медведь на ярмарке на руси картинки
«Медвежьи потехи» на Руси: что это было и почему их запретили
Медведей на Руси почитали, однако именно с этими животными были связаны самые жестокие потехи. Медведи участвовали не только в представлениях, но и в кровопролитных боях.
Эпоха «медвежьих потех» на Руси закончилась трагически: животных уничтожали тысячами. За что потехи попали в немилость, и почему было принято столь жестокое по отношению к животным решение?
«Бой с медведем». Репродукция картины В. Нагорнова
Царские забавы
В XVII веке в каждом знатном доме была псарня. Держали там не только собак. В отдельных вольерах жили бурые медведи, которых выпускали только для представления. Была даже специальная профессия — медведчики. Эти люди были и дрессировщиками, и поводырями, и режиссёрами.
На псаренном дворе жили разные медведи. Тех животных, что воли никогда не видели, называли «учёными», то есть прирученными и дрессированными. Медведей, пойманных в лесу взрослыми, клеймили «гонными». Такие звери были пригодны только для боев и травли. Зажиточные люди позволяли себе разнообразить «медвежий ассортимент». Иногда на псаренных дворах встречались белые медведи, которых специально ловили и привозили для потех.
Как правило, потехи устраивались на заднем дворе внутри круглых арен, обнесённых стенами. Зимой медведей и собак вывозили на замёрзшие речки, где животные тешили зрителей, поскальзываясь и падая.
Медведи на улицах России
Несмотря на варварское отношение к бурым мишкам, на Руси они издревле почитались как священные животные. Например, поводчика с медведем приводили в дом, если скотина сильно хворала. Зверь обходил двор и вдруг начинал рыть землю. В том месте, где медведь рыл яму, находили кости или волосы — предметы заговора. Как вещицы сжигали, так и скот выздоравливал.
Люди верили, что только медведь способен «учуять» чёрную магию. После этого зверь получал награду: стол, на котором стоял мёд, ягоды и фрукты. Однако уважение, которое медведи внушали людям, не помешало сделать из них дрессированных актёров и жестоких бойцов.
«Медведчики (развлечение). Старая Москва». А. Васнецов
«Медвежьи потехи»: цирк и травля
Травля и бои — самые жестокие виды «медвежьих потех». Первый вид развлечения примерно в это же время существовал в Англии. Там потеху называли беар-битингом. За рубежом и в России устраивали развлечение одинаково: внутрь круга на цепь сажали медведя и спускали собак. По мере того, как зверь убивал противников, добавляли новых бойцов.
В боях, которые также проводились на арене, против медведя выступал человек. Воина вооружали рогатиной (тяжёлое и длинное русское копьё), которую боец должен был всадить в бок зверю. Иногда вместо человека против дикого медведя выпускали «учёного».
В цирковых представлениях участвовали только «учёные» медведи. Поводыри заставляли животных плясать, прыгать, стоять на задних лапах. При этом действия медведей поводырь комментировал поговорками и присказками. Получалось своеобразное тематическое представление, высмеивающее социальные реалии.
За что казнили плясовых медведей?
Русская православная церковь была против «медвежьих потех» ещё в XII веке, но из-за популярности забавы противостоять ей было сложно. Староверы также выступали против боев и цирков с участием медведей, называя забаву жестокой и бесчеловечной. Лично протопоп Авакуум призывал верующих отказаться от потех.
В конце XVIII века вышел указ, который обязывал всех потешных медведей казнить. Животных собирали в кучи, после чего охотники с ружьями открывали огонь. Тогда истребили огромное количество зверей. В XIX веке «потешный» промысел вновь возродился в русских деревнях, однако популярностью забавы уже не пользовались.
Медведи на полотнах русских художников
Продолжаем любоваться и вдохновляться картинами знаменитых художников, запечатлевших медведей. На этот раз рассматриваем картины русских художников.
Самой известной картиной с изображением медведей, пожалуй, можно считать «Утро в сосновом лесу». Эта картина была написана в 1889 году Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Долгое время автором картины называли только Шишкина, даже до сих пор эта информация широко распространена. Все потому, что коллекционер Павел Третьяков стер подпись Савицкого. Справедливость восторжествовала, и на данный момент то, что картина принадлежит кистям обоих художников — достоверный факт.
Один из самых известных русских художников — Василий Иванович Суриков — также писал картины с участием медведей. Среди них «Охота Царя Михаила Федоровича на медведя» (1898).
А также «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского» (1900).
Известным автором охотничьих сцен является Николай Егорович Сверчков (1817-1898). В 1885 году он написал картину «Охота на медведя».
Кисти Клавдия Васильевича Лебедева (1852-1916) принадлежит полотно «Сострунка медведя в лесу», также посвященное охоте.
Евгений Александрович Тихменев (1869-1934) — русский живописец, график, анималист, которому особенно удавались охотничьи сцены — написал картину «Охота на медведя с рогатиной».
Автор многих религиозных картин — Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) — запечатлел в своей картине «Юность Преподобного Сергия» историю о приручении медведя Преподобным Сергием Радонежским.
Однажды Преподобный Сергий Радонежский увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение. Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как не разумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) в своей картине «И не убоимся» призывает к огненной смелости. И дикие звери могут стать помощниками, как это случилось с медведем, подошедшим к монахам.
Граф Владимир Леонидович Муравьев (1861-1940) был романтиком. Возможно, он — единственный русский художник, которому удалось опоэтизировать охоту, привлечь к ней внимание широкой публики. Муравьев и медведей не обошел своим вниманием. Что любопытно, в целой серии картин Муравьева под названием «Охотничья живопись» нет никакой охоты, только мирная жизнь животных в естественной среде.
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) — исследователь полярных земель и первый живописец Арктики. А какая же Арктика без белого медведя? В 1899 году Борисов запечатлел полярного мишку на своей картине «Лунная ночь. Медведь на охоте».
Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) — известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту — одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть „пейзажем с фигурой“ или приблизиться к зоологической иллюстрации». В.А. Ватагин прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах — выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь. Конечно, Ватагин не мог обойти медведей в своих картинах.
Флёров Константин Константинович (1904-1980) — художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных, широко цитировался в иллюстрациях палеонтологической тематики во второй половине XX века. Среди работ Флёрова изображение пещерного медведя.
Российский художник-самоучка грузинского происхождения, представитель примитивизма — Нико Пиросмани (1862-1918) неоднократно изображал медведей, и на них у этого художника было свое видение.
Русские художники, несомненно, внесли огромный вклад в мировое искусство, в том числе и по части изображения медведей.
Надеюсь, вам было интересно 🙂
Как изображали медведей зарубежные художники, можно посмотреть здесь>>
Зачем на Руси по улицам водили медведей, и Почему эту забаву запретил император
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Образ медведя в языческой мифологии
В дохристианские времена на Руси медведя считали божественным существом. Его никогда не называли животным, а находили иные имена: Топтыгин, Михайло Потапыч, существо, «место меда ведующее». Сегодня не многие знают такие прозвища, как «тюх-тюхня» или «мав-мавта». Более простые варианты «косолапый», «бурый» известны и по сей день.
В древности считалось, что человек имеет общее с ним происхождение, так как ступни мишки, его пальцы и глаза очень похожи на человеческие. Кстати, привычка бурого сосать лапу в христианской России связывалась с соблюдением людьми Рождественского поста.
Мощное, опасное животное, олицетворяющее отличное, богатырское здоровье и силу, способное защитить свое потомство. Не зря на старинной русской свадьбе молодых называли медведицей и медведем, а для первой брачной ночи стелили медвежью шкуру. Прекрасный семьянин, строгий хозяин и царь леса – вот какие качества приписывались этому животному. Он считался и охранником, и покровителем пастухов, и даже будто бы был способен снять порчу с животного.
Вот сколько удивительных качеств. Потому очень часто медведя водили вокруг деревень и сел. Сопровождаемый толпой зевак, косолапый совершал прогулку, одновременно гарантируя богатый урожай и защищая от сглаза домашних животных.
Почему крестьяне любили смотреть на медведей и приглашали их к себе во двор
Пользуясь тем, что крестьяне приписывали медведю невероятные способности, предприимчивые люди водили животное по деревням. Использовалась толстая прочная цепь, которая крепилась за мочку носа питомца с помощью кольца. Крестьяне хотели, чтобы мишка оберегал скот и изгонял злых духов из хлева. Понятно, что четвероногий не мог этого сделать, но незаметный рывок за кольцо в носу заставлял его рычать.
Хозяева верили, что медведь таким образом показывает, что нечистая сила рядом и старается ее изгнать. За это они щедро платили. Владелец медведя подливал масла в огонь, читая непонятные заклинания и осторожно почесывая медвежье ухо. Зверь успокаивался, его морда становилась довольной, а крестьяне считали, что злые духи изгнаны.
Нередко дельцов просили определить пол младенца, который должен был родиться. Как это происходило: медведю предлагалось угощение, и в том случае если он поедал его без рыка и с удовольствием, говорили, что родится мальчик. В ином случае – девочка. Вот такая древнерусская ультразвуковая диагностика.
С течением времени ритуал по вождению медведя превратился в обычную деревенскую или городскую забаву, что, кстати, не одобрялось церковью.
Какими были «медвежьи представления-потехи»
Постепенно из священного ритуала вождение медведя превратилось в своеобразное цирковое представление. Эти удивительные животные обладали различными талантами: могли танцевать, изображать марширующего солдата, вставать на передние лапы и даже пить брагу. Все это приносило хозяевам неплохую прибыль, и они старались обучить питомца как можно большему количеству трюков, ведь от этого зависел доход.
Достаточно вспомнить современный цирк, где мишки катаются на велосипедах, и станет понятно, какими увлекательными бывали представления. Более того, медведи обладают хорошей памятью, они сообразительны и очень ловки, несмотря на неуклюжую внешность. Прекрасно дрессируются, запоминают команды.
Широко процветал бизнес по выращиванию и обучению мохнатых артистов. Были созданы зверинцы, предлагающие медведей для выступлений, самыми известными городами, где можно было купить животное, были Пошехонь и Сморгонь.
Указ Александра II о запрещении вождения медведей
Если простой люд с удовольствием глазел на медведей, то церковнослужители и любители животных были против. Последние даже образовали общество защиты этих животных (это произошло в 1865 году). В его состав вошло пятьдесят активных участников. Основные требования: запретить медвежьи представления на территории Российской империи как несовместимые с понятием милосердие. Конечно, они были правы, так как чтобы сделать из медведя послушного артиста, очень часто хозяева использовали побои и иные жестокие методы.
Результат был достигнут. В 1866 году император Александр II издал указ, которым запретил вождение медведей с любой целью.
Все было бы прекрасно, но вот только последствия возникли неприятные. Спрос на косолапых артистов упал, они уже не приносили легкие деньги владельцам, и животных просто стали уничтожать. Некоторым медведям повезло – их оставили в живых. Дрессированных медведей теперь разрешалось держать только в цирках.
Но память оставалась. Во время празднования Святок и Масленицы некоторые из участников традиционных обрядов наряжались в медвежью шкуру. Лохматые колядовщики на цепи вместе с толпой празднующих бродили по дворам, выполняли фокусы, танцевали, то есть продолжали веселить народ вместо запрещенных животных.
Также это животное отметилось и в русских сказках. Существует даже версия, зачем на самом деле медведь украл Машу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Образ медведя в славянской мифологии
Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам. Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой. Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве. Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе. Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.
Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.
Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.
Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).
Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).
Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.
Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.
Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.
В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь. Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине, которая не могла родить ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).
Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе, медведь гонится, преследует – к пополнению семейства. В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти лечили от испуга, лихорадки; медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и сглаза.
Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.
Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко от людей. Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман, который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличие.
Что охраняет медведь, в кого обращается? Славянские предания и поверья.
Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.
Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.
Медведя надо уважать, а не бояться. И вести себя с ним в соответствии с его силищей. Убежать от медведя невозможно: при всей своей кажущейся неуклюжести, он развивает скорость до 55-70 км/ч.К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок;Самые крупные бурые медведи живут на Камчатке и Аляске. Самцы весят 400-500 и более кг; попадались гиганты весом 600—800 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк, весил 1134 кг. Некоторые самцы, встав на задние лапы, достигают роста 2,8—3 м.Друг с другом медведи не дружат, они одиночки. Медвежата рождаются в феврале, в берлоге, и весят при этом всего 300-600 граммов, а выходят из берлоги уже 25-килограммовыми. Они проводят с матерью иногда до четырех лет, кормит их медведица молоком от полутора до трех лет.
Пословицы и приметы:
• Не дано медведю волчьей смелости, а волку – медвежьей силы
• Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
• Два медведя в одной берлоге не живут
• Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
• Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).
©