подавляющее большинство миниатюр из старых рукописей книги Марко Поло. Фундаментальное издание [1264], претендующее НА ПОЛНОТУ, содержит очень много

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло В 1999 году во Франции вышло факсимильное издание книги Марко Поло «Le Livre des Merveilles» [1263]. В русском переводе книга называется так: «Книга о Разнообразии Мира» [510]. Во французском издании содержится около девяноста старинных роскошных

14.3. Казачья дружина Великого Хана на страницах книги Марко Поло

14.3. Казачья дружина Великого Хана на страницах книги Марко Поло Поло сообщает, что «для поддержания порядка в своем государстве, Великий Хан имел СТРАЖУ из 12 тысяч всадников, которые назывались КАЗАКАМИ (Keshican)» [1264], т. 1, с. 379. Итак, КАЗАКИ упомянуты в книге Марко Поло ПРЯМЫМ

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло

12.8. Другие миниатюры из книги Марко Поло В 1999 году во Франции вышло факсимильное издание книги Марко Поло «Le Livre des Merveilles» [1263]. В русском переводе книга называется так: «Книга о Разнообразии Мира» [510]. Во французском издании содержится около девяноста старинных роскошных

14.3. Казаки на страницах книги Марко Поло как дружина Великого Хана

14.3. Казаки на страницах книги Марко Поло как дружина Великого Хана Поло сообщает, что «для поддержания порядка в своем государстве, Великий Хан имел СТРАЖУ из 12 тысяч всадников, которые назывались КАЗАКАМИ (Keshican)» [1264], т. 1, с. 379. Итак, КАЗАКИ названы здесь ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ.

3.3. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ. БЕГСТВО И ГИБЕЛЬ САУЛА = МАМАЯ

3.3. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ. БЕГСТВО И ГИБЕЛЬ САУЛА = МАМАЯ 4a. БИБЛИЯ: ОЖЕСТОЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ И ГИБЕЛЬ САУЛАВ самом конце биографии Саула = Злого вроде бы наступает перемирие между Саулом и Давидом (1 Царств 26:21). Но тут начинаются драматические события,

1.4. Куликовская битва на страницах известной книги Марко Поло

1.4. Куликовская битва на страницах известной книги Марко Поло Книга Марко Поло «О разнообразии мира» [510], [1263:1] описывает Великую = «Монгольскую» Империю в эпоху ее шестого хана Хубилая (Кубилая) [510], с. 111. Марко Поло был его современником. Скалигеровская история датирует

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *