маршал фалалеев краткая биография
ФАЛАЛЕЕВ ФЁДОР ЯКОВЛЕВИЧ
Федор Фалалеев, Фёдор Фалалеев, Федор Яковлевич Фалалеев, Фёдор Яковлевич Фалалеев, Маршал Фалалеев.
Советский военный деятель, Маршал авиации (1944).
Биография
Родился 19 (по новому стилю — 31) мая 1899 года в деревне Полянская (ныне — Можгинский район Удмуртии). После окончания шести классов работал сначала в отцовском хозяйстве, затем по найму у купцов, на Ижевском оружейном заводе.
В августе 1918 года в Прикамье начался антисоветский вооружённый мятеж (Ишимско-Воткинское восстание). Фалалеев, ранее добровольцем вступивший в отряд Красной Гвардии, был вынужден скрыться в родной деревне. Через некоторое время он стал работать в органах социального обеспечения. Участвовал в обороне Можги от войск адмирала Колчака. В начале 1919 года Фалалеев с группой товарищей отправился в Казань, где добровольцем поступил на службу в РККА.
Начал службу красноармейцем в 7-м запасном батальоне. После прохождения обучения, несмотря на просьбы отправить его на фронт, был оставлен для обучения новобранцев, а вскоре переведён в город Малоархангельск. В ноябре 1919 года, в связи с наступлением войск генерала А. И. Деникина, батальон был включён в состав запасного полка, дислоцированного в Калуге, Фалалеев был назначен комиссаром пулемётной школы.
В 1920 году Фалалеев был направлен на Юго-Западный фронт, где снова принял участие в боях Гражданской войны. После окончания боевых действий продолжал службу на командных и военно-политических должностях. В 1928 году Фалалеев окончил курсы «Выстрел», в 1931 году — курсы командиров-единоначальников при ВПА. В 1932 году, как опытный общевойсковой командир, он был направлен на курсы в ВВА. Через год Фалалеев завершил обучение, получив специальность лётчика-наблюдателя, и был направлен командиром 4-й дальнеразведывательной эскадрильи, дислоцировавшейся в городе Смоленске. В 1936-1938 годах командовал Смоленской авиабригадой. В дальнейшем командовал Сещенской авиабригадой, был заместителем по ВВС командующего Витебской армейской группировкой. Участвовал в польском походе 1939 года.
В середине 1940 года Фалалеев был переведён на Дальний Восток. Служил заместителем по ВВС командующего 1-й Дальневосточной армией. В начале 1941 года он был переведён в Москву на должность генерал-инспектора инспекции ВВС РККА. Занимался проверкой лётных частей, разработкой указаний для них по итогам инспекций. Принимал участие в работе совещания авиационных командиров по борьбе с аварийностью в ВВС. В апреле 1941 года Фалалеев был назначен первым заместителем начальника ГУ ВВС РККА.
Великая Отечественная война
Послевоенная жизнь
Тяжёлое напряжение военных лет подорвало здоровье Фалалеева. За время войны он перенёс два инфаркта, и всю оставшуюся жизнь страдал от сердечного заболевания. В 1946 году он был назначен начальником Военно-воздушной академии. Во время его руководства этим учебным заведением была значительно улучшена учебная и научная работа, увеличены часы лётной практики. Значительное развитие в академии получил спорт. Были построены новый учебный корпус, пионерский лагерь, парк, стадион. В феврале 1949 года перенёс очередной инфаркт, серьёзно подорвавший его работоспособность. В начале 1950 года он вышел в отставку. Скончался 12 августа 1955 года.
Фалалеев Федор Яковлевич
Информация:
Молодость
Родился в многодетной (18 детей, из которых 12 умерли в младенчестве или в детстве) семье крестьянина. По причине бедности семьи окончил только начальную (3 класса) школу в родном селе и двухклассную (4-5 классы) школу в селе Вавож. Работал в родительском хозяйстве. С 14 лет «мальчиком» и продавцом в купеческих лавках в селах Большая Уча и Вятские Поляны. С весны 1917 года работал резчиком обойм и конторщиком на Ижевском оружейном заводе. В период Ижевско-Воткинского восстания в августа 1918 году встал на сторону большевиков, скрылся из занятого восставшими Ижевска в Можгу, где работал в отделе социального обеспечения Можгинского волостного революционного комитета. Также вступил в созданный этим ревкомом вооружённый отряд. Работал Также в 1918 году вступил в РКП(б).
Гражданская война
В Красной Армии с мая 1919 года, доброволец. В гражданскую войну служил командиром отделения пулемётной команды и пулемётного взвода7-го запасного батальона в Казани, Малоархангельске и Калуге, с ноября 1919 — комиссаром пулемётной школы запасного полка в Калуге и Мценске, с апреля 1920 — секретарём политотдела инспекции пехоты 13-й армии в Изюме. Воевал на Восточном фронте РККА против армий А. В. Колчака, в 1920 году был переведён на Юго-Западный фронт и воевал против армии генерала П. Н. Врангеля и многочисленных банд на южной Украине, особенно против махновцев.
Межвоенный период
С декабря 1920 года — помощник начальника учета и информации политуправления Вооружённых Сил Украины и Крыма в Харькове. Осенью 1921 года назначен военкомом штаба в сводно-маневренную группу войск Украины по борьбе с бандитизмом, затем — заместителем командующего группы по политчасти. Штаб группы в то время находился в Изюме. С конца 1921 года — помощник комиссара 82-х пехотных командных курсов в Изюме. С сентября 1922 года — помощник комиссара 4-й Киевской артиллерийской школы, с июля 1924 года — военный комиссар 14-й Полтавской пехотной школы. С октября 1924 года — военный комиссар 238-го стрелкового полка 80-й стрелковой дивизии (Мариуполь). В 1928 году окончил Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА имени Коминтерна «Выстрел», назначен командиром стрелкового батальона в 240-м Краснолуганском стрелковом полку. С ноября 1929 года — командир и военком 240-го стрелкового полка. В 1931 году окончил курсы командиров-единоначальников при Военно-Политической академии РККА имени Н. Г. Толмачёва в Ленинграде.
С августа 1932 года — в Военно-Воздушных Силах. Был назначен инспектором Смоленской авиационной бригады. В мае 1933 года направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова, учился в составе спецгруппы командиров, переведённых в авиацию из других родов войск. В этой же группе учились будущий маршал авиации С. В. Жаворонков и будущий генерал-майор авиации и Герой Советского Союза Ф. Г. Коробков. После окончания школы в 1933 году сразу продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского, которую окончил в 1934 году. С января 1935 года — командир и военком 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи (Смоленск), в те годы сам летал на самолёте Р-6 и прыгал с парашютом, а эскадрилья много лет не имела лётных аварий. с августа 1936 года — командир 116-й смешанной авиационной бригады в Смоленске, а с августа 1938 года командовал Сещенской авиационной бригадой. В августе 1939 года назначен заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно — Витебской армейской группы, на этих постах принимал участие в Польском походе РККА в сентябре 1939 года на территории Западной Белоруссии.
С июня 1940 года — заместитель командующего ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. С января 1941 года — генерал-инспектор авиации РККА. С апреля 1941 года — первый заместитель начальника Главного управления ВВС Красной Армии.
Великая Отечественная война
Вскоре после начала Великой Отечественной войны был назначен командующим ВВС 6-й армии на Юго-Западном фронте. Но уже в июле 1941 года был назначен заместителем командующего ВВС Юго-Западного фронта, а через несколько дней — командующим ВВС Юго-Западного направления. В июне 1942 года снят с должности из-за задержки выполнения одного из постановлений Государственного комитета обороны (о демонтаже реактивных снарядов РС-82 с истребителей).
В июле 1942 года по предложению командующего ВВС РККА А. А. Новикова назначен — заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА, а в октябре 1942 года — начальником штаба ВВС РККА. В ноябре 1942 года по указанию И. В. Сталина его должность именовалась начальник штаба — заместитель командующего Военно-Воздушных сил РККА, и тогда же он был назначен членом Военного Совета ВВС РККА. Многократно заменял командующего ВВС во время его многочисленных выездов на фронт.
Весной 1943 года пережил первый инфаркт. После возвращения в строй в июне 1943 года назначен заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. В феврале-апреле 1944 года находился в госпитале из-за второго инфаркта, но сразу после выхода из госпитале вылетел на фронт. С апреля 1945 года — вновь начальник штаба — заместитель командующего Военно-Воздушных сил РККА. На этих должностях значительную часть времени провёл в действующей армии, координируя действия участвовавших в наиболее крупных операциях нескольких воздушных армий. В таком качестве участвовал в Донбасской операции (1943), в освобождении Южной Украины, в Крымской операции 1944 года, в Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской операциях. За годы войны трижды повышен в воинских званиях.
Послевоенный период
Автор мемуаров (изданы после его смерти).
Его единственная дочь Кланцета Фёдоровна (род. в 1924, участница Великой Отечественной войны), в 1950 году вышла замуж за Героя Советского Союза Александра Ивановича Петрова.
Воинские звания
Награды
Бюст Маршала авиации Ф. Я. Фалалеева в Монино Московской области
Мемуары
Память
Энциклопедия
ФАЛАЛЕЕВ Фёдор Яковлевич [19(31).05.1899, деревня Полянское Большеучинской волости Малмыжского уезда Вятской губернии – 12.08.1955, Москва], советский военачальник, маршал авиации (1944). Родился Фёдор Фалалеев в бедной крестьянской семье. Окончил начальную (3 класса) школу в родной деревне и двухклассную (4-5 классы) школу в селе Вавож. С 14 лет работал продавцом и приказчиком в купеческих лавках. С весны 1917 года трудился на Ижевском оружейном заводе резчиком обойм, а затем конторщиком. В период Ижевско-Воткинского восстания в августе 1918 года встал на сторону большевиков, скрылся из занятого восставшими Ижевска в Можгу, где работал в отделе социального обеспечения Можгинского волостного революционного комитета. Член РКП(б) с августа 1918 года. При приближении к городу колчаковских войск в начале 1919 года вступил в созданный ревкомом вооружённый отряд.
В мае 1919 года отряд влился в 7-й запасной батальон в г. Казань, а молодого коммуниста Фёдора Фалалеева назначили политическим комиссаром пулеметной команды. Через месяц батальон направили в г. Малоархангельск Орловской области, а при приближении деникинских войск включили в состав запасного полка в Калуге.
В апреле 1920 года Ф.Я. Фалалеев был назначен секретарём политотдела инспекции пехоты 13-й армии в г. Изюм. В дальнейшем воевал на Восточном фронте против войск адмирала А.В. Колчака, а в сентябре 1920 года был переведён на Юго-Западный фронт, где сражался против частей генерала П.Н. Врангеля и участвовал в борьбе с многочисленными бандами на Южной Украине, в том числе с махновцами.
В соответствии с приказом Политуправления РККА об «освежении и обновлении партполитпросветработников в авиачастях устойчивыми и выдержанными товарищами из полевых войск (преимущественно из пехоты)» в августе 1932 года Ф.Я. Фалалеева назначают инспектором Смоленской авиационной бригады.
Это был крутой поворот в его службе. Фёдор Яковлевич в своих воспоминаниях так описывает свои первые знакомства с авиацией: «Пред нами, инспекторами бригад, была поставлена задача – укреплять дисциплину в авиачастях и бороться с аварийностью. Делать это, не зная авиации, было трудно. Представьте себе, что инспектору никто не подчиняется. Сам он тоже никому не подчиняется, кроме инспектора ВВС при наркоме обороны. По прибытии в Смоленск договорились, с командиром авиационной бригады В.А. Юнгмейстером, что я, знающий стрелковое дело, буду вести стрелковую подготовку личного состава частей, а сам буду изучать авиационную технику. Очень кстати при бригаде были курсы летнабов, куда я и был зачислен. К весне 1933 года закончил курс обучения и сдал экзамены на летнаба».
В мае 1933 года Ф.Я. Фалалеев был направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова на Каче, под Севастополем, где учился в составе спецгруппы командиров, переведённых в авиацию из других родов войск. В этой же группе учились будущие маршал авиации С.Ф. Жаворонков и Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ф.Г. Коробков. Так сложилась военная служба, что в 34-летнем возрасте он освоил профессию военного лётчика.
После окончания школы в 1933 году Ф.Я. Фалалеев продолжил обучение на оперативном факультете Военной Воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского, который окончил в 1934 году. В январе 1935 года он был назначен командиром и военкомом 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, дислоцированной в Смоленске. В те годы Ф.Я. Фалалеев сам летал на самолёте Р-6 и прыгал с парашютом, а эскадрилья много лет не имела лётных происшествий и аварий. В августе 1936 года его назначают на должность командира 116-й смешанной авиационной бригады. В феврале 1938 года Фёдору Яковлевичу было присвоено воинское звание комбрига, а в августе того же года он был переведён на должность командира Сещенской авиационной бригады.
Через год Ф.Я. Фалалеева назначают заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно командиром Витебской армейской авиагруппы. В этих должностях он участвовал в походе Красной армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.
В июне 1940 года Фёдору Яковлевичу Фалалееву присвоили звание генерал-майора авиации и направили на Дальний Восток на должность заместителя командующего ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Пытливый природный ум, целеустремленность, умение ориентироваться в обстановке помогли Ф.Я. Фалалееву освоить особенности службы в авиации, завоевать авторитет у лётчиков и полюбить этот род войск. Служба на Дальнем Востоке была напряжённой, но оказалась непродолжительной, так как по распоряжению наркома обороны Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в декабре 1940 года Ф.Я. Фалалеев был назначен генерал-инспектором авиации при Наркоме обороны. Работа инспекции состояла в проверке состояния авиачастей и выработке рекомендаций, которые давались по окончании инспектирования. В апреле 1941 года решением правительства Ф.Я. Фалалеев был назначен первым заместителем начальника ВВС Красной армии. Начальником ВВС был в тот период генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев, который считал полезным такое назначение.
Великая Отечественная война застала Ф.Я. Фалалеева в Киевском особом военном округе, где он находился с инспекцией.
Днём 22 июня 1941 года он вылетел из Луцка в Киев, где получил назначение на должность командующего ВВС 6-й армии, а затем – командующего ВВС Юго-Западного фронта. Под его руководством лётные части прикрывали и поддерживали с воздуха обороняющиеся сухопутные войска на Правобережной Украине. В этот период Ф.Я. Фалалеев принимает активное участие в руководстве боевыми действиями авиации по борьбе с танковыми и моторизованными группами противника, рвавшимися вглубь нашей страны. Талант авиационного военачальника он проявил в период проведения Ростовскихй оборонительной и наступательной операций осенью 1941 года. Воздушной разведке удалось своевременно выявить направление ударов крупных танковых группировок противника и сосредоточить для их поражения усилия всей имеющейся бомбардировочной авиации, а действиями истребителей прикрыть свои войска от воздействия авиации противника. За умелое руководство применением авиации при проведении этих операций генерал-майор авиации Ф.Я. Фалалеев был награжден первой наградой за войну – орденом Красной Звезды.
В марте 1942 года для доклада о подготовке к предстоящей Харьковской операции в Ставку ВГК были вызваны командующий Юго-Западным фронтом маршал С.К. Тимошенко, член Военного совета Н.С. Хрущев, начальник штаба фронта генерал-лейтенант И.Х. Баграмян и командующий ВВС фронта генерал-майор авиации Ф.Я. Фалалеев. После доклада Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин пригласил всех на ужин, где присутствовали члены Государственного Комитета Обороны, заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник А.М. Василевский и ряд наркомов. После ужина И.В. Сталин зачитал Постановление Совета Народных Комиссаров о присвоении Ф.Я. Фалалееву звания генерал-лейтенанта авиации. Это была высокая оценка роли командующего ВВС Юго-Западного фронта по организации действий авиации зимой 1941–1942 годов при проведении Елецкой и Барвенково-Лозовской операций.
Весной 1942 года началось переформирование ВВС фронтов в воздушные армии. Решением ГКО началось формирование однотипных корпусов во всех родах авиации, в том числе с перевооружением на новую технику. Подготовленного лётного состава и, особенно, командиров среднего звена не хватало. Фалалеев обратился с предложением к командующему ВВС генерал-полковнику авиации А.А. Новикову с предложением о формировании в бомбардировочной и штурмовой авиации смешанных корпусов: две – три дивизии бомбардировщиков или штурмовиков и одну истребителей.
В октябре 1942 года генерал-лейтенанта авиации Ф.Я. Фалалеева назначают начальником штаба, членом Военного Совета и заместителем командующего ВВС Красной армии. Будучи одним из руководителей управления ВВС, в условиях ожесточённых боёв под Сталинградом и на Кавказе, он все свои силы направляет на организацию эффективных действий авиации, чёткую и слаженную работу штаба и служб ВВС. Активно участвует в создании авиационных резервов Ставки ВГК и организации воздушных армий.
По поручению Советского правительства в ноябре 1942 года Фёдор Яковлевич провёл переговоры с руководителем военной миссии «Свободной Франции» по авиации генералом Э. Пети и подписал соглашение о формировании на территории СССР французской авиаэскадрильи «Нормандия», которая впоследствии была преобразована в полк «Нормандия-Неман» и вписала славную страницу в историю борьбы с фашистской авиацией на советско-германском фронте и в развитии советско-французской дружбы. С 1943 года и до конца войны французские лётчики на советских истребителях: Як-3, Як-7 и Як-9 вносили свой вклад в общую победу над фашизмом в рядах Красной армии.
Такая напряжённая работа на износ не могла не сказаться на здоровье Ф.Я. Фалалеева и вскоре после присвоения ему звания генерал-полковника авиации (17 марта 1943 года), он выбыл из строя из-за инфаркта. После лечения в июне 1943 года Фёдор Яковлевич приступил к исполнению служебных обязанностей. В его обязанности входило: взаимодействие с руководством авиационной промышленности, корректировка заказов и приёмка новых образцов авиационной техники и вооружения. Так, летом 1943 года после успешного испытания на Курской дуге в массовом порядке стали применяться противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ) поражавшие танки противника за счёт кумулятивного действия. Приходилось доказывать на самом высоком уровне целесообразность тех или иных решений по новой технике. Только благодаря обоснованным рекомендациям Ф.Я. Фалалеева были введены ограничения на калибры авиационных пушек в 20 и 23 мм, хотя некоторые конструктора предлагали увеличить калибр до 45 и 76 мм, что привело бы к значительному уменьшению вероятности попадания в цель.
В качестве представителя Ставки ВГК по авиации Ф.Я. Фалалеев координировал действия советской авиации в Сталинградской битве (правый фланг Юго-Западного и Воронежского фронтов), при освобождении Донбасса и Левобережной Украины (Южный и Юго-Западный фронты), в операции по освобождению Крыма, в Белорусской операции («Багратион») и в Восточно-Прусской операции. После успешного руководства и организации координации действий пяти воздушных армий при проведении Белорусской операции постановлением СНК СССР 19 августа 1944 года Ф.Я. Фалалееву было присвоено высокое звание маршала авиации.
Следует отметить, что для работы в качестве представителя Ставки ВГК по авиации во всех этих операциях его привлекал Маршал Советского Союза А.М. Василевский.
В своих воспоминаниях «Дело всей жизни» А.М. Василевский пишет: «При отъезде на фронт мне направлялась от Генерального штаба группа хорошо подготовленных офицеров. Состав группы подбирался в зависимости от характера и задач проводимой операции. Вместе со мной в большинстве случаев работали: от ВВС – начальник штаба и заместитель командующего ВВС Ф.Я. Фалалеев, заместитель командующего артиллерией Красной армии М.Н. Чистяков, командующий бронетанковых и механизированных войск Я.Н. Федоренко или его заместитель».
Маршал Советского Союза А.М. Василевский и генерал-полковник авиации Ф.Я. Фалалеев за корректировкой плана проведения операции по освобождению Крыма. 1944 г., апрель
Ф.Я. Фалалеев в качестве начальника штаба ВВС был членом военной делегации на Потсдамской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.
После войны Фёдор Яковлевич возглавлял комиссию по переходу ВВС на мирное положение. Для него закончившаяся война не уменьшила, а увеличила объём работы.
С июля 1946 по 1950 год Ф.Я. Фалалеев – начальник Краснознаменной Военно-воздушной академии. Это был особенно плодотворный период его военно-педагогической и командной работы, в эти годы в академии обучались свыше двухсот Героев Советского Союза, около тридцати дважды Героев Советского Союза, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. Надо было умело и тактично направить весь этот «золотой» резерв нашей авиации на пользу дела. И это маршалу Фалалееву удалось, он много сделал для улучшения учебного процесса, увеличения часов налёта слушателями, расширения материально-технической базы.
Командование Военно-воздушной академии во главе с маршалом авиации Ф.Я. Фалалеевым в 1946 г.
По состоянию здоровья (после очередного инфаркта) в 1950 году Федор Яковлевич вынужден был уйти в отставку.
После увольнения из рядов Вооружённых Сил, Фёдор Яковлевич писал свои воспоминания о событиях и фактах, свидетелем и участником которых он был, вёл активную переписку с соратниками, земляками и молодёжью.
Умер 12 августа 1955 года на пятьдесят седьмом году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила маршала авиации Ф.Я. Фалалеева на Новодевичьем кладбище.
Генерал Ш. де Голль вручает награды советским военачальникам.
Справа от него маршал авиации Ф.Я. Фалалеев.
Именем маршала авиации Фёдора Яковлевича Фалалеева названа средняя муниципальная школа № 1 в пгт Монино Щелковского района Московской области, памятники-бюсты установлены на его малой родине в с. Большая Уча в Удмуртии и пгт Монино, установлена мемориальная доска в г. Можга, его именем названы улицы в ряде городов и посёлков.
Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории ВАГШ ВС РФ
Фалалеев, Фёдор Яковлевич
Фёдор Яковлевич Фалалеев | |
Дата рождения |
---|