московский проспект история возникновения
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Московский проспект возник в Санкт-Петербурге одновременно с Невским. Вскоре после основания города началась прокладка дороги, которая должна была соединить будущую столицу с Москвой. Первый ее участок начинался на Сенной площади, а заканчивался в небольшом поселке под названием Саарская мыза, где любил время от времени останавливаться Петр I. К середине 18 века новая дорога уже пересекала половину города, ведя почти строго на юг, в сторону Москвы. Пользовались ею в основном представители царской фамилии и приближенные к ним дворяне, так как простым людям ездить по ней запрещалось. В результате дорога, названная к тому времени Царскосельским трактом, была очень ровной и постоянно поддерживалась в хорошем состоянии. В начале 19 века ее стали называть Царскосельским проспектом.
В другом месте Царскосельского проспекта, на заболоченном участке, называемом в обиходе «Лягушачьим болотом», примерно в эти же годы была возведена Чесменская церковь, освещение которой было приурочено к десятилетию победы русских войск над турками в бухте Чесма на побережье Малой Азии. Вскоре весь район «Лягушачьего болота» стал называться Чесменским, или просто Чесмой. Это называние было популярным в городском фольклоре вплоть до начала 20 века.
В 20 веке на Московском проспекте было создано много промышленных предприятий и открыто восемь станций метро. Географически эта магистраль заканчивается площадью Победы, которая до середины 20 века носила старинное название Средняя Рогатка. За площадью Московский проспект переходит в Пулковское шоссе, ведущее в столицу России.
Доехать до одной из следующих станций метро: «Садовая», «Сенная площадь», «Технологический институт», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы» или «Московская» и выйти на Московский проспект.
Про первый в Санкт-Петербурге «Желтый дом» на Московском проспекте рассказывали, что в нем несколько раз бывал А. С. Пушкин, приходивший туда навестить знакомого, который сошел с ума после крупного карточного проигрыша. Вероятно, именно там ему пришла в голову идея повести «Пиковая дама», главный герой которой, как известно, тоже закончил свои дни в корпусе для умалишенных Обуховской больницы.
Московский проспект в Санкт-Петербурге — история
История Московского проспекта в Санкт-Петербурге — это рассказ о главной магистрали Московского района, которая возникла в конце XVIII века, как дорога, ведущая в Царское село. Проспект имеет богатейшую историю и за все время множество раз был переименован.
Данный проспект — является четвёртой по протяжённости магистральной улице в городе на Неве, после Софийской улицы, проспекета Обуховской Обороны и проспекта Энгельса. Он объединяет Сенную площадь в центре города с площадью Победы на его южной окраине.
По расстоянию между центрами этих площадей длина проспекта составляет 9,3 километра.
Фото: «Яндекс»
Фото: «Patsvu» Знак «Ленинград» на Средней Рогатке 1950 г.
Средняя Рогатка, граница города. «Первоначальные» памятники Сталину и Ленину, установленные в 1949 году. За знаком «Ленинград» виден Дом Советов. Фото: «Patsvu» Площадь Победы. Монумент в честь героических защитников города
1975–1978 г. Источник:Серия открыток «Ленинград»
Московский проспект и продолжающее его на юг Пулковское шоссе представляют собой практически прямую единую линию, которая визуально соединяет шпиль Петропавловской крепости и ротонду главного здания Пулковской обсерватории, где зафиксирована долгота Пулковского меридиана — точки отсчёта системы координат на русских картах с 1844 по начало 1920-х годов.
Суммарная длина обоих отрезков составляет 16,5 км, однако и без Пулковского шоссе Московский проспект остаётся лидером среди абсолютно прямолинейных, без значительных изломов, магистралей города.
От Московского тракта ведет свою историю Московский проспект. Как ранее было упомянуто, он был основан в конце XVIII века и представлял собой путь, который вел в Царское село. Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал царской дорогой. По ней августейшие особы направлялись в свою загородную резиденцию — Саарское село, и его стали именовать Саарской перспективой, а после переименования села в Царское — Царскосельской перспективой.
Фото: «Patsvu» Верстовой столб в д. Подгорное Пулково 1935 г.
Источник: Семенова Г.В., Верстовые столбы и фонтаны Царскосельской дороги Фото: «Patsvu» Фонтан со сфинксами. Поилка для лошадей 1995–1996 г.
Фото: «Patsvu» Верстовой столб углу 7 Красноармейской ул. и Московского проспекта 1961 – 1970 г.
Дорогу для членов царствующего дома обустраивали соответственно статусу. В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трех рук, указывавших направления трех дорог: на Петербург, на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву.
В народе столб получил название «Три руки». В 1770-е годы вдоль дороги были установлены верстовые столбы, часть которых сохранились до наших дней.
В 1774-1775 годах вместо деревянных верстовых столбов вдоль Царскосельской дороги поставили «мраморные верстовые пирамиды», выполненные по рисункам архитектора А. Ринальди. На них указывалось расстояние в верстах до Москвы и расстояние от почтамта до того места, где поставлен столб-пирамида.
С каждым годом главная дорога страны становилась все удобнее. К 1787 году Царскосельская дорога получила лучшее по тем временам покрытие: на всем протяжении дорогу расширили — по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подъемными сводами. Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка.
Фото: «ВикиЧтение» Бывший путевой дворец Елизаветы Петровны на Средней Рогатке. Фото начала ХХ в.
Фото: «Лендот» Надолбы на Московском шоссе у Средней Рогатки. 1942 г.
Фото: «ВикиЧтение» Гвардейцы-артиллеристы проходят под Триумфальной аркой на Средней Рогатке. Фото Б. Уткина, 8 июля 1945 г.
В это же время начинает складывался архитектурный облик Московского проспекта. В 1774 году в семи верстах от Петербурга невдалеке от дороги, начали строить новый путевой дворец по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена.
Вначале он звался «Кикерикексинским» (по финскому названию места Кикерикексен — лягушечье болото). С 1780 года его стали именовать Чесменским, в честь победы русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. В 1831 году его отдали под богадельню для престарелых воинов-ветеранов войны 1812 года.
Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги.
С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой. Как наверно Вы успели догадаться, это еще одно название будущего Московского проспекта. Также в ходу были и другие названия: Царскосельская дорога (до 1800-х), Московский тракт, Обуховская улица (1776—1800-е), Обуховский проспект (1804—1878). Границей города стал Обводный канал.
В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов. Так проспект именовался до 1918 г.
Фото: «Сitywalls» Чесменский дворец близ Петербурга. Художник Ж. Б. де ла Траверс. 1780-е гг.
Фото: «Patsvu»
Фото: «Сitywalls» 2017 г.
Продолжение магистрали в направлении Пулковской обсерватории называлось Московским шоссе и административно относилось к Московской волости Петербургского уезда. На месте соединения городского и пригородного отрезков, не изменяя общего направления вдоль линии, проложенной вдоль Пулковского меридиана, находится один из нескольких изломов, смещающих ось проспекта к западу
Затем, в период с 1918 по 1950 г. снова произошло переименование, на этот раз в Международный проспект. Стоит отметить, что с 1926 года началась активная застройка проспекта.
В 1930-е годы на Московском проспекте были построены Фрунзенский универмаг, «Дом пушнины».
В то время, основной архитектурной идеей строительства становится конструктивизм: «что хорошо функционирует, то красиво и выглядит».
Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора М.С. Рейзмана Дом культуры имени Капранова (дом 97) для рабочих фабрики «Скороход» и Дом культуры имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году, Дом Московского районного Совет депутатов трудящихся (администрация Московского района, дом 129), построенный в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского.
Во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго-запад и юго-восток. Ведущее место отводилось строительству в Московском районе. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда.
С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города, стала предполагаемая главная площадь Ленинграда в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь).
Для осуществления этого проекта был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н.А. Троцкого. Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена после Великой Отечественной войны. Сейчас это здание — памятник архитектуры.
Фото: «Patsvu» Московский проспект. Московская площадь 1963–1964 г.
Альбом «Ленинград. Виды города» Фото: «Сitywalls» Строительство Дома Советов
Фото: «Яндекс»
Перед Домом Советов планировалась главная площадь для демонстраций. На оси центральной дуговой магистрали (сейчас Ленинский проспект и улица Типанова) предполагалось целое «ожерелье», к сожалению, не созданных площадей.
В 1930-е годы на проспекте было построено семьдесят четыре здания, заложившие основу его парадного, монументального облика. Например, Дом со шпилем (дом 190). Дом должен был выделяться высотой. Благодаря декоративной башенке со шпилем он виден издалека.
К моменту включения в городскую черту рабочих предместий Московско-Нарвского района в северной их части, помимо бараков, уже появились 5-6-этажные жилые доходные дома (кварталы около завода «Электросила). Завод «Электросила» — некогда крупнейшее по площади и числу занятых промышленное предприятие города. Этот завод, ведущий свою историю от цехов акционерного общества электротехнических заводов «Сименс и Гальске», после революции выпускал энергоблоки для электростанций, строившихся в рамках плана ГОЭЛРО.
Фото: «Сitywalls» (Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города М. ; Л. 1943 г., С.278 — 281.) Фото: «Сitywalls»
Фото: «Patsvu» Московский проспект 1960–1962
Фото: «Яндекс»
В первые пятилетки Ленинград стал активно развиваться в южном направлении, и в планах городского строительства активно застраивалась чётная сторона, в 1925 году постоянная застройка простиралась до современной Авиационной улицы.
До 1926 года проспект пересекал Лиговский канал. Восточная сторона канала была засыпана в 1926 году, в 1965—1969 годах засыпана и западная сторона.
Тогда же при продлении трамвайной линии на юг от путепровода Путиловской ветви был заменён коллектором мост через безымянный приток реки Волковки, около нынешней улицы Решетникова.
Небольшая речка вытекала из прудов бывших мыз князя Долгорукого и графа Воронцова, соседствовавших друг с другом на нечётной стороне, к юго-востоку от бывшей Александровской слободы.
Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора М.С. Рейзмана Дом культуры имени Капранова (дом 97) для рабочих фабрики «Скороход» и Дом культуры имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году, Дом Московского районного Совет депутатов трудящихся (администрация Московского района, дом 129), построенный в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского.
Фото: «Сitywalls» 1942 г.
С началом Великой Отечественной войны проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Около виадука был контрольно-пропускной пункт. Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».
В марте 1944 года через два месяца после ликвидации блокады, Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях но восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда». Касалось оно и Международного проспекта. О подвиге ленинградских строителей говорит тот факт, что восстановление городского хозяйства было полностью завершено к 1950 году.
В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда (1951 г.) большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района, но создание нового центра города было признано нецелесообразным. Это изменило бы исторически сложившиеся принципы развития и жизни города.
Фото: «Patsvu» ДЗОТ у Дома Советов 1942 г.
Фото: «Patsvu» Танки на площади у Дома Советов 1943
Фото: «Patsvu» Танки «Черчилль» идут на фронт 1944 г.
Фото: «Patsvu» Площадь Победы 1983–1985 г.
Вскоре после войны Международный проспект вновь был переименован. С тех пор он называется Московским проспектом. Здесь стали строиться комфортабельные дома, названные в народе «сталинскими», а также многоэтажное жилье. Появился первый дом в десять этажей.
Важным архитектурно-планировочным звеном стала площадь у Московских ворот. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны. Восстановлены они были в только 1959-1961 годах под руководством архитектора-реставратора Е.Н. Петровой. Но многие детали оказались утрачены.
Начавшаяся до войны в соответствии с Генеральным планом застройка южной части проспекта от путепровода Путиловской ветви до Средней Рогатки была в основном завершена вплоть до 1-й Южной (с 1955 года Алтайской улицы), формирующей южную границу Московской площади. Здания этого времени выполнены в стиле Сталинского неоклассицизма. Значительный вклад в оформление этой части магистрали внёс архитектор С. Б. Сперанский.
Фото: «Patsvu» Московский проспект 1955-1958 г.
Фото: «Patsvu» Московский проспект 1965
Фото: «Patsvu» Вид на парк Городов-героев 1988 г.
Фото: «Patsvu» Московский проспект 1959 г.
Согласно хронологии, после названия Международный проспект, последовало Московское шоссе, далее — Проспект имени Сталина. Он имел протяженность от Сенной площади (с 1952 года — Площадь Мира) до Средней Рогатки (1950—1956), многолучевой перекрёсток на которой потом получил название Площадь Победы;
«Московским» проспект стал с 1956 года по настоящее время, и располагается от Площади Мира (с 1992 года — Сенная площадь), до площади Победы.
На Московском проспекте расположено множество достопримечательностей и интересных зданий различных архитектурных направлений. Здесь расположены Московские триумфальные ворота, возведенные в честь победы в русско-турецкой войне, Технологический институт, несколько доходных домов, Обуховский мост, Дом культуры, Российская национальная библиотека. В честь Дня Победы на проспекте разбит одноименный парк. Одной из жемчужин проспекта является Новодевичий монастырь и кладбище при нем. Здесь похоронены многие видные деятели города и страны.
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Я лично прошел пешком по проспекту от станции метро «Московские ворота» до Московской площади. Это примерно 5 километров пути. Сфотографировано очень много интересного материала, ведь этот проспект до сих пор для меня оставался практически «белым пятном» на карте города. Проезжал по нему несколько раз, но вот чтобы пройти с фотоаппаратом, такого не было за эти 15 месяцев.
1. Станция метро «Московские ворота», где я вышел. Построена в 1961 году, пилоны станции метро отделаны красно-коричнеым мрамором. Но в целом оформление станции выглядит довольно скромным, что в характерно для всей «синей» (2-й) линии Петербургского метро.
2. Сами Московские ворота, фото которых я уже неоднократно выкладывал.
4. Чётная сторона проспекта между Московскими воротами и улицей Заставской. Тут еще можно встретить много домов дореволюционной постройки.
6. Перекресток с улицей Заставской. На углу стоит дом 1903 года постройки.
7. На этой стороне, где я иду, увидел знаменитый завод «Вагонмаш» им. Егорова, выпускающий поезда для метрополитена. Его продукция хорошо известна по всему бывшему СССР.
8. В настоящее время завод является банкротом. Весной 2013 года предприятие отправило последние выпущенные метровагоны для Киева, также был выпущен состав для Новосибирска. Дальнейшая судьба предприятия неизвестна.
Обидно очень, завод то старый и известный. Основан в 1874 году. Одно из старейших в России вагоностроительных производств, продукция которого пользовалась большим спросом.
Судя по снимку со спутника на Викимапии, завода больше нет. На его месте уже строится ЖК «Московские ворота».
9. Четная сторона проспекта между Заставской и Рощинской улицами. Вдоль трамвайной линии, которая тут благодаря ширине проспекта, выделена в отдельную полосу, растут деревья, которые не дают фотографировать дома на той стороне проспекта.
11. Дом послевоенной постройки на углу Рощинской и Московского проспекта. Архитектором является Борис Журавлев, который построил многие здания Московского проспекта.
13. Я был бы не я, если бы не взобрался на жд насыпь, чтобы сделать фотки оттуда. Как раз со стороны морского порта проходил грузовой состав с контейнерами под ВЛ10, который я сфоткать просто не успел.
14. Старое дореволюционное здание, стоящее у самого жд путепровода.
15. Здание администрации Московского района. Построено в 1935 году. Форма здания подчеркнуто ассиметрична и совсем необычно смотрится с воздуха. Сверху здание немного напоминает шар, с приставленной с нему букой «Т».
Является памятником довоенной архитектуры, которых много в Санкт-Петербурге.
16. Вид с путепровода на север, в сторону Московских ворот. Впечатляет ширина проспекта.
18. Вид в южную сторону. Слева стоит бизнес-центр «Электро».
19. При большем увеличении виден дом с башней на углу с улицей Бассейной. А до него еще прилично топать.
20. Справа от путепровода, на нечетной стороне стоят современные торговые центры.
21. А это широко известный завод «Электросила».
Крупнейший в стране производитель генераторов. Завод имеет более чем столетнюю историю – он возник на базе основанного в 1898 году в Санкт-Петербурге акционерного общества Siemens-Halske.
22. Не совсем понятно, что сейчас с этим старым заводом происходит. Может кто-то пояснит?
В инете пишут про снос части заводских корпусов в рамках так называемого редевелопмента.
23. Еще один корпус завода «Электросила», выходящий на Московский проспект. В нем находятся отделы кадров, закупок, бибилиотека, профком, столярный цех, центральня заводская лаборатория, испытательные стенды.
25. Наземный вестибюль станции метро «Электросила». Станцию открыли в 1961 году.
«Синию» (2-ю) линию Ленинградского метро начали строить буквально сразу же за первой («Красной»), если не одновременно. Строили линию быстро, не особо заморачиваясь на архитектурных формах и существенно экономя на строительстве станций, большинство из которых оборудовали выходом к поездам по системе «горизонтальный лифт».
26. Угол с улицей Решетникова украшает дом 1913 года постройки.
27. Наконец начались кварталы застроенные грандиозными сталинскими домами, которые по своим размерам и архитектурной мощи заметно превосходят те, что стоят у меня в Автово. Всё таки до войны в Ленинграде был план переноса центра города на юг и Московский проспект виделся тогдашнему Ленинградскому начальству главной улицей города.
28. Огромные сталинские дома по чётной стороне в квартале между улицами Решетникова и Благодатной.
29. «Жилой дом НКВД» на углу Московского и улицы Благодатной. Строительство начато до войны, закончено в 1945 году.
30. А на противоположном углу стоит дореволюционный дом, 1913 года постройки. Он сильно контрастирует со сталинскими исполинами. И вообще не совсем понятно, как мог доходный дом из эпохи Российской империи, оказаться на таком удалении от исторического центра. Ведь этот перекресток 100 лет назад был уже на далекой окраине Петрограда.
31. Угловой дом на нечётной стороне.
32. Украшен декоративными элементами на тематику социалистического строительства.
33. Большие сталинские дома в квартале между улицей Благодатная и Кузнецовская.
36. Перекресток с улицей Кузнецовской. Слева начинается Московский парк Победы, справа продолжается жилая застройка.
37. Застройка нечетной стороны проспекта. Весь квартал напротив Московского парка Победы построен перед самой войной, в 1940 году.
38. Эти дома построены в то время, когда от конструктивизма уже отказались, а время сталинского ампира еще не наступило. Его эпоха началась стазу же после войны.
39. Боковой вход в парк Победы.
40. Жилой дом стоящий напротив парка Победы.
42. Площадь Чернышевского располагается прямо напротив главного входа в парк.
43. Памятник Чернышевскому. Открыт в 1947 году
45. Приближаюсь к перекрестку с улицей Бассейной, который украшает большой дом с башней.
46. Наземный павильон станции местро «Парк Победы». Станция открыта в 1961 году, как и предыдущие.
48. Вот и дом с башней. Строительство его начато до войны, а закончено сразу же после её окончания.
49. Скульптура моряка, украшающая башню.
51. Дома по чётной стороне, в квартале между улицей Бассейной и площадью Братьев Стругацких. Вероятно как и дом с башней, окончательно были построены после завершения войны.
52. Везде идеальная чистота. 15 месяцев живу в Петербурге, но до сих пор замечаю эту деталь.
54. 6-этажный жилой дом. Год постройки: 1937-1940. Это уже последние кварталы перед Московской площадью.
55. А это дом уже 1953 года постройки. Война как раз застала эти кварталы в стадии строительства.
56. В Киеве есть тоже кинотеатр с таким же названием, который тоже находится в большом сталинском доме на Крещатике.
57. Еще один дом построенный буквально перед самой войной.
59. Дом на Московской площади, как раз напротив Дома Советов.
60. Вот и Московская площадь с ее громадным Домом Советов. Фотографии этой площади и ее застройки я выкладывал еще в прошлом году. Это место мне уже хорошо знакомо.
Тут я сел на троллейбус и поехал к станции метро «Ленинский проспект».