музей собрание история создания
История создания
Музей «Собрание» появился благодаря российскому бизнесмену и меценату Давиду Якобашвили. Более 15 лет ушло на формирование ценнейшего художественного фонда, подбор и реставрацию экспонатов, проектирование и строительство здания музея.
Отправной точкой в истории создании музея можно считать знакомство Давида Якобашвили и шведского бизнесмена Билла Линдвалла, увлеченного коллекционированием старинных механических инструментов. Встретившись в начале 90-ых по делам бизнеса, со временем они стали хорошими друзьями. В коллекции Линдвалла, которую он собирал более 40 лет, было около 460 предметов. Иногда, в хорошую погоду, Билл выходил на городскую площадь в Стокгольме и с удовольствием крутил ручку переносного органчика, радуя горожан звуками старинных мелодий. В 2000-ом году, когда он почувствовал, что серьезно болен, то предложил своему другу купить его коллекцию и сделать музей. Линдвалл опасался, что дети рано или поздно распродадут ценную коллекцию по частям, и хотел передать ее в руки человека, который сможет продолжить его дело.
Для Давида Якобашвили после приобретения коллекции Линдвалла начинается период активного собирательства и поиска интересных арт-объектов. Параллельно с пополнением коллекции он формирует команду специалистов-реставраторов, так как большая часть экспонатов нуждается в серьезном восстановлении. В это же время коллекционер начинает собирать предметы декоративно-прикладного искусства, русскую бронзу, антикварные часы с музыкальными механизмами, автоматоны и куклы.
На сегодня фонд музея насчитывает более двадцати тысяч экспонатов, являясь одним из крупнейших частных собраний мирового культурного значения.
История места
Наш уникальный музей расположен в удивительном и знаковом для Москвы месте. На подъезде к Кремлю, в районе старинных кварталов Китай-города, где каждая улочка окутана легендами и тайнами прошлого.
Улица Солянка – одна из старейших московских улиц, возникшая на месте древнего торгового пути, ведущего в Рязань, Владимир и Суздаль. Именно по этой дороге в 1380 году проезжал со своим войском Дмитрий Донской, направлявшийся на Куликово поле. Древнерусские летописи повествуют, что со времен Ивана III до Ивана Грозного вся западная сторона улицы была занята лугами, отчего в народе ее называли Васильевским лугом. С середины XVII века луга начали застраивать домами и усадьбами московской знати. Здесь располагались дворы, принадлежавшие Волконским, Шаховским, Пожарским, Бутурлиным, Нарышкиным. В XVII веке улица еще называлась Яузской, так как вела к мосту через реку Яузу. А уже с XVIII века стала называться Солянкой по царскому Соляному двору, амбары которого располагались здесь в XVII-XIX веках.
XVIII век – это время активной застройки улицы. В это время складывается ее основной характер и архитектурный облик. Среди памятников архитектуры, сохранившихся на Солянке – здание Воспитательного дома, построенное в 1765-72 годах по проекту архитектора К. И. Бланка и участии М. Ф. Казакова, и комплекс зданий Опекунского совета, созданный в 1823-28 годах архитекторами А. Григорьевым и Д. Жилярди Величественное здание Опекунского совета является одним из крупнейших произведений русского ампира, а его монументальная композиция стала определяющим фактором в последующей застройке улицы. Сегодня в этом здании располагается Академия медицинских наук.
Бережное соседство и гармоничная интеграция в существующее характерное пространство улицы были важнейшими задачами при строительстве здания нашего музея. Проект неоднократно пересматривался и дорабатывался. К работе над ним были привлечены ведущие архитекторы, искусствоведы и специалисты по истории города. По окончании строительства вердикт экспертов был единодушным: здание музея «Собрание», выполненное с учетом исторической стилистики, логичным образом вписалось в архитектурным ансамбль улицы, став ее достойным завершением и новой точкой притяжения для горожан и гостей столицы.
Иногда кажется, что 18 лет назад я совершил большую глупость, ввязавшись в коллекционирование. И все-таки, думаю, если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы это повторил.
За 18 лет изменился мой взгляд на мир. В собрании — огромное количество предметов, которые выполнены в единственном экземпляре, это и бронзовая скульптура, и фарфоровая пластика, и живопись, и графика, и ювелирное, и декоративно-прикладное искусство. Чтобы достойно оценить эти работы, важно, например, понимать, в каком настроении пребывал художник в момент их создания. Эта химия отношений, настроений отражена в каждой детали, в каждом штрихе картины, изваяния или ювелирного изделия. Работы можно отгадывать, изучать, наблюдать бесконечно долго — этот ребус затягивает. Год от года коллекция забирает все больше времени, становится важнее и важнее для меня.
Мои близкие уважают мою страсть. Сын Михаил сейчас разрабатывает электронное оснащение музея, продумывает интерактивные развлечения для посетителей.
Мы с сыном уверены: нужно, чтобы музей вел просветительскую, образовательную работу, чтобы были лекции, семинары.
На нижних этажах музея размещены мастерские реставраторов, чтобы посетители могли видеть, как восстанавливают экспонаты, чинят механизмы, как работают столяры и ювелиры, делают золочение, какой труд за всем этим стоит.
Я покупал свою первую коллекцию с условием, что открою музей. Конечно, тогда я не представлял, во что ввязался. Это было собрание моего партнера, бизнесмена Билла Линдвалла — музей музыкальных шкатулок в центре Стокгольма, 430 экспонатов на площади 200 кв. м. Я подумал: ну, такой музейчик сделать легко, без проблем. Потом поехал посмотреть еще одну коллекцию, затем еще одну: «Вот этого у меня нет. И вот этого нет, и этого». Так я начал покупать. Затем мне принесли несколько бронзовых фигурок, которые я планировал купить в подарок. Но, посмотрев на них внимательно, подумал: «А зачем это кому-то дарить?» И вот тут, начиная с бронзы, я сам стал собирателем.
Мне удалось собрать, как бы нескромно это ни звучит, самую большую коллекцию русской художественной бронзы. Ни в одном музее мира нет такой коллекции. Около 20% экспонатов я купил в России, а 80% привез из-за границы.
Мы отслеживаем все основные аукционы в мире. Я много езжу по делам коллекции, ежедневно просматриваю онлайн и американский арт-рынок, и австралийский, и европейский, и гонконгский. Изучаю японский рынок, но там, кроме ваз, пока ничего интересного не обнаружено.
Я покупаю десятки, сотни предметов в год. Из них подлинной бронзы не больше 5–7 работ, и то если попадается, например, бронзовая скульптура работы Паоло Трубецкого, Марка Антокольского или Евгения Лансере. Из 170 известных скульптур Лансере у меня 120. Сейчас на выставке Паоло Трубецкого в Третьяковской галерее значительная часть работ — из нашей коллекции.
В моем собрании — огромное количество столовой утвари известных мастеров. Рынок русского декоративно-прикладного искусства завален подделками. В начале и середине 2000-х на предметы декоративно-прикладного искусства и столовую дореволюционную утварь возник ажиотажный спрос, резко выросли цены. С такими аппетитами не справлялись даже мировые аукционные дома, всюду просочились подделки и компилят (когда, например, в оригинальном изделии заменяют стекло или какие-то части или собирают новый предмет из старинных фрагментов).
В Америке, например, открыты мастерские, где ювелиры ставят исторические клейма фирм Фаберже, Лорие, Курлюкова, Сазикова. Получается: 150-летний мастер жив, хорошо себя чувствует и активно работает.
Я тоже покупал фальшивые вещи, без сомнения.
В коллекции французского стекла — я собираю работы Эмиля Галле, Франсуа-Эмиля Декоршемона, Габриэля-Аржи Руссо, братьев Дом, братьев Мюллер — сейчас 1700 предметов. Как показала экспертиза, в коллекции 150 фальшивок. Но кто не ошибался, тот не прорывался.
Я собираю камнерезную пластику, миниатюрную скульптуру из слоновой кости XIX — начала XX века.
Плюс шкатулочки, табакерочки. Табакерки — подарочные предметы, символизировавшие богатство аристократических семей. На выполнение одной такой табакерки уходило несколько месяцев: использовали разные цвета золота, драгоценные камни, эмали, украшали автоматонами — заводными механизмами в форме людей и животных. У нас более полутора тысяч табакерок. Плюс отдельные предметы из серебра — кубки и подарочные изделия. Коллекция русской эмали XVII–XIX веков. Большое собрание работ Фаберже — более 800 предметов.
В основе моего собрания — коллекция предметов с механизмами, включая двигающиеся куклы.
Более 800 часов с музыкой: напольных, настольных, настенных, каминных. Все механизмы в рабочем состоянии. Но, к сожалению, мы не можем заводить их одновременно. Будем показывать в музее попеременно.
Есть карманные часы с музыкой и автоматоны. Во время Наполеона в моде были эротические автоматоны. В этот же период по указанию императора для среднего офицерского звена были созданы часы, которые подвешивались в карете, так называемые каретные. Над каретными часами работали лучшие мастера своего времени, например Абрахам Луи Бреге, основатель мануфактуры Breguet. Высший офицерский состав пользовался карманными часами таких мануфактур, как Jaquet Droz, Piguet & Meylan, Breguet, Patek Philippe. Карманные часы ценились намного дороже — на создание миниатюрного механизма уходило гораздо больше времени и сил, чем на каретный, настольный и каминный.
Есть собрание аккордеонов начала XIX — середины XX века. Есть органы и музыкальные шкатулки, в том числе секретеры, шкафы, с музыкальными самоиграющими аппаратами, есть уличные органы, которые стояли на площадях. Музыкальные шкафы в увеселительных заведениях разнились по типу заведения. В ресторанах, например, играли одну музыку, в публичных домах — другую.
Потом настал период патефонов — у нас более 30 000 носителей музыки, и пластинок, и цилиндров, и бумажных дисков, и перфорированных лент.
Есть картины, совмещенные с автоматонами и часами. В живописном собрании — 200 работ Михаила Зичи, придворного художника трех последних российских императоров, Александра II, Александра III и Николая II, есть картина Нико Пиросмани, работа Владимира Маковского, более 60 работ Александра Орловского. И большая коллекция антикварных книг.
В планах музея — издать научные труды по каждому направлению коллекции. Сейчас мы готовим каталоги-исследования коллекций французских ваз и табакерок. Ищем специалистов, способных не только описать и исследовать коллекцию, но и проанализировать ее в общем контексте развития истории искусства.
Все мучения со строительством музея на Солянке — 18 лет шли работы, много крови у меня выпили — и все усилия по созданию коллекции убедили меня в одном:
жить без искусства невозможно, только оно способно нейтрализовать негативную энергию, которая окружает нас со всех сторон.
История и уникальные экспонаты частного музея «Собрание»
В старинной части города на улице Солянка находится частный музей «Собрание». Сначала кажется, что вы попадаете в музыкальную шкатулку, так как одна из важнейших частей коллекции — это разнообразные механические музыкальные инструменты: органы и фисгармонии, устройства для воспроизведения звука и поющие птички, автоматоны и механические композиции. При этом в музее более 20 000 уникальных экспонатов: предметы декоративно-прикладного искусства (стекло, керамика, художественный металл, эмаль, камень и ювелирные изделия), часы и механизмы, печатная продукция, изобразительное искусство и музыкальные носители. О том, как возник музей, с чего началась его история и о самых необычных экспонатах нам рассказала арт-директор Светлана Чураева.
С этого момента для Давида Михайловича начинается период активного собирательства. Он пополняет коллекцию предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, разнообразными автоматонами, старинными картами и фотографиями. Отдельное внимание он уделяет приобретению русской художественной бронзы и графики. За эти годы ему удалось не только существенно приумножить коллекцию, собрать команду специалистов и, главное, создать уникальный и при этом общедоступный музей.
Сейчас фонды музея структурированы по 6 основным направлениям, которые наглядно представлены на сайте www.mus-col.com. О нем скажем отдельно, так как в интернете вы можете увидеть уже более 2500 предметов с видео- и аудиоконтентом. Работа по наполнению сайта ведется постоянно, главная цель — дистанционная доступность. Чтобы каждый человек из любой точки мира мог увидеть экспонаты, послушать, как они звучат, и получить о них информацию.
Особое место в нашем музейном фонде занимает библиотека звука, где наглядно и полноценно представлена практически вся история звукозаписи. В экспозиции выставлены разнообразные виды носителей звука, начиная от первых деревянных валов, картонных и металлических перфорированных дисков, бумажных перфолент до коллекции пластинок из шеллака и винила. На постоянной основе музыкальные носители оцифровываются, аудиотреки выкладываются на сайте, постоянно идет изучение и пополнение нашего интерактивного ресурса.
Здание было построено специально для музея, оно не отреставрировано и не восстановлено: по городской легенде, в этом месте когда-то находилось небольшое кафе, которое любил посещать Владимир Семенович Высоцкий. После перестройки место долго пустовало, а позже землю выделили Давиду Михайловичу под строительство выставочного центра. Когда создавался проект здания, мы старались стилизовать и вписать его в существующий ансамбль Солянки, одной из старейших и любимейших в городе улицы. Было чрезвычайно важно, чтобы это здание не выглядело новоделом и гармонировало с соседями, например, знаменитым зданием Опекунского совета, где сейчас располагается Академия наук, домом с атлантами, усадьбой Боковых… Многие сейчас говорят, что это здание было здесь давно, значит, поставленную задачу удалось решить.
Что касается внутреннего наполнения, структуры экспозиционных залов, здесь вы видите полноценное открытое хранение, предметы находятся практически в открытом доступе. Мы сознательно отошли от традиционных музейных стандартов, ориентация была на международные практики, пространство определяли форма и габариты экспонатов. Это крупномеры, у нас их много — это самоиграющие музыкальные инструменты, под некоторые из которых специально выделялись пространства.
Обзорная экскурсия начинается на 1 этаже, где и расположена великолепная коллекция самоиграющих инструментов. Здесь можно не только рассмотреть экспонаты, но и услышать, как они звучат. Предметы проходят настройку и при необходимости реставрацию. Во время обзорной экскурсии для посетителей заводятся разнообразные музыкальные шкатулки, оркестрионы, переносные органы, автоматоны и джук-боксы. На первом этаже разместились разнообразные виды органов – филармонические, ярмарочные, салонные, и есть даже большой танцевальный орган, также здесь выставлены разнообразные музыкальные шкатулки и музыкальные шкафы с металлическими перфорированными дисками.
Частично представлена очень большая часовая коллекция, продолжающаяся на 2 этаже. Потому что именно мастера-часовщики, стремясь поразить воображение своих заказчиков, первыми стали внедрять в часовые механизмы различные музыкальные инструменты, начиная с простейших колокольчиков, карильонов, и заканчивая более сложными органами, автоматонами и другими музыкальными механизмами. Без них эволюция музыкальной инструменталистки была бы невозможна.
Одним из самых больших экспонатов является танцевальный орган фирмы Теофиля Мортье, выполненный в начале XX века в Бельгии.
Орган пришел в коллекцию в достаточно плачевном состоянии, он был неоднократно перекрашен, была утрачена часть резных элементов. Он восстанавливался более 3 лет по фотографиям и эскизам реставраторами нашего музея. Сейчас орган в рабочем состоянии, для посетителей его заводят, а рядом организовано пространство для проведения небольших концертов, музыкальных и тематических вечеров.
Сложно ли содержать «в исправности» такое количество экспонатов? Есть ли у вас свой штат реставраторов?
Одновременно с приобретением первых экспонатов основатель музея, Давид Михайлович Якобашвили, начинает собирать команду специалистов, в первую очередь реставраторов. В этом была объективная необходимость, так как в нашей коллекции есть предметы даже второй половины XVI века, хотя основной массив — конец XVIII – XIX век. Экспонаты нуждаются в постоянном надзоре и специализированном уходе. В данный момент при музее работает несколько мастерских: по настройке музыкальных инструментов, часовая, художественная и столярная. Особого внимания специалистов требуют куклы-автоматоны, которые практически нигде не представлены в России — это одна из изюминок коллекции музея «Собрание».
На 2 этаже находится масштабная коллекция часов, отражающая историю высокого часового искусства. Представлены почти все типы приборов измерения времени: часы напольные и настенные, каминные и консольные, каретные и дорожные, часы-скелетоны и даже такая редчайшая жемчужина — магические часы или часы-загадки работы знаменитого швейцарского мастера Жана Эжена Робера-Удена.
В рамках экскурсии наши гиды знакомят посетителей с ключевыми изобретениями и знаменитыми часовщиками, рассказывают интересные факты из истории часового дела.
Так, например, массовое распространение каретных или дорожных часов началось после египетской кампании 1798 года. Император Наполеон Бонапарт придавал большое значение дисциплине высшего командного состава. Офицерам требовались надежные и точные часы, которые могли бы быть с ними круглосуточно – на квартирах и в поездках.
Часы – это тонкий механизм, любое перемещение может привести к сбою точности хода. Такие механизмы не выдержали бы частых переездов на большие расстояния и тряски, требовалось усовершенствование. Именно в этой модели мастерам-часовщикам удалось реализовать целый ряд технических ноу-хау. Получает распространение платформа турбийон, обеспечивающая точность хода, а также механизм репетира, с помощью которого можно было узнать, сколько сейчас времени. Иногда в оформлении часов использовался фосфоресцирующий пигмент, чтобы циферблат было видно в темноте.
Часы всегда были дорогим и статусным аксессуаром, настоящим произведением искусства. Помимо часовщиков над предметом работали ювелиры, скульпторы, художники с целью удержать и удивить заказчика. Нередко в часы включались дополнительные функции: зодиакальный круг и мини-планетарная система, лунный календарь и мини-циферблаты с днями недели или месяцами года, были также часы с мелодиями и двигающими деталями — жакемарами или автоматонами.
Следующая зона второго этажа – это продолжение рассказа о самоиграющих механических предметах и инструментах. Здесь расположились фисгармонии, самоиграющие пианино и рояли, часы с музыкальными механизмами, язычковые шарманки, органетты, есть даже автоматическое пианино с театром теней. Такие предметы были очень популярны в парижских кафе начала XX века. Известно, что художник Амедео Модильяни любил смотреть на театр теней, слушать музыку и делать зарисовки.
Вниманию посетителей представлены уникальные деревянные валы и бумажные перфорированные ленты, благодаря этим музыкальным носителям мы и по сей день можем наслаждаться индивидуальной манерой исполнения целого ряда пианистов прошлого.
Когда создавалась экспозиция, перед нашими дизайнерами стояла непростая задача «подружить» все многочисленные экспонаты и расположить тематические блоки максимально комфортным для восприятия образом. Большая творческая работа была проделана и командой реставраторов-технологов. Примером может служить декоративная брусчатка под колесами уличных шарманок. Когда в наших мастерских изготавливали эти подиумы, обратили внимание на то, что в городах Европы камни укладывали по-разному: итальянцы предпочитали дугообразный орнамент, немцы — ровные линии.
Наши мастера решили стилизовать декор брусчатки в традиции родной страны некоторых шарманок. А ведь именно этим инструментам человечество обязано тем, что музыка вышла в буквальном смысле на улицы и площади городов. Интересно и происхождение слова «шарманка», так как по конструкции это переносной орган. В России прижилось такое название, потому что одной из первых привезенных мелодий была популярная французская песенка «Charmente Carherine», отсюда и «катаринка», и «шарманка».
Ещё одно чудо, возникшее на стыке инженерной мысли, декоративно-прикладного и часового искусств, — поющие птички в клетках.
Это знаковый предмет для XVIII века, по праву именуемый «Золотым веком механики» благодаря расцвету технологий и ключевым изобретениям. Целый ряд мастеров обращается к образу поющей птички, внутри которой находится миниатюрный органчик. Большими поклонницами таких механических диковин были венценосные особы, в том числе императрица Елизавета Петровна и Екатерина II.
Следующий тематический блок посвящен изобретению Томасом Эдисоном первого звукозаписывающего аппарата — фонографа. Так для человечества возникает новая возможность записывать и воспроизводить голос. В этой части экспозиции представлены разнообразные модели фонографов, граммофонов, патефонов – от самых миниатюрных до аппаратов с большим раструбом.
Популярностью пользовались и диковинные предметы быта с музыкальными механизмами, ведь человек всегда хотел удивлять и удивляться. Музыкальными механизмами оснащалось буквально все: и часы, и графины, и несессеры, и музыкальные шкатулки, и музыкальные альбомы, даже сигарницы. На сайте все предметы можно послушать и увидеть, как они работают.
Есть ли у вас программы для детей? Для небольших групп? Есть ли мастер-классы?
Да, у нас уже проходят детские обзорные экскурсии, структурированные на 3 возрастные категории: 6–9 лет, 10–13 лет, 13–15 лет. Самым маленьким рассказывают о часах, о первых музыкальных инструментах, все идет в форме интерактива и заканчивается небольшим мастер-классом, где в технике скрапбукинга ребята делают открытки. Для учащихся средней школы экскурсия идет дольше, она сложнее по контенту. С подростками делается акцент на творческий путь и профессиональную ориентацию, на примере изобретателей, часовщиков мы показываем, как мастера добивались успеха.
На 3 этаже размещена коллекция печатной продукции, в частности, оригиналы раритетных старинных карт. Вот, например, карта Закавказья конца XVII века. В нижней части витрин расположены небольшие скульптурные композиции из бронзы, изображающие народы, населяющие эти земли и регионы.
Стоит отметить, что коллекция русской художественной бронзы, которую собрал Давид Михайлович Якобашвили, по своей системности и статусности экспонатов не имеет аналогов среди частных коллекций. Галерею бронзы открывает авторский блок, посвященный работам Паоло Трубецкого, знаменитого мастера-импрессиониста, который дерзко и свободно работал с таким сложным материалом, как бронза, которая под его руками буквально начинает дышать. В 2018 году в Третьяковской галерее проходила коллаборация трех музеев: Третьяковская галерея, Русский музей и музей «Собрание» представили юбилейную выставку, посвященную творчеству Паоло Трубецкого. Было около 100 работ мастера, 40 из которых были привезены из нашего музея.
В галерее скульптуры также представлены работы известнейших русских мастеров: скульптора-передвижника Леонида Позена, основателя известнейшей творческой династии Евгения Лансере, Марка Антокольского, Николая Либериха, Артемия Обера, Наума Аронсона и др.
Выставляете ли вы экспонаты в других музеях, участвуете ли в выставках?
Когда музей строился, немало экспонатов мы выставляли в музее декоративно-прикладного искусства, ежегодно там проходили тематические выставки с куклами-автоматонами «Новогодний переполох», «Танец дворцовых кукол» и др. Также некоторые скульптуры вывозились в Санкт-Петербург на различные юбилейные выставки. Совместные проекты с другими музеями есть всегда.
В чем видите развитие музея?
Давид Михайлович с самого начала закладывал идею, что музей — это полноценный просветительский центр. На площадке музея уже проводятся лекции, тематические программы, литературно-музыкальные вечера. Например, в этом году ко Дню Победы мы приглашали ветеранов, слушали уникальные записи с грампластинок военных лет на патефоне довоенного производства, здесь же зачитывались фронтовые письма и демонстрировалась кинохроника. Все записи мероприятий представлены на нашем сайте, можно посмотреть и послушать. Планируем продолжать в таком направлении для разных возрастов и на разные темы. Конечно, планируем заводить предметы и знакомить гостей с нашей обширной музыкальной библиотекой.
Еще в музее постоянно идет исследовательская работа, в процессе изучения музейного фонда наши специалисты находят много интересной информации, которая затем используется во время экскурсий или публикуется на сайте музея. Так как у нас очень внушительная коллекция музыкальных носителей, мы стараемся не только отцифровать эти записи, но и подготовить дополнительный материал – биографии музыкантов, интересные факты их творческого пути, истории о создании произведений. К сожалению, масса талантливейших исполнителей, пианистов и композиторов по разным причинам неизвестны широкому кругу слушателей, а когда-то они не просто сыграли важную роль, а стояли у истоков основания целых школ.
Например, в нашей коллекции бумажных перфорированных лент есть уникальные записи Теодора Лешетицкого, Игнация Падеревского, Рудольфа Ганца, Иоланды Меро, Терезы Карреньо и других выдающихся музыкантов. Очень много полезной информации в виде статей и обзоров представлено на нашем сайте. Вряд ли где-то в одном месте вы найдете столько информации и о знаменитых мастерах и о тех, чьи имена были по непонятным причинам необоснованно забыты.
Благодаря основателю музея, Давиду Якобашвили, посетители могут все увидеть бесплатно. Экскурсии проходят в формате организованных групп в сопровождении экскурсовода. На сайте можно выбрать дату и время, а также посетить лектории и тематические экскурсии уже по отдельным блокам коллекции.