народный банк история создания
История создания, развития и структурного строения Народного банка (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
1. История создания, развития и структурного строения Народного банка.
Первое банковское учреждение сегодняшнего Народного банка было открыто еще в 1875 году в городе Ташкенте. Оно представляло собой отделение Российского банка.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» и с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 000 от 4 октября 1995 года «Об образовании Узсбербанка в Народный банк Республики Узбекистан» «Узсбербанк» был преобразован в Государственно-коммерческий «Народный банк». Функционировавший в сложный период, банк приложил все усилия для стабилизации своего потенциала на пути обеспечения развития экономики и повышения благосостояния народа, укрепления своего места и своей роли на рынке банковских услуг. В ходе своей деятельности банк уделил особое внимание созданию целостной универсальной системы, которая к сегодняшнему дню вызывает большое доверие у население. Сегодня «Народный банк» является одним из крупнейших звеньев банковской системы Узбекистана. Это единственный банк в стране, в котором сохранность сбережений граждан гарантируется государством.
Банк создается в форме открытого акционерного общества. Учредителем Народного банка является Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Банк является правопреемником Узсбербанка по имущественным, финансовым, и другим обязательствам и требованиям гарантирующим сохранность и своевременность возврата вкладов населения.
В своей деятельности банк руководствуется Законами Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Республики Узбекистан» и иными законодательными актами, решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными документами Центрального банка, носящими обязательный характер для коммерческих банков, а также уставом, который был утвержден с последующей его регистрацией в установленном порядке в Центральном банке Республики Узбекистан.
Банк, включая его отделения, независим от органов государственной власти при принятии им решений, связанных с проведением банковских операций.
Банк несет ответственность по своим обязательствам, в том числе по вкладам граждан, всем своим имуществом. Он в соответствии с законодательством осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности и является истцом и ответчиком в хозяйственных и третейских судах. Правовой основой взаимоотношений банка с физическими и юридическими лицами являются договоры, заключенные с ними и определяющие обязанность и ответственность сторон.
Банк является юридическим лицом. Со своими территориальными управлениями и отделениями он составляет единую систему государственно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан. Также он имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на самостоятельном балансе.
Банк осуществляет свою деятельность на коммерческой основе на основании законодательства и лицензий, выданных Центральным банком Республики Узбекистан.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 апреля 1999 года № 000 «О мерах по обеспечению дальнейшего развития государственно-коммерческого Народного банка», Министерство Финансов и Центральный банк Республики Узбекистан обеспечили в срок до 1 января 2000 года формирование уставного капитала Государственно-коммерческого Народного банка с его доведением до 3 млрд. сумов.
Далее вышло постановление Кабинета Министров от 12 декабря 2000 года № 000 «О мерах по дальнейшей капитализации Государственного коммерческого Народного банка», в соответствии с которым Кабинет Министров постановил:
— Министерству Финансов и Центральному банку Республики Узбекистан обеспечить доведение в 2000-2005 годах уставного капитала Государственного коммерческого Народного банка Республики Узбекистан до 10 млрд. сумов.
— Утвердить устав Народного банка Республики Узбекистан. Народному банку Республики Узбекистан в установленном порядке перерегистрировать устав в Центральном банке Республики Узбекистан.
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2005 года №56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы» Народный банк обязан принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан о поэтапном повышении минимального размера уставного капитала с его доведением до 1 января 2007 года до 5 млн. долларов США в сумовом эквиваленте.
На сегодняшний день Народный банк является одним из крупнейших звеньев банковской системы Узбекистана. В его 14 территориальных, 199 районных (городских) филиалах, 207 мини-банках, около 2500 отделениях и более 275 спецкассах работают около 11 тысяч специалистов.
В результате стабильного роста основных финансовых показателей капитал банка достиг 16,3 млрд. сумов. Объём активов банка с начала года увеличился на 59,4 млрд. сумов и на 1 июля 2006 года составил 168,5 млрд. сумов. Основная доля активов направлена на высоколиквидные и прибыльные инвестиции.
На проекты, связанные с производством товаров народного потребления за счет переработки местного сырья, а также производством импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства выделено средств в размере 5,7 млрд. сумов. Из них 1,5 млрд. сумов составляют микрокредиты. За счет выделенных средств создано 720 новых рабочих мест. Вместе с тем в первом полугодии 2006 года торговым организациям выделено 1,4 млрд. сумов на покупку товаров народного потребления.
Основными направления деятельности Народного банка являются привлечение свободных денежных средств физических и юридических лиц, а также повышение их заинтересованности в аккумулировании свободных денежных средств во вкладах и депозитных счетах, их вложение в приоритетные отрасли народного хозяйства, обеспечение гарантий их сохранности, выполнение государственной социальной политики финансирование проектов малого и среднего бизнеса, работа на рынке ценных бумаг. Клиентами и вкладчиками банка могут быть граждане Республики Узбекистан, других государств и лица без гражданства, а также юридические лица любых форм собственности.
Каталог Банков Казахстана
Популярное
Альянс Банк
Астана-Финанс
kaspi bank
Банк развития Казахстана
Банк ЦентрКредит
БТА Банк
Казкоммерцбанк
Народный Банк Казахстана
Темiрбанк
История Народного банка
В 2007 году Народному банку Казахстана исполнилось 84 года.
История Народного банка Казахстана — это история становления и развития сберегательной системы на территории Казахстана.
Акционерное общество «Народный банк Казахстана» было основано на базе реорганизованного Сберегательного банка Республики Казахстан.
В послереволюционное время, в период новых экономических отношений, в 1923 году в г.Актюбинске была открыта первая сберегательная касса, а позже, в период коллективизации и сверхиндустриализации, в 1936 году в г.Алматы открыт филиал Сберегательного Банка СССР. Фактически с 1923 года начинается новый виток развития и популяризации сберегательной системы, рассчитанной на широкие массы населения.
После открытия сберкассы в Актюбинске, в течение последующих 4-х лет в республике было сформировано 335 сберегательных касс. В 1929 году была организована Республиканская сберегательная касса, которая осуществляла руководство деятельностью всех сберегательных касс в Казахстане. В последующие годы количество их быстро увеличивалось. Чтобы вовлечь в число вкладчиков большее количество рабочих, служащих и колхозников, особое внимание уделялось открытию сберегательных касс непосредственно при заводах и фабриках, колхозах и совхозах, при учреждениях связи и других предприятиях и организациях.
Сама природа социально-экономических и финансовых отношений в социалистическом обществе способствовала тому, что практически каждый советский гражданин являлся вкладчиком Сберегательного Банка. Глобальная система массового обслуживания населения способствовала накоплению огромного исторического опыта системы сбережений и закреплению устоявшихся традиций банковского дела на территории Казахстана.
Сберегательным кассам была также разрешена выдача срочных ссуд под залог облигаций государственных займов и под другие ценные бумаги. Они могли выполнять фондовые и другие финансовые и банковские операции.
В этот период сберегательное дело характеризовалось становлением и постепенным развитием государственного кредита. За эти годы было выпущено восемь государственных займов, в том числе три в натуральном и два в золотом исчислении. Натуральные займы (два хлебных и сахарный) и займы в золотом исчислении были выпущены в дореформенный период.
К концу 1960 года число вкладчиков в сберегательных кассах достигло 1770 тысяч, сумма вкладов составила 322,7 млн.рублей, а средний размер вклада вырос до 182 рублей. Число сберегательных касс с 1950 года по 1960 год увеличилось в 1,8 раза и на конец 1960 года составило 2805. Развитие сберегательного дела и расширение сети сберегательных касс в Казахстане обусловлено главным образом развитием народного хозяйства, значительным ростом материального благосостояния трудящихся в результате массового освоения целинных и залежных земель. На долю сберегательных касс целинных областей: Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Целиноградской только в 1955 году приходилось 44,1 процента всех лицевых счетов вкладчиков и 44 процента остатка вкладов, имеющихся в республике (Незаменимые услуги, М.Д.Джолдасбеков и др., Алма-Ата, 1986 г.).
В начале 60-х годов сберегательные кассы были привлечены к операциям по приему платежей населения за квартиру, коммунальные и другие услуги. Сберегательным кассам было также передано большое хозяйство текущих счетов фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов, касс взаимопомощи, а также общественных организаций, не занимающихся хозяйственной деятельностью. Заметное развитие получили операции сберегательных касс по безналичным перечислениям на счета во вклады сумм из заработной платы рабочих и служащих, а также денежных заработков колхозников при соблюдении принципов строгой добровольности.
Для развития сберегательной системы немалое значение имело укрепление денежной единицы. Однако реформа 1961 года, задуманная как мера контроля над массой и ограничением эмиссии, не получила подкрепления в преобразовании всего хозяйственного строя и свелась к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1963 года, после передачи сберегательных касс из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, средства населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. В конце 60-х годов произошел бурный расцвет сберегательного дела, обеспечивший направление крупных средств на кредитование народного хозяйства, источником которых являлись денежные сбережения населения.
Банковская реформа 1988 года наметила переход к двухуровневой банковской системе: центральный банк — специализированные банки. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.
Государственная независимость Республики Казахстан и обретение суверенитета ознаменовала начало третьего, реорганизационного этапа — трансформирование и переориентация структуры и функций банкинга и начало хронологии непосредственного развития Народного Банка Казахстана.
После получения суверенитета, в декабре 1990 года, Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что ознаменовало начало банковской реформы в независимом Казахстане.
Спустя год после официального провозглашения независимости, в 1992 году, был создан Сберегательный Банк Республики Казахстан, официальным юридическим преемником которого является Народный Банк Казахстана.
В 1993 году Сберегательный Банк реорганизуется в самостоятельную юридическую структуру «Народный Банк Казахстана», принадлежащую Правительству Республики Казахстан.
И в 1995 году Банк преобразуется в Акционерное общество закрытого типа. Процесс преобразования сопровождался кардинальной сменой руководства банка и стиля работы. Новое руководство в основу деятельности банка положило принцип универсализма, который последовательно отстаивает и воплощает в последовательном расширении спектра банковских услуг и использовании в банкинге новейших информационно-коммуникативных технологий.
Уже к концу 1995 года Народный банк Казахстана стал крупнейшим операционным банком республики и продолжает успешно сохранять достигнутые позиции на финансовом рынке.
В июле 1998 г. решением Общего собрания акционеров Банк был преобразован из акционерного общества закрытого типа со 100%-ным участием Правительства в Открытое Акционерное Общество «Народный Сберегательный Банк Казахстана».
В этом же году, согласно Постановлениям Правительства Республики Казахстан, в том числе постановлению Правительства Республики Казахстан N 644 от 6 июля 1998 года «Об основных направлениях поэтапной приватизации Акционерного Народного Сберегательного Банка Казахстана на 1998-2001 годы», была проведена работа по увеличению акционерного капитала.
В ноябре 2001 года Правительство Республики Казахстана продало на торгах свой контрольный пакет акций, к тому времени, составлявший 33,33% плюс одна акция.
На сегодня Народный банк Казахстана – это крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, успешно работающий на благо своих клиентов уже 80 лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Казахстана.
Современная история Народного Банка — это не только процесс его приватизации и структурной реорганизации. Это процесс непрерывного внедрения новейших банковских технологий, расширения спектра банкинга, глобальная стратегия, напрвленная на полное сохранение и совершенствование системы сберегательных вкладов в новых условиях, создание «вертикально интегрированной» банковской структуры с развитой филиальной инфраструктурой. Это ориентация, с учетом современных информационно-коммуникативных технологий, на решение основных задач Народного Банка Казахстана — выплаты пенсий, заработной платы, прием налоговых, коммунальных и других платежей, расчетно-кассовое обслуживание малых и средних предприятий и государственных учреждений.
Внимание!
Данная статья опубликована 05.03.2008, и скорее всего содержит не актуальные сведения на сегодняшний день.
Для того, что бы узнать свежие данные по интересующему вас банку, перейдите на официальный сайт банка, ссылки на которые расположены внизу этой страницы, в виде логотипов.
АО «Народный банк»
Банк России принял решение в соответствии с п. п. 6 и 6.1 части первой ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководствуясь тем, что АО «Народный Банк»:
Приоритетным направлением деятельности АО «Народный Банк» являлось предоставление банковских гарантий, объем которых в несколько раз превышал размер собственных средств кредитной организации. При этом принимаемые кредитной организацией риски по предоставленным банковским гарантиям и связанным с ними судебным разбирательствам оценивались неадекватно, что приводило к существенному занижению величины необходимых к формированию резервов на возможные потери.
Кроме того, в текущем году банк в значительных объемах осуществлял непрозрачные операции с платежными агентами-нерезидентами по переводу средств физических лиц, информация о которых направлена Банком России в правоохранительные органы.
В Народный банк назначена временная администрация Банка России, которая будет действовать до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.
АО «Народный Банк» небольшой по размеру активов региональный финансовый институт, зарегистрированный с 2019 года в Москве (ранее в Карачаево-Черкесской Республике). Главное направление деятельности – кредитование юридических и физических лиц, расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов, размещение средств на межбанковском рынке. Основными источниками ресурсов выступают собственные средства и привлеченные средства корпоративных клиентов.
Банк учрежден в декабре 1992 года в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики под наименованием АКБ «Лакма».
В 2002 году организационно-правовая форма была изменена на закрытое акционерное общество.
С ноября 2004 года входит в систему страхования вкладов физических лиц.
В 2010 году банк получил действующее название – ЗАО «Народный Банк».
С июня 2015 года банк функционирует в форме АО.
В марте 2019 года было принято решение об изменении места нахождения банка. Головной офис кредитной организации «переехал» из г. Черкесск (Карачаево-Черкесская республика) в Москву.
В апреле 2019 года организацией была получена универсальная лицензия на осуществление банковских операций.
На 1 марта 2020 года объем нетто-активов банка составил 4,8 млрд рублей, объем собственных средств – 1,4 млрд рублей. За январь — февраль 2020 года кредитная организация демонстрирует прибыль в размере 133,2 млн рублей.
Сеть подразделений:
головной офис (Москва).
Совет директоров: Алексей Лубенченко (председатель), Станислав Кузнецов, Людмила Добрышина, Руслан Джаубаев, Сергей Турбин.
Правление: Сергей Турбин (председатель), Елена Истомина.
Народный банк РСФСР
7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженные моряки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления, заняли здание Государственного банка. Днем представители новой власти потребовали у Банка денег. В ответ руководство Государственного банка дало указание прекратить обслуживание клиентов.
12 ноября Государственному банку было предъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета на имя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителя наркома финансов В. Р. Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлять операции на основании финансовых документов, оформленных Министерством финансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И. П. Шипова не заставил их изменить свою позицию.
С 8 ноября по 23 ноября 1917 г. Государственный банк клиентов не обслуживал, но в течение этого времени он продолжал осуществлять свою основную функцию — эмиссионную. В обращение было выпущено 610 млн руб. и 459 млн рублей выслано в конторы и отделения Банка.
21 ноября вопрос о саботаже чиновников Министерства финансов и Государственного банка обсуждался на заседании ЦК РСДРП(б) и ВЦИК. Была принята резолюция ВЦИК «О борьбе с саботажем чиновников Государственного банка», предписывавшая Совнаркому применить самые энергичные меры для немедленной ликвидации саботажа.
24 ноября за отказ признать власть Совнаркома Управляющий Государственным банком И. П. Шипов был уволен без права на пенсию. Комиссаром Государственного банка на правах управляющего был назначен С. С. Пестковский, который позднее вспоминал о том, что дважды ездил с В. Р. Менжинским, Н. И. Подвойским, Г. И. Благонравовым и с отрядами матросов «усмирять саботаж служащих Госбанка» и пытался вместе с В. Р. Менжинским «организовать новое управление Государственным банком». Поскольку служащих Банка не удалось уговорить признать власть Совнаркома, С. С. Пестковский предложил обратиться к его знакомому — польскому банкиру — и взять у него для нужд Совнаркома заем в 5 млн рублей. Председатель Совнаркома В. И. Ленин отнесся к этому предложению негативно. С. С. Пестковский был уволен с должности руководителя Банка, и на его место был назначен В. В. Оболенский, который, появившись в Банке с десятком «энергичных товарищей» и, имея при себе 50 подписанных, но не заполненных ордеров на арест, получил ключи от банковских кладовых и деньги для нужд Совнаркома. Но реальный контроль над Государственным банком был установлен значительно позднее.
В декабре 1917 г. началась реорганизация кредитной системы страны. 8 декабря 1917 г. был принят Декрет СНК «Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка». Находившиеся в собственности этих кредитных организаций земля, инвентарь и городская недвижимость передавались крестьянам, организуемым в это время совхозам и местным органам Советской власти.
14 (27) декабря 1917 г. после вооруженного захвата зданий петроградских банков Декретом ВЦИК от «О национализации банков» в стране была введена государственная монополия на банковское дело. В соответствии с этим Декретом «в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики» акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали национализации и слиянию с Государственным банком. Употребленное в Декрете «О национализации банков» имя нарицательное «народный банк», с конца января 1918 г. стало употребляться как имя собственное Народный банк. Сначала Банк назывался Народный банк Российской Республики, затем — Народный банк РСФСР.
Национализация распространялась на все акционерные коммерческие банки, банкирские конторы, общества взаимного кредита и акционерные земельные банки. Активы и пассивы ликвидируемых банков передавались Государственному банку. Временное управление делами частных банков должен был осуществлять Совет Государственного банка.
В соответствии с Декретом «О национализации банков» банки подлежали слиянию с Государственным банком без конфискации их акционерных капиталов, которые стали передаваться государству по Декрету СНК от 24 января 1918 года. Все банковские акции без всяких ограничений аннулировались. Собственники акций под угрозой конфискации имущества должны были немедленно сдать акции в отделения Государственного банка.
Для проведения национализации банков по решению Финансового отдела Московского совета было организовано Московское отделение Народного банка Советской Республики, которое имело свое Временное правление и филиалы. Денежные подкрепления Временное правление получало через Московскую контору. По всем остальным вопросам Временное правление Московского отделения связывалось непосредственно с Центральным управлением Народного банка.
Задачей Московского отделения было выполнение работы по слиянию счетов частных банков и реализация активов банков. Объединение всех операций и счетов бывших частных банков в Москве было закончено к сентябрю 1918 года. А в декабре 1918 г. филиалы Московского отделения Народного банка стали филиалами Московской конторы Банка, а Временное правление было ликвидировано.
Для разработки сложных технических вопросов, связанных со слиянием банков, реализацией их активов, организацией кредитования и расчетов в начале апреля 1918 г. при Центральном управлении Народного банка в Петрограде была создана «Комиссия специалистов-теоретиков и практиков банковского дела». Задачей комиссии была разработка практических мероприятий по осуществлению декрета о национализации банков. В комиссии работало около 100 специалистов, в том числе бывшие члены советов и правлений и директора Государственного и коммерческих банков, а также обществ взаимного кредита, бывшие служащие министерства финансов, кредитной канцелярии и других министерств, научные работники и представители Народного банка РСФСР и наркоматов.
Члены «Комиссии специалистов дела» были распределены по следующим секциям: организационной, финансирования промышленности и транспорта, финансирования внешней и внутренней торговли, денежного обращения и заграничных операций, а также секции переходного времени, которая занималась вопросами организации работы банков до их слияния.
Комиссия и ее секции работали до конца апреля 1918 г. Приказом по Народному банку РСФСР от 30 апреля 1918 г. при Петроградской конторе Банка (Центральное управление Народного банка РСФСР к тому времени эвакуировалось в Москву) был создан Совет экспертов, в обязанность которого входила разработка вопросов, связанных с организацией работы Народного банка РСФСР, и «составление инструкций по ликвидации бывших частных банков и обсуждение всех вопросов, связанных с ликвидацией».
В качестве подсобного органа Совета экспертов в середине июля 1918 г. была организована комиссия («Совещание по урегулированию деятельности отделений Народного банка РСФСР, образованных из бывших частных банков, и о мерах к скорейшему полному слиянию их с Народным банком») по разработке вопросов счетно-бухгалтерского характера. В начале августа 1918 г. перед своим закрытием (комиссия работала до середины августа) по предложению Центрального управления Народного банка РСФСР комиссия сформировала инспекторскую бригаду бухгалтеров, которые были командированы на места для проверки и помощи в составлении балансов на 27 декабря 1917 года.
Руководство работой по национализации и слиянию банков возлагалось на Центральное управление Народного банка РСФСР. Контроль за деятельностью Центрального управления Народного банка РСФСР в этой области осуществлял Наркомфин. При Центральном управлении Народного банка РСФСР был организован Отдел местных учреждений, который руководил работой по национализации и слиянию банков на местах. В конце мая 1918 г. при каждом филиале бывшего коммерческого банка были организованы ликвидационно-технические коллегии под председательством комиссаров филиалов Народного банка. Ликвидационно-технические коллегии были организованы также при правлениях бывших акционерных коммерческих банков. В состав коллегий входили специалисты бывших коммерческих банков. Ликвидационно-технические коллегии должны были осуществить слияние банков и связанную с национализацией ликвидационную работу.
С апреля по август 1918 г. руководство национализацией осуществлялось из двух центров: из Москвы, где находилось Центральное управление Народного банка РСФСР, и из Петрограда, где работал Совет экспертов.
В мае 1918 г. вопрос о национализации банков на местах обсуждался на I Всероссийском съезде финансовых работников. Съезд избрал комиссию по разработке финансовых реформ, которая должна была вместе с Народным банком РСФСР разработать инструкцию о порядке национализации и слияния банков на местах.
Совет экспертов, которому было поручено составление инструкции о порядке слияния банков, просуществовал с мая до середины августа 1918 года. Он был распущен, несмотря на то, что не подготовил эту инструкцию.
Только в конце декабря 1918 г. Наркомфин и Центральное управление Народного банка РСФСР разослали на места инструкцию «О порядке национализации частных банков». Одновременно был создан Отдел по национализации и ликвидации банков коммерческого кредита при Центральном управлении Народного банка РСФСР, который руководил работой по национализации и слиянию банков на местах. На составление ликвидационных балансов был дан месячный срок. Независимо от сроков фактической национализации банков в данном районе, ликвидационный баланс надлежало составить на 27 декабря 1917 г., а ликвидационный отчет за период с января 1917 г. по 26 декабря 1917 года.
Реализация активов бывших частных банков распоряжением Наркомфина была прекращена в начале августа 1921 года. В сводный ликвидационный баланс вошли балансы 240 акционерных коммерческих банков в сумме 12782 млн руб. — 83% суммы балансов все акционерных банков по состоянию на 1 октября 1917 года. Эта сумма была принята на баланс Народного банка РСФСР.
Одновременно с Декретом о национализации банков был принят Декрет о ревизии банковских сейфов. Согласно этому декрету все деньги, которые хранились в сейфах, подлежали занесению на текущий счет клиента в Государственном банке, а золото в монетах и слитках — конфискации и передаче в общегосударственный золотой фонд.
В Москве при ревизии сейфов кроме валюты было изъято 300 тыс. руб. золотом и 150 тыс. руб. серебром, 48 млн руб. кредитными билетами и на 450 млн руб. государственных и частных ценных бумаг.
Ревизия банковских сейфов в Петрограде началась 4 января 1918 года. Накануне был опубликован приказ наркома финансов Р. В. Менжинского, который предлагал владельцам сейфов явиться на ревизию в трехдневный срок под угрозой конфискации всего содержимого. Ревизия сейфов петроградских и московских банков была закончена в начале апреля 1918 года.
В конце октября 1917 г. государственный долг достиг 60 млрд руб., в том числе: внутренний — 44 млрд руб. и внешний — 16 млрд рублей. Декретом ВЦИК от 3 февраля 1918 г. все государственные займы, заключенные царским и Временным правительствами были аннулированы. Декрет об аннулировании государственных займов предусматривал компенсацию всем гражданам, владевшим облигациями внутренних займов на сумму не более 10 тыс. рублей.
Придя к власти, Советское правительство столкнулось с теми же проблемами, с которыми не смогли справиться ни царское, ни Временное правительства. Ко времени Октябрьской революции значительно усилилось действие факторов, оказывавших разрушающее воздействие на денежную систему страны, дезорганизовывавших ее хозяйственную жизнь, сокращавших товарооборот, приводивших к падению производительности труда и т.д. Эти проблемы новое руководство государства решало методами, отличными от методов своих предшественников. Причины различных подходов к решению одних и тех же проблем предопределялись как экономическим положением страны, так и теоретическими представлениями пришедшей к власти партии большевиков. В результате в течение сложилась специфическая система производства, обмена и безденежного распределения (система «военного коммунизма»), предполагавшая постепенное отмирание денег. Однако, несмотря на отрицание необходимости существования при новом строе такой экономической категории как деньги, руководству Советской республики приходилось решать реальные экономические проблемы, в том числе постоянно вести борьбу со свойственным периоду инфляции «денежным голодом».
Для частных лиц была установлена норма получения денег с их банковских счетов. В начале 1918 г. она составляла 500 руб. в месяц; в апреле 1918 г. норма была повышена до 750 руб. в месяц. Кроме того, на каждого неработоспособного члена семьи было разрешено получать еще по 150 руб., но не более 1500 руб. в месяц на семью. В августе 1918 г., в связи с обесценением рубля, минимум был повышен до 1 тыс. руб. в месяц. Выдача денег на каждого неработоспособного члена семьи была повышена до 250 рублей. Предел получения наличных денег одной семьей был установлен в 2000 рублей. Выдавались деньги с текущих счетов и вкладов по удостоверениям домовых комитетов, заверенным районными советами депутатов. В удостоверении указывались доходы семьи и количество неработоспособных членов.
В начале 1918 г. ограничения выдачи денег с текущих счетов частных лиц были отменены, но при условии, что деньги были внесены в банк после 1 января 1918 года.
СНК постоянно выпускал в обращение новые денежные знаки, повышая их купюрность, а также различные денежные суррогаты. В числе последних обращались билеты Государственного казначейства, облигации «Займа свободы», краткосрочные обязательства Государственного казначейства, купоны процентных бумаг Государственных займов, боны городов и местных учреждений Народного банка РСФСР.
Кроме РСФСР в собственные денежные знаки выпускали и другие национальные республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи. Обращались денежные знаки различных армий Белого движения, ходили царские и «думские» деньги, керенки. Всего к началу 1921 г. на территории бывшей империи обращалось более 2 тыс. денежных знаков. Смена одних денежных знаков другими в период Гражданской войны происходила с уходом и приходом противоборствующих сил. Деньги прежних правительств аннулировались. В результате доверие к деньгам утрачивалось, и оборот стремился освободиться от них. На окраинах страны функции денег выполняли доллары, фунты, японские йены и царские червонцы.
Как во время Гражданской войны, так и в первое время после ее окончания, в условиях огромного количества видов денежных знаков значительно усилилась денежная спекуляция. Купля-продажа денег была широко распространена как в центральных районах, так и на окраинах.
В целях сокращения эмиссии весной 1918 г. в отделениях Народного банка РСФСР в Петрограде, Москве и ряде других крупных городов были созданы расчетные отделы, которые принимали чеки и платежные поручения о перечислении денег с текущего счета предприятия или учреждения. Чеки принимались также при уплате налогов государству и при погашении ссуд. Кроме того, в мае 1918 г. СНК был издан Декрет «О соблюдении единства кассы», который обязывал государственные учреждения вносить все денежные средства в кассу Народного банка РСФСР (или казначейства) и производить платежи только через банк (или казначейство).
Народный банк РСФСР, также как и Государственный банк, находился в составе финансового ведомства — Наркомата финансов. Формально вплоть до своего упразднения Банк функционировал на основании устава Государственного банка 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Кроме того, деятельность Народного банка РСФСР в регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомату финансов.
В соответствии с Декретом СНК О Совете Государственного банка председателем Совета был главный комиссар Государственного банка на правах управляющего. Членами Совета банка состояли представители от Высшего совета народного хозяйства, и от Государственного контроля, помощники главного комиссара на правах товарищей управляющего, комиссар Петроградской конторы, члены от Народного комиссариата финансов, один член от служащих Государственного банка, один член от пролетариата и один член от крестьянства.
Члены Совета банка от пролетариата и крестьянства избирались на полгода Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Член Совета от служащих банка избирался Всероссийским профессиональным союзом служащих Государственного банка.
В первый состав Совета Народного банка РСФСР вошли (кроме лиц, входивших в него по должности или по выбору) известные большевики — соратники В. И. Ленина: В. В. Оболенский, Н. Г. Туманов, М. Г. Броньский, Д. П. Боголепов, Н. И. Бухарин, Х. Г. Раковский, А. М. Амосов, В. К. Рейхард, Г. И. Оппоков-Ломов, А. С. Бубнов, Л. Б. Красин, Н. Н. Крестинский. Все прежние члены Совета Государственного банка были уволены без права на пенсию.
Заседания Совета назначались главным комиссаром не реже 1 раза в неделю. Дела в Совете банка решались простым большинством голосов, а в случае равенства голосов вопрос считался решенным отрицательно. Функции Совета Банка по сравнению с Уставом Государственного банка 1894 г. не изменились, но были внесены коррективы в перечень вопросов, окончательное решение по которым принимал нарком финансов.
В 1918 г. Народный банк РСФСР осуществлял кредитование как национализированных, так и частных предприятий. Основной задачей кредитной работы Народного банка РСФСР была всемерная поддержка национализированных предприятий с целью закрепить проведенную национализацию и подготовить дальнейшую.
Национализированным предприятиям Народный банк РСФСР выдавал ссуды независимо от их кредитоспособности. Если финансовое положение этих предприятий было особенно напряженным, Народный банк РСФСР выдавал беспроцентные ссуды. Так, Московская контора банка за январь-март 1918 г. выдала беспроцентных ссуд на сумму около 100 млн рублей.
В соответствии с постановлением Совнаркома от 25 декабря 1917 г., при решении вопросов о кредитовании частных предприятий и при выдаче средств с текущих счетов участвовали представители фабрично-заводских комитетов. Для этого в учетно-ссудные комитеты при филиалах Банка были введены представители объединений фабрично-заводских комитетов и органов рабочего контроля над производством.
При выдаче ссуд Банк брал от фабрично-заводского комитета обязательство, в котором указывалось, что комитет наравне с администрацией отвечает за сохранность залога и возврат кредита в срок. В качестве залога принимались товарно-материальные ценности, принадлежавшие предприятию — сырье, готовые изделия, оборудование и т.д. Фабрично-заводские комитеты обязаны были следить за тем, чтобы полученные предприятием из Банка средства расходовались по назначению.
Если предприятие не возвращало кредит в срок, Банк передавал жалобу на фабзавком предприятия в районное или городское объединение фабрично-заводских комитетов.
До середины февраля 1918 г., кроме Народного банка РСФСР, кредитованием национализированных и частных предприятий занимались Особое совещание по финансированию при ВСНХ и производственные отделы Высшего Совета Народного Хозяйства. Но в феврале 1918 г. Декрет СНК запретил всем учреждениям, кроме Народного банка РСФСР, открывать кредит предприятиям. Все выданные ВСНХ ссуды были переданы на баланс Банка, при котором учреждался Центральный учетно-ссудный комитет.
В состав Комитета входили: представитель ВСНХ, по три представителя от Народного банка РСФСР, Всероссийского совета профессиональных союзов и ЦИК. Количество представителей промышленников и торговцев в комитете не должно было превышать 1/3 всего его состава. Председателем Центрального учетно-ссудного комитета являлся комиссар Государственного банка. С правом решающего голоса в комитет могли быть делегированы представители комиссариатов финансов, промышленности и торговли, труда, продовольствия, по военным делам, по морским делам, путей сообщения и земледелия.
В своей деятельности Центральный учетно-ссудный комитет обязан был руководствоваться общими указаниями ВСНХ. Представитель ВСНХ мог опротестовать постановления комитета. Решения тогда принимал СНК.
Учетно-ссудные комитеты при конторах и отделениях Банка были реорганизованы в конце 1918 года. В состав комитетов вошли комиссары контор и отделений. Должности представителей от Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков были упразднены и учреждены должности выборных членов комитетов от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов городов, в которых располагались конторы и отделения. Количественно этих членов должно было вдвое превышать количество членов комитетов, от торговли, промышленности и сельских хозяев. Кроме того, Советы направляли в учетно-ссудные комитеты по одному представителю от местных высших органов профсоюзов, объединений фабрично-заводских комитетов и организации рабочего контроля.
В Центральном учетно-ссудном комитете должно было сосредоточиться рассмотрение всех ходатайств о ссудах, поступавших в конторы и отделения Народного банка РСФСР. Однако такая централизация себя не оправдала. Центральный учетно-ссудный комитет в Петрограде был буквально завален ходатайствами с мест о ссудах.
Для того, чтобы упорядочить процесс кредитования на местах, Центральное управление Народного банка в июне 1918 г. установило для филиалов банка лимиты самостоятельной выдачи ссуд в форме учета векселей и под залог товаров. Для выдачи ссуд сверх этих лимитов филиалы банка должны были получить разрешение из Центрального учетно-ссудного комитета, куда посылались ходатайства о ссудах с заключениями и необходимыми материалами. Кредит в форме учета векселей самостоятельно разрешалось выдавать Петроградской и Московской конторам Банка в пределах до 300 тыс. руб., остальным конторам — до 200 тыс. руб. и отделениям — до 100 тыс. руб. Кредит под залог товаров самостоятельно разрешалось выдавать Московской и Петроградской конторам в пределах до 500 тыс. руб., остальным конторам — до 300 тыс. руб. и отделениям банка — до 200 тыс. рублей.
В 1918 г. Народный банк РСФСР предоставлял кредит в форме учета векселей и выдачи ссуд под залог товаров, по специальным текущим счетам, обеспеченные векселями и товарами, а также выдавал бланковые кредиты. Наиболее распространенной формой был подтоварный кредит. Из поступивших с 26 января по 24 февраля 1918 г. в Московскую контору ходатайств о ссудах на сумму 52 млн руб. заявки на подтоварный кредит составляли 42 млн рублей.
В первые месяцы 1918 г. национализированные предприятия получали недостающие им денежные средства для текущей деятельности главным образом в форме кредита Народного банка РСФСР. Но эти кредиты являлись по существу безвозвратным финансированием, так как ссуды в срок не погашались, а пролонгировались.
Финансовое положение многих как национализированных, так и частных предприятий было в это время настолько тяжелым, что к учету они могли представить или соло-векселя, или финансовые векселя. Ссуды в форме учета финансовых и соло-векселей выдавались только с разрешения Центрального учетно-ссудного комитета. При этом контроль за расходованием таких ссуд поручался местным совнархозам или экономическим отделам советов депутатов.
Народный банк РСФСР, кроме национализированных и частных промышленных предприятий, кредитовал государственные продовольственные органы, частные торговые организации, а также все виды кооперации. Потребительской кооперации выдавался кредит на закупку продовольствия и других предметов необходимости. Кроме подтоварных ссуд, учета векселей и специальных текущих счетов потребительской кооперации предоставлялся бланковый кредит под будущую продукцию.
Кроме того, в 1918 г. Банк выдавал ссуды под аннулированные ценные бумаги малоимущим держателям ценных бумаг. Выдача ссуд производилась по соответствующим удостоверениям советов о нуждаемости держателей ценных бумаг. Ссуды выдавались в размере 50% номинала, но не свыше 5 тыс. руб. отдельному лицу. У мелких держателей, имеющих ценных бумаг на сумму до 500 руб., банк покупал аннулированные бумаги.
К июню 1918 г. было национализировало 513 предприятий, из них 218 были предприятиями металлургической и металлообрабатывающей промышленности. К этому времени расходы из бюджета на финансирование национализированных предприятий составляли 759 млн рублей. За вторую половину 1918 г., после национализации всей крупной промышленности, размер ассигнований из бюджета на финансирование национализированных предприятий вырос до 4529 млн рублей.
В середине 1918 г. национализированные предприятия кроме кредита Народного банка РСФСР финансировались из средств Казначейства и из оборотного фонда ВСНХ. Финансирование из Казначейства происходило в соответствии с утвержденной сметой или в форме авансов под одобренную органами ВСНХ смету. В счет оборотного фонда ВСНХ и его главки (для продовольственных органов — Наркомпрод) выдавали авансы «на неотложные нужды». Предприятия пользовались этим обстоятельством и старались получить деньги везде, где могли.
С целью ликвидации нескольких центров финансирования, Постановлением Совнаркома от 19 августа 1918 г. Народному банку РСФСР было дано указание прекратить дальнейшее кредитование предприятий, находившихся в полном управлении ВСНХ, и снабжать их средствами исключительно в порядке сметного финансирования. На прежних основаниях разрешалось продолжить кредитование только тех предприятий, которые были национализированы, но находились еще в аренде у частных владельцев.
Однако, поскольку до конца 1918 г. и даже в начале 1919 г. централизованный порядок снабжения и распределения готовой продукции соблюдался далеко не всеми национализированными предприятиями, Народный банк РСФСР продолжал кредитовать национализированные предприятия до конца 1918 года.
Постановление ВСНХ от 30 августа 1918 г. обязывало все национализированные предприятия хранить свои деньги на текущих счетах в банках.
С этого времени в промышленности начался переход на централизованное распределение сырья, материалов и готовых изделий. Для управления различными отраслями промышленности были созданы главки или центры, руководимые отделами ВСНХ: Главрезина, Главуголь, Главзолото, Центросахар, Центрожир и др.
Все национализированные предприятия обязаны были сдавать готовую продукцию соответствующим главкам и центрам, которые в свою очередь должны были снабжать предприятия сырьем, материалами и пр. Расчет за готовую продукцию и сырье должен был осуществляться бухгалтерскими записями без участия денежных знаков. Национализированные предприятия обязаны были хранить все свои деньги в банке и в случае надобности рассчитываться чеками на Народный банк РСФСР. В своих кассах предприятия могли оставлять денежных знаков в количестве, необходимом только для текущих потребностей.
Такая система организации промышленности способствовала установлению безденежных расчетов между национализированными предприятиями и их главками.
Во второй половине 1918 г. все платежи между хозяйственными организациями стали совершаться посредством чеков или путем бухгалтерского перечисления со счета одной организации на счет другой организации в Народном банке РСФСР.
По мере изменения характера работы Народного банка РСФСР и расширения его функций перестраивалась структура его Центрального управления и контор.
В середине 1918 г. Центральное управление Народного банка состояло из следующих отделов:
По постановлению Совнаркома от 2 декабря 1918 г. о национализации Московского кооперативного банка в составе Центрального управления Народного банка РСФСР был организован Кооперативный отдел, который стал руководить работой кредитной кооперации и кредитованием всех видов кооперации.
В конце 1918 г. в Народном банке РСФСР была введена окружная система. В это время на территории Советской республики функционировало 187 филиалов Банка. Окружные конторы должны были следить за тем, чтобы подведомственные им филиалы не нарушали общегосударственной политики в области кредитования и денежного обращения.
В начале ноября 1918 г. в окружную была превращена Московская контора Народного банка РСФСР. Немного позднее в окружную была преобразована Северообластная контора Народного банка РСФСР (так называлась с 1 октября 1918 г. Петроградская контора банка). В марте 1919 г. окружными стали Харьковская, Киевская и Одесская конторы.
Первый и последний отчет о деятельности Народного банка РСФСР был составлен в октябре 1918 года.
По данным этого отчета на 1 августа 1918 г. в обращении находилось 41588 млн руб. кредитных билетов и 393,2 млн руб. казначейских денежных знаков и разменных марок.
За два с четвертью месяца, прошедших после Октябрьской революции 1917 г., Центральное управление Банка выслало на подкрепление касс местных учреждений 5499 млн рублей, в течение следующих семи месяцев — 19269 млн рублей. В итоге к августу 1918 г. касса и разменный капитал 47 местных учреждениях Банка составлял 4831 млн рублей.
Данные по коммерческим операциям к октябрю 1918 г. были только на начало 1918 года. К этому времени затраты Народного банка РСФСР по учету векселей и специальным текущим счетам под векселя составили 924 млн руб.; по ссудам и специальным текущим счетам под процентные бумаги — 2257 млн руб.; по ссудам под товары и документы на товары — 279 млн рублей. По остальным учетно-ссудным операциям затраты составили 138 млн рублей. Что касается операций за счет Казны, то к 1 января 1918 г. они имели следующий вид. На балансе Банка состояло 16204 млн руб. краткосрочных обязательств Государственного казначейства; кредит по товарным операциям за счет казны составлял 1845 млн рублей. На покрытие дефицита госбюджета из банковских касс ушло 5550 млн рублей.
Долг Государственного казначейства Народному банку РСФСР на 1 января 1918 г. составил 6820 млн рублей.
При этом остатки сумм по текущим счетам и вкладам всех категорий на 1 января 1918 г. исчислялись в 366 млн рублей.
Спустя год после Октябрьской революции 26 октября 1918 г. Советское правительство, увеличив лимит банкнотной эмиссии на 33,5 млрд руб., довело его до 50 млрд рублей.
К 1 января 1919 г. долг Казны Банку увеличился до 50408 млн руб., а через месяц 1 февраля он составил 57133 млн рублей.
В конце 1918 г. в ведение Народного банка РСФСР перешли Кредитная канцелярия с Экспедицией заготовления государственных бумаг, а в 1919 г. к нему были присоединены Казначейство, его местные органы и народные сберегательные кассы. В Банке был создан Бюджетный отдел для составления государственной росписи доходов и расходов, а с переходом в его введение Центральной приходно-расходной кассы завершилось слияние центрального управления Народного банка РСФСР с департаментом Государственного казначейства. В результате Народный банк РСФСР почти целиком поглотил бывшее Министерство финансов.
В начале 1919 г. Народный банк РСФСР прекратил кредитование национализированных предприятий и начал осуществлять их сметное финансирование.
В связи с расширением расчетных операций, осуществляемых через Народный банк РСФСР, и переходом национализированной промышленности на сметное финансирование была изменена структура центрального аппарата Банка. В соответствии с Приказом по Народному банку РСФСР от 28 января 1919 г. эта структура была следующей:
В 1919 г. банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму. В нем были централизованы все сметные, расчетные и кассовые операции. Он осуществлял исполнение бюджета, а также финансирование и расчеты между учреждениями и предприятиями. В результате Народный банк РСФСР превратился в единый расчетно-кассовый орган РСФСР и перестал быть банком.
Натурализация хозяйственных отношений, внедрение безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями, а также обесценение денег привели к значительному сокращению и упрощению функций финансовой системы. В этих условиях функционирование Народного банка РСФСР, которой, также как и Наркомфин, обслуживал в основном бюджетные операции, было нецелесообразным. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов. Заведующим Управлением был назначен член коллегии Наркомата финансов С.Е.Чуцкаев. Отделы Народного банка РСФСР были преобразованы в структурные подразделения ЦБРУ. Счетная часть с подчиненной ей бухгалтерией была реорганизована в Отдел хранения вещных государственных ценностей. Отдел заготовления денежных знаков был переименован в Управление фабриками государственных знаков и бывшим монетным двором. Отдел кредитных билетов превратился в Отдел денежных и расчетных знаков. Хозяйственно-технический отдел был включен в состав Центральной канцелярии Наркомата финансов. В ту же структуру перешло делопроизводство из Отдела общих вопросов Государственного кредита и банковской политики. Железнодорожный отдел с состоящей при нем финансовой инспекцией был упразднен. Был упразднен также и Временный отдел по ликвидации ипотечного кредита. Его дела перешли в Ликвидационный отдел ЦБРУ.