можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы

Можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы

можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы. Смотреть фото можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы. Смотреть картинку можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы. Картинка про можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы. Фото можно ли изучать историю читая произведения художественной литературы

Можно ли изучать историю, читая произведения художественной литературы? Я считаю, что конечно можно. Ничто, кроме рассказов и поэм, написанных несколько веков назад, не способно так глубоко погрузить читателя в эпоху, когда было создано произведение. Художественные материалы в той или иной мере обладают признаками историзма, содержат вышедшие из употребления слова, что наиболее отчётливо позволяет понять жизнь людей в прошлом.

Так, например, в произведении Л.Н. Толстого «После бала» описывается жизнь людей XIX века. Здесь рассказывается о мужчине, который перестал общаться с возлюбленной после того, как увидел жестокость её отца по отношению к людям: «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатки бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина».

Прочитав это произведение, читатель чётко видит, что происходило столетие назад, всю жестокость того времени и произвол людей высоких рангов.

Также в произведении И.А. Бунина «Кавказ» перед читателем снова предстаёт жизнь XIX века. Здесь повествуется об отношениях автора с замужней девушкой, супруг которой застрелился, не перенеся предательства своей возлюбленной. Перенестись в ту эпоху читателю помогают историзмы, использованные автором: «вуалька», «картуз», «кизяк», «духан» и другие.

Яркий исторический фон представлен в поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Здесь поэт рассказывает нам о том, как Пугачёв бродил по России. Тут присутствует монолог уральского каторжника, который упоминает в своей речи этого самозванца, что означает то, что Пугачёв был на Урале. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

История как фон, на котором происходят события, помогает понять людей, события, мысли автора. Помочь в её изучении могут произведения, написанные в данный исторический период, благодаря мастерски использованным авторским приёмам, созданному сюжету и небольшим деталям.

Источник

Использование литературы в преподавании истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

« Использование художественной литературы на уроках истории »

Гордеев Николай Михайлович

2. Историческая беллетристика ………………………………………………. 8

3. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора………………………………………………………………………..… …. 10

4. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории……………………………………………………….…………. …………12

5 . Методика работы с художественным произведением ………………………..13

Вопросы взаимодействия литературы и истории в учебном процессе являются важным компонентом современных образовательных программ. Они способствуют формированию высокого нравственно- эстетического отношения обучающихся к культуре собственного государства и осознанию его места в мировой системе.

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории.

Художественная литература привлекаемая на урок помогает конкретизации исторического материала и формированию у школьников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга помогает учителю поддерживать вниманию учеников, способствует развитию интереса к предмету. В художественной литературы очень ярко и красочно описываются те исторические события, о которых говорит автор того или иного произведения. Фрагменты исторических произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческое события или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описания. В практике преподавания истории в школе произведения художественной литературы привлекаются учителем на уроки, во внеклассной работа рекомендуется учащимся для самостоятельного чтения. Но этим не ограничивается роль художественной литературы в обучении истории. Подлинно художественный литературный образ, реалистически отражающий общественные явления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой и заостренностью выражающий сущность данного социального явления. Привлечение литературы повышает доказательную силу изложения.

Художественная литература помогает и способствует развитию интереса к предмету.

1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель.

Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью.

И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Вот один из конкретных примеров. Есть в курсе истории 9 класса тема “Брестская крепость”. На уроке, я считаю, необходимо рассказать ученикам о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника мне кажется сухим и недостаточно эмоциональным. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно прочитать например, отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

Прослушав этот отрывок, у учеников должны возникнуть чувства восхищения, страха, ненависти, гордости. Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств у ребенка вызвать не может.

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? И в десятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен …

Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные, небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из произведений писателей (краткий рассказ).

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я считаю можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.

«…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…» 12

Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно-нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя.

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

2. Историческая беллетристика

Уровень мастерства и таланта писателя определяется умением интерпре- тировать исторический материал и придавать ему форму и содержание великого произведения искусства.

3. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора

Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.

Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П. Бородин подчеркивал, что вымысел «должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности.» 3 Во-вторых, его высокую художественную ценность.

1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;

2. образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;

Художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории.

4. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории

М.Т. Студеникин условно разделяет художественную литературу на две обширные группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика.

К первой группе относятся произведения, авторы которых были непосредственными участниками или свидетелями событий изучаемого периода. Они выступают как источник исторического познания в виде своеобразных документов соответствующей эпохи. Их ценность состоит в том, что авторы видели реальную картину событий и изложили ее в своем произведении, добавляя при этом еще и эмоциональную окраску. Поэтому эту группу художественной литературы можно считать более правдивой и объективной, нежели вторую. Стоит сказать, что такие литературные источники не всегда могут быть понятны ученикам, и в связи с этим, учитель должен использовать заранее заготовленные фрагменты произведений.

Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.

Необходимо, чтобы учащиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя.

При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из “Бориса Годунова”, стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий.

В зависимости от тех образовательно-воспитательных задач, которые ставит перед собой учитель, такого рода дифференциация художественной литературы дает ему широту выбора в использовании художественной литературы на уроках истории.

5. Методика работы с художественным произведением

При использовании художественной литературы, очень важно умение учителя точно выбирать соответствующие отрывки из художественных произведений. «Что читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читанное – вот в чем главное дело». Эти слова К.Д. Ушинского говорят нам о том, что преподаватель должен в совершенстве владеть всеми методами работы с художественной литературой на уроках истории для того, чтобы научить детей навыкам работы с текстом.

Методы и приемы работы с текстом художественных произведений очень разнообразны и зачастую зависят от темы урока, от возраста учеников, от возможностей и способностей самого учителя и, наконец, от самой литературы.

Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения.

Иногда на уроках целесообразно использовать такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Так, например, на уроке в пятом классе по теме “Религия древних египтян” уместно использовать пересказ книги И. Рака “В царстве пламенного Ра” (мифы Древнего Египта).

Кроме этого, иногда на уроках можно использовать и краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, можно цитировать О.Берггольц:

«Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам» 2

И здесь уместно вспомнить высказывание Вольтера:

«Есть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко связаны в сильные стихи, легко удерживаются в памяти» 7

Помимо краткой цитаты на уроках можно использую и пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс “Бородинское сражение” и чтение отрывка из “Войны и мира” Л.Н.Толстого; девятый класс “Русско-японская война” и цитата из романа А.Степанова “Порт-Артур” и т.д. Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. А на таких уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом.

Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому иногда можно ограничиваться напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися.

Пожалуй, стоит поговорить и еще об одном из приемов использования художественной литературы на уроках истории. Это разбор литературного памятника. Проводится он либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Прочитывается вслух источник, а затем приступают к его анализу по частям, ставя вопросы. Таким методом можно разобрать тему “Экономическое развитие России” в восьмом классе. Разбирается отрывок, например из “Евгения Онегина”, где дается описание кабинета Онегина, в котором имелось:

«Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.» 12

А затем учащимся предлагаются вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия?

В седьмом классе задание может быть усложнено. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” можно предложить учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.

Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и множества других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.

Все эти методические приемы имеют место быть на любом уроке истории. Учитель лишь должен грамотно и умело подобрать наиболее приемлемые из них, исходя из критериев отбора художественного материала и других условий, описанных выше.

Конечно, наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому, такие многоплановые и разнообразные могут быть уроки истории с использованием художественной литературы. И если может быть удачный пример установления межпредметных связей, то это связь истории с литературой.

Правда, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.

Список л итературы

Агеенко В.А. Основы современной экранной культуры. – Иркутск, 2000.

Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529

Вагин А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968

Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978

2. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное / Сост., вступит, ст. и коммент. Н.Б. Медведевой. – М. 1989;

Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории: Издательство АПН РСФСР. – М. 1955;

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – Просвещение. – М. 1968;

Карамзин Н.М. История государства Российского. ОЛМА Медиа Групп, 10 авг. 2012;

Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории: Пособие для учителей. – М. 1979;

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: уче 6. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: 2000;

Источник

Реферат «Использование художественной литературы на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе »

«Использование художественной литературы в обучении истории»

Горбунов Дмитрий Петрович

1. Основные цели использования художественной 4-5

литературы на уроках истории

2. Классификация художественных произведений 5-6

3. Методика работы с художественным произведением. 6-10

4.Исследовательский проект «Историческая достоверность

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» 10-12

IV Список литературы 13

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории, как один из приемов работы на уроке.

Художественная литература помогает сформировать у школьников яркие образы из прошлого, являющиеся составной частью исторических событий. Художественная книга помогает учителю поддерживать внимание обучающихся, способствует развитию интереса к предмету.

В художественной литературе очень ярко и красочно описываются исторические события, что прекрасно влияет на восприятие нового материала обучающимися. Фрагменты из исторических произведений учитель привлекает, чтобы ввести обучающихся в историческое событие или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описания.

В практической деятельности произведения художественной литературы привлекаются учителем на уроке, во внеклассной работе, рекомендуются обучающимся для самостоятельного чтения.

Проблема работы. Проблемой работы является обоснование использования художественной литературы на уроках истории и доказательство ее эффективности на примере применения конкретного произведения.

Объект исследования. Объектом исследования выступают: организация и процесс работы с художественной литературой на уроках истории на основе трудов методистов по заданной теме, а также использования произведений писателей.

А.В. Шестаков составил хрестоматию для учителя под названием «История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века», где указываются отрывки из произведений, которые стоит применять по различным темам из курса Истории России.

В «Художественной литературе в преподавании новой истории (1640-1917)» Вагина А.А. также отобраны части из произведений, подходящие к изучаемым событиям по курсу Новой Истории. Почти в каждом учебника по преподаванию истории существует раздел, посвященный применению художественной литературы на уроках истории, например, в учебнике М.Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе». Также значительный вклад в исследование данной темы внесли такие методисты, как И.З. Озерский, Е. Дворжанская, Е.М. Персанова, В.А. Классен и др

1 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой учитель.

Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что 6ы ввести обучающихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Одной из важных задач, которую помогает решить художественная литература в обучении истории – это развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

2. Классификация художественных произведений

М.Т. Студеникин условно разделяет художественную литературу на две обширные группы.

Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика

К первой группе относятся произведения, авторы которых были непосредственными участниками или свидетелями событий изучаемого периода. Они выступают как источник исторического познания в виде своеобразных документов соответствующей эпохи. Их ценность состоит в том, что авторы видели реальную картину событий и изложили ее в своем произведении, добавляя при этом еще и эмоциональную окраску. Поэтому эту группу художественной литературы можно считать более правдивой и объективной, нежели вторую. Стоит сказать, что такие литературные источники не всегда могут быть понятны ученикам, и в связи с этим, учитель должен использовать заранее заготовленные фрагменты произведений.

Вся художественная литература, относящаяся к этой группе, представляет собой ценный источник исторических знаний, который учитель обязан умело и активно применять при изучении истории.

К таким произведениям относится роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого, где всесторонне раскрывается жизнь и судьбы людей во время Отечественной войны 1812года, а также сами военные действия. Множество произведений А.С. Пушкина различного жанра («Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История Пугачева» и «Капитанская дочка») также ценный источник овладения знаниями на уроках истории, так как охватывают различные эпохи в истории нашего государства. К таким же произведениям относится роман Е.А. Федорова «Каменный пояс», охватывающий события уральской жизни на протяжении почти двух веков. Список произведений такого рода можно продолжать очень долго, но важен тот факт, что все они являются незаменимым элементом исторического образования в школе.

В зависимости от тех образовательно-воспитательных задач, которые ставит перед собой учитель, такого рода дифференциация художественной литературы дает ему широту выбора в использовании конкретной художественной литературы на уроках истории

Необходимо, чтобы обучающиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя.

Принципы отбора художественных произведений

Можно выделить несколько критериев отбора какого-либо произведения или отдельного его фрагмента.

Основные из них следующие:

1. Достоверное изложение исторического материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся, формирующего конкретные исторические представления, образно реконструирующего жизнь общества в изучаемою эпоху.

2. Емкая характеристика исторических личностей, раскрываемая через их деятельность, высказывания и переживания. Персонификация многих событий и явлений за счет изображения вымышленных персонажей и собирательных образов для описываемой эпохи

3. Прошлое реконструируется автором в типичных для изображаемого им периода картинах, бытовых зарисовках, оживляющих историю

4. Эмоциональность, проявляющаяся в ярких образах и образных описаниях исторических фактов, в динамике событий

5. Принципиальная постановка и глубокое раскрытие морально-этических норм и принципов, которые имеют воспитательное значение: верность родине и делу, за которые борются герои произведения, дружба, любовь и т.

6. Соответствие произведения возрастным и познавательным возможностям школьника для лучшего его усвоения и понимания

На основе этих критериев учитель выбирает конкретные фрагменты произведения, исходя из целей и задач урока по определенной теме.

Вагин А.А. предложил следующие критерии: Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

— живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;

— образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;

— картинное описание той конкретной обстановки, в которой развертывались события прошлого;

— материал отражает бытовые черты изучаемого периода.

(Нужно отметить, что Вагин А.А особое внимание обращал на идеологическую составляющую художественного произведения.)

Очень важно учителю заранее составить список книг и произведений, которые следует использовать на уроках. Для более успешного и продуктивного их применения в течение года следует их сопоставить со списком книг для прочтения летом, который дает детям учитель литературы. Если обучающиеся знакомы с текстом и содержанием произведения, дающимся на уроке истории, то им проще усвоить и понять информацию, которую дает учитель

Методы работы с художественным произведением.

Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.
Несколько методических приемов было разработано М.А. Зиновьевым:

— анализ отрывка из литературного произведения, проводимый самим учителем в беседе с учащимися

— включение отдельных отрывков из художественного текста в рассказ учителя без чтения самого текста.

Более того, к ним можно добавить еще некоторые приемы, выработанные П.И. Паршаченко

— краткий пересказ художественного произведения;

— чтение отрывков из исторических романов. Это не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов развития познавательного интереса «пропаганды» книги;

— краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются;

Все эти приемы варьируются учителем в зависимости от темы, возраста учеников и других важных условий

Учитель заблаговременно выбирает отрывки из произведения соответствующие теме. Так, для учеников 5-6 классов выбираются фрагменты, содержащие в себе картинное или сюжетное описание, словесные портреты, характеристики исторических личностей, части произведения, которые способствуют персонификации и драматизации исторического материала. Эти приемы служат отличным источником привлечения интереса учеников, формирования исторических представлений и развитию воображения детей.

Методика применения художественной литературы на уроках истории очень разнообразна.

Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. Например, в 5 классе, по курсу истории древнего мира поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», или при изучении «крестьянской войны» под предводительством Е. Пугачева можно использовать повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки требуют большой подготовки, т.к. нужно тщательно отбирать самые главные моменты, с учетом времени.
Выборка из книг и включение в рассказ учителя отдельных образов, картин, характеристик бывает и в случае, если произведение в полном объеме по форме и содержанию недоступно ученикам.

Так, давая описание военного совета в Филях, учитель привлекает отрывок из книги Л.Н. Толстого «Война и мир». Рассказывая о Петре I, следует напоминать ученикам об основных событиях, связанных с ним, по книге А.Н. Толстого «Петр Первый».

Показывая бюрократизм, чинопочитание и взяточничество в царской России, учитель приводит примеры из известных произведений: А.С. Пушкин «Дубровский», рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» М.Е. Салтыков Щедрин «История одного города» и др.

На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; самостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации.

В аннотации им предлагается учитывать следующее:

1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.

2. Наиболее важные и яркие события произведения.

3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними.

4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.

5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?

6. Что узнает читатель из произведения?

Есть специальные памятки по работе с книгой. Вот одна из них:

1. Читай книгу с карандашом в руке, если книга твоя собственная. Аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.

2. Старайся читать бегло, но внимательно.

3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.

4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.

Одним из эффективных методов использования художественной литературы в изучении истории является проектная деятельность. Нужно отметить, что данный метод требует достаточно высокой подготовки обучающихся, самостоятельности, умений работать с литературными и историческими источниками.

Использую методику исследовательского проекта М.Т. Студеникина, проведем исследование соответствия произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино» историческим фактам Отечественной войны 1812 года.

4.Исследовательский проект «Историческая достоверность в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цель проекта: Выяснить, как исторические события отражаются в литературном произведении «Бородино»

1.Познакомить обучающихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

2. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

С первых строк произведения:

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были схватки боевые,

Да говорят еще какие!»

у исследователя возникнут вопросы: Почему была сдана Москва французам, причины пожаров в Москве, какие сражения русской армии предшествовали Бородино?

Здесь нужно отметить Смоленское сражение, после которого русская армия отходила к Москве. В надписи на 8-й стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя указано, что русские потеряли в Смоленском сражении 2 генералов убитыми и 4 ранеными, 6 тысяч нижних чинов выбыло из строя.

«Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали»

Русская армия отходила с боями. Силы армии Наполеона таяли. Длительное отступление русских войск вызывало недовольство среди офицеров и солдат. Обострились отношения между командующими армии. В стране все настойчивее раздавались требования объединить военную власть в одних руках и поставить во главе армии полководца, пользующегося доверием и популярностью. Под давлением этих требований 8 (20) августа царь назначил главнокомандующим все ми русскими войсками М. И. Кутузова (1745 — 1813). Наполеоновской стратегии генерального сражения Кутузов противопоставил свою стратегию, сочетавшую целую систему сражений, маневров, активную оборону с последующим переходом в контрнаступление.

Тяжелая обстановка, сложившаяся летом 1812 г., заставила Кутузова отводить армию в глубь страны, чтобы усилить ее за счет резервов, обещанных ему военным министерством. Однако к армии присоединилось только 15,5 тыс. рекрутов и 25 тыс. московских и смоленских ополченцев. Несмотря на это, Кутузов решил дать крупное сражение армии Наполеона, чтобы подорвать ее силы и наступательные возможности.

«И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!»

«Два дня мы были в перестрелке,
Что толку в этакой безделке?»

24 августа 1812 года Наполеон с армией приблизился к русским войскам и тотчас определил слабые места их позиции. За Шевардинским редутом укреплений не было, это было чревато опасностью прорыва к левому флангу и всеобщим поражением. Через два дня этот редут атаковало 35 тысяч французов, а защищало 12 тысяч русских солдат под началом Горчакова.

Около 200 орудий стреляли по укреплениям, французы постоянно атаковали, но взять редуты так и не смогли.

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут»

«Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Донесения Кутузову утверждали, что Наполеон отступил, выведя войска с захваченных позиций. Отойдя к Горкам (где оставалось ещё одно укрепление), русские начали готовиться к новому сражению. Однако в 12 часов ночи прибыл приказ Кутузова, отменявший приготовления к бою, намеченному на следующий день.

«Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля»

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.

Художественная литература является важнейшим средством познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное.

Проведя данную работу, можно убедиться в незаменимости и высокой эффективности художественной литературе на уроках истории путем выявления основных целей ее использования. А именно, формирование научно-исторических представлений у учащихся, повышение эффективности понимания учениками событий прошлого, конкретизация исторического материала, воспитывать патриотизм, сформировать у учащихся яркие образов прошлого.

IV . Список литературы

2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. М., Просвещение, 1978

3. Горький М. О детской литературе. М., 1952

4. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. М., 1955

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. ОЛМА Медиа Групп, 10 авг. 2012

6. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994

7. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М., 2000.

8. Лебедева И. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах.- М.: Просвещение, 1990

9. Лермонтов М.Ю. Сочинения, том 1, М. Правда, 1988

10. Паршаченко П. И. Художественная литература на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1992. № 5.

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.

14. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1985

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *