мучной переулок 4 история здания
История
История отеля Kravt
Одним из самых интересных домов Петербурга является дом Николаевых. Он расположен на Садовой улице, занимая целый квартал между Банковским и Мучным переулками. Только приглядевшись к нему, замечаешь, что это единый дом, настолько отличаются по стилю его части (впрочем, дом ещё уникален тем, что имеет четыре адреса: Мучной пер., 4, Садовая ул., 25, Банковский пер., 5 и Москательный пер., 3).
Изначально здание было построено неизвестным архитектором в конце XVIII века, в господствовавшем тогда стиле классицизм. Об этом говорит треугольный фронтон здания.
В 1842 году архитектор А. М. Ливен надстроил аркаду для размещения торговых лавок по Садовой улице. Своим названием Садовая улица обязана тому, что в конце 18-го века располагались многочисленные особняки и усадьбы с обширными садами и огородами. И там всегда шла активная торговля.
Новая, еще более масштабная перестройка, выполненная по проекту архитектора П. Н. Волкова, последовала в 1879-1880 годах. Открытую прежде аркаду застеклили, а фасад по Мучному переулку перестроили в модном в те времена стиле эклектики.
Однако, эта перестройка в жизни дома также оказалась не последней. В 1903-м году архитектор Г. И. Люцедарский перестраивает угловую часть здания. В стране господствует модерн, и архитектор украшает цоколь здания гранитной щепой, а в простенках между окнами появляются женские головы.
Но и это еще не конец! В 1915-м году надстраивается еще один этаж!
В начале XX века на первом этаже размещался книжный магазин И. Д. Сытина, известного российского предпринимателя, книгоиздателя, просветителя.
В начале ХХ века Сытин имел широкую сеть книжных магазинов по всей России, два из них находились в Петрограде. Принося владельцу очень приличный доход.
Однако своих рабочих Сытин не баловал, так как был очень прижимист. Подсчитав, что знаки препинания составляют около 12 % набора, решил платить наборщикам только за набранные буквы. Не удивительно, что в следствии этого возмущенные рабочие выдвинули хозяину требования — сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату. Сытин согласился сократить рабочий день, но свой приказ — не платить за знаки препинания — оставил в силе… И тогда началась стачка, которую подхватили рабочие других заводов и фабрик. После, в петербургских салонах говорили, что Всероссийская стачка 1905 года произошла «из-за сытинской запятой».
В 1917 году все предприятия и магазины И. Д. Сытина были национализированы и у дома Николаевых началась другая история.
В 2001 году дом был включён в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Малый Гостиный двор . Дом Николаевых Классицизм
1910 г.
Фото ателье
Карла Буллы.
ЦГАКФФД СПб. Е 1026
*** см. ниже
(добавил весовщик )
ВПб на 1911 г.,
О. II С. 1355
(добавил S.P. )
ВПб на 1910 г.,
О. II С. 1380,1381
«Парфюмерия»
Конец 90-х начало 2000-х.
Магазин «Топ Спорт»
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)
Фрагмент схемы
РГИС 2019 г.
** Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 1. C.-Петербург. 1906 г., C. XLII
*** Витрина магазина товарищества «Жорж Борман» (конфеты и шоколад) по Садовой улице, дом 25. С.Петербург. 1910 г.
Предположительно, первое здание на рассматриваемом участке появилось в конце XVIII века, автор проекта не установлен.
В 1842-м г. арх. Ливен надстроил аркаду для размещения лавок по Садовой ул.
Новая, еще более масштабная перестройка, выполненная по проекту арх. П. Н. Волкова, последовала в 1879-1880 гг. Открытую прежде аркаду застеклили, а фасад по Мучному пер. перестроили в модном в те времена стиле эклектики.
В 1903-м г. арх. Г. И. Люцедарский перестраивает угловую часть здания на пересечении Банковского пер. и Садовой ул. Люцедарский украшает цоколь здания гранитной щепой, а в простенках между окнами появляются женские головки.
Левая часть дома, выходящая на Мучной пер., надстроена в 1915 г. на один этаж, по сравнению с центральной и правой частью. На первом этаже располагались торговые ряды.
Дом Торговых и Банковских Контор
Здание перестроено в 1903 г. по проекту арх. Г.И. Люцедарского. Аркада первого этажа была заложена, сделаны окна и двери. Правая часть фасада оформлена горельефными композициями, составленными из женских бюстов. Они отлиты из гипса по нескольким моделям. Трактовка женских образов выполнена в стиле модерн. Автор скульптурных работ неизвестен. В здании размещалось представительство и книжный магазин московского книгоиздателя И.Д. Сытина. Здесь же находился кондитерский магазин фирмы «Жорж Борман».
Высота горельефов – 0,80
(Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга.1703-2007:
В начале ХХ в. на первом этаже размещался книжный магазин И. Д. Сытина.
Решение Исполкома Ленгорсовета от 11 августа1969 года № 687 О передаче дома № 4/25 по Мучному переулку тресту № 36 Главзапстроя. (Бюллетень Ленгорисполкома, № 18, 1969; добавил: v3p1s4 )
1973, 1978: Строительное управление № 42 строительного треста № 36 Главзапстроя, Мучной пер., 4/25, пом.4.
([ 211 ], С. 224), (Список абонентов ЛГТС-1978″, С. 237).
Дворовый фасад.
Мучной пер., 4.
Дворовый фасад.
Садовая ул., 25
Фрагмент фасадов
дворовой угловой части
Окна дворовой угловой
лестницы.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» [1618.3]
По Банковскому пер.
На углу Садовой ул.
и Банковского пер.
Дворовая угловая
лестница.
*** История или предыстория?
Аксонометрический план Санкт-Петербурга Сент-Илера 1765-1773 годы
Морской рынок в 1782-м сгорел. Весь?
Даже фронтон на предназначенном судьбою месте.
Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта
Цылов Н. 2003 (1849) Атлас тринадцати частей Санкт-Петербурга, 37 (W57)
Линия Фортуны (Колесо Фортуны).
А вот такой теперь цвет
в связи с очередным вандализмом над горельефами помещаю еще раз рекламное объявление тов Ралле начала прошлого века:
на нем четко читается: Адреса магазинов и складов
В С.-Петербурге
Оптовый магазин Сaдовая ул № 25, угол Банковскаго переулка
«Санкт-Петербургские ведомости» №120(6718) от 14.07.2020 г.(С.2):
Грации тоже плачут
Олег РОГОЗИН
Необычные барельефы дома Николаевых, что на углу банковского переулка и Садовой улицы, расплакались черными и кровавыми слезами — от вандалов. На этих скульптурах изображены головки то ли русалок, то ли граций. А беспардонные уличные «художники» подрисовали им черными и красными красками слезы на лице. А еще — замазали им рты.
Грации молчат, а вот петербуржцы молчать не хотят: в социальных сетях полно возмущенных откликов на незатейливый перформанс. Но пока ничего не меняется. В ГУВД сообщили, что по факту проводится проверка, выясняются обстоятельства происшествия. Результаты проверки неизвестны.
Барельефам с женскими ликами на доме Николаевых в последнее время вообще не везет. В 2018 году гипсовое изображение одной из граций то ли кто-то отколол, то ли оно само отвалилось вследствие неудачного ремонта. Но не потерялось. Неравнодушные прохожие прибрали отколовшуюся деталь, передали градозащитникам. И барельеф был возвращен на свое законное место.
Конечно, удивительно, что художественные ценности на стенах дома Николаевых без особых проблем пережили век с лишним, а теперь испытывают одно покушение за другим. Напомним, здание построено в конце XVIII века и занимает целый квартал. Даже адреса у него четыре: Мучной пер., 4, Садовая ул., 25, Банковский пер., 5, и Москательный пер., 3. Дом не раз перестраивался и теперь воплощает в себе три стиля архитектуры: классицизм, эклектику и модерн. Здание является памятником архитектуры и включено в список объектов, представляющих историческую и культурную ценность.
Женские головки появились на стенах дома Николаевых в 1903 году, после очередной перестройки здания архитектором Люцедарским. При этом автор барельефов неизвестен. Кстати, как неизвестно, и чьи образы воплощены на этих скульптурах. Некоторые называют их русалками, другие — тремя грациями из греческой мифологии: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение). Они являются спутницами Афродиты и дарят окружающим радость и веселье.
У женских ликов и правда хорошее светлое выражение. Но не тогда, когда они измазаны красками. В таком виде эти лики смотрятся печально и вызывают у прохожих не радость, а злость и возмущение: жестокий век, жестокие сердца.
Тайна «Дома с обелисками»
Неизвестная и удивительная история здания в Мучном переулке, в котором находится петербургский отель «Богема»
Как уже знают читатели «Интересанта», новый отель «Богема», который на днях открывается в Петербурге, расположен в «Доме с обелисками» (Мучной переулок, 2). Этому дому суждено было сыграть ключевую роль в истории Российской империи. В ноябре 1916 года в нем состоялась одна из тайных встреч участников заговора с целью убийства Григория Распутина. И именно здесь круг заговорщиков был расширен, сформировавшись окончательно.
Заговорщики
Выступление получило большой отклик в великосветских кругах. На следующий день Феликс Юсупов позвонил Пуришкевичу, сообщив, что речь его очень заинтересовала и имеется серьезный вопрос, который надобно обсудить не по телефону, а при личной встрече.
Вечером 20 ноября 1916 года великий князь Дмитрий Павлович, князь Феликс Юсупов и депутат Владимир Пуришкевич провели тайную встречу на первом этаже «Дома с обелисками» под видом чаепития у камина. Именно здесь Пуришкевич был посвящен в заговор и с готовностью дал согласие на участие в убийстве Распутина.
Исторический камин и загадочная монограмма были обнаружены в нише стены во время работ по реконструкции здания под отель «Богема» в 2019 году. Реликвии передали профессиональным реставраторам, что позволило сохранить их и восстановить в первозданном виде.
Сейчас камин и монограмма DR выставлены в зале ресторана «Богема» на первом этаже отеля. Именно в этом помещении 105 лет назад и проходила встреча заговорщиков.
Место встречи выбрал великий князь
Личный фотограф Ее императорского Величества
Практически все известные снимки Марии Федоровны выполнены именно Пономаревым. В то же время известно, что вдовствующая императрица испытывала особенно теплые родственные чувства к великому князю Дмитрию Павловичу и, в отличие от большинства других членов царской фамилии, была расположена к князю Феликсу Юсупову.
Историки не сомневаются: великий князь Дмитрий Павлович и потомственный почетный гражданин Иван Пономарев были хорошо знакомы. И не только по официальным фотосъемкам.
Роковая киноактриса
Страстью Дмитрия Романова в те годы была балерина и звезда немого кино Вера Каралли. Их связывали любовные узы. В свои приезды в Санкт-Петербург из Москвы, где работали все первые киностудии, актриса всё время проводила с великим князем.
Известно, что Иван Матвеевич Пономарев был не только одним из лучших столичных фотографов, но и изготавливал короткие фильмы. Много позже он встанет у истоков цветного кино, будет обучать начинающих кинорежиссеров. А пока это были только эксперименты.
Деликатность ситуации теоретически должна была еще больше сблизить Пономарева и Дмитрия Павловича. Фотограф бывал в здании Торгового дома «В.П. Липин и наследники» в Мучном переулке, совладелицей которого являлась его жена. Историки допускают, что туда же мог инкогнито заезжать и великий князь, чтобы получать из рук в руки снимки, которые не могли храниться в фотоателье на Казанской.
С помощью этого письма Григория Распутина заманили в Юсуповский дворец, где он и был убит.
Архитектор из богемы
Не менее занимательна и история создания «Дома с обелисками».
Его биография настолько причудливо переплетена с биографиями многочисленных представителей художественной, литературной, артистической элиты той эпохи, что могла бы лечь в основу увлекательного романа.
В ранней юности Оль стажировался у ведущих финских архитекторов. А в 1907 году, будучи студентом Института гражданских инженеров, познакомился с легендарным писателем Леонидом Андреевым.
Работа была выполнена блестяще. Сходство с замком усиливала стилизованная смотровая башня. Об этом необычном строении сразу заговорила вся петербургская богема. Андрей Оль обрел известность.
В 1910 году у Андрея Андреевича и Риммы Николаевны родилась дочь Галина. Во время летнего отпуска с ребенком на даче Максимилиана Волошина в Коктебеле они общались с Сергеем Есениным, Мариной Цветаевой, другими поэтами и писателями, которые тоже там отдыхали.
Под впечатлением от Италии
А осенью 1914 года, после поездки в Италию и под впечатлением от нее, 31-летний Андрей Оль приступает к постройке «Дома с обелисками» в Мучном переулке, 2.
Хотя здание, в котором сейчас находится отель «Богема», изначально предназначалось для торгового дома, оно является настоящим произведением искусства!
Так замыкается круг истории…
Оль проектировал целые городские кварталы в Ленинграде, работал в Москве, Киеве, Свердловске, Магнитогорске. С 1944 по 1954 год руководил восстановлением Петергофа, разрушенного фашистами. В 1955 году принял участие в разработке проекта «Пантеона великих людей Советской страны», куда предполагалось перенести саркофаги Ленина, Сталина и останки тех, кто к тому времени был захоронен у Кремлевской стены. Проект реализован не был.
Разговор был долгим и откровенным. Речь зашла и о гибели Распутина. Внучка Феликса Юсупова рассказала, что в семейном архиве есть много неизвестных широкой публике, поистине сенсационных документов, проливающих свет на одну из главных загадок русской истории. Однако просьбу поделиться собственной версией событий вежливо отклонила. По словам Ксении Николаевны, все документы она передала своей дочери Татьяне, правнучке князя Юсупова.
Как сложились судьбы главных героев
Вера Алексеевна Каралли прожила 83 года, переезжая из одной страны в другую и до старости преподавая искусство танца. Умерла в австрийском Бадене в 1972 году.
Иван Матвеевич Пономарев прожил 75 лет. Стал одним из первых самых известных ленинградских операторов. Автор нескольких патентов в области фотографии. Отец восьмерых детей. Умер во время блокады, в 1943 году. Похоронен на Волковском кладбище.
Торговый дом «В.П. Липин и наследники» просуществовал до конца 1918 года и был ликвидирован большевиками на основании декрета Совета народных комиссаров от 21 ноября 1918 года «Об организации снабжения» и постановления Высшего совета народного хозяйства от 24 ноября 1918 года «О государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами».
Легенды в камне: что расскажут дома Пречистенки
Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду
Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах. Пока Пречистенку обновляют, mos.ru рассказывает об истории этой улицы и ее знаковых домах.
Дорога к монастырю и престижный район
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка — вернули в 1994 году.
Жемчужины Пречистенки
Белые палаты
В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем — под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.
Усадьба XVIII века
Дом 8, расположенный напротив Белых палат, — городская усадьба XVIII века. Но в основе здания — палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.
Доходный дом Костяковой
Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца — художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков. Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.
Дом генерала Орлова
В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.
В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы — усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом. В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.
Доходный дом Рекка
Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 — 3000 рублей в год.
Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.
Дом Ермолова
В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.
Дом князя Долгорукова
Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.
Гимназия Поливанова
Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.
В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)
Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.
В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.