моя история 1914 1945
Znak.com сходил на экскурсию по парку истории России, придуманному духовником Путина
В воскресенье, 3 сентября, в Екатеринбурге открывается мультимедийный исторический парк «Россия — моя история», который построили меньше чем за год. Идея таких центров по всей стране принадлежит викарию патриарха Московского и всея Руси, епископу Тихону (Шевкунову), который считается духовником президента России Владимира Путина. Znak.com побывал на эксклюзивной экскурсии в парке с историком и методистом центра Дмитрием Катариным и узнал, что будут рассказывать жителям города об истории России.
Строительство мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» началось в декабре 2016 года. На возведение четырех тысяч квадратных метров парка фактически ушло всего девять месяцев и целых 350 млн рублей. То, что идея создания современного исторического парка принадлежит епископу Тихону (Шевкунову), наложило значительный отпечаток на представленный в парке исторический контент.
В мультимедийном парке есть четыре зала — четыре эпохи: «Рюриковичи», «Романовы», «Россия от великих потрясений к великой победе: 1914–1945», «Россия — моя история: 1945 — наши дни». По два зала находятся на каждом этаже парка. Путь от одной экспозиции зала до другой похож на извилистый лабиринт. Наш экскурсовод поясняет: «путь по парку такой же сложный, как и отечественная история: много резких поворотов, тайных закоулков». Посмотреть все четыре зала в ускоренном режиме удалось за 1,5 часа. Но Дмитрий Катарин утверждает, что для вдумчивого посещения парка не хватит и трех часов.
Минобр РФ предложил использовать парк «Россия — моя история» для подготовки учителей Урала
В парке черные стены и потолок. Вокруг – мультимедийные экраны, тумбы с сенсорными панелями и интерактивными приложениями, стенды с возможностью дистанционно — взмахом руки — управлять картинкой, электронные книги. «Мы хотим рассказать историю России не сухим языком статистики, парк дает возможность прикоснуться к ней. Посетитель чувствует себя внутри электронного учебника по истории. Это квест, фэнтези», — говорит наш экскурсовод.
На экспозиции о крещении Руси на полу посетитель увидит разливающуюся реку. Вам стоит только ступить ногой на нее, как вода разойдется кругами. «И пошел он по воде аки посуху», — добавляет Дмитрий Катарин.
Двигаясь дальше, посетитель попадет в огромный «купол Сергея Радонежского». В этом зале свод потолка выстроен, как у церковного купола, который «расписан» интерактивными иконами, сменяющими друг друга. Вокруг звучат церковные песнопения монахов одного из московских монастырей. Для того чтобы гости парка смогли насладиться пением и созерцанием икон, в зале есть пуфики. Кстати, «купол Сергия Радонежского» устроен так, что там есть эхо.
В зале «Смуты» на полу полыхает огонь. От каждого следующего шага пламя разгорается все ярче. Историк отмечает, что везде, где интерактивно можно усилить эффект значимости исторического события, в парке это сделано.
В зале «Петра I», в самом его центре, посетитель увидит огромную интерактивную карту сражений Северной войны. Вы сами можете начать битву, остановить ее, рассмотреть одежду солдата в деталях. Те же самые функции доступны и в других залах, где говорится о войнах.
Зал о Николае II выполнен без перегибов: здесь и достижения есть, но и о провалах никто не умолчал.
В зале, где рассказывается о трех русских революциях, в центре стоит котел, «в нем страна наша варится — в котле крови», — поясняет Катарин.
Часть парка, рассказывающая о Второй мировой войне, представлена стендами, где показана роль каждой страны, принимавшей участие в борьбе с фашизмом.
В зале, посвященному восстановлению СССР после войны, романтическому социализму, эпохе Хрущева, посетитель парка, помимо прочего, сможет увидеть, как из коммуналок люди постепенно выбрались в крошечные квартиры — «хрущевки». В зале есть интерактивный стол, где нажатием на экран гости исторического парка могут менять интерьер квартиры советского гражданина в разные годы.
Интересно, что в зале современной истории очень мало говорится о Борисе Ельцине. Может, это связано с тем, что сам парк в Екатеринбурге подразумевался как альтернатива Ельцин Центру. О Владимире Путине в музее сказано меньше, чем о Павле I. Представлена статистика, как прирастает население, как уровень доверия к президенту растет, говорится и о различных достижениях. Картина кажется благополучной. Цвета проекторов яркие, светлые, радужные. Но никаких конкретных оценок. «Рано еще что-то говорить, давать оценки», — говорит наш экскурсовод.
В зале каждой исторической эпохи есть уголок, посвященный Уралу. Контент всех экспозиций создавали в Институте российской истории Российской академии наук, региональные блоки готовили специалисты департамента истории УрФУ.
Стоимость одного посещения двух блоков парка «Рюриковичи» и «Романовы» или «От великих потрясений к великой победе. 1914–1945» и «Россия — моя история. 1945–2016» стоит 200 рублей для взрослых, 70 рублей для детей, пенсионеры смогут посмотреть парк за 50 рублей, льготники и ветераны Великой Отечественной войны — бесплатно.
Выставка «Православная Русь. Россия — моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе»
Две мировые войны, три революционных переворота, изменение многовековых традиций, репрессии массового характера, не имеющие аналогов в своей жестокости социальные опыты — первая половина XX столетия стала для страны временем потерь и потрясений. Однако этот период можно назвать и эпохой больших надежд, важных открытий, творческих успехов, честного труда. Опыт, полученный людьми того поколения, направил страну в созидательное русло и заслуживает тщательного анализа. Кроме того, изучение прошлого — это путь к пониманию настоящего.
Почему на самом деле произошли русские революции? Кто за ними стоял? Каковы механизмы этих катаклизмов? Каковы реальные цифры потерь и истинные масштабы достижений той эпохи? Насколько близки к реальности знания современных людей об истории?
В экспозицию, которая развернётся в центрально-выставочном зале «Манеж», войдут реальные исторические документы, до недавнего времени хранившиеся в архивах с пометкой «Совершенно секретно».
Посетителей выставки также ждёт мультимедийная часть, где при помощи современных технологий, проекций, трёхмерных панорам, интерактивных инсталляций и впечатляющего звукового сопровождения будут воссозданы ключевые эпизоды отечественной истории.
Василий Ключевский однажды сказал, что история не учит людей, но зато в полной мере наказывает за незнание уроков. Именно эта мысль и лежит в основе выставки.
Вернисаж состоится 4 ноября в 16:00.
Узнать дополнительную информацию о проекте можно на официальном сайте выставки, в группе «ВКонтакте» и на странице на Facebook.
Вопросы можно уточнить по телефону: +7 (800) 555-12-63.
Выставка «Моя история. ХХ век: 1914-1945» – фальсификация истории.
Кстати, само название было подобрано “крайне точно, поскольку на выставке был представлен однобокий взгляд на историю”. ”Так, самое ужасное предпочли спрятать в небольшой нише на стене, – рассказывает автор: – на одной из карт показаны советские лагеря ГУЛАГа, бывшие важной частью сталинского режима террора”. По оценкам российских историков, в лагерях погибли 2,5 млн человек, и еще порядка 800 тыс. советских граждан были расстреляны в ходе “чисток”. “Но это просто ничтожная цифра по сравнению с 20 млн убитых во время Великой Отечественной войны”, – цитирует журналист слова экскурсовода. По его словам, “настоящей системы лагерей в стране не существовало”.
Но слушатели не возражают и не переспрашивают. Они попросту не заинтересованы в том, чтобы знать темные страницы истории России. Сокрытие этих темных страниц как раз и является целью организаторов экспозиции, – подчеркивает Рицшель.
Сталину отведен целый зал. Экскурсовод стоит у стены, на которой написаны цитаты о диктаторе. “Сталин показал миру важность России”, – гласит высказывание некоего церковного деятеля. В целом, по словам гида, Сталин был “хорошим человеком”. Есть на выставке и цитаты, направленные против Сталина – но экскурсовод отзывается о них неодобрительно – а также те, что принадлежат ему самому. Рядом с ними висит список достижений 1930-х годов. “Нигде в мире не было такого роста, как у нас. Русские – очень целеустремленный народ”, – утверждает экскурсовод, лишь поверхностно пробегаясь по голодомору на Украине и сталинским “чисткам”.
“Следующая важная эпоха на выставке – Вторая мировая война, – продолжает Рицшель. – И здесь экскурсовод рассказывает исключительно о “русской” армии, совершенно не упоминая, что в войне участвовали граждане советских республик”. Как известно, именно образование советского государства стало трагедией для православной империи и русского народа, а развязанный большевистскими лидерами геноцид собственного народа – развел русских людей по разные стороны баррикад. В конце XX столетия разделение русского народа ещё более усугубилось.
По словам историка Ирины Щербаковой, в настоящее время власти пытаются “создать позитивный и победоносный образ России для воспитания патриотизма у граждан. В эпицентре этой пропаганды – окончание Великой Отечественной войны”. “Войну должны перестать воспринимать в качестве трагедии. Цена, которую пришлось заплатить за победу, не имеет никакого значения. Главное – показать, что одержать победу может только сильное государство с сильным руководством”, – поясняет историк.
Формированию поврежденного самосознания заметно способствует противоречивая позиция РПЦ МП, которая, осуждая отдельных палачей-исполнителей – восхваляет достижения палачей-вершителей.
23 ноября 2015 г. председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата (СИНФО) Владимир Легойда выразил сожаление по поводу пассивности граждан в вопросе переименования станции московского метро “Войковская”.
”Меня удивляет, что в публичном пространстве многие активно выступали против увековечения памяти вызывающих нравственные вопросы персонажей из прошлого, подобных Войкову, а итоги голосования на портале “Активный гражданин” продемонстрировали безразличие многих из тех, кто был приглашен к участию в принятии решения”, – приводит слова представителя РПЦ “Интерфакс”.
“Отношение к историческим фигурам может быть разным, но, когда речь идет о тех, кто известен исключительно преступлениями, каждый из нас призван делать свой моральный выбор хотя бы нажатием клавиш на компьютере”, – заключил глава СИНФО.
Напомним, что более 50% участников опроса в проекте “Активный гражданин”, завершившегося в 00:00 мск 23 ноября и посвященного переименованию станции московского метро “Войковская”, выступают за сохранение нынешнего названия.
В опросе приняли участие 304 038 человек. 35% из них выступили за переименование станции метро “Войковская”, 53% – против, еще 7% затруднились с ответом, 5% считают, что этот вопрос должны решать специалисты. Таковы данные последней статистики, опубликованной в системе “Активный гражданин”, сообщал ТАСС.
Референдум стартовал 2 ноября и сразу же вызвал интерес общественности. Хотя, как отмечают в “Активном гражданине”, этот опрос не стал самым массовым – по некоторым другим вопросам москвичи голосовали активнее.
Станция московского метро “Войковская” названа в честь Петра Войкова – одного из организаторов убийства семьи Императора Николая II. Его именем названы не только станция метро, но также улица, несколько проездов и район Москвы.
Лукавые сожаления председателя синодального информационного отдела Московского патриархата «по поводу пассивности граждан в вопросе переименования станции московского метро Войковская» – вряд ли стоит воспринимать всерьёз, ибо православному функционеру В.Легойде хорошо известно: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7-8).
В оригинале статья А. Рицшель называется Wie Russland sich die Geschichte zurechtbiegt http://www.sueddeutsche.de/politik/moskau-wie-russland-sich-die-geschichte-zurechtbiegt-1.2742497
Комментарий историка, писателя-публициста Михаила Викторовича Назарова
К сожалению, иностранная журналистка не владеет точными цифрами о масштабе коммунистических преступлений. Она приводит без возражений данные экскурсовода: «По оценкам российских историков, в лагерях погибли 2,5 млн. человек, и еще порядка 800 тыс. советских граждан были расстреляны в ходе “чисток”. ”Но это просто ничтожная цифра по сравнению с 20 млн убитых во время Великой Отечественной войны”, – цитирует журналист слова экскурсовода».
На это возразим подсчетом профессора И. Курганова, который убедительно показал на основе официальных демографических данных, что вследствие государственного террора с 1917 по 1953 гг. наш народ потерял 66 миллионов человек, и, помимо этого, во вторую мiровую войну еще 44 миллиона человек. (“Три цифры” http://rusidea.org/?a=32030).
Заметим также, что «голодомор на Украине» был инструментом сталинской коллективизации во всех земледельческих регионах СССР, в том числе в Поволжье, на Северном Кавказе, в Южной Сибири, и по признанию самого Сталина в разговоре с Черчилем стоил жизни десяти миллионам человек. (http://rusidea.org/?a=25110709).
Голосование по сохранению названия станции метро “Войковская” было явно фальсифицировано властями (http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=36&t=3813). Так что позиция руководства РПЦ МП совершенно верно названа лукавой, ибо ее предстоятель предлагает строить новую Россию не на истине и исторической правде, преодолевая наши грехи покаянием, а на их заметании под ковер: мол, даже у правителя злодея надо выискивать хорошее… (http://rusidea.org/?a=130179)
Совершенно очевидна общая “совпатриотическая” тенденция нынешней власти с сохранением своей преемственности от СССР как в символике, так и в системе школьного образования и во внешней политике. Было бы неточным называть это “восстановлением советского режима”. Уже не раз мне приходилось писать об этом. Цель Путина и его правящего слоя, вышедшего из КПСС и КГБ, иная: отмыть и облагородить ушедший советский строй как собственное прошлое и как легитимную преемственную основу своей власти, выпятив его научно-технические, военные, спортивные и прочие достижения, и особенно – победу в ВОВ (http://rusidea.org/?a=25050902), которая превращена в некий истерически-религиозный ритуал. Эта неосоветская мифология, с явным ущербом для престижа нашей страны в глазах восточноевропейских соседей, насаждается не в идеологических, а в прагматических целях из нежелания личного покаяния нынешних правителей за их соучастие в укреплении богоборческого марксистского режима и за служение ему. Поэтому продолжается оболванивание народа, поощряется его “совковость” и духовная малограмотность вкупе с западным либеральным развратом через ТВ – ибо таким народом проще управлять посредством дозируемых материальных благ.
С другой стороны, эта ”неосоветизация” основана также на психологической народной ностальгии по государственному порядку в СССР, более устойчивому уровню жизни, меньшей преступности и большему социальному равенству, а также – на ностальгии по утраченной “имперской” государственной мощи (военной, геополитической).
Такую ностальгию подпитывает и нынешняя нагло антироссийская политика США и их европейских вассалов, с циничной ложью “двойных стандартов” и науськиванием на РФ всех ее противников. В отпоре такой западной русофобии правители РФ привычно прибегают к инерции недавней Холодной войны, “патриотически” обеляя и оправдывая советскую внешнюю политику уже в оборонных, а не былых, агрессивных целях (отсюда и восстановление прагматичных союзов с коммунистическими и левыми режимами). Но это в свою очередь подпитывает западные утверждения, что РФ продолжает советскую агрессивную политику. Всё это добром для нашей страны не кончится, ибо терпение Господа Бога не безгранично и спасать наш народ вопреки его воле Он не станет…
200 шедевров о войне оживут в историческом парке «Россия — Моя история» в виде новелл
Об особенностях нового масштабного проекта, влиянии коронавирусных реалий на работу исторического парка и планах на будущее мы побеседовали в директором ГАУ ВО «Исторический парк «Россия — Моя история» Аркадием Викторовичем Грушко.
Как парк переживал и переживает коронавирусную реальность?
В связи с распространением COVID-19 в марте исторический парк «Россия-Моя история» временно закрыл свои двери для посетителей и перешел на дистанционный формат работы. Жизнь внесла коррективы в наши планы. Мероприятия, конкурсы офлайн, к которым мы активно готовились, были отменены. Однако, нам удалось найти новые формы взаимодействия с теми, кто интересуется историей. В период самоизоляции значительно пополнились ряды наших подписчиков в социальных сетях.
Пока действовал режим ограничений, за закрытыми дверями кипела работа?
Действительно, работа кипела. На страницах в социальных сетях проходили различные викторины на знание истории, географии, культуры родного края и страны, творческие конкурсы, мастер-классы, дискуссионные клубы с участниками из других регионов, виртуальные экскурсии. В онлайн-формате прошли несколько проектов — «Сталинградская битва в названиях улиц и площадей», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне, «Передний край обороны Сталинграда в 1942–1943 гг.» — об уникальном памятнике — семнадцати танковых башнях, расположенных в разных районах города. Совместно с Волгоградским областным центром народного творчества мы запустили цикл «Памятные даты военной истории Отечества» — видеоролики о важнейших военных событиях в истории нашей страны. С апреля по май этого года в социальных сетях проекта «Россия — Моя история» по всей стране был запущен мини-сериал «Федеральный эфир», также посвященный празднованию 75-летия Великой Победы. Видеорассказы о самых значимых событиях и подвигах простых людей, навсегда вошедших в историю России, стали отличным онлайн-пособием для выпускников, готовящихся сдавать ЕГЭ.
Чем встретили посетителей после вынужденной паузы?
Как долго вызревала идея мультимедийной выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»?
Почему было решено перевести вставку именно в мультимедийный формат?
Это сделано для того, чтобы как можно больше посетителей смогли насладиться шедеврами живописи отечественных мастеров XX века. В результате для новой экспозиции было анимировано свыше 200 картин. 8 тематических залов объединили собрания 45 музеев страны.
В чем, если так можно выразиться, изюминка выставки?
Выставка покажет тяжелый путь к Победе через личный опыт, воспоминания, эмоции художников и скульпторов, создававших свои произведения в 1940-2010-х годах. Первые залы экспозиции расскажут о важнейших вехах Великой Отечественной: начале войны, оккупации, событиях на фронте и жизни в тылу; покажут героизм наших защитников и, наконец, долгожданную Победу. Вторая часть выставки посвящена осмыслению тех страшных и героических лет в послевоенные годы.
Будут ли среди авторов, представленных на выставке, местные художники?
Региональный контент представят картины Веры Орловой, Геннадия Зотова, Федора Суханова, Андрея Выстропова, Надежды Черниковой и других волгоградских художников, в которых отразилась память о войне. Отмечу, что партнером Исторического парка «Россия — Моя история» в этом проекте выступил Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова. Напомню, выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» откроется в Историческом парке «Россия — Моя история» в четверг, 3 сентября. Ее работа продлится до 1 ноября. Вход для детей — бесплатный.
Будет ли выставка доступна в дистанционном формате?
В мае состоялась премьера материалов выставки в инстаграм-аккаунтах проекта. Было представлено несколько видеороликов по ключевым темам живописи и истории военного времени: «Начало войны», «Тыл и оккупация», «Победа», «Павшим вечная слава», а также двухмерные обзоры скульптуры, дающие возможность детально рассмотреть каждое произведение и оценить не только работу художника, но и особенности его творческой манеры и видения. В онлайн формате выставка вызвала интерес пользователей социальных сетей. Теперь мы ждем волгоградцев и гостей города на площадке нашего исторического парка.
Как современное оборудование, имеющееся в историческом парке, поможет раскрыть посетителям замысел авторов работ?
Сенсорные столы и экраны, лайтбоксы, коллажи, проекторы и планшеты, которыми оборудован наш исторический парк, дадут возможность раскрыть и углубить контекст восприятия исторических сюжетов, вовлекут посетителей в прямое взаимодействие.