мумтаз махал биография фото
История женщины, в честь которой построен Тадж-Махал: муж любил её, но погубил
Образованный и талантливый правитель
При рождении в 1592 году он получил имя Шах-Джахан — Повелитель мира, так назвал его отец. Когда любящего отца не стало, Шах-Джахан, быстро избавившись от братьев-конкурентов, захватил престол и стал править Империей Великих Моголов. И сразу показал все, на что способен: в результате успешных военных походов территория империи прирастала и крепла. Но Джахан интересовался не только военным делом: он много делал для развития науки и культуры. Падишах и сам считался весьма образованным человеком. Под его опекой находились архитекторы, художники, ведь он очень ценил и любил все красивое.
Стеклянные бусы по цене бриллиантов
И, встретившись однажды с прекрасной девушкой, могущественный правитель не смог сдержать своего восхищения. Как гласит легенда, их встреча была случайной. В тот день Шах-Джахан, тогда еще молодой наследник престола, прогуливался по базару, а его будущая жена продавала стеклянные бусы. Пораженный красотой девушки, он подошел и спросил цену, а она в шутку ответила: «Десять тысяч!» Она, конечно, не ожидала, что ее слова будут восприняты всерьез, что странный юноша тут же выложит сумму на прилавок. «Это же просто стекло!» — растерянно произнесла красавица, решив, что молодой человек принял ее дешевенькие изделия за бриллианты. Скорее всего – это лишь легенда, так как Арджуманд – так звали девушку – была аристократкой и не могла торговать на рынке.
Невестка — «Украшение дворца»
Арджуманд была племянницей последней жены правителя, отца Джахана. Имя Мумтаз-Махал дал своей невестке во время церемонии бракосочетания Джахангир, отец Шах-Джахана: это означает «Украшение дворца». А как иначе можно было назвать девушку, которая была не только ослепительно красивой, но и умной и образованной? Мумтаз хорошо знала арабский и персидский, сочиняла стихи, но главное — она искренне полюбила своего мужа. А он ни дня не мог провести без нее, хотя гарем у него, конечно же, имелся, так было заведено. (Кстати, подробнее о восточных гаремах можно прочесть здесь).
Золотые покои и розовая вода в фонтанах
К удивлению всех, кто знал Шах-Джахана, он оставался равнодушным к чарам остальных жен и прочих прелестниц: он хотел проводить время только с ненаглядной Мумтаз. Он окружил ее невиданной роскошью: резиденция Мумтаз была отделана золотом, а из фонтанов текла ароматная розовая вода. Жена императора Великих Моголов получала самое высокое в истории содержание — миллион рупий в год. Да что там говорить, девушка очаровала не только мужа — ей поклонялись поэты и художники того времени, о ней слагали прекрасные стихи, ее портреты отражали и превозносили ее красоту.
Остались свидетельства того, что Мумтаз обладала еще и добрым сердцем, — ее любили все, кому посчастливилось ее знать, ведь по ее заступничеству строгий правитель мог простить врага или даровать жизнь приговоренному. Мумтаз Махал активно занималась благотворительностью: выплачивала пособия бедным ученым, помогала деньгами невестам из семей бедняков, брала под свое крыло набожных людей и богословов.
Рожала в походных условиях
Не желая расставаться с мужем даже во время военных походов, Мумтаз преданно сопровождала его. Ее ничто не могло остановить — ни тяжелые походные условия, ни плохое самочувствие, ни беременность. И однажды это закончилось плохо: после трудных родов, 14-х по счету, прекрасная Мумтаз так и не смогла оправиться и умерла. Вообще в то время многодетные матери были не редкостью, и 14 детей вовсе не были чем-то необычным. Мумтаз, вероятнее всего, погубили именно условия похода: они никак не подходили беременной женщине.
Императрицы не стало в 1631 году, ей тогда не исполнилось и 40 лет. Несчастье произошло в лагере под Бурханпуром, и император до последней минуты не выпускал рук любимой жены из своих рук. По преданию, перед смертью она взяла с мужа два обещания: первое — что он не будет иметь детей от других женщин, и второе — что он построит в ее память мавзолей, которым будут любоваться люди.
Двухлетний траур для всей страны
Безутешный Шах-Джахан, потеряв жену, восемь дней не выходил из своих покоев. Он ничего не ел и никому не позволял заговаривать с ним. По некоторым данным, он даже пытался покончить с собой, настолько нестерпимой казалась потеря. Правитель установил в стране двухлетний траур: на это время запрещалось любое веселье среди населения, музыка и танцы, праздники и свадьбы. А сам он надолго потерял интерес к жизни, окончательно перестал интересоваться своим гаремом и целыми днями тосковал по прекрасной Мумтаз, оплакивая любимую.
Самый дорогой дворец в мире
Единственным утешением для него стало возведение памятного мавзолея. Падишах решил воздвигнуть его в 250 километрах от Дели, в городе Агра, на побережье реки Джамна. Его привлекли живописные пейзажи — памятник его жене должен был находиться в самом красивом месте. И ему не было никакого дела до тех сложностей, которые создавал строителям неустойчивый из-за близости воды грунт. Архитекторам и строителям пришлось приложить все свои способности для того, чтобы выполнить указания падишаха, — а он желал непременно самое роскошное в мире здание.
По мнению историков, никогда прежде, да и потом, не было такой дорогой постройки, как Тадж-Махал: на его возведение император потратил 32 миллиона рупий, что сегодня примерно соответствует нескольким миллиардам евро. Тадж-Махал был облицован чистейшим высококачественным мрамором, который привозили на 200 слонах из провинции Раджастан. Мавзолей строили 12 лет, и Шах-Джахан не жалел на него средств, причем в убыток своему народу: из-за непомерно высоких расходов в стране разразился голод.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Шах Джахан и Мумтаз Махал. История великой любви.
Шах Джахану было всего 16, когда он влюбился в плямянницу последней жены своего отца. Впервые он увидел Арджуманд (так звали девушку) во время ярмарки, так называемой Мина-базар, традицию которой положил ещё Акбар. Это была специальная ярмарка для женщин гарема, устраиваемая в пределах дворца Агры, на которую допускались мужчины, но только из ближайшего окружения правителя. Женщинам разрешалось быть без покрывал во время этой ярмарки и они могли приобрести что-нибудь для себя из многочисленных предлагаемых товаров или продавать свой: ювелирные украшения или одежду собственного дизайна.
Легенда о Шах-Джахане и его возлюбленной Мумтаз.
Кавалькада приблизилась к массивным трехъярусным воротам, и Шах-Джехан, повернувшись к свите, поднял руку в запрещающем жесте. Последний служитель покинул сад и, обойдя спешившихся придворных, присел на корень баньяна, вместе с охраной настраиваясь на долгое ожидание. Шах в одиночестве въехал под резную арку. Ворота за ним закрылись. Пустынные дорожки, легкая дымка, тишина. Высокий забор отделял его от подданных. Только Он и ОНА. Он – пока еще в этом мире. Она – в ином.
Шах-Джехан вошел в предусмотрительно оставленные открытыми двери филигранной работы и словно заново увидел величавый зал глазами Арджуманд. Он обещал ей, умирающей, воздвигнуть памятник, достойный их любви, и сделал это.
Тетушка Мехр-ун-Нисса пригласила нас с сестренкой в ваш дворец Арам-Бага. Ты играла с Гюли в куклы посреди беседки, увитой розами. Няня шла к вам от дома с блюдом фруктов. А я сидел неподалеку, глядя на безмятежно плывущие облака и пытаясь заучить 21-ю суру Корана: “. Но многие из этих не знают истины и потому удаляются”. Вдруг раздался истошный вопль Гюли: Арслан, лохматый рыжий пес садовника, сорвавшийся с цепи, мчался к беседке. Бог мой, ты не звала на помощь, ты встала между грозным псом и сестренкой, раскинув руки, защищая ее. Я уже был рядом, отгоняя негодника, да и не был тот злым, просто обрадовался свободе, а, заметив переполох, поспешил убраться восвояси.И только тут ты расплакалась, уткнувшись носом в мое плечо. Я гладил то тебя, то Гюли, говоря, что все позади. А твоя няня все еще бежала к нам, и брошенные ею абрикосы солнечными шариками катились по лужайке.
Ты всегда защищала кого-нибудь. Семь лет после свадьбы мы скитались по свету, преследуемые Джехангиром, сталкиваясь в жестоких схватках с родичами. Но когда, наконец, трон стал нашим, ты будто забыла все зло, творимое ими, и умоляла меня отменить приказ об умерщвлении всех моих братьев с племянниками.
Но роскошь дворцов и все богатства мира я хотел лишь положить к твоим ногам. И придя в города, сложенные из песчаника, оставлял их мраморными – во имя твое. Когда ты видела что-то прекрасное, оно умножалось от восхищения в глазах твоих.
Меня называют великим зодчим, я могу выразить мысли в формах и линиях, но когда мне хотелось сказать о своей любви к тебе, я не находил слов, чтобы передать всю силу ее и нежность.
Ты гордилась бы нашей дочерью. Я и Джаханара – ты поручила нас друг другу на смертном одре. И я всегда чувствовал заботу нашей девочки. Но, странно, только дочь унаследовала мою страсть к зодчеству. Ее влекли чертежи мастеров, и я доверил ей возведение собора Джама-Масджида. И теперь это любимая мечеть жителей Агры. Дара Шукох – я всегда питал к нему слабость и позволял заниматься философией в ущерб обретению боевого опыта. Он и сейчас возле меня. Я отдыхаю душой, беседуя с ним, впитавшим учения суфиев. Другие. Шуджа – убежденный шиит, а Аурангзеб шиитов ненавидит. Аурангзеб – главная моя боль. Родная моя, если бы ты дольше оставалась с нами, тебе удалось бы смягчить его жестокий нрав и властолюбие, наделить его гибкостью ума и уважением к старшим. Как нам не хватает твоей мягкой мудрости!
Время утекает с водами Джамны. На девятнадцатом году ты стала моею, восемнадцать лет счастье подарила ты мне, и еще столько же понадобилось для возведения Тадж-Махала. Если бы знать, сколько еще мне отпущено судьбой для пребывания в мире бренном. Я бы возвел свою усыпальницу. Так и вижу ее: черный мраморный дворец – зеркальное подобие твоего, белого – возносится на противоположном берегу. Осенью вода подступает к самым ступеням, и над нею легкой дугой двуцветный мост соединяет дворцы, словно супружеские покои. Кружевной мост, в плетении которого черные нити мои, а белые – твои.
Многократное эхо под куполом все пело и пело песню вечной любви».
Рабиндранат Тагор называл Тадж-Магал «слезинкой на лице вечности», а Редьярд Киплинг – «самой чистой из вещей». Шах-Джахан построил его в память о своей второй жене Мумтаз, умершей при рождении их четырнадцатого ребенка. Тадж-Магал (”Корона, вершина”), первоначально названный Шах-Джеханом “Тадж-Бибика-Рауза” (”Усыпальница царицы сердца”).
Однажды ночью к нему во дворец проник незаметно для стражи дервиш и дал ему несколько листов самаркандской бумаги, с чертежами и планами. “Саиб баба, – сказал он, – вот дворец, о котором вам говорила Сахиб биби перед смертью”. Шах Джахан рассматривал их, дервиш исчез также незаметно, как и появился. Проект ему понравился, и он дал приказ немедленно начать подготовительные работы.
Весь проект, планировка, конструкции сооружений все было основано на тщательных математических расчетах. Десятки математиков должны были обосновывать каждый шаг строительных работ. Он распахнулся на площади 100 гектаров, и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.
Почти триста пятьдесят лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первозданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.
Внутренние стены мавзолея и сами саркофаги инкрустированы драгоценными камнями. Инкрустация представляет цветы и суры из Корана.
Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза. С Цейлона везли ляпис-лазурь, с гор золото в слитках, из Йемена корнелин, фирузу с Тибета, коралл с побережья Индийского океана, аджубу (камень-чудо) из Сурата, хризолит с берегов Нила, оникс из Южной Индии, красный камень отовсюду.
Мумтаз-Махал, в честь нее построен Тадж Махал
Мумтаз-Махал (6 апреля 1593 — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.
В 17 веке Шах Джахан (правителем великих Моголов он станет чуть позже) и его кузина Мумтаз Махал полюбили друг друга с первого взгляда. Лукавый Купидон выпустил свою стрелу и попал в цель ― 19-летняя красавица, считавшаяся по тем временам старой девой, и будущий император, женившейся на персидской принцессе и имевший к тому времени большой гарем, обезумели от нахлынувших чувств. Гарем, к неудовольствию главной персидской жены, был забыт, Джахан проводил все свободное время с Мумтаз, а их чувства, подчиняясь каким-то своим законам, с каждым днем пылали еще ярче. В те времена в Индии жили по советам астрологов, поэтому влюбленным пришлось ждать шесть лет, когда наступит благоприятное время для совместной жизни.
Удивительно, как в мусульманской Индии с ее патриархальным укладом могли родиться такие нежные, теплые и равноправные отношения между супругами! Шах Джахан не расставался с женой ни на минуту, брал ее с собой во все военные походы, советовался по вопросам управления государством. Заброшенные жёны молча ненавидели соперницу, но сделать ничего не могли. В одном из таких военных походов Мумтаз Махал умерла, родив последнего 14-го ребенка. Умерла на руках рыдающего мужа, который поседел за одну ночь. Император хотел покончить с собой и уйти вслед за возлюбленной. Он не ел, не пил и не хотел возвращаться домой. Вся страна погрузилась в траур вместе с ним. Лишь через год Джахан перевез тело жены в Агру, где среди кипарисовых садов на берегу Ямуны решил построить для нее роскошный дворец, который спустя годы станет ошеломляющим чудом света и символом всепобеждающей любви.
Говорят, что Джахан сошел с ума именно в ту ночь, когда возлюбленная покинула его, так как все его последующие действия не поддаются логике и здравому смыслу. Но разве существует логика в любви? Император спроектировал дворец и нанял 20 тысяч самых лучших мастеров и архитекторов из Индии, Турции, Персии и Венеции. На тысяче слонов в Агру везли белый мрамор из индийских каменоломен, а из других стран ― малахит, сердолик, бирюзу, сапфиры и рубины. Лучшие материалы и драгоценные камни закупались по всему миру, чтобы построить в долине Ямуны самое совершенное творение Индии и всего мира – Тадж-Махал, храм вечной Любви. Строительство продолжалось 20 лет, и все эти годы Джахан провел на стройке, забыв о гареме и государственных делах. Он говорил, что возводит трон для Аллаха и украшал черным мрамором суры из Корана на стене мавзолея, инкрустируя их драгоценностями. Но его Богом была Любовь, и на троне нового дворца восседала именно она – Мумтаз Махал…
Джахану показалось мало одного мавзолея, и на другом берегу Ямуны император начал строить дворец из черного мрамора, в котором хотел пребывать после смерти. Черный и белый дворец соединятся благодаря роскошному мраморному мосту через Ямуну. Возлюбленные не расстанутся никогда…
Родственники крутили пальцем у виска, и в стране, разоренной войнами, начался ропот – как можно строить безумно дорогие дворцы, когда люди умирают с голода? Один из сыновей Джахана сверг отца с престола, и оставшиеся девять лет жизни бывший император провел в темнице, из окна которой был виден Тадж-Махал. Старик смотрел на дворец, меняющий свой цвет при свете солнца и луны, и сияющие блики на мраморных куполах напоминали ему загадочную улыбку Мумтаз. Она снова была рядом с ним, такая любимая и желанная…
«Войди в мой рай», ― так заканчивается одна из сур Корана, и эту надпись мы видим на воротах, ведущих в Мавзолей. Тадж-Махал ― единственный рай, который открыт для всех.
К зданию дворца ведет кипарисовый парк с оросительным каналом посередине, а кружевные стены здания украшены мозаикой из драгоценных камней. Изысканные узоры из причудливо переплетенных растений с изящными арабскими буквами, цветочные гирлянды, высеченные из камня, окна, украшенные сводами арок, и две гробницы, на которых всегда лежат живые цветы. Джахан и Мумтаз похоронены рядом, чтобы не расставаться уже никогда.
Здесь так хочется любить ― безрассудно и искренне… А еще здесь хочется забыть обо всем и просто смотреть на ночной Тадж-Махал, сотканный из лунного света, похожий на цветок, раскрывающийся навстречу вечности… Любовь Джахана и Мумтаз Махал – это дерзкий вызов мирозданию, попрание всех законов жизни, над которыми торжествует только любовь.
Если и есть на земле место, где Небо проливается на землю – это Тадж Махал. Приезжайте сюда, чтобы поклониться великой не умирающей любви. Прикоснитесь к этому чуду. Почувствуйте на вкус вечность. И никогда не забывайте об этом, даже если жизнь снова закружит вас в своей бесконечной круговерти. Вспоминайте летящие в небо белые купола и минареты, как горящие свечи, пламя которых не угасает даже в сезон дождей. Когда мы смотрим на Тадж-Махал, мы обретаем подлинное бессмертие…
О ДВУХ АРМЯНКАХ ИЗ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
НАШИ ИСТОРИКИ СООБЩАЛИ, ЧТО АРМЯНЕ ПРИШЛИ В ИНДИЮ в составе войск Александра Македонского в 327 г. до н.э. В средневековье армянские колонии (в основном из джугинских и персидских армян) существовали в Агре, Бангалуре, Бомбее, Дакке, Калькутте, Лахоре, Мадрасе, Сурате, Хайдарабаде и других городах. В них строились церкви, учебные заведения, библиотеки, появлялись кладбища. Некоторые церкви сохранились, хотя и не действуют. Так, в Ченнаи (до 1996 г. Мадрас) вокруг церкви Пресвятой Девы Марии есть могилы представителей знатного рода Шаамира Шаамиряна (1723-1798), автора проекта Конституции Армении 1773 года. Здесь же похоронен основатель первого армянского периодического журнала «Аздарар» («Вестник») Арутюн Шмавонян (1750-1827).
Армяне оставили яркий след не только в своей истории, но и в истории Индии. Вниманию читателя предлагаются страницы биографии двух армянок. Сведения почерпнуты из трудов доктора юридических наук Рубена АВАКЯНА.
Всем на свете известен мавзолей Тадж-Махал в г. Агре. В переводе с персидского Тадж-Махал означает «Венец Дворцов».
ЕГО СТРОИЛИ С 1632 ПО 1653 ГГ. 20 ТЫСЯЧ ремесленников и мастеров со всех концов света. Мавзолей был возведен в память о любимой жене Шах-Джахана Мумтаз-Махал. Это имя тоже известно многим, а вот насчет того, что она была дочерью армянского сановника Арджуманяна при могольском дворе наверняка знают не все.
10 мая 1612 года 19-летнюю девушку выдали замуж за внука Акбара Великого и Мариам (к ним мы еще вернемся) принца Хоррама в качестве 3-й жены принца. Взойдя на престол, он в 1628 году взял имя Шах-Джахан. По свидетельствам летописцев, Мумтаз-Махал (это имя ей дал отец Шах-Джахана) затмила красотой всех женщин при дворе, являлась главной и любимой женой падишаха, имевшего 6 жен.
Но вместе с прекрасной внешностью она обладала рассудительным, острым умом, была образована, участвовала во всех важных церемониях в империи Великих Моголов, ее мнение учитывалось при принятии нормативно-правовых актов государственного уровня. Она сопровождала мужа во время военных походов и умерла во время одного из них в 38 лет, при родах. Всего Мумтаз-Махал родила супругу 14 детей, из которых выжили 4 сына и 4 дочери, в том числе последняя дочь Гаухара Бегам.
Вскоре после завершения мавзолея Шах-Джахан был свергнут своим младшим сыном Аурангзебом (будущий Аламгир I ), заточен в крепость, где и умер через 8 лет. До последнего часа рядом с отцом находилась последняя дочь Гаухара Бегам. Фанатичный мусульманин Аурангзеб казнил всех своих братьев. Исследователи спорят, по какому пути пошла бы империя Великих Моголов, если бы победил старший сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал, интеллектуал Дара-Шико. Но в истории сослагательного наклонения нет. Аламгир I (1618-1707) отметился ревностным насаждением ислама в Индии, осквернением многих индуистских святилищ, введением налога с немусульман и прочим. Какое счастье, что всего этого не увидел его прадед Акбар I Великий.
Теперь пора сообщать читателю, что Шах-Джахан был внуком Акбара I Великого и армянки из Персии Мариам-уз-Замани. Историк, визирь Акбара I Великого (переводчик Библии на фарси) Абуль Фазль Аллами пишет, что Мариам была любимой женой падишаха, его вдохновением и королевой. Их сын Селим стал падишахом Джахангиром, а от Джахангира родился Шах-Джахан.
АКБАР I ВЕЛИКИЙ ПРАВИЛ БЕЗ МАЛОГО ПОЛВЕКА (1556-1605 гг.). Он осуществил множество реформ: разделил страну на провинции с отменой наследственных наместников, упорядочил налоги, заменил должность визиря четырьмя министрами, заменил мусульманский календарь на зороастрийский, отменил многие варварские обычаи (самосожжение вдов, ранние браки) и др. Летописцы свидетельствуют, что при реализации реформ Акбар I Великий часто находил свою жену Мариам-уз-Замани в «огненной беседе» с министрами двора падишаха. Кстати, в годы правления падишаха (1562 г.) в Агре построили армянскую церковь, и этот шаг был вовсе не только знаком внимания к любимой жене, но и ступенью в духовном развитии владыки.
Акбар I Великий (поистине) трижды великий вместе с придворными мудрецами пытался создать концепцию новой прогрессивной религии на основе ислама, зороастризма, индуизма, христианства и других религий и верований. Его в середине XVI века не привлекали ни опыт крестоносцев, ни нетерпимость фанатиков-исламистов. Он мечтал сотворить нечто такое, что объединило бы всех. Он говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум. Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указания разума и обрекают себя на вечный позор. Богу надо служить нравственно чистыми делами».
Мавзолей Акбара I Великого отличается от аналогичных гробниц. Гроб с телом помещен в маленькую комнату на третьем этаже, стены которой были покрыты рисунками на христианские темы. Мариам-уз-Замани умерла спустя 17 лет, покоится в построенной еще супругом усыпальнице. Создать концепцию единой новой религии супругам вместе с единомышленниками так и не удалось.
. Мы уже на исходе первой четверти XXI века. Религии по-прежнему разделяют людей, оборачиваясь трагическими последствиями в среде одного и того же народа. Убийственный пример у сербов с делением на православных, католиков и мусульман.
Небольшой экскурс в историю армяно-индийских отношений свидетельствует, что даже в средневековье люди с разными верованиями, обычаями, языками порой понимали друг друга. Может быть, люди все-таки когда-нибудь научатся не причинять боли ближнему и дальнему своему и согласятся с Акбаром I Великим, что «Богу надо служить нравственно чистыми делами».