московский планетарий история создания
Планетарий
Дотянуться до звезд
Нельзя пройти мимо здания Московского планетария. В 2011 году после пятнадцатилетней реставрации музей, наконец, распахнул свои двери. А назвали это здание по использовавшемуся для трансляции звезд и планет проектору.
Идея построить в Москве планетарий принадлежит Давиду Рязанову.
Проекционный аппарат «Планетарий» для него впервые продемонстрировали в октябре 1923 года. Затем Рязанов поехал в Германию, чтобы договориться с компанией Carl Zeiss об изготовлении оборудования для московского планетария. В это время М. Барщ и М. Синявский уже работали над проектом здания. За основу архитекторы взяли форму яйца. Причем расчет был филигранно точным: при диаметре 30 метров толщина купола колеблется от 8 до 12 сантиметров.
Строительство планетария началось 23 сентября 1928 года. А уже 5 ноября 1929 московский планетарий открылся. Он стал тринадцатым в мире — десять его предшественников были построены в Германии, один в Италии и один в Австрии.
Открытие планетария усилило интерес к астрономии. Но музей не ограничивался только наукой — в его стенах ставили всевозможные шоу. Например, после войны пользовался популярностью «Салют Победы». А в 1947 году в планетарии открылась астрономическая площадка — будущий «Парк неба».
В 1994 году Московский планетарий перестал принимать посетителей.
Здание приватизировали, признали аварийным и закрыли на реконструкцию. Но работы затягивались, и была даже идея устроить на месте музея развлекательный центр, или казино. В ноябре 2010 года объявили, что Планетарий откроют 12 апреля 2011 года — ко Дню космонавтики. Затем открытие перенесли на День России. 12 июня 2011 года Московский Планетарий открылся вновь.
Сейчас это современный и прогрессивный музей.
На самом нижнем, подземном, уровне работает малый звездный зал, 4D-кинотеатр, а также интерактивный музей «Лунариум», где действие физических законов можно буквально пощупать. Кстати, там же можно увидеть самый большой в Европе маятник Фуко.
На первом уровне (раньше это был подвал) располагается продолжение экспозиции «Лунариума», а также залы музея Урании, где можно узнать об истории развития астрономии и освоения космоса.
На втором уровне — большая обсерватория с самым большим телескопом Москвы (диаметр 400 мм), и малая обсерватория (диаметр телескопа 300 мм), астрономическая площадка «Парк неба» с коллекцией работающих под открытым небом астрономических приборов и гноманов (для определения времени по солнцу), и еще один зал музея Урании с коллекцией метеоритов и имитацией солнечной системы.
Непосредственно под куполом — большой звездный зал. Это самый большой полнокупольный зал в Европе, а его проектор «Универсариум М-9» позволяет увидеть более 9 000 небесных тел.
Московский планетарий
Ясное звездное небо — возможно, то единственное, чего не хватает жителям большого города. Яркие огни заслоняют вид звезд, метеоров, комет и других небесных объектов. Однако в Москве есть место, где ночное небо всегда выглядит чистым и бархатистым, — Московский планетарий.
Посетители могут увидеть другие планеты и лунные кратеры, узнать о месте человека во Вселенной и послушать лекции выдающихся ученых под куполообразным проекционным экраном, самым большим в Европе (25 м в диаметре и 1000 кв. м в площади).
Планетарий принимает до 3500 посетителей в день и более миллиона посетителей в год.
С чего все начиналось
Московский планетарий открылся в 1929 году. Уникальное здание, спроектированное архитекторами Михаилом Барщем и Михаилом Синявским, стало памятником эпохи конструктивизма и гордостью советской архитектуры.
За шесть лет до этого, 21 октября 1923 года, мюнхенская публика познакомилась с «Чудом из Йены» — проектором планетария модели I, сферическая поверхность которого имела 31 линзу. Каждая из них была сфокусирована на металлической пластине с отверстиями, соответствующими яркости и положению звезд, видимых невооруженным глазом. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор показывал ежедневное движение неба. Однако «Чудо из Йены» имело один недостаток: первая проекция планетария не смогла показать эффект изменения наблюдаемых широт. Инженер Вальтер Виллигер исправил этот недостаток в следующей версии, разделив звездный шар на два полушария и уменьшив наполовину устройства, проецирующие планеты.
Планетарий, стоивший «астрономическую» по тем временам сумму — около 250 000 рублей, был 13-м в мире. Десять из них находились в Германии, один в Вене и один в Риме.
Тогда, в 1929 году, Владимир Маяковский писал: «Пролетарская женщина, пролетарский мужчина, приходите в планетарий».
Звездный театр
Планетарий стал настоящим звездным театром. Это было место не только для лекций и тренировок, но и для театральных постановок: такие пьесы, как «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник» имели большой успех.
В 1934-1938 годах здесь располагался Стратосферный комитет, который исследовал верхние слои атмосферы и занимался проблемами реактивного движения. На заседаниях присутствовал Сергей Королев.
И конечно, в планетарии были астрономические кружки, где читали лекции академики Виктор Амбарцумян, Владимир Котельников, Александр Михайлов, Борис Петров, Отто Шмидт и другие ученые. А Иван Папанин, Эрнст Кренкель, тунгусский исследователь событий Леонид Кулик, Тур Хейердал и Жак Майоль представили отчеты о своих путешествиях.
Развитие
Первый в мире астрономический объект с оригинальными астрономическими приборами, моделями, ракетами и 5-дюймовым рефракторным телескопом в обсерватории был открыт на территории планетария к 800-летию Москвы в 1947 году.
Всероссийские и международные олимпиады школьников с их уникальным подходом проистекали из ежегодной астрономической олимпиады школьников, которая проводилась там с 1947 года.
Во время Второй мировой войны военнослужащие слушали в планетарии лекции для разведчиков и военных летчиков: «Астрономия на войне» и «Астрономия для разведчиков». Также слушали лекции по астрономии в госпиталях, воинских частях и городском призывном пункте. Планетарий действовал всю войну и только один раз был закрыт на два месяца.
Триумф космонавтики
Первые космонавты, начиная с Юрия Гагарина, изучали в планетарии звездное небо, пока в центре подготовки космонавтов не построили собственный планетарий.
Первый полет человека в космос вызвал огромный интерес в мире ко всему, что связано с освоением космоса, и поэтому популярность Московского планетария росла. Посещаемость была самой стабильной в мире: от 800 000 до 1 миллиона посетителей в год.
Старый звездный шар Zeiss, установленный еще в 1929 году, был заменен новым устройством с автоматическим управлением в 1977 году.
Забвение и обветшание
В 1980-е годы часы для Московского планетария были переведены назад: оборудование почти устарело, современная обсерватория так и не была построена, в ней пылились мощные телескопы. Позже, в 1990 году, была открыта обсерватория с постепенно изнашивавшимся рефракторным телескопом Zeiss, но здание почти лежало в руинах.
Эпоха возрождения
Планетарий вновь открылся в 2011 году. Началась новая эпоха. После торжественного открытия, состоявшегося 12 июня, планетарный комплекс на Садовой-Кудринской улице начал принимать около 3000 посетителей в день. Пожилые сотрудники говорили, что никогда не видели такого интереса даже в 1960-1970-е годы, когда увлечение космонавтикой было на пике. Интерес со временем не угас: посещаемость растет — до 3500 гостей в день.
В настоящее время в планетарии есть Большой Звездный зал, Музей Урании, Интерактивный музей Лунариум, небесный парк с двумя обсерваториями, 4D-кинотеатр и Малый Звездный зал.
Многофункциональный комплекс оснащен новыми системами с новейшим оборудованием и уникальными учебными пособиями: проектором звездного неба, обсерваториями, приборами и музейными экспонатами.
Исторические экспонаты Музея Урании переносят посетителей в прошлое, экскурсия по интерактивному музею знакомит с правилами природы и природными явлениями, а программа Большого Звездного зала показывает, каково это — быть пассажиром космического корабля и путешествовать во времени и пространстве.
История планетария
Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.
Музей «Лунариум» временно закрыт
+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Чтобы увидеть звезды в ясный солнечный день, нужно опуститься на дно колодца. А полюбоваться картиной звездного неба в пасмурный день можно, лишь поднявшись на самолете выше верхней кромки облаков. Чтобы увидеть одно из красивейших созвездий — знаменитый Южный Крест, — нам, жителям северного полушария, необходимо совершить путешествие к экватору. Солнце и звезды одновременно можно наблюдать лишь с борта космического корабля.
Очередное приближение к Земле кометы Галлея предстоит в 2060 году. Очевидцами ближайшего солнечного затмения на европейской части страны станут уже наши далекие потомки — оно произойдет в 2126 году. И только в XXXVIII веке земляне смогут вновь увидеть комету Донати — одну из ярчайших комет XIX столетия.
Но все эти и многие другие небесные явления можно в любой день увидеть на искусственном небе Московского Планетария. Как это стало возможным? История Планетария — увлекательный рассказ о тернистом пути к звездам.
Подготовка к строительству
В середине 1927г. по постановлению Московского Совета была создана Постоянная комиссия по постройке в Москве планетария. К тому времени в мире уже было открыто 12 планетариев — десять в Германии и два за ее пределами, в Вене и Риме. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал Московский.
К весне 1928 года торговое представительство СССР в Берлине окончательно договорилось с фирмой Цейсса о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Диккергоф о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба.
На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 рублей.
В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.
Тем временем шло проектирование здания Московского Планетария.
К работе были привлечены молодые архитекторы М.О.Барщ и М.И. Синявский, впоследствии — профессора Московского архитектурного института. Ими был представлен проект, выполненный в модном тогда стиле — «конструктивизме». Этот стиль появился в архитектуре в годах ХХ века, и его задачей было — «конструирование окружающей среды путем создания сооружений в четких внешних формах, образованных из простых стереометрических тел и собранных на железобетонном каркасе». Строительство Московского Планетария было по тем временам событием значительным. Журнал «Огонек» 23 сентября 1928 года сообщал: «Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане, мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах (. ). Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета (. ). Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».
После соответствующих замечаний, Моссоветом был утвержден проект, на основе которого и было построено главное, цилиндрическое здание Московского Планетария на улице Садовой Кудринской, 5.
Первый камень
Первый камень в фундамент Московского Планетария был заложен в день осеннего равноденствия — 23 сентября 1928 года.
В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса — сферического купола — экрана. Аппарат «Планетарий» в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.
В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий» под контролем специалистов из фирмы Цейсса.
3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.
В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.
Подбор материалов музея
Научно-методическая работа в это время шла полным ходом. Тщательно продумывались основные темы, подбор материала, учитывалось строго научное содержание, а также методика и форма изложения. Было разработано несколько главных тем, удовлетворяющих не только запросам массового зрителя, но и школьным программам. Был представлен план организации астрономической библиотеки-читальни и астрономической обсерватории, обслуживающей посетителей, и способной вести научную работу.
Однако самым главным вопросом было создание большого астрономического музея. Дискуссия о том, каким быть музею планетария, была чрезвычайно острой, так как боролись два мнения: должен ли быть музей при планетарии, или при музее должен стать планетарий. Большинство высказывалось за второе предложение, причем сам музей предполагалось развернуть в грандиозных размерах, требующих особой, большой кубатуры пристройки, с лабораторными комнатами, с большими динамическими моделями, учебными аудиториями и пр. Планетарий же мыслился как завершающее и обобщающее все виденное в музее зрелище. Но идея создания музея тогда так и не была реализована.
Торжественное открытие Московского Планетария
Открытие планетария для широкой публики было намечено на Октябрьские праздники. 5 ноября 1929 года считается Днем рождения Московского Планетария.
«5 ноября в Москве состоялось торжественное открытие Московского Планетария, первого в нашем Союзе и во всем мире. На открытии присутствовали т.т. Литвинов, Луначарский, Семашко и др.»
Открытию планетария Маяковский посвятил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», которое заканчивалось словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий»
Эволюция научно-познавательных программ
Планетарий начал свою деятельность с небольшого цикла лекций. Однако его тематика из года в год росла. Если в в репертуаре было всего три темы, то уже в 1939г. число их достигло 40. Строение Вселенной, происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения — вот круг тем, освещаемых в Планетарии.
С расширением работы появилась необходимость дополнить техническую базу Планетария новыми приборами и аппаратами.
Большая заслуга Московского звездного дома в том, что именно здесь почти сразу после открытия с благословения К.Г.Паустовского начались первые конструкторские и производственные работы по созданию «живого неба», усилению эффекта присутствия. Группу экспериментаторов 45 лет возглавлял талантливый конструктор, первый директор и лектор планетария Константин Николаевич Шистовский.
К 1934 году на куполе Московского Планетария уже мерцали звезды, плыли облака, ходила по небу комета, колыхались полярные сияния, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения, ракета Циолковского летела с огненным хвостом. В конце сеанса в зале занималась алая заря, и под музыку Р.М.Глиэра, специально им аранжированную для Планетария, восходило большое, яркое «советское Солнце». Ничего этого ни в одном планетарии мира не было до конца годов. Так планетарий перестал быть просто оптическим прибором, а стал купольным театром, где небо воспроизводится во всем своем многообразии всеми средствами, доступными современной технике.
Начало работы астрономического кружка
1934 год знаменателен еще и тем, что при Московском Планетарии начал свою работу первый астрономический кружок. Тогда по инициативе газеты «Пионерская правда» в стенах Планетария собрались два десятка ребят на свое организационное собрание. Первым руководителем кружка был известный популяризатор астрономии Виталий Алексеевич Шишаков. В те годы на занятиях кружковцев, происходивших, как правило, в Звездном зале, выступали профессора, видные астрономы К.Л.Баев, М.Е.Набоков и другие. В астрономических кружках Планетария занимались до 500 школьников в год.
Руководителями в разные годы были И.Ф.Шевляков, Ф.Ю.Зигель, Р.И.Цветов, В.А.Бронштэн, К.А.Порцевский, С.В.Широков, А.В. Засов. Подобной юношеской астрономической школы не было, и нет, нигде в мире. Многие выпускники астрономических кружков Московского Планетария составляют сегодня цвет и гордость отечественной науки о звездах.
В том же году при Планетарии под руководством профессора П.П.Паренаго была создана одна из первых в мире любительских групп по наблюдению переменных звезд.
Планетарий и ракетно-космическая техника
В г.г. на базе Московского Планетария работал и заседал Стратосферный комитет. Его сотрудники изучали верхние слои атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. В дни заседания президиума Стратосферного комитета здесь, в Малом зале можно было видеть С. П. Королева, В. П. Глушко, В. П. Ветчинкина, М. К. Тихонравова, Ю. А. Победоносцева, Г. Э. Лангемака.
При Планетарии работали инженерно-конструкторские курсы, доставшиеся Стратосферному комитету еще от знаменитого ГИРДа (группа изучения реактивного движения). Лекции читали В. П. Глушко, Г. Э. Лангемак, М. К.Тихонравов. Астрономические и геофизические вопросы консультировали профессора Б. А. Воронцов-Вельяминов и П. П. Паренаго. Именно в Московском Планетарии впервые в мире был разработан и внедрен способ исследования динамики стратосферы при помощи стратосферных зондов с дымовыми шашками. В подвале Планетария были сконструированы и изготовлены первые жидкостные ракеты конструкторов А. И. Полярного, Л. К. Корнеева, Д. С. Душкина. Здесь построена и в Останкине испытана первая советская двухступенчатая ракета конструкции И. А. Меркулова. Из группы ракетчиков подвала Московского Планетария выросло всемирно известное конструкторское бюро (КБ-7) по разработке жидкостных ракет.
Звездный театр в Планетарии
В предвоенные годы Планетарий стал в буквальном смысле слова «Звездным театром». В нем ставились пьесы, в которых играли профессиональные актеры. В купольном зале с большим успехом шли спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». Уже в первом спектакле явственно проступали характерные черты театра Планетария: умение создавать увлекательные спектакли, органически вплетая научные высказывания в ткань диалога, а также умение иллюстрировать сказанное, широко используя звездное небо и другие возможности аппарата «Планетарий».
Планетарий и школа
Московский Планетарий, благодаря имеющимся в его распоряжении техническим средствам, становится единственным в своем роде комплексом наглядных учебных пособий. Под звездным небом Планетария учащиеся московских школ ведут практические занятия по астрономии и географии, совершая «кругосветные путешествия», «путешествия на Северный полюс», получают наглядные доказательства шарообразности Земли, ее суточного и годового движения и т.д. Учащиеся старших классов занимаются сферической астрономией. Циклы лекций для школьников согласованы со школьными программами и являются прекрасным дополнением к тем знаниям, которые учащиеся получают в школе.
Как известно, астрономия — наука наблюдательная. Для наблюдений небесных объектов и явлений необходима астрономическая обсерватория. Для этих целей в Московском Планетарии планировалось создание специальной астрономической площадки. Впервые мысль о ее создании возникла в 1939 году. Было принято решение о строительстве площадки в начале лета 1941 года. Однако начавшаяся Великая Отечественная война разрушила эти планы. Астрономическая площадка Московского Планетария была открыта в 1947 году к Москвы.
Планетарий во время Великой Отечественной Войны
Во время войны в Московский Планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны.
Московский Планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.
Астрономическая площадка и Обсерватория
В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.
Планетарий — центр популяризации естественнонаучных знаний
С 1947 года Московский Планетарий работает в комплексе — Звездный зал, фойе, Астрономическая площадка и Обсерватория. Он становится крупнейшим в стране центром пропаганды и популяризации естественнонаучных знаний. Ежегодно читаются тысячи лекций по астрономии, наукам о Земле не только в самом Планетарии, но и на предприятиях и в учреждениях Москвы и области.
Московский Планетарий оказывает большую научно-методическую помощь другим планетариям. Его сотрудники разрабатывают новые демонстрационные приборы, создают серии диапозитивов и аннотаций к ним, различные методические пособия. На базе Планетария проводятся семинары, лекторские школы, технические консультации. Все планетарии страны начинали свою деятельность при непосредственной помощи и участии Московского Планетария.
В Московском Планетарии проходят стажировку штурманы полярной и дальней авиации, изучают звездное небо южного полушария те, кто впоследствии прокладывал воздушные трассы в Антарктиду.
Планетарий и космонавтика
Немалую лепту Московский Планетарий внес в развитие отечественной космонавтики. Именно здесь, начиная с 1960 года в течение 15 лет, проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами. Летчик-космонавт А.А.Леонов, однажды выступая в Звездном зале планетария, сказал: «Путь на Байконур начинался здесь, в Московском Планетарии».
В эти годы популярность Московского Планетария возрастает необычайно. Он становится самым стабильно посещаемым в мире — от 800 тысяч до миллиона посетителей в год. Всегда прекрасно оснащенный, он на равных обменивается опытом со столичными планетариями других стран. История Планетария напоминает — во многих начинаниях он был и оставался первым.
Уникальное здание Московского Планетария — памятник эпохи конструктивизма, гордость советской архитектуры — становится неотъемлемой частью архитектурного облика столицы — его серебристый вытянутый купол придает ему сходство с фантастической межпланетной ракетой, устремленной в небо.
Замена аппарата «Планетарий»
В 1977 году старый аппарат «Планетарий» (заводской номер 13), установленный в 1929 году заменил новый аппарат «Планетарий» (заводской номер 313) с автоматизированной системой управления. Новые возможности аппарата позволили создать принципиально новый продукт для Планетария — автоматизированную аудиовизуальную программу. Наиболее интересные научно-популярные программы, такие как — «Про небо и Землю» для детей, «Мифы о великих эллинах» и «Небо прекрасной Эллады» по мотивам древнегреческих мифов, «Под небом планетария», «Ньютониана» были созданы заслуженным работником культуры РФ Станиславом Васильевичем Широковым. Он по праву считается новатором в развитии целого направления научно-методических технологий в планетариях нашей страны.
К Московский Планетарий награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1987 году в Московском Планетарии проходил 1Х Международный Конгресс директоров планетариев, в котором участвовало 139 делегатов.
История Московского Планетария содержит немало славных страниц, но в ней есть поистине драматические моменты и долгие годы забвения.
К сожалению, всеобщая тень застоя легла и на деятельность Московского Планетария. Установка нового аппарата была, пожалуй, последней ощутимой акцией, направленной на его развитие.
В 1994 году Московский Планетарий был закрыт на капитальный ремонт.
Спустя много лет идея создания полноценного астрономического музея Планетария, наконец, реализовалась с использованием самых современных музейных технологий.
При подготовке материала были использованы статьи К.Н..Шистовского, В.А.Шишакова, К.А.Порцевского, В.Н.Комарова, С.В.Широкова.