нахичевань история возникновения армения
Нахичевань — временно потерянная земля Армении
В Армении в постсоветские годы очень популярен вопрос: выиграл или пострадал армянский народ из-за вступления Армении в состав СССР? Точки зрения по этому поводу самые разные, и все имеют свои обоснования. Многие, в основном, представители молодежи, вовсе и не задумывались над этим вопросом. А пожилое поколение прекрасно помнит эпизоды вхождения Армении в СССР по рассказам своих дедов и прадедов. Публикуемое сегодня письмо составлено в достаточно смелой для своего времени форме, даже если учитывать уже наступившую »оттепель». Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, заслуженный архитектор Армянской ССР, лауреат Государственной премии Рафаэль Исраелян 20 июля 1962 года обратился к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Письмо до Хрущева дошло. На одном из приемов в Кремле С. Исраелян напомнил первому секретарю о поднятых вопросах, на что последовал ответ Хрущева: «Время еще придет». Копия письма ныне хранится в Национальном архиве Армении.
Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!
В N173 газеты «Правда» от 22/VI 1962 года была опубликована статья под заглавием «К предстоящему изданию многотомной истории КПСС», в которой есть и такие строки:
«В истории КПСС будет показана сущность ленинской национальной политики партии, как партии последовательных интернационалистов, ее непримиримая борьба против всяких проявлений буржуазного национализма (великодержавного шовинизма, местного национализма), за осуществление полного политического, экономического и культурного равенства всех национальностей Советского Союза, за укрепление дружбы народов СССР и дальнейшего сплочения их в общей борьбе за построение коммунизма». Прочел я эту статью — и передо мной встал вопрос, ответ на который я хотел бы получить от редакции: а правильно ли была осуществлена ленинская национальная политика при создании Армянской Советской Социалистической республики в 1920-21гг.? Как старый агитатор, пропагандист и работник политпросвета, я хотел бы рассеять возникшие у меня сомнения. Поясню на фактах свою мысль.
Воспользовавшись разрухой, вызванной антинародной авантюристической политикой дашнаков и турецким вторжением в Армению, грузинские меньшевики и азербайджанские мусаватисты решили отхватить себе часть исконных армянских земель. Но в первые же месяцы тезисы Ленинской национальной политики были торжественно провозглашены ответственными руководителями Советского государства и большевистской партии: уже 2 декабря 1920 года на торжественном заседании Баксовета по поводу установления Советской власти в Армении тов. Серго Орджоникидзе процитировал декларацию главы Азербайджанской Советской Республики тов. Н.Нариманова относительно армянских областей Зангезур, Нахичевань и Нагорный Карабах, областей, которые антинародное правительство мусаватистов пыталось отторгнуть от Армении. Очень характерно выступление тов. Нариманова. Он прочел свою декларацию о Зангезуре, Нахичевани и Карабахе. Тов. Нариманов говорит: «Берите их себе! Берите эти земли для Армении!» Глава Азербайджанской республики выходит и говорит: «Этого ужасного вопроса больше не существует!» (см. Г.К. Орджоникидзе. Избранные речи и статьи, 1956г., стр. 139-141). А вот и сама декларация тов. Н.Нариманова от 2/XII 1920 года от имени Ревкома Азербайджана: «Территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении. А трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право на самоопределение.» (ЦГА Арм. ССР, ф. 114, д. 80, л. 1. Впервые опубликовано в газете «Коммунист» 2 декабря 1920 года).
А 4 декабря 1920 года Наркомнац возглавляемого Лениным Советского государства, торжественно подтвердил от имени Советского правительства: «Первого декабря Советский Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани, Нагорного Карабаха» (см. И. В. Сталин, Сочинения, том 4, стр. 414).
Все эти документы опубликованы в сборнике «Великая социалистическая революция и победа советской власти в Армении», 1957, Ереван, под N292 (стр. 434), N293 (стр. 437) и N301 (стр. 447)
Будучи оторванными от Армении, ни Нахичеванская Автономная Республика, ни Нагорный Карабах не развиваются так, чтобы темпы их экономического и культурного развития отвечали требованиям строительства коммунизма. Возьмем хотя бы Шушу — этот процветавший в прошлом центр Нагорного Карабаха: мусаватисты сожгли этот город, население его было вырезано. Сорок лет назад вид лежавшего в обугленных руинах города вызывал чувства потрясения и возмущения, но точно такие же чувства вызывают эти жуткие развалины и сейчас, ибо за 40 с лишним лет не позаботились застроить и заселить это армянское Ли́дице (чеш. Lidice, нем. Liditz) — шахтёрский посёлок в Чехии, в 20 км к западу от Праги и к юго-востоку от города Кладно
Может подобное положение способствовать «укреплению дружбы народов и их сплочению»?
В Нагорном Карабахе наблюдается дискриминация населения, отсутствуют достижения в области развития национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Лишь самой ничтожной части молодежи Нагорного Карабаха удается преодолеть применяемую дискриминацию и пробить себе дорогу к специальному и высшему образованию. Армянская молодежь отторгнутых от Армянской ССР территорий лишена возможности знакомиться с историей своего народа, с его многовековой литературой и искусством, изучать памятники национальной культуры родного Карабаха. Население края искусственно держат вдали от его национальной культуры, отношение преобладающего армянского населения и национального меньшинства — азербайджанцев далеки от диктуемых ленинской национальной политикой
Нахичевань — земля азербайджанцев
Национальный вопрос вновь становится острым во многих точках мира. Можно ли провести параллель между присоединением Крыма к России и Нахичевани к Азербайджанской АССР в 1921 году? Об этом, истории и статусе Нахичевани, международных конфликтах и путях их разрешения в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал кандидат исторических наук, специалист по Закавказью, проректор по научной работе Высшей школы социально-управленческого консалтинга Олег Кузнецов.
— Какой сейчас статус у Нахичевани?
— Сейчас это — Нахичеванская автономная республика в составе Азербайджанской республики, то есть самоуправляемая территория в составе другого суверенного государства с более высоким государственно-правовым статусом.
— Армения предъявляет права на Нахичевань?
— Данная территория не является спорной. Правовой статус в отличие от многих других автономий регламентирован, в том числе и многосторонним международным Карским договором 1921 года. Он и все остальные акты международного права гарантируют нерушимость границ. Российская Федерация признает Нахичевань как составную часть Азербайджанской республики. Республика Армения пытается каким-то образом апеллировать к некоторым политическим заявлениям 90-летней давности, но они не имеют никакой юридической силы. Заявления и международно-правовые акты имеют разную весовую категорию.
— Армян в Нахичевани сейчас не осталось?
— Нахичевань для Азербайджана примерно, как Калининград для России — анклав, отделенный от основной территории другой страной.
— С той только разницей, что Калининградская область — один из субъектов в составе Российской Федерации, равноправный с основной массой других субъектов в соответствии с Конституцией 1993 года. А Нахичеванская автономия — это, безусловно, также анклав, но обладающий особым правовым статусом автономной республики в составе Азербайджана. Она имеет свои органы государственной власти, свою конституцию.
— Сейчас на всем постсоветском пространстве идет дискуссия о том, что большевики по своему желанию кроили границы Российской империи, не случилось ли и в данном случае, как и с Украиной, например, что Новороссия отошла к Украине, и теперь мы получили эту проблему? В 1921 году какая была ситуация? Почему образовался этот анклав?
— В начале XIX века были две российско-персидские войны. После войны 1804-1813 года в состав России вошел северный Азербайджан. Результатом войны 1826-28 годов стало присоединение к России, вошли Ереванское и Нахичеванское ханства, которые для удобства управления со стороны России были объединены в одну Армянскую область, потом ставшей Ереванской губернией.
— В Российской империи было деление по национальному признаку?
В марте 21 года был подписан Московский договор. Большевистская Россия спасла Армению от очередного уничтожения. А еще через полгода был подписан Карский договор. В обоих договорах шла речь о протекторате Азербайджана над Нахичеванью. Карский договор подписали Армения и Грузия. Этот вопрос я как раз объяснял неделю назад на конференции в Баку. И азербайджанские историки дивились, что почему они 90 лет не обращали на это внимание.
Читайте специальный сюжет США готовят Баку полный майдан
Во-первых, статус протектората, который прописан в Московском договоре, имеет конкретное юридическое наполнение. Россия осуществляла протекторат в конце XVIII века над Речью Посполитой, которая впоследствии превратилась в польские губернии России. Осуществляла протекторат в конце опять же XVIII века над Грузинским царством, которое в последствии стало Тифлисской губернией. Протекторат по договорам 1805 года Россия осуществляла над некоторыми ханствами северного Азербайджана. То есть протекторат предполагал на тот момент конкретно правовую форму. Подчинение одного государства другому.
Прежде всего, во внешнеполитических вопросах с сохранением внутренней административной автономии, включая финансовую, и с сохранением собственной династии. При переходе к республиканской форме правления, соответственно династия заменялась на совокупность собственных органов власти управления. У турок в Османской империи было тоже очень четкое понимание протектората. Османская империя осуществляла протекторат над Тунисом, Ливией и некоторыми другими арабскими территориями Магриба, то есть северной Африки. Поэтому этот термин всегда и для всех имел конкретное юридическое наполнение.
На момент заключения Московского договора Турецкой республики не существовало. И поэтому использовалась терминология феодальной эпохи, которая была свойственна Османской империи. В период между Московским и Карским договорами была провозглашена Турецкая республика. И в новом договоре термин «протекторат» заменили на юридически неопределенный термин «покровительство». И еще один нюанс. Согласно Версальско-вашингтонской системе международных договоров по итогам Первой мировой войны, многие территории бывшей Османской империи были переданы под протектораты стран-победителей. Они могли эти протектораты разделять и обменивать. Например, часть бывшей Трансиордании была поделена на будущий Израиль и Ливан. Турки это учли.
Поскольку Нахичевань — территория с преимущественно мусульманским населением, они начали говорить, что протекторат принадлежит безраздельно Азербайджану. Нахичеванская автономная республика была образована в 24-м году, а в 26-м была принята ее конституция. Она получила собственное законодательство, определяющее юридический статус в соответствии с Карским международным договором. После развала СССР Нахичевань осталась в составе Азербайджана, что полностью соответствует всем юридическим нормам. Условия Карского договора никто не отменял. И я считаю, что Нахичевань была первой юнианитская моделью автономии. Потому что две части одного этноса, проживающие в географическом разделении друг от друга, объединились в рамках имеющихся государственно-правовых моделей в единое государство через автономизацию меньшей части в составе большей части.
И по такому же пути, взяв нахичеванскую модель, через 90 лет произошло воссоединение Крыма с преимущественно русским этническим населением и России. Здесь конкретные исторические условия иные, но Республика Крым обладает республиканским статусом, а в Конституции Российской Федерации статус республики кардинально отличается от статуса других субъектов. То есть, фактически мы можем говорить о том, что Республика Крым является русской республикой в составе Российской Федерации.
Тоже самое — Азербайджанская республика Нахичевань в составе Азербайджанской страны. То есть, и там, и там доминантный этнос. В одном случае азербайджанцы, в другом случае русские объединяются, будучи территориально отделенными, не имея общей границы, по крайней мере, сухопутной.
— А все же, что говорят оппоненты про Нахичевань?
— Опять же, смотря какие. Как ни странно, больше всего оппонентов нашлось среди азербайджанских националистов. Они говорят, что большая часть — 20 процентов территории нашей страны оккупирована армянами, и поэтому мы категорически отрицаем любые формы сепаратизма и автономии, потому что эту модель могут использовать армяне для того, чтобы оторвать от нас наши территории. Конечно, позиция достаточно глупая. Никто не претендует, никто из мирового сообщества не отрицает территориальное единство Азербайджана.
Что территория Нагорного Карабаха и оккупированная территория вокруг Нагорного Карабаха — это неотъемлемая часть Азербайджана, никто не спорит. Самое интересное, даже Армения признает факт оккупации и не ставит вопрос о воссоединении. Сейчас стоит вопрос о создании государства Арцах, второго армянского государства на территории Закавказья. И Армения не признает государство Арцах, хотя сепаратисты Нагорного Карабаха это требуют.
— Сейчас создается Евразийское пространство. Может ли Азербайджан присоединиться к интеграционным процессам?
— В кулуарах последней конференции высокого уровня все официальные лица высказывались однозначно жестко: Азербайджан вне экономических, военных и политических блоков.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
ИСТОКИ ПРЕДКОВ ORIGINS OF ANCESTORS
Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
суббота, 9 июня 2012 г.
История Нахичевана (Как удалялись Армяне)
География:
Расположена в южной части Закавказья. На юге — равнина, на востоке — Зангезурский хребет. Средние температуры января от −3 °С на равнине до −14 °С в горах; июля соответственно +28 и +25 °С (на вершинах до +5 °С). Осадков в год от 200 мм на равнине до 600 мм в горах. Главная река — Аракс.
Согласно общепринятой версии топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка; тюрк. трансформация — «Нахичеван» или «Нахчыван»; дж → ч). Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега». Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.
Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту, после его падения около 590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения», граничила с Мидией рекой Аракс. В III веке входила в состав царства Мидия Атропатена.
В составе Великой Армении
C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. (карту см. здесь). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан». Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване были поселены евреи, выведенные Тиграном Великим из Палестины; когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев». В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.
В составе Марзпанской Армении. Владычество персов и арабов
С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.
Анийское царство Багратидов
В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания. По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.
Сельджуки, монголы, Тимур
Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186—1187 гг.
В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.
В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».
Оттеснение армянского населения тюрками
Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура.[17] В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию (см. ниже).
Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.Эпоха персидско-турецких войн
В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.
В составе Персии. Нахичеванское ханство.
Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».
В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.В составе России
К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.
Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 42,21 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) — 56,95 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей.После 1917 года
После Февральской революции с марта до ноября 1917 года Нахичеванский край был под властью органа Временного правительства — Особого Закавказского комитета, с ноября 1917 по март 1918 года здесь действовала администрация Закавказского комиссариата. В июне 1918 Нахичевань была занята турецкими войсками, в ноябре — английскими войсками.
В конце 1918 года была провозглашена Аракская республика, которую возглавлял генерал-губернатор Джафаркули Хан Нахичеванский. В июне 1919 г. республика была ликвидирована армянскими войсками, которые в свою очередь в июле были выбиты азербайджанцами. В августе между Арменией и Азербайджаном было заключено перемирие. В марте 1920 г. война возобновилась. В июле 1920 года части 11-й Красной Армии заняли Нахичевань. 28 июля 1920 образована Нахичеванская Советская Республика. 30 ноября 1920 года, в связи с провозглашением Советской власти в Армении, Ревком Азербайджана сделал следующее официальное заявление:
С сегодняшнего дня объявляются ликвидированными споры о границах между Арменией и Азербайджаном. Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван считаются частью Азербайджанской Советской Социалистической Республики16 марта 1921 года Советская Россия и Турция в Москве заключили договор о дружбе и братстве, согласно которому Нахичеванская область «образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству». В том же году был подписан Карсский договор между Турцией, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном, который подтвердил статус Нахичевани, оговоренный в Московском договоре.
В составе Азербайджанской ССР
В феврале 1923 создан Нахичеванский Автономный Край в составе Азербайджанской ССР, 9 февраля 1924 преобразован в Нахичеванскую АССР. С ноября 1990 — Нахичеванская Автономная Республика в составе Азербайджанской Республики.
В настоящее время республика населена почти исключительно азербайджанцами. Большая часть армянского населения, покинула этот край в 1921-23 годах, последние армяне были изгнаны в 1988-89 гг. До середины ХХ в. в Ордубадском уезде проживала немногочисленная группа носителей килитского языка иранской группы, которые впоследствии полностью ассимилировалась.
Из истории деарменизации Нахичевана
Этническая картина Нахиджевана, не раз переживавшего за свою историю различные иноземные нашествия и завоевания, тем не менее, длительное время оставалась неизменной. Подавляющее большинство населения края веками составляли автохтонные армяне.
Впервые этнодемографический баланс был существенно подорван в результате нашествия шаха Аббаса I. Последствия удара, нанесенного шахом Аббасом и его преемниками были настолько чувствительны, что даже после 1828 г. (когда были созданы более менее благоприятные условия), темпы роста коренного армянского населения в Нахиджеване, хотя и имели положительную тенденцию, уступали демографическому росту пришлых тюрок и курдов. А в первые десятилетия XX века рост армянского населения, в силу ряда факторов, существенно сократился.
Целенаправленное осуществление пантюркистской программы со стороны Турции и созданного ею марионеточного квазигосударственного образования – Азербайджана – привело к значительному сокращению автохтонного населения Нахиджевана.
Первые зловещие симптомы данной политики появились еще в 1905 г. (оговоримся, что государства под названием Азербайджан в то время еще не было, но в Нахиджеване уже проживала сочувствовавшая турецким планам масса закавказских турок), когда в результате организованных погромов были убиты сотни армян и разграблены десятки населенных пунктов.
В 1918-1920 гг. осуществленный турецко-татарскими бандами под руководством турецких офицеров (Халиль, Эдиф и др.), а также должностными лицами из так называемой Азербайджанской демократической республики (Хан-Текинский, Джамалинский и т.д.) геноцид автохтонного армянского населения призван был окончательно сменить этнический облик данного региона.
Однако, вследствие некоторых обстоятельств (например, отчаянная самооборона Гохтана), планы эти не были осуществлены до конца. Новая возможность расправиться с армянами была усмотрена непосредственно после советизации края.
Особо отметим, что приход к власти большевиков не только не изменил положения автохтонного населения Нахиджевана, но и еще более ухудшил его. Печально известные Московский и Карсский договора, лишь развязали руки азербайджанскому руководству (здесь также стоит оговориться, что такого этнонима – азербайджанцы – до середины 1930-х гг. вообще не существовало, поэтому данное обозначение является условным).
Однако, взять, и просто так вырезать все оставшееся армянское население в массово-организованном порядке было уже немного затруднительно (хотя перманентные случаи убийств и имели место).
Помимо этого, назревал вопрос и с возвращением беженцев-армян на свои исконные места проживания. Поэтому, с одной стороны нужно было создать препятствия для возвращения беженцев, а с другой – невыносимые условия для оставшихся в крае армян.
Опубликованные в свое время рядом исследователей ценные архивные документы, несколько подзабытые по странному стечению обстоятельств, проливают яркий свет на методы действий азербайджанских властей Нахиджевана, нацеленные на окончательное искоренение автохтонного армянского населения данного региона.
Так, например, в докладной экономического представителя Армении в Нахкрае председателю ЦИК Армении от 3 июня 1922 сказано: «Политическая жизнь в Нахичеванском крае (1) – одна неблаговидная страница нашей советской жизни. Власть, как принято понимать в смысле государственности, в Нахичеванском крае не существует…
Нахичеванская республика охвачена бандитизмом… В настоящее время фактический район Нахичевань-чай с десятками селений (в 6-и верстах от города) находится под диктаторством бандитов… Второй, более чем важный район, прилегающий к Зангезуру – это так называемый район Колана (вероятно Гохтана – И.В.). Там, в этом районе, оперирует ряд групп.
Первая группа постоянно ведет «таможенную» обязанность, проверяя документы проезжих, отбирая товары, лошадей, и даже были случаи убийства. Вторая группа расположена в селах на границах с Зангезуром и Даралагязом, которые переходят границу, разгромляя армянские села, добычу переносят на территорию Нахичеванской республики и распродают.
По этому поводу я неоднократно обращался в Совнарком Нахкрая, но безрезультатно… Больше скажу: во всех важных учреждениях сидят контрреволюционеры. Поэтому и участковые начмилиции (коммунисты) со своими милиционерами перешли в лагерь бандитов… насилия, побоища, разбой над армянами – хроническое явление.
Между нами и Нахичеванской республикой пока не урегулированы торговые взаимоотношения. Мы всякие товары пропускаем, а они конфискуют даже 10 ф. сыру и прочие, направленные в Армению. Даже запретили вывоз соли по весьма законным разрешениям по направлению Зангезура…» (2)
Записка недвусмысленно указывает, что действующие власти Нахиджевана покровительствуют бандитам, целенаправленно направляя их на уничтожение и грабеж представителей коренного этноса. Более того, сама власть настолько солидаризируются в этом плане с бандитами, что вообще от них не отличается.
Создать атмосферу террора, искусственно подвергнуть голоду армянские деревни, затруднить связь с Арменией, не пустить беженцев – вот истинная цель и основной лейтмотив руководителей края и советского Азербайджана в целом.
Как подчеркивается в другом документе: «Разбойников не арестовывают, а даже в действительности дают им должности пограничной стражи: известный разбойник Асад… официально пользуясь покровительством властей, облагает налогами исключительно армянских крестьян и собирает скот и др…» (3).
Делается все, чтобы окончательно закрыть армянский вопрос – вопрос автохтонного населения и, параллельно – этнической принадлежности территории. В рамках этой политики искусственно создаются препятствия и для связи нахиджеванских армян с зангезурскими армянами.
Так, в письме председателя Сисианского учисполкома к экономическому представителю Армении в Нахиджеване от 14 июня 1922г. сказано: «Бандиты мешают населению Сисиана въезжать и выезжать в Нахичеванский край, и, таким образом, нет никакой возможности иметь сношения с Нахичеванским краем и Эриванью…». (4)
Тогда же были предприняты шаги, призванные окончательно расправиться с героическим населением Гохтана. Армянские деревни этого горного Нахиджеванского района, успешно отбивавшие все атаки турецко-татарских банд с 1918 по 1920 гг., оказались после советизации в весьма незавидном положении.
Армянские крестьяне вдруг с ужасом обнаружили, что на целый ряд ключевых руководящих должностей в Нахиджеване прошли известные погромщики и мусаватисты – те самые люди, что принимали наиболее активное участие в резне армянского населения.
Так, Айдамедский Мамади-Баглоглы, один из организаторов резни армянского населения города Агулиса, занял видную должность в Ордубадском предчека, (5) пост главы чрезвычайной комиссии Ордубадского района занял известный помещик Сармастбеков (6). И если некоторые из них внешне и «покраснели», то, как следует из свидетельств гохтанцев, их сущность никак не изменилась.
Ныне приступили к арестам крестьян, которые в прошлые времена стояли во главе самозащиты. Уже арестованы 4 крестьянина: Александр Адибекян, Александр Есаян, Михаил Ованесянц и Теодорос Тер-Григорян.
Настоящим крестьяне просят Армянское советское правительство взять Гохтан под свое покровительство и считать нераздельной частью ССРА, если же это почему-либо невозможно, то принять срочные меры к ограждению и безопасности крестьян и освобождению арестованных товарищей».(7)
В другом послании сказано: «власть имущие Ордубада по ничтожной причине стараются арестовать людей, сыгравших первостепенную роль в деле самозащиты Гохтана. Словом, под названием коммунистов хотят излить на нас желчь».(8)
Параллельно этому, как уже было отмечено, местные власти всячески препятствовали возвращению беженцев-армян. Так, в письме О. Бадаляна описывается ряд подобных случаев: «проживающий и нищенствующий в Биаре крестьянин села Казанчи Арутюн Гюрджян отправляется в Казанчи, дабы завладеть своими двумя мельницами, домом, виноградным садом и рощей.
Живущие в Казанчи татары, увидя, что Арутюн пришел туда с целью завладеть своим имуществом, хватаются за топоры, на глазах его явно вырубают его деревья, портят мельницы, а самому предлагают немедленно удалиться из деревни.
Арутюн обращается к властям, но последние не принимают никаких мер… казанчинский житель Серго переходит из Сисиана в Казанчи, дабы завладеть (вступить во владение – И.В.) своими двумя мельницами и имуществом.
Прибыв в селение, видит, что в мельницах хозяйничает Кербалаи Гейдар, похитивший дочь Серго и отдавший ее в жены своему сыну, который узнав о намерении Серго, заявляет ему, что по священным законам Корана (заметим, что номинально в уезде уже действует советская власть – И. В.) мельницы как приданое дочери Серго и его невестки принадлежат Гейдару. Серго обращается к властям, но, не получив никакой реальной помощи, бросает и уходит…».(9)
Вместо изгнанного армянского населения, населенные пункты Нахиджевана целенаправленно заселяются мусульманами. Так, очевидец, повстречавшись с большой группой незнакомцев на дороге Шахтатх-Нахиджеван, поинтересовался, кто они, и куда направляются? «Те радостно отвечают, что они из Макинского ханства и по приглашению Нахичеванского правительства идут заселять разрушенные армянские деревни Нахичеванского района».(10)
На республиканском же уровне, в рамках осуществления задачи по недопущению возврата армянских беженцев, азербайджанским руководством лицемерно приводится причина будто бы недостаточного количества земли.
Так, в ответ на запросы ЦИК Закавказья, касательно возвращения армянского населения Нахиджевана на свое прежнее место жительства, в решении ЦИК Азербайджана от 6 мая 1926 г., вновь отмечалось, что «По причине недостаточного количества земли в Нахичеванской АССР, запрещается заселять Нахичеванскую АССР желающими получить земельные наделы для занятия сельским хозяйством и в соответствии с этим предлагается наркомзему Нахичеванской АССР давать земельные наделы только тем лицам, которые переселились в республику до 1 апреля 1925 г.» (11) Все эти искусственные препятствия, объявление о создании погранзоны, вымышленная аргументация о «недостатке земли» как раз и были нацелены на то, чтобы армяне туда больше не вернулись, а оставшиеся – сбежали. На всю лживость подобных аргументов указывают и данные переписей (какими бы ущербными они не являлись) (12)
Десятки протестов экономического представителя Армении в местные партийные организации по понятной причине игнорировались. В отчаянии он пишет, что «положение армян и в самом деле является неутешительным…
Многого я не ожидаю от парткома, так как там на него наложена лапа того же Кадымова…». (13) Это тот самый Аббас Кадымов, о котором позже напишут, как о мужественном борце за советскую власть: «В Нахревком входили мужественные борцы за победу Советской власти в Нахичеване Мирзаалибек Бекташи, Аббас Кадымов…» (14).
Уже несколько позже, в 1923г., представитель нескольких армянских деревень Нахиджевана Азарапет Меликян представил заявление в комитет по голодающим при ЦИК Армении, в котором сообщалось, что 1360 жителей 3-х армянских деревень Нахиджевана находятся на пороге голодной смерти.
В заявлении подчеркивалось, что все просьбы о помощи игнорировались местными властями. Более, того, взамен возможной помощи местные власти поставили им на выбор: либо отдавать им 15-16 летних девушек, либо коллективно перейти в ислам. В условиях такого террора на государственном уровне, ни один мусульманин не желал продавать им даже фунт ржи.
Вследствие этого, многие умерли, а оставшиеся вынуждены питаться дикой травой. В конце заявления подчеркивалось, что крестьяне, конечно, могли бы перебраться в пределы Армении, однако именно этого ожидает от них руководство Нахиджевана. А они же «не оставят могилы своих предков». (15)
Подобная политика была продолжена и в дальнейшем. (16) Приспосабливаясь ко всем приливам и отливам политики центрального руководства, используя фактор отдаленности, азербайджанское руководство целенаправленно вело политику по выдавливанию коренного этноса из Нахиджевана.
Вот почему к 1988 г. здесь оставалось немногим больше 3 тыс. чел., или 1,5 % от численности всего населения – да и те были изгнаны (17) Сегодня же завершается уничтожение памятников армянской культуры – чтобы более ничего не напоминало об исторической принадлежности и прошлом региона, чтобы можно было легче фальсифицировать историю.
1. За исключением цитат из документов, где сохранена форма прежнего написания, в статье используется правильное армянское название – Нахиджеван.
2. Саркисян А.А. Из истории деарменизации Нахичеванского края. (1920-1922)// Вестник общественных наук. № 10 (574), 1990, стр. 81-84.
5. Саркисян А.А. указ., соч., стр. 74.
11. Ходжабекян В., Воспроизводство и перемещение населения Армении в XIX-XX вв., на пороге XX века, Ер., 2002, стр. 164 (на арм. яз.).
12. Так, например, по данным на 1916 г., общее количество населения Нахиджеванского уезда составляло 136. 853, из которых армян – 54. 209 (или 39, 61%) (см.: Кавказский календарь на 1917 год, Тифлис, 1916, стр. 218.
По данным же переписи 1926 г. армян там было всего 11.276 чел., при общей численности 90 тыс. (см.: Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926г. М., 1927, стр. 127-128). Так о какой «земельной нехватке» могла идти речь, если численность населения Нахиджевана за несколько лет сократилась на более чем 40 тыс. человек?
13. Саркисян А.А. Из истории деарменизации…, стр.76-77.
14. 40 лет Нахичеванской АССР. Баку, 1964, стр. 26.
15. Геворкян Э. Переселение национальных меньшинств в Армении (начало 1920-х годов)// Вестник общественных наук, № 2 (592), 1996, стр. 85 (на арм. яз).
16. Об этом, см.: Варданян А. Исход армян из Нахиджевана//Национальная идея. № 6, 2008.
17. Варданян А. Азнаберд. Последняя крепость нахиджеванского армянства. Ер., 2000, стр. 6 (на арм. яз.).
Комментарии 6
Нахчыван – древняя и вечная земля Азербайджана, одна из колыбелей мировой цивилизации, тюрко-огузский край, который имеет древнюю историю, многовековые традиции национальной государственности, богатое культурное наследие и известен как один из центров ремесла, торговли, науки и культуры Востока.
Интересовавшийся прошлым армян историк Каракашян, писал, что
“нет сведений о прошлом армян, которые можно было бы считать историей
или же летописью”.
Каракашян. История восточного вопроса. Лондон, 1905.
В миллион семьсот пятьдесят восьмой раз спрашиваю вас удодов, если Нахиджеван ваш исторический край с археологическими доказательствами и проч., какого тогда х*я вы ибланы уничтожаете археологические памятники, которые по вашей теории должны были доказывать вашу правоту.
Armenian vandalism in photos
Сайт русскоязычный, извольте выставлять материалы на соответствующем языке. И не спамьте сфабрикованными ссылками не имеющими отношения к теме. Впредь буду удалять. P.S Не вижу ответов на поставленные вопросы.
Фередун Рзаев, смая большая заслуга вашего миллета перед мировой историей, это глубочайшая по тупости и безграмотности ложь, на которой вы создаёте себе историю. При этом, в силу ущербности своего интеллекта, не понимаете, что делаете себя посмешищем, в глазах грамотных людей. Ваши варвары, не имеющие своей истории, с целью стирания следов армянского присутствия, в Карабахе и Нахиджеване, целенаправленно уничтожают исторические памятники армянской христианской культуры; церкви, монастыри, хачкары. При этом, не забывают объявлять, ещё сохранившиеся армянские памятники, своим достоянием. «Доказывая» тюркскую принадлежность Нахиджевана, ты тупо ссылаешься на Иосифа Флавия. Что ж, молодец, напомнил, что именно он указывал на то, что Нахджеван, находился в Армении и утверждал, что название Нахджеван переводится с армянского языка как место стоянки Ноя. Повествуя в своём труде «Иудейские древности» о Всемирном потопе, он пишет: //«…ковчег остановился на вершине одной горы в Армении…»// и отмечает, что //«Это место армяне называют местом высадки (в греч. оригинале Αποβατηριον), и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега»// («Иудейские древности». стр. 17-18. изд. Феникс. Ростов-Дон. 2003 г.).
Как видишь, Флавий, не только дословно переводит с армянского языка название города Нахиджеван, но и указывает на этническую принадлежность его жителей.
В XIII в. фламандский путешественник-дипломат Рубрук так описал город: //«… под названием Наксуа (Нахиджеван), который прежде был столицей великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его, почти в пустыню. Прежде в нём было 800 армянских церквей, а теперь, только две маленькие, а остальные разрушили сарацины (мусульмане)»//. (Вильгельм Рубрук. «Путешествие в Восточные страны» стр.171. изд. СПб. 1910 г.).
А в 1603 г. представитель посольства императора Рудольфа II в Персии Георг Текрандер описал
//«…города … Нахиджеван и Джульфа в Армении…»// (Какаш и Текрандер «Путешествие в Персию через Московию» в 1602-1603 г.г. стр. 33. изд. Мос. универ. 1896 г.) и оставил следующие наблюдения: «В городе Джульфа, сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, армянами, шаха (Аббаса I – Б.А.) приняли необычайно великолепным образом» (там же).
Одним из последних (ли?) актов азерозверского вандализма стало, уже в XXI веке, уничтожение остатков средневекового армянского кладбища в Джуге. В 1648 году об этом кладбище, упоминал французский путешественник и учёный Александр де Род. В своём труде «Поездки и миссии отца Александра де Родеса… и возвращение в Европу через Персию и Армению», он пишет, что за стенами Джуги
//«…видел прекрасный памятник древнего благочестия армян»//
и с восхищением сообщает, что на
//«… обширной территории есть, по крайней мере, 10000 надгробий из мрамора (речь идее о хачкарах — Б.А.), и все изумительно хорошо гравированы … множеством красивых фигур выгравированных вокруг большого креста»//. (Александр де Род, «Поездки и миссии отца Александра де Родеса… и возвращение в Европу через Персию и Армению», /на франц. яз./ Париж 1653 г.)
А в 1673 году франц. путешественник Ж. Шарден, описывая своё путешествие, пишет:
//«Мы проехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли, она отделяет часть Армении со столицей Эривань (центр бегларбекства – Б.А.) от той части, где столицей Нахичевань»//. («Путешествие кавалера Шардена по Закавказью…» Кавказский вестник № 9 1901г.)
Как видим, даже во времена персидского владычества, и Нахичевань, и не Эривань, воспринимались международной общественностью, как части АРМЕНИИ.
А вот, в вашей, искусственно и не законно, созданной республики, даже в 20-х годах ХХ века, название «Азарбайджан», было не привычно для местных жителей. Поэтому, на лекции выдающегося учёного-тюрколога В. В. Бартольда, в Аз. Гос. Университете, в1925 году, академику задали вопрос: //«Имеем у, ли мы право, называть себя Азербайджаном, или это есть Ширван?»//. В своём ответе, академик подчеркнул, что //«…название кавказский Азербайджан вошло в употребление только после революции…»// (В. В. Бартольда, «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изд, в Баку 1925 г. стр. 68; 138).
Это и есть факт вашей фейковской истории. Она, так же фальшива, как ваша республика, её, украденное у иранской провинции название и как ваш нелепый псевдоэтноним, данный вам, как кличка, с подачи Сталина.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.