михайловский замок история и легенды кратко

История

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Источник

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом. Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта. С момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. Удивление вызывает буквально всё – и необычный для Петербурга средневековый облик здания, и не превычный цвет фасада, и таинственная жизнь его владельца – самого мистического императора Павла I.

Легенда № 1 связана с убийством монарха о неупокоенном призраке Михайловского замка, якобы каждую ночь по залам и коридорам до сих бродит призрак убитого императора. Его множество раз замечали солдаты охраны, и даже имеется фамилия реального очевидца – разводящего ефрейтора Лямина. Да и простые прохожие иногда замечали в окнах замка зыбкую светящуюся фигуру.

Но наибольшей популярностью жуткие рассказы о призраке императора пользовались у кадетов Николаевского Инженерного училища, которое располагалось в его стенах в XIX-м веке. Выдумками о призраке кадеты старших курсов запугивали младших товарищей. Те подрастали и начинали стращать уже других малышей. В рассказе Николая Лескова под названием «Привидение в Инженерном замке» описаны не только кадетские страхи, но и дедовщина, царившая в училище.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Годом начала строительства Михайловского дворца является 1797 (год вступления на царствование Павла). Летний дворец был разрушен и на его месте началось грандиозное и очень поспешное строительство. Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Закладка первого камня состоялась 26 февраля в обстановке торжества и праздника. Темпы строительства поражают: дворец был возведен за четыре года. В постройке принимали участие свыше шести тысяч человек различных профессий, трудившихся круглые сутки без выходных.

Наброски будущего проекта монарх сделал лично (своя резиденция была мечтой всей жизни Павла, поэтому различных вариантов проекта к моменту начала строительства накопилось свыше десяти штук). Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность.

Для устранения проблемы нехватки материалов в процессе строительства пришлось разобрать галереи дворца в Пелле, а также забрать мрамор и камень, которые должны были пойти на возведение Исаковского собора.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним.

Легенда № 2. Однажды в этом дворце был прекрасный бал, во время которого придворная фрейлина и будущая фаворитка императора Анна Лопухина обронила перчатку. Павел бросился выполнять свой рыцарский долг – поднимать перчатку прекрасной дамы. Он поднял перчатку, и вдруг обратил внимание на её странный, необычный, розовато-оранжевый цвет…

Для того времени это был вызов обществу и моде, ведь приличные дамы носили тогда исключительно белые перчатки. Император на мгновение задумался, а потом тут же отправил диковинную перчатку придворному архитектору Бренне в качестве образца колора внешних стен дворца.

Вот так, благодаря необычному цвету перчатки фаворитки императора Анны Лопухиной, фасады Михайловского замка и приобрели столь непривычный и нетрадиционный для Петербурга яркий окрас.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции.

Желанием царя и было сделать дворец, пригодный для проведения встреч мальтийских рыцарей. Именно поэтому проект имел вид средневекового замка.
Проводя еще одну аналогию со средневековым методом постройки, в первоначальном виде дворец был окружен водой – реками Фонтанкой и Мойкой, а также Вознесенским и Церковным каналами. Перейти через ров можно было только по мостам, ведущим на остров.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Источник

Призраки и ангелы. Четыре легенды Михайловского замка

Коллаж © flickr.com / Sergio Tittarini / © wikipedia.org

Призрак Павла и роковое число букв на главном фасаде. Вокруг Михайловского замка, ставшего одним из самых мистических мест в Петербурге, ходит множество легенд и загадок. 9 марта ровно 220 лет назад был заложен первый камень в фундамент дворца. Лайф вместе с писателем-историком, исследователем петербургского городского фольклора Наумом Синдаловским вспомнил несколько самых известных легенд, связанных с последним пристанищем Павла I.

Замок построили по велению архангела Михаила

«На этом месте должен быть построен храм во имя архистратига Михаила». Такое сообщение якобы от самого архангела Михаила было доставлено Павлу I ночью 1797 года через часового дворца Елизаветы Петровны, стоявшего тогда на месте нынешнего Михайловского замка. Император в спешке приступил к выполнению божественной воли, однако внёс в неё свои коррективы. На месте храма спустя четыре года вырос роскошный загородный дом. Но домовая церковь на территории замка всё же была названа в честь архангела. Павел I вселился в резиденцию 1 февраля, но прожил там 40 дней: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит в собственной постели.

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

© Картина А.Н. Бенуа. Парад при Павле I. 1907 г.

«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней»

На Смоленском кладбище Ксения Блаженная предрекла:
жить Павлу I столько, сколько букв в изречении над главным фасадом Михайловского замка. Надпись на фронтоне гласила: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». После известия о смерти Павла петербуржцы сбежались к замку и лихорадочно стали пересчитывать буквы. Оказалось, 47. Ровно столько, сколько было императору, который родился в 1754 году.

Доброе утро, Ваше Величество!

Император со столь мистическим характером не мог просто так оставить свои владения после смерти. Когда замок был перестроен в Инженерное училище, кадеты, которые в нём учились, пугали друг друга, прогуливаясь по коридорам в простыне и со свечой в руках. Павел I превратился в страшилку времён царской России. Однако даже наши современники верят в неупокоенный дух сына Екатерины. Некоторые служители замка утром, обходя пустые залы, произносят «Доброе утро, Ваше Величество», сказанное в пустоту гулкого коридора. Или не совсем в пустоту…

михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть фото михайловский замок история и легенды кратко. Смотреть картинку михайловский замок история и легенды кратко. Картинка про михайловский замок история и легенды кратко. Фото михайловский замок история и легенды кратко

© Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Чему быть, того не миновать

Смерть Павла окутана загадками и домыслами. Самая распространённая история — о том, что император мог спастись. Якобы из его спальни был сооружён подземный ход к памятнику Петра I. Вот только воспользоваться им Павел не успел. Более того, его последний вечер с семьёй сопровождался намёками и полунамёками, которые впоследствии многие истолковывали как предсказания смерти. Покинул столовую император, бросив фразу «Чему быть, того не миновать». Это были его последние слова в ту роковую ночь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *