можно ли христианам праздновать день рождения
Можно ли христианам праздновать день рождения
Можно ли христианам отмечать дни рождения?
В Священном Писании нет запрета на празднование христианами дней рождения, как и нет ничего, что указывало бы на то, что мы должны их отмечать. С позиции Библии празднование дня рождения для христианина не является проблемой. На самом деле в ней упоминаются два человека, отмечающие этот праздник: египетский фараон во времена Иосифа (Бытие 40:20) и царь Ирод – во времена Иисуса (Матфея 14:6; Марка 6:21). Кое-кто указывает на эти отрывки как на доказательство того, что отмечать дни рождения неправильно – поскольку оба человека были людьми безбожными, это рассматривается как некая форма языческого ритуала. Однако такой вывод не является естественным в отношении любого из этих отрывков. В Библии нет ни единого намека, что празднование фараоном или Иродом их дней рождения являлось чем-то неправильным. Она нигде не запрещает христианам отмечать дни рождения.
В своем послании к Римлянам Павел затрагивает вопрос о том, какой день должен быть днем поклонения, но, возможно, мы могли бы также применить это к празднованию дней рождения христианами: «Кто-то различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и дальше поступает в соответствии со своими убеждениями. Кто считает, что один день важнее другого, тот делает это для Господа…» (Римлянам 14:5-6; Новый Русский Перевод). Если христианин отмечает день рождения как особый день – это нормально; если он не празднует дни рождения – это тоже нормально. Пусть каждый «поступает в соответствии со своими убеждениями».
Важнее празднования дней рождения христианами является то, как они прославляют Господа во всех своих делах (1 Коринфянам 10:31). Если верующий отмечает день рождения, это должно прославлять Бога; греховное поведение не должно быть частью празднования. Если христиане избегают празднования дней рождения, им следует уделять свое время тому, что прославляет Господа.
Независимо от того, отмечает христианин день рождения или нет, он должен стремиться к чистой совести и любви к своим братьям и сестрам во Христе. Тем, кто празднует дни рождения, не следует презирать тех, кто этого не делает, а тем, кто не празднует, – не следует смотреть свысока на тех, кто празднует. Как и с другими вопросами, которые конкретно не рассматриваются в Писании, у нас есть свобода отмечать или не отмечать дни рождения в соответствии с личными предпочтениями.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Православная Жизнь
Рассуждает иерей Андрей Чиженко.
Один батюшка праздновал свой день рождения, который совпадал также с именинами. По завершении Божественной литургии в этот день он вышел на солею, где собрались священники-собратья и прихожане поздравить его с личным торжеством. Батюшка с лицом, сияющим радостью, воскликнул пасхальною стихирою: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…
И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди сорадуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.
Иногда задают вопрос: «Зачем Творец создавал грешников, если Он знал, что им все равно предстоят адские муки?» Ответ, мне кажется, такой: адские муки все равно лучше, чем небытие. Что может сравниться с тем, что человеческая душа осознает себя личностью, индивидуальностью и наслаждается бытием?
Потому, конечно же, день рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.
Почему самоубийство самый тяжкий грех? Потому что жизнь человеческая – это чудо. Это огромное Божье чудо! И испытывать к ней отвращение, ненависть, желание разрушения и возвращения в небытие – то же самое, например, что испытывать отвращение к мотыльку, к прекрасному малиновому закату или нежно-розовому рассвету. К самому Богу. К любви.
День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!
В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.
И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.
И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Литургии. Отслужите благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник перед престолом Божиим воздевает руки вверх (это всегда один из самых трепетных и в то же время самых напряженных моментов любого богослужения) и торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.
Можно прочитать специальную молитву, которая называется «Молитва в день рождения». Молитвословие оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.
Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.
Церковнославянизм «тезоименитство» («тезица» – равно, одинаково) обозначает одинаковые имена, или названные одним именем. Этот святой является вашим небесным покровителем, и он вечно ходатайствует и молится у престола Божия за спасение вашей души. А также ведет и помогает вам в земной жизни. Именно потому Церковь рекомендует каждое утро после совершения молитвенного правила молиться также и своему святому хотя бы кратко: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В именины, мне кажется, полезно прочитать также и акафист своему святому небесному покровителю. Именины часто называют днем Ангела. В церковном богослужебному году есть два дня, когда все православные христиане празднуют свои именины и день Ангела – это Неделя Всех святых, празднуемая в следующее воскресенье после Дня Святой Троицы и 21 ноября (н. ст.) в День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Также в именинах есть еще один положительный момент – мы вспоминаем день своего духовного рождения – тот день, когда над нами было совершено Таинство Крещения. Ведь молитва наречения имени (в Требнике «Молитва, во еже назнаменати отроча…») читается именно перед ним.
В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.
И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).
Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника!
Почему Христос не праздновал день рождения?
Незарегистрированный праздник старого и нового стиля
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Почему христиане могут праздновать то, что не праздновал Христос? Является ли для Церкви ситуация когда Рождество отмечается в разные дни новой? Почему дата праздника не соответствует исторической действительности? И как относиться к такому положению вещей? Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо заглянуть в детство Иисуса Христа, совершить экскурсию в мир церковной истории, и понять некоторые христианские приоритеты.
Уже после первого апостольского собора в Иерусалиме (49 год по Р.Х.) христианской общине стало очевидно, что Евангелие Христа важнее местных преданий, рамки веры шире рамок обычаев, а живое многообразие важнее мертвого единства. Р ассуждения апостола Павла о спорных обычаях (Рим 14:1-15:6; 1Кор 8-10) дают богатую пищу для размышлений о многообразии традиций, которые могут сосуществовать в составе неделимой Церкви. То, что верность Господу может по-разному себя проявлять – красноречивая иллюстрация единства и многообразия христианской жизни (Рим 14:57). Оказывается, Церковь способна вместить в себя различные традиции и при этом не изменить своему назначению.
Наиболее ярко, эта парадигма проявила себя в истории с датой праздника Рождества Христова. Сама возможность говорить об этой дате, основывается на сугубо культурном феномене, а не на евангельском откровении, требующем толкования. Дело в том, что с точки зрения современного ребенка, иудеи были самыми несчастными людьми своего времени. Они никогда не отмечали дни рождений. Более того, даже не хранили этот день в памяти. Важны были события самой жизни, а не факт ее начала. Время воспринималось не линейно, имеющее точку запуска и финал, а словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость и т.д. Каждому этапу соответствовала новая возможность. Обрезание, образование, брак, социальный статус – всему свой срок.
Именно в этих новых условиях существования Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было, — церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема, — стало ясно, что дата эта будет условной.
Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. Египетская Александрия была не только цитаделью эллинской культуры на Востоке, но и местом прописки самых экзотических культов со всего Ближнего Востока. Особенно популярным был культ бога солнца, который праздновался 6 января. Для александрийцев принявших христианство этот день уже потерял религиозное содержание, но еще имел значение как событие семейное, собиравшее всю семью за единым столом. Нам особенно понятен этот культурный феномен на примерах «8 марта» и «23 февраля». Ведь сегодня 8-го марта большинство граждан России не вспоминают Клару Цеткин и Копенгагенскую конференцию женщин социалисток, а 23-го февраля не поднимают бокалы в честь капитуляции России в Первой мировой войне. Исторические причины этих «праздников» выветрились, но в семейном календаре остался событийный след. Так и в жизни александрийских христиан. От былого праздника сохранялась только привычка праздновать. Что в таком случае делать Церкви? Призвать к священному гневу или дать новый повод народному праздничному календарю? Церковный разум в этом вопросе проявил миссионерскую гибкость, и 6 января становится праздником Рождества Христова, а вместе с ним александрийцы начинают отмечать и день Крещения Господня.
Совпадение этих двух торжеств тоже не случайно. Оно свидетельствует о древнейшей церковной полемике с гностиками – видевшими во Христе или только Бога, или исключительно человека. Объединенный новый праздник получил название Богоявления: В Рождестве Бог принял человеческую плоть, а в Крещении явил миру Свою Божественную Сущность. Миссионерский фактор победил алармистские настроения и впервые в истории Христовой Церкви два великих праздника нашли свое календарное место.
Отголоски древней александрийской традиции праздновать Рождество и Крещение в один день до сих пор можно наблюдать в схожести богослужебных элементов этих праздников. Уставы почти одинаковы. Но 6 января во II веке и в веке XXI — разные дни. Древние александрийцы жили по юлианскому календарю. А после реформы папы Григория XIII в конце XVI века весь мир перешел на календарь григорианский. Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Методом простой арифметики получается, что шестое января II века есть девятнадцатой января века нашего (6+13=19). Именно 19 января (6 января по старому юлианскому стилю) Русская Православная Церковь до сих пор отмечает праздник Крещения Господня. А сохранись до наших дней древняя христианская традиция Египта, на 19 января еще бы выпадало и Рождество.
Впоследствии двум праздникам было суждено расстаться, что и стало общецерковной практикой. Произошло это тогда, когда церковный календарь из древней Александрии эмигрировал в дряхлеющий Рим.
Римские граждане были падки до восточной религиозной экзотики. На смену изрядно поднадоевшим олимпийцам, приходят персидские культы. В Риме со времен император Аврелиана (III век) в день зимнего солнцестояния (25 декабря) справлялся праздник под названием Dies Natalis Solis Invicti — «День Рождества Непобедимого Солнца». Главный герой этого праздника — мидийский бог солнца Митра. Весь третий век христианской эры можно назвать эпохой «солнечного экуменизма». В Риме внедряется идея, что все божки — олицетворение единого бога солнца. Проект приобретает не только религиозное, но и политическое значение. Римская империя, создавшая единовластие на земле, желает видеть такое же единство и на небе. И, конечно же, в центре этой политтехнологии сам император — второе солнце. При Диоклетиане наступает золотой век солнцепоклонения. По словам Лукиана, «мидиец Митра, в персидском одеянии, с тиарой на голове, не знающий по-гречески даже настолько, чтобы можно было с ним поздороваться», тем не менее воцаряется в римском «кремле» — Капитолии.
В римский мир этот культ проник через киликийских пиратов во время войны Помпея. Жадный до всякой эклектики Рим, весьма креативно подошел к мрачному и жестокому митраизму. Не обошлось без вездесущих гностиков. Полухристиане-полуязычники, гностики стали активно экспериментировать над сумбурными пиратскими представлениями. Продукт их религиозного ремесла явился серьезным вызовом Церкви. Фактически, они создавали очень тонкую подделку под христианство. С их легкой подачи нео-митраизм проповедовал единобожие и возвышенные нравственные начала, имел некоторое подобие таинств евхаристии и крещения, идею вечной жизни, а также схожие представления о рае. Даже свои храмы митраисты строили в форме креста с выделенным алтарем. Как и христиане, они практиковали подвиг сурового аскетизма. Наконец, подобно христианам, последователи Митры даже имели в Риме свои катакомбы. Церковь не радовало соседство с такой подделкой, копирующей христианскую этику, догматы, символы, обряды. В народном календаре культ Митры основательно прописался под 25 декабря. Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово, и тем самым выбивает персидского «оккупанта» из народного календаря. Отныне 25 декабря в Римской церкви возносят гимны Христу — Солнцу правды, истинному Свету, Который «во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин 1, 5). Именно 25 декабря того времени в григорианской системе координат соответствует нашему современному 7 января (25+13).
Пройдя такой не легкий путь от Александрии до Рима, дата Рождества Христова к концу IV столетия добирается и до греческого Востока. А на III Вселенском Соборе 431 года этот день был уже официально принят всей Церковью, хотя еще несколько столетий сосуществовали и иные календарные традиции праздника: александрийские христиане, церковь в Армении и в Медиолане (Милан). Так что в истории Древней Церкви 25 декабря — лишь одна из дат, которая была принята в духе любви и согласия остальными христианами. И выбрана она была по закону миссионерской целесообразности, а не астрономической точности. Это был не исторический факт, а миссионерская идея. Пастырская забота, заставила Римскую церковь обратить внимание на этот день. Вместе с народом, христианизировался его исконный календарь.
После григорианской реформы XVI века весь христианский мир разделился на два лагеря: тех, празднует Рождество Христово 25 декабря и тех, кто его отмечает 7 января. Любопытно, что в календарях обеих традиций фигурирует число «25». Только у одних оно стоит «прямой» цифрой, а у других благоговейно спрятано в скобочки: 7 января (25 декабря). В скобках скрывается старый стиль. Не вдаваясь в сложные астрономические вычисления, хочется лишь обратить внимание, что так или иначе, весь христианский мир встречает Рождество именно 25 декабря. Только одни это делают в календарной конструкции нового времени, а другие в системе координат Древней Церкви и Римского мира. Как видим, в древности совершенно мирно сосуществовали различные дни для этого торжества. Единство в многообразии – важнейший христианский закон, которым живет Церковь и сегодня. Только между пятнадцатью православными церквями по вопросу старого и нового стиля счет «11:4». Православные церкви Константинополя, Антиохии, Александрии, Кипра, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америки – отмечают Рождество по новому стилю 25 декабря. Церкви же Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская придерживаются старого календаря и празднуют это великое торжество 7 января.
Учитывая такой плюрализм традиций, большое значение сегодня для нашего христианского мира имеет понимание условного и незыблемого в церковной жизни. И опыт Церкви показывает, что не совершенно не важно, в «25» или «7» вагоне движемся мы к празднику Рождества Христова, важно, что в едином составе и в одном направлении. А спор о цифрах – условность тысячелетней христианской истории. Истории очень длинной, как состав поезда.
Фото с фотофестиваля «Накануне Рождества» в группе «Фомы» В контакте.
На заставке: Матис Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово (фрагмент).
Я не пощусь. Отмечать ли день рождения в пост?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Мой день рождения всегда приходится на Великий пост. В семье у нас нет настолько верующих, чтобы этот пост хоть раз кто-то держать, и я не исключение. Всегда отмечали праздник в семейном кругу за накрытым столом.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Давайте я напишу Вам, как мог бы поступить верующий человек, а Вы соотнесете эту, скажем так, модель со своей жизнью.
Действительно, есть правило, по которым день рождения в Великий пост не отмечают, но сейчас на это есть некоторое послабление.
Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких – такой День рождения вполне можно отметить.
Естественным образом стол в этот день накрывается постный, потому что пост все равно не отменяется.
С родительской субботой следующее. Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того, по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Поэтому самое лучшее в этот день – прийти в храм и подать записку об усопших на Проскомидию и на панихиду.
На кладбище Вы можете попросить священника совершить на могиле литию или прочитать литию для чтения мирянами дома.
Если у Вас нет возможности прийти в храм, прочитайте дома литию и Канон об усопших.
Дальше смотрите, как будете действовать.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Спорные вопросы: переливание крови, дни рождения, нательные крестики
В нужде и черт священный текст приводит.
Уильям Шекспир (1564–1616)
Переливание крови 871
Рассуждая при помощи Писания
Быт.9:4 – Никаких переливаний крови
Логика этих рассуждений такова: поскольку нет никакой существенной разницы между употреблением крови с пищей и ее внутривенным вливанием, в Быт.9:4 Бог запрещает не только есть кровь, но и переливать ее.
Вы действительно готовы позволить своему ребенку умереть, следуя наставлениям Общества Сторожевой Башни?
Известно ли вам, что в 30-х годах Общество Сторожевой Башни запретило прививки, но впоследствии пересмотрело свою позицию и в 50-х годах отменило этот запрет?
Известно ли вам, что в 1967 году Общество Сторожевой Башни ввело запрет на трансплантацию органов, но в 1980 году изменило свое мнение и сняло этот запрет?
Что, как вы думаете, почувствовали родители, чьи дети умерли из-за того, что им вовремя не сделали прививки или операцию по пересадке органов?
Учитывая непоследовательность, которую Общество Сторожевой Башни проявляет в своем отношении к медицине, допускаете ли вы возможность, что в скором времени взгляды организации на переливание крови тоже изменятся?
Чем, на ваш взгляд, объясняется непоследовательность Общества в медицинских вопросах?
Приличествует ли такая непоследовательность пророку Бога, на статус которого претендует Сторожевая Башня?
Прежде чем двигаться дальше, нужно разобраться, зачем Израилю вообще было дано предписание относительно употребления в пищу крови? Многие богословы связывают этот закон с кровными жертвоприношениями, которые должны были стать частью обычной религиозной жизни Израиля. Вот что говорит по этому поводу X. К. Люпольд:
Смысл указания по поводу принятия пищи понятен. Некоторые окружавшие Израиль языческие народы вообще не питали никакого уважения к крови. Эти язычники регулярно употребляли кровь в пищу. Иногда это было частью их поклонения ложным богам, а иногда они думали, что кровь может наделить их сверхъестественной силой. Как бы то ни было, запрет на употребление крови в пищу отделял Израиль от таких богопротивных народов.
Медики единодушны в том, что кровь не воспринимается организмом как пища, которую нужно переварить, но всего лишь восполняет запасы важнейшей жизнетворной жидкости, – разве из этого не следует, что переливание крови отличается от принятия пищи?
Вы никогда не задумывались над тем, что перелитая кровь выполняет именно ту цель, которую определил для нее Бог, – поддерживает жизнь тела, циркулируя в кровеносной системе? 899
И еще одно последнее замечание. В 9-й главе Книги Бытие Бог запрещает употреблять в пищу кровь животных, но здесь ничего не говорится о переливании человеческой крови. Как подметили Уолтер Мартин и Норман Кланн: «Этот стих, если рассматривать его в контексте, не имеет даже отдаленного отношения к крови человека и уж тем более к процедуре переливания крови. В 3-м стихе той же главы Иегова говорит Ною, что Его повеление касается животных и их мяса, и что Ной не должен есть их крови. Бог сказал Ною, что мясо животных дается ему в пищу с одним единственным ограничением – не есть с кровью» 900 . Следовательно, этот стих не запрещает переливание человеческой крови.
Лев.7:26–27 – «Истребление» из Божьего народа?
Почему руководство Сторожевой Башни запрещает переливание крови, но разрешает употреблять в пищу жир? 904
Если уж быть последовательным, то почему бы, осудив и запретив одно, не осудить и не запретить второе? (Цель этого вопроса – лишь показать Свидетелю Иеговы, что он непоследователен в своем толковании Библии.)
Известно ли вам, что даже ортодоксальные иудеи – которым изначально был дан Закон, и которые тщательно удаляют кровь из своей кошерной пищи, – принимают переливание крови?
Лев.17:11–12 – Душа тела в крови
Учение Сторожевой башни. Лев.17:11–12 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо душа плоти в крови, и Я сам возложил ее на алтарь, чтобы вы искупили души ваши, потому что именно кровь совершает искупление сущей [в ней] душой. Вот почему Я сказал сынам Израиля: „Никакая душа из вас да не вкушает крови, и никто из пришельцев, живущих среди вас как пришельцы, не должен есть крови»» (пер. с англ., курсив автора).
Опять-таки вам следует подчеркнуть, что в Лев.17:11–12 запрещается употребление крови в пищу. Мы не должны уничижать кровь, принимая ее в пищу через рот, как делали древние язычники.
Для того чтобы еще четче выразить свою мысль, задайте Свидетелю Иеговы следующие вопросы (те же, что и раньше).
Знаете ли вы хотя бы одного врача, который считает, что переливание крови и употребление ее в пищу через рот – одно и то же? (Ответ, скорее всего, будет отрицательным. Если ваш собеседник скажет, что знает такого врача, попросите письменное подтверждение.)
Знаете ли вы хотя бы одного ортодоксального иудея, который признает, что переливание крови и употребление ее в пищу через рот – одно и то же? (Ответ, скорее всего, будет отрицательным.)
Готовы ли вы по-прежнему доверять Сторожевой Башне – организации, некогда запрещавшей прививки и трансплантацию органов, но потом изменившей свою позицию, – несмотря на все богословские и медицинские аргументы в пользу переливания крови?
Действительно ли вы готовы позволить своему ребенку умереть ради исполнения запрета Сторожевой Башни?
Деян.15:28–29 – Иерусалимский Собор
Учение Сторожевой башни. Отрывок Деян.15:28–29 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо святому духу и нам угодно не возлагать на вас большего бремени, кроме того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Оберегая себя от этого, будете успешны. Доброго вам здоровья!» (курсив автора).
Библейское учение. Прежде всего согласитесь с тем, что в Деян.15:28–29 говорится об употреблении крови в пищу. Это бесспорный факт. В этом отрывке повествуется о том, как христиане собрались в Иерусалиме, чтобы обсудить, нужно ли требовать от новообращенных из язычников соблюдения церемониальных требований иудаизма. Председательствующий на Соборе Иаков сказал, что не хочет обременять новообращенных из язычников ничем, кроме нескольких простых ограничений, одним из которых и был запрет на употребление крови в пищу.
Теперь откройте Библию и вслух прочтите Свидетелю Иеговы 9-й и 11-й стихи из той же 15-й главы Деяний ( Деян.15:9, 11 ): «. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они».
Разве из 15-й главы Деяний не ясно, что спасение основано исключительно на «вере» по «благодати Господа Иисуса Христа»?
Упоминается ли в 15-й главе Деяний какой-то иной путь спасения? (Ответ будет отрицательным.)
Упоминается ли где-нибудь в 15-й главе Деяний потеря спасения? (Ответ будет отрицательным).
Есть ли где-нибудь в 15-й главе Деяний ясное утверждение, что спасение человека зависит от того, как он исполняет повеление о крови? (Ответ отрицательный.) 915
Дни рождения
Быт.40:20–22 – Грех ли праздновать дни рождения?
Учение Сторожевой башни. Быт.40:20–22 в «Переводе нового мира» выглядит так: «А на третий день случился день рождения фараона, и он устроил пир для всех своих слуг и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих. Соответственно, он восстановил главного виночерпия в должности виночерпия, и тот продолжал вкладывать чашу в руку фараона. Но главного хлебодара он повесил [убил], в точности, как и истолковал Иосиф» (пер. с англ.).
Библейское учение. Данное учение Сторожевой Башни представляет собой типичный пример ошибки, известной как «обвинение по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Быт.40:20–22 доказывает порочность фараона, но никак не дней рождения. Конечно, в Писании нет повеления праздновать дни рождения, однако нет и оснований считать, что Быт.40:20–22 или какой-то иной стих запрещает.
Что в Быт.40:20–22 является источником зла – фараон или день рождения?
Стоит также отметить, что в свой день рождения фараон сделал и нечто хорошее – он амнистировал главного виночерпия ( Быт.40:21 ). Он выпустил человека на свободу!
Если порочный поступок фараона в день рождения означает, что все дни рождения порочны, то хороший поступок фараона в тот же день, вероятно, означает, что во всех днях рождения есть что-то хорошее?
Вот что говорит об обычае празднования дня рождения в библейские времена исследователь Библии Е. М. Блэйклок:
С исторической точки зрения с днями рождения, о которых говорилось выше, не ассоциировалось ничто порочное.
История свидетельствует, что многие древние дни рождения не сопровождались ничем порочным. Как вы думаете, можно ли в таком случае налагать жесткий запрет на этот праздник лишь из-за того, что сделали два совершенно разных человека, которые к тому же казнили людей и в другие дни? 922
Между тем в тексте нет и намека на то, что дети Иова занимались в этот день чем-то предосудительным. Их празднества не кажутся языческим обычаем. И уж, конечно, Иов не осуждал детей за то, что они отмечали дни рождения. Если бы дни рождения были оскорбительны для Иеговы, то Иов – «непорочный, справедливый и богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов.1:1 ) – запретил бы им устраивать такие праздники.
Мф.14:6–10 – Грех ли праздновать дни рождения?
Учение Сторожевой башни. Евангелие от Мф.14:6–10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Но когда праздновался день рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала там и угодила Ироду, так что он с клятвой пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. Тогда она, по наущению своей матери, сказала: „Подай мне сюда на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради своих клятв и возлежавших с ним велел дать ей; и послал обезглавить Иоанна в тюрьме».
Свидетели Иеговы говорят, что христианам не следует праздновать дни рождения, поскольку язычник Ирод тоже праздновал и в тот день приказал обезглавить Иоанна Крестителя. Принимать участие в праздновании дня рождения значит участвовать в языческом обряде и нарушать святой закон Бога. Поэтому ни один истинный последователь Иеговы не станет праздновать день рождения.
Библейское учение. Я вынужден повториться: эта позиция Сторожевой Башни – типичный пример «обвинения по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Сказанное в Мф.14:6–10 доказывает греховность Ирода, а не дней рождения.
Что в Мф.14:6–10 является источником зла – Ирод или день рождения?
Ношение крестов
Разве истинный пророк Бога, говорящий от лица Иеговы, станет менять свою точку зрения на такие важные вопросы?
Крест или столб?
Известно ли вам, что греческое слово stauros («крест»), как показывают исторические данные, использовали для обозначения целого ряда деревянных конструкций, предназначенных для казни, в том числе Т-образных, крестообразных, Х-образных и имеющих форму вертикального креста?
Чтобы показать, что Иисус умер на кресте, а не на столбе, попросите Свидетеля Иеговы открыть «Перевод нового мира» и прочесть вслух Ин.20:25 : «И другие ученики сказали ему: „Мы видели Господа!» Но он сказал им: «Пока не увижу на его руках отметин от гвоздей, и не вложу свой палец в отметины от гвоздей, и не вложу свою руку в его бок, ни за что не поверю»» (курсив автора).
Если Иисус был распят на столбе, почему в Ин.20:25 говорится о «гвоздях», а не об одном «гвозде»?
Прочитав этот отрывок вслух,
Как в свете сказанного в Ин.21:18–19 человек может быть распят на вертикальном столбе с распростертыми руками?
Сказанное в Мф.27:37 также свидетельствует в пользу распятия на кресте, а не на столбе: «. и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: „Сей есть Иисус, Царь Иудейский»» (курсив автора). Если бы Иисуса казнили на столбе, этот текст звучал бы «. над руками Его. ». Но в Библии мы читаем «. над головою Его. », откуда следует, что речь идет о распятии на кресте.
Если Иисус был распят на столбе, почему в Мф.27:37 упоминается надпись, повешенная над Его головой, а не над Его руками?
Идолопоклонство ли носить нательный крестик?
Рассуждая при помощи Писания
1Кор.10:14 – Является ли ношение крестика идолопоклонством?
Библейское учение. Для начала согласитесь с тем, что сказано в 1Кор.10:14 (в контексте): мы должны избегать идолопоклонства. Тот, кто считает, что крест сам по себе свят и достоин поклонения или почитания, не прав. Но если человек всего лишь носит на шее изображение креста, это еще не означает, что он поклоняется идолам.
Но в этом контексте ничего не говорится о ношении крестиков. Нося на себе изображение креста, христиане не поклоняются ему. Скорее, крестик является для них внешним свидетельством того, что они верят в Евангелие креста – в то, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Таким образом, крест воплощает в себе поклонение Христу, а потому ношение креста никак нельзя считать формой идолопоклонства.
Известно ли вам, что христиане не поклоняются кресту и не обожествляют его, – они носят изображение креста, потому что в нем проявляется наше поклонение Христу?
Исх.20:4–5 – Является ли ношение креста идолопоклонством?
Учение Сторожевой башни. Исх.20:4–5 в «Переводе нового мира» звучит так: «Не делай себе никакого изображения того, что на небе вверху, или на земле внизу или в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им, поскольку я, Иегова, Бог твой, один Бог, которому ты должен поклоняться, навлекающий наказание за грехи отцов на детей до третьего и четвертого поколения ненавидящих меня» (пер. с англ.).
Вы действительно думаете, что христиане поклоняются кресту? (Если Свидетель Иеговы ответит утвердительно, поправьте его, а затем задайте следующий вопрос.)
Раз христиане не поклоняются кресту, запрет из Книги Исх.20:4–5 неприменим к ним, не так ли?
Эту заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (курсив автора), Бог дал из-за того, что Израиль прожил какое-то время в Египте. Египтяне делали идолов и изображения ложных богов, имеющие сходство с небесными, земными и морскими существами. Бог повелел не делать таких изображений. Нужно хранить верность лишь Ему одному. Поклонение каким-то другим богам недопустимо.
Из контекста совершенно ясно, что этот запрет не имеет никакого отношения к изображению креста, поскольку мы не поклоняемся ему и не обожествляем его.
Несмотря на жесткую позицию, которую Общество Сторожевой Башни занимает в вопросе переливания крови, в рядах самих Свидетелей Иеговы существует целое движение, добивающееся отмены этого запрета. Сторонники движения объединились в неформальную и анонимную организацию «Ассоциация Свидетелей Иеговы за реформу в учении о крови» (AJWRB). На странице этой организации в сети Интернет (www.ajwrb.org) о целях ее участников говорится так: Ассоциация Свидетелей Иеговы за реформу в учении о крови – это неоднородная группа Свидетелей из многих стран. Некоторые ее члены в настоящий момент служат или ранее служили старейшинами или членами Больничного комитета. Другие трудятся в сфере медицины или же у них есть друзья или родственники среди Свидетелей. Все они добровольно отдают свое время и силы, пытаясь положить конец трагической и ошибочной политике, которая унесла тысячи жизней, в том числе и многие жизни детей. На странице AJWRB в сети Интернет можно найти большое количество материалов, разоблачающих ошибочность и гибельность политики Сторожевой Башни в отношении крови. Эти материалы представлены на разных языках (но, к сожалению, не на русском). – Примеч. науч. ред.
David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 20; David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), pp. 12, 22.
Как кровь может спасти твою жизнь? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 18. См. также: Сторожевая башня. 1994. 1 октября. С. 31.
Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 75.
Aid to Bible Understanding (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 243. См. также: Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 128.
Reasoning from the Scriptures. C. 75.
Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1977), pp. 18–19.
Blood, Medicine and the Law of God (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 55.
Man’s Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 10.
Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 216.
Reasoning from the Scriptures. C. 73.
Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 216.
Leonard and Marjorie Chretien. Witnesses of Jehovah (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1988), p. 14.
Cm.: David A. Reed. Jehovah’s Witnesses:Answered Verse by Verse, p. 89.
The Golden Age, 4 February 1931, p. 293.
David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 104.
Пробудитесь! 1965. 22 августа. [На англ. яз.]. С. 20.
См.: David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 104–106.
Сторожевая башня. 1967. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 702–704.
Пробудитесь! 1968. 8 июня. [На англ. яз.]. С. 21.
Сторожевая башня. 1980. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 31.
David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower, p. 106.
H. C. Leupold. Exposition of Genesis, vol. 1 (Grand Rapids: Baker Book House, 1968), p. 331.
Janies W. Sire. Scripture Twisting: 20 ways the Cults Misread the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980), p. 86, курсив автора.
Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 97, курсив автора.
Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 434.
Там же, курсив автора.
Erich and Jean Grieshaber. Redi Answers on Jehovah’s Witnesses Doctrine (Tyler, TX: n.p., 1979), p. 4.
Walter Martin and Norman Klann. C. 95, курсив ориг.
Aid to Bible Understanding. C. 244, курсив автора. См. также: Сторожевая башня. 1994. 15 апреля. С. 31.
Весной 2000 г. решением Руководящего совета Общества Сторожевой Башни в политику организации относительно переливания крови были внесены некоторые изменения. В изданном Обществом пресс-релизе было разъяснено, что изменения носят чисто «процедурный» характер: Если крещеный член веры добровольно и без сожаления дает согласие на переливание крови, своими действиями он показывает, что больше не хочет оставаться Свидетелем Иеговы. Этот человек отрекается от своего членства собственными действиями, и собрание не выступает инициатором такого шага. В этом и выражается процедурное изменение, введенное с апреля 2000 года, в соответствии с которым собрание в таких случаях больше не выступает с инициативой лишить такого человека членства. Однако окончательный результат остается прежним: такой человек более не считается одним из Свидетелей Иеговы, поскольку он больше не признает одно из ключевых положений веры. Но если такой человек впоследствии передумает, он вновь может быть принят в члены Свидетелей Иеговы. То положение не изменилось. (Пресс-релиз Общества Сторожевой Башни. Копией этого документа располагает служение Watchman Fellowship, www.watchman.org). – Примеч. науч. ред.
The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 131.
David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 30.
David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 105–106.
Walter Martin and Norman Klann. C. 96.
Reasoning from the Scriptures. C. 70.
Norman Geisler and Thomas Howe. C. 434.
Walter Martin and Norman Klann. C. 97, курсив автора.
McClintock and Strong. Cyclopedia; цит. no Aid to Bible Understanding. C. 245.
Reasoning from the Scriptures. C. 71. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 июня. С. 31.
Erich and Jean Grieshaber. C. 4.
Эти вопросы заимствованы из кн. Edmond Charles Gruss. Apostles of Denial (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1983), p. 188.
George Eldon Ladd. «Acts», in The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1152.
David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 11, 25.
Сторожевая башня. 1994. 15 июля. С. 25.
Reasoning from the Scriptures, pp. 68–69.
E. M. Blaiklock. Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merrill C. Tenney, vol. 1 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1978), p. 616.
David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 25.
Cм.: Evangelical Commentary on the Bible, ed. Walter A. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 342; Albert Barnes. «Job», Barnes’ Notes on the Old and New Testaments, Psalms (Grand Rapids: Baker Book House, 1977) p. 95. См. также: David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 26.
Adam Clarke. The Bethany Parallel Commentary – Old Testament (Minneapolis, MN: Bethany House, 1980), p. 870.
David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 13.
David A. Reed. Index of Watchtower Errors (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73.
Creation (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1927), pp. 161, 265, 336.
J. F. Rutherford. Reconciliation (Brooklyn, NY: International Bible Students Association, Watchtower Bible and Tract Society, 1928), p. 168.
Сторожевая башня. 1891. 1 января. [На англ. яз.]. С. 1277.
1975 Yearbook of Jehovah’s Witnesses (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 148. См. также: Сторожевая башня. 1995. 15 мая 1995. С. 20.
Приложение 6. «Столб мучений «//Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2001. C. 1439.
Сторожевая башня. 1987. 15 августа. [На англ. яз.]. С. 29.
The Imperial Bible Dictionary, 1:376; цит. по кн.: Reasoning from the Scriptures. С. 89. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 7.
Reasoning from the Scriptures. С. 92. См. также: Сторожевая башня. 1993. 15 января. С. 28.
Robert М. Bowman. Understanding Jehovah’s Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 143.
О естественности такого вывода говорит факт, что художники Свидетелей Иеговы, изображая сцену распятия Христа, рисуют в его руках только один гвоздь (см.: Познание, ведущее к вечной жизни. С. 67). – Примеч. науч. ред.
См.: The New Treasury of Scripture Knowledge. C. 1224.
Erich and Jean Grieshaber. C. 8.
Из истории известно, что Петр был приговорен к распятию, но счел себя недостойным принять такую же казнь, как и Спаситель, а потому попросил, чтобы его распяли вниз головой (Евсевий Памфил. Церковная история, кн. 3, гл. 1). – Примеч. науч. ред.
Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 148.
Reasoning from the Scriptures. C. 92.
F. W. Grosheide. I Corinthians, New International Bible Commentary (Grand Rapids: Eerdmans, 1980), p. 230.
Let God Be True. C. 146, вставка автора.
Norman Geisler and Thomas Howe. C. 84.
Evangelical Commentary on the Bible. C. 54.
Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»