методическая разработка урока по истории

Разработка урока по истории в соответствии с требованиями ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разработка урока по истории в соответствии с требованиями ФГОС»

Учитель: Оганесова Людмила Юрьевна

Учебный курс: Всеобщая история. История Древнего мира.

Раздел: Жизнь первобытных людей.

Базовый учебник: Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс /М. «Просвещение» 2012.

Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники».

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: мультимедийный-урок.

Цели урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска.

Средство обучение: учебник, тетрадь рабочая, карточки с заданием, презентация.

Основные понятия изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает условия для возникновения внутренней потребности
( Закон хорошей учебы: На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте).

Проверка домашнего задания

Организует отчёт консультантов.

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах.

Актуализация опорных знаний

На экране записаны понятия а так же имеются изображения (предметов): иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.

— Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

— Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика.

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Создание проблемной ситуации

Предлагает по двум изображениям (рисункам) на слайде сравнить древнейшего человека и разумного человека; далее сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

Мотивация нового материала

Организует обсуждение возникших затруднений.

Пытаются сформулировать тему и

цели урока совместно с учителем.

Изучение нового материала

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Импровизирует движений первобытного человека во время его охоты. Собирательства. Учитель демонстрирует движения. Используются так же слайды.

Учащиеся выполняют движения повторяя за учителем.

Первичное применение нового материала

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Самостоятельная работа в парах

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Коллективная работа с доской

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

Дополнительные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства.

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях.

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с. 8-17 раб.тетр. стр. 3-14

Источник

Разработка урока по истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методическая разработка урока по истории (дебаты), 9 класс

ТЕМА УРОКА: «Гражданская война: кто не за нас – тот против нас?»

Ожидаемый результат урока

Выбор общей позиции в условиях открытого диалога при обсуждении темы урока, когда учащиеся покажут понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы и осмысление ее в связи с собственной позицией.

· формирование способности воспроизведения и моделирования хода событий, личностного сопереживания («вживание» в ситуацию), осмысления событий гражданской войны с позиции человека, ответственного за будущее своей страны.

· освоение и применение знаний о важнейших событиях гражданской войны в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, представлять полученную информацию, следуя правилам ведения диалога и нормам этики делового общения.

Тип урока: применение знаний и умений

Форма проведения: дебаты

Формы деятельности: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Виды работы: дискуссия

Основные термины и понятия: «гражданская война», «белый террор», «красный террор», «интервенция», «военный коммунизм», «продразверстка», «демократическая контрреволюция», «махновщина», «малая» гражданская война»

Материальное обеспечение урока

1. Материалы к уроку:

· карточки для голосования (белые, красные);

· лист оценивания выступления спикеров.

2. Оборудование: 2 трибуны для спикеров.

2. мультимедийный проектор.

2. Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 1: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

3. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций. – М.: Центр, 2001.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных: правда с нами.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и расчет времени

Вводная (организационная) часть

· проверить наличие учащихся в классе по журналу и их готовность

· довести порядок проведения урока и представить помощников руководителя урока (экспертов)

· объяснить порядок заполнения экспертами листа оценивания выступлений спикеров (Приложение 1)

Основная часть (см. Ход урока)

Вступительное слово учителя

· объявить тему, цели, учебные вопросы урока (известны за 2 недели)

· прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дискуссии

1. Идеология движения.

2. Политические программы сторон.

3. Политика в отношении крестьянства.

· ответить на вопросы, возникшие в ходе урока

· подвести итоги урока

2) прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение к «воюющим» сторонам по окончании дискуссии

Кто изменил свою позицию? Почему?

· дать и прокомментировать домашнее задание

Вступительное слово учителя

Более 80 лет назад кончилась гражданская война, но все эти годы она продолжалась между историками в толковании ими того времени – времени драматических и трагических потрясений в России.

Как справедливо писал поэт Максимилиан Волошин:

«И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных: правда с нами».

Вот и мы с вами попытаемся найти эту правду. Форма поиска – дебаты.

Итак, приступим к работе.

Прошу зал поднятием карточки показать свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дебатов. Эксперты, зафиксируйте, пожалуйста, результат голосования. Эксперты (2 человека) будут следить за ходом дебатов, оценивать позиции «воюющих» сторон по разработанной ими системе оценки, и в конце урока свои выводы озвучат. Но «победителями» будут те, за кого проголосует большинство зала.

Просим представителей «красных», «белых» озвучить свою позицию по ключевым вопросам.

Непримиримость, конфронтационность и бескомпромиссность были одинаково присущи и «Белым» и «Красным».

Война глубоко отразилась на политической и психологической атмосфере в обществе. Почти пять лет люди, находившиеся в противоположных лагерях, отнюдь не сразу перестали смотреть друг на друга с неприязнью и подозрением. Надолго сохранилось глубокое недоверие и к правящим кругам стран, пришедшим в Россию с интервенцией 1918-1920 гг. Надолго закрепилось и рожденное революцией и гражданской войной обостренное классовое сознание и убежденность в непобедимости революции и созданного ею строя.

Огромные жертвы и потери страшно затруднили последующее восстановление народного хозяйства.

В.И.Ленин так охарактеризовал положение страны весной 1921 г.: «Россия из войны вышла в таком положении, что ее состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: семь лет колотили ее, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот в каком мы положении!»

И кто несет за это ответственность? (вопрос в зал)

С такого послевоенного старта страна приступила к восстановлению народного хозяйства через осуществление новой экономической политики.

лист оценивания Выступления спикеров

Источник

Методическая разработка урока истории

Интегрированный урок с привличение знаний учащихся, полученных на уроках литературы, изобразительного исскуства и музыки

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории»

Методическая разработка урока на тему

глазами современников и потомков»

учитель истории и обществознания

гимназии экономического профиля

Матвиенко Татьяна Николаевна

«Иван Грозный глазами современников и потомков»

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ-технологии, кейс-технологии и частично поискового и исследовательского методов обучения учащихся.

Методические рекомендации по организации урока

Урок построен на дискуссии в группах над предложенными заранее заданиями с использованием исторических источников, дополнительной литературы, учебников: «История России. Ч I.» под общей редакцией А. Сахарова и И. Борисова «История России с древнейших времен до конца XVII века»; монографиями Н. Карамзина, В. Ключевского, С. Соловьева, В. Кобрина, А. Зимина, С. Платонова, Р. Скрынникова, Г. Штадена.

Из учащихся класса были образованы три группы по шесть человек, которые отстаивали точку зрения одного из указанных историков. Подобная организация работы над заданием позволяет увидеть уровень самостоятельной работы над источником и литературой всех учащихся.

Каждая группа анализирует материалы исторического источника и литературы, формулирует и обосновывает свою точку зрения на заданный вопрос (может цитировать текст документа).

Действия учителя при подобной организации урока сводятся к функции консультанта. Он направляет работу групп, при необходимости оказывает им помощь.

При обсуждении выдвинутой точки зрения учащиеся обмениваются мнениями на основе анализа источника и литературы, дают краткую оценку.

В ходе дискуссии учащиеся приходят к общему выводу, который считается наиболее приемлемым.

Заканчивается урок составлением синквейнов.

рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина);

выяснить, как представлен образ Ивана IV в литературе, живописи, кинематографе, музыке;

способствовать развитию широкого спектра аналитических умений, в том числе критического сопоставления источников;

сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятие деспотизма, насилия, террора;

воспитывать активную гражданскую позицию.

эпиграф урока – слова митрополита Филиппа «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто все покрывает любовью»;

иллюстративный материал – картины А. М. Васнецова, И. Е. Репина, Г. С. Седова, В. В. Пукирева, П. Ф. Плешанова, скульптура М. М. Антокольского;

музыкальная запись «Хвали душе моя Господа» (исполняет хор Свято-Успенской лавры);

фрагмент из оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (исполняет Ф. И. Шаляпин);

фрагмент из фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный».

2. Иван Грозный и опричнина в отечественной историографии.

3. Иван IV в литературе.

4. Иван Грозный в живописи.

5. Иван Грозный в музыке и кинематографе.

Учитель: оценки личности и деятельности Ивана Грозного начали формироваться еще при жизни царя. Споры о нем не умолкают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, реформатор, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

«Царь Иван образом нелепым, очи мея серы, нос протягновен и покляп, возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты; муж чюднаго разсужения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен. На рабы своя, от Бога данныя ему, жестосерд велми и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала и до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени, и многия святительския чины заточи и смертию немилостиво погуби, и иная многая содея над рабы своими. Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство велми любяше и тре­бующая ими от сокровища своего неоскудно подаваше» – такие строки можно найти в «Летописной кни­ге», составленной князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г. (документ № 1).

2. Иван Грозный и опричнина в отечественной историографии

Учитель: чтобы понять исторического деятеля, мало представлять себе его внешний облик и факты биографии. Необходимо проанализировать черты его характера, мотивы поступков, постараться понять его психологическое состояние в момент принятия ответственных решений. Лишь после этого мы сможем дать ему целостную характеристику.

Три классика русской исторической науки Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский по-разному оценивали Ивана Грозного.

На фоне звучания «Хвали душе моя Господа» ребята в группах работают с документами № 2, № 3, № 4 соответственно. Анализируют материалы исторических источников, формулируют и обосновывают свою точку зрения на поставленный вопрос: «Как историографы характеризуют личность Ивана Грозного?»

Мнения учащихся могут быть сведены в таблицу:

«Было два Ивана: до 1560 г. – герой добродетели и после 1560 г. – неистовый кровопийца.

Характер у Ивана – загадка для ума»

«Боярские смуты научили Ивана не уважать жизни человеческой, применять меры жестокие, кровавые вместо духовных, нравственных»

«Грозный больше задумал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок»

«Он поколебал основы порядка, заложенного нашими предками»

Учитель: весьма своеобразно оценивает Ивана Грозного Н. И. Костомаров: «Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство – быстрая смена впечатлений… Воображение у них сильнее рассудка. Эти люди бывают восприимчивы к злу и порокам, потому что для добра на практике всегда окажется необходимо терпение, которого у них не хватает. Горе, если такие личности получают неограниченную власть: возможность осуществлять образы, творимые воображением, доводит их до безумия».

Вопрос 1. В чем, на ваш взгляд, состоит своеобразие этой оценки? С каких позиций Н. И. Костомаров подходит к личности Ивана IV?

Вопрос 2. Какие слова в этой характеристике царя вы бы подчеркнули?

Учитель: с именем Грозного связан один из самых мрачных эпизодов в истории России – опричнина. Опричнина – это укрепление самодержавия методом террора. В исторической литературе даются неоднозначные характеристики опричнины, причинам её введения, сущности и направленности.

Ученики заранее получили домашнее задание: ознакомиться с мнениями ученых Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, А. А. Зимина, Р. Г. Скрынникова, В. Б. Кобрина, Г. Штадена по данной проблеме. На уроке ребята пользовались документами, найденными в процессе выполнения домашнего задания. После высказываний учащихся подводим итог и делаем выводы.

Царствованию Ивана IV посвящены не только исторические труды, но и ли­тературные произведения. Напри­мер, описание внешности царя писателем князем С. Шаховским или характеристика Грозного писателем В. С. Пикулем в произведении «Псы господни».

На уроке был инсценирован отрывок из романа А. К.Толстого «Князь Серебряный».

Инсценировка главы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Действующие лица: Иван Гроз­ный; Малюта Скуратов; мамка Онуфриевна; атаманы Перстень и Коршун, рас­сказчик.

Рассказчик. Главный герой романа князь Никита Романович Серебряный попал в немилость и был посажен в тюрьму. Его пытаются освободить честные разбойники, удальцы-атаманы Перстень и Коршун. Под видом слепых они приходят к царю Ивану рассказывать сказки, зная, что ключи от тюрьмы днем находятся у Малюты Скурато­ва, а вечером у царя.

Перед вами опочивальня Ивана IV. Он полулежит на кровати. Комната тускло ос­вещена лампадой. Входит Малюта Скура­тов, главный опричник.

М а л ю т а С к у р а т о в. Вот ключи, госу­дарь!

И в а н Г р о з н ы й. Добро пожаловать, Лукьяныч! Как там Серебряный?

Р а с с к а з ч и к. В опочивальню входит старая мамка Онуфриевна.

О н у ф р и е в н а. Батюшка! В сенях ждут слепые сказочники.

И в а н Г р о з н ы й. Пусть войдут!

О н у ф р и е в н а. Да ты их, батюшка, зна­ешь ли?

И в а н Г р о з н ы й. А что?

О н у ф р и е в н а. Да полно, слепые ли они?

И в ан Г р о з н ы й. Как это?

О н у ф р и е в н а. Послушай меня, госу­дарь. Чуется мне, что они недоброе затеяли, берегись их, батюшка.

М а л ю т а С к у р а т о в. Государь! До­зволь мне попытать этих людей. Я тотчас же узнаю, кто они и от кого подосланы!

И в а н Г р о з н ы й. Не нужно. Я их сам попытаю. Где они?

О н у ф р и е в н а. Тут, батюшка, за дверью.

И в а н Г р о з н ы й. Ступай, Малюта, и притаись за дверью. Лишь только я крикну, вбегай и хватай их. Онуфриевна, подай сюда посох. Пусть войдут.

О н у ф р и е в н а. Войдите, убогие!

Р а с с к а з ч и к. Перстень и Коршун во­шли, осторожно передвигаясь и руками ощупывая пространство перед собой.

И в а н Г р о з н ы й. Здравствуйте, слепые бобы-калашники!

К о р ш у н. Много лет здравствовать тво­ей милости! (Кланяются оба в землю.) За­ступи и помилуй тя Мати Божия, что жале­ешь ты нас, скудных, убогих людей, света Божия не видящих! Сохранят тебя святые Петр и Павел и все святые угодники!

П е р с т е н ь. Вечно бы тебе в золоте холи­лось, вкусно елось, пилось, сладко спалось! А супостатам твоим вечно бы икалось и голодалось, каждый бы день их дугою корчи­ло, бараньим рогом коробило!

И в а н Г р о з н ы й. Спасибо, спасибо, убо­гие! Что ж вы давно, знать, ослепли?

К о р ш у н. Смолоду, батюшка. И не при­помним, когда солнышко видели.

И в а н Г р о з н ы й. А кто вас научил сказ­ки сказывать?

П е р с т е н ь. Сам Господь, батюшка, и сподобил.

И в а н Г р о з н ы й. Какие же вы сказки знаете?

К о р ш у н. Всякие знаем, батюшка-царь, какие твоя милость послушать изволит. Мо­жем сказать тебе о Ерше Ершовиче, о Добрыне Никитиче, о гуслях-самогудах, об Акундине.

И в а н Г р о з н ы й. Добро! (Зевает.) На­чинайте сказку про Акундина.

П е р с т е н ь. Как во старом было городе Новегороде жил Акундин-молодец, ни пива не варил, ни в торгу не торговал, а ходил он вольной птицей на суденышках по Волхову. Поплыло суденышко по Волхову, а по берегу идет Калечище Переходное. Говорит Калечище Акундину: «Посмотри-тко, добрый мо­лодец, что тут деется?» Как глянул Акундин, по реке плывет чудовище невиданное, змей Тугарин.

Р а с с к а з ч и к. Иван Грозный громко зе­вает, закрывает глаза. Слепые перемигну­лись.

П е р с т е н ь. Длиною-то был тот змей Ту­гарин во триста сажен, хвостом бьет рать ог­ромную, спиной валит крутые берега, а сам все дань просит.

Р а с с к а з ч и к. Слышится царский храп. Коршун медленно протягивает руку к цар­скому изголовью, где должны быть ключи.

П е р с т е н ь. В ту пору Калечище берет Акундина за белы руки, молвит. «Ой ты гой ecи, добрый молодец, назовись по имени-от­честву!» На те речи говорит Акундин: «Ро­дом я из Новегорода, зовут меня Акундин Акундиныч».

Р а с с к а з ч и к. Коршун схватил ключи, и в это мгновение царь внезапно открыл гла­за. Взоры Коршуна и Ивана встретились, несколько секунд они смотрят друг на друга.

И в а н Г р о з н ы й. Слепые! Гей! (Ударя­ет посохом Коршуна, тот роняет ключи на пол.)

Р а с с к а з ч и к. Вбегает Малюта Скура­тов, бросается на Перстня, но атаман сшиба­ет Малюту с ног и бросается в сад.

М а л ю т а С к у р а т о в (держится обеи­ми руками за живот). Ловите разбойника!

И в а н Г р о з н ы й (Коршуну). Слепой! Говори, кто ты и что умышлял надо мною?

К о р ш у н. Хотел добыть ключ от твоей Казны, а над тобой ничего не умышлял.

И в а н Г р о з н ы й. Кто подослал тебя? Кто твои товарищи?

К о р ш у н. Надежа, православный царь! Как в песне, товарищей у меня было четве­ро: уж как первый мой товарищ – черная Ночь, а второй товарищ – утро раннее.

М а л ю т а С к у р а т о в. Будет! Довольно! Посмотрим, что ты запоешь, как станут тебя с дыбы рвать!

И в а н Г р о з н ы й. Я придумаю этому старику казнь еще не бывалую, не слыхан­ную, такую казнь, что всех вокруг удивлю!

М а л ю т а С к у р а т о в. Благодари же царя, пес! Доведется тебе до казни пожить еще. А мы сей ночью тебе только суставы повы­вернем!

4. Иван Грозный в живописи

Заочную экскурсию по выставке, посвященную Ивану Грозному, проводит ученица. На выставке представлены картины А. М. Васнецова, И. Е. Репина, Г. С. Седова, В. В. Пукирева, П. Ф. Плешанова, скульптура М. М. Антокольского.

Учитель: Какое из произведений, на ваш взгляд, наиболее точно отражает облик Ивана IV?

5. Иван Грозный в музыке и кинематографе

Слушаем сообщение ученика об истории создания фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», где главную роль исполняет замечательный актер Н. К. Черкасов (при наличии времени можно предложить посмотреть фрагмент из фильма) и историю создания роли Ивана Грозного Шаляпиным в опере «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (слушаем фрагмент из оперы).

Учитель: Иван Грозный один из немногих правителей России, который соединил в себе разительные противоположности хорошего и плохого. Как бы то ни было, при всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь пользовался большой популярностью в народе, перед которой оказались бессильны, как его неудачи, так и влияние времени. Это обстоятельство нужно отметить, как один из крупных результатов его царствования. В московских исторических песнях Грозный занимает почетное место. Народ, со времени кончины государя не вспоминал его жестокости и помнил только славные дела:

— три покоренных царства;

— новая книга законов – Судебник;

— новые учреждения по церковным и гражданским делам;

— новые училища для образования народа;

— множество новых городов;

— выгодная торговля русских с иностранными государствами;

— богатство и пышность, построенных им соборов – все это напоминало русским не пороки, а великие качества царя.

Александра Осиповна Ишимова – любимая писательница А. С. Пушкина, так охарактеризовала правление Грозного: «Неудивительно, что народ назвал Иоанна IV не Мучителем, а только Грозным. Им казалось, что это имя точно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу, которая гремела над ними во все времена его правления. И может быть эта гроза была также полезна для России, как бывают полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего».

Мы познакомились с оценкой Ивана Грозного историками, искусствоведами, композиторами и очень интересно узнать ваше мнение о первом русском царе и его эпохе. Я предлагаю вам сделать это через синквейн. Каждая группа составляет свой синквейн со словами: «Иван Грозный», «Эпоха Грозного», «Опричнина».

Домашнее задание (разноуровневое)

Написать эссе на тему:

I уровень – «Иван Грозный и его эпоха глазами потомков»;

II уровень – « … Не только разорение страны, даже не только жестокое крепостничество, но и в не меньшей степени развращающее влияние на общественное сознание обуславливают отрицательную оценку роли опричнины и в целом деятельности Ивана Грозного в истории России» (В. Б. Кобрин).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *