маяковский история фантиков фотографическая
«Лучших сосок не было и нет», или Рекламный гений Маяковского
Рекламные стихи, что писал Маяковский, вызывали споры, шокировали, смешили, продавали и учили. Забыть их было невозможно.
«Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!» Разве можно такое забыть, особенно в 1923 году? Такая реклама и сегодня вызвала бы не просто споры, а настоящую бурю негодования многих людей. Что уж говорить о той, куда более чувствительной публике. Но Маяковский знал, что делал. Сам поэт вспоминал: «Против этого были возражения, на я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». И оказался прав. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.
Но тогда Маяковский — уже опытный «рекламист». А начиналось всё в годы Гражданской войны с политической и околополитической агитации.
ОКНА РОСТА — красная сатира и агитация
«Моя работа в РОСТА [Российское телеграфное агенство — прим. авт.] началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки (…) первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свёл меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе [совместное с Черемных] окно мы делали вместе. Дальше пришёл И. Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие…». Так Маяковский устроился работать в плакатный отдел РОСТА — сочинял доступные широкой публике сатирические стихи и рисовал плакаты о последних сводках с фронта.
Дело шло хорошо. Художники работали от зари до зари, рисовали вручную, и уже в 1920 году выпускали по несколько плакатов в день. А затем Гражданская война закончилась, и ОКНА РОСТА остались в прошлом — на своё законное место на витринах вернулась торговая реклама.
Маяковский и Родченко — «реклам-конструкторы»
И пускай писатели считали рекламу делом чуть ли не недостойным, и пускай Борис Пастернак называл такие стихи «бессодержательностью», Маяковского это не смущало. Он относился к рекламе как к искусству, которое оказывает действенную помощь людям. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы», — говорил он. И первым из больших поэтов ворвался в рекламу.
В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко — талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий. Поэт писал веселые, хлёсткие и императивные слоганы, а художник оформлял их в оригинальном и незабываемом конструктивистском стиле. Советский плакат тех лет с «лесенкой» Маяковского ни с чем не перепутать.
Особенно удачным получился слоган для разных товаров треста «Моссельпром» — «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — папиросы, хлеб, масло, пиво, квас и лимонад, макароны и колбасы, кофе и какао, конфеты и шоколад… Всё, что производил трест.
За несколько лет работы «реклам-конструкторы» создали около полусотни плакатов, сотню вывесок, фантиков и упаковок. Брали при этом немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
Не забывал поэт и о Гражданской войне. На фантиках карамели «Красноармейская звезда» красовались строки: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул», или: «Врангеля шлют помещики вскоре — скинули Врангеля в Чёрное море».
От торговой рекламы середины 1920-х Маяковский перешёл к социальной. Писал «санитарные стихи» — «Мой руки», «Сор — в ящик», «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны»; «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»… Поэт призывал не опаздывать на работу, проветривать комнату перед сном, мыть руки, бросить курить, пить. Участвовал в кампании за трезвость:
Алкоголики, —
воспряньте!
Неуместна
ваша паника!
Гляньте —
пиво хлещет
анти-
алкогольная компанийка.
В 1930 году Маяковский представил на выставке «20 лет работы» своё наследие, в том числе афиши и плакаты. Словно предчувствовал, что настало время подводить итоги. Из трёх залов один был полностью занят рекламой.
avtomat_kx
Интересное в сети
Интересное в мире
Коллекционер Виктор Кудрявцев собирает обертки от конфект (так до революции называли конфеты) и шоколада.
В его коллекции уже несколько сотен оберток. Все они представляют большую историческую и художественную ценность. По ним можно можно изучать не только историю, но и литературу, географию и искусство прошлого века. А еще их безумно интересно рассматривать.
Сюжеты многих этикеток рисовали известные художники: И.Билибин, М. Врубель, А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов и другие. На обертках печатали басни И. Крылова, сказки А. Пушкина, стихи В. Маяковского и других знаменитых авторов.
В свое время фантики использовали как мощное средство рекламы и массовой информации, заменявшее в те времена радио, телевидение, а иногда и иллюстрированные журналы.
Обертки XIX — начала ХХ века
1 Карамель «Неаполитанская»
2 Карамель «Фотографическая»
3 Шоколад «Ловля крабов»
4 Шоколад «Охота на волков»
5 Карамель «Мятная»
6 Серия «Русские художники и их картины»
7 Серия «Типы народов земного шара»
8 Карамель «Декадентская»
9 Шоколад «Бородино», серия «1812 год»
10 Шоколад «Таня», серия «Дети-шалуны»
11 Шоколад «Борьба»
12 Шоколад «Карикатурный»
13 Детский шоколад
14 Карамель «Шары Шуры»
15 Конфеты «Веселая вдова»
16 Шоколад «Гадательный»
Обертки 20-х — 30-х годов ХХ века
17 Конфеты «Спотыкач»
18 Карамель «Бэби»
19 Карамель «Дачная»
20 Карамель «Красноармейская звезда». Автор стихотворения на фантике Владимир Маяковский.
21 Шоколад «Герой»
22 Ирис «Детский»
23 Карамель «Красная Заря»
24 Карамель «Альпийский турист»
25 Карамель «Арак»
26 Карамель «Выставочная»
27 Карамель «Голландочка»
28 Карамель «Грушевая»
29 Карамель «Декабристы»
30 Карамель «Друзья»
31 Карамель «Ильич»
32 Карамель «Красная Москва»
33 Карамель «Крестьянская»
34 Карамель «Лето»
35 Карамель «Ликерная»
36 Карамель «Маленькие музыканты»
37 Карамель «Народная»
38 Карамель «Народная»
Обертки 40-х — 50-х годов ХХ века
39 Карамель «Новый вес»
40 Шоколад «Балет» 1946
41 Шоколад «Басни И.А.Крылова» 1945
42 Шоколад «Сказки Пушкина»
43 Водный спорт 1941
44 Ленинградский пористый шоколад
45 Конфеты «Ну-ка отними!»
46 Детский шоколад «Дружба» 1946
47 Карамель-загадка
48 Шоколад «Кола». Детям давать нельзя.
49 Ванильный шоколад
50 Батон «Гуси-лебеди» 1952
51 Октябрь XXVII шоколад 1945
52 Шоколад «Линкор»
53 Шоколад «Люкс» 1957
54 Шоколад «Спорт» 1953
55 Шоколад «Москва» 1947
Маяковский и упаковка
Мне трудно представить жизнь без ощущения того «вкуса к главному потоку поэзии, который пронизывает все в мире», как это назвал Джером Селинджэр в одной из моих любимых повестей «Выше стропила, плотники». Связь между поэзией и упаковкой, на первый взгляд, неочевидна, но я постоянно ищу её и радуюсь, когда нахожу её и когда могу поделиться этим с другими. Таковы причины появления данной статьи.
Многие ли знают о том, что к упаковке имел непосредственное отношение выдающийся поэт Владимир Маяковский? Что он лично участвовал в разработке упаковки для ряда кондитерских изделий? Что им написано множество двустиший, запечатлённых на конфетных обёртках?
Немного расскажу об этом.
В начале XX в. в крупных городах России активно развивалось промышленное производство, в частности кондитерское. Кондитерские предприятия выпускали продукцию высокого качества, технология производства которой так же, как и некоторые названия марок, сохранились на долгие годы. Рядом с новыми названиями государственных предприятий в послереволюционный период на конфетных фантиках стояли имена бывших владельцев фабрик: настолько велико было доверие к прежним производителям. Конфеты «Мишка косолапый», например, вообще дошли до наших дней фактически без изменений, включая обёртку.
В начале 1920-х гг., когда Маяковский писал рекламные тексты для упаковки, старые промышленные предприятия были национализированы, но товары выпускались оформленными в прежнем стиле. Это необходимо было изменить.
Кроме того, перед дизайнерами, художниками была поставлена задача внедрять в сознание населения представления о новом быте – желательно с помощью новых художественно-выразительных средств.
Был период НЭПа («новой экономической политики»), допустившей на время развитие частного производства в целях быстрого восстановления экономики страны после эпохи военного коммунизма. С одной стороны, частное производство было «дозволено», с другой – большевики осознавали, что это опасно с точки зрения идеологии, поскольку на волне НЭПа вспенивалась новая буржуазия. Возникала угроза возврата страны на капиталистический путь развития (который, впрочем, в России был довольно коротким). Поэтому с нэпманами идейно боролись.
В эту борьбу и включился «агитатор, горлан-главарь», поэт Владимир Маяковский. Для него данный шаг стал естественным продолжением поэтической работы «на злобу дня» в период Гражданской войны. Я имею в виду «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – тогда молодые художники и поэты ежедневно выпускали плакаты с короткими стихотворными подписями. Плакаты представляли собой иллюстрации к новостям, которые передавались телеграфным агентством в газеты. Сам Маяковский об «Окнах РОСТА» писал так: «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
В области рекламы и упаковки конфет, печенья, бисквитов, какао, папирос, сосок, галош и прочих товаров работал Маяковский в основном в сотрудничестве с известным художником и фотографом Александром Родченко.
Родченко был талантливым авангардистом. Сразу же после Февральской революции 1917 г. он возглавил созданный тогда профсоюз живописцев. С энтузиазмом приняв Октябрь, Родченко заявлял, что славит революцию «как единственный двигатель жизни».
Родченко пришел от идей так называемого «беспредметного искусства» к идеям конструктивизма.
Конструктивизм в дизайне упаковки выражался в использовании намеренно узкой цветовой палитры (красного, чёрного, белого цветов), большого количества геометрических форм, лаконичных графических образов, нарочитого упрощения шрифтов, вплетении в композиции понятийно-знаковых символов – например, стрелок.
К 1922 г. Родченко стал профессором живописного отделения и деканом металлообрабатывающего факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа). Цели советского конструктивизма были сформулированы в специальных учебных лозунгах для студентов: «Жизнь, сознательная и организованная, умеющая видеть и конструировать, есть современное искусство»; «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, музеев» и других.
Конструктивисты выступали за слияние творчества с повседневностью, за связь искусства с производством и служение искусства идеологии. Это счастливым образом совпало с мировоззрением Маяковского и послужило основой творческого союза Маяковского и Родченко в работе над упаковкой в 1923–1925 гг.
Их главным заказчиком был Моссельпром.
Аббревиатура «Моссельпром» расшифровывается как «Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности». Это был пищевой трест Московского совета народного хозяйства, объединивший национализированные предприятия. Он был создан в 1922 г., упразднён в 1937 г. В состав треста вошли московские кондитерские, табачные, хлебопекарные, колбасные, пивоваренные, мукомольные, макаронные, дрожжевые, винные, консервные фабрики и заводы. Самые крупные из них – кондитерские государственные фабрики «Красный Октябрь» (бывшая «Товарищество Эйнем»), «Им. П.А. Бабаева» (бывшая «Товарищество Абрикосов и Сыновья»), «Марат» (ранее «Товарищество Иванов и Марков»); табачные государственные фабрики «Дукат» (бывшая «Товарищество Дукат»), «Ява» (ранее «Товарищество Габай»), «Красная звезда»; пивоваренные государственные заводы № 1 (ранее «Трехгорное товарищество») и № 2 (бывший «Хамовнический») и др.
Также «Моссельпрому» принадлежало несколько вспомогательных производств (картонно-ящичная фабрика, художественная мастерская, типография и др.) и собственная широкая оптовая и розничная сеть сбыта, включавшая оптовые базы, розничные магазины, ларьки, лотки, передвижные тележки и т.п.). Ставший официальным лозунгом треста рекламный лозунг «Нигде кроме, как в Моссельпроме», придуманный Маяковским, помнят до сих пор.
Газета «Правда» писала 30 марта 1924 г.: «Маяковским, совместно с Родченко, по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии “Вожди революции”, “Индустрия”, “Красная Москва”. Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних “конфетных” названий и рисунков такими, в которых четко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев. ».
Не всё задуманное осуществилось. Известно, что Маяковским было создано более сотни коротких стихов для Моссельпрома. Свет увидело около шестидесяти. Найдено и хранится (в основном в Музее Маяковского в Москве) значительно меньше. Большая часть забыта и никогда не публиковалась. Несколько текстов обнаружилось благодаря бывшему кладовщику кондитерской фабрики «Красный Октябрь», коллекционировавшему конфетные фантики «своей» фабрики.
Я бы разделила тексты Маяковского «для обёрток» на две группы: стихи пропагандистские и стихи просветительские.Ко второй группе относятся тексты для карамели «Новый вес» и «Новые меры». Дело в том, что в 1918 г. в нашей стране была введена метрическая система мер, к чему ещё в 1899 г. призывал великий химик Дмитрий Менделеев, писавший: «Облегчим же… возможность всеобщего распространения метрической системы и через то посодействуем в этом отношении общей пользе и будущему желанному сближению народов. Не скрою, понемногу, но оно придёт. Пойдём ему навстречу».
Тем не менее до 1918 г. в России пользовались системой длин и весов, установленной в XVI-XVII вв. и уточненной Петром I. Для популяризации новой системы и облегчения её восприятия фабрика «Красный Октябрь» выпустила серии карамели со стихами Маяковского. Хочется показать наиболее яркие образцы.
Нексколько текстов для обёрток карамели «Новый вес» (декабрь 1923 г.). Их проиллюстрировал сам поэт.
Фунт – четыреста граммов
Упирай на этот пункт,
новый разум вырасти:
тянет граммов старый фунт
около четыреста.
Что помешает запомнить нам:
тысяча килограммов – тонна.
Вес ее точный, помнить буду,
равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
на тонны счет заграничным товарам.
Тоже быть не нужно хитрым,
чтоб измерить жидкость литром.
Для простоты запомнить нужно:
в одном ведре литров – дюжина.
Несколько текстов для обёрток карамели «Новые меры»
Серия А (посвящённая метрической мере длины):
Запомни расчет, очень важен:
два метра – приблизительно сажень.
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.
Заруби на носу, торговый люд:
три дециметра – один фут.
Серия Б (посвящённая метрической мере площади):
Важно для каждого гражданина:
в 1 кв. метре приблизительно 2 кв. аршина.
У нас обычай старинный –
мерить землю десятиной.
Теперь без крика и свары
научимся мерить на гектары.
В гектаре 10 000 метров квадратных,
И пустяк сосчитать туда и обратно.
К просветительским (несмотря на их явную идеологическую направленность) текстам я бы отнесла и стихи Маяковского для карамели «Наша индустрия», знакомящие народ с новинками техники.
Несколько текстов для обёрток карамели «Наша индустрия».
Сохранились расписки Родченко об исполнении рисунков к этой серии фантиков от декабря 1923 г.
По весне земля черна,
взбита, словно вата.
Покрупней давай зерна
пашне, элеватор.
Старина, не хромай.
Подтянись, что молодо.
Проведёмте трамвай
от села до города.
Крестьянскому характеру
пора привыкнуть к трактору,
не провернуть земли сухой
доисторической сохой.
Стихи для обёрток карамели «Красноармейская звезда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь», 1924 г.) целиком разработаны Маяковским – и рисунки, и тексты. Это уже пропагандистские тексты, классика жанра:
Сунулся было Колчак в правители,
Только того адмирала и видели.
Вздумалось лезть генералу Деникину —
Красноармеец Деникина выкинул.
Шел Юденич на красный Питер,
Да о штыки бока повытер.
Врангеля шлют помещики вскоре —
скинули Врангеля в Черное море.
Теперь передышка, военный люд
Домой возвратился и взялся за труд.
Не верьте, крестьяне, в тишь да гладь,
в землю штык — рано втыкать.
С Антантой вострей держите ухо —
тоже тянется к нашим краюхам.
Чтоб враг не лез на республику в раже,
красноармейцы, стойте на страже!
Не слишком удачен, на мой взгляд, текст для печенья «Красный авиатор» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») – изображение Родченко, текст Маяковского:
Рассыпайся по кустам,
вражеская конница.
За тобою здесь и там
авиатор гонится.
Уползай под стол, рыча,
генералов нация.
Подымайся на плечах,
наша авиация.
Мы везде проводим мысль,
даже в деле лакомств:
если нашей станет высь,
враг полезет раком.
Зато как свежо и живо написан текст для упаковки печенья «Зебра»:
Было зебре горячо
бегать только в Африке,
а теперь ее печет
Моссельпром на фабрике.
Обёртки для конфет «Наша индустрия», «Красная Москва» и «Новый вес» (Моссельпром) были представлены и высоко оценены на Международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 г., а В. Маяковского и А. Родченко наградили за эти работы серебряными медалями.
Большинство текстов «для этикеток» написано Маяковским весело и с чувством. Талантливый человек не может халтурить, когда пишет «не великие стихи». Многие из окружения Маяковского критиковали его за то, что он «тратит себя на рекламу». Маяковский отвечал, что считает моссельпромовские стихи «поэзией самой высокой квалификации». Он был уверен: сочиняя их, делает важное дело.
Сейчас всё это – история. Почти сто лет назад съедены конфеты, над оформлением упаковки которых трудился Маяковский. Но рукописи, как известно, не горят, и я рада, что хотя бы некоторые из образцов его поэзии столь специфичного жанра доступны сегодняшнему читателю.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях: