навык написания букв и соединения их в слоги или слова является
ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК
Смотреть что такое «ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК» в других словарях:
Обучение письму и письменной речи — автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспекти … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Might and Magic VII: For Blood and Honor — Разработчик New World Computing Издатель 3DO … Википедия
Star Wars: The Force Unleashed II — Обложка Star Wars: The Force Unleashed II Разработчики LucasArts (PS3, X360, PC) Red Fly Studio (Wii) … Википедия
Heroes of Might and Magic IV — Разработчик … Википедия
R2 Online — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Ragnesis Online — Карточка игры title = Ragnesis Online image = investor = ICN Holding developer = Флаг России|20px Intelligent Soft publisher = Флаг США|20px 1GPN released = 2008 genre = MMORPG modes = Multiplayer platforms = PC requirements = Intel Pentium or… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
БК — Тип Бытовой компьютер Выпущен … Википедия
Prototype (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Prototype. Prototype Обложка игры Prototype Разработчик Radical Entertainment Издатели … Википедия
Shin Megami Tensei: Persona 3 — Обложка североамериканского издания, демонстрирующая силуэты трёх персонажей (слева направо): главный герой, Юкари и Дзюнпэй. Разработчик Atlus Издатель … Википедия
«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.
· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
· усвоение учащимися нового термина;
· активная умственная деятельность учащихся;
· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
· выделение предложений из речевого потока;
· выделение отдельных слов в предложении;
· скандирование слов, выделение слогов;
· сравнение по размеру предмета и слова ;
· выделение ударного слога;
· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
· упражнения в звукоподражании;
· выделение первого (последнего) звука в слове;
· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
· выделение каждого звука в слове;
· определение на слух количества звуков в слове;
· выделение в слове гласных (согласных) звуков;
· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
· введение нового звука,
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
— Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
спрогнозировать содержание будущего текста
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
работа во время чтения
научиться читать текст
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
работа после чтения
— итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
· ориентировка на странице прописей и тетради;
· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
· предупреждение искажения при написании букв;
· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
· воображаемое письмо (письмо в воздухе);
· анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
· усвоение правил письма:
— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
— Слог пишется безотрывно.
· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Навык написания букв и соединения их в слоги или слова является
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: При обучении письму умственно отсталых школьников важно их научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.
Статья:
Обучение письму происходит поэтапно: Iэтап: 1) рукописное начертание строчных и прописных букв, их соединение в слогах; 2) списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов; 3) письмо под диктовку усвоенных букв. IIэтап: 1) повторение изученного (см.Iэтап). 1.списывание слогов и слов с печатного шрифта; 2.написание заглавной буквы в именах людей; 3.письмо под диктовку усвоенных букв, слогов и слов. IIIэтап: 1) повторение изученного (см. предыдущие этапы); 2) списывание с букваря и доски; 3) написание заглавной буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, постановка точки в конце предложения. IVэтап: 1) повторение изученного (см. предыдущие этапы); 2) самостоятельное составление слов из букв разрезной азбуки и их запись; 3) добавление пропущенной буквы, слога в словах при списывании с предварительным анализом.
Этапы знакомства с буквой (этапы урока письма). 1) Предъявление образца буквы (на карточке с соблюдением всех графических норм, крупного размера), анализ образца (основные элементы, формы каждого, названия элементов), на этом же этапе дети сравнивают рукописный и печатный варианты буквы, правильно читают ее. 2) Запись буквы учителем на доске с объяснением (письмо буквы обратной стороной буквы на ладони, письмо на крупе); 3) Запись буквы учащимися в тетрадях по образцу, сделанному учителем, по опорным точкам и самостоятельное письмо нескольких букв, затем целую строку, во время письма учитель следит за правильным положением ручки в руке, соблюдением наклона; 4) Упражнения в соединении изученной буквы с другими буквами. Упражнения в письме слогов, слов, предложений с данной буквой, с опорой на звуко – буквенный анализ, с предварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки. Далее на основе составленной записи дается правильный письменный образец. Учащиеся прочитывают его, упражняются в письме на доске и тетрадях (списывание с рукописного текста); 5) списывание с букваря с предварительным чтением и разбором слов. Каждый урок письма в букварный период должен начинаться с гимнастики пальцев рук для развития моторики. В конце урока можно предложить учащимся рисование бордюров с целью укрепления и развития моторики мелких мышц руки, их координации. Если обнаруживаются трудности перевода печатного шрифта в рукописный, можно рекомендовать такие приемы, как быстро подобрать к печатным буквам письменные, использовать разборную рукописную азбуку.
Урок письма идет вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. Однако, учитывая, что уроков письма по программе меньше на один час по сравнению с уроками чтения, возможно некоторое отставание в закреплении письменного шрифта. Бояться этого не стоит, так как букварный период может быть продолжен в первой четверти второго класса. При более сложном составе учащихся закрепление навыка написания букв, их соединений в слогах и словах будет осуществляться на протяжении всего второго года обучения. Здесь важно научить первоклассников точно списывать слоги, слова и предложения с письменного или печатного шрифта.
Процесс обучение письму изучаемых в моем классе букв проводится с использованием «Рабочей прописи», материал которой разработан мной с опорой на систему действующего «Букваря» В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной. Эта пропись предназначена для детей с ОВЗ и реализует требования учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Каждая страница рассчитана для работы учащимися на 4 урока и задания в них усложняются постепенно. Цель данной «Рабочей прописи»: сформировать представления о правильном написании прописных и строчных букв, развивать и координировать движение кисти рук и пальцев, развивать графические навыки младших школьников, закрепить знания об изученном звуке.
Занятия по данной «Рабочей прописи» состоят из 11 этапов, каждый этап решает следующие задачи:
Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты. Например, такие как «Найди букву». Дети находят изученную букву в «Рабочей прописи». Данное задание рассчитано на пространственную ориентировку на странице прописи, умение находить изученную букву.
2 этап – звукобуквенный анализ изучаемой буквы. Задача второго этапа- закрепление знаний об изученном звуке и букве, соотношение звука с буквой, развитие правильной артикуляции звука. Учащимся предлагаются игры «Угадай звук» и «Правильно раскрась букву». В ходе, которых дети различают звук, выполняют звукобуквенный анализ изучаемого звука (гласный или согласный) и в последствии закрашивают квадрат с печатной буквой в нужный цвета (красный или синий).
4 этап- определение элементов необходимых для написания изучаемой буквы. Задача четвёртого этапа- расчленение букв на отдельные элементы, знакомство с конфигурацией элементов. Любому написанию предшествует анализ: какие элементы буквы находятся на этой строке, какова закономерность их расположения. Этот этап работы позволяет перед написанием буквы разобрать способ выполнения элементов отдельно.
писать буквы на равном расстоянии друг от друга. При необходимости изучаемая буква прописывается вместе с учащимися. Далее учащимся даётся задание найти и подчеркнуть на строчке буквы, которые, по его мнению, получились лучше всего. Если самокритичные дети не находят у себя таких элементов, очень важно, чтобы это сделал учитель, но здесь же, на уроке, а не после.
Занятие по «Рабочей прописи» может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. «Обучение грамоте.» Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение» 2009 2. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» (с.3,25-36);М. «Просвещение» 1990г.
3.Воронкова.В.В., Коломыткина И.В. «Букварь»; М. «Просвещение» 2013г. 4.ДанилкинаГ.И. «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе»(с.4-8); Л. 1993г.
5.Зубарева Л.В. «Коррекция письма на уроках 1-4 классы» (с.1-3); В. «Учитель» 2008г. 6. Тригер Р.Д. «Подготовка к обучению грамоте» (с.1-12); С. «Ассоциация 21 век» 2000г.