методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа освоения структуры двигательного дейст­вия в процессе разучивания их подразделяют на:

• метод расчлененного упражнения;

• метод целостного упражнения.

Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в цело­стное действие.

Этот метод применяется в следующих случаях:

• при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;

• если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо­вершенствовать его отдельные части;

• когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упраж­нений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких пра­вил:

• расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­туры данного действия;

• для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упраж­нения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучае­мым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств;

• изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

• выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток метода разучивания по частям заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.).

Он преимущественно используются при:

• разучивании более простых упражнений;

• изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;

• закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.

Благоприятные условия для применения целостных методов имеют также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отрицательных эмоций.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 1682 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

– методы расчлененного упражнения;

– методы целостного упражнения.

Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:

· при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

· если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

· если упражнение производится так быстро, что при целостном вы полнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

· когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

· когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения. Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.

Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:

· при разучивании наиболее простых упражнений;

· при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;

· при закреплении и совершенствовании двигательных навыков [8].

Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.

1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.

2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.

4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении [9].

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация».

2. Дайте определение «двигательная реабилитация», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физические упражнения».

Назовите методы, направленные на приобретение знаний?

3. Назовите один из ведущих компонентов содержания физического образования личности?

4. Какой метод часто применяется при организации игровой деятельности?

5. Какой метод представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.

6. Какой метод дает подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения?

7. Дайте определение «характеристика».

8. Какой метод предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений?

9. Дайте определение идеомоторной тренировки.

10. Какие методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий?

11. Назовите методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками?

12. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на…?

13. Как называется метод, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения?

14. Какой метод основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе целостной структуры?

15. Какой метод основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении?

Темы рефератов:

Основные понятия теории и методики физической культуры

2. Методы, направленные на приобретение знаний

Источник

Методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа освоения структуры двигательного дейст­вия в процессе разучивания их подразделяют на:

• метод расчлененного упражнения;

• метод целостного упражнения.

Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в цело­стное действие.

Этот метод применяется в следующих случаях:

• при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;

• если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо­вершенствовать его отдельные части;

• когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упраж­нений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких пра­вил:

• расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­туры данного действия;

• для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упраж­нения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучае­мым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств;

• изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

• выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток метода разучивания по частям заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.).

Он преимущественно используются при:

• разучивании более простых упражнений;

• изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;

• закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.

Благоприятные условия для применения целостных методов имеют также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отрицательных эмоций.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

Источник

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками

методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

Методы, направленные на приобретение знаний

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Применяются и наглядные методы обучения: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видиомагнитафонных записей, предметных и символических символов (мячей, флажков, мишеней, щитов, разметки и т.д.)., звуковая и световая демонстрация.

Также применяются методы направленного «прочувствования» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения».

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

— методы расчлененного упражнения;

— методы целостного упражнения.

В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения.

Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направленного развития физических способностей в значительной степени зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности, длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов.

Равномерный методхарактеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. В.В. Михайлов (1971г.) отметил, что если при прохождении дистанции в беге колебания скорости не превышают 3% от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным.

Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс).

С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств.

Переменный методхарактеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в течении каждого периода.

Задачи, решаемые с помощью переменного методы, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей; расширение диапазона двигательных навыков; приобретение определенных тактических умений; воспитание волевых качеств.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

Повторный методхарактеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течении которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Смотреть картинку методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Картинка про методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Фото методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75-95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95-100%. Длительность упражнений разнообразна. Упражнения выполняются сериями. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки.

Интервальный методвнешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивность), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд/мин. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120-140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления.

Игровой метод.Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков.

Соревновательный метод– это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях.

Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто правильнее выполнит низкий старт. Либо в виде полуофициальных и официальных соревнований.

Круговой метод (круговая тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «Круговая».

Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных методов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной последовательности на протяжении одного или нескольких занятий.

Источник

5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

В зависимости от способа освоения структуры-двигательного действия в про­цессе разучивания их подразделяются на: ( методы расчлененного упражнения;

методы целостного упражнения.

Метопы расчлененного обучения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. При этом целевой навык можно представить как быв виде суммы достаточно доступных частных двигательных навыков, которые затем последовательно объединяются в основной. Этот метод применяется в сле­дующих случаях:

• при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

• если упражнение состоит из большого числа элементов органически мало вза­имосвязанных между собой;

• если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

• когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предвари­тельно не изучить его элементы;

• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддер-

Теория и методика физической культуры

жать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сво­дится к решению вопросов о числе обучающих упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучаемого дей­ствия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры дан­ного действия;

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнзния;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения плохо подда­ющиеся контролю, вычленять не следует;

д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения: ■ 1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает ис­пользование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, времен­ных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражне­ния. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформиро­вать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать от­дельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести: освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, ими­тация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.

Методы целостного обучения основываются на том, что с самого начала дви­жения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно ис­пользуется:

• при разучивании наиболее простых упражнений;

• при изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зре­ния, нецелесообразно изучать по частям;

• при закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков. Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех

случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и при­емами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.

В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения тех­нике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, примене-

Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности

ние таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целост­ное разучивание даже довольно сложных двигательных действий. Разновидности целостных методов:

1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое яв­ляется объектом изучения.

4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут исполь­зоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражне­ния при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; приме­нение проводки и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *