метро москвы интересные факты и истории

Самые необычные факты и мифы о московском метрополитене

В этом году Московский метрополитен отмечает 85 лет. Практически целый век пассажиры могут без проблем и без пробок быстро передвигаться из одного конца столицы в другой. При этом из года в год границы метрополитена расширяются: появляются новые линии и станции, наземное метро и диаметры. Большие достижения в развития метрополитена видят многие. Но мало кто знает все секреты столичной подземки. Рассказываем самые интересные и необычные факты о московском метро.

Свыше 2,5 млрд поездок

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Евгения Смолянская

Московский метрополитен – самая большая транспортная сеть в России и одна из крупнейших в мире. Подземка работала беспрерывно, даже в самые тяжелые времена. И периодически она ставит собственные рекорды.

Например, в 2019 году в московском метро пассажиры совершили свыше 2,5 млрд поездок. Только вдумайтесь в эту цифру! Кроме того, московское метро занимает первое место в мире среди других метрополитенов по точности соблюдения расписания.

Голоса метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Самые интересные факты – это те, с которыми сталкиваешься каждый день, но никогда не задумываешься о них. Один из таких – это голоса, озвуичвающие остановки в метро. Если проехать по ветке от конечной до конечной, озвучка поменяется – с мужской на женскую.

Такое решение было принято для ориентации слепых и слабовидящих пассажиров. Мужской голос объявляет станции при движении к центру, женский – в сторону области. На Кольцевой система работает иначе: мужской голос называет станции при движении по часовой стрелке, женский – в обратную сторону.

Кстати, голоса, которые вы слышите ежедневно, принадлежат сегодня Юлии Романовой-Кутьиной и Алексею Россошанскому. Объявления на английском языке записали дикторы Светлана Екименко и Павел Новичков.

Метро в цифрах

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

Не менее интересно выглядит метро в цифрах. Столичная подземка – это 15 линий метро длинной 780 километров и 333 станции, с учетом метро, МЦК, ММТС, МЦД.

Также метрополитен насчитывает 370 вестибюлей, 20 депо, более 6 тысяч вагонов поездов, 3,7 тысяч турникетов, 5,7 тысяч светофоров, 900 эскалаторов общей длинной в 37 километров и 14 тысяч камер наблюдения.

В сутки по подземке проходят более 12,5 тысяч поездов. На них москвичи и гости столицы совершают более 9,5 миллионов поездок по будням с учетом МЦК и МЦД.

Дубляж

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Александр Авилов

Две «Арбатские» и две «Смоленские» станции на Арбатско-Покровской и Филевской линиях вряд ли еще кого-то удивляют. Хотя на деле такой выбор названий выглядит странным. Но у всего, как и у этого факта, есть история.

Однако позже «расконсервировали» и станции Филевской линии – ради строительства подземки в спальных районах. Так «Арбатских» и «Смоленских» стало по две, а название «Киевская» носят целых три станции.

Строительство метро придумали черви

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

В далекие 30-е годы строительство тоннелей метрополитена доставляло куда больше проблем, чем сегодня: первые станции строились вручную – киркой и лопатой. Сегодня силы метростроителей экономят передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют полностью автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит».

Уже догадались, причем тут черви? По легенде изобретатель первого в мире «проходческого щита» англичанин Марк Брунель придумал такую конструкцию после того, как пригляделся к «работе» обыкновенного корабельного червя. Бурунель заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями. С помощью нее червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. Идея превратилась в конструкцию в 1817 году, а уже в 1825 году с помощью первой модели «щита» началось строительство тоннеля под рекой Темзой в Англии.

Кстати, московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. Специальный комплекс разработали в Канаде по заказу Мосметростроя. С его помощью впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов – на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

«Холодильники» в метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Владимир Яроцкий

Еще один интересный факт из строительства подземки. В Москве, которую по всюду пересекают река, каналы и различные заводи, самой распространенной проблемой для прокладки тоннелей метро стали плывуны – массы почти пылеобразного песка с примесью 10–15% глины, пропитанные водой.

А самый простой способ бороться с ними придумали еще в прошлом веке при строительстве первых линий метрополитена в Москве. Это заморозка грунта. Способов несколько – расскажем о самом старинном.

Его еще называют «рассольный». Грунт вокруг места работ замораживают с помощью специальных холодильных машин. Они с помощью специальных труб, помещенных в проблемный грунт, создают циркуляцию незамерзающего рабочего рассола хлористого кальция. Примерно спустя месяц трудов «подземных холодильников» грунт смерзается в монолитную массу, которая защищающает место работ от проникновения грунтовых вод и осыпания стенок тоннелей.

Правда, сейчас такой способ, как и заморозку почвы азотом, используют редко. Сегодня существует более совершенная и достаточно экономичная альтернатива – цементация грунтов.

Астрологический смысл кольцевой линии

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: ТАСС/Татьяна Макеева

Кольцевой линии столичного метрополитена приписывают множество легенд и тайных смыслов. Один вариант принадлежит астрологам. По мнению некоторых из них, Москва разделена на 12 секторов, каждому из которых приписан определенный знак зодиака.

В неслучайном порядке расположились и остановки на Кольцевой. Началу сектора Овна соответствует станция метро «Курская», следующая за ней «Таганская» соответствует Тельцу. Принцип понятен: «Павелецкая» – Близнецам, «Добрынинская» – Раку, «Октябрьская» – Льву, «Парк культуры» – Деве, «Киевская» – Весам, «Краснопресненская» – Скорпиону, «Белорусская» – Стрельцу, «Новослободская» – Козерогу, «Проспект Мира» – Водолею и, наконец, «Комсомольская» – Рыбам.

Правда, не очень понятно, какие бонусы положены носителю определенного знака на соответствующей станции. Хотя столичных студентов это не интересует – у них свое суеверие. В узких учебных кругах считается, что проезд по полному кругу Кольцевой способствует сдаче экзаменов.

Чашка кофе – лучший проектировщик

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Никита Симонов

Еще одна легенда – о происхождении Кольцевой. Изначально тоннель такой формы не планировался. Вместо кольца город должны были пересекать диаметры, имеющие пересадки в центре.

Все изменилось во время доклада Иосифу Сталину о планах по строительству. Существует миф, что он, выслушав проектировщиков, очень удачно поставил кружку с кофе прямо на схему. Чашка оставила пятно в форме кольца на идеальном месте – как раз вокруг центра Москвы. Сталину незапланированные изменения понравились, и тогда он якобы настоял на появлении Кольцевой линии. Кстати, согласно этой же легенде коричневый цвет ветки на карте выбран не просто так – это отсылка к кофейному «прошлому».

Кстати, не обошлось без мифов и в диаметре ветки. Изначально Кольцевая должна была быть больше и проходить через Савеловский и Рижский вокзалы – крупные столичные транспортные узлы. Как гласит легенда, план изменили по указанию Георгия Попова, возглавлявшего тогда Министерство городского строительства СССР. Причной якобы стало то, что мать чиновника жила на улице Новослободской, через которую в итоге и пустили кольцо.

Тайна в названии

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фото: Москва 24/Евгения Смолянская

На буквах «Б» в названии станции «Библиотека имени Ленина» есть два странных одинаковых отверстия, вокруг происхождения которых ходит сразу несколько легенд.

Первая гласит, что дыры – это боевые ранения. Их оставили когда-то полицейские во время перестрелки с бандитами. Вторая – что отверстия появились после работы пьяных ремонтников. Они пытались на спор вогнать дюбели в букву. Какая из них правдивая – уже не узнать.

Источник

М 33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

31. Как определить глубину метро

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

    Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

Источник

Как строилось метро в Москве, или История подземного города

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и историиметро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

метро москвы интересные факты и истории. Смотреть фото метро москвы интересные факты и истории. Смотреть картинку метро москвы интересные факты и истории. Картинка про метро москвы интересные факты и истории. Фото метро москвы интересные факты и истории

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *