мужик и царь русская народная сказка главная мысль
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
вторник, 25 сентября 2018 г.
Русская сказка «Мужик и царь»
Русская народная сказка «Мужик и царь»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Мужик и царь» и их характеристика
Чему учит сказка «Мужик и царь»
Сказка учит находчивости, сметке, смекалке, умению любую ситуацию повернуть в свою пользу. Учит хитрить и обманывать. Учит не поддаваться желаниям и не обещать за их исполнение слишком дорогой цены. Учит трезво оценивать необходимость той или иной вещи. Учит рациональному мышлению.
Отзыв на сказку «Мужик и царь»
Мне понравилась сказка, особенно хитрый мужик, который сразу понял, что царевну за него не отдадут, а потому решил по максимуму все выжать из царя. Он и сказку стал рассказывать кусочками, чтобы успеть наесться до отвала, да про сундук золота наплел. Но с другой стороны, мужик обманул царя, а обманывать не хорошо.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мужик и царь»
Жил-был царь, который очень любил сказки. И так вышло, что услышал он все сказки на свете. Грустно и скучно стало царю и бросил он клич по всей земле, что тому, кто ему новую сказку расскажет, отдаст полцарства, да красавицу дочь в придачу.
Многие приходили сказки рассказывать, но только начинали, как царь кричал: «Знаю! Знаю!» и прогонял рассказчика.
И вот один простой мужик услышал про царский конкурс и отправился к царю сказку рассказывать. Он конечно не метил к царю в зятья, но покормиться казенными харчами был не прочь.
Царь накормил мужика и велел сказку сказывать.
А мужик начал рассказывать про то, какой у него был волшебный двор и как там все было прекрасно.
Царь молчит, не знает такой сказки, Бояре молчат, тоже не знают.
А мужик остановился и сказал, что завтра дальше расскажет. А пока на кухню отправился.
На следующее утро мужик продолжает. Рассказывает про вола огромного, про пастухов, что на его рогах сидели. Царь молчит. Молчат бояре.
Снова прерывает рассказ мужик и на кухню идет.
А царь совета у бояр просит. Не хочет дочь за мужика отдавать, а сказки такой не слышал. Ну бояре и говорят, что надо обмануть мужика, и сказать, что слышал он эту сказку, а они в том подпишутся.
Мужик про этот уговор узнал, видать донес кто, и только усмехнулся. На третье утро начал он снова сказку рассказывать, про то что богат был, и царь у него сундук золота занял, да по сей день не отдал.
А царь как закричит, что знает ту сказку, и бояре ему вторят и в бумаге расписываются, что все это правда.
Взял мужик бумагу и требует, чтобы царь ему сундук золота вернул, который занимал.
Понял царь, что мужик его обманул, посмеялся и вознаградил ловкого мужика.
Мужик и царь русская народная сказка главная мысль
Автор: Капитан Елена Геннадьевна
Организация: ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск
Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск
Паспорт урока
Капитан Елена Геннадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя России Сергея Анатольевича Хихина г.о. Чапаевск Самарской области
Целевой компонент
Тема
Русская народная сказка «Мужик и царь»
Образовательная цель
Формирование читательской культуры личности, развитие критического мышления
на основе осмысления нравственного содержания и смысла сказки.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
Личностные: понимает нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков
Метапредметные: работает с текстом и понятием, планирует деятельность, осуществляет
Предметные: даёт характеристику героев сказки; выразительно её читает; находит в тексте
особенности бытовой сказки.
Программные требования к образовательным результатам
со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, определять героев,
события, их последовательность, задавать толстые и тонкие вопросы по содержанию,
давать полные ответы.
ценности художественного текста и высказывать собственное мнение; определять
позиции героев текста, позицию сочинителей.
Содержательный компонент
Программное содержание
Русская народная сказка, характеристика героев, характер.
Мировоззренческая идея
Ценностно-смысловые ориентиры
Достоинство. Честь. Культура.
План изучения учебного материала
Основные понятия
Русская народная сказка, характеристика героев, характер, антонимы, синквейн.
Основные законы, закономерности
Структура сказки = зачин + основная часть + концовка.
Имена видных деятелей
Организационно – деятельностный компонент
Тип урока
Урок открытия новых знаний, умений и навыков.
Форма урока
Образовательная технология
Формирование смыслового чтения
Оснащение урока
Ноутбук (интернет), проектор, интерактивная доска, презентации к уроку, модульная система PROClass.
Место проведения урока
Мизансцена
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Домашнее задание
Разноуровневое по выбору:
Проверка целей
Результативный компонент
Рефлексия
3. Коммуникативная рефлексия «Лестница успеха»
4. Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент (1,5 минуты)
Презентация (слайд 1)
Беседует о настроении.
«Большой палец» (Приложение 1.)
Презентация (слайд 2)
Настраивает на урок.
Проверяет готовность к уроку.
Заходят в класс под музыку.
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.
Личностные: Размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, настроение.
2.Проверка домашнего задания
(5 минут)
Презентация (слайд 3-14)
Презентация (слайд 15)
— Какую сказку вы читали дома?
(русская народная сказка «Находчивый солдат»)
Предлагает выполнить тест, используя модульную систему PROClass.
— Каким был солдат? Дайте характеристику.
— Какой из героев существовал на самом деле?
— Что вы узнали про Петра I из дополнительных источников?
— Каким был Петр I? (запишите на доске)
Работают с пультами, отмечают правильный ответ.
Высказываются, опираясь на собственный опыт и знания полученные ранее.
Рассказывают, что узнали о жизни и правлении Петра.
Выписывают на доске:
Познавательные учебные умения: используют знания полученные из справочников, энциклопедий.
Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу, применяет приобретенные навыки в практической деятельности.
3.Физ. минутка
(0,5 минута)
Презентация (слайд 16)
(Приложение 2)
Проводит гимнастику для глаз.
-Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.
4.Постановка учебной задачи. (2 минуты)
Целеполагание и мотивация.
Презентация (слайд 17)
Мотивация
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока.
— Во время физ. минутки я называла антонимы.
— Придумайте антонимы к словам, которые вы выписали на доске.
— Посмотрите на антонимы.
— Как вы думаете, какую подсказку я вам дала?
Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы познакомимся.
Рассуждают, анализируют, делают выводы.
Определяют тему урока.
Ставят цель урока, его задачи.
Метапредметные результаты: овладевает способностями ставить цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.
5.Знакомство с произведением
(12 минут)
(Презентация – слайд 18-19)
Проверка первичного восприятия
Презентация (слайд 20)
Презентация (слайд 21)
— Русская народная сказка «Мужик и царь»
— Как вы думаете, о чем сказка?
Словарная разминка:
Знакомит с трудными словами:
Просит прочитать сказку разными способами:
Стимулирует вопросно-ответную работу.
— Понравилась ли вам сказка?
— Кто главный герой? Какой он?
— Какого царя вы увидели в этой сказке?
— Как вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю?
— Докажите текстом свое мнение.
— Работаем в парах. Задайте друг другу по одному тонкому и толстому вопросу
по содержанию сказки.
Отвечают на вопрос, опираясь на собственные предположения.
Отвечают на вопрос, опираясь на собственные знания.
Находят в учебнике объяснения, читают.
Читают сказку, предполагают, что будет дальше.
Отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.
Находят ответы в учебнике.
Придумывают вопросы, задают их соседу по парте, слушают ответы и оценивают их.
Познавательные учебные умения: прогнозируют содержание сказки до чтения.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.
6.Анализ сказки
(5 минут)
Презентация (слайд 22)
Стимулирует вопросно-ответную работу.
— Каким был мужик до того, как отправился к царю?
— Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке?
— Можно его назвать жадным?
-Каким стал мужик в конце сказки?
Какие черты характера помогли ему?
— А каким оказался царь?
— Что бы вы ему посоветовали?
-Какому герою вы симпатизируете? Почему?
— Над кем посмеялись сочинители сказки?
Предлагает рассмотреть иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника.
— Какой эпизод передаёт это изображение?
— Почему вы так решили?
— Приведите пример из текста?
Ребята высказывают свое мнение, отстаивают его, доказывают, спорят.
Рассматривают иллюстрацию, находят подпись в книге.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
7.Физ. минутка
(0,5 минута)
Презентация (слайд 23)
(Приложение 2)
Проводит физ. минутку в стихотворной форме с движениями.
8.Обобщение
( 10 минут)
Презентация (слайд 24)
Презентация (слайд 25)
— Теперь мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она?
— Почему она бытовая?
— Какова структура сказки? Найдите зачин, концовку, прочитайте.
— Какой еще признак сказки вы увидели?
— Найдите в сказке пословицу?
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Предлагает составить «синквейн», пользуясь учебником.
Определяют вид сказки, ее структуру, находят зачин и концовку, замечают, что мужик три дня рассказывал сказку.
Объясняют пословицу, предполагают, когда можно эту пословицу применить, в какой ситуации.
1 вариант: царь из сказки «Находчивый солдат»
2 вариант: царь из сказки «Мужик и царь»
3 вариант: солдат из сказки «Находчивый солдат»
4 вариант: мужик из сказки «Мужик и царь»
Зачитывают свои варианты.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию;
высказывает своё суждение об оформлении и структуре произведения.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
9.Итог урока
( 1 минута)
Презентация (слайд 26)
Подводит итог уроку.
— С каким чувством уходите с урока?
— Чему научила вас эта сказка?
— Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
Благодарит ребят за работу на уроке.
Подводят итог урока, находят главную мысль сказки, размышляют о себе и своем опыте.
Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
10.Рефлексия
(2,5 минуты)
Презентация (слайд 27)
(Приложение 1)
Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»
Выражают собственное мнение о полученных знаниях.
Теперь я точно умею…
Мне было интересно…
Личностные: размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, дает самостоятельную оценку своей деятельности.
11.Домашнее задание по выбору (разноуровневое).
(0,5 минуты)
Презентация (слайд 28)
Предлагает разноуровневое задание на выбор.
Выразительное чтение сказки.
Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке.
Личностные: обосновывает ценность и значимость для себя лично, определяет свой уровень подготовленности к предмету.
Используемая литература:
Приложение 1
Рефлексия «Палец»
Палец — большой вверх для положительный настрой, вниз — для отрицательного.
Рефлексия «Радуга успеха»
Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.
Полный текст статьи см. приложение
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Мужик и царь».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «В» 27. 09.2018 г.
( предмет) (класс) (дата)
«Мужик и царь» (русская народная сказка).
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Образовательные: Учиться выделять и называть признаки сказки.
Развивающие: Развитие внимания к слову.
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Уметь определять главную мысль произведения; анализировать истории героев.
Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов.
Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию.
Презентация по теме урока.
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактическая
структура урока, с указанием времени
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Организационный этап, 2_ мин
Эмоциональный настрой на работу.
Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин
Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся.
Поиск ответов на вопросы учителя.
— Сегодня наш урок мы начнём со словарной разминки.
На доске вы видите выражения, смысл которых нужно объяснить.
— Верно, молодцы, эти выражения помогут нам сегодня при изучении нашей темы.
— Но для начала, давайте вспомним, что такое СКАЗКА?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Откройте учебники на странице 38. Прочитайте заголовок сказки?
Формирова-ние устойчивого интереса к учебной деятель-ности.
Умение ставить цели и стремиться к их достижению.
Предложить учащимся выполнить читательскую разминку.
Задают вопросы, обращаются за помощью.
— О чём, как вы думаете, будет эта сказка?
— Что мог бы обсуждать мужик с царём?
— А почему в названии сказки употреблено именно слово «мужик», а не мужчина или гость, например?
— Давайте узнаем, так ли это?
Овладение «технологией» осмысленног о выразительного чтения
Умение контролировать свои действия.
Открытие новых знаний.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
1. Чтения рассказа учителем.
— Откройте свои учебники на стр. 38
— Я начну читать сказку, а вы внимательно следите, чтобы потом продолжить.
— Слушаете внимательно, чтобы могли ответить на вопросы.
— Понравилась ли вам сказка?
2. Чтение сказки детьми по цепочке.
3. Анализ произведения.
1. Дети, как вы думаете, почему мужик пошел к царю рассказывать сказку, он же знал, что царь не отдаст за него свою дочь? (потому что он жил впроголодь и ему хотелось кушать как царь). – Найдите тексте подтверждение тому, как он жил и почему решил сказку к царю идти сказывать. (стр. 38. «А в том царстве жил, горе мыкал, бедный мужик. Ни дома, ни хозяйства у него не было. Жил, где приведется, пил, ел, что придется. Иной день впроголодь, иной день вовсе не евши сидел.»
«Слушает бедняк насмешки, а сам думает: «Дай, пойду, попытаю счастья. Царским зятем мне не быть, а хоть день-другой готовыми харчами попользуюсь»»).
2. Почему мужик прежде чем рассказать всю сказку каждый раз просил его накормить и напоить? (потому что царь мог сразу его выгнать, а он пришел туда для того, чтобы его накормили и старался как можно больше дней остаться в царских покоях)
3. Почему мужик рассказывал сказку от первого лица? (он знал, чем закончится эта сказка)
4. Почему царь закричал о том, что слышал эту сказку именно в тот момент, когда мужик сказал про сундук золота? Как это характеризует царя? (как жадного, хитрого, нечестного человека)
5. Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке? Можно ли это объяснить жадностью мужика? (нет, мужик не жадный, он позаботился о своей дальнейшей жизни, а с царя не убудет)
Скачут-скачут во лесочке
Встал зайчонок на пенек,
Всех поставил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз-шагают все на месте,
Два-руками машут вместе,
Три-присели, дружно встали,
Все за ушком почесали,
На четыре-потянулись,
Пять-прогнулись и нагнулись,
Шесть-все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд.
Использо-вать речь для регуляции своего действия.
Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 10 мин
Предложить выразительно читать прозаическое произведение; ответить на вопросы.
Определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию.
4. В третьем классе ты читал сказку «Кашу из топора»
а) Сравни солдат из сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»
б) Как относится к солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.
5. Что ты знаешь о русском императоре Петре I? Прочитай о нём в детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе особенно интересным.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Применение знаний и умений в новой ситуации 5 мин
Предложить работу с учебным пособием.
Самостоятельное овладение знаниями под руководством учителя.
Формирова-ние устойчивого интереса к предмету.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин
Помочь проанализировать свою деятельность
Анализ своей деятельности.
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Конспект урока литературного чтения ««Русская народная бытовая сказка «Мужик и царь»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Русская народная бытовая сказка «Мужик и царь»
Цель : познакомить с народной бытовой сказкой «Мужик и царь», показать, как в сказках проявляется народная мудрость.
Проявят интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
Будут развивать умение выразительно читать текст
Выберут слова из текста для характеристики героев
Вспомнят определение понятия «сказка», ее виды, определят вид изучаемой сказки
Будут определять главную мысль сказки
Формируют умение сопоставлять персонажей произведений
Будут определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его
Сделают вывод об общих нравственных категориях
Смогут устанавливать причинно-следственные связи
Смогут анализировать прочитанный текст
Оборудование : учебник, классная доска.
Литература : Рабочая программа УМК «Планета знаний» учебного курса «Литературное чтение» 4 класс
Мотивация к сказке
— Сегодня наш урок мы начнём со словарной разминки.
На доске вы видите выражения, смысл которых нужно объяснить.
— Верно, молодцы, эти выражения помогут нам сегодня при изучении нашей темы.
— Но для начала, давайте вспомним, что такое СКАЗКА?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Молодцы! Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы познакомимся.
— Терпеть нужду, подвергаться невзгодам.
— Обратиться с призывом
— Узнать, изведать счастье.
— Народные и авторские. Народные делятся на: сказки о животных, бытовые и волшебные.
Проявят интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
Вспомнят определение понятия «сказка», ее виды, определят вид изучаемой сказки
Определение темы урока
Подготовка к первичному восприятию
— Откройте учебники на странице 38. Прочитайте заголовок сказки?
— О чём, как вы думаете, будет эта сказка?
— Что мог бы обсуждать мужик с царём?
— А почему в названии сказки употреблено именно слово «мужик», а не мужчина или гость, например?
— Давайте узнаем, так ли это? Предлагаю вам чтение по ролям: автором буду я,
Целовальником… (продавец вина в кабаке), князьями да боярами…
— Проблемы своего государства. Возможно, царь даст невыполнимое задание для мужика.
— Наверное, этот мужик из простых людей.
Смогут устанавливать причинно-следственные связи
Проверка первичного восприятия
— понравилась ли вам сказка?
(чтение сказки детьми по ролям).
Смогут анализировать прочитанный текст
Будут развивать умение выразительно читать текст
— Как вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю?
— Докажите текстом свое мнение.
— Ему просто хотелось наесться, потому что он голодал. Жениться на дочери царя он не собирался.
(..«Дай пойду, попытаю счастья. Царским затем мне не быть, а хоть день – другой готовыми харчами попользуюсь»… )
Будут определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его
— как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке?
— Каким был мужик до того, как отправился к царю?
— Хорошо, какие выражения вы заметили, которые встречаются и в других русских народных сказках?
— Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника. Кто мне скажет, какой эпизод передаёт это изображение?
— Почему вы так решили?
— Приведите пример из текста?
— Теперь обратим внимание на иллюстрацию на странице 41. Какой эпизод изображен?
— Докажите примером из текста.
— Посмотрите, какой теперь мужик?
— С целью проучить царя за его обман. Попросил золото, потому что жил бедно и голодно.
-…«Бедный мужик жил, горе мыкал. Ни дома ни хозяйства у него не было. Жил, где приведётся, пил, ел, что придётся. Иной день впроголодь, иной день и вовсе не евши.»… с.38.
— …«Ну и жених! Рубаха латана, перелатана, лапти верёвкой подвязаны»… с.39.
— «жил – был», «сказки сказывать», «глаза проглядела», «царь – государь», «стал жить – поживать» и т.д.
— Моменты, когда мужик приходил рассказывать сказку.
— Потому что, мужик сидит перед царем и боярами, с интересом что – то рассказывают, царь и бояре внимательно слушают.
— …« Царь молчит, и бояре молчат, не перебивают, а мужик говорит»….
— Нахмуренный, величавый, лукаво смотрит на мужика, ждет, когда узнает сказку, которую ему рассказывают.
— Момент, когда царь насыпал сундук золота, мужик взял деньги, а царь догадался, что его обманули.
— «…В ту пору царь догадался:
— Обманул меня мужик – лапотник!
Да делать было нечего: что написано пером, того не вырубишь топором. Пришлось насыпать сундук золота.
Мужик денежки взял …»
— Довольный, что проучил царя и бояр.
— Он в недоумении, расстроен и подавлен. Бояре растеряны.
Выберут слова из текста для характеристики героев
Формируют умение сопоставлять персонажей произведений
Будут определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его
Смогут анализировать прочитанный текст
— Молодцы! Найдите в сказке поговорку?
— Как вы понимаете смысл этой поговорки?
— Теперь мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она?
— Почему она бытовая?
— Что написано пером, того не вырубишь топором.
— Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.
— Русская народная, бытовая.
— Потому что в сказке идет речь о самом обычном, с чем люди встречаются в жизни. Здесь хитрый мужик и лживый и глупый царь. Главный герой – мужик проявил смекалку и проучил царя.
Определят вид изучаемой сказки
Давайте подведём итог. Так как сказка обязательно чему – то учит, то чему же учит сказка «Мужик и царь»?
— Что высмеивает народ в этой сказке?
— тому, что нужно отвечать за свои поступки и слова. Сказка учит не обманывать, быть находчивым в нужный момент.
Будут определять главную мысль сказки; Сделают вывод об общих нравственных категориях
— Подобрать пословицы к сказке. Спасибо за урок!
Оформление классной доски:
Номер материала: ДБ-1712518
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.