методы обучения на уроках истории и обществознания
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Цели и задачи современной системы исторического образования:
— приобретение знаний о функционировании общества во всём его противоречивости и многообразии;
— формирование личности, ответственной перед обществом и государством;
— формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом его системного анализа;
— воспитание чувства гордости, любви к своей Родине;
— социализация современного школьника
— использование компьютерных технологий в обучении и развитии ученика.
Инновационные технологии сегодня:
-технология проблемного обучения
-технология проектного обучения
-технология развивающего обучения
— технологии критического мышления
— метод инверсии ( эвристический)
— метод свободных ассоциаций
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность различными приёмами и методами.
Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени, меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью – развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески применять новые знания.
В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.
Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно – воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую работу учителя ( объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся.
Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.
Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Использование современных технологий в обучении не решает всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.
В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.
Технологии критического мышления.
1. Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке:
Технология предполагает разнообразный набор приёмов:
Верные и неверные утверждения
Знаем. Узнали. Хотим узнать.
2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания прочитанного большое значение имеет так называемое «предчтение»: актуализация предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.
3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую устанавливается отношение участника группы к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При групповой работе использую различные приёмы:
— Исправление ошибок в тексте
— решение проблемы с точки зрения участников события
— решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения
— разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству групп и его подача каждой группой по плану.
— ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются определения).
— смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.
— эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий в жизни исторических личностей, для определения отношения самих учащихся к ним.
— кто это? По заданным датам, портретным характеристикам, жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического персонажа.
4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата. По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские, информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах, игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную группу для опроса определяют учащиеся, или сам учитель (на первоначальном этапе).
5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой активности и логического мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении. Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.
Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность, рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Аурика Анчукова
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Обучение историинаправлено на решение комплексной задачи: обучения, воспитания и развития учащихся. Реализация этой задачи успешно достигается за счет содержания курса истории и широкого спектра методов и форм работы с материалом как под руководством педагога, так и в самостоятельном изучении обучающимися.
В педагогике различают пять групп общих методов обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения, 2) показательный (методы наглядности, 3) диалогический (метод диалогического изложения, 4) эвристический (метод эвристической беседы, 5) исследовательский (метод исследовательских заданий, 6) программированный (метод программных заданий). Среди методов обучения педагогом можно выделить следующие, перекликающиеся с методами обучения истории учащихся: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методыучения самих детей могут быть представлены следующим перечнем: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Выбор метода обучения,форм его реализации зависит от: а) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки учителя.
Приемы обучения истории могут быть различны: схемы, алгоритмы, рисунки в презентации, на доске, инфографика, проведение параллелей с другими учебными предметами, объяснение, описание, построение таблиц, чертежей, Мем-якорей и т. д.
В соответствии со спецификой содержания курса истории работу по усвоению исторических терминов и понятий, ключевых моментов, слов и событий целесообразным и эффективным станет использование следующих методов:
1. Создание и ведение словаря.
В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении. Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход.
2. «Кластер» или «Кейс» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка или параллель, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.
3. Тестовые приемы или викторины по темам, бланковая тестовая система, аналогичная формату ЕГЭ или ОГЭ, где использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование понимания и умение связно излагать изученный материал.
4. Группа активных форм стимулирует учебную самостоятельную деятельность ученика, помогает усвоению понятий, развивает логическое мышление,актуализирует предмет: составление кроссвордов, ребусов, историческое домино, фестиваль знаний, историческое лото.
Отдельно стоит упомянуть и игровые формы обучения, стимулирующие активность обучающихся: исторический театр, игра «Адвокат события», игры «Назови лишнее». «Найди пару», «аналоги «Своей игры» и «Что? Где? Когда?»
Полезно и эффективно создание юмористических рисунков по терминам или персоналиям, событиям. Здесь важно научить отображать основные признаки понятия, события, качественный и информативные черты. Сюда же можно отнести и составление схем, алгоритмов, дерева признаков.
Интересны формы групповой работы, которые приучают учеников к аргументации мнения, умению дискутировать, работать с печатной и визуальной информацией. Одним из методов, реализующих такие задачи можно назвать метод «6 кейсов», когда класс делится на шесть групп для работы с текстом изучаемого параграфа. Каждая группа берет один кейс и соответственно своему направлению проводит анализ текста.
1 кейс – эмоциональное восприятие текста и события, непосредственная читательская реакция.
2 кейс – структурирование и пересказ фактов, описаний, статистики.
3 кейс –критическая аргументация: оценка негативного влияния события или персоны.
4 кейс – аргументация положительной деятельности человека.
Для изучения и особенно для закрепления исторического материала очень полезны дискутивные методы работы: дискуссионная среда, «За и против», «составление схем, взаимообучение, защита проекта или отдельного информационного материала, ведение блоков информации группами учащихся и пр.
Не менее интересен и полезен прием составления кластера. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто выражать мнение, аргументировать и анализировать аргументы оппонента, систематизировать имеющиеся знания и получаемые в процессе составления кластера. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
Рисуночное письмо – пиктограмма, используется как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий. Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.
Чрезвычайно удобной для организации урока с различными целями и в различных формах становится составление инфографики. Инфографика позволяет не толье ко систематизировать материал, но и распределить его по степени значимости, по категориям, иметь наглядный вид параграфа на одной страницы, стимулирует запоминание, ассоциативное мышление, учит детей работать с данными статистики, датами, производить сравнение, анализ по нескольким параметрам одновременно.
Таким образом, спектр форм и приемов работы с материалов на уроках истории чрезвычайно широк, причем наибольший эффект наблюдается у не чисто научных и академических форм и приемов работы с информацией, а игровых, направленных на запоминание, анализ и структурирование материала, что в основном и является затруднением для школьников при работе с историческим материалом: часто объемным, текстовым, имеющим много параллельных смысловых и событийных отсылок, множество цифровых и фактологических данных.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.
Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.
Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»
Применение активных методов обучения (АМО) в современной педагогике обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
АМО позволяют добиваться прочного усвоения знаний без механического заучивания, расширяют круг используемых учениками источников информации, вовлекают в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. На уроках истории учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории и обществознания позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
Проблемное обучение это такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Функция обучающихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием — создание проблемной ситуации,имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.
Чтобы создать проблемную ситуацию, на примере урока истории, можно:
1. использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например:
— В январе 1744 года эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взойдет на трон России как самодержавная Императрица Екатерина, II командовал Иеронимус Мюнхгаузен. Тот самый всем известный правдолюбец! Правда это или ложь?
— Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
2. создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:
— Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением?
— Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и фашистской Германией?
3. когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Например:
— Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище?
4. создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например:
— 1714 году Петр I придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта?
5. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Вот примеры проблемных задач:
1 В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
2 В Южном Двуречье богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева – кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь? Обоснуйте свой ответ.
6. Кроме того, возможности для создания проблемной ситуации содержатся и в формулировке темы урока:
— Иван IV – тиран или реформатор?
— Петр I – антихрист или православный русский царь?
— “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
— От “горячей войны” к “холодной”.
— Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
— М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
— “Распад или развал СССР”?
Анализ конкретных ситуаций
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Он способствует развитию у обучающихся навыков групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, найти нужную информацию для ее решения.
Этому методу присущи следующие основные признаки:
наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.
Например, при изучении темы «Поведение в общественном месте» (обществознание 6 класс) можно предложить учащимся такую ситуацию: Прекрасный летний вечер, дует легкий ветерок, так и хочется выйти на улицу и прогуляться в парке. Но что это? Из парка доносятся нестройные звуки поющих голосов, истошные крики, женский визг. Подойдем и посмотрим, что происходит. Ну. Понятно: молодежь «гуляет». Вокруг скамейки, на которой расположились «отдыхающие», валяются бутылки из-под пива и вина. Юноши и девушки прилично одеты, но как небрежно застегнуты их рубашки и куртки, как растрепаны волосы! Они пытаются петь, н вместо пения получается отвратительный гомон пьяных голосов. Оглушительно звучит музыка. Некоторые прохожие пытаются урезонить гуляк. В ответ – грубая брань и угрозы.
Задание (для групп) – опираясь на текст параграфа:
1 разыграть (инсценировать) данную ситуацию;
2 оценить ситуацию с правовой точки зрения;
3 представить классу вариант разрешения ситуации.
Метод «чистой доски»
Данный метод относится к технологии критического мышления.
Такой метод мотивирует учащихся на активную работу, вызывает интерес к изучаемой теме, развивает умение работать с текстом, способствует развитию умения анализировать.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе обучащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.
Следующий активный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.
Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?
1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках истории.
1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)
Поэма Гомера “Илиада”. “-Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).
В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
В 5-7 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений), отвечает их познавательным потребностям.
Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.
Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс воспитания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.
Игра “Три предложения”.
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.
Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.
Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.
Система использования различных методических приемов на уроках истории
Прием «Привлекательная цель»
Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматривают карту.
Прием «Займи позицию» (шкала мнений)
Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.
При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.
Прием «Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм — литературное направление, возводящее в культ чувство.
2. Актуализация знаний
Приём “Шаг за шагом”. Описание: используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Описание: ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Прием « Верные — неверные утверждения»
Описание : утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
Прием «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.
Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).
Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).
Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).
Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).
Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).
Монотеизм, политеизм, язычество (религия).
Прием «Четвертый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
3.Изучение нового материалы
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Или получают текст с ошибками по теме «Монголо-татары».
Прием «Дерево мудрости».
Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Описание : рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Прием «Фома Неверующий»
Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».
Прием «Написание эссе»
Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Историческая азбука»
Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Прием «Отгадай героя»
Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.
Прием «Аукцион имён»
Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Прием «Исторический футбол»
Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Прием «Имя, дата, событие»
Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: я научился составлять план текста; я знаю когда произошло крещение Руси; я, наконец-то, запомнил дату Куликовской битвы.
• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и прочим.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.