набережная канала грибоедова 101 история дома
История участка началась в восьмидесятые годы XVIII столетия, когда вице-полковник лейб-гвардии Гренадерского полка С. Ф. Уваров (отец будущего министра просвещения) приобрел пустопорожнее место на берегу только что одетого в камень Екатерининского канала и приступил к постройке трехэтажного на подвалах дома с классическим колонным портиком. Вскоре он умер, и его вдова, не имея средств для окончания начатого строительства, в 1789 году продала уже готовое вчерне здание казенному ведомству, и вскоре там обосновалась Медицинская коллегия.
При императоре Павле ее сменила возобновленная Коммерц-коллегия, ведавшая внутренней и внешней торговлей, торговыми коммуникациями и таможенными сборами. Позднее здесь размещался сначала Форстмейстерский (Лесной) институт, а после него — Училище торгового мореплавания. Лишь в 1856 году дом вновь перешел в частное владение. Хозяином его стал генерал-майор К. И. Альбрехт, чей великолепный портрет кисти Ореста Кипренского можно видеть в Русском музее.
В момент приобретения особняка генералу было уже под семьдесят, и он недолго владел им. После его кончины участок приобрел купец И. И. Алафузов, семейству которого он принадлежал до самой Октябрьской революции. Иван Иванович Алафузов относился к тем, кто встал на путь предпринимательской деятельности, когда он еще не был столь широким и торным, как в пореформенные годы. Свой первый кожевенный завод в городе Камышлове Пермской губернии он открыл еще в 1856-м. За ним последовали льнопрядильная и ткацкая фабрика в Казани, а позднее — суконная в Уфимской губернии, так что после смерти старика Алафузова в 1891-м его наследники смогли создать акционерное общество с миллионным капиталом.
Контрольным пакетом владели вдова покойного Лидия Андреевна, она же председатель общества и владелица дома, и ее сыновья, Иван и Николай — директор-распорядитель. Правление находилось тут же, в особняке на Екатерининском канале, 101. На средства общества содержались школа на 200 человек, библиотека с читальней, музей, народный театр на 900 зрителей и больница для рабочих. За высокое качество изделий компания не раз удостаивалась наград на российских и зарубежных выставках.
Весь алафузовский клан — мать-вдова и сыновья со своими семьями — мирно поживали в своем уютном гнезде у Львиного мостика, по соседству с одной стороны с полицейской частью (дом № 99), а с другой — полицейским архивом (дом № 103). Оба этих здания были построены примерно в то же время, что и дом № 101. В том, что находилось справа, с 1804 по 1837 год размещался Мариинский институт для девочек-сирот, а после его переезда на Кирочную улицу сюда перевели съезжий дом 2-й Адмиралтейской части. Двухэтажный домик с левой стороны первоначально имел лишь один этаж и представлял собой не что иное, как служебную пристройку к нынешнему дому № 101. Впоследствии его повысили на один этаж, перестроив в стиле раннего итальянского Возрождения, и отвели под полицейский архив.
27 февраля 1917 года, когда в разных концах города запылали здания судов, тюрем и полицейских участков, дом Алафузовых оказался в буквальном смысле между двух огней, но, к счастью, вышел из этого горнила без особых повреждений. На другой день утром изумленные прохожие увидели огромное пепелище из сожженных и разбросанных по тротуару бумаг полицейского архива. Случайные прохожие поднимали и читали обгорелые клочки секретнейших циркуляров и личных дел.
Дом Алафузовых. Правление Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов
Дом Алафузовых. Правление Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов
наб. канала Грибоедова, 101
К. П. Беггров.
Цепной мост на Екатерининском
канале. 1828 г.
(дома 105-99)
ВПг на 1917 г.
О.III Ст. 9
И. И. Алафузов (в центре в белом)
среди родственников и сотрудников.
Казань, 1890-е гг.
Из фондов Национального музея РТ
В 1823 г. временно
размещался Лесной институт
* см. ниже
(добавил Vladimir-2013 )
Удостоверение об окончании
Музыкального техникума 1923 г.
(добавил Maggy )
Список абонентов
телефонных сетей
Лен. обл. 1931 г. С.15
* Вереха П.Н. Исторический очерк развития С.-Петербургского лесного института (1803-1903) /[Ред. Э.Э. Керн].
Санкт-Петербург : Гос. тип., 1903. С.34
В историко-биографическом справочнике «Деловой мир России» о предприятиях Алафузова сообщается следующее:
Лидия Андреевна Алафузова была домовладелицей до 1917 г. По ВПг. на 1917 г. вдова статского советника Л. А. Алафузова проживала здесь же на Екатерининском канале, 101, здесь же проживала Анна Ивановна Алафузова, жена потомственного почетного гражданина. и их родственники. (добавил Наталия )
В доме 101, был в 1920-х гг. Первый музыкальный техникум. Во второй половине 1920-х ему было присвоено имя М. И. Глинки. Так утверждали «Весь Петроград» и «Весь Ленинград». А о физкульттехникуме, о котором писал Б. М. Кудашев, там сведений не найдено. (М. М. Фокин. Штрихи к портрету канала Грибоедова. История Петербурга. No 1 (17). 2004., добавил Mary )
Отель «История Канал Грибоедова» входит в сеть гостиниц «История»; (прежние названия: «Локосфинкс 2», «Сфинкс»). После ремонта новое название отеля «Парк Отель Львиный Мостик»
Гостиница состоит из двух корпусов. Старый корпус находится в особняке конца 18 века, новый корпус был построен во дворе в 1998 г. (2018 г. сайт отеля)
1924: Музыкальный Техникум Первый Государственный. Екатерининский кан., 101 (Спутник по Петрограду. Петроград, 1924, С. 143)
Отд-ния: музык., хореограф., драмат., изобр. искусств, карельское. (Весь Ленинград на 1931 г. С. 65)
1935: Детская экскурсионно-туристическая станция. Кан. Грибоедова, 101.
В ведении Гороно. Функции: организация и методическое руководство учебной и внешкольной экскурсионной
работой в школах Ленинграда и Пригородного р-на; развитие массового самодеятельного туризма среди ребят,
организация туристических кружков; проведение оперативных туристических дальних путешествий, ночевок и
вылазок в пределах Лен. области (ВЛ. 1935. С. 357)
Грибоедова наб.к., 101
[ Грибоедова наб.к., 101 ]
В 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени стала его второй родиной. В 1863 году он был приглашён помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра, в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 — первого (главного дирижёра) и занимал этот пост до самой смерти. Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришёлся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника, в честь которого впоследствии было названо одно из фойе современной Мариинки. Начав с наведения порядка и дисциплины в оркестре, Направник превратил его в эталон столичного исполнительского искусства.
[ Мойки наб., 94 ]
Грибоедова наб.к., 101
затем до своей женитьбы (30 апреля 1865 г.) он жил в доме Альбрехта по Екатерининскому каналу, нанимая комнату у И. И. Зейферта, виолончелиста
https://www.citywalls.ru/house2085.html
[ Фонтанки наб., 133 ]
Никольский пер., 9 Фонтанки наб., 133
Петроградское филармоническое общество
https://www.citywalls.ru/house1733.html
[ Декабристов ул., 16 ]
Направник стал первым дирижёром опер: «Вражья сила» Серова (1871), «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880). «Снегурочка» (1882), «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876). «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под руководством Направника была возобновлена опера «Руслан и Людмила». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „Кольцо Нибелунга“ Вагнера (1900-05), оперы „Фиделио“ Бетховена (1905), „Орфей и Эвридика“ Глюка (1911)».
[ Декабристов ул., 27 ]
Эдуард Францевич Направник ( 24 августа 1839, Бышть, близ Кёниггреца, Королевство Богемия, Австрийская империя — 10 [23] ноября 1916, Петроград) — чешский и русский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Жена — оперная певица Ольга Шредер. (W)
Набережная канала грибоедова 101 история дома
Виды вниз по течению от Львиного моста:
| | |
31 мая 2008 г. | 29 мая 2008 г. | 31 мая 2008 г. |
Правый берег рядом с Львиным мостом:
Справа дом по наб. кан. Грибоедова, 101, рассмотренный на предыдущей странице. О следующих двух домах речь пойдет здесь. За домами возвышается здание консерватории, расположенное на Театральной площади.
Наб. кан. Грибоедова, 103:
Дом по наб. кан. Грибоедова, 105 выходит противоположным фасадом на Театральную пл., 4.
Фасады по набережной Екатерининского канала и по Театральной площади, чертежи А.А.Пуаро, 1852 [ 86 ] :
Фасад по набережной, фотография 1949 г. [87] :
В это время отделка фасада еще сохранялась (только «ренессансное» двойное окно справа на третьем этаже превратилось в обычное арочное).
Современная фотография того же фасада:
Фасад варварски ободран (вероятно, в 1960-х гг.) и теперь выглядит примитивно.
В корпусе со стороны Театральной площади с 1904 года жил гениальный художник М.А.Врубель.
Следующее здание (наб. кан. Грибоедова, 107) выходит двумя другими фасадами в безымянный проезд на Театральную площадь и на саму Театральную площадь, 6. Виды на дом с канала и с площади:
На следующих двух фотографиях изображен проезд на Театральную площадь:
Два вида канала вверх по течению от дома 109/8:
Доходный дом
Доходный дом казенный неоклассицизм
Альбом «Санкт-Петербург с птичьего
полета» СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.99
(добавил nikspb)
Фрагмент листа 15
из «Плана части города
С.-Петербурга. 1872″
* см. ниже
И.И. Ваулин.
Деревья вдоль
канала
Бумага, уголь
1920-е годы.
Водопроводно-канализационные
работы на Театральной площади.
Фото 1925 –1930 гг. Фрагмент.
Из собрания ГМИ СПб.
Oбщий вид 7-го, мансардного
этажа дома 100 угадывается
Канал Грибоедова.
Осень. Израиль
Львович ЛИЗАК, 1947
Фото 1950-х.
У правого края д.104,
вдали виден д.100, еще
с мансардой и башенкой
22 автобус на кольце.
Фото А. Лысенкова
1955
У Львиного моста.
Фото В.Т. Лаптева. 1960
1982-1985
Фото С.Подгоркова.
1970-е.
Фото С. Подгоркова
Фрагмент схемы
РГИС 2020 г.
* это фрагмент листа 15 из «Плана части города С.-Петербурга между р. Большою Невою и Обводным каналом, снятый в 1872 г. Масштаб в
Т. е. Морган и 1830 г. отсутствуют.
Другие сведения по дому вот какие. Два участка, составляющие квартал были единым владением.В рукописном плане 1798 владельцем единого участка 302 назван камердинер Кислов.
В «Указателе жилищ и зданий» Аллера (1822 г.) владельцем участка 288 в 3-й Адмиралтейской части назван купец 3 гильдии Федор Михайлович Небученов (123, С. 27, 501).
ВПб на 1899 называет владелицей участков 98 и 100 Софью Петровну Селифонтову, мать Н. С. Чавчавадзе, о которой в указанном тексте тоже идет речь (О. IV. Стб. 99).
ВПб на 1905 называет владелицей участков 98 и 100 бар. С. А. Нольде, живущую с мужем на Кирочной, 27 (О. IV. Стб. 98; О. II. С. 463).
Э. Ю. Нольде умер в 1909 г., будучи действит. тайным сов. и членом Гос. совета, а его вдова, судя по алфавитной части ВПб на 1911 жила на Кирочной, 6 и все еще владела домами на Екатерининском канале (О. III. С. 641).
Наводнение 12 ноября 1903 г. Вдали за Екатерининским каналом видна часть дома 100. Таким он был после надстройки, которую произвел в 1855-1856 гг. архитектор В. Е. Морган. Отделку фасада разобрать невозможно.