наука изучающая историю по естественным источникам

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

При клас­си­фи­ка­ции ис­то­рических ис­точ­ни­ков основными так­со­но­мичными еди­ни­ца­ми при­зна­ют­ся тип (ис­точ­ни­ки раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бу ко­ди­ро­ва­ния и хра­не­ния ин­фор­ма­ции) и вид (раз­ли­ча­ют­ся по це­ли соз­да­ния, пер­вич­ной со­ци­аль­ной функ­ции). Ис­точ­ни­ко­ведческое ис­сле­до­ва­ние со­сто­итиз двух эта­пов: ис­то­ри­че­ско­го (изу­че­ние ис­то­рических ус­ло­вий и кон­крет­ных об­стоя­тельств соз­да­ния ис­точ­ни­ка, ис­сле­до­ва­ние лич­но­сти ав­то­ра, в т. ч. «кол­лек­тив­но­го ав­то­ра», и про­цес­са функ­цио­ни­ро­ва­ния ис­точ­ни­ка в со­цио­куль­тур­ной дей­ст­ви­тель­но­сти) и ло­ги­че­ско­го (ана­лиз со­дер­жа­ния и ус­та­нов­ле­ние дос­то­вер­но­сти ис­точ­ни­ка, оп­ре­де­ле­ние его ин­фор­мационного по­тен­циа­ла и воз­мож­но­стей на­учного и прак­тического ис­поль­зо­ва­ния).

Раз­ви­тие ис­точ­ни­ко­ве­де­ния в ев­ро­пей­ской ис­то­ри­че­ской нау­ке

От­дель­ные приё­мы кри­тического ана­ли­за ис­точ­ни­ков бы­ли из­вест­ны ещё ан­тич­ным ис­то­ри­кам. Со­мне­ния в дос­то­вер­но­сти не­ко­то­рых из них не­ред­ко вы­ска­зы­вал Ге­ро­дот. Эле­мен­ты кри­ти­ки ис­точ­ни­ков со­дер­жат­ся у Фу­ки­ди­да. От­бор ис­точ­ни­ков, со­по­став­ле­ние про­ти­во­ре­чи­вых ис­точ­ни­ков и про­вер­ку их по­ка­за­ний при­ме­ня­ли в сво­их ра­бо­тах По­ли­бий, Ли­вий, Та­цит, Ио­сиф Фла­вий.

В сред­ние ве­ка кри­ти­ка ис­точ­ни­ков бы­ла прак­ти­че­ски за­бы­та и ста­ла ис­поль­зо­вать­ся вновь лишь в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. В ча­ст­но­сти, Л. Вал­ла про­ана­ли­зи­ро­вал древ­ние тек­сты и до­ка­зал под­лож­ность «Кон­стан­ти­но­ва да­ра»; оп­ре­де­лён­ный вклад в раз­ви­тие кри­тического под­хо­да к пер­во­ис­точ­ни­кам внёс У. фон Гут­тен. К XVII веку от­но­сят­ся пер­вые по­пыт­ки соз­да­ния ме­то­ди­ки на­учного ис­сле­до­ва­ния до­ку­мен­тов, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем ди­пло­ма­ти­ки. На­учные прин­ци­пы кри­ти­ки письменных ис­точ­ни­ков бы­ли раз­ра­бо­та­ны немецким учё­ным Г. Кон­рин­гом, впер­вые сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шим пра­ви­ла оп­ре­де­ле­ния под­лин­но­сти до­ку­мен­тов по по­чер­ку, язы­ку, фор­му­ле и ма­те­риа­лу, а так­же бельгийским ис­то­ри­ком, ие­зуи­том Д. Па­пеб­ро­хом и французским учё­ным, бе­не­дик­тин­цем Ж. Ма­биль­о­ном. В XVIII веке на­учный скеп­ти­цизм в от­но­ше­нии ис­точ­ни­ков по ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма был ха­рак­те­рен для мно­гих ис­то­ри­ков, сто­яв­ших на по­зи­циях Про­све­ще­ния (Воль­тер, Э. Гиб­бон и др.).

Во 2-й половине XIX века зна­чительное влия­ние на раз­ви­тие ис­то­рической нау­ки, в т. ч. источниковедения, ока­за­ла фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма. В тру­дах германских ис­то­ри­ков И. Г. Дрой­зе­на («Hi­sto­rik», 1857-1858 год, изд. 1882 год) и Э. Берн­хей­ма («Lehrbuch der historischen Me­tho­de und der Geschichtsphilosophie», 1889 год; русский перевод: «Вве­де­ние в ис­то­рическую нау­ку», 1908 год) был обос­но­ван прин­цип клас­си­фи­ка­ции ис­точ­ни­ков, ос­но­вы­ваю­щий­ся на со­от­но­ше­нии ис­точ­ни­ка и фак­та. Французские ис­сле­до­ва­те­ли Ш. В. Ланг­луа и Ш. Сень­о­бос сфор­му­ли­ро­ва­ли пра­ви­ла кри­ти­ки ис­точ­ни­ков («Вве­де­ние в изу­че­ние ис­то­рии», 1899 год). В под­хо­де к письменным ис­то­рическим ис­точ­ни­кам ут­вер­дил­ся взгляд, со­глас­но ко­то­ро­му этот тип ис­точ­ни­ков дол­жен оце­ни­вать­ся и ис­тол­ко­вы­вать­ся в кон­тек­сте сво­его вре­ме­ни, с учё­том то­го, яв­ля­ет­ся ли кон­крет­ный текст ори­ги­на­лом или бо­лее позд­ней ко­пи­ей (как, например, часть ан­тич­ных тек­стов, до­шед­ших до нас в средневековых ре­дак­ци­ях), на­сколь­ко по­влия­ли на со­дер­жа­ние ис­точ­ни­ка рас­хо­жие пред­став­ле­ния вре­ме­ни его воз­ник­но­ве­ния и ка­кие (или чьи) ин­те­ре­сы он мог от­ра­жать.

Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние в Рос­сии

По­пыт­ки кри­ти­че­ски оце­ни­вать ис­то­рическую ин­фор­ма­цию пред­при­ни­ма­лись при со­став­ле­нии ле­то­пи­сей, при­каз­ной до­ку­мен­та­ции, а так­же в ран­них ис­то­рических тру­дах (например, в ра­бо­те начала 1680-х годов. «Ге­неа­ло­гия яв­лен­ной от Со­тво­ре­ния ми­ра фа­ми­лии. Кор­са­ков-Рим­ских» митрополита Иг­на­тия, в ис­то­рических ис­сле­до­ва­ни­ях А. И. Ман­кие­ва, П. П. Ша­фи­ро­ва, Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча).

Тер­мин «ис­точ­ник рус­ской ис­то­рии» впер­вые поя­вил­ся в ра­бо­те А. Л. Шлёце­ра «Опыт изу­че­ния рус­ских ле­то­пи­сей» и в пе­ре­во­де на русский язык его же тру­да «Не­стор» (т. 1, 1809 год), ис­поль­зо­вал­ся в под­за­го­лов­ке кни­ги И. Ф. Г. Эвер­са «О про­ис­хо­ж­де­нии рус­ско­го го­су­дар­ст­ва» (издан на немецком языке в 1808 году), ста­тье М. Т. Ка­че­нов­ско­го «Об ис­точ­ни­ках для рус­ской ис­то­рии» («Вест­ник Ев­ро­пы», 1809, ч. 43, № 3). Вско­ре он проч­но во­шёл в на­учный обо­рот. Н. М. Ка­рам­зин (в пре­ди­сло­вии к т. 1 «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го») и др. ис­то­ри­ки 1-й половины XIX века (например, А. Х. Лер­берг, П. М. Стро­ев, Н. Г. Уст­ря­лов), сле­дуя тра­ди­ции, не да­ва­ли тол­ко­ва­ния ис­поль­зуе­мо­му ими тер­ми­ну «ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник», по­ни­мая его по-раз­но­му: как «ра­ри­тет», ред­кость, пред­мет лю­бо­пыт­ст­ва; «ос­та­ток» в сфе­ре изящ­но­го искусства (скульп­ту­ра, про­из­ве­де­ния литературы и жи­во­пи­си); до­ка­за­тель­ст­во, под­твер­ждаю­щее ис­то­рические пре­це­ден­ты; «при­пас», со­во­куп­ность все­го ма­те­риа­ла, имев­ше­го­ся в рас­по­ря­же­нии ав­то­ра ис­то­рического со­чи­не­ния; сви­де­тель­ст­во о про­шлом.

В этом ин­сти­ту­те раз­ра­ба­ты­ва­лись ви­до­вые ме­то­ди­ки ис­точ­ни­ко­ведческого ис­сле­до­ва­ния (А. А. Зи­мин, В. В. Ка­банов, С. М. Каш­та­нов, Е. А. Луц­кий, А. Ц. Мер­зон, И. А. Ми­ро­но­ва, А. Т. Ни­ко­лае­ва, Л. В. Че­реп­нин, М. Н. Чер­но­мор­ский, С. О. Шмидт, В. К. Яцун­ский). Другим цен­тром источниковедения стал ис­то­рический факультет МГУ, где в 1940-х годах сло­жи­лась на­уч­но-пе­да­го­гическая шко­ла Ти­хо­ми­ро­ва, в рам­ках ко­то­рой по­сле­до­ва­тель­но ос­ваи­вал­ся кор­пус ис­точ­ни­ков русской ис­то­рии (в ре­зуль­та­те был из­дан ряд учеб­ни­ков по источниковедению), в 1970-1980-х годах сфор­ми­ро­ва­лась на­учная шко­ла И. Д. Ко­валь­чен­ко, раз­раба­ты­ваю­щая ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды в ис­то­рических и ис­точ­ни­ко­ведческих ис­сле­до­ва­ни­ях и ин­фор­ма­ци­он­ный под­ход к источниковедению (Л. И. Бо­род­кин, Л. В. Ми­лов и др.).

Иллюстрация:

Тру­ды оте­чест­вен­ных учё­ных по со­вет­ско­му и рос­сий­ско­му ис­точ­ни­ко­ве­де­нию. Архив БРЭ.

Источник

История

Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.

2. Основные направления в изучении истории.

3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.

4. Методология истории.

5. Проблемы периодизации истории.

1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.

3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.

4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.

6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки

Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:

– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;

– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;

– воспитанию нравственности, морали, толерантности;

– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;

– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.

Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).

Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.

Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.

Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.

2. Основные направления в изучении истории

По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)

Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре ко­торых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.

Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.

Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человече­ского сознания.

3. Исторические источники

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Не­сколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное пред­ставление о всем многообразии исторических источников, находящих­ся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авто­ров выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозна­чаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфа­вита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская аз­бука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христиан­скими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Пись­менные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и ста­тистические материалы, и т.д.

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хра­нящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помога­ющий нам изучать историю Человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, ре­лигиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался лю­бой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих ро­дителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне жи­вущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная отте­пель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судь­бы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не толь­ко люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, проис­хождение в славянских языках слов, обозначающих названия живот­ных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новей­шей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а ки­нематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появи­лись видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материа­лы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушед­шее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисо­ном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенство­валась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазер­ные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают раз­ные методы исторической науки, то есть пути исследования, спо­собы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).

Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопо­ставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском госу­дарственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последу­ющего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собра­ниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».

Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые доволь­но редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и вну­тренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержа­ния и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожа­лению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, иска­зить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашиз­мом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсифи­кации истории.

Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.

Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.

Принцип объективности требует использовать факты, не иска­жая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.

Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) зако­номерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.

Принцип альтернативности требует рассматривать состояв­шуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допу­скать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.

Подходы к изучению истории

Исторический материализм позволил подробно изучить матери­альную, социально-экономическую составляющую истории (кото­рой до него почти не уделялось внимания). Признание объектив­ных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономиче­скими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не уклады­вались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются зна­чительной частью учёных в России и в мире.

5. Проблемы периодизация истории

Периодизация всегда условна, потребность в ней определяет­ся необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутрен­ним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дико­сти, варварства и цивилизации. С марксистским учением свя­зана периодизация всемирной истории на первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последова­тельной смене обществ аграрного, индустриального и постин­дустриального типов. Сторонники теории локальных цивили­заций обосновывают свои подходы к периодизации истории.

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.

Источник

Наука изучающая историю по естественным источникам

Исторические науки

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

1. Зарождение истории

Мы уже говорили о том, что слово «История» пришло к нам из Древней Греции.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

“Отцом истории” называют древнего греческого писателя Геродота. Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: “История”. Потом появились и другие книги о прошлом.

Долгое время описание прошлого считалось скорее искусством, чем наукой. Древние греки считали покровительницей тех, кто пишет исторические произведения музу Клио, «ту, которая прославляет».

В представлении древних, это девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Клио. Античная скульптура.

В нашей стране, первый исторический труд появился в XI веке. Называется он «Повесть Временных лет». Начал его создание монах Киево-Печорского монастыря Нестор .

Начиная с 18 века История – это не только описание или регистрация событий (в летописях, хрониках), но наука, исследующая, почему эти события происходили.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Русские историки 18-19 века

История – сегодня, это целый комплекс разнообразных наук связанных между собой и помогающих нам изучить прошлое и понять настоящее

2. Основные разделы истории

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

История человечества распадается на историю отдельных человеческих сообществ – племён, народов, государств и т.д.

С другой стороны мы можем говорить о Всеобщей истории человечества, образуемой взаимосвязями и влияниями друг на друга всех частей человечества. Истории регионов, наций, народов и государств, континентов образуют ниточки, которые вплетаются в одну большую историю – Всеобщую.

Всеобщую историю принято разделять на 4 основных этапа.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Древний мир – с момента зарождения человечества и почти до конца 5 века нашей эры. Это самый продолжительный исторический период. С ним вы познакомитесь на уроках в 5 классе.

Средние века – почти тысяча лет истории человечества с 476 года и до начала 16 века.

Новое время – 16-19 века.

Новейшая история (наши дни) – это история с начала 20 века и до наших дней.

3. Всеобщая история и История России

Важное место в истории занимает цепь исторических событий, образующих историю России.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Она особенно важна для нас и близка нам, потому что мы – граждане России, её дочери и сыновья, наследники трудов и славы наших предков, построивших Россию и отстоявших её в бесчисленных войнах и сражениях ценой своей крови и жизни.

Только изучая историю своего Отечества, мы сможем понять, кто мы такие, почему живём именно здесь, отчего являемся такими, какие есть, что нам стоит и чего не стоит брать у других, как мы можем и как не можем жить в будущем.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

История Руси – России продолжается уже более тысячи лет, и мы, опираясь на правильно понятый опыт и достижения предков должны сделать всё, чтобы она осталась в веках как Родина наших детей и внуков, их дом, своё дорогое место на Земле.

История России – часть истории человечества, Всемирной истории и тесно связана с историей других стран и народов. Чтобы понять историю России, нужно изучать её вместе с историей других стран.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Справедливо сказать, что и Всеобщая история без истории России не существовала и не может быть понята. События мировой истории и исторические личности оказывали влияние на историю России и наоборот.

Знаете ли вы, какое влияние на Всеобщую историю оказали эти люди и события?

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

4. Направления и дисциплины исторической науки.

В исторической науке существуют следующие направления:

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Понять историю нам помогают вспомогательные исторические дисциплины.

Вспомогательными историческими дисциплинами называют науки, которые имеют свою область исследования происхождения того или иного вещественного или письменного источника.

К ним относятся:

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Родовой герб Российского императора (1856 г.)

Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.

Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.

Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке. Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных институтов, изменения государственного аппарата и т.д. Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.

наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть фото наука изучающая историю по естественным источникам. Смотреть картинку наука изучающая историю по естественным источникам. Картинка про наука изучающая историю по естественным источникам. Фото наука изучающая историю по естественным источникам

Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.

С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *