мягкие навыки в образовании статьи
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе
Ключевые слова: система гибких навыков soft skils
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills. Сегодня чаще всего используется англоязычный термин soft skills — в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью.
Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как мягкие определяют оставшиеся 85% [1]. К наиболее значимым «гибким навыкам» следует отнести: способность работать в команде, способность принимать решения и решать проблемы (лидерство), способность общаться с людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию.
Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным. Например, по данным исследований Wall Street Journal около 90% руководителей испытывают нехватку именно таких работников [1].
Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Рассмотрим основные навыки soft skills
Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Умение принимать решения и решать проблемы
Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.
Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Умение общаться с людьми
Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.
В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.
Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.
Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность – это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.
Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.
Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.
Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.
За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения.
Умение искать и обрабатывать информацию
Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.
Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:
— выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
— следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
— учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
— применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
— получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности [2,3].
Литература
Soft skills учителя будущего
Цифровизация — тренд, который захватил почти все сферы нашей жизни, и образование не исключение. Все больше учителей осознают необходимость технологий в учебном процессе.
Если раньше педагог играл роль передатчика знаний, то в 2021 году у нас есть безграничный доступ к информации. Пара кликов и ты без учебника знаешь, когда закончилась Столетняя война и сколько длилось татаро-монгольское иго.
Сейчас учитель — это организатор познавательной деятельности. И главная его задача не дать ученикам информацию, а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.
Помимо того, что новые инструменты, которые подарила цифровизация, мотивируют и вовлекают учеников, они позволяют оставаться с ними на одной волне. Но для того чтобы грамотно применить их, учителям нужные новые soft skills. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или коллективе работает человек. Их легко измерить с помощью тестов или экзаменов.
Пример: владение английским языком, умение водить машину, создание логотипа в фотошопе, программирование и т.д.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не всегда связаны с должностью напрямую, но влияют на успешность сотрудника.
Пример: креативность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, критическое мышление.
В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, умение учителя грамотно передавать информацию, четко планировать урок, следить за атмосферой в классе и т.д.
А мягкими навыками могут быть: терпение, чувство юмора и готовность выйти за рамки формальностей. Например, если мы говорим о школьниках, простить ученику мелкую погрешность, когда он вместо трех клеток в тетради отступил две.
Теперь перейдем к качествам, которые помогут современным учителям завоевать сердца поколения Z.
Итак, чтобы ученики сами спешили на урок и охотно выполняли домашние задания, педагогу нужно:
Сейчас этим не удивишь даже пятилетку, поэтому информацию нужно подавать разными способами: создавать обучающие викторины, квесты, делать интерактивные презентации с интересными схемами и персонажами. Вашими помощниками могут стать:
Конечно, не забываем, что дополнительный плюсик в карму получает учитель, который знает, что такое скидывать в «облако» материалы урока, беседы в мессенджерах и т.д.
2. Видеть возможности
Сейчас нет ни одного предмета, где нельзя было бы применить технологии — причем как в очном формате, так и во время онлайн-занятий. Даже в уроки трудов для девочек можно внести что-то новое. Например, предложить ученицам скачать мобильное приложение с конструктором блюд и предложить конкурс на самый необычный рецепт.
Во время физкультуры можно устроить соревнование на самую большую пройденную дистанцию, а затем раз в неделю измерять результаты, используя мобильный шагометр.
У большинства российских школ нет дорогого оборудования в виде шлема виртуальной реальности или планшетов, но здесь речь идет об умении использовать доступные сервисы и устройства, ведь телефон и выход в интернет есть у каждого обучающегося. Проявляйте креативность.
Например, «Учитель года России» 2020 по версии Mail.ru, Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее, которые она активно использует в своих презентациях. Такие мелочи привлекают внимание учеников и повышают их интерес к учителю и предмету.
3. Помнить о главном — своей личности
Технологии только помощники учителя. 80% эффективности уроков зависит от того, какой личностью вы являетесь.
У каждого ведь в вузе был преподаватель, с лекций которого хотелось убежать, но был и тот, у которого не хотелось упускать и минуты. Харизма, энергетика, характер — называйте это, как хотите, но обаяние все же играет роль.
В целом, старайтесь изучить аудиторию, для которой преподаете. Посмотрите, что им интересно, какие фильмы они смотрят, во что играют и что слушают. Так вы вызовете лояльность. Мир не стоит на месте и, если учитель до сих пор считает, что информацию для доклада нужно искать в местной библиотеке и до сих пор умеет пользоваться только телефоном-ракушкой, современные ученики будут воспринимать его как динозавра, которому каким-то образом удалось дожить до наших дней.
Быть на одной волне с учениками = вызывать их доверие и уважение, а авторитет учителя — еще один важный показатель, от которого зависит эффективность занятий с ним. Помните, что конечная цель учителя не научить, воспитать и развить, а сделать так, чтобы ученики захотели этого сами!
Спасибо, что остаетесь с нами. Не забывайте подписываться на наш Telegram-канал, где вы всегда найдете подборки с полезными ресурсами, анкеты для оценки обучающих продуктов и актуальные новости мира онлайн-образования.
Как включить гибкие навыки в образовательный процесс
Спасение в «темные» времена
За последние полгода человечеству пришлось радикально перестроить большинство привычных сфер — от офисной работы и розничной торговли до здравоохранения и экономики. Пандемия стала глобальным тестом на проверку гибких навыков. В первую очередь это касалось адаптивности и креативности — умения находить решения в экстремальных ситуациях и быстро менять стратегию.
Впрочем, о растущем значении soft skills начали говорить давно. В 2018-м американские исследователи обнаружили, что развитие soft skills повышает производительность на 12% и обеспечивает возврат инвестиций на уровне 250%. На эту тенденцию обратили внимание и рекрутеры: как показал недавний опрос GMAC, больше половины HR-менеджеров считают, что ценность гибких навыков вырастет в ближайшие пять лет и во многих сферах будет преобладать над hard skills.
Это подтверждают и первые прогнозы аналитиков в 2020 году — большинство из них уверены, что именно специалисты с развитыми личностными качествами помогут бизнесу справиться с кризисом. На растущий тренд уже отреагировали многие компании — например, Microsoft совместно с LinkedIn открыла бесплатный доступ к нескольким курсам, в том числе к программе по soft skills.
Хорошее владение soft skills становится базовым требованием. По данным West Monroe Partners, 67% HR-представителей в сфере IT отказывали талантливым IT-специалистам с недостаточно развитыми персональными качествами. Более того, почти 43% респондентов отмечали, что проблемы с коммуникацией плохо сказывались на рабочих отношениях и даже приводили к срыву дедлайнов.
Ценность коммуникации возрастает на фоне перехода на удаленную работу. Первые исследования показывают, что на удаленке сотрудники реже общаются с малознакомыми коллегами, зато чаще связываются с теми, с кем уже установили дружеский контакт. В результате нарушается взаимообмен идеями, снижается уровень доверия и взаимопонимания.
Требования работодателей к выпускникам вузов и молодым специалистам на этом фоне меняются. Так, по данным LinkedIn, навыки коммуникации и решения комплексных проблем теперь стоят в одном ряду с таким базовым знанием, как владение Microsoft Office.
В 2020-м также вырос спрос на развитый эмоциональный интеллект. Достаточно вспомнить пример с Facebook, которая недавно потеряла многомиллионные контракты из-за того, что недостаточно активно боролась с расистскими и ксенофобскими высказываниями на своей платформе. Таким образом, в условиях, когда финансовые показатели компании напрямую зависят от уровня эмпатии и осознанности ее сотрудников, показатель EQ (эмоциональный коэффициент) ценится не меньше, чем IQ.
Сложности обучения
Несмотря на востребованность soft skills, большинство вузов в России и на Западе не включает развитие личностных навыков в учебную программу: как показал опрос SHRM, половина компаний не может найти начинающих специалистов с подходящим набором soft skills. Это связывают с цифровизацией образования: студенты проводят все меньше времени в «полевых» условиях и изучают предметы в отрыве от реальных требований рынка.
Другая проблема — исключение гуманитарных предметов из образовательных программ технических специальностей. Студентов не учат таким базовым навыкам, как взаимодействие с клиентами и заказчиками, работа в команде и создание коллабораций, ведение переговоров и решение конфликтных ситуаций. В результате IT-специалисты могут дополнительно сталкиваться с этическими проблемами — при создании роботов и алгоритмов разработчики часто не учитывают контекст и идут на поводу у заказчиков, которые, в свою очередь, преследуют коммерческие интересы. Как итог — чат-боты-расисты и предвзятые алгоритмы-судьи.
Эта проблема лишь недавно стала центром обсуждения среди членов IT-сообщества. Так, в начале прошлого года Гарвардский университет ввел курс этики для разработчиков, а многие вузы запустили образовательные мини-модули для прокачки важных soft skills. Например, в американских колледжах тестируют систему бейджей — сертификатов по микроспециальностям, таким как устная коммуникация, эмпатия и инициативность. Однако единого стандарта для оценки личностных навыков все равно пока не существует.
В России централизованной системы преподавания и оценки soft skills также пока нет. Но первые проекты уже появляются. Например, платформа «Учи.ру» готовит к запуску курс по универсальным гибким навыкам — программа «Успею все!» объясняет школьникам, как планировать время, ставить цели и анализировать результаты.
Некоторые вузы планируют готовить менторов и наставников, которые будут заниматься со студентами развитием гибких навыков. Однако проект пока только обсуждается. Многие университеты запускают тематические онлайн-курсы: например, Политех и РАНГХиГС создали программу «Навыки личной эффективности» для отработки универсальных soft skills. Корпоративные школы также организуют курсы по развитию личностных качеств — например, в Корпоративном университете Сбербанка можно освоить курс по дизайн-мышлению, решению проблем, презентациям и переговорам. Академия Росатома недавно также начала проводить мастер-классы по soft skills, а «Сургутнефтегаз» и X5 Retail Group проводят тренинги для сотрудников с использованием VR-тренажеров. Блоки по soft skills также включены во многие образовательные программы корпораций — например, в учебный план «Академии продуктовых менеджеров» Mail.Ru Group.
Включение в образовательный процесс
Вот несколько шагов, которые помогут развить гибкие навыки и сделать образовательный процесс более вовлекающим:
Шаг 1. Подключение работодателей. Большинство вузов годами обучает студентов hard skills, а потом только предлагает им применять знания на практике. Но технические и гибкие навыки должны развиваться одновременно. Для этого важно как можно раньше подключать к образовательному процессу работодателей, как это делают многие EdTech-платформы и образовательные акселераторы. Студенты работают с реальными данными, решают реальные кейсы клиентов и в процессе учебы развивают личностные качества. Например, учатся общаться с заказчиками, работать с ТЗ и соблюдать дедлайны. Некоторые сервисы, например, Modern Labor и Almamat, предлагают бесплатное обучение и гарантированное трудоустройство — оплата предусмотрена только после получения первой зарплаты на новой работе.
Шаг 2. Привлечение менторов. Лучший способ быстро познакомить начинающего специалиста с реалиями работы — подключить ментора. Такой сервис предлагают платформы Springboard и Coding Coach, которые помогают искать наставников для IT-специалистов, а также инсценируют собеседования. Российский сервис Almamat привлекает к обучению новичков IT-волонтеров: они вводят начинающих в курс дела и помогают разбираться с трудностями и подводными камнями. Ответы на многие вопросы можно найти в тематических пабликах или в подкастах, например, Soft Skills Engineering рассказывает, как общаться с заказчиками, решать сложные вопросы и находить общий язык с коллегами.
Шаг 3. Использование новых технологий. Для отработки гибких навыков нужно регулярное повторение различных сценариев, и в процессе обучения на это часто не хватает времени. Прокачивать навыки в любое удобное время не выходя из дома можно с помощью современных инструментов — VR-тренажеров или игровых симуляторов. Например, компании Virtual Speech и Talespin помогают развивать уверенность в себе и прокачивать EQ, а Cerevrum — повысить навыки сотрудников крупных компаний в ускоренном режиме с помощью виртуальных симуляций. Так, в VR можно научиться делать презентации, проводить питчи проектов и подготовиться к собеседованию.
Шаг 4. Расширение кругозора. Изучение новых отраслей помогает развивать эмоциональный интеллект и навыки коммуникации, и для этого не обязательно получать дополнительную специальность. Например, если вы разрабатываете ПО, вам могут пригодиться знания в области product-менеджмента или контент-маркетинга.
Можно выбрать нишу, которая соответствует уже приобретенным навыкам. Так, специалист по работе с нейросетями может изучить алгоритмы для маркетингового продвижения, а разработчик мобильных игр — пройти курсы сценарного мастерства или изучить основы UX-дизайна: это поможет ему эффективно коммуницировать со сценаристами и прокачать навыки визуального сторителлинга. Для расширения кругозора также полезно работать в мультидисциплинарных командах — так делают в Университет Монаш (Мельбурн), где студенты инженерных специальностей занимаются в группах с другими учащимися из разных областей.
Шаг 5. Создание стартапов. Самый эффективный способ прокачать сразу несколько гибких навыков — это подключить студентов к реальным проектам или позволить им открыть собственное дело. В этом случае им придется осваивать сразу десяток навыков — от генерации гипотез до взаимодействия с конкурентами. В сериале «Кремниевая долина» хорошо показано, сколько времени у IT-компании может уходить на решение вопросов, которые не связаны с программированием и технологиями. Многие буткемпы для разработчиков поощряют запуск стартапов. В процессе обучения действительно легче найти единомышленников и вместе запустить проект. Так, например, был создан сервис для создания онлайн-завещаний Willing — его основатели встретились благодаря учебе на платформе Bloc.