место силы малая родина региональная история локальная идентичность
Проекты
Статус проекта: проект не получил поддержки
Первый фестиваль культуры и искусства им. Н. А. Львова «АРХИТЕКТУРА ЖИЗНИ»
Обоснование
В современной культуре повседневности активно развиваются разные ресурсы для саморазвития, самопознания и осознанности жизни.
Мы ищем гармонии и счастья в датском «хюгге», рецепты успешности у блогеров, участвуем в марафонах всего-чего-возможно и коуч-сессиях героев нашего времени. Выстаиваем персональную экосистему жизни…
Каждая площадка фестиваля не только отражает определенную грань таланта Н.А. Львова, но и транслирует современное творчество молодых авторов. Синергия академических традиций в искусстве и дерзости молодых авторов задает вектор развития современного искусства и архитектуры.
В региональной культурной жизни остро не хватает проектов современного искусства. Фестивальная площадка здесь выступает новым региональным креативным пространством для популяризации истории и лучших образцов современной культуры, встреч с экспертами, исследователями, профессионалами и любителями сферы искусства.
Задачи
Актуальность и общественная значимость
В 2021 году Усадьбу «Знаменское-Раёк» передали в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Всероссийский историко-этнографический музей» (г. Торжок). Запланированы реставрационные работы. Помимо реставрации, Усадьбе необходимо стать новой культурной площадкой региона. Фестиваль культуры и искусства им. Н. А. Львова «Архитектура жизни» как нельзя лучше отражает две основные задачи возрождения Усадьбы: сохранение и популяризация наследия малых городов и поселений и вдохновение для творческой молодежи.
Президентский фонд культурных инициатив начал прием заявок на поддержку проектов по восьми направлениям
Это «Нация созидателей», «Место силы», «Великое русское слово» и другие тематические направления. Подать заявки могут не только НКО, но и коммерческие организации со всей страны с 15 июня по 30 июля. Общая сумма грантовой поддержки составит 3,5 миллиарда рублей.
Они создают вместе с детьми мультфильмы по мотивам народных сказок, чтобы современные мальчишки и девчонки их не забыли, возрождают древние ремесла, открывают сельские музеи, с помощью виртуальных технологий сохраняют исчезающие языки, проводят классные фестивали, создают творческие лаборатории, театральные студии, инклюзивные мастерские, которые помогают творить без границ талантливым мастерам – сотни НКО, учреждений культуры, различных творческих объединений по всей стране воплощают в жизнь крутые и невероятно важные проекты.
Чтобы поддержать подобные инициативы, по указу Владимира Путина в конце мая был создан Президентский фонд культурных инициатив. На конкурсной основе он поддержит проекты некоммерческих организаций в сфере культуры, искусства и творческих индустрий (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и политических партий), а также муниципальные учреждения культуры, коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, реализующих подобные проекты, ведь творческие коллективы существуют в разных организационно-правовых формах. Это главное отличие нового конкурса от конкурсов Фонда президентских грантов.
Прием заявок на конкурс стартовал 15 июня и продлится до 30 июля 2021 года.
Как сообщил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, который курирует новый фонд, итоги конкурса будут подведены не позднее 15 сентября. Экспертный совет состоит из 28 человек во главе с композитором и продюсером Игорем Матвиенко.
Типы проектов для участия в конкурсе:
1. Проекты в области культуры и академического (классического) искусства.
2. Межотраслевые, сетевые культурные и кросскультурные проекты.
3. Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусств.
4. Фестивали, премии и форумы в области культуры, искусства и креативных индустрий.
5. Проекты в области современной популярной культуры.
6. Стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий.
7. Проекты креативных индустрий.
8. Образовательные и наставнические проекты.
Проекты принимаются по восьми тематическим направлениям:
1. Нация созидателей. Российские первооткрыватели, изобретатели, ученые, проекты в креативных индустриях. Лучшие креативные достижения страны.
2. Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей.
3. Молодые лидеры. Выявление и поддержка молодых талантливых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.
4. Место силы. Малая родина. Региональная история. Локальная идентичность.
5. Великое русское слово. Литературные, театральные и иные проекты, основывающиеся на русской литературе и драматургии.
6. Я горжусь. Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории.
7. История страны / Вехи. Проекты, посвященные выдающимся деятелям и событиям в жизни российской культуры.
Генеральный директор фонда Роман Карманов сообщил, что общая сумма грантовой поддержки составит 3,5 миллиарда рублей.
Проекты
Статус проекта: победитель конкурса
Приморье в каждой Букве
Обоснование
Задачи
Актуальность и общественная значимость
По результатам индекса качества городской среды за 2020 год, 10 из 12 городских округов Приморья, будучи наиболее комфортными для проживания населенными пунктами, не набирают даже 50% рейтинга. Такая ситуация складывается по всей стране. Низкий уровень комфортности городской среды в большинстве субъектов обозначен в качестве одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»). Одним из важных факторов качества городской среды являются наличие и качество общественных пространств и отдельных малых архитектурных форм. Общественные пространства – это не просто благоустроенные, но многофункциональные открытые и бесплатные пространства, удовлетворяющие потребности жителей. Приоритетом становится активное вовлечение жителей в создание таких пространств и малых архитектурных форм, что позволяет сформировать не просто комфортную, но уникальную и привлекательную среду населенного пункта. Особенно важно реализовывать такие проекты в небольших населенных пунктах, испытывающих дефицит культурно значимых объектов.
Кроме того, такого рода участие является показателем реального патриотизма, выражающегося в готовности решать задачи устойчивого развития страны. Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 №2945-Р «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» закрепило, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Таким образом, важным показателем патриотизма гражданина Российской Федерации является не только знание истории, уважительное отношение к государственной символике, но и готовность активно участвовать в развитии территории, на которой человек проживает.
В Приморье работа по вовлечению молодежи в развитие территорий началась в 2017 году в рамках проекта «Молодежь — территориям Приморья!», где были апробированы ряд методик и механизмов. В качестве высокоэффективного механизма формирования сопричастности людей чему-то себя зарекомендовали форматы совместного творчества, совместного действия, когда некое действие выполняется совместно специалистами и просто гражданами. Также стоит отметить, что практикумы «Арт-десант» зарекомендовали себя как эффективный способ социализации и развития коммуникаций. Воспитание бережного отношения жителей к своей малой родине, раскрытие их творческих возможностей, и даже влияние на выбор будущей профессии для молодых участников усиливают общекультурную значимость проекта. В будущем участники проекта смогут применить полученный опыт при создании собственных арт-объектов.
Проекты
Статус проекта: проект не получил поддержки
Сибирь. Это моя земля
Обоснование
Современная высокотехнологичная среда создает условия для формирования у школьников гаджетозависимости. Проект «Сибирь. Это моя земля» учитывает растущий тренд использование школьниками гаджетов. Творческая концепция проекта заключается в трансформации бесцельного пребывания в смартфоне в созидательную деятельность, вовлекаясь в которую школьник «заражает» своим интересом своих друзей. Вектор интереса к творчеству в сочетании с возможностями мобильных устройств способен привлечь молодёжь к процессу изучения родной земли во всем его многообразии, воспитать новых патриотов своей страны. Малые народности хранят свои Места силы, которые найдут молодые авторы и придадут им новые смыслы. Творческое преломление через взгляд юного автора на проблемы современности, делает персонажей современными и интересными, а технология помогает использовать наиболее востребованную форму подачи креатива. Формат проекта открывает возможности для творческого самовыражения всех, включая лиц с ограничениями по здоровью.
И школьники, и студенты чаще всего ищут вдохновение в популярной на сегодняшний день литературе, музыке и кино. Не в истории, не в истоках, хотя в фольклоре малых народов кроются тысячи неожиданных персонажей, поворотов и мотивов, о которых попросту никто не знает. Наш проект обеспечивает решение данной проблемы, наполняя интернет пространство творческим контентом и взращивая интерес к Малой родине и Местам силы начиная со школьной скамьи.
Задачи
Актуальность и общественная значимость
Актуальность и общественная значимость Проекта также косвенно подтверждается п 26 Плана мероприятий по реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2016 г. N 1792-р приоритетной задачей названа реализация детско-юношеских творческих проектов, направленных на сохранение и развитие национальных традиций с участием представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Любовь и интерес к Малой родине отражается напрямую на миграционном поведении молодежи. Главными компонентами символической репрезентации региональной идентичности молодежи являются природное богатство (места силы) и культурно-историческое своеобразие (локальная идентичность), связанное, прежде всего с традициями и наследием коренного этноса.
Мы живем во времена, когда интерес к культуре малых народностей падает. В подтверждение этого приведем статистику запросив Яндекс по названиям малых народностей Сибири: «Чулымцы» и «Селькупы». Если сравнивать статистику запросов за первые 6 месяцев 2020 и 2021 годов, то видим, что количество запросов по названию чулымцы снизилось на 27% (в 2020 году 4774, в 2021 году 3503), по названию селькупы на 20% (в 2020 году 28474, в 2021 22728). Эта динамика, а также низкие абсолютные значения количества запросов, говорят о необходимости возрождения интереса к культурному наследию малых народов, опирающегося на прогрессивные образовательные технологии.
Самостоятельная творческая, проектная работа школьников, самостоятельное переосмысление культурного окружения, как неотъемлемая часть системно-деятельностного подхода, обеспечивающая системное и гармоничное развитие личности обучающегося, закреплено в п 4 части 1 нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) России от 31 мая 2021 года. Формат творческого конкурса, направленный на самостоятельное переосмысление школьниками культурного наследия малых народов, его эпоса и быта, является наиболее востребованной формой воспитательной работой, определяемой ФГОС.
Необходимо также отметить, что недооценивается роль так называемого локального патриотизма – речь идет о любви к малой родине. Можно любить всю страну, а можно любить тот город, в котором ты живешь, в котором ты вырос, с которым тебя очень многое связывает. И если на уровне государства всячески поддерживается патриотизм в масштабах всей страны, то если смотреть на запросы со стороны общества, со стороны жителей, мы видим, что запрос на локальный патриотизм в каком-то смысле намного сильнее. И желание как-то манифестировать любовь к родному краю и рефлексировать по этому поводу очень сильно развито.
Таким образом практическая значимость и актуальность проекта заключается в предоставлении школьникам возможности в соответствии с Посланием Президента «в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере литературы и искусства», выявить молодые таланты и при этом поддержать направление по модернизации современных средств популяризации культурного наследия Сибири.
Место силы малая родина региональная история локальная идентичность
Когда мы говорим о патриотизме, то, как правило, мы под этим словом подразумеваем любовь к родине, любовь к стране в таком самом широком смысле, когда, как в стихотворении, «и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, это Родина моя, всех люблю на свете я», подразумеваем масштабы скорее всей страны.
Между тем, недооценивается, как кажется, роль так называемого локального патриотизма – это речь идет о любви к малой родине. То есть, можно как бы любить всю страну, а можно любить тот город, в котором ты живешь, в котором ты вырос, с которым тебя очень многое связывает. И если на уровне государства всячески поддерживается патриотизм в масштабах всей страны, то если смотреть на запросы со стороны общества, со стороны жителей, то мы увидим, что запрос на локальный патриотизм в каком-то смысле намного сильнее. И желание как-то манифестировать любовь к родному краю и рефлексировать по этому поводу очень-очень сильно развито. Особенно в небольших городах и в деревнях. Чем меньше населенный пункт, тем больше запрос на поиск уникальных особенностей, чего-то неповторимого и прекрасного, чем местные жители могли бы гордиться. В масштабах Москвы эта история немножечко растворяется, потому что слишком большой и слишком сложный город.
Если говорить об отношении государства к локальному патриотизму, то мы увидим, что, чем общество более тоталитарно, тем оно жестче относится к этой низовой инициативе. В этом смысле одним из показательных явлений является то, что произошло в советское время, когда на самых разных уровнях этот локальный патриотизм всячески подавлялся и подразумевалось, что любить нужно всю большую советскую родину, а может быть даже весь мир, угнетенных рабочих других стран, если мы двигаемся к мировому коммунизму. И показательно, что движение к мировому коммунизму и создание советского государства сопровождалось, в том числе, как раз разгромом краеведения, которое произошло в сталинские годы – типичная научная дисциплина, которая акцентируется именно на локальных особенностях местной культуры, местной истории.
Вот это оказалось в советское время не нужным и даже идеологически вредным.
Тем показательнее, что в постсоветское время, когда прежние жесткие идеологические рамки перестали работать, по всей стране произошел невероятный взлет этой локально-ориентированной культуры и локального патриотизма, что проявлялось на самых разных уровнях.
Начиная с того, что почти все города начали массово придумывать себе гимны, гербы, и как-то их внедрять. Важную роль стали получать местные праздники.
И показательно, что в конце 90-х годов по всей стране прокатилась волна формирования именно местных локальных праздников типа дня города, дня поселка и так далее. Сейчас уже даже у самой маленькой деревни, где казалось бы, 10 домов, но тем не менее, они тоже празднуют день деревни и этот праздник действительно для них имеет большое значение. В местной культуре это очень сильно проявилось.
То есть это возрождение краеведения.
Если в любом городе пойти в местную библиотеку и посмотреть, сколько книг и статей по истории местного края было опубликовано за пять лет советской власти и за пять лет постсоветской власти, то мы увидим невероятный всплеск и активную деятельность. В этом направлении выходят и книги, и статью почти в каждой районной газете есть.
Собственно, местные медиа – районные газеты, которые достаточно формально подходили к освещению какой-то локальной проблематики, сейчас очень сильно востребованы, если смотреть опять же данные социологических опросов, то во многих регионах местные газеты более популярны, чем какие-то СМИ, которые в масштабах всей страны действуют.
И даже на уровне социальных сетей, если мы посмотрим социальную сеть ВКонтакте, то увидим, что почти каждый житель того или иного населенного пункта, зарегистрированный ВКонтакте, он вступает в группу, например, «торопится моя любовь», «мы все из Омска» и так далее, и так далее. И количество этих локальных групп в социальных сетях и локальных форумов, объединяющих местных жителей, где происходит какая-то жизнь и обсуждение городской проблематики, огромно.
Собственно, показательным примером того, как это работает, и какие изменения произошли в сознании жителей этих населенных пунктов за последние пару десятилетий, это то, что произошло с традицией песен про города. В советское время у многих городов были песни, посвященные любви к этому городу, но если посмотреть советскую песенную традицию, то композиторы могли написать про город Орел, Омск, песню, которая потом профессионально записывалась и исполнялась.
Если мы проанализируем тексты этих песен, то мы увидим, что в них нет почти ничего специфического. То есть локальной специфики нет. И вообще зачастую нет города. Очень большое количество советских песен о городах, в которых воспевается небо синее, зелень лугов и так далее. Будто бы это вообще не про город, а про какой-то сельский населенный пункт. И многие устроены так, что, кажется, можно просто подставить название другого города, и песня ничуть ничего не потеряет. Потому что ничего специфического там нет.
Если мы посмотрим те песни о городах, которые существуют в постсоветское время, даже, например, в социальных сетях, не секрет, что та же социальная сеть ВКонтакте, где размещается очень много аудиофайлов, и среди них огромное количество песен, посвященных тому или иному населенному пункту. Как правило, они в тех же самых локальных группах скапливаются. Мы увидим совершенно другую картину. Во-первых, большинство этих песен сочиняют уже не профессиональные композиторы, а непрофессиональные. В диапазоне от каких-то местных поэтов и заканчивая подростками, которые пишут рэп про свой родной Торопец или какой-то другой город.
Мы увидим, что в этих песнях очень ярко проявляется именно местная специфика. То есть тут уже невозможно подставить название другого города, потому что в самом тексте песен очень активно описываются, фиксируются какие-то вещи, связанные с местной спецификой: будь то история этого города или какие-то знаковые местные здания и так далее. Вплоть до того, что появляется такой любопытный феномен, как краеведческий рэп. Это когда молодые рэп-исполнители, решая сочинить песню про свой родной город, вынуждены обращаться к краеведческим пособиям.
Они не очень хорошо представляют, как именно выстроить, описать уникальность своего города так, чтобы это было действительно на высоком уровне, достойно и убедительно, поэтому они обращаются к краеведческим пособиям, изучают историю города и потом, собственно, в форме рэпа описывают его историю, происхождение, ключевые события его истории и так далее. Очень часто в этих песнях появляются реалии, которые абсолютно непонятны людям, которые не живут в этом городе. То есть, основным потребителем этих песен становятся местные жители. Если раньше советская песня скорее была направлена вовне, чтобы прославить город Тверь по всему Советскому Союзу, то здесь это история про внутренне потребление. Количество, постоянно растущее, этих песен, и их очевидная востребованность говорит о том, что для местных жителей это действительно достаточно важная история. Чувства жителей к родному краю и стремление как-то проявлять эти чувства, несомненно, нуждаются в некоторой подпитке.
То есть, если город страшный, ужасный и там вообще нечем гордиться и все плохо, то жители, которые может быть изо всех сил и рады бы найти в нем что-то уникальное и как-то его полюбить, рано или поздно опускают руки, и отсутствие локального патриотизма, какие-то проблемы с ним, могут привести к желанию уехать из города, что, конечно, для того города, откуда они уезжают, плохо.
Потому что мы понимаем, что человеческий капитал в современных условиях – это один из самых важных ресурсов. Особенно это, конечно, касается молодежи. Поэтому работа с локальной культурой, локальными особенностями города – это важное направление, которым следовало бы заниматься местной власти, заинтересованной в том, чтобы как-то удержать жителей и сделать их жизнь более качественной, чтобы им действительно было чем гордиться.
Понятно, что в первую очередь для этого нужно быть эффективной властью и делать жизнь города лучше в прямом смысле слова. Однако, работа с этим локальным патриотизмом, с локальной культурой – это тот ресурс, который зачастую ими не используется, хотя он мог бы тоже работать на формирование какой-то вот устойчивой сильной локальной идентичности, локального патриотизма.
В этом смысле показательным примером является, например, установка памятников.
Не секрет, что в последнее десятилетие в городах самого разного масштаба довольно много происходит установок новых памятников, причем одним из трендов является установка каких-то стебных, смешных памятников. Например, водопроводчику, вылезающему из люка, и так далее.
К сожалению, как показывает практика, большинство этих памятников абсолютно мимо местных жителей проходят. То есть, их воспринимают скорее с удивлением и неприязнью. В то время, как если бы эти памятники как-то манифестировали и поддерживали локальную идентичность города, его уникальность, то отношение к ним могло быть совсем другим, они могли быть важным объединяющим ресурсом.
Приведу такой пример. В городе Бологое Тверской области, где мы с коллегами много лет проводили исследования, существует несколько устойчивых стереотипов, представлений о том, чем же собственно город является уникальным, и они связаны с несколькими вещами. Во-первых, с его срединным положением между двумя крупнейшими городами России, между Москвой и Петербургом. Местная интеллигенция даже иногда называет этот город маленькой столицей между двух столиц, что тоже очень показательно с точки зрения локального патриотизма. С другой стороны, это крупный железнодорожный узел, и все, что касается железнодорожной тематики, для них тоже очень востребовано.
Если говорить о каких-то культурных текстах, которые связываются с этим городом, то, например, существует такая шутка, что Бологое – это то место, где бордюр переходит в поребрик. Тут обыгрываются городские диалекты, названия одного и того же явления в Москве и в Питере. И, собственно, одним из осмысленных памятников, причем из очень дешевых, который можно было бы установить в городе Бологое и которые работали бы на укрепление этой локальной идентичности, это можно было бы поставить в центре города верстовой столб указатель, где одна стрелочка показывала бы в сторону Москвы, а другая в сторону Петербурга, и на одной было бы написано бордюр, а на другой написано поребрик. Очевидным образом этот памятник стал бы и достопримечательностью в масштабах всего города для внешних посетителей, и явно очень позитивно был бы воспринят местными жителями, потому что он бы как раз акцентировал уникальность города, его отличительные черты. К сожалению, в городе так и не был установлен этот памятник, зато в соседнем райцентре, который совсем не настолько посередине между Санкт-Петербургом и Москвой, подобный памятник был установлен и попал в федеральные СМИ, и местные жители очень хорошо к нему относятся, делают сэлфи на его фоне и так далее. Это типичный пример того, как можно работать с этими вот локальными смыслами для развития локального патриотизма.