меч короля артура история или миф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Миф – это правдивая история,
Которая случилась в начале времен.
Мирче Элиаде
Близ руин средневекового замка в городе Звечай (Босния и Герцоговина), протекает река Врбас. С ней связано очень много средневековых легенд. Именно там недавно местные дайверы наткнулись на меч. Несмотря на свой почтенный возраст, а это более 700 лет, он прекрасно сохранился.
Возраст меча подтвердил анализ лезвия, сделанный историком Музея Республики Сербской Янко Врачаром. Для этого региона это очень редкая находка. Всего лишь вторая за 100 лет!
Камень, в котором был меч, начал трескаться. Археологи удалили как можно большую часть его вокруг меча еще под водой. Часть камня, конечно же, взяли для анализа.
Вот, что сказал в своём интервью изданию BalkanInsight археолог Иван Панджич, который, также, является куратором Музея Республики Сербской: «Это первый меч, который мы нашли в ходе археологических раскопок, возле средневекового города Звечай, поэтому эта находка имеет очень большое значение для науки». Как меч попал в камень, а затем на дно реки, ученые до сих пор не могут выяснить.
Даже если у короля Артура есть реальный исторический прототип, даже если существовал этот меч, то ведь, всё равно Артур был королём Британии. Он там погиб в битве при Камланне, и, согласно легенде, сэр Бедивер вернул меч своего короля в озеро. Некоторые исследователи утверждают, что вся эта история просто метафора, иносказательное повествование о зарождающемся железном веке.
Вообще, мечи, найденные в камнях, не являются таким уж неслыханным явлением. В часовне Монтесиепи, в Тоскане, археологи обнаружили меч 12-го века. Он принадлежал человеку по имени Сан-Галгано. Согласно легенде, Сан-Галгано был жестоким, высокомерным, мирским рыцарем. Однажды ему было видение Архангела Михаила, после этого рыцарь покаялся, принял Христа. Но, когда ему сказали, что он должен отказаться от всех своих мирских владений и желаний, жить в одиночестве, то он возмутился.
Согласно «Древним источникам», Сан-Галгано выразил протест, сказав, что сделать это невозможно точно также, как расколоть мечом камень. В доказательство он тут же вытащил свой меч и воткнул его в камень. Этот камень по сей день хранится в часовне Монтесиепи. Сан-Галгано же, после своей смерти, был причислен к лику святых.
Некоторые историки считают, что именно эта история послужила вдохновением для создания легенды о мече короля Артура. Им противоречат другие, приводя аргументы о том, что первые упоминания имени Артура содержали валлийские поэмы ещё с 600 года.
Как бы там ни было, правда или вымысел знаменитый король и его легендарный меч, но находка на дне реки Врбас порадовала и археологов, и простых боснийцев. Пусть он на самом деле и не Экскалибур. Это невозможно ни доказать, ни опровергнуть. А неразгаданные загадки истории так будоражат воображение!
Если вас заинтересовала данная тема, прочтите другую нашу статью об этом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Миф в квадрате: меч Эскалибур короля Артура… Или «Волшебная Железяка» кельтского эпоса
Продолжаем цикл «Легендарные боевые железяки» очень зыбким и неочевидным исследованием двух мифологических субъектов: не установленного исторической наукой короля Артура. И не менее туманного боевого друга его — меча под названием «Эскалибур». Итак…
В 1485 году в Англии вышло в свет обширное сочинение Томаса Мэлори «Смерть Aртура». Считается по сей день наиболее полным Сводом «легенд» о знаменитом венценосце. Нужно понимать, что Мэлори находился под тяжелой контузией несомненным очарованием французской рыцарской литературы, безумно популярной тогда… Но! В основу его художественного труда лег не нормандский, а кельтский (бриттский) эпос. Довольно богатый на описания реальных исторических событий, связанных с борьбой бриттов: сперва — с римлянами, а позднее — с англами и саксами.
Очень жаль, что у нас мало переводят народные островные легенды, повествующие о жизни короля Артура. Там много интереснее, нежели в «эпическом сборнике» Мэлори. Но не суть, этот джентльмен пересказал довольно точно предания об Эскалибуре — легендарном мече, что нас интересует в первую очередь.
Ряд версий этой легенды сообщают, что клинок Эскалибура был с обеих сторон покрыт выгравированными на нем надписями. В первом бою Артура, когда меч впервые обнажили, его клинок вспыхнул светом тридцати факелов, ослепив противников короля…
Признано наукой, что родилась легенда об Артуре и его Мече — в эпоху борьбы бриттов с пиктами и германцами (V–VII вв.). Агнес МакКензи в книге «Кельтская Шотландия» (рекомендую категорически!) убедительно предположила, что в основу «Артурщины» легли ранние кельтские предания, повествующие о разных эпохах заселения Британских островов. Образовавшие причудливый сплав мифов и легенд. Там легендарный меч носит название Капедфолх (Каладфолх). Валлийский термин, произошедший от ирландского «Кал ад болт» — «Твердая Молния».
«История бриттов» («История королей Британии») Гальфрида Монмутского, написанная на рубеже 1130-ых годов сообщает, что меч короля Артура был откован в Авалоне и название его звучит как «Калибурн». Лингвисты установили — это латинизированное валлийское «Каледфолх». Когда же легенда о короле Артуре перешагнула границы Англии и вступила в старофранцузскую литературу, название «Калибурн» приобрело офранцуженную форму — «Эскалибур» или «Экскалибур» и …целую кучу других транскрипций написания.
Сколь широко менялось название Меча, еще быстрее искажалась его история. Эскалибур стал принадлежать сэру Гавейну — племяннику короля Артура. Потом — исключительно самому Артуру. Волшебнику Мерлину. Вообще не пойми кому из рыцарей Круглого Стола. В позднейших сочинениях Артур не вытаскивает его из камня, а получает Меч от Владычицы Озера. Или от загадочной руки, торчащей из воды. Короче, эти путанники-французы так и не решили промеж себя: Эскалибур — «меч из камня» или «меч из озера». Или это вообще разные мечи…
А средневековые хронисты, писавшие о ранней истории Британских островов, неизменно пытались натянуть сову на глобус соединить события истории об Артуре… с событиями истории римской. Тогда была популярна «Энеида» Вергилия, и надерганные из нее «факты» малахольные монахи упорно пытались соединить с фактами ранней истории Британии. Как итог — на свет вылупилось несколько увлекательных литературных произведений. С нулевой исторической ценностью. Именно в этом лютом (похлеще Фоменковского) трэше греко-римско-кельтских мифов и легенд — появилась другая версия происхождения Эскалибура…
Старинные предания донесли до нас упоминания о загадочном мече под зловещим названием «Желтая Смерть» (лат. — Сгосеа Mors). О нем поминает в своей «Истории бриттов» Гальфрид Монмутский. В валлийских версиях легенды этот меч носит название Angau Glas («Красная Смерть») или Agheu Glas («Серая Смерть»).
В годы Римской республики легендарный меч был утерян и найден только Юлием Цезарем в годы его юности. Молодой Цезарь воспринял эту находку как знак того, что боги избрали его. Ну чтобы императором он стал, как минимум, — всей Ойкумены. Меч сопровождал Цезаря во всех военных походах, включая вооруженный визит в Британию (55 году до н. э.). И там Эскалибур у него (не ржать!) отобрали. В бою. В щите застрял некоего принца Ненния, предводителя бриттов. А тот его пешим порядком уволок с поля боя. Или что-то в этом роде, там версий куча. Уффф… Я предупреждал про трэш))
Дальше всё гладко пошло. Около пятисот лет легендарный меч пролежал в могиле принца Ненния. В первой половине 400-х годов власть над Британией захватили Вортегирп, вождь племени гевиссеев. Он приказал извлечь меч Юлия Цезаря из могилы Ненния и выставить на всеобщее обозрение. На центральной площади Лондона. Чтобы его не украли, меч было приказано вонзить (гы!) в железную наковальню высотой 1 фут (позже известную как «наковальня Вулкана»). Саму наковаленку вмуровали в большой известняковый камень. Замысел был таков: поднять патриотизм народа символом былых побед над римлянами. И подвигнуть на геройское сопротивление стучавшимся в границы саксам.
Пиар-ход провалился с треском. Горожане быстро утратили интерес к легендарному оружию, меч остался интересен только для воров, которые время от времени пытались вытащить его из камня. Безуспешно. Кто-то из неудачников, бают, даже вырезал под рукояткой меча надпись: «(Трудно) освободить (железо) из известняка», что по-латыни звучит как «ex calеc libera». Из этой латинской фразы, как решили гении-монахи фоменкоидного разлива, — и происходит название легендарного меча короля Артура — Эскалибур (Гальфрид Монмутский называет его Калибурн).
«Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого».
Все эти фигуры неоднократно проверялись, и …признаны полулегендарными. Их реальное существование, как и Артурово, ничем не доказано. Только письменные источники разной степени фантазийности.
«Правда … туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». Тонко и понятно. Истина всегда где-то там! ))
А что же Артур и его Эскалибур? Были очевидно. В лохматые седые времена. И если фото самого героя-короля не сохранилось, то меч я вам могу предоставить для обзора. Вот такой мог быть, если от волшебных легенд отлипнуть:
Или вот такой «Эскалибур», типичный «меровингский меч» VI-VII веков.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Легенда о мече в камне, в принципе, довольно известна. Однако же, на всякий случай, изложим её — в пересказе Томаса Мэлори (Thomas Malory), автора знаменитой «Смерти Артура».
«… И вот, в величайшей из церквей Лондона — был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, — задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём — будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней — чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».
Подивились люди и поведали о том архиепископу…»
«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.
Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.
Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори — в основном, кстати, стихотворных, — в пять раз превышает объём написанной им самим книги.
Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.
Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори — под наковальней, стоящей на камне).
Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти — в 1181 году — был причислен к лику святых.
О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.
Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор — Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).
В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего — меч.
«Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно — в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.
По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано — так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.
Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:
La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.
источники
http://www.monsalvat.globalfolio.net/
http://www.lamescaligere.it/pages/Ricerca%20storica/armi%20nel%20medievo.php
http://muz4in.net/
А я вот что вам напомню, помните мы Разоблачли Миф боя на мечах или изучали Историю рыцарского турнира
Эскалибур
В конце серии, Мерлин рассказал дракону, что это Утер взял заколдованный меч, а не Артур, на что Килгарра неистово ревел, как раненное в самое сердце существо. Килгарра велел Мерлину спрятать Эскалибур в месте, где артефакт никто не найдёт. И юноша забросил меч в озеро, чтобы его никто не нашёл. Эскалибур погрузился в воду плашмя, вызвав круги на воде и брызги, потом утонул, опустившись на дно. Это было до появления там леди Озера, Фрейи.
13 серия 3 сезона «Восшествие Артура: Часть 2». Эскалибур участвовал в битве за Камелот, когда королевство захватили Моргауза и Моргана, которые привели туда бессмертных воинов Сенреда, сделанных Чашей Жизни. Мерлин, достав меч из воды озера с помощью Фрейи, опустошил Чашу Жизни, ударив по ней Эскалибуром и вылив из неё кровь солдат. Бессмертная армия, состоящая из живых мертвецов, сразу исчезла, это убило их. Потом Мерлин вонзил меч в камень в лесу, до лучших времён.
После этого события Эскалибур 4 года (так как между 4 и 5 сезонами прошло 3 года, которые были годами мира и процветания, а 4 год ношения Артуром Эскалибура растянут на весь 5 сезон) находился у Артура Пендрагона, у того, кому и был предназначен. Король им сражался в крупных и мелких битвах и повсюду нёс с собой.
В 13 серии 5 сезона «Алмаз дня: Часть 2», Эскалибур будет участвовать в битве за Камелот на поле (или в ущелье) Камлана, где Артур этим мечом убьёт Мордреда, после того, как друид смертельно ранит его мечом Кларент, который тоже был закалён в дыхании дракона, но Айтузы. Меч будет у короля Артура всю дорогу до озера Авалон, которого король должен был достичь за день или два. По пути Мерлин смертельно ранит Эскалибуром последнюю Верховную жрицу Моргану, проткнув мечом. Позже маг забрасывает меч в озеро, где его ловит Фрейя, и хоронит последнего короля Камелота, Артура Пендрагона, отталкивая лодку от берега и пуская её по магическим волнам вдаль к острову Авалон.
Интересные факты из реальности [ ]
Артуру он понадобился после того, как сломался ещё один его меч во время битвы с королём Пеллинором. Волшебник Мерлин привёл короля Артура к озеру, где жила таинственная Озёрная Дева. Но это не её рука высовывалась из воды. Дева Озера – его владычица – обитала в замке на берегу. Артур и Мерлин видели, как дева шла к ним по воде. Приблизившись, она сказала:
– Войдите вон в ту барку и подгребите к мечу, и можете взять его вместе с ножнами.
Потом Мерлин спросил короля Артура: что ему больше нравится – меч или ножны?
– Меч мне больше нравится, – ответил Артур.
– Не угадал, – сказал волшебник. – Ибо ножны эти стоят десяти таких мечей. Покуда будут они у тебя на боку, ты не потеряешь ни капли крови, как бы жестоко ни был изранен. Потому храни ножны и держи их всегда при себе.
Меч короля артура история или миф
Когда же легенды о короле Артуре попали во французскую литературу появился сначала вариант Escalibor, потом Excalibor и, наконец, знакомое всем, Excalibur.
Внешний вид
Сыр Ноулес, в рассказе о битве короля Артура с восставшими против него рыцарями дает следующее описание меча: «. он поднял свой меч, Экскалибур, который он добыл при помощи Мерлина у Озерной Леди и который сиял ярко как свет тридцати факелов, ослепляя его врагов».
А в эпизоде с сэром Бэдивером, говорится, что эфес меча был украшен прекрасными дорогими камнями.
Согласно иным источникам на эфесе были два дракона, глаза которых выпускали огонь или по другой версии обладали силой успокаивать врагов. Украшен он был гиацинтами (гранатами), топазами и бриллиантами.
Так же помимо упоминаемой Томасом Булфинчем надписи в легендах упоминаются еще две, находившиеся на разных сторонах меча: «возьми меня» и «выбрось меня» или «одна сторона, чтобы побеждать» и «другая сторона, чтобы защищать».
Происхождение меча
Как сообщает Гальфрид Монмутский в своей «Истории бриттов», Экскалибур был изготовлен на острове Аваллон.
Обретение Экскалибура
Томас Булфинч излагает следующую версию того, как король Артур получил в свои руки Экскалибур. Согласно ей, епископ Брайс в сочельник обратился с просьбой к знати, совершить молитву о ниспослании знака, через который Божественное провидение указало бы будущего суверена. После этого перед церковными дверями был обнаружен камень, в который был воткнут меч. На рукояти меча было написано: «Экскалибур, достоин я руки надежной короля».
Сэр Ноулес рассказывает эту история иначе. По его версии рыцари и бароны которые желали отлучить Артура от короны встретились вместе и пошли на праздник в честь коронации в Карлеоне, как бы воздать Артуру почести и они сидели вместе со всеми на королевском пиру.
Но когда после банкета, Артур согласно старой королевской традиции начал раздавать земли тому, кому он желал, они встали и с презрением отвергли его дары, крича, что они ничего не примут от сопливого мальчишки неизвестного происхождения, но готовы сами принести ему подношение в виде ударов меча между шеей и плечами. В зале поднялось смятение, и каждый был готов к сражению. Но Артур вскочил с места, словно пламя огня против них и все его рыцари и бароны обнажили мечи. Началось битва, в которой мятежники были вытеснены сначала из дворца, а потом и из города. Ворота были закрыты за бунтовщиками, а король Артур в своем рвении и ярости сломан о них свой меч.
После этого бунтовщики основали лагерь недалеко от Карлеона. Мерлин пытался образумить их, рассказав о королевском происхождении Артура. Некоторые его послушали, другие нет. Артур и архиепископ также разговаривали с восставшими королями, но напрасно.
Судьба Экскалибура после смерти Короля Артура
Кроме того, в легендах говорится что умирающий Артур был увезен на лодке в сопровождении трех королев на остров Аваллон, где он среди эльфов надеялся излечить свои раны. И более того Артур обещал вернуться.
В связи с этим очень любопытна одна старая валлийская сказка, в которой говорится о наполненной сокровищами пещере Короля Артура, где за столом препоясанные мечами и в доспехах сидели рыцари. А во главе их был король. Они лишь спали, ожидая своего часа. (5) Кто знает, быть может Артур вернул себе свой меч, а может кто-то когда-нибудь обнаружит его в числе доставаемых в наши дни со дна европейских озер клинков.
Особая сила Экскалибура
Экскалибуру приписывают магические силы, а также ассоциируют с законным суверенитетом Британии.
Ножны Экскалибура по преданию обладают собственной силой. Так, например, они оберегали владельца от смерти от потери крови. В некоторых сказаниях раны и вовсе переставали кровоточить, если ножны оставались на теле.