народное искусство древней руси сообщение
Каким именно было народное искусство древней руси, история становления
Древняя Русь – великое государство, где достаточно стремительно развивалось народное искусство древней руси. Стоит отметить, что в это время практически все виды прикладного искусства называли узорочьем. Именно хорошо сохранившиеся узорочья – драгоценный источник быта древнерусских людей. Стоит отметить, что быт людей тех годов был пронизан не только завоеваниями, но и любовью, красотой, а также различными художественными выдумками.
Искусство деревенских мастеров
Не секрет, что мастера Древней Руси украшали серые бревенчатые постройки очень красивой резьбой. Кстати, такая резьба хорошо сохранилась и до наших дней, увидеть это народное искусство можно во многих музеях нашей страны. Необходимо отметить, что именно этнографическое искусство славянской деревни XIX века дает возможность представить все богатство различных художественных образов того времени.
Если говорить о деревенских мастерах того времени, то у них было поистине золотые руки. Дело в том, что таким мастерам удавалось создавать уникальные вещи. Такие мастера умели создавать различные украшения не только из натурального дерева, но и из различных металлов, среди которых медь, серебро, железо и т.д. Городским мастерам по золоту и серебру было известно множество сложнейших приемов.
Оригинальное народное искусство древней руси
Если говорить о памятниках художественного ремесла, то они идеально подчеркивают феодальную народную культуру. Со временем в Древнюю Русь купцы стали привозить
различные товары, а также настоящие произведения искусства. Именно поэтому можно частенько встретить в работах того времени средневековые орнаменты, а также сюжеты, где были использованы привезенные шелковые ткани, дорогая посуда со Старого Света и т.д.
Особо интересными являются украшения княгинь и боярынь того времени. К примеру, наиболее богатые коллекции украшений были найдены в Киеве, Рязани, Чернигове и других городах. Эти украшения имеют удивительный вид, так как они были выполнены, действительно, настоящими мастерами своего дело. На самом деле декоративно прикладное искусство древней руси уходит в глубину тысячелетий. Не секрет, что на своем историческом пути славянам приходилось контактировать со многими народами, которые делились между собой опытом.
Многочисленные раскопки показывают, как именно выглядели ритуальные вещи, драгоценности и многое другое. Например, археологами был раскопан курган, который насыпали у стен Чернигова, где было найдено множество драгоценных вещей: турьи рога, окованные серебром, ритуальные ножи и многое другое. Кстати, турьи рога являлись обязательным атрибутом славянских языческих богов.
Среди богатств древнего деревенского прикладного искусства можно выделить очень красивые ткани, которые вышиты вручную, расшитую кожу, резное натуральное древо, женские костюмы, металлические подвески, перстни и многое другое. Сегодня изобразительное искусство древней руси презентация может поведать каждому множество интересных фактов. Подобные вещи ежегодно находят профессиональные археологи в курганах в различных городах нашей страны.
Основная часть всех украшений была изготовлена именно крестьянами, среди которых было достаточно много мастеров. Каждый славянский город имел свои характерные этнографические отличия. Именно поэтому такие украшения дают возможность археологам, а также историкам определять границы земель различных народов того времени.
Необходимо отметить, что народное искусство древней руси открывает перед нами, действительно, уникальные исторические вещи, которые имеют свои неповторимые особенности.
Народные искусства древней Руси
Sigachev A. A. Folk art of ancient Russia.
Аннотация: В статье показано, что в древнерусском искусстве было не столько назидательного смысла, сколько возвышенной, духовной радости. В нём наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Эта упоительная красота входила в тогдашнюю каждодневную жизнь, и радовала русского человека под величественными сводами белокаменных соборов и в живописных иконах деревянной церквушки. Народное начало в искусстве проникало живописными картинами в великокняжеские палаты и украшало скромными иконами простую, убогую крестьянскую избу. Искусство, которое расцвело тогда в нашем отечестве, было поистине всенародным, как искусство эпохи Возрождения в Италии.
Ключевые слова: Народное искусство, древняя Русь, языческое творчество, народная живопись, иконная старина, русский фольклор, Новгородская икона, старообрядцы, грамотность на Руси, великий родной язык, народные календарные обряды, театр кукол, скоморохи, калики перехожие, музыка народного календаря, языческий театр, народная драма, двоеверий на Руси, Киевская Русь, Белая Русь, Малая Русь.
Abstract: The article shows that in the ancient art was not so much didactic sense as sublime, spiritual joy. In it, our ancestors sought solace from their troubles and tribulations. This ravishing beauty was part of the then everyday life, and pleased the Russian people under the majestic arches of white stone cathedrals and picturesque wooden churches icons. Folk beginning in art penetrated beautiful paintings in the grand chamber and adorned modest icons simple, miserable peasant’s house. Art that flourished then in our country, it was a truly national, as the art of the Renaissance in Italy.
Keywords: Folk art, ancient Russia, creative pagan, folk paintings, icons old, Russian folklore, Novgorod icon, Old Believers, literacy in Russia, the great native language, folk calendar ceremonies, puppet theater, clowns, beggars perekhozhie, music folk calendar, pagan theater, folk drama, dual faith in Russia, Kievan Rus, White Russia, Little Russia.
Литература: Шахматов А.А., Древнейшие судьбы Русского племени, П., 1919; Любавский М.К., Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929; Насонов А.Н., «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства, М., 1951; Пашуто В.Т., «Образование Литовского государства, М., 1959
Искусство Древней Руси — уникальный сплав языческих традиций восточных славян и византийского влияния на местную культуру
Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.
Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.
Основные периоды искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.
Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.
После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.
Особенности искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:
Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).
Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.
В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:
Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.
Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.
В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.
Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.
Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.
С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:
Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.
Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Древнерусское искусство
Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.
Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.
Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.
В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов
Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.
Мозаики Софии Киевской
Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.
Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).
Новгородское искусство.
Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.
Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее
Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.
Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.
Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).
Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.
Владимиро — Суздальская школа.
Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.
Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.
В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.
Церковь Покрова на Нерли
Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.
Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире
В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.
Древнерусское искусство : 5 комментариев
Древнерусское искусство стало источником зарождения всех современных видов народно — прикладного искусства, промыслов, а также художественного искусства и архитектуры. Немалую роль в становлении современного искусства сыграла суздальская и новгородские школы. Многие памятники той эпохи мы можем видеть до сих пор.
Искусство Древней Руси представляет собой целый пласт своеобразного культурного наследия, которое формировалось на основе народных художественных промыслов. За времена правления киевских князей многие виды искусств достигли значительного развития и выделились в отдельные сферы. Но все же главенствующую роль играла архитектура. Принципы ее строительства во многом были подчинены церковным канонам.
В период существования Древнерусского государства было чрезвычайно развито ювелирное искусство. Работы мастеров того времени отличаются изяществом и роскошью исполнения.
Искусство Древней Руси можно разделить на несколько самостоятельных течений, главным из которых все же была архитектура. Но и она подчинялась строгим церковным канонам. Именно поэтому все постройки того периода характеризуются изяществом и красотой.
Икона — обычно деревянная поверхность для нанесения художественного представления — изображения, например, мамы Иисуса Христа вместе с Ним (так по традиции следует)