наука изучающая историю человека

«История (др.-греч. ;;;;;;;[;]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.» определение источник https://ru.wikipedia.org/wiki/

«История — наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.» определение источник http://www.studfiles.ru/preview/1861915/

«Математика, география и физика — науки, а история… нет. Пусть её изучают в школах и институтах, но это просто политика, опрокинутая в прошлое. Меняется политика — меняется история.» Источник https://topwar.ru/43409-istoriya-ne-nauka.html

Песня лисы Алисы и кота Базилио https://youtu.be/7qewNFWSJws

5.»История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» В.О. Ключевский

6. «То что случилось однажды, может случится вновь. То что случилось дважды, обязательно повторится ещё не раз». слова учителя из романа «Алхимик» П.Коэльо

7. «Историю уже переписывали не раз. И каждый новый правитель в этом обязательно участвует.» Неизвестный

Великая Тартария. Только факты. https://youtu.be/XZPE2XxZbh0
Король Артур. 2004г. https://my-hit.org/film/2441/

Источник

Введение в историю

Предмет истории и общественное значение исторической науки. История – наука о человеческом прошлом. Поскольку прошлое человека определяет само его существование, постольку история – главная из наук о человеке, главная гуманитарная наука. Человек всегда живёт в обществе себе подобных, в котором действуют свои законы и обычаи, следовательно, история – наука о человеческом обществе, описывающая фактическое действие этих общественных норм. Именно исходя из исторического описания человека и человеческого общества, гуманитарные науки социология и психология изучают закономерности функционирования человеческого общества и человеческой личности. Чтобы эффективно управлять обществом и человеком необходимо знание истории, поэтому история – главная наука государственного деятеля, главная наука о государстве. С опорой на историческое знание, разрабатываются законы государства, право. Современное общество и современное государство без исторической науки не могут эффективно функционировать, как не может быть хорошего специалиста без опыта предыдущей деятельности. Всякая личность только тогда может считаться зрелой, если в своей жизни она учитывает опыт своей предыдущей деятельности, то есть учитывает своё историческое прошлое.

Разделы истории. Историческое развитие человеческого общества было совершенно разным на разных этапах существования человека и в разных частях Земли, поэтому историческая наука делится на истории отдельных периодов и на истории отдельных регионов мира. Всю историю человечества делят на историю догосударственного периода (первобытного общества) и на историю цивилизации (государства), которая возникла примерно пять тысяч лет назад. Поскольку историческая наука наиболее нужна, прежде всего, государственным деятелям конкретного государства, постольку всю историю делят на историю всего мира без той страны, в которой идёт изучение истории (всеобщую историю), и на историю данной конкретной страны. В России историческая наука, таким образом, официально разделяется на всеобщую историю и на отечественную историю (историю России). В Европе и в Средиземноморье через несколько тысячелетий после возникновения цивилизации господствующими стали мировые религии (христианство и ислам), поэтому период первоначальной цивилизации называется Древней историей, а период господства мировых религий – историей Средних веков. Когда, в основном, закончился период господства мировых религий, то началась Новая история, а с возникновением социалистического общества в двадцатом веке началась Новейшая история. В России почти сразу после возникновения цивилизации стала господствовать одна из мировых религий – христианство, поэтому история России делится на историю первобытного общества на территории России (до возникновения Русской цивилизации), историю Российского христианского Средневековья (которую часто называют историей Древней Руси), Новую историю России и новейшую историю России. Поскольку христианское государство в России сохранялось вплоть до 1917 г., то трудно разделить период средневековья и Нового времени в истории России. Несколько условно можно считать, что новая история России началась при Петре Великом (самостоятельно правил в 1694-1725 гг.), поскольку влияние христианства на государство, начиная с этого монарха несколько ослабело. Таким образом, вся история делится на всеобщую и на историю России. Всеобщая история делится на
1 всеобщую историю первобытного общества,
2 историю Древнего мира (3000 г. до н. э. – 600 г.),
3 историю Средних веков зарубежных стран (600-1500 гг.),
4 Новую историю зарубежных стран (1500-1917 гг.) и
5 Новейшую историю зарубежных стран (с 1917 г.).
История России делится на
1 историю первобытного общества на территории России и историю древнейших государств на территории России (до 862 г.),
2 историю Древней Руси (862-1694 гг.),
3 Новую историю России (1694-1917 гг.) и
4 Новейшую историю России (с 1917 г.).

Исторический источник. История исследует то, чего уже не существует, но существуют только остатки этого. Исторический источник – остатки человеческого прошлого, материальные или письменные, по которым историческая наука восстанавливает человеческое прошлое. Человек – не только материальный объект, разновидность животного, но и обладает большими речевыми возможностями, поэтому все остатки человеческого прошлого (исторические источники) делят на вещественные, которыми занимается раздел специальная историческая дисциплина под названием археология, и письменные, которыми занимаются археография, историография, палеография, топонимика и прочие историко-филологические разделы истории. Изучение письменных источников требует очень хорошего знания языка источника, зачастую языка уже не существующего, «мёртвого», поэтому очень часто историк должен быть также и специалистом по языку. Исторический источник часто сохраняет только искажённую картину прошлого, поэтому, чтобы избавиться от таких искажений, надо всегда критически относиться к источнику, сравнивать источники между собой, отбрасывать заведомо недостоверную информацию, содержащуюся в них, понимать специфические особенности источника. Источники материальные – это вещи, произведённые человеком, а также остатки самих человеческих тел, поэтому для их понимания надо пользоваться антропологией и знанием древних технологий. Много помогает историку использование современной техники изучения материальных тел – авиа- и космическая съёмка, электромагнитное, ультразвуковое, радиоуглеродное и рентгеновское исследование, исследование микроструктур, химический анализ и др. Для каждого исторического периода и для каждого региона существует свой, специфический набор исторических источников, которые необходимо исследовать максимально подробно, чтобы научно познать историческое прошлое человечества.

Специальные исторические дисциплины. Историк исследует не только первичные исторические источники, бывшие свидетелями изучаемых исторических событий, но и вторичные исторические источники – исторические исследования историков прежних времён. Этим занимается такой раздел истории, как историография. Очень важно для истории установить точную дату исторических событий. Этим занимается такая специальная историческая дисциплина как хронология. Также важно представлять географическую среду, в которой происходили события. Этим занимается историческая география. Очень рано в истории цивилизации стали использовать металлические деньги, которые изучает специальная историческая дисциплина нумизматика. От прошлого осталось много надписей на камнях, которые изучает эпиграфика. В исторических источниках упоминаются разнообразные меры, которыми занимается метрология. Всё шире в истории используются количественные методы исследования – методы исторической статистики. Многие исторические источники хранятся в исторических музеях, архивах и библиотеках, имеют формы книги, поэтому есть такие практические специальные исторические дисциплины как музееведение, архивоведение и историческая библиография. Есть и много других специальных исторических дисциплин, занимающихся разными специфическими историческими источниками и их разными аспектами (папирология, генеалогия, геральдика и др.). Главные специальные исторические дисциплины (специальные разделы истории) –
1 археология,
2 историография,
3 хронология,
4 историческая география,
5 нумизматика,
6 историческое языкознание,
7 историческая статистика,
8 музееведение,
9 архивоведение,
10 историческая библиография.

Источник

Что изучает история

Урок 1. История древнего мира 5 класс ФГОС

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Конспект урока «Что изучает история»

· Вещественные исторические источники

· Письменные исторические источники

На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.

Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».

Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.

Так давайте уточним с вами: что же такое история?

История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.

История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.

Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?

На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.

От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.

От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.

Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.

Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».

На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.

Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.

Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?

Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.

Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.

Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.

А вот термин «век» имеет двойное значение.

В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.

Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.

Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!

В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.

Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.

Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.

Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.

Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.

Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.

Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.

Источник

Наука изучающая историю человека

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

История актуальна во все времена. Сегодня изучение своего прошлого является неотъемлемой частью любого образовательного курса, не важно юрист вы или специалист технических наук, чувство патриотизма и духовные скрепы вряд ли вам привьёшь без науки о прошлом. Причем это не просто процесс зазубривания рубежных дат, а скорее искусство «погрузить» человека в свое великое имперское прошлое, которое сегодня является таким же предметом гордости как автомат Калашникова, новейшие ядерные боеголовки или разработки в области космических технологий. История как наука о прошлом нас интересует в контексте того, что она нам дает сегодня.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1)Сравнительно-исторический — этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2)Статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3)Структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4)Ретроспективный — данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Зачем нужна история

Смысл и актуальность истории как науки раскрывается в ее базовых функциях, которые обнажают потребность общества знать свое прошлое. Так, познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

С другой стороны, история выполняет воспитательную функцию изучения прошлого, которая выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера. Кстати говоря, политическая функция истории отлично дополняется другой функцией – мировоззренческой — которая определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

История как наука

Современная историческая наука сложна и многогранна. Она тесно связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных данных).

В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «наставницей жизни». Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия. Однако в большинстве случаев исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. Так, в античности история рассматривалась как одно из искусств, тесно связанное с литературой, философией, географией.

Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Само имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу. Кроме того, восприятие истории в древности находилось под сильнейшим влиянием мифологии и религии. Ярким примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники, буквально пронизанные идеей божественного предопределения. Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится.

Лишь в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) Европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории. Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса.

Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний. В настоящее время количество отраслей и направлений истории с трудом поддается подсчету.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Концепции истории

Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение. К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человеческих сообществ («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации.

Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии). Альтернативой подобному взгляду на историю является культурно-историческая концепция, основанная на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.

Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени.

Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются Освальд Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и Арнольд Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»).

Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности). К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории. Своеобразное решение этой проблемы предложил Лев Николаевич Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.

наука изучающая историю человека. Смотреть фото наука изучающая историю человека. Смотреть картинку наука изучающая историю человека. Картинка про наука изучающая историю человека. Фото наука изучающая историю человека

Принципы и методы истории

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод, который предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Источник статьи: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *