музей истории спасания на водах восточный кроншпиц
Музей «Восточный Кроншпиц» ФГКУ «СЗРПСО МЧС России»
Распоряжение Комитета по государственному контролю использования охране памятников истории и культуры № 6559 от 04.05.2006 г.
Год постройки около 1721 г.
Принадлежность: Санкт-Петербургский поисково-спасательный отряд МЧС России – филиал Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».
Память
Музей архитектуры. Спасания на водах, водолазное снаряжение.
На протяжении последних десятилетий на территории восточного кроншпица находилась небольшая спасательная база, в 2006 г. здание «Восточный Кроншпиц», было передано в ведение МЧС России, где был создан музей истории МЧС.
Экскурсии проходят без гида: звук, свет, видео – все включается и выключается согласно заданному сценарию по командам системы управления на базе контроллера ipCUE. В музее реализованы два варианта аудиовизуального сопровождения: полный, рассчитанный приблизительно на 30 минут, и сокращенный на 5 минут. Посетителю нужно лишь выбрать желаемый сценарий с помощью кнопочной панели, установленной на каждом этаже”.
На первом этаже музея развернута экспозиция, посвященная истории создания поисково-спасательной службы МЧС.
Тема раскрывается с помощью видеофильма, в силу ограниченности пространства демонстрируемого на напольном экране.
Экспозиция второго этажа рассказывает об истории самого Кроншпица.
На третьем этаже расположена смотровая площадка.
Морской Петербург: Васильевский остров и тайны Галерной гавани
В минувшую субботу состоялась заключительная в этом году экскурсия в рамках проекта «Народный гид».
Что такое Народный гид? Это когда вместо профессионального экскурсовода, гидом становится обычный человек, любой из нас, любящий свой город и готовый поделиться своими знаниями и любовью с другими. Этот проект реализован моим любимым сообществом spbblog при поддержке поисковика отелей Hotellook, и я очень надеюсь что, в следующем году, он найдет свое продолжение, несмотря на пессимизм Валеры velkoldin
Как по вашему, в чем успех хорошей экскурсии?
Продуманный маршрут, интересные объекты, и конечно, побольше секретов и тайн.
А по мне так еще и в том, что остается с вами после того, как вы вернулись домой.
У меня лично возникло желание узнать больше. Я с удовольствием почитала и про гениального Сикорского, о котором раньше не знала, и про места былой славы, и про то, что задумали МЧСовцы сделать в отреставрированном Кроншпице.
Нереально будет рассказать здесь все, о чем узнала.
Но самое интересное я выделю.
Главным объектом экскурсии стала Галерная гавань.
Галерная гавань строилась в 1720-х годах как военный объект, после подписания в 1721 году Ништадтского мира со Швецией. Петр I больше не опасался рейдов вражеского флота к берегам Невы, и галеры перевели от их временной стоянки у истока Фонтанки к заливу. С залива в гавань можно было попасть только по искусственному каналу, образованному двумя дамбами из бревенчатых ряжей, заполненных камнями. Понятно, что вход в канал охранялся. В мирное время пушки подавали сигналы для Адмиралтейства, если вода в заливе поднималась на три метра выше ординара.
Доменико Трезини, автор Петропавловского собора, украсил вход в канал двумя подзорными башнями с сигнальными флагштоками – кроншпицами.
К середине XIX века, когда гребной флот стал неактуален, а галеры были списаны в историю, военные не покинули эту территорию.
Гавань превратилась в лабораторию-полигон других вооружений. Здесь испытывали и экспериментальные подлодки, и первый гидросамолет – его в 1913 году поднял с глади бассейна сам конструктор, Игорь Сикорский.
В тандеме с опытной авиастанцией действовала Центральная радиолаборатория, которую Морское министерство, возлагавшее большие надежды на разработки Александра Попова, перенесло сюда из Кронштадта. Так, в гавани провели первые опыты по радиолокации: летчики заходили со стороны моря с различных направлений, а опытная аппаратура, установленная в западном кроншпице, фиксировала отраженные сигналы. Для радиолаборатории приспособили цеха пироксилинового завода, располагавшегося между Наличной улицей и бассейном гавани. Сегодня от завода осталась лишь водонапорная башня.
Мы прошли мимо водонапорной башни, и пришли к закрытому огороженному пустырю, где в свое время проводились испытания по созданию ядовитых пироксилиновых снарядов.
Пробирались по узкой травяной кромке к остаткам набережной, дожившей до нас с времен Петра. Там же недалече стоит еще один памятник тех времен — паровой кран, установленный еще в 1854 году вместо прежних устройств для подъёма судов.
А изюминкой экскурсии для меня стал Восточный Кроншпиц и прилегающая к нему территория, на которой сейчас располагается база поисково-спасательного отряда МЧС.
Это подзамковая часть нашего похода, Оксана смогла договориться и нас пропустили внутрь для осмотра. Спасибо МЧСовцам за визит.
Сейчас там вот так.
А когда-то было так
Кроншпицы – один из редких примеров, когда к ранним памятникам архитектуры Петербурга доступ жителей города и туристов закрыт. Посмотреть на них можно только в «частном порядке».
В 2005 году Восточный кроншпиц был передан в ведомство МЧС, и в последствии отреставрирован, а Западный, уже без шпиля, так и остался без присмотра, на территориях принадлежащим заводу радиоэлектроники Прибой.
Осматривающиеся блогеры на территории МЧС
Слева штаб, где есть все необходимое для жизни, даже сауна), справа элинг
Вот для этого красавца например. Сейчас он должен быть на учениях в Финляндии
Мы были внутри элинга,
и я с большим интересом порассматривала бы их аммуницию поподробнее, но было мало времени.
Вообще, там открываются шикарные перспективы на акваторию Невы:
Слева павильоны Ленэкспо, справа Морской порт, откуда отправляются паромы в Стокгольм и Таллин.
Вдалеке за кроншпицами, виднеется очередной кусок строящегося ЗСД.
А кто-то счастливый временами проверяет удочки, хотя видимо, серьезной поклевки нет, большая рыбина ведь смогла бы утащить удочку, так ведь?
Очень медитативное место, и с погодой повезло, не смотря на ветер, солнечно.
Но вернемся к Кроншпицу, МЧСовцы молодцы, отремонтировали его и разместили внутри музей поисково-спасательной службы и исторического прошлого (Музей истории спасения на водах).
Я не очень поняла статус музея на сегодняшний момент, когда мы были там, экспозиция не работала. И вход закрыт для посетителей.
Но внутри лежит приветственная книга, из записей в которой становится ясно, что людей там побывало немало.
Итак, что внутри? Кроншпиц, архитектурная изюминка петровского барокко, представляет собой микроскопическое строение в 3 этажа, общей поэтажной площадью всего 40 м2.
Как человека, уважающего квесты, меня зацепили некоторые моменты.
— почему стрелок без глаз?
— и что за дырка в книге, в сундуке с картами?
— И почему в подзорные трубы ничего не видно?
Я стала искать почему, и вот что нашла.
Несмотря на такую небольшую площадь, внутри удалось разместить множество интересных технических решений.
Прежде всего следует отметить, что экскурсии здесь проходят без гида: звук, свет, видео – все включается и выключается согласно заданному сценарию по командам системы управления. В музее реализованы два варианта аудиовизуального сопровождения: полный, рассчитанный приблизительно на 30 минут, и сокращенный – на 5 минут.
На первом этаже развернута экспозиция, посвященная истории создания поисково-спасательной службы МЧС. Тема раскрывается с помощью видеофильма, в силу ограниченности пространства демонстрируемого на напольном экране.
Экспозиция второго этажа рассказывает об истории самого Кроншпица.
Здесь сделано так, что средства отображения информации не нарушают реконструированный интерьер помещения. Для этого используют два 50-дюймовых стеклянных голографических экрана HoloPro. Когда на них нет картинок, они прозрачны и смотрятся как обыкновенные музейные витрины.
Здание расположено на самом берегу Финского залива, по периметру башни – множество окон. Чтобы ослабить дневной свет внутри помещения, используют специальные электрохромные стекла, меняющие свою прозрачность по команде от системы управления.
В этом же зале установлен макет подзорной трубы, через который можно посмотреть видеоролик, сделанный на основе старинных гравюр. На небольшом встроенном мониторе демонстрируются виды каналов Санкт-Петербурга XVIII века.
Особого внимания заслуживает манекен стрелка петровских времен, благодаря мультимедийной проекции его лицо оживает, и он начинает рассказ о героическом прошлом и настоящем Кроншпица. Проектор, смонтирован внутри муляжа книги, лежащей в сундуке напротив стрелка.
Правда, очень круто?
А на третьем этаже многие из нас предавались мечтам, как бы было сказочно иметь здесь рабочий кабинет)
Благодарю Оксану oksa_sun за чудесную экскурсию, а
nau_spb afterdark2 astafiev
muzshina
nserg shibzdya
regalita
velly84 за компанию.
Шкиперский проток
Шкиперский проток — бывшая галерная гавань, проект которой был задуман ещё Петром I, а реализован Доменико Трезини. Затем назначение гавани менялось, и теперь это полузабытое и загадочное место с интересными сохранившимися постройками, по которым можно проследить историю протока.
История
На момент основания Петербурга в этом месте протекала речка Чёрная — одноимённая с двумя другими реками города. Пётр I увидел потенциал в этом месте, и вскоре река была преобразована в канал и спроектированы первые сооружения, необходимые для ремонта суден. Так в 1721 году появилась первая галерная гавань Петербурга.
Год спустя по проекту Доменико Трезини — одного из главных петербургских архитекторов — были построены Западный и Восточный кроншпицы. Это простые, но изящные дозорные башни в необарочном стиле. Башни сохранились до сих пор и расположены на точке слияния Шкиперского протока с Финским заливом. В Восточном кроншпице располагается музей истории спасания на водах с небольшой исторической экспозицией. Попасть в него можно по предварительной записи.
Большинство производственных помещений и караульная строились из дерева и были уничтожены при пожаре несколько десятилетий спустя.
Строительство возобновилось в XIX веке уже из камня. Были сооружены сараи, мастерские, склады и Караульный дом, дошедший до наших дней. Сохранилась и конструкция Парового крана, который использовался для подъёма судов.
В 1880-е годы на берегу появился Пироксилиновый завод, где изготавливалось взрывчатое вещество для торпед и мин военных кораблей. Однако в Шкиперском протоке завод проработал чуть более двадцати лет, после чего производство было перемещено в район Пролетарской и вошло в состав Обуховского завода.
После этого жизнь в Шкиперском протоке постепенно затухает. Канал больше не используется как гавань, часть зданий и берега отдаётся яхт-клубу, а территория напротив — автоцентру. Тенденция сокращения промышленных учреждений, так называемого «серого пояса», в центре Петербурга наблюдается и на Васильевском острове. Территория протока постепенно становится полузабытой, не считая зоны выхода к заливу, где строится жилой комплекс.
Сюда приходят отдыхать местные жители, ведь несмотря на неблагоустроенную набережную, в этом месте определённо есть потенциал. Ведь это одно из немногих зелёных и тихих мест на Васильевском острове, где почти нет парков и выхода к заливу.
Интересные места
Издалека можно увидеть Восточный и Южный кроншпицы, однако попасть в них без предварительной записи нельзя, так как они находятся на закрытой территории.
Караульный дом (№21) был построен в 1826 году в классическом стиле. Первоначально дом был одноэтажным, но в начале 20 века был надстроен второй этаж. Караульный дом заменил деревянную гауптвахту, появившуюся при создании Гребного канала. По этому же проекту построили Караульный дом в Адмиралтейских верфях.
Водонапорная башня (№25) использовалась для снабжения водой Пироксилинового завода. На основании из красного кирпича сооружена верхняя часть из дерева. Это необычный и выразительный пример промышленной архитектуры Петербурга конца 19 века.
Паровой кран (№23к2) 1854 года, использовавшийся для подъёма судов.
После этого прошло повторное очищение территории от возможных радиологических отходов, а несколько корпусов бывшей лаборатории снесли. Теперь показания дозиметров в норме.
На другом берегу находится пример социалистического модернизма — неприступное здание Невского проектно-конструкторское бюро.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
База МЧС в Восточном Кроншпице Галерной гавани
Сейчас Восточный кроншпиц, благодаря МЧС выглядит прекрасно, а вот его брат на территории завода «Прибой» несколько уныло.
Западный кроншпиц, которому повезло меньше, на фоне строящейся дороги ЗСД,
Ребята мчс-ники встретили нас гостеприимно, и сразу же повели показывать свое хозяйство.
Гидравлический подъемник и эллинг для скоростного катера.
Внутри ничего лишнего. Эллинг осушается и можно ремонтировать судно. Обратите внимание на фрагмент крыши эллинга.
У мчс-ников все новенькое, блестящее, отдраенное. Не хуже чем на корабле. Во всем полный порядок!
Пушки на территории напоминают о Петровской эпохе.
А нас провели в музей водолазного дела, разместившийся на первом этаже Восточного кроншпица.
Водолазная служба организована в поисково-спасательном отряде в 2003 году. За время работы спасено более 200 человек. А водолазная служба в России начала формироваться с 1861 года. Изначально матросы с водолазным снаряжением очищали корпуса судов от обрастания, а гребные винты от намотанных на них тросов. По распоряжению тогда для водолазных работ избирались «молодые люди моложе 26 лет, с развитой грудью, свободным дыханием и без малейших признаков страданий сердцем». всех страдающих пьянством, венерическими заболеваниями, чахоткой, почечной недостаточностью, а также флегматиков и холериков в водолазы не принимали.
При строительстве Литейного моста использовалась работа водолазов, В 1882 году в Кронштадте была открыта водолазная школа, а в 2015 году открылся памятник погибшим водолазам. На предприятиях Экспедиции подводных работ особого назначения производились тяжелые скафандры. И только перед Второй мировой войной появилось легкое водолазное снаряжение. Во время войны водолазы в гидрокомбинезонах с кислородными дыхательными аппаратами производили разведку и минирование. Их подразделение базировалось на острове Декабристов.
А сейчас в музей можно попасть по предварительной договоренности, созвонившись с поисково-спасательным отрядом в Восточном кроншпице. С осени в музее можно будет смотреть фильмы и слайды об истории водолазного дела в России.
А мы поднялись на второй этаж, где сидит моряк и стоит подзорная труба.
Оттуда же открывается вид на западный кроншпиц.
А этажом выше еще более интересный обзор.
Пока нет заданий спасатели проводят время с удочками.
Во дворе около бывших строений, где сооружались, а потом испытывались на воде Галерной гавани гидросамолеты Игоря Сикорского, стоит аэромобильное судно на воздушной подушке.
Еще одно «отдыхает» на понтоне Шкиперского канала.
Канал тянется до Шкиперского моста, а прогуляться по его набережной можно только, если зайдете посетить музей водолазного дела. База МЧС режимный объект, на котором находится специальная техника. Поэтому свободного доступа на территорию нет. И в целом, очень хорошо, что на исторической территории разместилась именно база МЧС, вряд ли бы частники пустили гостей на свою территорю, вряд ли бы организовали музей водолазного дела и тематично восстановили исторический кроншпиц.
База МЧС в Восточном Кроншпице Галерной гавани
Сейчас Восточный кроншпиц, благодаря МЧС выглядит прекрасно, а вот его брат на территории завода «Прибой» несколько уныло.
Западный кроншпиц, которому повезло меньше, на фоне строящейся дороги ЗСД,
Ребята мчс-ники встретили нас гостеприимно, и сразу же повели показывать свое хозяйство.
Гидравлический подъемник и эллинг для скоростного катера.
Внутри ничего лишнего. Эллинг осушается и можно ремонтировать судно. Обратите внимание на фрагмент крыши эллинга.
У мчс-ников все новенькое, блестящее, отдраенное. Не хуже чем на корабле. Во всем полный порядок!
Пушки на территории напоминают о Петровской эпохе.
А нас провели в музей водолазного дела, разместившийся на первом этаже Восточного кроншпица.
Водолазная служба организована в поисково-спасательном отряде в 2003 году. За время работы спасено более 200 человек. А водолазная служба в России начала формироваться с 1861 года. Изначально матросы с водолазным снаряжением очищали корпуса судов от обрастания, а гребные винты от намотанных на них тросов. По распоряжению тогда для водолазных работ избирались «молодые люди моложе 26 лет, с развитой грудью, свободным дыханием и без малейших признаков страданий сердцем». всех страдающих пьянством, венерическими заболеваниями, чахоткой, почечной недостаточностью, а также флегматиков и холериков в водолазы не принимали.
При строительстве Литейного моста использовалась работа водолазов, В 1882 году в Кронштадте была открыта водолазная школа, а в 2015 году открылся памятник погибшим водолазам. На предприятиях Экспедиции подводных работ особого назначения производились тяжелые скафандры. И только перед Второй мировой войной появилось легкое водолазное снаряжение. Во время войны водолазы в гидрокомбинезонах с кислородными дыхательными аппаратами производили разведку и минирование. Их подразделение базировалось на острове Декабристов.
А сейчас в музей можно попасть по предварительной договоренности, созвонившись с поисково-спасательным отрядом в Восточном кроншпице. С осени в музее можно будет смотреть фильмы и слайды об истории водолазного дела в России.
А мы поднялись на второй этаж, где сидит моряк и стоит подзорная труба.
Оттуда же открывается вид на западный кроншпиц.
А этажом выше еще более интересный обзор.
Пока нет заданий спасатели проводят время с удочками.
Во дворе около бывших строений, где сооружались, а потом испытывались на воде Галерной гавани гидросамолеты Игоря Сикорского, стоит аэромобильное судно на воздушной подушке.
Еще одно «отдыхает» на понтоне Шкиперского канала.
Канал тянется до Шкиперского моста, а прогуляться по его набережной можно только, если зайдете посетить музей водолазного дела. База МЧС режимный объект, на котором находится специальная техника. Поэтому свободного доступа на территорию нет. И в целом, очень хорошо, что на исторической территории разместилась именно база МЧС, вряд ли бы частники пустили гостей на свою территорю, вряд ли бы организовали музей водолазного дела и тематично восстановили исторический кроншпиц.