мать анастасии вертинской биография
Лидия Вертинская: биография актрисы, личная жизнь и интересные факты
Лидия Вертинская – легендарная актриса, навсегда вписавшая свое имя и фамилию в историю российского кинематографа. Ее биография до сих пор интересует тысячи людей в нашей стране. Вы тоже хотите узнать, как складывалась творческая карьера и личная жизнь Лидии Владимировны? Когда и отчего она умерла? В статье содержится исчерпывающая информация о ее персоне.
Лидия Вертинская: биография (история происхождения)
Наша героиня появилась на свет в 1923 году, 14 апреля. Ее родиной является город Харбин, расположенный в северной части Китая. Девичья фамилия нашей героини – Циргвава. В какой же семье воспитывалась будущая звезда советского (российского) кинематографа? Сейчас вы об этом узнаете.
Отец Лидии был чистокровным грузином. Он трудился в управлении железной дороги, которая связывала СССР (на Дальнем Востоке) с Китаем. Ее мама была русской по национальности. Она занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием дочки.
Когда нашей героине было 10 лет, ушел из жизни ее отец, Владимир Константинович Циргвава. После этого они с мамой переехали в дом к дедушке Лидии, бывшему офицеру, а впоследствии пчеловоду-любителю. Несмотря на то что семья находились в китайском Харбине, у них было гражданство СССР. Мама и дедушка Лиды всегда поддерживали связь с родиной.
Лидия Вертинская: личная жизнь
В 1940 году в Шанхае будущая актриса встретила свою вторую половинку. Их встреча произошла в пароходной конторе, в которую устроилась на работу 17-летняя девушка. Однажды туда зашел 50-летний певец-шансонье Александр Вертинский. Девушка влюбилась в него с первого взгляда. И ее чувства оказались взаимными. Ни Лиду, ни Александра не смущала их большая разница в возрасте. А вот мать нашей героини была против отношений юной дочери и зрелого мужчины.
Девушка не послушалась родительницу. В апреле 1942 года она вышла замуж за возлюбленного. Бракосочетание проходило в Кафедральном соборе, расположенном в городе Шанхае.
Вторая Мировая война была в разгаре. Русские люди, проживающие в разных странах, решили вернуться на родину, чтобы защитить ее от врагов. Вертинский Александр тоже не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он написал письмо В. М. Молотову и передал его через посольского чиновника. Спустя 2 месяца Вертинскому пришел ответ из Москвы. Александру, Лидии и ее матери разрешили вернуться в Советский Союз.
В конце июля 1943 года у супругов родилась дочь. Малышку назвали Марианной. В ноябре того же года семья Вертинских (Лидия с мужем и ребенком) выехали из Шанхая в Москву. Родина приняла их очень хорошо. Их разместили в гостинице «Метрополь», выделив просторный номер с эркером.
Там семья прожила почти 3 года. Затем Вертинские получили квартиру от государства. В декабре 1944 года у них родилась еще одна дочка, Анастасия.
Образование и начало творческой деятельности
Лидия Вертинская смогла с первой попытки поступить в Государственный академический институт им. В. Сурикова. Ее зачислили на факультет живописи. В 1955 году она получила диплом. После этого заботливая жена и мама двоих детей занялась поиском работы по полученной специальности. Ее приняли на должность художника-оформителя на один из московских полиграфических комбинатов.
Актерская карьера
Стоит отметить, что Лидия Вертинская никогда не мечтала о съемках в большом кино. Но ее судьбу кардинально изменил простой случай. Во время одной из студенческих выставок нашу героиню заметил режиссер Александр Птушко. Он предложил Лиде сняться в своем фильме-сказке «Садко».
Несколько дней Вертинская находилась в раздумьях. В итоге она ответила согласием. Непрофессиональная актриса успешно перевоплотилась в своего экранного персонажа – волшебную птицу Феникс. Ее игру высоко оценили известные режиссеры и заядлые критики.
Актерская карьера Лидии Владимировны была недолгой и включала в себя всего пять киноработ. Многим советским (российским) зрителям она запомнилась по роли Анидаг в «Королевстве кривых зеркал».
Ее коллегами по площадке были Андрей Файт, Носова Тамара, а также маленькие актрисы – сестры Юкины.
В приключенческой ленте «Дон Кихот» (1957) Вертинская сыграла герцогиню. А в 1958 году на экраны вышли еще две картины с ее участием – военная драма «Киевлянка» (фрау Марта) и добрая сказка «Новые похождения Кота в сапогах» (молодая колдунья).
Дети, внуки и правнуки
Обе дочери Лидии Владимировны пошли по ее стопам, выбрав актерскую профессию. Старшая, Марианна Вертинская, окончила ВТУ им. Щукина. Трижды была замужем. У нее две дочки – Александра (от Ильи Былинкина) и Даша (от Бориса Хмельницкого). Марианна успела стать бабушкой. У нее две внучки – Василиса (1998 г. р) и Лида (2010 г. р), которых ей подарила дочка Александра.
Что же касается Анастасии Вертинской, то она была замужем за режиссером Никитой Михалковым. У них есть общий сын Степан, который родился в 1966 году. Он тоже стал актером. Михалков Степан Никитич был женат дважды. У него трое детей – дочка Саша (1992 г. р.), а также сыновья Вася (1999 г. р.) и Петя (2002 г. р.).
Интересные факты
В 2004 году в продаже появилась книга воспоминаний «Синяя птица любви», написанная Л. Вертинской. Тираж был небольшим, и весь его быстро раскупили поклонники актрисы.
Ее роль (птицы Феникс) в фильме-сказке «Садко» озвучивала другая женщина. У Лидии был звонкий голос. Он совершенно не подходил, ведь птица должна была разговаривать низким тембром.
После смерти мужа Лидия Вертинская превратилась в трудягу. Чтобы обеспечить дочкам ту роскошную жизнь, к которой они привыкли, она продавала свои пейзажи и экстампы в художественных салонах.
Смерть
31 декабря 2013 года ушла из жизни Вертинская Лидия Владимировна. Ей было 90 лет. Конкретная причина смерти актрисы до сих пор не разглашается. Известно лишь, что в последние годы она тяжело болела.
Свой последний приют знаменитая артистка обрела на столичном Новодевичьем кладбище (участок №5), рядом со своим любимым супругом. Несколько лет назад родственники и коллеги установили им общий памятник из черного гранита и белого мрамора. Надгробная композиция имеет плавные и округлые линии.
В заключение
Вертинская Лидия прожила долгую жизнь, в которой были радостные и грустные моменты. Эта великая женщина оставил после себя след в виде ярких киноролей, а также талантливых дочерей и внуков. Пусть будет ей пухом земля…
Лидия Вертинская. Роковая красота и нежная любовь
Экранных красавиц я, конечно, перевидела достаточно, но лишь этой необыкновенной женщине удалось вызвать у меня безвременный эстетический восторг.
Роковой красотой Лидии Вертинской многие восхищаются, но многие говорят, что внешность у неё на большого любителя. Нельзя с этим не согласиться, но я-именно любитель такой красоты! Мягкие «кошечки» оставляют меня равнодушной, а завораживают в большинстве своём именно такие роковые характерные красавицы с испепеляющими взглядами, резкими хищноватыми чертами лица, царственной осанкой и необыкновенной энергетикой, когда сквозь внешнюю ледяную надменность прорывается пламя. Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Пола Негри, Лорен Бэколл, Капучине-моё всё! Но прекраснее всех она-неповторимая птица Феникс из детства.
Фотографии, на мой взгляд, не передают и половины её магии.
Лидия Владимировна родилась и выросла в Китае. Там жил ее отец, потомок грузинского княжеского рода, и мать. Отца не стало, когда девочке было девять лет. Лидочка училась в монашеской школе, но преподавательницы только за голову хватались, настолько это был шаловливый ребенок. А уж когда она подросла, то появилась другая проблема – поклонники. Девушка росла весёлой и кокетливой, затворницей не была. Но из всех кандидатов в мужья остановила свой взор на артисте Вертинском: он был старше на 34 года. Когда артист прибыл с гастролями в Шанхай, Лидочка вместе с компанией друзей пошла в варьете, где он выступал с концертом. Первое впечатление было решающим. Вертинский, окутанный клубами сигаретного дыма, в черном смокинге, с гладко зачесанными волосами, запел завораживающим голосом. Девушка была ошеломлена. Певец тоже сразу влюбился в юную красавицу. Через 2 года, 26 апреля 1942 года в Шанхае состоялась свадьба.
4 ноября 1943 года Лидия с мужем и матерью уехали в Москву. На тот момент она уже была матерью трёхмесячной Марианны. На родине Вертинских приняли хорошо: дали роскошный номер в гостинице «Метрополь», а потом семья получила просторную квартиру.
В 1955 году Лидия окончила факультет живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова и стала работать как профессиональный художник на полиграфическом комбинате, принимала участие в выставках.
Вертинская не собиралась делать кинокарьеру. Но однажды её увидел советский кинорежиссёр Александр Птушко. Он сразу предложил ей сыграть роль волшебной птицы Феникс в своём новом фильме «Садко». Эта роль стала её дебютом в кино. В фильме её озвучивала другая женщина, так как нужен был низкий голос, а её был звонким.
А в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» Вертинская была очаровательной Колдуньей.
Помню, именно в этом фильме инопланетная внешность Вертинской впервые меня поразила! В самом начале сказки есть эпизод, где карточная Пиковая дама принимает обличие актрисы. С тех пор Пиковая дама для меня-это не пушкинская злая старуха, а именно роковая красавица Вертинская.
В военной драме «Киевлянка» Лидия Вертинская сыграла роль фрау Марты (немецкого офицера, администратора в телеграфном агентстве в Киеве).
В этом фильме роковая красота и загадочность Вертинской раскрываются наиболее полно. Актрисе безумно идут массивные украшения, высокие причёски и даже яркий макияж, который на другой актрисе и при других обстоятельствах портил бы внешность и выглядел вульгарно. А экранный тандем Лидии Вертинской и Андрея Файта(он сыграл министра Нушрока) по моему мнению является одним из самых эффектных, аристократичных и демонических в отечественном кинематографе.
Гораздо более успешными и продолжительными карьерами в кино могут похвастаться обе дочери Вертинских. Старшая, Марианна, заслуженная артистка РСФСР, сыграла более 20 ролей в кино, в том числе в легендарной «Заставе Ильича» Марлена Хуциева. Младшая, Анастасия, стала народной артисткой, одной из самых ярких актрис Советского Союза. Обе, как и мать, в основном играли красавиц благородного происхождения.
Лидия Владимировна овдовела в возрасте 34 лет. В 1957 году Александр Николаевич скончался на гастролях. С Вертинским Лидия прожила 15 пожалуй самых счастливых лет своей жизни. В хозяйстве молодой женщине помогала её мать. И хотя Александр Николаевич все время уезжал на гастроли, переписка с женой не прекращалась ни на один день. Рядом с веселой и молодой женой Вертинский сам чувствовал себя более радостно и непосредственно. Когда они появлялись на людях вместе, то на окружающих производили неизгладимое впечатление красота и экзотичность молодой жены знаменитого артиста. Она Лидия Вертинская часто надевала роскошные платья из восточной ткани, а на голову-чалму.
Может быть, это просто красивая легенда, но вот как внучка Лидии Владимировны Дарья Хмельницкая вспоминает о последних часах жизни актрисы: «Бабушка долго болела, и мы понимали, что она уходит. Ей 90 лет все-таки в этом году исполнилось, и слава Богу, что она столько прожила. Мы были рядом с ней в ее последний миг, все вместе: и я, и моя сестра и наша мама (Марианна Вертинская), и Анастасия Вертинская. Мы сидели рядом, держали за руку, включили дедушкин диск, и она его весь прослушала. Она очень так аккуратно, тихо ушла. Прямо под песню Александра Николаевича «Ваши пальцы пахнут ладаном» бабушка открыла глаза и посмотрела нас, а на фразе: «Сам Господь по белой лестнице поведет вас в светлый рай» она сделала последний вздох. «
Она была редкой красавицей(кого-то восхищала, кого-то пугала, но мало кого оставляла равнодушной) и женщиной редкого достоинства и преданности. Много ли таких сейчас? Светлая память.
Анастасия Вертинская: «Мама ревновала папу даже к нам»
Будто она провожает папу на вокзале. Он очень торопится, боится опоздать и кричит ей на бегу: «Лиля, не забудь, мой поезд номер пять, и вагон номер 5, а место шестое». Когда мама получила документы на Новодевичьем кладбище, она была поражена: участок номер 5, ряд 5 и могила номер 6. С тех пор она считала этот сон мистическим знаком.
Тогда были модны спиритические сеансы. Мама очень этим увлекалась и действительно верила, что общается с духом Вертинского. Почему она это делала? Ей, как и прежде, нужен был умный совет мужа, без которого она раньше и шагу не ступала. В доме больше не было мужчины, на которого она привыкла во всем полагаться. Мама переворачивала блюдечко, клала на него пальцы, и блюдечко бегало у нее как сумасшедшее по полю с буквами. Так она с мужем советовалась, причем по любому поводу.
Например, у нас в кабинете без конца протекал потолок, даже обвалилась штукатурка. Ремонтировали потолок без конца, а он все тек и тек. Ну что поделаешь — последний этаж старого дома. Однажды мама попросила, чтобы я пошла в Моссовет и потребовала поменять квартиру. Я с большим трудом добилась аудиенции у какого-то важного чиновника. На следующее утро должна была уже приехать к нему. Поздно вечером, очевидно, после спиритического сеанса, звонит мама: «Деточка, милая, ну как ты? Собралась уже?» — «Да, мам, поставила будильник, завтра рано встаю». — «Ну ты сейчас, конечно, будешь мне откусывать голову, как всегда. Но я вчера разговаривала с Александром Николаевичем, и он попросил тебя не ходить в Моссовет». — «Мама, Александр Николаевич уже давно на том свете!» — «Деточка, ну какое это имеет значение? Он просто тебя попросил, я тебе передаю.
Ты сейчас будешь, конечно, демонстрировать свой характер. Не ходи — и все! Я никуда не перееду!»
Я потратила столько времени и сил, чтобы собрать документы, записаться на прием — и все насмарку. Но спорить с мамой было бесполезно, если она сказала: «Нет!», ее не переубедишь ни за что!
Странно только, что папа и на том свете во всем маме поддакивал и «советовал» то, что она хотела. Тарелочка в ее руках почему-то «бежала» туда, куда ей надо. Так было всегда и при папиной жизни.
Одно время мы с Машей часто ругались с мамой. Она не давала нам ничего трогать в ее квартире, которая со временем превратилась в мышиную норку, где хранилась куча лишних вещей.
Мама сама ничего в этом бедламе найти не могла. Куда-то засунет документы, а потом возмущается: «Это кто-то взял!» Сколько раз мы ей предлагали: «Мама, ну давай переберем этот огромный шкаф». Он был набит книгами, записками, листочками пожелтевшей бумаги. «Скажи, ну зачем тебе счета за электричество за 1956-й год?» «А вдруг кто-то спросит?» — парирует она.
И ни за что не давала выбросить ни клочка бумажки. После смерти мамы мы вывезли из ее квартиры четыре грузовика всякого хлама. Зато благодаря своей бережливости она сохранила отцовский архив. Сейчас перелистываю какие-то книжки — вдруг оттуда выпадает пожелтевшая отцовская записка или, например, папин блокнотик, на котором оттиснуто: «Вертинский, лауреат Сталинской премии».
Смешно, но мама вечно жаловалась мне на Марианну, а Марианне — на меня. Когда в семье вспыхивали ссоры, мама всегда старалась взять кого-то из дочек себе в защитницы. То, например, мы должны были дружить вдвоем против Марианны. Или они с Марианной объединялись против меня. А если мы, не дай бог, объединялись с сестрой, мама трагически заламывала руки и кричала: «Все, все! Я король Лир!»
— И все-таки — кто из вас двоих был ее любимицей?
— Конечно, Марианна. Считалось, что у Маши легкий характер, а у меня (я это признаю) — тяжелый. Я за все борюсь, категорична, вдобавок еще и перфекционистка. А Марианна легко уступала маме, шла у нее на поводу. Она чем-то на маму похожа, более стихийная, буйная. Так что, кроме мамы, мне еще приходилось и над Марианной держать контроль.
…В конце жизни у мамы развилась болезнь Альцгеймера. Она еще узнавала нас с Машей, но уже не понимала степень родства. Кокетничала с моим сыном Степаном, который безумно похож на Вертинского. Степочка был ее любимчиком, она даже считала, что он ее сын.
Мы приходили к ней и каждый раз ставили папины записи, чтобы она слушала его, не забывала. Она вроде узнавала его голос, помнила слова, но потом вдруг, глядя на меня, спрашивала: «А кто я? Твоя дочка?» Я отвечала: «Ты моя мама, но если хочешь, то дочка. » — «А у тебя есть папа?» — «Нет, он умер». — «Значит, мы с тобой обе сиротки. »
Врачи при таком заболевании советуют: старайтесь возвращать человека в реальность, если начнете подыгрывать, будет только хуже. И я старалась, рассказывала ей: «Помнишь, как вы с папой познакомились в Шанхае?
Анастасия Вертинская: «Мама ревновала папу даже к нам»
Слово «мама» не очень-то с ней вязалось — скорее бабушка подходила для этой роли. На самом деле все, включая нас с Марианной, звали ее Лиля. Она была не матерью, а третьей дочкой в нашей семье, причем самой младшей и избалованной. В отличие от нас «младшей дочке» прощалось все: капризы, прихоти, дурное настроение.
Этому есть объяснение. Во-первых, мама была на 34 года моложе отца, а во-вторых — так уж повелось, — у нее не было никаких обязанностей. Все наше воспитание целиком и полностью лежало на плечах бабушки Лидии Павловны.
Она была из семьи староверов и имела четкие понятия об укладе жизни. Бабушка была очень сильная женщина, я бы даже сказала — суровая. Мама же выросла ее полной противоположностью: легкая, смешливая, восторженная, к тому же дикая фантазерка. Она совершенно не воспринимала реальности этой жизни и всегда искренне верила в то, что сама сочиняла.
Лиля Циргвава училась в монашеской английской школе. Как-то девочкам в школе рассказали легенду, что один оторванный терновый шип облегчает Христовы муки. Мама искренне в это поверила, оборвала на распятии все шипы с тернового венца Христа — и ее за это отчислили из школы.
Поскольку бабушка все время пыталась из дочки сделать саму себя (справедливо полагая, что с таким характером Лиле будет тяжело жить), это выливалось в постоянные столкновения.
Мама никак не поддавалась воспитанию и в качестве протеста хулиганила еще больше.
Одним из таких протестов и стало то, что в 17 лет мама, ослушавшись бабушку, убежала к Вертинскому.
В Харбине, где тогда жила в эмиграции семья Лили, за юной красавицей на выданье пытались ухаживать какие-то молодые люди, но Лидия Павловна была начеку. Ее можно понять — после смерти отца 9-летняя Лиля осталась на попечении матери, и та, естественно, тряслась над дочкой. Поэтому когда дочь упорхнула из ее крепких рук к Вертинскому, это привело Лидию Павловну в ужас.
И дело даже не в том, что жених оказался значительно старше своей невесты (ей —17, а ему — 51), брак со взрослым мужчиной в России никогда не осуждался.
Проблема была в другом: за папой шла слава невероятного ветреника. И об этом знал весь Харбин. Вертинский всюду появлялся в окружении женщин. Дамы сходили по нему с ума, а он, артист с невероятным шармом, восхищался женской красотой.
Но никаких доводов матери Лиля не слушала — она уже была влюблена в Александра Николаевича. Все остальные мужчины на его фоне казались безнадежно скучными.
— Анастасия Александровна, а как они могли познакомиться, да еще в Харбине?
— Случайно. Папа прибыл с концертами в Харбин. В костюме от Lanvin (у него был контракт с этим Домом моды) известный певец сошел по трапу теплохода «Чичибу-мару».
Это был его второй приезд в Китай.
Местная русская диаспора сходила по Вертинскому с ума. Однажды в пасхальный вечер 17-летняя Лиля с подружкой пришла в кабаре «Ренессанс», где он выступал. Мама уже была его поклонницей, хотя слышала Вертинского только на пластинках. После концерта певец небрежно, чуть свысока поклонился публике и подошел к их столику. По счастливой случайности за столом сидели его знакомые. «Садитесь, Александр Николаевич», — пригласила его мама. Он не отказался и, как потом не раз повторял: «Сел — и навсегда!»
Они стали встречаться. Вертинский приглашал ее на свои выступления. Когда гастроли закончились и Александр Николаевич уехал, у них завязалась переписка.
Анастасия Вертинская: «Мне казалось, что папа — моя собственность»
«Папа нас с сестрой не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся.
Фото: Валерий Плотников
— Анастасия Александровна, на днях в онлайн-кинотеатре KION вышел сериал о вашем отце, поэте и шансонье Александре Вертинском. Насколько я знаю, вы стали автором идеи этого проекта.
— Да. Эта мысль пришла мне в голову: пора снять фильм об Александре Николаевиче. И я написала письмо генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. Мне сказали, что он читает письма, и я отправила свое послание в надежде, что Константин Львович его увидит. Писала, что вся эпоха Серебряного века незаслуженно забыта и люди не знают об этом периоде ничего. У меня вообще ощущение, что уже несколько поколений, глядя в телевизор, считают, что история России заключается только в том, что мы спали и пили. А ведь начало XX века — это грандиозный взлет искусства, в это время жили и творили потрясающие люди — поэты, художники, писатели. В их числе был Вертинский. Прошло три месяца, но на мое письмо не было никакого ответа. Я решила, что, собственно говоря, его и не будет. Однажды шла по Дюссельдорфу, и вдруг раздался телефонный звонок от одной моей знакомой. А там Костя Эрнст. Он сказал: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».
— Простите за такую наглость, но может быть, вам-то проще было свою идею реализовать через бывшего мужа Никиту Сергеевича Михалкова? У вас же с ним хорошие отношения.
— Я не думаю, чтобы это было проще. И зачем мне Никиту Сергеевича дергать? При чем он тут вообще? Тем более для этого проекта нужен был телевизионный формат.
— А почему именно телесериал?
— Понимаете, Александр Николаевич жил в трех эпохах. Начало века, революция, затем эмиграция, почти четверть века он пробыл вне России, жил во Франции, в Германии, в Америке, Китае. И третий период его жизни, наиболее мне знакомый, — после его возвращения в Советский Союз. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?
— А когда Эрнст заинтересовался вашей идеей, началась подготовка к съемкам, вы уже знали, кто будет режиссером?
— Нет. Надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Есть книга «Дорогой длинною. », материалы для которой — воспоминания, стихи и прозу отца — предоставила моя мама, Лидия Вертинская. Опубликованы ее воспоминания о муже и нашей семье «Синяя птица любви». Отреставрированы многие записи Вертинского. То есть материала много. А вы знаете, что Эльдар Рязанов рвался сделать фильм про Вертинского? Он был большим любителем Александра Николаевича, много раз мне звонил.
— А почему не случилось?
— Думаю, к тому времени он физически был в сложном состоянии. Эльдар Александрович мне тогда сказал: «Понимаю, что я старый, поэтому давайте мне молодых режиссеров в помощники». Не получилось.
— В результате основным автором сценария и режиссером стала Авдотья Смирнова. Как вы с ней сотрудничали?
— У нас с Дуней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, могу рассказать только про свое детство, про отрочество. Вот я и рассказывала Дуне о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, какой был Александр Николаевич. Она как-то спросила у меня: «Какую человеческую черту Вертинского вы бы выделили?» Я сказала ей: «Неестественную теплоту, сочувствие к людям». У него было великое сочувствие к бедным людям! Он же был сиротой, но, несмотря на это, не озлобился, не ожесточился! От этого мы и отталкивались с Дуней. Но к работе она меня не подпускала, показала только готовый сценарий. Я сделала ряд замечаний, и вот эта чудесная история завершилась премьерой. Хочу поблагодарить всех, кто принял участие.
— Как вы ощущаете себя сегодня, когда вокруг все только и говорят, что о COVID-19?
— Вы не чувствуете одиночества?
— Вовсе нет. Одиночества на самом деле не бывает, это выдумка. Если у тебя есть дело, любовь — откуда взяться одиночеству? Любовь — это ведь не только муж и жена, это семья. А семья у меня большая: сын Степан, четверо внуков, правнук, сестра, две племянницы. И всех их я люблю. Степан внешне очень похож на своего деда — Александра Вертинского. Он и характер деда унаследовал, его доброту. Хотя постоянно ворчит на меня, что я балую внуков. А мне кажется, детей нужно баловать. Как это делал мой папа. Плохое в жизни дети еще увидят, когда станут взрослыми, а вот добро им должны давать родные. Папа нас с сестрой не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся. Хотя знал, что я учусь на «два». Но ведь он и сам так же учился! Если мама или бабушка начинали на меня жаловаться, он, грассируя, говорил мне: «Я тебя умоляю, да-агая, чтобы ты вела себя чуточку получше». Им был найден удивительный язык общения с детьми. Например, он говорил нам: «Я очень стгадаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил сдерживала свой жуткий характер. Очень любила папу и ревновала ко всем. Мне казалось, что он — моя абсолютная собственность. Из-за этого частенько нападала на старшую сестру Машу. Если у нее был день рождения и папа дарил Маше куклу, то одновременно обязательно покупал похожую и мне. Чтобы я не обижалась. Но я все равно могла разозлиться, что у Маши кукла в другом платьице. И потом старалась сделать все, чтобы ее кукла досталась мне. Отбирала силой. Характер, конечно, у меня был жуткий. За мои проделки папа часто называл меня «бурей в клизме».
— Как-то вы рассказывали историю, как ваш отец на гастролях в каком-то городе в гостинице с тапкой в руке бегал за горничной и кричал: «Не прав был Ленин — кухарка не может управлять государством!»
— На уровне тапочек Александр Николаевич был абсолютно прав. Если вы читали его книгу, то знаете, что в конце жизни он пришел к большому разочарованию. Он видел, что его идеалы рухнули. Ведь, как и многие русские интеллигенты начала XX века, Вертинский был идеалистом. Как Набоков, который в эмиграции страшно тосковал по родине, вспоминал каждую травинку, колосинку, бабочку из своего детства, и эта ностальгия сделала из него великого мастера. Микромир, который он вывез с собой из России, оказался огромным. Так было и у Александра Николаевича. Он же был невероятным патриотом. Со множеством заблуждений. Но папа не хотел и не умел приспосабливаться к власти. Он (как и я потом) не вступил в партию, хотя ему, думаю, предлагали. Ни перед кем не заискивал. Был такой случай. Вертинский спел в нашей школе концерт, средства от которого должны были пойти сиротам. Через некоторое время позвонил один учитель и сказал, что на эти деньги директриса школы купила себе в кабинет ковер. Как же побледнел папа! Схватил пальто и побежал в школу. Мы с Машей за ним. Бежали рядом и хохотали в предвкушении скандала. А бедный папа глотал на ходу валидол. Мы вбежали на третий этаж. Папа закрыл двери кабинета перед нашим носом. Не знаю, что он сказал, но потом директриса продала ковер и вернула деньги сиротам. Папа никогда не мог понять, как можно не помочь, пройти мимо чужой беды, обмануть кого-то.
— Александр Николаевич Вертинский — артист уникальный, великий, ставший уже легендой. А вы сами когда осознали талант своего отца?
— Ко мне это пришло не сразу. Помню, я стояла на линейке в пионерском лагере и вместе со всеми пела песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». И думала: «Эх, ну почему это не мой папа написал? Я бы сейчас всем рассказала». А он пел про каких-то балерин, матросов, про бананово-лимонный Сингапур. В то время как мои одноклассники бананов даже и не видели никогда! Я и сама не знала, что такое Сингапур: география в школе заканчивалась границами Советского Союза. Мне казалось, что папа поет «в Снегапуре» — этакая смесь снега и хачапури. Всю глубину этих песен, всю сказочность я ощутила в полной мере только после его ухода.
— Кстати, про пионерский лагерь: слышал, будто бы это Вертинский решил вас туда отправить и потом пожалел об этом.
— Да-да. Как-то за столом папа сказал маме: «Лиличка, а тебе не кажется, что мы воспитываем девочек не как советских гражданок?» И было принято решение отправить нас в пионерский лагерь. Каждой выдали по большому чемодану с теплыми, красивыми вещами. Назад мы привезли только один чемодан, причем там лежали только маечка Маши и мои шароварчики. Все остальное у нас своровали. Как только мы зашли в квартиру — чумазые, оборванные, — первым делом страшно выругались, после чего прошли на кухню и схватили грязными руками котлеты. Наши родные остолбенели. К тому же мы постоянно чесались, потому что подхватили вшей. И тогда было решено: больше в пионерский лагерь ни ногой.
— Вы однажды сказали: «Господь лишил меня радости в браке». Почему?
— Один мужчина, который в свое время за мной ухаживал, сказал: «Мне в тебе не хватает стервозности». Я рассмеялась. Спросила: «Скажи, пожалуйста, а что такое роковая женщина?» Он стал описывать какую-то с черной бровью, с горящим взором. Да ничего подобного! Роковая женщина — это Манон Леско. Вот она идет, а кругом жертвы. Почему она уходит от мужчины? Ей же было только что хорошо. Но она в дороге, ей нужно дальше идти. Вот и я всегда была в дороге, всегда куда-то стремилась. Многие видят в идеальном браке маниловщину. Когда муж и жена вступают в мещанский сговор: «А давай никому не скажем, что мы купили тумбочку». Но это не моя стихия, я до сих пор не приспособлена для этого. Взять хотя бы брак с Сашей Градским. Сейчас я понимаю, что поступила недальновидно. Нужно было оставить все на уровне романа, не следовало выходить замуж. У нас не получилось не потому, что кто-то оказался плохим, а потому, что мы абсолютно из разных «детских». Он воспитан на своей музыке, я, как вы понимаете, — на музыке Вертинского. Ну да, поначалу все начиналось как в сказке, но потом — быт, реальность… И вот наши реальности не совпали. Сегодня, хотя мы редко с Сашей видимся, я по-прежнему отношусь к нему с добротой и уважением. Прошли годы, и я сейчас понимаю, что брак — это вообще не для меня. Я — самодостаточный человек, во многом независима. Такой сложный, тяжелый женский характер.
— Это ерунда. Вовсе нет. Каждый человек — это личность, не важно, известен он народу или нет. Публичность в таких вещах значения не имеет. Просто все союзы — разные, как отпечатки пальцев. Взять брак Родиона Щедрина и Майи Плисецкой. Или Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука. Эти союзы получились счастливыми, им никак не мешало, что оба супруга — звезды. Ведь между собой они обычные люди. Они же не говорят друг другу: «Эй ты, звезда, где мой чай?» Никиту я очень любила, но была совершенно одержима своей профессией. Не знаю почему, фанатично любила свою работу. Я готова была перенести все невзгоды. Снималась в массовках, получая копейки. На этот алтарь могла положить все. А ему нужна была совершенно другая женщина. И правильно, что мы разошлись! Два таких сильных человека не могут жить вместе. Но наши отношения прошли проверку временем и стали очень теплыми и дружескими.
— При вашей одержимости профессией с начала 2000-х вы не снимаетесь в кино и не играете на сцене. Добровольно ушли на пенсию…
Фото: Валерий Плотников
Фото: Валерий Плотников
— Да, в какой-то момент я поняла, что не хочу… А кого мне играть? Маму киллера? Вы можете представить меня в этой роли? Я в фартуке готовлю на кухне. Приходит домой мой сын-киллер. Я говорю: «Сынок, хочешь чаю?» А он: «Мама, отвали, не сейчас». Ну и что это? Зачем? Не попадаются мне хорошие сценарии и пьесы. А в театре я больше не хочу выходить в ролях «от-кутюр» и рыдать о вишневом саде. Мне хочется живой образ, каким, например, была моя героиня в фильме «Безымянная звезда». Конечно, бывали ошибки. Например, помню, как в годы перестройки снялась в фильме Васи Пичула «В городе Сочи темные ночи». Сыграла в эпизоде алкоголичку. Сделала у стоматолога железные зубы, подложила под щечки вату, нарисовала мешки под глазами. И зачем? Не знаю. Эта работа никому ничего не дала. Конечно, многие артисты рады любой возможности промелькнуть на экране. Пытаются догнать поезд славы, который уже давно ушел. Грета Гарбо в свое время просто перестала сниматься. Представляете, если бы она вышла в роли бабушки киллера?! Ее бы не поняли. А так она посвятила последние годы друзьям, себе.
— И все же нам, зрителям, жаль, что вас не видно в кино и на сцене. Вас же любят!
— Я рада, что меня любят, но если ты постоянно высовываешься, это не значит, что тебя будут больше любить. А в спектаклях какого режиссера сегодня играть? Не знаю. Я вообще против того, чтобы артист играл в преклонном возрасте. Даже в хороших ролях. У нас это возведено в какой-то культ: умри на сцене, это так престижно! И вот артистам делают в антракте уколы, после чего они собирают волю в кулак и пытаются играть. Ну что это такое? Разве это олимпиада? Зачем такая гонка? Можно добиться того, что тебе поставят памятник или поместят твое имя на Аллее звезд. Но произойдет землетрясение, и все это рассыплется. А что останется? Я считаю, что на века остаются живопись, литература и музыка. А исполнительское искусство не вечно. Когда-то люди сходили с ума по Вере Холодной или Чарли Чаплину. А сейчас их искусство такие восторги уже не вызовет. И это нормально, потому что время меняется.
— Вы смотрите телевизор?
— Зачем? Я не хочу смотреть на артистов, которые ходят по ток-шоу и рассказывают, с кем они спали. Это противно!
— Что вам помогает не изменять своим принципам?
— Есть вещи, которые разрушают любого: алчность, ревность, зависть. И, как правило, эти чувства человек испытывает намного чаще, чем, скажем, прилив доброты. Вот что с вами чаще случается: вы улыбаетесь какой-нибудь собачке, радуетесь удачно сказанному слову или расстраиваетесь из-за того, что вас толкнули в метро, нахамили в магазине? В таких ситуациях надо просто уметь поворачиваться спиной. Иначе вы разрушите себя. Мне в свое время эта наука стоила огромных усилий. Но я себя воспитала… Вот, например, я влюблена. Мой мужчина тоже влюблен в меня, я в этом уверена. Но почему-то в какой-то момент он при мне начинает кокетничать с другой девушкой, целовать ей ручки. Что должно происходить со мной? Конечно, я должна вспыхнуть, но не показать виду при всех. А когда мы останемся одни, надо наорать и съесть его. Но я научилась реагировать иначе. Я из последних сил заставляю себя повернуться ко всему происходящему спиной. И успокаиваюсь. Никто меня этому не учил, просто я сама поняла это. В результате я пребываю в счастливом неведении относительно многого, что могло бы меня ранить. Я никогда не соглашаюсь, чтобы мне передавали чьи-то недобрые высказывания обо мне. Бывает, встречаешь человека, который тебя ненавидит, а ты ведь этого не знаешь, улыбаешься ему, здороваешься — он обескуражен. Так лучше жить, понимаете? Практичнее, спокойнее. Сейчас осознала: главное, что я выстояла. Ни в личной жизни, ни в искусстве я не разменяла себя. Осталась сильным, независимым человеком. Для меня это важно! Грехи, как известно, тянут вниз.