Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
Главная > Документ
Информация о документе |
Дата добавления: |
Размер: |
Доступные форматы для скачивания: | |
Советом по психологии УМО университетов России
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
и специальности «Психология»
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.
© Марцинковская Т.Д., 2001
© Издательский центр «Академия», 2001
Оглавление
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 5
Предмет и методы истории психологии 5
Этапы развития психологии 5
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии 9
Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ 16
Общая характеристика психологии в период античности 16
Первые психологические теории античности 23
Психологические концепции эллинизма 39
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 49
Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья 49
Развитие европейской психологии в IV-XI веках 53
Арабская психология 55
Глава 4 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ* 62
Общая характеристика психологии в Новое время 62
Первые теории Нового времени 65
Рационализм в психологии 71
Сенсуализм в психологии 77
Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ 83
Общая характеристика психологии в XVIII веке 83
Развитие французской психологии 84
Развитие немецкой психологии 88
Зарождение и развитие ассоциативной психологии 90
Глава 6 РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ 95
Общая характеристика ассоциативной психологии 95
Классические теории ассоциативной психологии 97
Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века 98
Становление экспериментальной психологии 102
Глава 7 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ 113
Становление и развитие новых психологических школ 113
Вюрцбургская школа 116
Французская психологическая школа* 124
Описательная психология 131
Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ 134
Психология развития 134
Этническая психология* 147
Социальная психология* 152
Дифференциальная психология 161
Глава 9 БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ 168
Методологический кризис в психологии 168
Общая характеристика бихевиоризма 171
Теория Торндайка 173
Теория Уотсона 174
Возникновение и развитие необихевиоризма 176
Теория оперантного бихевиоризма 178
Теории социального научения 181
Общая характеристика гештальтпсихологии 184
Исследования процесса познания 185
Динамическая теория личности и группы Левина 191
Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ 195
Общая характеристика глубинной психологии 195
Аналитическая психология Юнга 202
Индивидуальная психология Адлера 205
Развитие психоанализа в 30-50-е годы 208
Глава 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 221
Общая характеристика гуманистической психологии 221
Первые теории гуманистической психологии 223
Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла 227
Генетическая психология 231
Глава 12 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 239
Общий обзор развития психологии в России 239
Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии 242
Психология на рубеже XIX-XX веков 255
Отечественная психология в 20-40-е годы XX века 276
Российская психология во второй половине XX века 297
Предисловие
В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.
Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.
Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.
Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.
Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых.
Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке.
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Предмет и методы истории психологии
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).
Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным.
Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих изменений также является предметом исследования истории психологии.
В последние десятилетия все большее применение находят методы категориального анализа, введенные известным историком науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в рамках исторической психологии науки М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей.
Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.
Источник
Марцинковская Т. История психологии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 9 БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ
Методологический кризис в психологии
Общая характеристика бихевиоризма
Таблица 6
Основные теории бихевиоризма
Ученый | Предмет и задачи исследования
Основные результаты
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проб лемном ящике
Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S—R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи
Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения
Внутренняя переменная, опосредующая связь S—R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S—R
Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения
Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я»
Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения
Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера (см. табл. 6), ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также показал несостоятельность методологии бихевиоризма как полностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного представления о поведении, а введение этой переменной снижало точность исследования. Так, уже в новый период ученые приходили к мысли о сложности (даже невозможности) полностью и объективно изучить, объяснить психическое. Трудности, вставшие не только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями, привели ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости соединить достижения бихевиоризма с открытиями других школ, создав вновь общую, синтетическую психологию. К этому вопросу мы еще вернемся.
Теория Торндайка
Теория Уотсона
Возникновение и развитие необихевиоризма
Теория оперантного бихевиоризма
Теории социального научения
* * *
Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, несмотря на различные (и часто серьезные) критические замечания со стороны представителей других направлений. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой школы остались неизменными. Это идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение не отрицается), а также убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.
Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности, а также методы, осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого), а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.
Общая характеристика гештальтпсихологии
Основные концепции гештальтпсихологии
Ученый
Предмет и задачи исследования
Основные результаты
Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется
Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления
Изучение свойств, законов и развития восприятия
Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов
Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей
Инсайт, законы образно-схематического мышления
Исследование психологического поля личности и социального поля группы
Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.
Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.
Исследования процесса познания
Динамическая теория личности и группы Левина
Контрольные вопросы
1. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
3. В чем суть понятия научения?
4. Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?
5. Какие эксперименты по изучению эмоций проводились Уотсоном?
6. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
7. В чем отличие молярного подхода от молекулярного?
8. Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?
9. В чем разница между первичным и вторичным подкреплением, по мнению Халла?
10. В чем различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?
11. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления?
12. В чем проявляется роль ожиданий в концепции Мида?
13. Как объясняет происхождение агрессии Доллард?
14. Что такое косвенное подкрепление?
15. В чем значение самоэффективности, по мнению Бандуры?
16. В чем роль гештальта в развитии восприятия?
17. В чем сущность понятия «психологического поля»?
18. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
19. Что такое фи-феномен?
20. Как объяснял Коффка психическое развитие?
21. В чем значение работ по изучению развития восприятия для гештальтпсихологии?
22. В чем значение исследования продуктивного мышления Вертгеймера?
23. Как объяснял инсайт Келер?
24. Какова роль инсайта в творческом мышлении?
25. В чем роль замещения и коммуникации потребностей в теории Левина?
26. Чем различаются волевое и полевое поведение?
27. Что дает возможность человеку «встать над полем»?
28. Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?
Примерные темы рефератов
1. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Уотсона и Толмена.
2. Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.
3. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
4. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция Бандуры).
5. Сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
6. Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.
7. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
8. Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности.
Рекомендуемая литература
Источник
Марцинковская Т. История психологии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Общая характеристика гуманистической психологии
Основные теории гуманистической психологии
Ученый
Движущие силы развития и структура личности
Основные достижения
Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен
Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей
Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения
«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка
Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия
Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.
Первые теории гуманистической психологии
Теория Маслоу
Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
Появление новых тенденций в развитии психологии в конце XX в., направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашло отражение и в содержании теорий гуманистической психологии, так как ее трансформация происходит не только в логике одного направления, но и в более комплексном подходе к психологии личности.
Генетическая психология
Когнитивная психология
* * *
В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы.Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.
Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли). В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когницийи их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.
Контрольные вопросы
1. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?
2. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
3. Какие методы исследования личности были разработаны Олпортом?
4. Какие потребности в структуре личности были описаны Маслоу?
5. Какова роль самоактуализации в развитии личности?
6. В чем разница между бытийными и дефициентными потребностями?
7. В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению Роджерса?
8. Каким образом формируется содержание бессознательного в концепциях гуманистической психологии?
9. Какие виды ценностей выделил Франкл?
10. Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?
11. Какие стороны адаптации были выделены Пиаже?
12. Какое объяснение эгоцентрической речи было предложено Пиаже?
13. Какие этапы развития мышления были описаны в теории Пиаже?
14. Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии психики?
15. Какие этапы в развитии нравственности детей выделены Кольбергом?
16. Какие вопросы изучал Брунер?
17. В чем роль личностного конструкта?
18. Какова суть основного постулата Келли?
19. Что изучали в Центре когнитивной психологии?
20. В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?
21. Как трактуется бессознательное в когнитивной психологии?
22. В чем недостатки искусственных интеллектуальных моделей?
Примерные темы рефератов
Рекомендуемая литература
Источник