на руси свекр спал со снохой
В 18 – м и 19 – м веках в русских деревнях во многих семьях существовало снохачество. Охарактеризовать это можно, как сожительство главы семейства с женой своего сына – снохой. Почему это происходило? И в чём основные причины снохачества?
История
Православная церковь осудила снохачество, назвав его грехом. Подтверждением данного факта являются документы Поместного Собора Русской православной церкви за 1918 год.
Снохачество в русских деревнях, по мнению историков, имело прямую связь с безграничной властью «большака» или, как говорится «отца семейства», над всеми домочадцами.
Среди главных причин, породивших данное явление в 18 –м – 19 – м веках, называется призыв молодых крестьян в рекруты. Как известно, такая служба продолжалась долгие годы, а в это время молодая жена оставалась в деревне. В данной ситуации нередко случалось, что свёкор склонял к половым отношениям сноху всеми возможными методами. Среди них были: уговоры, подарки, обещания более лёгких условий труда. Если же сноха не соглашалась, в ход шли угрозы, клевета, постоянные придирки, побои. Одним словом, жизнь в семье для молодой женщины становилась невыносимой. А защиты, как известно, искать было негде.
Одним из факторов, способствующих снохачеству, являлось отходничество. В данной ситуации молодёжь уходила работать в города. Описываются случаи, когда «большак» умышленно отправлял в город своего сына, пользуясь его неопытностью. Такие ситуации в своих рассказах упоминал информатор Болховского уезда в конце 19 века. В частности, в своём донесении он указывал, что явление особо распространено в уезде, поскольку мужчины, которые уезжают на заработки, видят своих жен лишь дважды в год. А свекры, оставшиеся в деревни на правах главы семейства, вводят свои порядки.
В итоге, со временем распада патриархальной семьи, когда выросло число крестьянских разделов, снохачество исчезло. Молодожены и родители стали жить отдельно друг от друга.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Снохачество на Руси. В деревнях отцы семейств спали с женами своих сыновей
Снохачество, или бабья повинность, — явление в русской деревне, когда мужчина, глава большой крестьянской семьи, живущей в одной избе, состоял в половой связи с собственными снохами — женами сыновей. Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX вв. и просуществовала вплоть до начала XX столетия.
Довольно распространенная в те времена история: богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты» (соляной промысел), сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков — согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку.
Это вполне типичный для того времени пример склонения свекром снох к половой близости, получивший в народе название «снохачество».
В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ
Снохачество вовсе не означает, что крестьяне были сплошь убежденными развратниками. Дело в особенностях крестьянского быта того времени, небогатых семей, не имеющих возможности отделить женившихся сыновей. Несколько поколений всю жизнь жили в одной избе, на глазах друг у друга. Никаких секретов, никаких интимных тайн. Половая жизнь родителей проходила на глазах у детей, и наоборот.
Еще одна причина снохачества — принятые тогда ранние браки. Этнограф Александр Звонков, живший в то время, сообщает, что в середине XIX века в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12–13-летних мальчиков на невестах 16–17 лет. Отцы тех мальчиков часто и сами были еще совсем молодыми мужчинами, а их более взрослые жены, измученные родами и тяжелой крестьянской работой, не горели желанием исполнять супружеский долг. Оттого и смотрели сквозь пальцы на забавы мужей с молодыми снохами. «Все лучше, если мой жеребец кобыл в своей конюшне топтать будет, а то пойдет по грязным девкам и болезнь нехорошую подцепит. А так все свое в своем дому и останется», — довольно типичное рассуждение крестьянской жены того времени, записанное Звонковым.
Отцы, склонные к снохачеству, умышленно выбирали своим сыновьям, еще совсем неопытным мальчишкам, жен постарше и покрасивее, на свой вкус. А когда парни подрастали, отцы частенько отправляли их на промыслы, а некоторых забирали в рекруты.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Почему же снохачество, которое церковь и закон приравнивали к кровосмешению, считалось в крестьянской среде не преступлением, а лишь грехом? Видимо, это связано с тяжестью крестьянского быта, в котором плотские утехи были едва ли не единственной радостью. А также отголосками языческих времен, когда в половых отношениях допускались большие вольности. Известны случаи, когда крестьянская община подвергала снохачей обструкции, но это обычно было связано с низким статусом самого крестьянина. И все же люди понимали, что снохачество — это «не по-божески». Когда у крестьян появилась возможность разъезжаться со взрослыми детьми, снохачество как явление стало исчезать.
Напишите коментарий к материалу
Ваш email адрес не будет опубликован. *
Спасибо. Ваш комментарий сохранен и будет активирован после проверки.
Почему отцы мужей спали с невестами? Снохачество в русской деревне
Снохачеством в русской деревне называлось кровосмешение — явление, во время которого мужчины вступали в интимную связь с женами своих сыновей. Снохач — это свекр, который смел заглядываться на невестку. Данное явление было весьма распространено в Российской империи и губительно сказывалось на институте семьи в тогдашнем обществе.
Причины снохачества на Руси
Для многих непонятна практика интимной связи отца мужа и его жены. А где же в это время находится сам муж?
Причины можно легко найти в особенностях крестьянского быта прошлых веков. Таковых можно назвать сразу несколько. Во-первых — это ранние браки. Даже в девятнадцатом веке в Тамбовской губернии было принято женить двенадцати и тринадцатилетних мальчиков на невестах шестнадцати лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышлено искали сыновьям красивых невест, на которых после и сами были не против положить глаз.
Картина В. Е. Маковского «Свёкор», 1888 год
Другой, не мене важной причиной, были промыслы крестьян. Отцы регулярно отправляли молодых мужей «куда подальше» на работу, чтобы приблизиться к приглянувшимся им невесткам. Жили тогда семьи все вместе, так что чувства «вспыхивали» то здесь, то там по всей стране.
Так, в записях из Орловской губернии, датированных 1899 годом, сказано, что снохачество там распространено было из-за отъезда молодых парней на заработки. С женами они виделись только два раза в год — в остальное же время невестка попадала в распоряжение свекра, остававшегося дома. Бывало и такое, что мужья уезжали больше, чем на год. Еще хуже — уходили на года в армию.
Вот что писали об этом современники (цитаты и сканы из дореволюционных изданий):
Сведения о казацких общинах на Дону. Материалы для обычного права. Том 1. Автор: Харузин М.Н. 1885 г. 429 страниц. Харузин Н.Н. (1860 — 1888)
Положение невесток
С сыном в целом ситуация понятна, но неужели невестки по своей воле ложились в постель к своим «отцам»?
Разумеется, нет. В основном подобная связь случалась по принуждению. Для начала свекр пытался уговорить невестку: давал ей только легкую работу и дарил подарки. Если девушка давала отпор, то ее строго наказывали — загружали непосильным трудом, придирались и даже избивали за невыполнение обязанностей по дому. В общем, жизнь женщин, попавших во власть отвергнутого снохача, превращалась в настоящий ад.
Снохач мог наговаривать сыну, что его жена изменяет ему с другими. Нередки были случаи, когда сын по возвращению домой расправлялся с якобы неверной женой, хотя на самом деле девушка попросту отвергла своего свекра.
Иным снохачам и вовсе было мало одной невесты. В записях крестьянина из Орловской губернии сохранились такие воспоминания:
«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, со злым умыслом отправил двух своих сыновей на шахты — мужчина желал своих невесток, а сыновья ему только мешали, путаясь дома под ногами. Сначала он с помощью дорогих подарков умаслил старшую невестку к связи, а после добрался и до младшей. Последняя очень сопротивлялась, но после уговоров вместе с притеснениями все же согласилась. Однажды девушка застала свекра со старшей невесткой. Молчать не стала — показала их соитие свекрови, которую поспешила привести в сарай. Закончилась история мирно — жена снохача получила в подарок сарафан, а невестки по платку».
Но порой и для снохача его похождения заканчивались и летальным исходом. Жена могла расправиться со своими мужем., или сын, который разобрался во всех интригах, попросту убивал своего отца.
Если невестка обращалась в суд, то как правило, дела попросту заминались. В корреспонденции из Ярославской губернии отмечается, что никогда еще не приходилось слышать, чтобы дело о снохачестве разбиралось в волостном суде.
Если же связь снохача с невесткой случайно раскрывалась публично, то во всем обвиняли именно девушку. Ее ожидала расправа со стороны мужа и порицание со стороны односельчан. Обманутый супруг зачастую избивал и выгонял из дому неверную, но иногда случались во время выяснений отношений и трагические случайности.
При этом в некоторых деревнях все же была практика осуждать именно снохача, захомутавшего бедную молодую невестку. Их недолюбливали, а их промысел считали страшным грехом. Снохачей называли блудниками и срамниками.
Только по мере того, как в обществе начали распадаться устоит патриархата, снохачество стало постепенно сходить на нет. Отцы уже не имели такой власти над сыновьями, а значит не могли контактировать с невестками и забирать их в свои «владения».
Снохачество на Древней Руси
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Невестка в дом — бес в ребро
Любовный квадрат: отец и сын женились на родных сестрах
Сын женился, привел в дом молодую супругу. А его отец еще и сам хоть куда! К тому же вкусы их очень похожи… Юная красотка оказывается меж двух огней. Тема отцов и детей приобретает пикантное звучание. Известно, что на молоденьких супруг собственных сыновей засматривались Иван Грозный и Иосиф Сталин, а Чарли Чаплин вообще увел невесту у сына буквально накануне свадьбы.
В Ростовской области горячий свекор Олег Небрат нашел оригинальный выход из непростого любовного треугольника, превратив его в квадрат.
СНОХА́ЧЕСТВО, снохачества, мн. нет, ср. Половое сожительство свекра со снохой.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Вот и ещё один историковед древней руси объявился, 1976-го года рождения.
Как же мы жили-то до его глубокомысленных изысканий. =(
А не могли бы вы предоставить общественности источник из которого взят данный факт?
О, то есть дети могли быть. братьями по крови мужу своей матери о_О
Не будь скотиной
Стримеры. Две стороны одного дела
Страшно прибыльно.
Красавчик
Бессердечные
История фейковой сдачи на берет спецназа Кадырова
По итогу всех участников нарушавших правила сдачи сняли с испытаний. В том числе, как говорят родственника Кадырова, сняли с соревнований.
Но утром некоторым из них выдали краповые береты. После чего спецназовцы обещали снять краповые береты в знак протеста. И разбираться с ситуацией приехали генералы и большие начальники из Чечни.
Эти деньги подарки из фонда Кадырова. Тоесть из денег выделяемых из бюджета Российской Федерации, хотя официально это не так, но по факту именно так.
Вот такие у нас коммерческие, ой простите краповые береты.
Это моё мнение как человека, я не хотел кого-либо обидеть. Но молчать я тоже не могу.
UPD. К посту есть вопросы #comment_216789104
Семейные отношения на Руси в XIX веке многие считают буквально образцовыми. Строгий патриархат и разделение на ветви являются видимым образцом порядка и стабильности. У каждого в семье есть своя ниша, права и обязанности — все живут в мире и согласии.
При этом идеальной ситуация выглядит только со стороны. Многим подчинение старшим давалось с огромным трудом и считалось настоящим наказанием судьбы.
Снохачество на Руси — что стало причиной
Иногда чувство власти в мужчинах перерастало в чувство вседозволенности, из-за чего имели место криминальные ситуации. В частности порицание на общественном и даже законодательном уровне заслуживало снохачество — сожительство главы семьи с женщинами «младших поколений».
Развивалось снохачество в первую очередь из-за бедности — многие сыновья не имели возможности жить с женами отдельно, а потому оставались даже после свадьбы под опекой родительского крова.
Причиной снохачества было и отсутствие работы — заработок молодые мужчины могли искать буквально за тридевять земель, но брать с собой в путь супругу не имели возможности. Молодую жену оставляли дома под опекой отца, и те свободно сожительствовали с невестками.
Старшие мужчины к снохачеству склонялись не по ошибке — мол, проходила мимо, соблазнила и «так получилось». Нет, они умышленно подбирали в жены сыновьям молодых красивых девушек, рассчитывая на дальнейшую связь. Причем сыну в день свадьбы могло быть 12-13 лет, а его супруге уже 16-17 лет.
По родственным связям снохачество считалось инцестом, хотя кровной связи между свекром и невесткой не было. Преступление осуждалось обществом и церковью — в редких случаях, когда снохачество было доказанным, оно могло послужить причиной развода.
Как невесток склоняли к сожительству
Давние нравы предполагали, что в день свадьбы муж становится практически хозяином своей жены, а потому берет ее себе в дом. Приходя в чужую семью, молодая девушка старалась понравиться всем, но оставалась практически бесправной, ведь должна слушать не только мужа, но и всех старших.
Главы семейств пользовались своим положением — они специально принимали невестку враждебно, чтобы та пыталась получить благоволение всеми доступными способами. Если девушка не понимала, что от нее требуется, или осознанно рисковала отказывать свекру — тот загружал ее само грязной и тяжелой работой для усмирения характера. В иных случаях наказывал молодую девушку ее муж по поручению недовольного «поведением» невестки отца.
Родители девушке помочь не могли, так как принять дочь назад домой считалось в те времена достаточно постыдным. Значит больше никто и не возьмет. Девушкам приходилось терпеть домогательство «старших» и одаривать тех своей лаской, чтобы выжить в непростых условиях.
Владимир Маковский «Свекор»
Более смышленые пытались обернуть ситуацию себе в пользу, ведь за свою покорность перед свекром могли получать ценные подарки, красивые наряды и дополнительные дни отдыха от домашней работы.
Если о греховной связи узнавал муж, виновной всегда считалась женщина. Отца семейства винили очень редко, ведь его уважали и боялись.
Снохачество было настоящим бичом общества. Из-за него семьи часто распадались — молодые уходили жить к родителям жены, хотя это считалось очень постыдным. Снохачество способствовало и уменьшению количества населения — в семьях часто случались убийства на почве ревности или детоубийства, ведь плод от греховной связи девушка и ее свекор спрятать иным образом не могли.
Историческая справка
Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:
«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.
Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».
Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:
«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».
Михаил Зощенко «Волостной суд»
Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:
«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».
По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».
Как и когда на Руси прекратилось снохачество
Раздел земель в XIX веке поспособствовал распаду крупных семей — молодые могли получить свой участок и жить отдельно. Именно это стало причиной постепенного исчезновения снохачества как социального явления.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов