московский кремль история искусств

История Московского кремля

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Мощные высокие стены, стройные шатры башен, золотые купола соборов. Они словно вобрали в себя время: видели торжественный въезд победителей Куликовской битвы и страшные причуды Ивана Грозного, разорения Смутного времени и радостную встречу Минина и Пожарского, московский пожар 1812 года и бегство наполеоновской армии. С тех времен нога иноземного завоевателя не ступала на кремлевскую землю. К Кремлю сходились в старину все улицы, здесь бился пульс Древней Москвы. Прошли столетия, но святым остается место, где зародилась жизнь великого города…

Зарождение Москвы и первая крепость

А в начале 12-го века Москва была окраинной крепостью Владимирской земли, хотя и играла важную роль, находясь на пересечении речных и сухопутных путей с севера на юг и с запада на восток. Междоусобные войны были тогда обычным делом. В разгар одной из них, в 1147 году, Святослав Черниговский (отец Игоря, воспетого в “Слове о полку Игореве”), спасаясь от преследования, бежал в свои отдаленные владения. Здесь он и встретил посланцев союзника, владимирского князя Юрия Долгорукого, с письмом: “Прииде ко мне, брате, в Москов”. С этого первого упоминания и началась биография нашей столицы. Хотя поселение на Боровицком холме существовало, конечно, много раньше.

Уже через девять лет, в 1156 году, Тверская летопись сообщила, что Юрий- князь “заложи град Москву на устниже Неглинны, выше реки Аузы”. “Заложить град” значило выстроить крепость, обнеся ее рвом, валом и деревянными, редко каменными стенами.

Москва в 13 веке и деревянный Кремль

В 1238 году на русскую землю хлынули полчища Батыя. Была разорена и Москва. Но прошло несколько десятилетий, и она оказалась в ряду самых сильных древнерусских городов. Начиная с 14-го века за московскими князьями закрепился титул “великих”. А в 1326 году митрополит Петр неожиданно перенес сюда из пышного Владимира свою резиденцию и возвел в Кремле главный храм Руси- Успенский собор. Москва постепенно превращалась в центр политической, экономической и культурной жизни русского народа.

При Иване Калите, княжившем в 1325 — 1340 годах, Кремль получил новые укрепления из дубовых бревен. Стены состояли из ряда срубов, внутреннее пространство которых заполняли землей и камнями. Но дерево недолговечно. В 1356 году летопись отметила: “Погоре город Москва, Кремник весь…”

Белокаменный Московский Кремль Дмитрия Донского 14 век

Понимая неизбежность открытой схватки с Ордой и Литвой, внук Ивана Калиты князь Дмитрий задумал “ставити город Москву камен”. И потянулись по реке суда, груженные известняком. С того памятного 1367 года и стали называть столицу “белокаменной”. Новые стены превратили ее в мощную крепость Северо- Восточной Руси. По своим размерам Кремль лишь немного уступал современному, шесть из девяти башен имели ворота. Это было смелое новшество — видно, князь думал не только об обороне.

И время решительных действий пришло: в 1380 году из ворот, на месте которых стоит теперь Константино- Еленинская башня, Дмитрий Донской повел войска на Куликово поле. Победа была одержана далеко от Москвы, но ковалась она здесь, в Кремле!

Строительство кирпичного Кремля при Иване III 15 век

Белокаменная крепость прослужила более ста лет. В 1480 году Русь окончательно освободилась от ига, к Москве присоединялись все новые и новые княжества. Русское государство снова вышло на широкую международную арену.

Величественным памятником этого времени и стал новый Кремль Ивана III.

Для строительства Кремля были приглашены итальянские зодчие. Италия переживала эпоху расцвета своей культуры и дарила миру превосходных художников, зодчих, инженеров. Правители разных стран спешили позвать именно итальянских мастеров. И вот в 1475 году в Москву приехал болонский архитектор Аристотель Фиораванти. Затем появились другие его соотечественники, чьи имена встречаются на страницах русских летописей.

Невиданный размах работ, осуществленных всего за десять лет, вызывает удивление даже сейчас. Тогдашняя Европа такого не знала, поэтому в ее глазах Кремль вдвойне стал символом могущества Московского государства. Иностранные купцы говорили, что он “имеет вид города”, так как из-за высоких стен виднелись многочисленные кровли теремов и золотые купола соборов.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствА.М.Васнецов. Кремль при Иване III.1921 г.

Строительство стен и башен

Строительство начали с южной стороны Кремля, где стены сильно обветшали. Укрепления возводили постепенно, открытых участков не оставляли, опасаясь нападения.

Первой в 1485 году была заложена Тайницкая башня. Под ней устроили колодец- тайник, который и дал ей название.

Спустя два года ниже по течению Москвы- реки выстроили Москворецкую угловую башню (в старину она именовалась Беклемишевской от примыкавшего двора боярина Беклемишева). Эта башня защищала наиболее уязвимый угол Кремля и прикрывала подступы к восточной стене и воротам.

В 1488 году в устье реки Неглинной была заложена и другая угловая башня. Свое название- Водовзводная- она получила в 17-ом веке, когда в ней установили водоподъемную машину. Это был первый в Москве водопровод.

В том же году вдоль берега Москвы- реки выстроили еще четыре башни- теперь с Юга Кремль был укреплен мощной стеной.

В 1490 году приступили к сооружению Боровицкой башни с воротами. От нее потянули стену по направлению к современной Красной площади. Одновременно на месте прежней Тимофеевской встала мощная Константино- Еленинская башня.

Наконец, год спустя началось строительство башен, выходящих на Красную площадь. Первой заложили Фроловскую, позже получившую имя Спасской, от иконы “Спаса Нерукотворного” над воротами.У нее было пять этажей, и на каждом- палата, окруженная коридором. На площадь выходила и проездная Никольская, которая в то время очень походила на Фроловскую. Отсюда стена пошла к Неглинной. Замыкала ее угловая Арсенальная башня, что звалась поначалу Собакиной — тоже от соседнего боярского двора. Внутри ее, не без умысла, оказался родник, который и сегодня дает прекрасную воду. Высокая и мощная, она напоминала часового.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствВозведение Кремлевских стен.Миниатюра Лицевого свода второй половины 16 века.

В 1495 году принялись укреплять самый трудный участок- вдоль болотистого берега Неглинной. Пришлось немало потрудиться, прежде чем была заложена проездная Троицкая башня с отводной стрельницей. Через несколько лет от нее перекинули кирпичный мост, по другую сторону которого выстроили еще одну башню. Когда, выравнивая берега находившегося здесь пруда, подняли грунт на 6 метров, высокая и стройная башня стала приземистой и неуклюжей — Кутафьей.

О некоторых башнях сведения очень скудны. Например, о Набатной известно лишь, что на ней висел колокол, в который били во время пожаров. А изящная Царская выстроена рядом значительно позже, в 1680 году. Мало что знаем мы и об истории Сенатской башни, что стоит позади Мавзолея, а ведь ею закончилось строительство кремлевских стен.

Стены и башни Московского Кремля были возведены по всем правилам фортификационного искусства того времени.
Укрепления сохранили форму неправильного треугольника с общей протяженностью сторон в 2235 метров. В каждой стене 7 башен, причем угловые входят сразу в две стороны.

Каждая башня являлась маленькой крепостью и могла обороняться, если даже были взяты соседние. Пять из них имели отводные стельницы, надежно защищавшие ворота, из которых к тому же опускались мосты через ров. Закрывались ворота специальными решетками — герсами. Если все же удавалось проникнуть в стрельницу, они опускались и враг оказывался в ловушке.

Стены Московского кремля завершены кирпичными зубцами с двурогими окончаниями в виде ласточкиных хвостов. В зубцах через один устроены щелевидные бойницы. А как мощны стены — до 6,5 метров толщиной, высота же ( без зубцов) доходит до 19 метров. Высота башен с шатрами и звездами достигает 71 метра.

С городом Кремль был связан воротами в шести башнях, из которых дошли до нас только Спасские, Троицкие и Боровицкие. Парадными были Спасские: через них проходили триумфальные шествия, здесь встречали иностранных послов.

Особенно усилил оборонную мощь Кремля облицованный камнем широкий ров. Чтобы оградить крепость от пожаров (да и защищаться так было легче), очистили от деревянных построек всю местность вокруг и разбили так называемый Государев сад. Благодаря ему Кремль заметно обособился и приобрел композиционную завершенность.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствМосковский Кремль из книги С. Герберштейна «Записки о московских делах».1563 г.

Укрепление города в 16-ом веке

В течение 16-го века Москва не раз подвергалась набегам. В 1521 году пришел с огромным войском крымский хан Махмат- Гирей, но не решился штурмовать Кремль — поджег посад и удалился восвояси. Столь же “удачливы” были и другие завоеватели.

А москвичи между тем все сильнее укрепляли свой город. В 1538 году они окружили каменной стеной посад — Китай-город, а в конце столетия заложили и третье оборонительное кольцо — земляной вал с каменными башнями — Белый город.

Спустя несколько лет столицу обнесли еще высокими деревянными стенами, получившими название Скородома из-за быстрых темпов строительства. Теперь Московский Кремль стоял за четырьмя кольцами стен со 120 боевыми башнями и множеством дозорных монастырей. С колокольни Ивана Великого были видны даже окрестности столицы. Попробуй подступись!

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств«Кремленаград». Годуновский план Московского Кремля. Составлен в 1597 году. Из «Мирового атласа» (Амстердам, 1667 г.)

Восстановление Кремля в 17-ом веке

17-й век начался продолжительной “смутой”. Воспользовавшись раздорами бояр, пришли польско- шведские интервенты. Над народом нависла угроза порабощения. Но в октябре 1612 года народное ополчение во главе с “гражданином Мининым и князем Пожарским” освободило Москву. Началось восстановление стен.

Тогда на смену простым, суровым формам и пришла подчеркнутая декоративность. Особенно яркое выражение исконная приверженность русского человека к узорочью нашла в перестройке башен.

В 1625 году главная из них, Спасская, была увенчана каменным шатром. Несмотря на высоту, он кажется изящно легким. Как удалось достичь этого? Каждый следующий ярус ниже предыдущего и меньше украшен, потому верх башни столь стремительно уносится ввысь и как бы тает в воздухе.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствМосковский Кремль.1661 г. Августин Мейерберг.

Часы для Спасской башни

Христофор Галовей, “аглицкой земли часового и водяного взвода мастер”, разработал для Спасской башни проект часов “с перечасьем” — колокольным боем. Под его руководством их изготовили в 1621 году русский мастер Ждан с сыном и внуком. Часы эти не были для Москвы такой уж новинкой — самые первые появились в Кремле еще в 1404 году. В летописи о них говорится: “Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы дневныя и нощныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческую хитростию, преизмечтано и преухищренно”. Да и на Спасской башне первые часы установили скорее всего сразу же после ее сооружения.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствЧасы на Спасской башни Московского Кремля. 2019 г.

Башни Кремля

Появление над крепостными стенами стройной вышки, увенчаной шатром, гербом и часами, говорило о том, что Московский Кремль постепенно утрачивал оборонительное значение и осмыслялся в качестве монументальной оправы всего ансамбля. В течение 60 лет Спасская башня была единственной шатровой башней Кремля. Создатели завершения так умело объединили старые и новые части, что сделали как бы модель для остальных башен, перестроенных во второй половине 17-го столетия.

Почти каждая получила индивидуальный облик, обусловленный ее положением и ролью в ансамбле. Наиболее нарядное завершение у Троицкой. Не случайно оно напоминает шатер Спасской — обе украшали главные ворота Кремля. Угловые башни — Арсенальная, Москворецкая и Водовзводная — были увенчаны восьмигранными шатрами с дозорными вышками. Они замыкали фасад кремлевских стен. Завершающая панораму Кремля со стороны Неглинной Боровицкая башня получила необычный многоярусный венец.

Живописные шатры “связали” кремлевские стены, выделив Соборную площадь с ее купольным многоглавием. А главное — они подчеркнули уникальный характер Кремля и выявили его значение как ядра разросшегося к тому времени города.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствСпасская башня Московского Кремля. 2019 г.

Изменения в 18-19-х веках

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствМосковский Кремль 1762-1766 гг. Балабин П.Т. с рисунка М.И. Махаева

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствВид Красной площади. 1795 г. Гравюра Ф. Лорие по рисунку Ж. Делабарта

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствП.Верещагин.Вид Московского Кремля.1879 г.

После революции 1917 года

Новая жизнь Кремля связана с Октябрьской революцией. В марте 1918 года Советское правительство во главе с В.И.Лениным переехало в Москву, которая вновь стала столицей.

В 1935 году на пяти главных башнях установили пятиконечные рубиновые звезды. Ночью внутри их зажигались огни.

Московский Кремль с 1991 года является государственным историко-культурным музеем-заповедником и состоит из 7 музеев: Оружейная палата, Благовещенский, Успенский и Архангельский соборы, церковь Ризоположения и колокольня Ивана великого, Патриаршие палаты.

Научно- реставрационные работы, что ведутся здесь постоянно, являются ярким проявлением уважения и охраны памятников истории и культуры в нашей стране. Археологи, архитекторы, историки, искусствоведы, химики, биологи, инженеры- благодаря их стараниям творения древних зодчих сияют нам вечно юной красотой!

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусствУспенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.

Источник

Архитектурный ансамбль Московского Кремля: описание, история и интересные факты

До основания Кремля

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Строение Кремля

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Благовещенский собор

«Каменная» история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

московский кремль история искусств. Смотреть фото московский кремль история искусств. Смотреть картинку московский кремль история искусств. Картинка про московский кремль история искусств. Фото московский кремль история искусств

Источник

Московский Кремль

Слово Кремль» происходит от древнерусского или «КРЕМНОС» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены.
А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

В 1147 г. на Боровицком холме над Москвой-рекой в доме боярина-купца Степана Кучки встретились Ростово-Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий и Новгород-Северский князь Святослав Ольгович. Пообедали, поговорили, решили: быть здесь городу.
1147 г. считается датой основания Москвы. Хотя, если уж погружаться в исторические хроники, то отсчет фактического возраста российской столицы вполне можно было бы начать гораздо раньше.

Боярин Степан Кучка, точнее, Кучко, владел несколькими большими селами и деревнями на левобережье Москвы-реки, объединенными названием Кучково поле, или Кучков, что уже похоже на название города, а владения боярина возникли на месте поселений еще более древних, это доказано археологическими исследованиями. Да и сам Юрий Долгорукий поначалу называл свой город Кучков. Однако очень скоро у них с Кучкой отчего-то нашла коса на камень, да так, что боярин был казнен, дети его высланы из Москвы, а название Кучков было приказано забыть напрочь и навсегда.

История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости. Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов. Со временем посады росли. С ними росла и крепость.

Поселение до 1147 года.

Можно предположить, что в это время укрепления Москвы состояли не только из одних простых земляных насыпей с частоколом наверху. Возможно частокол тогда был заменён тыном, а ров углублён и усажен по краям надолбами, т.е. заострёнными обрубками деревьев, вкопанных стоймя в один, два или несколько рядов так, чтобы нельзя было ни перескочить через них, ни пройти между ними.

Московский Кремль
при Юрии Долгоруком

Кремль при Юрии Долгоруком был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров. Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Московский Кремль при Иване Калите

В XIV веке при Иване Калитепостроили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Московский Кремль при Иване III.

Они строили не просто крепость, а святой город.
Легендарный Царьград (Константинополь) был заложен по трем углам на все стороны по семи верст, поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.

Первой из башен современного Кремля была Тайницкая, заложенная в 1485 году. Впервые в России для крепостного строительства был использован кирпич. Эта башня получила свое название от тайного хода, идущего от башни к Москве-реке. До 1674 года на Тайницкой башне были часы с боем, именно отсюда звонили в колокола в случае пожара. Башня стала центральной для южной стены Кремля, то есть она выходила в сторону Иерусалима и поэтому напротив неё прорубалась иордань на Москве-реке в праздник Богоявления.

Макет Московского Кремля XV-XVI веков в музее археологии Москвы.

Вода для висячих садов шла от Водовзводной башни, где был устроен механизм для подъема воды из Москвы-реки. Из колодца в башне вода по свинцовым трубам поставлялась и в сам Кремль.

МИФЫ О КРЕМЛЕ

До XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули – навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.
Общая длина кремлевских стен 2235 м, толщина от 3.5 до 6.5 м и высота от 5 до 19 м. От башни к башне можно пройти по боевому ходу шириной 2–4 м, проложенному по верху стены. Снаружи его прикрывают 1045 двурогих зубцов («ласточкин хвост») высотой 2–2.5 м и толщиной 65–70 см, изнутри – парапетная стенка.
Когда–то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В XVIII в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью.
В 1973 г. в Московском Кремле начались большие ремонтно–реставрационные работы. На некоторых башнях были заменены поврежденные участки кладки. На Сенатской, Боровицкой, Водовзводной и Беклемишевской башнях черепичное покрытие шатров заменили листовой медью, изготовленной в виде черепицы.
Московский Кремль имеет 20 башен. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485), самая «юная» – Царская (1680).

Московский Кремль имеет 20 башен. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485), самая «юная» – Царская (1680).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *