направленное использование физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков
Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Наталья Качан
Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные, так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации определяется Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, разработанной согласно нормативным документам таким, как Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы прописаны требования к организации физического воспитания, согласно которому Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Также прописаны формы и условия физического воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачиконкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
• формирование правильной осанки;
• своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
• формирование изгибов позвоночника;
• развитие сводов стопы;
• укрепление связочно-суставного аппарата;
• развитие гармоничного телосложения;
• регулирование роста и массы костей;
• развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.
Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:
• потребность в ежедневных физических упражнениях;
• умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
• приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
• самостоятельность, творчество, инициативность;
Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию
• создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. п.);
• закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься
• осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
• прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.
Принципы физического воспитания:
• всестороннее и гармоническое развитие личности;
• связь физической культуры с жизнью;
• оздоровительная направленность физического воспитания;
• непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
• постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
• цикличное построение занятий;
• возрастная адекватность направлений физического воспитания;
• принцип осознанности и активности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуализации;
• принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:
• фронтальный — направленный на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;
• групповой — обеспечивает возможность самостоятельного упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному действию;
• индивидуальный — позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателем задание.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.
Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными двигательными навыкам и воспитания физических качеств.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы, длительность занятий по физическомуразвитию зависит от возраста детей и составляет:
Значения занятий заключаются в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.
Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей.
Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём.
Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Согласно «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся три раза в неделю. Одно из них может проводиться на улице.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, хождение по массажным коврикам, пальчиковая, артикуляционная, мимическая, дыхательная гимнастика, степ аэробика.
Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ, воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Значение физкультминутки (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах,начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана время их проведения, обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача.
Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы. Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживается установленного режима, основу которого составляет Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы и учёт возрастных особенностей детей каждой группы. Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств. Опыт детских садов показал, что систематическое закаливания и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков, значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний.
Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребёнка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребёнка деятельность, периодически корректировать её, дозировать время. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнения правил, сближают детей.
Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
3. Cтепаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях Начинать работу по физическому воспитанию необходимо с определения уровня развития двигательных умений и навыков, то есть с диагностики.
Физкультминутки в дошкольных образовательных учреждениях Назначение физкультминуток в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Комплексы физкультминуток подбираются.
Инновационные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания в условиях ДОО В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в вопросах охраны здоровья населения.
Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания». Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним.
Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни» по курсу «Сохранение здоровья участников образовательного.
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.
Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы 1. Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений • Специально организованные виды деятельности Этические индивидуальные.
Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Консультация для родителей Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться информацией по проблеме здоровьесбережения в системе дошкольного образования. Я выбрала эту тему.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим.
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях Если человек воспринимает свое здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое- то.
Использование физкультурных досугов как средство совершенствования двигательных умений и навыков
Наталья Марченко
Использование физкультурных досугов как средство совершенствования двигательных умений и навыков
В методическую копилку я буду помещать все,что может пригодиться для работы с детьми: конспекты занятий, проекты, презентации, советы и рекомендации опытных педагогов.
Мир детства радостен и тонок,
как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…
И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад.
Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад…
Надеюсь, что эта страничка будет полезна и интересна.
«Никогда не прекращайте вашей
самообразовательной работы и не забывайте,
что, сколько бы вы ни учились,
сколько бы вы ни знали,
знанию и образованию нет ни границ
ни пределов». Рубакин Н. А.
ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Свою работу я провожу в старшей группе «Солнышко».
Цель моей работы – выявить уровень развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Формы работы: физкультурная занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения.
Для реализации этого имеются все условия: зал, оборудование и спортивный инвентарь.
Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей старшего дошкольного возраста разработала программу физкультурных развлечений для детей 5 – 6 лет. Физкультурные развлечения – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессе выполнения упражнений.
В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в физкультурных развлечениях, подчинены определённому сюжету.
Физкультурные развлечения провожу 1 раз в месяц.
При разработке программы физкультурных развлечений, пытаюсь сохранить черты двигательных умений и навыков.
Разработанная мной программа направленна на решение следующих задач: совершенствование двигательных умений и навыков, укрепление здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, формирование правильной осанки, воспитание двигательных качеств, развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов воспитания определяю возрастными особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трёхчастной структуре.
Осознанному восприятию детьми движений способствует объяснение, анализ, оценка. Детям в объяснении подчеркиваю особенности наиболее сложных элементов техники, указываю необходимость сохранения нужного положения тела и отдельных его частей.
В ходе проведения физкультурных развлечений, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, направляю своё внимание на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное им задание.
Проведенная мной работа доказала, что физкультурно-познавательные занятия влияют на мотивацию двигательной активности детей, которая повышает эффективность развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста. Особенно эффективно влияют на развития формирования двигательных умений и навыков физкультурные развлечения.
Тема доклада: Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Физическое воспитание является одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка, и чем он меньше, тем сложнее ему обходиться без движений. Грамотная организация двигательной активности детей заключается в учёте особенностей высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста. Правильная организация прогулок и других режимных
процессов позволяет ребёнку в течение дня удовлетворять
потребности в движении и решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели, проявлять выдержку и настойчивость.
Таким образом, данная тема является актуальной, т. к. развитие двигательной активности, её организация имеет
непосредственное влияние на физическое и нервно –
психическое, интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного
возраста, а также на становление его поведения.
В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.
Именно дошкольный возраст, по данным современных исследований, является наиболее важным периодом для формирования движений.
Основной проблемой в физиологии обучения движениям является проблема управления двигательной деятельностью.
Неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений, внесли работы русских физиологов И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, которые получили дальнейшее творческое развитие в работах П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна. А. Н. Крестовникова и других.
Двигательное умение – способность не автоматизировано управлять движениями. В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух видов: умения выполнять отдельные движения различной сложности и умение осуществлять целостную двигательную деятельность.
Умения выполнять отдельные движения переходят в навыки.
Умение осуществлять целостную двигательную деятельность, связано с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в сложных, меняющихся условиях (игровая ситуация). Такая двигательная деятельность всегда осознаётся и не может быть стандартной. Эти умения не переходят в навыки. Определяющей чертой таких умений всегда будет творческое применение заученных действий.
Двигательный навык – автоматизированный способ управления движениями.
Автоматизация движений – это главная черта навыка. Развитие этой черты особенно выражена в подвижных играх.
В процессе становления навыка наряду с автоматизацией отдельных движений происходит слияние их в единый целостный акт с относительно постоянными пространственными, временными и силовыми характеристиками структуры. Это обуславливает ловкость, ритмичность и экономичность движений.
По мере упрочнения навыка появляется возможность строить различные варианты двигательного акта, сохраняя основу его техники.
Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда прекращается работа по уточнению и несовершенное движение повторяется многократно без изменений. Для переделки навыка потребуется разрушить сложившуюся системную деятельность коры головного мозга, добиться, чтобы некоторые группы рефлексов угасли, и создать на их месте новые, изменённые.
Процесс обучения физическим упражнениям имеет следующие этапы:
1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять физическое упражнение в общих чертах (освоение основы техники).
2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять элементы техники физических упражнений с необходимой чёткостью.
3. Закрепление и дальнейшее совершенствование физических упражнений, связанное с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.
Задача этого этапа обучения заключается в том, чтобы перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применения изученного движения в различных условиях. В зависимости от общей направленности процесса физического воспитания длительность этого этапа различна.
Формирование двигательных навыков у детей является сложной задачей, и на пути ее решения воспитателю приходится преодолевать много трудностей.
Двигательные навыкив процессе их формирования и применения оказывают друг на друга влияние: приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка.
Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в структуре движений и их координации имеется сходство (например, прыжки с высоты и в высоту). Чем больше сходство между структурами изучаемого движения и какого-то из ранее освоенных, тем легче и быстрее будет проходить обучение.
«Отрицательный перенос» возникает в процессе освоения движений, структура которых характеризуется сходством начальных фаз и существенными различиями между последующими. Например, прыжки в длину и высоту с разбега.
Характер взаимодействия навыков меняется в процессе усвоения движений. По мере упрочнения двигательных навыков является и возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование умений и навыков в процессе обучения движения происходит в единстве с развитием физических качеств. Движения отличаются друг от друга степенью проявления физических качеств. Некоторые движения требуют относительно стандартных и непредельных проявлений большинства физических качеств (фигурное катание).
Чтобы сформировать двигательный навык, закрепить его и сохранить от разрушения, необходимо многократно повторять упражнения. Совершенствование навыка предполагает уточнение его элементов и повторение их в разнообразных вариантах и условиях.
Устойчивость навыка позволяет в процессе физического воспитания обогащать человека всё новыми разнообразными формами движений. Возможность угасания навыков заставляет соблюдать определённую систему повторений.
Большую роль в формировании двигательных навыков играют эмоции: положительные эмоции помогают быстрому формированию двигательных навыков.
Общие закономерности развития двигательных навыков проявляются по- разному в зависимости от индивидуальных, возрастных и половых особенностей, а также в зависимости от имеющегося длительного опыта.
На данный момент существует великое множество средств для совершенствования двигательных умений и навыков,таких как: подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада, физкультурные праздники, физкультурные развлечения.
1. Подвижные игры, по мнению Ю. Г. Травина – одно из основных средств физического воспитания.
Подвижные игры, отмечает Н. Н. Кожухова – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные умения и навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кротчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребёнку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств.
Обучая детей спортивным играм, пишет Ж. К. Холодов,можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели, проявлять выдержку и настойчивость.
2. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
В детских садах проводятся занятия разного типа. По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного характера.
3. Физкультминутки проводятся с различным содержанием. С детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.
4. Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада. Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности.
6. Физкультурные развлечения. Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол и др.).
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы.
Использование прочно сформированных навыков и умений, позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой деятельности.
Таким образом, двигательные умения и навыки совершенствуются различными средствами: подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада, физкультурные праздники, физкультурные развлечения.
Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Таким образом, воспитание двигательных умений и навыком дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений. Основные движения – жизненно необходимые для ребёнка движения (лазание, метание, ходьба, бег, прыжки).
Развитие движений – процесс взаимонаправленный. Для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательных навыков дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребёнка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального и национального двигательного опыта.
Формирование двигательных навыков происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослого. При формировании двигательных умений используются различные средства: физические занятия, подвижные игры, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, физкультурные досуги в виде физкультурных праздников и развлечений.
Консультация для родителей на тему: «Двигательные навыки и умения – показатель физического развития ребёнка».
Цель: довести до сознания родителей мысль о том, что совершенствование всех двигательных навыков и умений – прямой путь к полноценному физическому развитию ребёнка.
В детском саду закладываются основы всестороннего, гармоничного развития личности ребёнка.
Наши дети уже повзрослели. Вы все видите какими уверенными становятся их движения. Меняется восприятие детьми окружающего мира. Видеофильмы, компьютеры становятся доступными для многих. Правильным будет немного уменьшить время препровождения за этими понравившимися занятиями, записать ребенка в какую-нибудь спортивную секцию. Когда ребёнку некуда девать свою излишнюю энергию, он постоянно слышит окрики взрослых, появляется озлобленность,которую он старается выплеснуть на своих сверстников: дерётся, толкается.
Для всестороннего развития важно овладеть разнообразными движениями,в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
В детском саду физкультурные занятия проводятся регулярно. Воспитатель держит в поле зрения всех детей. Замечает недостаточно правильное выполнение или тех или иных действий. Вовремя поправляет. С детьми играют в различные игры, требующие малой, средней или большой степени подвижности. Кроме того, 2 раза в год заносятся данные в лист здоровья,в котором указаны разные показатели: вес. Рост, объём грудной клетки, бег на время, прыжки с места в длину, метание на дальность, основная группа здоровья. Сравнить результаты можно в конце года. За этим тщательно следят медицинские работники.
В группах имеются тренажёры – для предупреждения плоскостопия.Воспитатели уделяют внимание внешнему виду детей: чтоб одежда не стесняла движений, была облегчённой, обувь соответствовала размеру стопы, чтобы помещение группы проветривалось.
Нужно помнить, что при усвоении движений у детей формируется стремление действовать активно, энергично, сознательно, проявлять постепенно возрастающие всё больше физические усилия для достижения поставленной цели. А это всё так необходимо для обучения в школе и дальнейшей жизни.
Дидактическая копилка по лексической теме «Космос» Уважаемые коллеги, хочу представить вам наш опыт подбора материала по лексическим темам. В данном случае – по теме «Космос» Все материалы.
Фотоотчет «Копилка добрых дел» В основе взаимодействия нашего детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Я очень благодарна моим родителям группы.
Фотоотчёт «Копилка творчества» Хочу представить Вашему вниманию работы моих воспитанников. Моим воспитанникам 5- 6 лет, они очень любят рисовать, клеить, лепить, конструировать.
Конспект по ФЭМП для подготовительной группы «Волшебная копилка дружбы» Тема: Волшебная копилка дружбы. Цель: Формирование элементарных математических представлений Задачи: 1. Отрабатывать навыки порядкового.
Оформление папки «Копилка добрых дел» Существует много способов оформления папки «Копилка добрых дел». Обычно в папку вставляют благодарности об участии родителей в разных мероприятиях.
Копилка стихов воспитателя Копилка стихов воспитателя «Золотоё зёрнышко» Светит ярко солнышко поспевает зёрнышко, А зерно ведь не простое, в колосках всё золотое.
Методическая копилка «Педагогическое проектирование» Методическая копилка «Педагогическое проектирование» Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1. На основе изученных проблем.
Методическая копилка. Упражнения для формирования правильной осанки «Камыш» И. п. ; сидя на коленях, соединить руки «в замок» над головой. 1 – вывернуть кисти ладонями вверх, потянуться вверх к потолку; 2.
Проект «Копилка новогодних чудес» Введение. Актуальность: детский сад – это первый в несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители. Дальнейшее развитие.