методы изучения истории и современная историческая наука
2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
Эмпирический и теоретический уровни познания.
• Исторический и логический
• Абстрагирование и абсолютизация
• Дедукция и индукция и др.
4.историко-системный метод (все в системе)
5. Биографический, проблемный, хронологический, проблемно-хронологический.
Современная историческая наука отличается от исторической науки всех предшествующих эпох тем, что она развивается в новом информационном пространстве, заимствуя из него свои методы и сама влияет на его формирование. Сейчас на первый план выходит задача не просто написания исторических трудов на ту или иную тему, а создание верифицированной истории, проверяемой большими и надежными базами данных, создаваемыми усилиями творческих коллективов.
Особенности современная исторической науки.
1. Социокультурное развитие
2. Духовно-ментальные основы
3. Этно-демографические особенности
4. Природно-географические особенности
5. Политико-экономические аспекты
6. Провиденциализм (по воле Бога)
8. Географические, общественные, социальные факторы.
9. Междисциплинарные подходы(антропология социальная, гендерные исследования).
3. Человечество в эпоху первобытности.
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека.
Периоды развития первобытного общества
В 40-е годы XX века советские учёные Ефименко, Косвен, Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:
1.эпоха первобытного стада;
2.эпоха родового строя;
3.эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).
Периодизация каменного века:
Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.
Средний палеолит — период вытеснения эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.
Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.
Мезолит и эпипалеолит; Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
Медный век, медно-каменный век, халколит или энеолит— период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 5-6 тыс. лет до н. э.
Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.
Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»[3]:
кельты (латенская культура);
протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы и др.);
пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.
Источники и методы изучения истории
Какая дисциплина называется историей
Что же такое история? Это увлекательная наука, занимающаяся изучением прошлого как отдельной взятой особы, так и всего человеческого общества. Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия. Возникнув, как и многие другие науки, в Древней Греции, изначально история изучала жизнь выдающихся личностей, а также венценосных семейств, правителей и войн. Однако со временем предмет и метод изучения истории изменились и расширились. Точнее сказать, с годами история стала заниматься изучением прошлого не только отдельных отличившихся чем-либо людей, но и целых народов, различных наук, зданий, религий и многого другого.
Основные методы изучения истории как науки
Метод исследования истории – это способ изучения исторических процессов посредством разнопланового анализа фактов, а также приобретения новой информации на основе этих самых фактов. Существуют две огромные категории, на которые делятся методы изучения истории. Это конкретные методы, а также общие методы для большинства гуманитарных наук.
Конкретные методы изучения истории
К данной категории методологии истории относятся три вида:
Общенаучные методы бывают таких видов:
Частнонаучные исторические методы изучения истории:
Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.
Общие методы исследования и изучения истории
Исторические источники
Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад. Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник. Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.
Виды исторических источников
Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам. Согласно ей выделяют 7 групп источников:
Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.
Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.
2693,Методы изучения истории: это познавательно
Когда в глубокой древности эллинский писатель по имени Геродот начал сочинять свою знаменитую книгу о кровопролитных греческих войнах, в которой описывал обычаи и традиции окружающих его стран и их обитателей, даже в самых смелых своих мечтах он не мог представить, что потомки дадут ему громкое имя отца великой и невероятно интересной науки — истории. Как одна из самых древних и известных дисциплин, она имеет собственный предмет, методы, источники изучения истории.
Какая дисциплина называется историей
Что же такое история? Это увлекательная наука, занимающаяся изучением прошлого как отдельной взятой особы, так и всего человеческого общества. Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия.
Возникнув, как и многие другие науки, в Древней Греции, изначально история изучала жизнь выдающихся личностей, а также венценосных семейств, правителей и войн. Однако со временем предмет и метод изучения истории изменились и расширились. Точнее сказать, с годами история стала заниматься изучением прошлого не только отдельных отличившихся чем-либо людей, но и целых народов, различных наук, зданий, религий и многого другого.
Введение
Метод это тот путь, который выбирает исследователь при изучении истории.
Методология как любая наука требует грамотного научного подхода, поэтому многие работы историков посвящены изучению этой проблемы. В частности таких ученых, как В.В. Иванов, И.Д. Ковальченко, В.Н. Сидорцов.
История человеческой цивилизации складывается из определенных периодов, событий, фактов.
Понимание необходимости изучения истории прослеживается у многих философов различных эпох. Отцом истории считает греческий мыслитель Фукидид, который первым начал трактовать исторические события с точки зрения последовательного изложения фактов.
2. Биографический метод.
Является наиболее одним из старых методов исторического исследования. Начало биографического метода мы находим еще в античности, I-II вв. н.э. в труде Плутарха «Сравнительные жизнеописания». В этом труде Плутарх пытается воспринимать деятельность людей как историю. При этом главная идея, предложенная Плутархом, — это идея провиденциализма. При этом роль личности в истории ничтожна. Тем не менее, биографический метод ставит важный вопрос – о роли личности в истории. Он не просто ставит, он или косвенно или прямо определяет эту роль как значительную. В эпоху Просвещения происходит важное переосмысление роли личности в истории.
Вольтер полагал, что великая личность не является игрушкой в руках судьбы, в отличие от народных масс. Более того, именно великая личность (таковым должен быть подлинный монарх) является непосредственной движущей силой истории. В XIX в. биографический метод получает дальнейшее развитие, связанное с исследованиями политической истории. Это проявляется в последствиях ВФБР. Появляется такое явление как «широкая политика», круг политиков расширяется.
Политик – есть реальная движущая сила. Именно политик является носителем государственном власти. Одним из наиболее ярких проявлений биографического метода стал подход Томаса Карлеля и его трактат «Герой, почитание истории и героическое в истории». Он является автором теории героев и толпы. История – это вместилище биографии великих людей. Для великих людей народ – слепое и безгласое орудие. Эту позицию он отразил в труде «Французская революция».
Карлель предлагает свою классификацию героев:
— герой-вождь (Александр, Наполеон, Кромвель и др.).
По сути Карлель – это самый известный приверженец биографического метода в истории. В XX в. мы также встречаемся в биографическим методом. Льюис Нэмер говорил, что суть истории – в личных связях, в центре исследования – простой человек. Но для него простой человек – это депутат. Он исследовал историю английского парламентаризма в виде биографий депутатов разных созывов. Суть истории существенные моменты в биографиях депутатов.
Важнейшими в истории являются даты их жизни, происхождение, положение, образование, всевозможные связи, владение богатствами. Подход Нэмера предполагает восприятие человека как социальной единицы. Через биографии личные интересы индивида трансформируют общественные. Деятельность парламента – это борьба за личное благосостояние, власть, карьеру. В XX в. происходит некоторые сужение возможности биографического метода.
Это связано с тем, что политическая история утрачивает свою прежнюю роль и появляются новые ветви исторического исследования: социальная, структурная, гендерная история и т.д. Всплеск интереса к биографическому методу наблюдался в 60-70-е гг., особенно это проявилось в работе Феста, работа «Адольф Гитлер». Фест попытался объединить судьбу маленького ефрейтора, ставшего фюрером, с судьбой Германии. Гитлер – это плоть от плоти немецкого народа со всеми страхами, успехами, решениями и т.д. Биография Гитлера – это зеркальное отражение судьбы немецкого народа.
Современные методологические основы применения биографического метода. В центре возможности применения этого метода стоит решение важной методологической проблемы – роли личности и масс в истории. Это одна из ключевых проблем, поэтому отказываться от биографического метода нельзя. В любом историческом факте есть черты личного и коллективного. необходимо определить сочетание этих факторов в конкретных условиях. Вопрос о появлении великих личностей.
Историческая наука пытается отвечать на этот вопрос в широком аспекте – насколько та или иная фигура может соответствовать понятию «великая личность» + оценка результатов деятельности этой личности. В результате, отвечая на этот вопрос, исследователь так или иначе сталкивается с проблемой необъяснимого случая в истории. Определенного ответа на этот вопрос нет. При этом нужно иметь в виду внешние условия для появления великой личности. Исходя из внешних факторов, происходит корректировка соотношения роли личности и условий.
Предмет и объект исторической науки
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество.
Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества (а также его отдельных сегментов, явлений).
Конкретные методы изучения истории
К данной категории методологии истории относятся три вида:
Общенаучные методы бывают таких видов:
Частнонаучные исторические методы изучения истории:
Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.
Заключение
Методология истории тесно связана с такими науками как философия, юриспруденция, социология, география, политология. У любой области знания есть история становления и развития этой науки. Методология истории это вспомогательная дисциплина, которая выявляет оптимальные методы изучения предмета и систематизирует полученные знания в процессе исследования.
Общие методы исследования и изучения истории
Для большинства гуманитарных дисциплин и истории в частности общие методы — это:
Социальные функции исторической науки
Историческая наука выполняет следующие социальные функции:
— функция социальной памяти. Социальная память — это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Такая память обладает свойствами:
— коллективная
— избирательная и фрагментарная
— организованная и удостоверенная
— социально ориентированная
— примирительная
— справедливая
— научно-познавательная функция;
— воспитательная функция;
— идейно-политическая функция. Данная функция истории признается не всеми, но социальный заказ историкам со стороны общества и власти присутствует, важно только, чтобы он стимулировал появление самих исторических работ, связанных с определенной, интересующей общество, тематикой, но не предопределял выводы исследователя, труд которого в таком случае из исторического превращается в идеологический. В этом контексте следует учитывать, что историческая наука и историография являются лишь одним из источников формирования массового исторического сознания и исторической памяти и, сами в свою очередь, испытывают от них постоянную зависимость.
Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для:
— формирования позитивного общественного самосознания,
— прогнозирования развития конкретного общества,
— управления развитием общества и его отдельными сферами и процессами.
Исторические источники
Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад. Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник. Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.
Методы изучения
Хронологический метод, состоит в точном последовательном изложении исторических событий. Хронология это наука, которая позволяет устанавливать последовательность исторических событий, их даты, исследовать летоисчисления, календари.
Российская историческая школа изучала свой предмет с точки зрения последовательного изложения исторических событий. Увлеченный историей В. Н. Татищев впервые начинает трактовать факты на основе описания первоисточников, заложив основы российской историографии. Большой вклад в историческую науку 18 в. сделан М.В. Ломоносовым. В своей полемике с немецкими учеными, он отстаивал самостоятельное становление русского государства. В начале 19 века написанием истории для широкого круга читателей занялся писатель Н.М. Карамзин, консервативные взгляды, которого оказывали влияние на императора. Выход в свет многотомного издания стал событием в просвещенной среде. В середине 19 в. в московском университете работали историки Т.Н. Грановский, М.П. Погонин, С.М. Соловьев, теоретическая основа читаемых курсов позволила вырастить талантливых последователей, таких как П.Н. Кудрявцев, В.О. Ключевский. В Петербургском университете основателем в своем роде школы был ученый К.Н. Бестужев-Рюмин. Он вырастил целую плеяду, историков нацеленных на практическую работу с первоисточниками, таких как А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Платонов, Е.Ф. Шмурло.
В СССР был принято марксистское понимание отражения хронологических периодов. Деление на общественно-экономические формации предложенное К. Марксом стало основой мировоззрения нескольких поколений советских историков.
Хронологическо-проблемный метод используется при исследовании отдельных периодов, с подробным изучением внутренних проблем, например социальной структуры.
Своими работами известны советские исследователи древнерусской истории: В.В. Мавродин, В.Т. Пашуто, В.В. Каргалов, М.Н. Тихомиров. По истории объединительного процесса написаны монографии А.А. Зимина, А. Н. Сахарова. Современный исследователь И.Я. Фроянов создал целую серию книг по проблемам истории российского государства.
Проблемно-хронологический метод рассматривает одну из сторон или явление в жизни государства и общества. Например, исследование политической истории страны или внешней политики СССР.
Синхронический метод помогает историку проследить тенденции событий происходящих в разных регионах, политических объединениях, странах в один и тот же период. В частности изучение революционных движений в начале 20 в., феномена протестных выступлений молодежи в конце 60-х гг.
Ретроспективный метод предусматривает постепенное погружение в историческую обстановку с последующим выявлением истинных причин, такие действия позволяют историку создать фактические условия для изучения конкретной ситуации. Довольно часто используется при исследовании проблемных моментов истории.
Историко-сравнительный метод позволяет проводить анализ определенных событий, объектов, фактов в пространственном и временном отрезке. В исторических монографиях можно увидеть сравнение достижений страны в 1913 году и цифры другого года или периода.
Идеографический метод является аналогом описательного метода исторических явлений. Создание текстового и графического каркаса события на основе документов и воспоминаний современников, архивных данных одна из главных задач историка в процессе исследования.
Статистический метод с точки зрения исследования наиболее точный метод, так как позволяет выявить не только объективные причины происходящего, но обозначить качественные характеристики объектов сравнения.
Методы индукции, дедукции. В ходе применения этого пути поиска, который направлен для правильного решения проблемы, в мыслительном процессе происходит движение главной мысли к выводу или рассуждение от общего заключения к конкретному факту или определению.
Виды исторических источников
Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам. Согласно ей выделяют 7 групп источников:
Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.
Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.
Историческая наука и другие формы исторического сознания (знания)
Научное историческое знание — это объективное, систематизированное, верифицированное конкретное знание исторического процесса развития конкретного общества или их совокупности.
Обыденное историческое сознание, в отличие от научного исторического знания, имеет фрагментарную, несистематизированную форму, оно не верифицировано, содержит субъективные оценки, отражает исторический процесс лишь на уровне явлений, не отражает существенные причинно-следственные связи.
Дидактическое историческое знание, в отличие от научного, в изложении разворачивается от простого к сложному и по степени сложности соответствует возрастным познавательно-психологическим возможностям учащихся и задачам их обучения.
Научно-популярное историческое знание — упрощённая форма исторического научного знания, предназначенного для неспециалистов.
Публицистическое историческое знание имеет своей целью тенденциозное и субъективное искажение описания и объяснения исторического процесса для обоснования политики какого-либо государства и политической партии.
Художественное историческое сознание (литература, живопись, скульптура, театр, кино) ставит своей целью в конкретно-образной форме отразить социальный опыт эмоционально-психологического отношения, нравственной оценки, фиксации и объяснения конкретных исторических событий.
6. Метод математической статистики.
Есть методы, которые выявляют качества, есть методы, выявляющие количество. Количество – это очень важный признак реальности.
Для историка очень важным моментом является соотнесения количественной и качественной сторон реальности. Это и есть мера, которая раскрывает единство количества и качества. Кроме того, количество как категория в разной мере отражает сущность явлений.
Восприятие и использование количественных методов исследования разнится, происходит их варьирование. Например, насколько количество солдат в армии Чингисхана повлияло на то, как быстро был захвачен Китай, насколько их можно соотнести с талантом этих солдат, самого Чингисхана, таланта врагов и т.п. Покорение Китая Чингисхана может рассматриваться в соотнесении категорий, которые нельзя посчитать (талант полководцев и солдат), количества войска.
Законы Хаммурапи – дается четкая градация за преступление: например, убийство быка – одно плата, быка – другая, свободного человека – третья, т.е. разные действия приведены к одному знаменателю – денежной единице. На основании этого можно делать выводы о качестве общества (значимость раба, быка, свободного человека).
С другой стороны, количественный анализ не может дать нового знания в отрыве от качественного анализа. Ковальченко: «Количественные математические методы позволяют исследователю получить те или иные характеристики изучаемых признаков, но сами по себе они ничего не объясняют». В результате количественный момент является как бы нейтральным.
Математические методы в большей степени носят прикладной характер. Нельзя объяснять события, используя только эти данные. Количественные методы зависимы от сущностно-содержательных методов. Но в истории есть моменты, в которых количественная характеристика является сущностным признаком. Это относится, как правило, к области экономики. Еще одна области – это массовые явления (войны, революционные движения). Здесь мы пересекаемся со статистическими методами.
Первоначальной формой количественного метода в истории является статистический метод. Главное в статистике, которая используется в исторической науке, — это статистика общественных явлений, связанных с экономикой, политикой, демографией, культурными аспектами и т.д. Статистика начала привлекаться к историческому явлению со второй половины XVII в.
Следующий этап в развитии статистического метода связан с XIX в. и именем Томаса Бокля. Помимо Бокля активно статистический метод используется для изучения аграрной истории как таковой (сколько вырастили, когда, какие культуры, каково их соотношение и т.п.). В ХХ в. активно использовали статистический метод Дружинин. Косминский, Барг, Ковальченко, Миронов.
Условия качественного применения статистического метода:
1) признание приоритета качественного анализа по отношению к количественному;
2) изучение качественных и количественных признаков – в единстве;
3) выявление качественной однородности событий для статистической обработки;
4) учет принципа использования однородных данных «немалых чисел» (корректно оперировать статистикой от тысячи однородных величин);
5) привлечение массовых источников (переписи, данные летописей и т.д.).
Виды статистического анализа:
1) самый простой вид статистики – описательная (например, данные переписи без анализа, данные ВЦИОМ). Описательные данные используются для иллюстрации
2) выборочная. Это способ вероятностного заключения о неизвестном на основании известного (например, положение крестьянского хозяйства в России в первой половине XIX в. анализируется с помощью подворных описей. Но до историков дошла только часть этих описей. На их основе делается заключение об общем состоянии хозяйства)
Такой подход не отражает точных характеристик, но тем не менее может показать в исследовании важную вещь – тенденцию.
Строение исторической науки
Организационное строение
В организационном или институциональном строении историческая наука делится в России на:
— академическую, состоящую из НИИ РАН;
— вузовскую (исторические факультеты, кафедры и научные исторические подразделения);
— общественные научные центры и организации.
Квалификационное строение
В российской исторической науке присваиваются две учёные степени, которые характеризуют уровень научно-исследовательской квалификации историка-исследователя:
— кандидат исторических наук — историк-исследователь, способный самостоятельно проводить научные исторические исследования путём применения традиционных методов для решения недостаточно изученного, но типичного класса научно-познавательных задач;
— доктор исторических наук — высшая квалификация историка-исследователя, способного самостоятельно ставить и решать принципиально новые историко-познавательные задачи или проблемы по предмету или по методам их решения.
Отраслевое (дисциплинарное) строение
Историческая наука делится на две группы отраслей или на две группы исторических наук по предмету и по их функциям в историческом научном познании — на вспомогательные и основные:
Вспомогательные исторические науки — не изучают исторический процесс, они создают научно-познавательные предпосылки и условия для основных исторических наук — для осуществления научных конкретно-исторических исследований. Вспомогательные исторические науки делятся на общие и специальные.
Общие вспомогательные исторические науки:
— методология исторической науки,
— историческая библиография,
— историография (общая — изучает историю исторической науки и проблемная или специальная — изучает историю изучения научной проблемы и определяет степень её изученности);
— источниковедение, которое делится на общее и специальное:
— общее источниковедение изучает сущность, функции и виды исторических источников, а также методы их изучения; — специальные источниковедеческие дисциплины изучают отдельные виды исторических источников. К ним относятся: — сфрагистика — изучает печати, — геральдика — изучает гербы, — нумизматика — изучает монеты и другие науки специального источниковедения.
Основные исторические науки традиционно выделяются по ряду критериев:
по историческим эпохам делятся на: — историю первобытного общества, — историю древнего мира, — историю средних веков (медиевистику), — историю нового времени, — новейшую историю, — историю современности; по территориальному признаку делятся на: историю континентов: — историю Европы, — историю Азии и Африки, — историю Америки, — историю Австралии и Океании; историю стран: — история России, — история Англии, — история Германии и т. д.; по сферам общественной жизни: — история политики, — история экономики, — история культуры, — история социальной сферы, — история социальных групп, — история науки и техники; по типам исторических событий: — история войн (военная история), — история революций, — история классовой борьбы.
7. Корреляционный метод.
Связан с количественным методом. Задача – определить зависимость размера повинностей и их динамики от состояния крестьянского хозяйства. Какой тип крестьянского хозяйства и как реагирует на разные повинности. Эта задача предполагает выведение коэффициента корреляции. Коэффициентом корреляции может являться соотношение между размером повинности и количеством скота. Еще один коэффициент – соотношение между количеством работников и уровнем повинностей.
В исследовании этой проблемы можно посмотреть соотношение коэффициентов.
8. Регрессионный метод.
В рамках регрессионного метода мы должны определить сравнительную роль различных причин в том или ином процессе. Например, упадок дворянского хозяйства. Для того чтобы оценить причины его упадка выводятся коэффициенты регрессии: соотношение количественного состава семей их богатства, соотношение хозяйства ниже определенного уровня дохода и выше его. Регрессионный метод – это разновидность корреляционного.
Т.о., количественный анализ помогает выявить и охарактеризовать важные черты и признаки явлений, делает понимание более точным (отход от формулировок «лучше-хуже»).
Дата добавления: 2015-05-18; 16288; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: