начальники красноярской железной дороги история
Красноярская железная дорога
Содержание
Общие сведения
С 2003 г. дорога является филиалом крупнейшей транспортной компании ОАО «Российские железные дороги».
Пролегает в четырех регионах России – Красноярском крае, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областях. Все они обладают значительными энергетическими ресурсами и развитой промышленностью.
За 2014 год со станций КраснЖД отправлено 67 млн тонн различных грузов.
Отправлено пассажиров: в дальнем следовании – 1,8 млн человек, в пригородном сообщении – 6,1 млн человек.
Для двух регионов России – Красноярского края и Хакасии – магистраль является главной транспортной линией, по которой идет основной поток грузов (более 80% производимой здесь продукции и сырья). В том числе 95% всех экспортных грузов транспортируется по железной дороге.
Сегодня на дороге работает около 40 тысяч человек, треть из которых – сотрудники в возрасте до 35 лет. Железнодорожники имеют лучший в стране социальный пакет и конкурентоспособную заработную плату. В целом, от системы социальной защищенности Красноярской магистрали зависит уровень жизни около 100 тыс. человек – самих работников железной дороги и членов их семей.
Эксплуатационная длина дороги на 1 января 2009 год — 3157,9 км.
С 1959 года работает на переменном токе. Станция стыкования — Мариинск.
История дороги
Регулярное движение поездов по дороге между Новониколаевском (ныне Новосибирск) и Красноярском открыто в 1898 году, между Красноярском и Иркутском — в 1899 году после завершения строительства крупнейшего железнодорожного моста в Азии через Енисей.
В период с января 1904 года по октябрь 1905 года Сибирская железная дорога сыграла большую роль в обеспечении воинских перевозок во время русско-японской войны.
В 1926 году построена линия Ачинск — Абакан (Ачинско-Минусинская железная дорога). В 1949 году начато строительство линии Новокузнецк — Абакан, в 1950 году начато строительство до станции Абаза. В 1960-е годы строятся линии Ачинск — Лесосибирск, Красная Сопка — Кия-Шалтырь, Камышта — Саяно-Шушенская ГЭС. В 1965 году закончена постройка линии Абакан — Тайшет с веткой Уяр — Саянская. В 1970-е годы строится линия Решоты — Карабула.
Красноярская дорога впервые образована 28 февраля 1936 года на основании Постановления СНК СССР № 378 от 27.02.1936 г. 9 мая 1961 года дорога была упразднена на основании Постановления Совета Министров СССР № 406 от 06.05.1961 г. В период 1961—1979 годов дорога входила в состав Восточно-Сибирской железной дороги.
17 января 1979 года дорога повторно выделена из Восточно-Сибирской железной дороги на основании Постановления Совета Министров СССР № 1091 от 28.12.1978 г.
1 октября 2003 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» вошло в состав ОАО «Российские железные дороги» на правах территориального филиала.
Красноярская железная дорога в 2008 году перевезла 4,099 миллионов пассажиров в дальнем сообщении и 12,378 миллионов в пригородном. В 2008 году дорогой перевезено 68,2 миллионов тонн различных грузов[1]. Основная номенклатура перевозимых грузов включает уголь, лес, руду, строительные материалы и наливные грузы.
На сегодняшний день (2006 год) в состав Красноярской железной дороги — филиала ОАО РЖД входит 97 структурных подразделений: 176 станций, 17 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 10 дистанций сигнализации и связи, 18 контейнерных площадок и другие производственные подразделения.
7 декабря 2004 года — к 70-летию с момента образования Красноярского края был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал краевого центра. Решение о строительстве нового вокзала Красноярска было принято в 2003 году в связи со значительным увеличением пассажиропотока в Красноярске. На строительство вокзала и вокзального комплекса было потрачено около полутора миллиардов рублей. Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья. В новом здании установлено 16 билетных касс, — это на 6 больше, чем было ранее. Увеличена площадь вокзала. Улучшилось сервисное обслуживание пассажиров.
4 июня 2005 года открылась обновленная привокзальная площадь станции Красноярск-Пассажирский. Стоимость реконструкции привокзальной площади составила 170 миллионов рублей. Она увеличилась в общей сложности на полторы тысячи метров (с 7 до 9 с половиной). Уникальной площадь делает скульптурная композиция, — фигура льва, установленная на 16-метровой стеле. Лев с серпом и лопатой — геральдический символ Красноярска. К слову, Красноярская привокзальная площадь — единственная в стране, украшенная геральдической символикой.
Согласно стратегии Развития России в 2010 году началось строительство железной дороги в Туву от станции Курагино до Кызыла. После завершения строительства предполагается передать данную дорогу под управление Красноярской железной дороги
Начальники Красноярской железной дороги
Руководство
Структура дороги
Регионы
В 2009 году дорога переведена на трехуровневую (безотделенческую) систему управления.
Ранее в состав Красноярской железной дороги входили три отделения, с 2009 года являющиеся регионами:
История Красноярской железной дороги
Опубликовано 07.05.2020 · Обновлено 03.11.2021
Красноярская железная дорога входит в состав крупнейшего в мире железнодорожного образования – РЖД, в частности, Транссибирской магистрали. Территориально филиал располагается на юге Сибири. Его полотно простирается на более чем 3 тыс. км пути. За все время своего существования грузооборот дороги составил порядка 84 млн. тонн. При этом количество перевезенных пассажиров в общей сложности достигло 8,8 млн человек.
Строительство моста через Енисей
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2-300×209.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2.jpg» width=»1000″ height=»697″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2.jpg» alt=»» data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2-300×209.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2-768×535.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/05/dvizhenie24_ru_8839-2.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» />
У истоков создания
О необходимости продвижения железнодорожного сообщения на территорию сибирских просторов впервые заговорили в 50-е гг. 19-го столетия. Уже к середине 80-х гг. магистраль была доведена до Оренбурга, Уфы и Тюмени. Дальнейшему прокладыванию ее на восток во многом способствовал местный правитель – генерал-губернатор Игнатьев, А. И.
Основательных причин продвижения ж/д-полотна на территорию Сибири было несколько:
В 1886 г. иркутским генерал-губернатором было подано первое ходатайство в министерство путей сообщения о начале строительства дороги. Уже через год начались первые изыскательные работы, которые продолжились до 1893 г. Их результатом стало утверждение пролегания трассы среднего участка Сибирской дороги между пунктами – Обь, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и Иркутск.
Государственный указ о начале прокладки сибирского участка железной дороги в Российской Империи был подписан Александром III в феврале 1891 года. Изначальная стоимость проекта оценивалась в 350 млн. золотых.
Первый поезд – от Красноярска до Иркутска
В середине дня 6 декабря 1895 года при многотысячном стечении народа по новому железнодорожному полотну в Красноярск пребывает первый поезд. Так было ознаменовано открытие строительного сообщения по ветке Обь-Красноярск. Чуть менее 3 лет понадобилось железнодорожникам, чтобы достроить вторую ветку Средне-Сибирского направления – в сторону Востока. 16 августа 1898 года поезд приходит и в Иркутск. Примечательно, что согласно плану, строительство этого участка должно было завершиться не ранее чем к началу 20-го столетия, но было выполнено двумя года раньше – ввиду сложившейся необходимости.
Особенной вехой в освоении сибирского края железнодорожниками стало строительство капитальной переправы через Енисей. Это стал крупнейший на тот момент ж/д-мост на территории всей Азии. Его закладка произошла 30 августа 1896 г., а завершение и открытие 28 марта 1899 г. До этого момента все сообщения на восток вынуждены были прокладывать по воде посредством парома. В зимнее время рельсы укладывались непосредственно на лед.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной. Пропускная способность при этом была невысокая – всего 5-6 поездов тогдашней мощности проходили по всему ее пути за сутки. Переправы через небольшие речки осуществлялись по деревянным мостам. При этом сами станции и привокзальные помещения все были построены из дерева. Исключением являлось только каменное сооружение красноярского вокзала.
Путь к самостоятельности
К началу 20-го столетия западный и средний участки ж/д-пути объединили в одну Сибирскую дорогу. На магистрали действовало порядка трех десятков станций и сорока разъездов. Однако уже с начала 1915 года полотно было административно разделено на 5 областей. В первую из них – Томскую – и была отнесена Красноярска ветка.
20 лет спустя, она вошла в состав Восточно-Сибирской ЖД с управлением в Иркутске, а в 1936 г. в самостоятельное подразделение со штабом в Красноярске. Несмотря на серьезные затруднения во время Второй мировой войны – технические показатели и прибыль существенно улучшились. В период послевоенных строек дорога временно входила в состав прежнего восточно-сибирского подразделения – с 1961 по 1979 гг.
Новые направления развития
В постсоветский период, как и все другие отрасли народного хозяйства, Красноярская ЖД испытывала затруднение в развитии. Однако уже к 2000 году на ее территории была сдана в эксплуатацию самая большая на участке Транссиба станция «Красноярск-Восточный». В 2003 году дорога получила новый юридический статус – филиал ОАО РЖД.
2009 г. стал для КрасЖД переломным моментом в развитии. В этот период в государстве возникло перенаправление основного грузового потока в восточные регионы. Благодаря развитию сырьевой отрасли края существенно возрос поток проходящих составов. В этом же году руководство филиала закрепило участие в развитии и освоении Нижнеангарского региона. На данный момент Красноярское отделение РЖД активно совершенствуется. Ежегодные поток инвестиций на его развитие составляет десятки млрд. руб.
Красноярская железная дорога — история создания
Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX — начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск — Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.
Красноярская железная дорога — необходимость в строительстве
В 1886 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Игнатьев ходатайствовал о необходимости ускоренного строительства Средне-Сибирской железной дороги, конечными пунктами которой назвали Томск. Который имел хорошую транспортную водную связь с Екатеринбург-Тюменской железной дорогой, и Иркутск. В 1887-1888 гг. провели предварительные рекогносцировочные работы. В 1892 г. министр путей сообщения С. Ю. Витте доложил Государственному совету о необходимости проведения дополнительных изысканий. В этом же году выделили средства и провели изыскания от станции Почитанской (предполагаемый конечный пункт Западно-Сибирской магистрали) до Мариинска.
В апреле 1893 г. завершили проектно-изыскательские работы на участке Обь-Красноярск. Февраль 1893 года — Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н. П. Межениновым, который в 1877 — 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск — Тайга — Иркутск.
Особенности местного климата
В 1896 г. планировалось построить участок от Оби до Красноярска (760 км), после этого начать прокладку отрезка от Красноярска до Иркутска (1070 км) и закончить ее осенью 1900 г. В мае 1893 г. начались строительные работы и уложили первые 25 км пути от станции Обь. Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках. Поскольку Средне-Сибирская железная дорога была удалена от транспортных коммуникаций и проходила по малозаселенным территориям, квалифицированные рабочие (плотники, каменщики, столяры, кузнецы, путейцы) ехали из Центральной России. В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека. Камень, дерево, гравий и песок использовались местные, однако отсутствие надежных грунтовых дорог делало их доставку крайне неудобной.
Красноярская железная дорога — строительство мостов
В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение. Путь прокладывали одновременно по четырем направлениям: от 190-го км до Ачинска, от реки Чулым в западном направлении до Оби, от реки Чулым в восточном направлении на Красноярск и от Красноярска в западном направлении. Рельсы доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных, а также с других заводов по северному морскому пути и Енисею. В 1895 г. началось сооружение мостового перехода через одну из самых больших сибирских рек — Енисей. Проект моста подготовил известный петербургский инженер путей сообщения профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Строительством руководил инженер Евгений Карлович Кнорре, выпускник Берлинской ремесленной школы и Цюрихского политехникума, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу.
В 1895 году Е. К. Кнорре прибыл в Красноярск и в качестве технического руководителя проекта и генподрядчика приступил к строительству железнодорожного моста через Енисей. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. 28 марта 1899 года мост, получивший название «Царский», был открыт для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной технической выставке в Париже. В 1900 году решением жюри железнодорожному мосту через Енисей присудили Большую Золотую медаль (Гран-при).
Линия Обь — Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск — Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. Небольшие мосты возводились деревянными. Вокзальные помещения на станциях также строились из дерева, исключением можно назвать каменное здание вокзала в Красноярске.
Объединение в Сибирскую железную дорогу
17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу. Первоначально пропускная способность дороги составляла 3,5 пары поездов в сутки. Скорость товарного поезда 12-14 вёрст в час, пассажирского — 20 вёрст в час.
В 1900 г. на Сибирской железной дороге было 30 станций и 42 разъезда. Были построены станции: Исиль-Куль, Мариановка, Омск, Колония, Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск, Кожурда, Каргат, Поломошная, Литвиново, Тайга, Чулым, Дупленская, Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш, Болотное, Берикульская. Дорога строилась по облегчённым климатическим условиям. Путь уложили на суженном земляном полотне, шириной 18 фунтов, количество шпал на километре — 1300-1400 шт. В эксплуатации применялись паровозы серии ОВ мощностью 500 лошадиных сил.
Усиление железной дороги
Уже во время строительства дороги стало ясно, что заданная пропускная способность не отвечает потребностям в пассажирских и особенно грузовых перевозках. B 1898 году для усиления дороги была создана специальная комиссия под председательством инженера К.А. Михайловского. В 1904 г. началась прокладка второго пути. Заменяли 18-фунтовых рельсы на 20-фунтовые, и деревянные мосты — на каменные.
Разделение Сибирской железной дороги
1 января 1915 г. Сибирская дорога была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую дороги. Основные участки современной Красноярской дороги в то время были в составе Томской железной дороги.
Красноярская железная дорога стала самостоятельной
В 20-30-е годы были проложены ветви через горные хребты Саян к месторождениям угля, руды, лесным массивам, берегам больших рек. 1922-1926 годы построили линию Ачинск — Абакан. Которая связала южные районы Красноярского края, Хакасскую автономную область и Туву с другими экономическими районами страны. В 1934 г. Забайкальская и Томская дороги объединены в Восточно-Сибирскую с управлением в г. Иркутске. В 1936 г. из состава Восточно-Сибирской железной дороги выделена Красноярская дорога (г. Красноярск).
В 1949 г. открыто строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк — Абакан. 1950 год — началось сооружение линии на Абазу — крупное железорудное месторождение Хакасии. В 1961 г. Красноярская дорога снова вошла в состав Восточно-Сибирской. В 60-е годы построены линии Ачинск — Лесоссибирск, Красная Сопка — Кия — Шалтырь, Камышта — Саяно-Шушенская ГЭС.
В конце 1965 года в постоянную эксплуатацию вступил 647-километровый участок Абакан-Тайшет — электрифицированная магистраль высокого класса. 70-е годы — ввели в эксплуатацию линия Решоты — Карабула, которая имеет продолжение в район Богучарской ГЭС. В 1979 г. Красноярская железная дорога стала самостоятельной административной единицей с управлением в Красноярске.
О дороге
Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 50-х годов 19 века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге.
Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго не рассматривался. И только в связи с бурным развитием сельскохозяйственного производства за Уралом, когда дешевые продукты сибирского земледелия, при условии их экспорта на западные рынки, смогли бы принести казне ощутимый доход, было решено строить дорогу дальше.
Постройка Сибирской железной дороги была немаловажна и с точки зрения геополитики. Соседство с Китаем, переполненным населением, в любое время могло стать небезопасным. Также представляла опасность Япония, которая деятельно работала над созданием мощного флота в Тихоокеанском регионе.
В феврале 1891 года было принято окончательное решение о строительстве Великого Сибирского пути. Общая стоимость дороги определялась примерно в 350 миллионов рублей.
В марте 1891 года Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевавший наследнику престола цесаревичу Николаю по возвращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совершить закладку Уссурийского участка.
6 декабря 1895 года в 2 часа дня в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречали 26 тысяч жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.
Второй участок Средне-Сибирской дороги, Красноярско-Иркутский, по первоначальному плану предполагался к застройке лишь в 1896 году, по окончании линии от Челябинска до Красноярска. Между тем уже осенью 1893 года выяснилась необходимость довести Сибирскую железную дороги до Иркутска двумя годами ранее назначенного срока, то есть в 1898 году. Красноярск в 1896-1898 годах стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску.
16 августа 1898 года первый поезд прибыл в Иркутск. Существенно осложнял движение разрыв железнодорожных путей у Красноярска из-за Енисея. Поэтому в 1895 году были начаты работы по строительству железнодорожного моста через реку Енисей. 30 августа 1896 года состоялась закладка моста. Автором проекта был профессор Московского технического училища Лавр Проскуряков.
Работы по сооружению моста производились русскими рабочими и техниками под руководством инженера-механика Евгения Кнорре. Строительство крупнейшего в Азии железнодорожного моста было закончено 28 марта 1899 года. Позже в 1900 году его модель экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где наравне с Эйфелевой башней мост получил ГРАН-ПРИ и золотую медаль.
С 1 января 1915 года произошло разделение Сибирской магистрали на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую железные дороги.
3 октября 1921 года вышло постановление Сибревкома, в соответствии с которым в Омске было создано управление Сибирского округа путей сообщения. Сибирский округ простирался от Челябинска до Иркутска и был разделен на 8 линейных отделов с центрами в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и Иркутске.
В 1924 году территория Красноярской железной дороги вновь включается в состав Томской железной дороги.
В 1934 году из Томской и Забайкальских железных дорог была выделена Восточно-Сибирская, а в 1936 году она разделилась на Восточно-Сибирскую и Красноярскую.
В 1961 году Красноярская дорога вновь включена в состав Восточно-Сибирской железной дороги, а затем вновь выделена в 1979 году.
С 2003 года наряду с другими стальными магистралями страны КрасЖД является филиалом ОАО «Российские железные дороги».
В 2019 году Красноярской железной дороге исполняется 120 лет. Сегодня это одна из самых высокотехнологичных отраслей экономики региона. Здесь реализовано множество масштабных инфраструктурных, социально значимых проектов:
В 2009 году в России произошла переориентация грузопотоков на восток. Все эти годы идет активное развитие добывающих и промышленных предприятий Красноярского края и Хакасии, а вместе с ним увеличивается и количество поездов, проходящих по Красноярской железной дороге. Чтобы обеспечить растущий спрос промышленности на грузоперевозки, магистраль планомерно занимается развитием инфраструктуры. Ежегодно в создание новых мощностей инвестируются десятки миллиардов рублей.
Все больший масштаб приобретает модернизация южного хода Красноярской магистрали Междуреченск — Тайшет:
Развитие участка Междуреченск — Тайшет входит в государственную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Сегодня здесь ведется строительство вторых путей, модернизация системы энергоснабжения, развитие станций и других объектов инфраструктуры.
Масштабы Красноярской железной дороги и ее значимость для Красноярского края и Хакасии придают магистрали статус одного из важнейших участников социально-экономической жизни территории.
Начальники красноярской железной дороги история
Выберите вашу станцию:
Москва | Карымская | Рузаевка | Сургут |
Восточно-Сибирская ж.д. | Могоча | Самара | Тюмень |
Братск | Чернышевск | Сызрань | Северная ж.д. |
Иркутск | Чита | Ульяновск | Архангельск |
Северобайкальск | Западно-Сибирская ж.д. | Уфа | Вологда |
Тайшет | Барабинск | Московская ж.д. | Воркута |
Улан-Удэ | Барнаул | Брянск | Коноша I |
Усть-Илимск | Карасук | Курск | Котлас |
Горьковская ж.д. | Кемерово | Орел | Сосногорск |
Арзамас-2 | Новосибирск | Рязань | Ярославль |
Владимир | Омск | Смоленск | Северо – Кавказская ж.д. |
Ижевск | Тайга | Тула | Кавказская |
Йошкар-Ола | Томск | Октябрьская ж.д. | Краснодар |
Казань | Калининградская ж.д. | Бологое | Лихая |
Красный Узел | Багратионовск | Волховстрой | Махачкала |
Муром | Балтийск | Мурманск | Мин. Воды |
Н. Новгород | Калининград | Петрозаводск | Новороссийск |
Чебоксары | Краснознаменск | Псков | Ростов |
Дальневосточная ж.д. | Нестеров | Ржев | Туапсе |
Биробиджан | Советск | С-Петербург | Юго-Восточная ж.д. |
Владивосток | Черняховск | Тверь | Белгород |
Комсомольск-на-Амуре | Красноярская ж.д. | Приволжская ж.д. | Воронеж |
Находка | Абакан | Астрахань | Елец |
Новый Ургал | Аскиз | Волгоград | Лиски |
Ноглики | Ачинск-1 | Ершов | Россошь |
Советская Гавань | Дивногорск | Пугачевск | Ст. Оскол |
Тында | Карабула | Саратов | Тамбов |
Уссурийск | Красноярск | Сенная | Южно-Уральская ж.д. |
Хабаровск | Решоты | Свердловская ж.д. | Карталы |
Южно-Сахалинск | Саянская | Богданович | Курган |
Забайкальская ж.д. | Тигей | Екатеринбург | Оренбург |
Белогорск | Уяр | Каменск-Уральский | Орск |
Благовещенск | Куйбышевская ж.д. | Нижний Тагил | Петропавловск |
Забайкальск | Пенза | Пермь | Челябинск-Главный |
История строительства Красноярской железной дороги
Идея сооружения грандиозной дороги пришлась по душе императору Александру III. Затем были годы труднейших изысканий, проектов, вариантов, расчетов, и, наконец, в феврале 1891 г. царь подписал высочайший рескрипт о строительстве железной дороги от Челябинска до Владивостока длиною 7717 верст.
Текст документа, обращенный к цесаревичу Николаю, будущему императору, гласил: “…Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирской области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить такую волю мою… Знаменательное Ваше участие в начинании предпринимаемого мною сего истинно народного дела послужит новым свидетельством душевного моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи и тем явит сему краю, близкому моему сердцу, живейшее мое попечение о мирном его преуспеянии ”.
Для ускорения работ Великий Сибирский путь было решено строить одновременно с двух концов: от Владивостока на запад и от Челябинска на восток, прокладывая железную дорогу длиною свыше семи тысяч верст на встречных курсах. Соединиться они должны были на середине труднейшего и сложнейшего пути. Там, где сегодня пролегает Красноярское звено Транссиба.
19 мая 1891 года возвращавшийся из кругосветного путешествия на крейсере «Память “Азова”» наследник царского престола цесаревич Николай, будущий император, заложил первый камень в основание вокзала станции Владивосток на берегу бухты Золотой Рог и отсыпал первую тачку грунта в полотно Великого Сибирского рельсового пути.
Так был дан старт строительству Великого Сибирского пути на Дальнем Востоке.
По плану на стройку всей трассы отводилось 10 лет. 14 января 1893 года указом императора цесаревич возглавил Комитет Сибирской железной дороги.
Ввиду масштабности предстоящих работ на строительстве самой длинной в мире магистрали было решено разделить будущую дорогу на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский.
Будущая Красноярская железная дорога входила в Средне-Сибирский участок длиною 1848 км, по проекту пролегавший от Оби через главный город Енисейской губернии до Иркутска.
Работа проводилась пооперационно специализированными группами рабочих в несколько этапов: раскладка шпал по полотну (на одну версту приходилось 1500 штук), определение мест стыков, зарубка гнезд для рельсов на шпалах, их выравнивание к подходу рабочего поезда с рельсами, раскладка их по шпалам… Следом рельсы соединяли болтами. Затем вступали в дело костыльщики – они крепили рельсы к шпалам. Рихтовщики выравнивали изгибы свежеуложенных звеньев пути. Потом выполнялась подбивка землей полотна. И завершалась работа засыпкой балласта на готовом участке железной дороги…
Каждая группа артели работала четко, не задерживая других, что было залогом успеха. Благодаря столь отлаженной работе, на Средне-Сибирском участке удавалась в день укладывать по шесть, а иногда и более километров пути по уже готовому полотну. Даже по сегодняшним меркам это отличный результат, если учесть, что тогда не было ни путевых машинных станций, ни МАЗов, ни КамАЗов, не говоря уже о БелАЗах, ни экскаваторов, ни кранов, ни бульдозеров… Все работы выполнялись артелью вручную, да с использованием средств малой механизации в виде вагонеток, тележек, подвод, запряженных лошадьми.
Вот что сообщал в одном из писем известный инженер-путеец, ставший позже крупным писателем, Н. Гарин-Михайловский: “Изнурение и усталость, а тут еще дождь, необходимость спать в грязи, под открытым небом… Мириады насекомых вьются над этими печальными пестами. Комары серые и рыжие, мошки, оводы, слепни…”.
Несмотря на колоссальные трудности, работа на трассе шла опережающими темпами. Строились всё новые станции, вокзалы и железнодорожные мастерские – будущие депо.
Уже к концу 1893 года начали работать паровозные мастерские в Боготоле.
Через год принял первых пассажиров вокзал на станции Ачинск. В том же году в Красноярске открылось Сибирское техническое училище – кузница техников-железнодорожников.
В 1895 г. началось регулярное сообщение по Боготольскому отрезку магистрали.
В том же году в Красноярске был принят в эксплуатацию железнодорожный вокзал – единственный на участке вокзал II класса из камня общей площадью 220 кв.м, с камерой хранения, двумя залами ожидания для пассажиров, буфетом, фонарями из газовых рожков на привокзальной площади. Этот вокзал прослужил дороге более шестидесяти лет.
6 декабря 1895 года, на год раньше намеченного срока, на станцию Красноярск прибыл первый поезд.
Но лишь 1 января 1899 года участок Красноярск – Иркутск был официально передан в ведение Управления казенных железных дорог с организацией платного движения пассажиров.