Написанный текст выступает как

СЛОВО НАПИСАННОЕ И СКАЗАННОЕ.

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать – такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а

потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем же тут дело? Дело, мне кажется в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

Статью, роман, пьесу можно сочинять, запершись ото всех. Но разговор без собеседника не получится. И речь в пустой комнате не произнесешь. А если и будешь репетировать ее, то воображая при этом слушателей, ту конкретную аудиторию, перед которой собрался говорить. И все же в момент выступления явятся другие краски, другие слова, иначе построится фраза – начнется импровизация, без чего живая речь невозможна и что так сильно отличает ее от письменной речи.

Но что же все-таки отличает эту устную импровизацию, в которой воплощены ваши мысли, от речи, вами написанной, излагающей эти же мысли?

Прежде всего – интонация, которая не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую емкость. Вплоть до того, что слово обретет прямо обратный смысл. Скажем, загнал вратарь-«мазила» шайбу в свои ворота, а ему кричат: «Молодец, давай еще! Такого другого нет!» Но раздраженно-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмысливает эти слова.

Что еще отличает устную речь? Он всегда адресована – обращена к определенной аудитории. И потому в принципе представляет собой наилучший и наикратчайший способ выражения мысли в данной конкретной обстановке… Если аудитория перед вами, вам легче построить речь, урок, лекцию. Потому что вы понимаете, кто перед вами сидит… Вам ясно, как и что сказать этой аудитории. А ей легко следить за вашей мыслью, потому что вы приспосабливаетесь к ней, к аудитории, а не она к вам. Если же вы начнете читать, слушателям придется напрягать внимание, потому что вы адресуетесь уже не к ним, а к некоемому воображаемому читателю… А если вы не владеете к тому же этим сложным искусством (искусство чтения), то и читать будете невыразительно, с однообразными, «усыпляющими» интонациями. Следовательно, если вы стали читать, аудитория слушает уже не живую речь, а механическое воспроизведение написанного.

В устной речи любое слово мы можем подчеркнуть интонацией. И не меняя порядка слов, сделать ударение на любом слове, изменяя при этом смысл фразы. Можно произнести: «Я сегодня дежурю (а не ты)», Я сегодня дежурю (а не завтра)», Я сегодня дежурю (в кино идти не могу)».

В письменной речи для этого необходимо поменять порядок слов в фразе или же каждый раз выделять ударное слово шрифтом…

Но, для того чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать очень важным качеством – умением публично мыслить. Это сложно, потому что перед большой или пред новой аудиторией выступающий часто волнуется, а для того, чтобы формулировать мысли в процессе речи, нужно владеть собой, уметь сосредоточиться, подчинить свое внимание главному, помнить, что ты работаешь. Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно, не беспокоясь о том, получится ли стройная фраза, и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Однако это вовсе не значит, что подняться на кафедру или трибуну можно не подготовившись. Нисколько! К выступлению надо готовиться тщательно и не только продумать, но, может быть, даже и написать тест, но не затем, чтобы читать его или припоминать дословно, а говорить не опасаясь, что фраза получится не столь «гладкой», как письменная, что это будут иные, не закругленные периоды, что у речи будет иной стиль. Это хороший стиль – разговорный. Слова сразу подкрепят живые, непридуманные интонации, появятся жест, пауза, обращенный к аудитории взгляд – возникнут контакт и та убедительность, которая бывает только у слова в этот момент, в этой аудитории.

1. Определите тему и главную мысль (идею) данного рассуждения.

2. Укажите тип речи и его особенности.

3. Объясните, используя аргументы автора, в чем заключается отличие «слова сказанного» от «слова написанного»?

2. Работа с текстом.Прочитайте текст.Озаглавьте текст.Составьте план текста.

Малярия всегда считалась одной из очень сложных проблем в медицине. Распространение этого заболевания во всем мире, миллионы жертв, которые оно уносило, естественно, привлекали к себе огромное внимание ученых разных стран.

Это была подлинно героическая эпопея, т.к. для разрешения ряда важных вопросов ученые шли на героические опыты, которые они ставили на себе. Можно только очень кратко перечислить важнейшие исторические вехи в истории изучения малярии и разработки методов борьбы с ней.

Малярия появилась на нашей планете около 4–12 тысяч лет назад, после того, как изменился климат, и образовалось большое количество озер, где могли размножаться комары.

В 1880 г. французский ученый Альфонс Лаверан открыл возбудителя малярии – малярийного плазмодия. В 1884 г. русский ученый В.Я. Данилевский открыл плазмодиев малярии у птиц. Это открытие дало возможность экспериментального изучения многих вопросов, касающихся сущности малярии, особенно экспериментального изучения профилактики и лечения этой болезни.

Чрезвычайно интересны факты лечения малярией других болезней, в частности, психозов. В 1917 г. известный австрийский психиатр Юлиус Вагнер–Яурегг привил с лечебной целью малярию больным сифилисом в период уже развивающегося прогрессивного паралича. Данный метод спас не одного больного и одновременно явился еще одним доказательством передачи болезни через кровь больного малярией.

В конце 1925 г. из английской психиатрической больницы в Гортоне (около Эпсома) пришло сообщение о проводившемся там лечении больных прогрессивным параличом с помощью специального малярийного штамма. Результаты прививок, проведенных с июля по октябрь 1925 г., почти в 100 процентах случаев дали положительный результат.

Венский психиатр Вагнер–Яурегг за лечение прогрессивного паралича малярийной терапией в 1927 г. был удостоен Нобелевской премии.

Очень долго нерешенным оставался вопрос: как же происходит заражение? К середине XIX века были отброшены различные теории: «болотная», «питьевая», «миазматическая» и др. Оставалась только «комариная» теория. В 1848 г. было высказано предположение, что малярия, как и желтая лихорадка, передается комарами.

Но все предположения о роли комаров в передаче малярии не имели убедительных доказательств.

Окончательную роль комаров в передаче малярии человеку доказал английский ученый Рональд Росс в 1895–1897 гг. Вслед за ним итальянский зоолог Джиованни Батиста Грасси уточнил, что переносчиком возбудителя малярии являются самки комаров из рода Анофелес, питающиеся кровью человека или животных. Так в основном замкнулся круг представлений об особенностях малярии как инфекционного заболевания.

История борьбы с малярией чрезвычайно богата напряженными драматическими ситуациями.

Первым, кто решился исследовать малярию с помощью эксперимента на самом себе, был ассистент Росса – молодой врач Аппиа. Его опыт прост. Он дал себя покусать комарам, которые перед этим сосали кровь малярийного больного. Однако эксперимент неизвестно по каким причинам не удался.

Год спустя в Италии Грасси повторил этот эксперимент на себе. По этому поводу он писал: «Когда я занялся исследованием малярии, я считал необходимым предпринять опыты на людях. Однако я был не в состоянии преодолеть внутренний протест, который всегда вызывали и по сей день вызывают во мне любые эксперименты на человеке, могущие причинить ему вред. Поэтому я решил произвести первый опыт на самом себе».

Осуществить первое умышленное заражение малярией посредством укуса комара удалось ученику Грасси – профессору Амиго Биньями в Болонье. В 1908 году он сумел доказать, что комар Анофелес (малярийный комар), предварительно всосавший кровь малярийного больного, может заразить здорового человека.

Для проверки утверждения венских врачей профессор Гамбургского института тропической медицины Эрих Мартини – блестящий зоолог, медик и специалист по вопросам малярии – поставил несколько опытов. Он заказал в Вене партию зараженных малярией комаров и провел с ними ряд экспериментов на себе и на добровольных своих помощниках. Один опыт на себе следовал за другим. В них участвовали и наши отечественные врачи.

Так, Н.А. Сахаров, открывший особые формы возбудителей тропической малярии, поставил опыт на себе и заболел тяжелой формой тропической малярии. Известный отечественный маляриолог В.В. Фавр многие годы изучал малярию. Особенно его интересовал вопрос о роли комаров в передаче малярии человеку. В.В. Фавр в одной из экспедиций в очаге малярии подверг себя укусам комаров и тяжело заболел. Только самоотверженная деятельность его учеников спасла ему жизнь.

3. Работа в малых группах. Задание 1.При раскрытии данного тезиса используйте следующие средства связи: а) во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; б) по-моему, на мой взгляд; в) безусловно, бесспорно, без сомнения; г) однако, также, кстати; д) итак, таким образом, следовательно. Выпишите из текста предложения с временными конструкциями.

Задание 2. Особое мнение. Познакомьтесь с мнением известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии А.И.Солженицына. Подготовьтесь к рассуждению. Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа. Народ имеет несомненное право на власть, но хочет народ не власти, а устойчивого порядка. Платон, за ним Аристотель выделили и назвали три возможных вида государственного устройства: это монархия, власть одного; аристократия, власть лучших и для лучших целей; и власть народа (демократия). Они же предупредили о формах деградации каждого из трех видов: в тиранию, в олигархию; в демократию, власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если служат для блага людей. С тех пор, кажется, никто и не создал ничего практического. Мы должны выбрать демократию. Выбирая демократию, надо ясно понимать, что именно мы выбирали и за какую цену. И выбираем как средство, а не как цель. Современный философ Карл Поппер сказал: «демократию мы выбираем только потому, чтобы избежать тиранию».

АристОтель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый ПлатОн (428-348 до н.э.) – древнегреческий философ.

МонАрхия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю.

ДемокрАтия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.

ДеградАция – вырождение личности.

ТиранИя – правление, основанное на произволе и насилии.

Задание 3. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.

Малярия, плазмодия, возбудитель, психоз, сифилис, паралич, желтая лихорадка, психиатр, опыт, эксперимент, ученый.

3. Ситуационная задача. Согласны ли вы с утверждением о том, что никто не знает границ своего ума? Аргументируйте свой ответ..

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

Тема №44. Композиционно-смысловая структура научного текста. План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания.

2. Цели: дать понятие о плане развернутого содержания (введение, основная часть, заключение) развитие логики мысли и плане свернутого (сжатого) содержания (заглавие работы, аннотация и оглавление);

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

формирование навыков составления развернутого и сжатого планов

Студент должен уметь:

Сформулировать проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения, сформулировать новое знание, что и определит дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.

4. Основные вопросы темы:

1. Композиционно-смысловая структура научного текста.

1. План развернутого содержания.

2. План свернутого, сжатого содержания.

Структура научного произведения определяется логикой мысли. Именно логика научного исследования определяет основные структурные элементы каждого научного произведения, его композицию и рубрикацию (членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации ит.д.) Рубрикация в научном произведении отражает логику научного исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

— обоснование актуальности научного исследования и положительного эффекта (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);

— выбор метода (методики) проведения исследования (метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы);

— описание процесса исследования (эксперимента) (выдвижение и обоснование гипотезы связано с применением различных типов умозаключений: сравнения, анализа, моделирования, индукции в ее различных формах, дедукции);

-обсуждение результатов исследования (решить научную задачу – значит доказать или опровергнуть заданное утверждение, вывести возможные следствия);

— формулирование выводов (полученный результат- это решение научной задачи, которое формулируется в научном произведении как вывод, в выводах излагается следствие, вытекающее из произведенной работы).

Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра и в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет композицию, и рубрикацию научного произведения.

Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов – от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т.п. Так, например, композиция научной работы по математике, естественно, отличается от композиции научной работы по истории.

Научное произведение состоит из трех разделов: 1.2.3.

Цифра обозначает раздел. Раздел делится на главы:

Первая цифра обозначает раздел, вторая – главу.

Глава делится на параграфы:

Первая цифра обозначает раздел, вторая – главу, третья – параграф. Соответственно параграфы глав второго и третьего разделов обозначаются:

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурным элементом текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения. Нередко и его основную мысль. Заголовок должен быть кратким (недвузначным, непротиворечивым).

2. План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.

При составлений простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстракт­ное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.

При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком. Каждая из композиционных частей могут объединять в себе два и более абзацев, в которых отражаются (раскрываются) отдельные аспекты отраженной в заголовке (каждой из композиционных) частей проблемы

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

5. Методы обучения и преподавания: презентация,работа с текстом,работа в малых группах

1. Работа c текстом.Прочитайте текст.

Текст – продукт творчества, он возникает тогда, когда язык употребляется в жизни или в художественной словесности. Этим текст отличается от таких явлений, как слово, словосочетание, предложение, параллельная связь предложений, абзац. Они принадлежат к строю языка, а текст – к сфере его употребления. Смысл текста создаётся из языка, но создаётся в процессе творчества. А творчество – это любое наше высказывание, потому что мы каждый раз заново отбираем слова, которые нужны нам для выражения мысли, выбираем ту синтаксическую конструкцию, которая поможет нам с наибольшей точностью передать мысль и осознать выбор – это и есть творчество. Как утверждал М.М. Бахтин, высказывание – это не отражение или выражение чего-то уже готового. «Оно всегда создаёт нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое: притом всегда имеющее отношение к ценности (и истине, добру, красоте и т.д.). Целое высказывание – это уже не единица языка, а единица речевого общения, имеющая не значение, а смысл».

А в смысл текста мы проникаем через его языковую ткань, замечая при этом, как язык служит передаче смысла.

(Р.И.Альбеткова «Изучение темы текст» на уроке словесности. Русский язык № 31, 2001г.)

1.Выделите в тексте смысловые части и озаглавьте их.

2.Передайте главный смысл текста одним сложным предложением.

3.Определите тип и стиль текста.

2. Работа с текстом.Прочитайте текст.

Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому.

Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий.

Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя.

Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения. Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совестливостью, осознанием собственной неповторимости.

Послетекстовые задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Выделите в тексте смысловые части.

3. Запишите опорные фразы каждого абзаца.

4. Составьте простой (назывной и вопросный), сложный планы.

Выпишите из текста термины. С помощью терминологического словаря дайте им определения.

3. Работа в малых группах. Прочитайте текст и выскажите свои мысли.

Запомните!

Обсуждаем содержание текста. 1. Что интересного вы узнали о Генри Форде? 2. Подтвердите примерами из текста следующую мысль «жизнь его полна противоречий». 3. Как сложилась личная жизнь Форда? 4. Почему книга Джона Далинджера произвела впечатление разорвавшейся бомбы? 5.

Выскажите свое отношение к Форду, используя следующие конструкции: Я считаю … На мой взгляд, … Я думаю … Я осуждаю Форда за то, что … Мне кажется, что … Я не согласен с мнением о том, что … 6. Согласны ли вы с мнением о том, что каждая великая личность противоречива? 7. Какими положительными качествами обладал Генри Форд?

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

1. Тема №45. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат.

2. Цель:познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.

3. Задачи обучения:

правила оформления цитаты

Студент должен уметь:

отработка навыков умения оформлять цитаты, развитие интереса к чтению и анализу литературы по специальности, расширение научного кругозора будущих специалистов.

4. Основные вопросы темы:

1. Цитирование в научной сфере.

2. Основные правила оформления цитат.

Седьмое издание Словаря иностранных слов, выпущенного издательством «Русский язык» в 1979 году, дает следующее определение:

Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.

Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру.

Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее. Цитата вводится в текст и для ее опровержения.

Цитату можно вводить в контекст различными способами:

— Автор подчеркивает, отмечает и т.п.

— Общие требования к цитируемому материалу.

— Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (доказывать или подтверждать авторские положения).

Цитата должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием. При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

Основные правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза, заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Цитироваться может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в предложение.

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое издание).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: Невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться (Платон). Правила научного цитирования: чем больше цитат, тем лучше Неких абстрактных цитат не бывает.

Любое цитирование имеет свои правила, поскольку используется для достижения каких-либо конкретных целей. Можно обойтись и без цитат.

Пунктуация при цитировании Цитирование широко используется в сферах социокультурного общения, нормы которого предписывают тщательно оформлять цитаты.

1. Цитаты приводятся в кавычках, показывающих границы чужой речи.

2. Если цитата вводится с помощью авторской речи, то она оформляется так же, как прямая речь.

3. Если в цитате есть пропуски, это отмечается многоточием. Если в цитате уже есть многоточие, то при её сокращении используется многоточие в скобках.

4. Указание на источник, следующий после цитаты, даётся в скобках. Точка ставится после скобок. Если цитата оканчивается не точкой, а многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками.

5. Части фраз, слова или сочетания слов, цитируемые в составе предложения, требуют кавычек. Двоеточие перед ними не ставится. Исключение составляют высказывания со словами фраза, предложение, высказывание, мысль и др.

6. Стихотворные цитаты, если они приводятся с делением на строки, даются без кавычек. Имя автора приводится ниже.

Правила оформления сносок в научных работах (рефераты, курсовые и дипломные работы, тезисы, статьи) Материал разработан для повышения стандартизации цитирования в квалификационных, методических и научных работах по юриспруденции. Основан на ГОСТ Р 7.05-2008, но имеет более простую и практическую направленность.

Цитирование в научной работе Цитирование – это включение в научную работу фрагмента текста другой работы с указанием точных выходных данных позволяющих найти работу и место из которого был взят фрагмент текста.

При цитировании необходимо стремиться:

— дословно или близко к тексту передавать смысл, заключенный в исходном фрагменте текста (для сохранения смысла автора работы);

— указывать в сноске все выходные данные для конкретной формы работы и страницу работы, где был взят фрагмент текста (для облегчения поиска исходного текста читателем);

— правильно оформить сноски в текстовом редакторе Word.

Правильное оформление сносок позволяет научному руководителю обращать больше внимания на содержательную сторону работы, что значительно повышает ее качество.

Виды цитирования: Дословное цитирование При дословном цитировании высказывание берется из текста источника «как есть» и ограничивается с двух сторон кавычками («»). Между второй кавычкой и точкой ставится номер сноски.

5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа с текстом,работа вмалых группах

1. Работа с текстом.Прочитайте текст. Озаглавьте его.

В словаре «демократия» определяется как «форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти».

По словам Авраама Линкольна, демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа».

Слово «демократия» часто употребляется вместе со словом «свобода». Но эти два слова не являются синонимами. Демократия есть население с демократическими принципами. Демократические принципы – это понятие, которое большинство людей считает наиболее важным в демократическом обществе.

— правление большинства при защите меньшинства;

— гарантии основных прав человека;

— свободные и честные выборы;

— равенство всех перед законом;

— открытость власти, ответственность перед законом;

— социальный, экономический, политический плюрализм;

— контроль над злоупотреблением власти;

Ни один народ не в состоянии физически вершить власть. От лица народа это делают его избранники: Парламент, Президент.

В демократическом обществе должны быть справедливые законы. В Древнем Египте говорили: «Спокойствие страны – в справедливости».

2. Работа в малых группах. Задание 1. Данные изречения оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Места, куда должна быть включены эти слова, отмечены знаком «//».

1) // Демократия – это народное правление, осуществляемое народом ради народа. (А. Линкольн)

2) Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении //. (К. Ясперс.)

3) Мужество // воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. (Н.А. Островский)

Задание 2. Образуйте от следующих слов форму родительного падежа множественного числа.

Народ, власть, демократия, свобода, гарантия, встреча, задача.

Задание 3. Составьте возможные словосочетания, используя данные существительные и прилагательные:

государственно-политическийобщество
демократическийплюрализм
политическийустройство
межнациональныйпуть
справедливыйстабильность
собственныйправление
народныйзакон
свободныйстрана

1. Выпишите несколько словосочетаний с различными видами связи. Оформите словосочетания по образцу.

Написанный текст выступает как. Смотреть фото Написанный текст выступает как. Смотреть картинку Написанный текст выступает как. Картинка про Написанный текст выступает как. Фото Написанный текст выступает как
Написанный текст выступает как. Смотреть фото Написанный текст выступает как. Смотреть картинку Написанный текст выступает как. Картинка про Написанный текст выступает как. Фото Написанный текст выступает как

Образец: свободный человек

4. Найдите в тексте сложные предложения, укажите средства связи в них.

5. Ответьте на вопросы:

Что такое демократия?

Каковы основные принципы демократии?

Является ли демократия идеальным политическим режимом?

Задание 4. Перед вами вид цитаты, расскажите правила оформления цитаты, запишите схему.

Вид цитатыПравила оформления (называется обучающимися)Схема (выполняется обучающимися)
1. Полная цитатаПунктуация как при прямой речи.А: «Ц».
2. Неполная цитатаПунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск словА: «…ц….».
3. Частичное цитированиеЦитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.…… «ц»…….
4. Стихотворная цитатаПишется без кавычек, в центре страницы, каждая строка с прописной буквы.А: Ц, Ц – Ц Ц.

2. Работа с текстом.Прочитайте текст.Какие пунктуационно-графические средства использованы в приведенных текстах для распределения информации? Прокомментируйте функциональное назначение использованных в текстах средств для передачи основной, дополнительной и фоновой информации (текст взят из учебного пособия: Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996).

Словесные табу, по-видимому, могли быть разного происхождения. Видный этнограф и фольклорист Д. К. Зеленин считал, что первые словесные запреты возникли из простой осторожности первобытных охотников: они думали, что чуткие звери, понимающие человеческий язык, могут их подслушать и поэтому избежать капканов или стрел (см.: Зеленин 1929, 119). С древнейшими представлениями о том, что животные понимают речь человека, Зеленин связывал также переговоры с животными в быту, которые позже переросли в заклинания.

Источником табу могла быть и неконвенциональная (безусловная) трактовка знака архаическим сознанием: древний человек относился к слову не как к условной, внешней метке предмета, а как к его неотъемлемой части (о неконвенциональном восприятии знака религиозным сознанием см. с. 72-75). Чтобы не разгневать «хозяина тайги», избежать болезни или другой беды, не потревожить души умершего, запрещалось произносить «их» имена.

3. Работа в малых группах. Определите тему и идею следующих цитат. Как вы думаете, кем и когда это сказано? Напишите свое мнение о цитируемых здесь мыслях.

I. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

II. Я утратил всякие надежды относительного будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

III. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далеко.

IV. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

(Первое высказывание принадлежит Сократу (470 – 399 гг. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. до н.э.), третье – одному египетскому жрецу, жившему за 2 000 лет до н.э., четвертое обнаружено на глиняном горшке среди развалин Вавилона, возраст горшка – больше 3000 лет.)

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *