можайск история названия города
Историческая справка
Можайский район по праву называется одним из красивейших в Московской области. Он славится своей историей, церквями, монастырями и святыми, а также знаменит и «Можайским морем» – водохранилищем, являющимся стратегическим запасом питьевой воды для столицы Российского государства.
Сегодня, на территории Можайского района расположены 2 городских и 9 сельских поселений, которые включают в себя 359 населенных пунктов. Здесь сохранились уникальные исторические памятники. По району протекают 22 реки, общая протяженность которых составляет 562 км, а 106,4 тыс. гектаров территории заняты лесами.
Административным центром района является город Можайск.
Можайск – один из древнейших городов Подмосковья. Раскопки, проведенные Институтом археологии Академии Наук Российской Федерации на территории Можайского Кремля, выявили ранние слои городского поселения (XI-XII в.в.), свидетельствующие о его давней истории.
Существует несколько гипотез происхождения названия города. Одна из версий гласит о том, что имя связано с племенем балтов, живших здесь в первые века нашей эры. Можойя – по-балтски – малая. Так была названа протекающая здесь речка, впадающая в большую Москву-реку. А затем, когда сюда пришли славяне в конце 1 тыс. нашей эры это название перешло и на город.
Впервые в русских летописях Можайск упоминается в 1231 году. В начале XIV века в 1303 году он был присоединен к Москве, вошел в состав Московского княжества и долгие годы являлся крепостью на западных рубежах Московского княжества. Об окраинном положении города свидетельствует и знаменитая поговорка «Загнать за Можай».
На Можайской земле родились народный художник, академик С.В. Герасимов, поэт А. Жаров, писатель Б. Пильняк, известная династия художников Гороховых.
Можайский муниципальный район имеет многоотраслевую промышленность, выпускающую десятки наименований различной продукции:
А также ряд других предприятий, выпускающих полиграфическую продукцию, водонапорные трубы из полиэтилена, железобетонные изделия, газобетонные блоки автоклавного твердения YTONG, соки, безалкогольные напитки, хлеб и хлебобулочные изделия и многое другое.
На территории района успешно функционируют как крупные, так и ряд средних и малых предприятий.
Динамично развивается свиноводство на базе ЗАО «Тропарево». По состоянию на 01.01.2015 года в хозяйстве насчитывается 170 тыс. голов свиней.
Сегодня Можайский район является любимым местом отдыха как москвичей, так и туристов из других регионов. Благодаря богатому историческому наследию, удобному географическому расположению и хорошей экологической обстановке, в Можайском районе сложись благоприятные условия для развития въездного туризма.
Каждый найдет для себя что-то интересное в Можайском районе – как любители культурного отдыха, так и приверженцы активного времяпрепровождения. Здесь популярны вело-авто- и конный туризм, охота и рыболовство. Одним из интереснейших объектов на территории Можайского района является «живой музей» в деревне Доронино. Тут покажут настоящий крестьянский быт и военно-историческую реконструкцию солдатского бивака и постоя русского офицера 1812 года. Посетителей ждут знакомство с кустарными ремеслами, образцами крестьянского народного творчества и традициями народных праздников и гуляний. Также непременным условием посещения деревни станет трапеза с блюдами русской национальной кухни. А желающие почувствовать себя настоящими ковбоями могут отправиться в многодневное конное путешествие вокруг Можайского моря.
Отдельное внимание в районе уделяется развитию спорта. Можайские футболисты, хоккеисты, боксеры, дзюдоисты, самбисты, фигуристы и гимнасты становятся призерами и победителями в соревнованиях городского, районного, областного, Всероссийского и международных уровней.
В крупных населенных пунктах района благоустраиваются сады, парки и скверы. Развивается детский и юношеский спорт, организуются культурно-досуговые кружки и центры, которые вовлекают молодежь в культурную и общественную жизнь района.
Можайцы трепетно хранят историю родного края и каждый день стараются сделать его светлее, чище, богаче и краше.
Современность
Существует несколько толкований происхождения названия Можайска. Народная этимология соотносит его со словом «МЕЖА», т.е. граница, связывая его с пограничным расположением города в древности. И в самом деле, во времена удельных княжеств Можайск находился на рубежах то Смоленского, то Черниговского, а затем и Московского княжеств. По этой версии, первоначальное название города было Межайск, и лишь позднее приобрело нынешнее звучание.
Вторая версия встретилась мне в газете «Московские губернские ведомости». Неизвестный автор, подписавшийся одной литерой «. Ъ», в статье за 1841 г. сделал такое предположение: «Слово Можайск, если происходит не от реки, то ни от глагола ли МОГУ, МОЖАИ, т.е. мужественный, могучий?» И с грамматической, и с этимологической точки зрения эта версия крайне слаба и к тому же несет в себе много искусственной нарочитости.
Версия, на первый взгляд, очень убедительна и не требует для своего подтверждения каких-либо лингвистических ухищрений. Тем более, что народное название города (и историческое!) «МОЖАЙ» звучит совершенно так же, как и приведенное литовское слово.
Но и с этой версией согласиться трудно, так как она объясняет название всего лишь одной реки. Все остальные гидронимы Можайского района остаются загадкой для лингвистов. Трудно согласиться с тем, что ареал расселения балтского этноса был настолько мал, что не распространился далее реки Можайки (длина ее в настоящее время не более трех километров).
Для ответа на этот вопрос обратимся прежде всего к истории. Из летописей известно, что восточными соседями славян была Меря, один из народов финно-угорской группы населявшая половину нынешней Московской области. Археологические раскопки подтвердили это: граница между племенем Вятичи и Меря проходила в IX-XI вв. по территории Московской области (в том числе и Можайского района. В течение средневековья Меря была славянизирована. Меря исчезла, ее язык был забыт, но следы пребывания ее на этих землях сохранились в названиях рек, доставшись нам как загадочное лингвистическое наследство.
Кроме гидронимов есть в Подмосковье и загадочные топонимы. Вот с них и начнем наши попытки определить язык давно исчезнувшей мери.
Даже бросив не слишком пытливый взгляд на карту окрестностей современного Можайска, мы обнаружим множество названий, чье звучание если не чуждо нашему русскому уху, то, по крайней мере, полностью лишено семантического смысла: Пеньгово, Ченцово, Моденово, Отяково, Шишиморово. Названия этих сел не связаны с реками и, можно думать, остались от мери, жившей в этих местах. Если это так, то мы приходим к весьма любопытным выводам. Прежде всего, следует сказать, что эти села не могут быть очень древними. Основаны они, конечно же, не в IX и даже не в XV веке, а значительно позднее. Возможно, лет четыреста, а то и триста назад. А это значит, что еще при Петре I мерянская речь была если не преобладающей, то довольно распространенной в нашем крае. Видимо, ассимиляция этого народа шла очень медленно, топонимы сохранялись в естественной языковой среде, благодаря чему и дожили благополучно до наших дней.
Ни древнерусские, ни литовские словари не проясняют семантику названий этих сел. Объяснение нашлось лишь в мордовском языке. И вот что получилось:
Как видим, со всех сторон Можайск окружают мордовские названия. Можно предположить, что и само имя города (или реки) имеет мордовские корни. Вариантов может быть два.
Для примера можно привести очень любопытные случаи изменения рода гидронимов. Еще сто лет назад под Можайском протекала река Мжуть (жен. род). Ныне это река Мжут! Говорит ли это о том, что ментальность славянская превозобладала над ментальностью финской?
Стоит обратить внимание на распространенный в Подмосковье топоним Мордвиново. Такое село есть и в Можайском районе. Можно предположить, что все эти села принадлежали графам Мордвиновым. Но такая версия не слишком убедительна и не подтверждается документами. Скорее всего, перед нами еще одно свидетельство, пережившее века, о древнем населении нашего края.
На основе мордовского языка можно дать объяснение названию Москвы-реки, до сих пор остающейся загадкой для лингвистов. Прежде всего обратим внимание на то, что «МЕРЯ» не есть самоназвание народа в его полном смысле. Это был, скорее, этнический синоним. А как же тогда называл себя в далекой древности финский народ, населяющий эти места? Может быть, «МОКША», как себя называет до сих пор мордва? (Мордва делится на два больших племенных образования: мокша и эрзя. И кроме этих этнических имен исконный мордовский язык иных наименований для своего народа не знает). И если были река Русская и река Мерянская, то почему бы не быть реке Мокшанской? Название этой реки могло звучать как «МОКШАВА», т.е. мокшанка. Славянский язык несколько переиначил это название: вначале оно звучало как Моксава, а впоследствии стало звучать и как Москва. Если это предположение верно, Москва-река была в древности главной рекой племени мокша, центром ее расселения.
а) Город Можайск расположен на западе Московской области, рядом с Москвой-рекой, регион болотисто-речной и лесной. Москва-река принимает в себя большое количество малых рек и речушек, в совокупности с болотами и лесами – трудно проходимый регион в средние века.
Через город проходит Смоленская дорога – стратегическая дорога войн и торговли, обходит крупные реки и способствует быстрому передвижению войск. По ней прошел Наполеон в 1812 году по направлению к Москве, и по ней же (от Можайска) бежал обратно с остатками армии.
Археология датирует Дорогу XIV—XV вв., старейший и кратчайший сухопутный путь из Европы в Московские земли.
Исторический центр Можайска, первое поселение и укрепления (феодальный замок), стояли на высоком холме (Никольская гора, 210-230 м., урез воды 160 м.) в нижнем течении реки Можайки. Позднее на этом холме был построен Можайский кремль, посады вокруг княжьей крепости появляются во второй половине XIII века.
б) См. подробную работу; Игорь Кондратьев, «История Можайского кремля», 2011
«Присоединение Смоленска, превратило Можайск в тыловой, провинциальный гарнизонный город, что снизило значимость Можайской крепости. Иначе дело обстояло с сакральным, религиозным значением можайской крепости, в которой с XIV в. хранилась чудотворная резная деревянная в рост икона Святого Николая Можайского. Можайск, как транзитный город на дороге из Москвы в Смоленск, в Лужецкий и Колоцкий монастыри, приобрел притягательную силу в глазах многочисленных паломников, в том числе и высшего социального статуса. Можайская крепость нередко называлась «монастырем святого Николая».
* Примечание. Никола Можайский
Никола Можайский» — деревянный образ (скульптура) святителя Николая Чудотворца «Можайского», датируется XIV веком, предположительного сербского происхождения, находился на территории Можайского кремля в городе Можайске.
Предание
Можайск был осажден врагами, жители города стали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай (в виде крепостной стены; так на деревянном образе), в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
в) Можайское удельное княжество/ЭСБЕ
2) Существующая этимология
Название города упоминается в XVI веке как «город Можаеск на речке на Мжае». Первичен гидроним, который упоминается также в формах Можай и Можая. Название предположительно имеет балтское происхождение. На литовском языке «Ma;oji» («Мажойи») — означает «малая». Так была названа протекающая здесь речка, впадающая в большую Москву-реку. Об этом же говорит и В. В. Седов в статье «Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья» (1971) — «Название речки Можайки, давшей имя городу, происходит от балтского слова „Mazoja“, то есть „малая“ (по отношению к большой Москве-реке), к которому добавился русский суффикс „к“». А. Л. Шилов в заметке «О названии Можайска» воспроизводит мнение о балтском происхождении названия города из языка племени голядь.
3) Можайск в старорусских актах
а) Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) 13 апр. – 16 мая 1389 г.; http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm
А се даю сыну своему, князю Аньдрею, Можаеск со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами, и с отьездными волостми. А волости Можаиские: Исмея, Числов, Боянь, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глиньское, Пневичи с Загорьем, Болонеск. А Коржань да Моишин холм придал есмь к Можаиску.
б) ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1928. — Стлб. 510-513
http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr32.htm
Под 1231 г.: «Того же лета ходї кнзь Ярославъ ратью к Чернїгов; на кнз; великого Мїхаила и пожже Шернескъ и стоаевъ под Можаискомъ (Мосальск в Новгородской летописи, между ними 160 км) възвратис; въ сво; сї без мїра а города не взяша».
в) Национальный корпус русского языка
* Хождение на Флорентийский собор (1437-1440): «А приехали есмя в Можайск сентября 14 в среде, а на Сторожи 18 в неделю сентября же».
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «Можайск — город каменной на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая».
4) Обобщение и выводы
а) Удивляют выводы этимологов о «балтском» происхождении топонима, и тут же связь с современным литовским языком: «На литовском языке «Ma;oji» («Мажойи») — означает «малая».
Русь и Литва в видимом историческом времени – христиане, письменность – христианская, церковно-славянская и латинская. Можайск – укрепленный город (крепость) на стратегически важном и кратчайшем пути из Москвы в Европу, монастыри с 1408 г. (давали приют путешественникам), церкви, место паломничества к святому Николе Можайскому.
б)Образец мышления и сознания средневекового русского общества и человека
Пискаревский летописец (1600-1650); http://yakov.works/acts/17/azaryin/b61c.htm
О иконе пречистыя, с нею же ходи Лука. В лета 6921 (ок. 1413 г.) от Можайска за пятнацать верст в вочине князя Андрея Дмитреевича явися знамение в Колочи: некий человек, именем Лука, простълюдин сый при[и]де ис Колочи к Можайску с ыконою пречистыя Богородица, держащи на руце младенец, господа нашего Исуса Христа.
С едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия пророк, от нея же многа и различная изцеления быша. И яко же приближися ко граду, и срете ю весь град, даже и до малых и до великих и до суссущих млеко. Оттоле же поиде к Москве, тако же и по иным градом, и сретахуть ея со кресты митрополиты и епископи, и весь священнический чин, тако же и князи и княгини з детми и боляре, и вси вельможи, и все православное множество християнское, чюдес ради бываемых от нея. Мнози бо слепи и хроми, розслаблени и глуси, и вси недужни с верою пришедше и здрави быша, елико не может их ум человечь изрещиц такова человеколюбия божия и милости его на нас грешных.
По версии археолога И. И. Кондратьева, изначальный княжеский погост (выросший позднее в крепость) на территории Можайского кремля был основан в 1097—1113 гг., когда Владимир Мономах «торил путь сквозе вятичи». … А также, следуя этой гипотезе, ещё две крепости, одна из которых стала впоследствии Москвой, а другая Можайском. Согласно археологическим находкам, первое славянское поселение и укреплённый детинец на Соборной горе появились в XII веке, в районе Ново-Никольского собора. Эта небольшая крепость занимала площадь всего 50 на 50 метров. Укрепления были аналогичны ранним укреплениям Москвы. Они представляли собой древесно-гумусную насыпь, структурированную бревенчатыми дубовыми конструкциями, и покрытую слоем глины.
Фрагмент такой конструкции, характерной для фортификации XI—XII вв., был найден археологами внутри Ново-Никольского собора в 2006 году. Полной аналогией данной находки является конструкция вала, обнаруженная в 1959 г. в Московском кремле. Этот факт укрепляет гипотезу о единой программе градостроительства на пути «сквозе вятичи».
* По писцовой книге 1696 года в Можайске было 70 церквей и 15 монастырей; ряд исследователей называют город «сакральным».
У нас вырисовывается военно-религиозный образ Можайска. Укрепленное поселение, а затем и небольшая крепость на стратегическом военно-торговом пути из Москвы в Европу зафиксированы археологией с XII века. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь – основан в 1408 г.
Целесообразно рассмотреть термин в связи терминологией и образами сакрального языка иудеохристианства – иврит.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) В топониме МоЖайск (МоЖай, разговорная форма) присутствует буква Ж.
Википедия. Буква Ж в русском языке
«Не имеет аналога в греческом алфавите; кириллическую форму считают переделкой из глаголической, а последнюю — заимствованной из коптской письменности (Египет), из знака «джанджа» (;, ;); имеются, впрочем, и версии, возводящие глаголическое начертание к неким лигатурам, составленным из греческих букв, а кириллическое к монограмме имени Иисуса Христа».
К настоящему времени исследованы термины (см. соответствующие статьи):
* Ж(З)+ЕЛУД+Ь = ивр. ЗЕ этот, это, который + Й.Л.Д., ЙАЛАД, ЙОЛЕД рождать, порождать, ребенок, потомство, производить на свет; ЙУЛАД родился; т.е. плод, который производит потомство.
* Ж(З)ЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова)в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* Ж(З)ЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* Ж(З)УТЬ = ЖУ+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса. УЖ(З)+ас (. ).
в) Терминология иврита
Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МОЖАЙСК = МОЖАЙСК = МОЖ(З)+АЙ+СК, у нас сразу же появляются термины сакрального иврита.
* МОЖ = МОЗ = ивр. МАОЗ крепость, оплот, твердыня, скала; источник см. стронг иврита 4581 МАОЗ; https://biblehub.com/hebrew/strongs_4581.htm
* АЙ=ЙА (Й) краткое имя Бога. См. стронг иврита Й, ЙА Бог, Господь; источник см. стронг иврита 3050 Й, ЙА; https://biblehub.com/h;;ebrew/3050.htm
* СК = наоборот КС = ивр. КЕС, КИСЕ кресло, престол; престольный город, город-резиденция князя; источник см. стронг иврита КИСЕ; https://biblehub.com/hebrew/3678.htm
МОЖАЙСК = МОЖ+АЙ+СК = ивр. без гласных М.вав(О).З., с гласными МАОЗ крепость, оплот, твердыня, скала + АЙ=ЙА Господь, Бог + С.К. = К.С., КЕС трон, престол.
* В Ветхом Завете помазание царей (Саула и Давида, пророком Самуилом), впоследствии выражение «помазание на царство» сделалось обычным при восшествии царя на престол (коронация). Предполагалось, что Законы иудаизма (иудеохристианства) будут помогать царю праведно править подданными в рамках библейской доктрины.
г) Библейский образ
* Исход 17:16: «Ибо, сказал он, рука на престоле (КЕС) Господа (ЙА): брань у Господа против Амалика из рода в род».
* Второзаконие 17:18: «Но когда он сядет на престоле (КИСЕ) царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов».
* Притчи 10:29: «Путь Господень – твердыня (МАОЗ крепость) для непорочного и страх для делающих беззаконие».
Можайск история названия города
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской битвы Дмитрия Донского Андрей (1389-1432). Позднее городом управляли наместники из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481-1491).
Можайск являлся резиденцией великих московских князей, здесь бывали: Иван Грозный, Борис Годунов, имелся государев двор, а также палаты царицы, двор патриарха.
В начале XVII в. город оказался в центре событий польско-литовской интервенции, летом 1618 г. более 1,5 тыс. казаков отражали в Можайске атаки осадивших город польских войск королевича Владислава.
В 1626-1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего Москву от интервентов, Д. М. Пожарский.
В 1624-1626 годах в Можайске был выстроен каменный Кремль по типу московского Китай-города с двумя воротами и шестью башнями. Составители описи Кремля отмечали: «… и во всём город сделан хорош и всякими бои биться мочно…» В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен. Кремль простоял до конца XVIII в., был разобран, но память о нём сохранилась в городском гербе, данном Можайску в 1781 г. В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля источники молчат.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Можайск вновь оказался связанным с военными действиями.
Несмотря на многочисленные пожары и разрушения, связанные с военными действиями, Можайск сохранил уникальные архитектурные памятники.
Это старый Никольский собор на территории Кремля. Он был сооружён в середине XIV в. из белого камня и украшен белокаменной резьбой. В 1844 г. храм рухнул, и его восстановили в 1849-1852 гг. в первоначальных формах, возводя стены из кирпича с первоначальными резными деталями. Рядом с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор, построенный в 1849 г. на месте собора, рухнувшего в 1844 г. В композиции Петропавловского собора продолжается цепь загадок, типичных для старинных построек Можайска.
К концу XIV в. относится белокаменная стена бывшего храма Иоакимо-Анненского монастыря, сохранившая первоначальный портал.
В XVI веке город пережил пору своего расцвета, став одним из православных центров Московской Руси благодаря особо почитаемой иконе Николы Можайского (сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее). По легенде святитель Николай, явившись вражеской армии, уберег город от неприятеля. Он стал считаться покровителем воинов — перед боем солдаты молились ему о спасении. Со временем слава чудотворного образа шагнула далеко за пределы не только Можайска, но и всей Русской земли, и в город потянулись тысячи паломников.
Разумеется, это оказало влияние на развитие города и его архитектурный облик. Для московских правителей, которые приезжали в него на богомолье, были возведены красивейшие дворцы. Можайск выступал в таких случаях в роли летней столицы, где государи проживали по несколько месяцев. Для иностранных послов выстроили несколько подворий, а для пилигримов — общественные дворы. Имелись и обширные торговые ряды, и даже таможенная изба. Но главное — в самом Можайске и его окрестностях росло количество храмов, церквей, монастырей, сказочно украшавших город. В пору его расцвета их насчитывалось целых 75. Шатры, маковки, золотые купола сияли на солнце, а колокольный перезвон разносился на многие километры.
В Смутное время Можайск почти полностью разгромили поляки и литовцы. В 1624–1626 годах на месте деревянных городских стен был возведен каменный кремль с двумя воротами и шестью башнями, простоявший до конца XVIII века. Память о нем сохранилась в гербе города.
Некоторые архитектурные сооружения Можайска смогли сами пережить все превратности истории, другие, как белокаменный Никольский собор, были восстановлены в первозданном виде. Самые ранние памятники относятся к XIV веку. В древнейшем Лужецком Богородицерождественском монастыре, основанном в 1408 году, и в величественном Ново-Никольском соборе, возведенном на самой верхней точке кремлевского холма, идут службы, собирая, как в стародавние времена, тысячи верующих.
На территории Можайского района сохранились десятки дворянских и купеческих усадеб. Сейчас здесь можно увидеть бывшие поместья известнейших русских фамилий: Разумовских, Уваровых, Хованских, купцов Смирновых и Озеровых. В селе Горетово, свидетеле похода на Москву Лжедмитрия II, располагается усадьба XVIII века, принадлежавшая в разные годы Мусиным-Пушкиным, Бестужевым-Рюминым, Волконским. Время пощадило хозяйский дом, пруд на приусадебном участке, церковь Святой Троицы.
Отдельная страница истории нашей страны — Бородинское поле, где в настоящее время располагается военно-исторический музей-заповедник. Сохранились и постройки Колоцкого монастыря, где перед сражением размещался штаб М. Кутузова и церкви Рождества в селе Бородино, у стен которой шел бой в августе 1812 года. И храм, и монастырь являются действующими. На территории музея-заповедника находится множество мемориальных памятников героям Бородинского сражения, первый из которых — Спасская церковь — был возведен в 1818–1820 годах вдовой генерал-майора А. Тучкова.
С 1967 года в первое воскресенье сентября в память о Бородинской битве ежегодно проводят праздники «День Бородина». Члены военно-исторических клубов из многих регионов России, стран СНГ и даже дальнего зарубежья разыгрывают красочные шоу, представляющие различные эпизоды битвы. Посмотреть на солдат в русских и французских мундирах, молодецки гарцующих на лошадях гусаров, услышать грохот пушек и почувствовать себя участником великих событий съезжаются тысячи зрителей.
Можайск тесно связан с событиями и другой войны — Великой Отечественной. В июле–октябре 1941 года тут велось строительство Можайской линии обороны протяженностью 220 км, шли бои. Сегодня в центре города установлен мемориальный комплекс, где горит вечный огонь. В 1985 году, к 40-летию Победы, Можайск был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Во время Отечественной войны 1812 в районе села Бородино, в 12 км к западу от М., 26 августа (17 сентября) произошло Бородинское сражение между русской и наполеоновской армиями.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 М. был захвачен 18 октября 1941 немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобождён 20 января 1942.